Исследовательская деятельность учащихся
статья на тему
В статье "Исследовательская деятельность учащихся" обобщила опыт исследовательской работы моих учащихся за 18 лет работы в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обобщение опыта работы | 23.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская деятельность учащихся.
Ким-оол Чечек Семёновна, учитель русского языка и литературы,
МБОУ СОШ № 3, г. Кызыла РТ
Одна из важнейших проблем современной школы – отсутствие интереса к учению, отсюда нежелание учиться, косноязычие, снижение грамотности и в результате снижение общей культуры. В данной ситуации необходимо повысить мотивацию учеников на сознательное изучение предметов школьной программы, в том числе русского языка и литературы. Что можем предложить мы, учителя, в подобном случае? Как разрешить заявленную проблему? Одним из способов повышения интереса к предмету считаю исследовательскую деятельность учащихся. Именно она активно развивает творческие и интеллектуальные способности школьников, их волевой потенциал, создаёт условия для формирования исследовательских навыков, что в итоге обогащает ученика как личность.
В настоящее время система образования настраивает учителя на организацию самостоятельной работы школьников, доведя её до уровня исследовательской деятельности, выходящей за рамки школьной программы. Именно этим объясняется интерес к организации исследовательской деятельности учеников и ежегодное проведение научно-практических конференций в школе.
Познавательная, учебно-исследовательская работа учащихся – это мощная образовательная технология, служащая комплексным средством решения многих воспитательных, образовательных задач; являющаяся важным средством адаптации современного школьника в обществе, а в итоге помогающая развивать интеллектуальный и научный потенциал общества в целом.
Задачи исследовательской деятельности учащихся:
1) выявление одарённых детей;
2) развитие творческих способностей;
3) выработка исследовательских навыков;
4) формирование аналитического мышления;
5) воспитание системного подхода к решению исследовательских задач, целеустремлённости и терпения в ожидании результата;
6) самоутверждение благодаря достижению поставленных целей.
За 18 лет педагогической деятельности в школе у меня сложилась определённая, проверенная годами система работы. Её глобальная цель: развить личность одарённых учащихся в процессе активной исследовательской деятельности. Логика любой научной работы такова, что зачастую здесь необходима не урочная форма, а внеклассная деятельность. В силу возрастных психологических особенностей, стремления к самореализации и самовыражению учащихся исследовательскую деятельность необходимо начинать в подростковом возрасте (лучшим является в этом плане 5 класс). Именно в 5 классе в первый раз предлагаю ученикам несколько тем для научно-исследовательской работы: "История фразеологизма", "Что читают в моем классе", "Одушевленные существительные". Рекомендую ребятам изучить лингвистическую литературу, поработать со словарями, заглянуть на языковые сайты в Интернете, потом даю советы по организации исследования. После того, как ученики заинтересуются, изучаем рекомендации по написанию исследовательской работы, составляем план реферата, делаем обзор литературы. В данный момент важен фактор времени. Вот почему стараюсь дать рекомендации перед каникулами, чтобы дети были свободнее и могли реализовать свой творческий потенциал в сжатые сроки. Опыт подсказывает, что неопределённость в сроках приводит к охлаждению интереса к реферату и исследованию. Систематически ребята отчитываются о своей работе, а я в свою очередь даю им практические советы, подбадриваю, поддерживая интерес к выполняемой работе.
Итогом исследований учащихся становится выход на аудиторию, т.е. выступление на школьных научно-практических конференциях. В нашей школе они проводятся каждый год. В исследовательской работе принимали участие мои ученики с 5 по 9 классы.
Основными этапами исследования становятся следующие:
1) выбор темы;
2) постановка проблемы;
3) пути решения:
а) поиск информации;
б) работа с литературой;
в) наблюдение;
г) анализ;
д) синтез.
4) итоговая конференция.
В процессе работы формируются навыки для решения исследовательских задач:
1) увидеть проблему;
2) задать вопросы;
3) дать определения понятиям;
4) наблюдать;
5) анализировать;
6) делать выводы.
Только анализ некоторых тем исследовательских работ учащихся показывает сферу их научных интересов. Круг затронутых вопросов весьма широк: фразеология, краеведение, орфоэпия, стилистика, русская литература XIX века, биографии русских и тувинских писателей.
Многие темы связаны с русской литературой.
Некоторые темы носят интегративный характер. Например, работа Монгуш Юлии «Две жемчужины литературы. («Слово о полку Игореве» и «Кюль-Тегин»)» вобрала в себя материалы живописи, скульптуры, музыки. Затронула историю русской и тюркской литератур.
Ряд тем, выбранных учащимися, основаны на связях русского языка с тувинским языком.
Стилистика, фразеология – ещё одна из сфер интересов учащихся: "Русские фразеологизмы", "Происхождение фразеологизмов", "Из истории русской фразеологии"
Вышеперечисленные темы исследовательских работ позволяют проиллюстрировать многогранность интересов учащихся: от теоретического изучения до самостоятельного исследования.
Дети интересуются историей родного края (8-9 классы). Особенно интересны работы учеников, заинтересовавшихся краеведением. К таким относится работа Монгуша Карбы «Оюн Дартаакы – тувинский Иван Сусанин»
Результаты исследований учащиеся заносят в таблицы, диаграммы. На конференции делаются презентации работ.
Итак, научно-исследовательская работа способствует формированию мировоззрения ребят, значительно расширяет кругозор в области филологии. Технология научного исследования даёт импульс к самообразованию, саморазвитию, самоанализу, самоорганизации.
