Представление инновационного педагогического опыта
статья на тему

Представление инновационного педагогического опыта  учителя русского языка и литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя

русского языка и литературы

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № 32»

 г.о. Саранск  Республики Мордовия

Винокуровой Наталии Михайловны

«Развитие интеллектуального и творческого потенциала личности посредством интегрированных уроков с использованием ИКТ»

Актуальность и перспективность опыта

        В условия развития общества наука прочно входит во все сферы жизни современного человека. В дискуссиях по проблемам модернизации отечественного образования активно обсуждаются вопросы содержания школьного образования, технологий учебного процесса и организация образованием. Интеграция знаний может выступить одним из путей мобильности и вариативности содержания образования. Проблема интеграции обучения и воспитания важна и современна как для теории, так и для практики. Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе. Она дает возможность раскрыть способности учащихся, подготовить к жизни, к каждому ученику найти индивидуальный подход, сохранить здоровье школьников.

        Актуальность проблемы межпредметных связей в обучении обусловлена объективными процессами в современном мир. Изменение социальной, политической ситуации в стране, открытость общества процессу интеграции в европейское и мировое сообщество поставили перед школой новые задачи в обучении и воспитании. Мало вооружить школьника суммой знаний и даже мало развить у него интерес к той или иной дисциплине, необходимо формировать личность, способную активно «вписываться» в современное общество, способную к дальнейшему саморазвитию и самообразованию. Современная система образования характеризуется дифференцированным подходом к обучению: каждый предмет  изучается отдельно в отрыве от реальной жизни. Поэтому в последнее время в школе большое внимание уделяется созданию межпредметных проектов,  проведению интегрированных уроков, на которых осуществляется синтез знаний различных учебных дисциплин, в результате чего образуется новое качество, представляющее собой неразрывное целое, достигнутое широким и углубленным взаимопроникновением этих знаний.

         Основные свойства интегрированного урока – синтетичность, универсальность. Он позволяет посвятить учащегося в конечные цели изучения не только данной темы, раздела, но и всего материала, быстрее включить его в познавательный процесс.

         Ученики часто не в состоянии применить знания одной из дисциплин к знаниям другой, например, взаимосвязь географии и химии, литературы и истории и другие.

          С другой стороны не очень хорошо объединять все дисциплины в одно целое, так как они теряют свою индивидуальность. Поэтому интегрированные уроки необходимо давать периодически, чтобы ученики увидели взаимосвязь между учебными дисциплинами и поняли,  что знания в одной дисциплине облегчает понимание процессов, изучаемых в других областях.

      Интегрированные уроки эффективны независимо от того, изучают ли ученики новый или обобщают уже пройденный. На этих уроках рассматриваются многоаспектные объекты, которые являются  предметом изучения различных учебных дисциплин.

      В последнее время сокращается количество часов, отведенных на изучение классических предметов, которые являются фундаментом всего учебного процесса, поэтому интегрированные уроки вносят весомый вклад в решение и этой проблемы.

       Современная система образования направлена на формирование высоко образованной, интеллектуально  развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов , представляющих данную картину. Предметная разобщенность становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире  преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьезные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры,  поэтому интеграция – инновационное  средство формирования познавательной компетенции учащихся.

Практическая значимость

Интеграция в обучении предполагает, прежде всего, существенное развитие и углубление межпредметных связей, которые являются аналогом связей межнаучных, переход от согласования преподавания разных предметов к глубокому их взаимодействию.

Интеграция знаний из различных предметов осуществляется с помощью интегрированного урока. Система интегрированных уроков лежит в основе интегрированного обучения.

Интегрированный урок — это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность.

Признаки интегрированного урока:

1) специально организованный урок, т.е., если он специально не организован, то его вообще может не быть или он распадается на отдельные уроки, не объединённые общей целью;

2) цель специфическая (объединённая); она может быть поставлена, например, для:

  • более глубокого проникновения в суть изучаемой темы;
  • повышения интереса учащихся к предметам;
  • целостного, синтезированного восприятия изучаемых по данной теме вопросов;
  • экономии учебного времени и т.п.;
  • широкое использование знаний из разных дисциплин, т.е. углублённое осуществление межпредметных связей.