Стоящая перед современной школой задача формирования активной, творческой, разносторонне образованной личности немыслима без познавательной активности. Организация исследовательской деятельности и проведение итоговых конференций – одно из важнейших условий развития такой личности. Главная черта учащихся, занимающихся исследовательской работой, - наличие у них потребности узнавать новое, поделиться на конференциях тем, что они узнали и что вошло в их сознание, подтолкнуть других к узнаванию нового.
Главным результатом своей деятельности как учителя считаю следующее:
1) формирование учащихся работать: находить и читать лингвистическую литературу, создавать текст и редактировать его, обобщать исследование, выступать перед аудиторией;
2) положительная мотивация школьников на изучение русского языка и литературы, следствием чего является развитие языковой личности учащегося.
Исследовательские работы учащихся.
№ | Фамилия имя ученика | Кл | Тема | место | год | Рук-ль |
1 |
Монгуш Юлия | 9г | «Употребление Р.п в русском и тувинском языках» | II | 2008 | Ким-оол Ч.С |
2 | Монгуш Юлия | 10 | Две жемчужины литературы. («Слово о полку Игореве» и «Кюль-Тегин») | II | 2009 | Ким-оол Ч.С |
3 | Куулар Аржана | 7г | Ударения в русском и тувинском языках. | 2009 | Ким-оол Ч.С | |
4 | Монгуш Карбы | 8г | Оюн Дартаакы – тувинский Иван Сусанин | I | 2010 | Ким-оол Ч.С |
5 | Хомушку Ай-Суу | 7г | «Употребление слова «синий» в произведениях русских и тувинских писателей» | 2010 | Ким-оол Ч.С | |
6 | Куулар Аржана | 8г | Родственные связи на родном и русском языках | III | 2010 | Ким-оол Ч.С |
7 | Домбуу Ачыты | 7г | История фразеологизма «Как белка в колесе». | 2013 | Ким-оол Ч.С | |
8 | Хертек Айдыс | 7г | Орфей и Прима (по рассказу А. Костюнина). | 2013 | Ким-оол Ч.С | |
9 | Допчут Серен | 5е | Одушевленные имена существительные | 2014 | Ким-оол Ч.С | |
10 | Хертек Айдыс | 8г | Мой любимый современный писатель – Александр Костюнин | 2014 | Ким-оол Ч.С | |
11 | Ёндан Айгуль | 8е | Влияние учителя на формирование души, характера и судьбы человека в произведениях А. Костюнина и Кок-оола Чамыян | II | 2014 | Ким-оол Ч.С |
12 | Ёндан Айгуль. | 9е | Проект. Моя любимая книга «Переселенец Хемчик» | II | 2014 | Ким-оол Ч.С |
13 | Ёндан Айгуль. | 9е | Русские и тувинские пословицы о добре | 2015 | Ким-оол Ч.С | |
14 | Иргит Алдынай | 6е | Сказки Владимира Степанова | 2015 | Ким-оол Ч.С | |
15 | Донгак Дидим-оол | 8г | Описание табу и эвфемизмов животных в тувинском языке | II | 2015 | Ким-оол Ч.С |
16 | Сандан Даяна | 5е | Что читают в моем классе | I | 2015 | Ким-оол Ч.С |
17 | Ондар Алина | 5е | Тувинские пословицы о маме | II | 2015 | Ким-оол Ч.С |
18 | Сандан Даяна | 6е | 9 подушек тувинцев | I | 2016 | Ким-оол Ч.С |
17.12.2015. Городская научно-практическая конференция школьников в МБОУ СОШ №12 «Обычаи и традиции народов России: изучение, сохранение и использование», посвящённая Году народных традиций в Республике Тыва. Диплом 2 степени получила - Сандан Даяна 6 «Е» с темой «Значение мыши в русских и тувинских пословицах.», Диплом 3 степени – Ондар Алина 6 «Е» с темой «Тувинские пословицы о маме»
04.03. 2016год. Городской конкурс проектов «Я открываю книгу» в гимназии №9 г Кызыла Диплом 1 степени получила - Сандан Даяна, ученица 6 «Е» с темой «Моя любимая книга – Традиционная культура тувинцев»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская деятельность учащихся в рамках элективного курса как способ развития познавательной самостоятельности учащихся
Элективный курс "Начала исследовательской химии" решает многие образовательные задачи. Одна из них - развитие навыков исследовательской деятельности. Данный материал может быть интересен тем педагогам...
Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"
В течении 4 лет, с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской деятельности. Вела наблюдение...
Обобщение опыта работы учителя химии и биологии Волоховой Ж.А. по теме "Исследовательская деятельность учащихся как средство активизации познавательной активности учащихся".
Исследовательская деятельность как средство активизации познавательной активности учащихся при изучении биологии....
Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках литературы как способ формирования УУД учащихся.
В работе говорится о проектно - исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы как способе формирования УУД ....
Статья. Роль исследовательской деятельности учащихся в формировании экологической компетентности учащихся при изучении химии.
Статья посвящена актуальной проблеме современного общества - экологической безопасности.Исходя из этого целью школьного экологического образования и воспитания являются:формирование высокой культуры п...
Работа с одаренными учащимися через проектно-исследовательскую деятельность учащихся на уроках литературы
Данный материал можно использовать как образец организации учебно-исследовательской деятельности в старших классах....
ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
В работе рассказывается как на уроках математики путем элементов исследовательской культуры повысить интерес к изучению предмета....