Поскольку в интегрированном обучении рассматриваются разнообразные междисциплинарные проблемы, расширяющие рамки действующих программ и учебников для общеобразовательных школ, но необходимые и уместные для развития учащихся, то следует подчеркнуть, что при таком подходе гармонично сочетаются разнообразные методы обучения (методы преподавания и изучения), используемые на стыке предметов: лекция и беседа, объяснение и управление самостоятельной работой учащихся, наблюдение и опыт, сравнение, анализ и синтез; большое место отводится методам обучения на компьютерных моделях и эвристическому методу.

Практика показывает, что нередко одно и то же понятие в рамках каждого конкретного предмета определяется по-разному — такая многозначность научных терминов затрудняет восприятие учебного материала. Несогласованность предлагаемых программ приводит к тому, что одна и та же тема по разным предметам изучается в разное время. Эти противоречия легко снимаются в интегрированном обучении, которое решает также ещё одну проблему — экономии учебного времени.

Необходимо также отметить ещё один важный момент: интегрированное обучение призвано отразить интеграцию научного знания, объективно происходящую в обществе. Не освещать межнаучные связи или показывать их поверхностно было бы большим недостатком современной школы. Интегрированное обучение позволяет наиболее эффективно показать междисциплинарные связи и естественнонаучный метод исследования, используемый на стыке наук.

Прожив сорок пять минут урока, пропустив их через себя, учитель невольно задумывается, почему учебная активность некоторых учащихся носит кратковременный характер. Они не слышат вопроса, быстро устают, а поэтому часто отвлекаются на посторонние дела и в целом у них преобладают игровые интересы. Психологи отвечают на этот вопрос по-разному и чаще всего видят причину в незрелости мозговых структур, в социальной незрелости ученика, низкой мотивации учебной деятельности. Гораздо хуже, если названные трудности имеют генетическую природу или связаны с нарушениями центральной нервной системы.

 Концентрации внимания способствуют уроки в нестандартной форме: урок-игра, урок-путешествие,  урок-конференция, урок-суд, урок-концерт и т.д. К приёмам, мобилизующим внимание, можно отнести задания соревновательного характера: кто быстрее…, кто больше…, кто интереснее…. А также проблемные вопросы и задания. Как правило, они вызывают удивление, недоумение и, следовательно, желание вникнуть в задание, разобраться.

   Широкие возможности повышения эффективности педагогической деятельности имеет интеграция разных учебных предметов. Интегрированные уроки нравятся детям, вызывают интерес к познанию, дают большой эмоциональный заряд, помогают видеть мир целым, гармоничным. Интеграция нескольких предметов является средством интенсификации урока, расширяет его информативную ёмкость, повышает творческий потенциал учащихся.  Идея интеграции стала в последнее время предметом интенсивных теоретических и практических исследований в связи с начавшимися процессами дифференциации в обучении. Она дает возможность показать учащимся мир в целом, преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам, а также высвобождаемое за этот счет учебное время использовать для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении.

   Иначе говоря, с практической точки зрения, интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации учащимися, подкрепление мотивации обучения.

Концептуальность

        Интеграция в обучении предполагает прежде всего существенное развитие и углубление межпредметных связей, которые являются аналогом связей межнаучных, переход от согласования преподавания разных предметов к глубокому их взаимодействию.         Интеграция знаний из различных предметов осуществляется с помощью интегрированного урока. Система интегрированных уроков лежит в основе интегрированного обучения.

        Интегрированный урок — это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность.

Наличие теоретической базы опыта

         Изучением филологического анализа интересовались многие литературоведы и методисты. В центре нашего внимания были работы учёных, чьи исследования раскрывали проблемы изучения филологического анализа (Альбеткова Р. И., Власенков А. И., Горшков А. И., Купина Н.А. и др.). Все они указывают на необходимость использования филологического анализа в школьной практике. В отечественной науке, в трудах К. Д. Ушинского, Ф. И. Буслаева, А. А. Потебни, Л. В. Щербы, В. В. Виноградова, Г. О. Винокура, М. М. Бахтина, Н. М. Шанского и других намечены пути решения этой сложной проблемы. Отправной точкой определения понятия «филологическое образование» является по- нимание самого термина филология. В построении современной концепции филологи- ческого образования наиболее конструктивным и перспективным представляется опре- деление, предложенное С. С. Аверинцевым. Раскроем те намеченные им особенности, состав, структуру филологии, которые, по нашему мнению, определяют сущностные характеристики филологического образования. Филология — совокупность, содружество гуманитарных дисциплин, «изучающих духовную культуру человека через языковой и стилистический анализ письменных памятников». Филология «вбирает в свой кругозор всю ширину и глубину человеческого бытия, прежде всего бытия духовного», «служит самопознанию культуры». Филология помогает понять другого человека, другую культуру, другую эпоху. Основной категорией филологии является текст, который «во всей совокупности своих внутренних аспектов и внешних связей» — исходная ее реальность. «Внутренняя структура филологии двуполярна: на одном полюсе — скромнейшая служба «при тексте», на другом — универсальность, пределы которой невозможно очертить заранее ». Основанное на таком понимании филологии филологическое образование — «содружество» учебных предметов, которые изучают духовную культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве. Важнейшая его характеристика — единство целей и подходов. Филологическое образование входит в систему гуманитарного образования, сутью которого являются изучение человека в его отношении к миру, знание о субъекте познания, т.е. о себе самом. Цели филологического образования сегодня должны быть определены в соответствии с современными подходами к развитию общего среднего образования. Школьное образование в России до последнего времени сохраняло «знание центристский характер», было ориентировано, прежде всего, на усвоение и запоминание возможно большего объема общих и специальных знаний. К принципам обновления общего среднего образования относится перенос акцентов с познавательной функции на воспитательную функцию и развивающую. Происходит переориентация на «культур сообразную школу», формирующую духовный мир человека. В контексте такого подхода определены цели филологического образования: формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, патриота России, ориентированного на приоритет национальных российских ценностей при уважении к ценностям других цивилизаций, сознающего свою ответственность перед обществом в целом, перед каждым его членом, перед окружающей его живой природой, адаптирующегося к изменяющимся условиям жизни, готового активно влиять на них для достижения как общественного прогресса, так и личного успеха.

Ведущая педагогическая идея

        Моя ведущая педагогическая идея: «Используя интегрированное обучение на уроках русского языка и литературы, можно привить учащимся интерес к изучению многих  предметов.» Я убеждена, что проведение таких уроков и участие в них детей способствует лучшему освоению материала, осознанию культуры своей собственной страны, включению школьников  в диалог культур.

      Глубокий филологический анализ (представляющий взаимосвязь лингвистического и литературоведческого анализа) текста – образца на уроке словесности позволяет не только отрабатывать навыки осмысленного чтения, внимательного наблюдения за особенностями функционирования языковых единиц в тексте, их вдумчивого анализа, но и нацелить учеников на подлинно творческую работу, отражающую их личностное восприятие; является основным приемом реализации интеграции русского языка и литературы. Ученическая интерпретация художественного текста, основанная на его филологическом анализе, должна представлять собой цельный текст, отражающий уровень знаний школьников о равноуровневых языковых средствах изобразительности, их возможностях при создании формы и содержания художественного текста. В связи с жанровым многообразием художественных текстов представляется довольно сложным дать жесткую схему анализа, поэтому считается возможным предложить основные компоненты филологического анализа художественного текста, позволяющие сориентировать учителя и учащихся в проведении такой работы. На первом этапе после первого прочтения текста осуществляется определение эмоционального впечатления, которое он произвел (например, в поэзии – основной лирический мотив, при анализе эпического или драматического произведения – восприятие того или иного образа, идеи, авторской трактовки спорного вопроса и т.п.), затем это первое впечатление будет конкретизироваться, обосновываться в ходе дальнейшего анализа. В отдельных случаях уместно говорить об истории создания произведения, периоде в творчестве автора текста. На данном этапе необходимо провести анализ изобразительно – выразительных средств на всех уровнях языковой системы (лингвистический анализ), делая предварительные замечания об их месте и роли в художественном тексте: выяснить фонетические, графостилистические, лексические, словообразовательные, грамматические особенности текста.

                 На уроках литературы в средних классах школьники знакомятся с явлениями аллитерации и ассонанса: вводятся термины, даются примеры из поэтических произведений, при этом такая работа проводится без связи с уроками русского языка. Рассмотрение звуковой стороны художественных текстов должно быть более глубоким и возможно в той или иной мере в каждом классе на уроках словесности. Русская фонетическая система предоставляет богатые возможности для решения художественно- эстетических задач, с ее ресурсами полезно знакомить учащихся. Одна из современных тенденций в методике – усиление функционально- коммуникативного аспекта в преподавании грамматики (морфологии и синтаксиса) – свидетельствует о внимании на уроках русского языка, словесности к особенностям употребления грамматических языковых средств, о необходимости взаимосвязанного обучения языку и речи. Это должен учитывать учитель - словесник, поскольку проблема состоит в том, что очень часто упражнения по развитию речи не связываются с определенным грамматическим материалом, в то время как выбор этих упражнений на каждом уроке, по справедливому замечанию Г. М. Иваницкой, должен определяться ответом на вопрос: что дает изучение данного грамматического понятия или правила для развития речи. «Такая установка неизбежно потребует обращения к художественной литературе, причем не с целью подобрать дидактический материал для урока, а с целью осмыслить стилистическую и изобразительную роль изучаемых грамматических явлений». На втором этапе работа усложняется, поскольку осуществляется выход на уровень синтеза уже частично произведенного лингвистического, а также литературоведческого подходов к анализу текста, при этом важно:

 1) отметить присутствующие в тексте виды связности языковых средств (повторы в соответствии с уровнями языковой системы);

 2) определить сильные позиции текста (анализ текстовых знаков, имеющихся в данном тексте: в первую очередь, заглавия; имеющихся мета текстовых знаков), затем – ключевые признаки, на основании чего  определяется тема и идея текста,  выявляется конфликт,  делается вывод об образной системе текста;

 3) выявить особенности структуры анализируемого художественного текста, соотнести их с тем содержанием, которое выражено с помощью используемых автором ключевых текстовых знаков, в связи с чем  определяются родовые и жанровые признаки текста,  определяются особенности композиции и элементы сюжета произведения,  описываются формальные средства построения (для стихотворных произведений): форма стиха, размер (для силлабо-тонической системы стихосложения), тип строфы, рифма, тип рифмовки, вид клаузулы.

                Синтаксическая система русского языка удивительно богата изобразительными возможностями. Свободный (относительно) порядок слов придает русскому синтаксису грамматическую гибкость, порождает огромное количество синтаксических синонимов, с помощью которых удается передать тончайшие смысловые оттенки. Для языка художественной литературы существенно то, что на уровне синтаксиса объединяются и взаимодействуют все языковые образные средства, не существующие в тексте изолированно, а функционирующие в синтаксической единице – предложении.

                В связи с этим считаю справедливым вывод В. А. Ачкасова, который, исследуя взаимодействие двух родственных предметов (русского языка и литературы), объединяемых термином «словесность», на уроках синтаксиса – синтаксического строя речи школьников и синтаксической структуры литературного текста, - приходит к выводу, что установившаяся в методической науке и школьной практике система преподавания русского языка и литературы может быть скорректирована в сторону их более тесного взаимодействия на основе общих, связывающих эти предметы реальных процессов в речевой и читательской деятельности.

Результативность опыта

(см портфолио учителя)

1. Положительная динамика результатов по предмету

Качество знаний, %

класс

2012

2013

класс

2014

2015

2016

6 Б

69%

77,2 %

5 Д

74,3%

89,4%

92,3%

8 А

58,3%

62,2%

8 Б

71,8%

78,7%

82,4%

8 В

49,4%

53,5%

10 А

78,7%

83,2%

85,7%

9 А

72,4%

75%

11 А

77,5%

2. Учащиеся 5 – 11 классов систематически посещают спецкурсы курсы, элективные курсы  по русскому языку и литературе.

3. Участие и победы в конкурсах исследовательских проектов

различного уровня

2013 год

ФИО ученика

Название конкурса

Уровень

Место

Белов Егор

Творческий  конкурс  

«Жизнь без наркотиков» в номинации «Проза»

республиканский

победитель

Сюсина Елизавета

Творческий  конкурс  

«Жизнь без наркотиков» в номинации «Проза»

республиканский

победитель

Агафонкина Елена

Конкурс литературного творчества «Пожарные-

добровольцы глазами детей» в номинации «Частушка»

республиканский

1 место

Малкина Ксения

заочный конкурс «Познание и творчество»

всероссийский

победитель

включена в итоговый печатный сборник «Ими гордится  Россия»

всероссийский

победитель

Макаров Игорь

VIII Международный детский фестиваль «Подводный мир глазами детей» в номинации «Поэзия»

международный

призёр

2014  год

Сергунин Александр

конкурс «Ученик года»

муниципальный

финалист

Морозова Мария

конкурс авторского стихотворения «Душой рождённые стихи» в номинации «Поэтический дар»

муниципальный

победитель

Фомин Евгений

конкурс авторского стихотворения «Душой рождённые стихи» в номинации «Поэтический дар»

муниципальный

призёр

Малкина Ксения

заочный конкурс «Познание и творчество»

российский

победитель

2015  год

Чекайкина Мария

конкурс проектов и учебно-исследовательских

работ учащихся «Школьники города – науке XXI века» «Ярмарка идей», секция «Литературоведение»

муниципальный

победитель

Сергунин Александр

конкурс «Ученик года»

муниципальный

финалист

11 А

Агитбригада школы « Ареал № 32»-  конкурс экологических агитбригад « Мы за все в ответе»

муниципальный

призёр

11 А

Агитбригада школы « Ареал № 32»-  конкурс экологических агитбригад

 «Мы за все в ответе»

республиканский

призёр

2016  год

Воронкова Диана

межведомственный конкурс сочинений,

посвящённый 294-ой годовщине образования прокуратуры  России

республиканский

3 место

Маршев Станислав

общероссийская предметная олимпиада для

школьников « Пятерочка»

российский

победитель

Новиков Александр

общероссийская предметная олимпиада для

школьников « Пятерочка»

российский

победитель

Журтов Тимур

общероссийская предметная олимпиада для

школьников « Пятерочка»

российский

победитель

4. Участие и победы в олимпиадах различного уровня

2014 год

ФИО ученика

Олимпиада

Уровень

Место

Сульдина Полина

Всероссийская школьная предметная олимпиада по русскому языку

муниципальный

призёр

Воронкова Диана

Всероссийская школьная предметная олимпиада по русскому языку

муниципальный

победитель

2015 год

Воронкова Диана

Всероссийская школьная предметная олимпиада по русскому языку

республиканский

призёр

2016 год

Данилова Полина

Всероссийская школьная предметная олимпиада по русскому языку

муниципальный

призёр

5. Участие и победы педагога в профессиональных конкурсах различного уровня.

Муниципальный уровень

 Ярмарка научно - методических разработок «Новой школе- новые идеи».  Номинация  «Методическая разработка урока» - 2016 год, призёр

                     

 Российский уровень

Национальная образовательная программа « Интеллектуально- творческий  Потенциал России» -2013-2014 учебный год, призёр

                        

Трудности и проблемы  при использовании опыта

         Трудности и проблемы  при использовании опыта заключаются в том, что педагог должен на достаточно высоком уровне владеть знаниями для проведения  интегрированных уроков.  Данная проблема решается посредством проведения мастер-классов, организацией практикумов, лекториев.

Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приемы работы с учащимися

Название публикации

Место публикации

Уровень публикации

Интегрированный урок русского языка и природоведения «Предложение. Уникальность планеты Земля».

Педсовет. ORG 

всероссийский

Презентация Интегрированный урок русского языка и природоведения «Предложение. Уникальность планеты Земля».

http://nsportal.ru

всероссийский

Зимний пейзаж в лирике русских поэтов и композиторов.

Электронное периодическое издание «Педагогическая газета» (pedgazeta.ru)

всероссийский

Презентация «Интегрированный урок как средство формирования позитивной мотивации в обучении школьников»

 http://nsportal.ru

всероссийский

Статья «Интегрированный урок (из опыта работы)»

https:// infourok/ru

всероссийский

Статья «Об интеграции как методическом явлении» (из опыта работы)

https:// infourok/ru

всероссийский

Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приемы работы с учащимися

1. http://nsportal.ru/ vinokurova-nataliya-mikhailovna

2. http://pedgazeta.ru

3. https:// infourok/ru

4. Педсовет. ORG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление инновационного педагогического опыта

Представление инновационного педагогического опыта Макаровой Ольги Александровны, учителя физики  МОУ «Лицей № 31» городского округа Саранск...

Представление инновационного педагогического опыта

"Творческие работы малой формы (мини - изложения, мини - сочинения, этюды, эссе) как средства развития креативных способностей учащихся"...

Публичное представление инновационного педагогического опыта

     Мастахская средняя общеобразовательная школа с 2008 года работает по реализации инновационного образовательного проекта «Олоҥхо-сайдыы тирэҕэ», поэтому большое внимание удел...

Представление инновационного-педагогического опыта

Представление собственного инновационного-педагогического опыта...

Представление инновационного педагогического опыта по теме самообразования

Тема инновационного педагогического опыта:«Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы»...

Публичное представление инновационного педагогического опыта

Вопросы активизации познавательной деятельности школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики.Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффек...