Представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ "Первомайская СОШ" Лямбирского муниципального района РМ Макаровой Евгении Сергеевны
статья на тему

Макарова Евгения Сергеевна

Представленный педагогический опыт раскрывает: обоснование своей актуальности и перспективности, его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса, условия формирования введущей идеи, возникновения и становления опыта, его теоритическую базу, технологию, систему  конкретных педагогических действий,содержание, методы,приёмы воспитания и обучения, анализ результативности, трудности и проблемыпри использовании данного опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_ped._opyta.docx47.1 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»

Лямбирского муниципального района Республики Мордовия

Представление педагогического опыта

учителя русского языка и литературы

МОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»

Макаровой Евгении Сергеевны


1.
 Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса

   Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Творческие работы учащихся как условие развития их личностного потенциала».

  Одним из наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность, креативность мышления, поиск нового, желание и умение выражать свои мысли.

Актуальность данной проблемы обусловлена следующими проблемами: снижение грамотности и общей культуры учащихся, потеря интереса к изучению, к чтению, отсутствие нравственных ориентиров, а также неумение фантазировать, мыслить образно, создавать творческий продукт.

Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно выражать свои мысли в письменной форме, пробовать свои творческие возможности в поэзии и прозе,  побуждать обучающихся к участию в различных творческих конкурсах, тем самым стимулируя личностный рост.

    Современные условия федерального государственного образовательного стандарта характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Современное общество предъявляет своим гражданам требование овладения навыками творческого мышления. Задача современной школы – подготовить человека думающего и чувствующего, способного не просто получать знания, но и использовать их в жизни, умеющего жить в социуме, обладающего внутренней культурой.

   Поэтому проблема развития творческих способностей учащихся является одной из наиболее актуальных.

2. Условия формирования  ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта

      Основой моей педагогической деятельности является развитие у учащихся творческих способностей. Считаю, что каждый ребёнок способен созидать и творить. Положительного результата в реализации этой сложной проблемы можно добиться только на основе применения педагогики сотрудничества, способствующей созданию условий для развития речи обучающихся.

   В педагогической практике опираюсь на следующие принципы педагогической деятельности:

·  максимальное развитие индивидуальных способностей ребёнка;

·  учёт в процессе обучения не только умственных способностей обучающихся, но и их эмоций, ценностных ориентаций;

·  актуализация результатов обучения (применение на практике приобретённых знаний, умений и навыков);

·  системность обучения;

·  креативность обучения (реализация творческих возможностей учащихся и учителя);

·  применение личностно-ориентированных технологий обучения.

   Уроки развития речи – это уроки творчества. На них должна проявляться индивидуальность каждого ученика, развиваться его творческие способности.

   Широко использую работу с опорными словами, сочинения-описания  по картине или фотографии, сочинения на заданную тему, по аналогии с прочитанным, по наблюдениям учащихся, составление письма подруге или другу, сочинение по заданному началу. Описанные выше упражнения выполняются под моим руководством, при этом степень самостоятельности учащихся постоянно возрастает. Когда же дети усваивают материал достаточно прочно и овладевают "техникой" выполнения соответствующего вида работы, аналогичные задания предлагается выполнить дома.

   Умение анализировать, обобщать, логически правильно, чётко, а так же эмоционально строить свою речь необходимы для хорошего сочинения.   Я применяю следующие этапы подготовки к сочинению:

1) моделирование речевой ситуации. Цель - создание мотива, обеспечение необходимого эмоционального настроя, пробуждение интереса к работе, организация наблюдений, обсуждение задач и условий ситуации;

2) подготовка к сочинению. Цель - создать базу для последующей работы (план, опорные слова, синонимические ряды), организовать накопление необходимых знаний, впечатлений;

3) написание сочинения.

   Большое внимание на уроках изложения уделяю лингвистическому анализу текста, когда учащиеся должны не только определить основную мысль читаемого произведения, его эмоциональное восприятие, пересказать, выдерживая стиль речи, но и произвести полный анализ текста: определение темы и основной мысли высказывания, стиля и типа речи, определение способов связи предложений, наблюдение над функционированием языковых средств. Практика показывает, что подобная работа не только развивает творческие способности детей, но и успешно готовит к ГИА и ОГЭ.

3. Теоретическая база опыта

   У психологов и дидактов складываются разные точки зрения как на природу способностей, так и на само понятие «творчество». Обоснование предложенной системы работы можно найти в трудах психологов – Л.С.Выготского, Н.Бердяева, В.М.Тепловой, А.Н. Лука, Я.А. Пономарева, В.Д. Шадрикова, Д.Б. Богоявленской, М.Е.Богоявленской, М.А.Холодной и других. Творчество - далеко не новый предмет для изучения. В книге «Основные современные концепции творчества и одаренности» под редакцией Д.Б.Богоявленской дается такое определение: «Способности есть свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности». Среди разных видов способностей психологи выделяют творческие. Под творческими способностями они понимают способность построения своего образа мира, своего мироощущения (в слове, в изображении, в музыке, в действии) и самого себя в этом мире.

   Творчество (или креативность) – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. Творческая деятельность, по мнению психологов, требует баланса 3 видов способностей:

1. Способности синтетические - это способность произвести что-то помимо существующего,  уже имеющегося, это способность генерировать необычные, интересные идеи.

2. Второй тип способностей – аналитические, под которыми понимается умение мыслить критически, умение анализировать и оценивать.

3. Третий вид способностей обычно соотносится с умением превращать теорию в практику, находить абстрактным идеям практическое применение.

   По проблеме творческого развития учащихся есть также и педагогические исследования. Обоснование предложенной системы работы можно найти в трудах И.Я.Лернера, В.А.Сухомлинского,  А.Н.Окунева.  И.Я.Лернер выделил следующие элементы творческих способностей:

- видение новой проблемы в знакомой ситуации;

- перенос знаний и умений в нестандартную ситуацию;

- видение новых (скрытых) функций известных объектов;

- видение всех взаимосвязей структуры объекта;

- видение альтернативных и вариативных способов решения задачи;

- комбинирование известных способов действий и создание на этой основе

нового способа;

- построение принципиально нового способа решения, отличающегося от известных.

   Таким образом, обучение творчеству школьников – это вооружение их умением осознавать проблему, намеченную учителем, а позднее – формулировать ее самому. Обучаясь русскому языку и литературе, школьники овладевают необходимым лингвистическим минимумом и адекватными этим знаниям умениями. Согласно последним исследованиям дидактов, уровни знаний и умений являются низшими в развитии ребенка. К высшим уровням специалисты относят личностное отношение к предмету и опыт творческой деятельности.

4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения

   В своей работе я использую следующие методы для развития творческих способностей учащихся:

 эвристический;

  проблемный;

 модельный.

   При разработке методики формирования творческих способностей учитель должен учитывать: а) общий уровень развития ученического коллектива; б) возрастные особенности формирования креативной сферы; в) личностные особенности учащихся; г) специфические черты и особенности учебного предмета. Условия формирования творческих способностей: а) положительные мотивы учения; б) интерес учащихся;. в) творческая активность; г) положительный микроклимат в коллективе; д) сильные эмоции; е) предоставление свободы выбора действий, вариативность работы.

    Принципы деятельности: а) креативность обучения (реализация творческих возможностей учителя и учащихся); б) опора на субъективный опыт учащихся (один из источников обучения); в) актуализация результатов обучения (применение на практике приобретенных знаний, умений и навыков); г) индивидуализация и дифференциация обучения (индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся); д) системность обучения; е) творческое взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения.

   На уроках русского языка и литературы у нас стали традиционными творческие диктанты, рубрика «Проба пера»». Каждый школьник может прочитать собственные стихи, рассказы, сказки, миниатюры. Созданные речевые произведения обсуждаются коллективно. Основной критерий – оригинальность выполнения творческого задания, оригинальность речевого оформления. Всё это не могло не привести к активному творческому процессу на уроках. Теперь я считаю, что урок, где не было места творчеству – потерянный урок. Учёные отмечают, что развить сразу весь комплекс свойств, входящих в понятие «творческие способности», невозможно. Это длительная, целенаправленная работа, поэтому эпизодическое использование творческих задач не принесёт желаемого результата. Я стараюсь систематически, из урока в урок, использовать задания, позволяющие формировать и развивать всё многообразие интеллектуальной и творческой деятельности. На уроках использую такие приёмы, как «Продолжи лекцию», «Мысль в четыре строки» и т.д. Очень часто прошу ответить на мои вопросы письменно. Описание картин считаю целесообразным превращать в сочинения-рассуждения, в которых картина – не главная тема работы, аргумент к тезису. Все сочинения традиционно зачитываю вслух. Это стимулирует ребят к созданию более удачных последующих работ. Требую, чтобы характер сочинений был обязательно личностный! Это – главное условие успешной работы. Учу детей прослеживать логику и последовательность выраженных мыслей, не уходить от темы, видеть цель своей работы.

  Особое внимание уделяю способностям детей сочинять стихи. Работа идёт непросто, но постепенно дети раскрываются. У кого-то поэтическая одарённость выражена лучше, у кого-то наоборот, но создают рифмы все ученики. Поэтическое творчество – стимул участия детей в различных творческих конкурсах. Мы участвуем в муниципальных и республиканских конкурсах «Защитим лес», «Конкурс на знание истории государственной символики РФ», «Всероссийский конкурс сочинений», «Искусство слова» и др.

   Литературное творчество повышает у детей уверенность в себе, развивает коммуникативные навыки, обогащает устную и письменную речь.

 5. Анализ результативности

  Ежегодно мои ученики становятся победителями и призёрами различных муниипальных и творческих конкурсов. Не первый год призёром республиканского этапа Всероссийского конкурса сочинений становится ученица 8 класса Кокина Дарья. Победителем республиканского конкурса «Вдохновенный Эрмитаж» стал ученик 7 класса Ионов Яков. Акимова Ксения становилась призёром республиканских конкурсов «Защитим лес», «Искусство слова» и т.д. Мы принимаем участие во всех муниципальных конкурсах, которые бывают предложены. Как правило, после успешного результата у учеников заметно растёт стимул для дальнейшего творчества. (Демонстрация творческих работ учащихся – приложения 2,3)

6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта

   Трудности при работе с творческим развитием учащихся возникают всегда. Информационно-коммуникативные технологии препятствуют креативному мышлению детей. Но часто бывает и так, что ребёнок не хочет сочинять. Это бывает связано с образом жизни ученика, типом мышления, особенностями характера. Хочу отметить, что нельзя учить сочинять «из-под палки». Чувство слова рождается в любви к чтению. Если в годы обучения в начальной школе ребёнку не была привита «привычка настольной книги», то в старшем возрасте творческие задатки сложно развить.  Не секрет, что для успешного результата творческой работы необходимы и природные данные ученика: любовь к слову,  культура речи, желание писать. Моя профессиональная задача – увидеть эти задатки в ребёнке и создать все условия для их развития.

6. Адресные рекомендации по использованию опыта

Материалы педагогической деятельности учителя русского языка и литературы Макаровой Е.С. представлены

http://nsportal.ru/makarova-evgeniya-sergeevna

http://www.proshkolu.ru/user/evgenia87/folder/

Приложение 1

Учитель русского языка и литературы МОУ «Первомайская СОШ»

Лямбирского муниципального района РМ

Макарова Е.С.

Урок литературы в 10 классе.

Теория Раскольникова. Истоки бунта.

«Тварь ли я дрожащая или право имею?»

Цель урока: Анализ смысла теории Родиона Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Задачи урока:

  • Образовательные:
  1. Сформулировать предпосылки возникновения теории Раскольникова;
  2. Сформулировать мотивы совершения преступления;
  • Развивающие:

1.   Формировать умение анализировать эпизод текста;

2.   Формировать умение делать выводы и обобщения на основе текста;

3.   Формирование умения логично, убедительно рассуждать на нравственно-философские  темы, подтверждая суждения текстом;

4. Совершенствовать монологическую и диалогическую речь учащихся;

  • Воспитательные:
  1. Воспитывать нравственные качества учащихся: доброту, отзывчивость, сострадание, любовь к ближним;
  2. Способствовать духовно-нравственному развитию учащихся;
  3. Формирование умения вырабатывать личную позицию ученика на основе прочитанных художественных произведений.
  4. 4.Дать возможность научиться обработке информации, систематизации и анализу художественного произведения.

Тип урока: урок-семинар

 

Формы организации познавательной деятельности:  фронтальная, индивидуальная, групповая.

                                                                                           

Вечный спор Ангела и Демона

происходит

                                                                                          в нашей собственной совести. И ужаснее  

                                                                                          всего, что мы никогда не знаем, кого из них

                                                                                          любим, кому больше желаем победы.

 

                                                                                                                                 Д.С. Мережковский

             1. Организационный момент:

Зачем человек рождается на свет… Какова цена человеческой жизни… В чем эта истина и где ее искать… Ответы на эти вопросы мы попытаемся найти в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Федор Михайлович Достоевский помогает нам ответить на вопрос, который зародился одновременно с жизнью на Земле. Может ли человек ставить себя выше себе подобных? Может ли человек ставить эксперименты над живыми людьми? Скажите, ребята, по этим вопросам вы уже догадались, какова тема нашего сегодняшнего урока? (дети отвечают)+ 1 слайд  Ответы на эти  вопросы  мы попытаемся дать в конце занятия.  А пока обратимся к эпиграфу урока.                                                                                                           

   Каковы же “Ангелы” и “Демоны” Родиона Раскольникова?  Добро и зло – вечные ипостаси бытия, что побеждает на весах жизни главного героя? Кто же он – тварь дрожащая или право имеющий… Право убивать… (демонстрация видеоролика из сериала «Преступление и наказание» - сцена убийства старухи-процентщицы)

Итак, убийство совершено. Мы видели с Вами все внутренние переживания героя, как борются разум и чувства Раскольникова, как сложна эта борьба, и все же  - убийство.

Что такое преступление?  И что есть наказание для убийцы?

Что есть преступление Раскольникова?  И что есть его наказание?  Сегодня определите вы сами.

2. Актуализация знаний учащихся.

- Скажите, пожалуйста,  каким компонентом в  композиции романа является сцена убийства? (Кульминация)

Но перед тем, как решится на подобный шаг. гл. герой испытал на себе колоссальное давление. Давление это происходило с внешней стороны и с внутренней. Поэтому, чтобы преступить к основному этапу урока, мы должны актуализировать свои знания, ответив для себя, на два вопроса. Ответы на эти вопросы должны быть краткими, так как шире эти два вопроса мы рассмотрим в течение урока.

- Какую роль играет Петербург в романе? (Описание Петербурга в романе Ф.М.Достоевского играет очень большую роль. Оно даёт нам полное представление о том, как выглядел город, какими были люди, живущие в нём. " «Раскольников не мог там находиться. Этот город его угнетал и раздражал. Ему хотелось вырваться оттуда, но это было невозможно, так как у него было слишком мало денег.» - на слайде)

 - Каковы отношения Раскольникова с окружающими его людьми? (С семьей его связывают теплые отношения, с Разумихиным он дружит, но он ненавидит свою квартирную хозяйку, которой должен, он испытывает отвращение к «мерзкой старушонке», он сочувствует Мармеладову, он раздражен тем, что вокруг бедность, нищета, нет социальной справедливости. И, наконец, он влюбляется в Соню)

3. Работа по теме урока. Работа с текстами и презентацией.

Итак, ребята, выяснив для себя ответы на эти два вопроса , мы переходим к основному этапу урока. Давайте, сначала поразмышляем над смыслом двух слов , которые составляют основу всего романа. Они обозначены в заглавии. Это преступление и наказание. (На слайде написаны эти два слова. Дети пытаются разгадать их семантическую, то есть внутреннюю форму. Давайте подумаем, как можно истолковать эти слова, проведем небольшой анализ.

(Преступление- преступить, переступить через что-то.

Учитель: А что значит – преступил? (перешагнул)

Наказание — 1) от казнь, получить казнь, 2) получить наказ на будущее)

- Ребята, мы выяснили, что если человек совершил преступление, значит, он преступил черту. А как вы думайте, какие три черты преступил Раскольников? Давайте составим таблицу, в которой будут три столбца, названия пока у таблицы не будет, а три столбца мы озаглавим следующим образом: нравственность, философия, социальные черты.

(Дети говорят, что нравственного он преступил, что философского, что социального: он преступил нравственные черты – он убил человека, он преступил философские черты – он создал свою теорию, делящую людей на 2 разряда, он преступил социальные черты – он нарушил закон)

(запись в тетради) Давайте посмотрим в нашем учебнике, есть и упоминание об этих чертах.(Смотрят учебник, находят там упоминание)

Хорошо ребята, значит мы с вами на правильном пути. Мы с вами выяснили, какие черты преступил Раскольников, совершая преступление. А суть наказания мы выясним позже. Теперь нам предстоит большая работа по анализу теории Раскольникова.

Вы видите, что наша доска разделена на две части. В каждой части написано только одно слово ТЕОРИЯ.

Что бы это могло значить? (отв. Возможно, несколько точек зрения и т. д.)

Начинаем работу по первой части. Давайте обратимся к тексту № 1. (ч.3, гл.5) Читают текст, отвечают на вопрос.

- В чем же смысл этой теории?

(делит людей на обыкновенных и необыкновенных.)

Текст № 1.

-- Нет, нет, не совсем потому, -- ответил Порфирий. -- Всё дело в том, что в ихней статье все люди как-то разделяются на "обыкновенных" и "необыкновенных". Обыкновенные должны жить в послушании и не имеют права переступать закона, потому что они, видите ли, обыкновенные. А необыкновенные имеют право делать всякие преступления и всячески преступать закон, собственно потому, что они необыкновенные.

Итак, значит, в теории есть обыкновенные и необыкновенные люди. Кто они? Разделитесь, пожалуйста,  по парам. Я предлагаю первой паре (Аделина, Виталий) проанализировать, какие по теории  Раскольникова люди обыкновенные, в вторая пара (Вова, Кристина) исследует людей необыкновенных. Поработайте, пожалуйста, с текстом и выпишите на листы , раскрывающие суть теории.

Что должно получиться у 1 группы:

  • Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных…

Подразделения тут, разумеется, бесконечные, но отличительные черты обоих разрядов довольно резкие: первый разряд, то есть материал, говоря вообще, люди по натуре своей консервативные, чинные, живут в послушании и любят быть послушными. По-моему, они и обязаны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного.

  • Первый разряд всегда -- господин настоящего,
  • Первые сохраняют мир и приумножают его численно;

Что должно получиться у 2 группы:

  • … и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово.

  • Второй разряд, все преступают закон, разрушители или склонны к тому, судя по способностям. Преступления этих людей, разумеется, относительны и многоразличны; большею частию они требуют, в весьма разнообразных заявлениях, разрушения настоящего во имя лучшего. Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, -- смотря, впрочем, по идее и по размерам ее, -- это заметьте. В этом только смысле я и говорю в моей статье об их праве на преступление.

Ребята зачитывают  прикрепляют свои выводы на доску в первой части ТЕОРИИ («обыкновенные» и «необыкновенные» люди)

- Молодцы, ребята. У нас осталась пустой вторая половина доски. И там тоже написано «теория».  Суть теории Раскольникова вы уже раскрыли. Теперь, ребята, вам нужно раскрыть причины её возникновения. (делю половину ещё на 2 части). Их две – внешние и внутренние.

 Как мы с вами понимаем, в начале урока мы не просто так отвечали на два вопроса, помните? Что мы выясняли? (Роль Петербурга в романе и отношения Родиона с окружающими его героями)

- Вы сказали, что Петербург – это среда, в которой жил наш герой. Может ли окружающая среда влиять на поступки и мысли человека? (да, конечно, может). Значит, окружающую среду Раскольникова, т.е. Петербург – мы отнесем к внешним или внутренним предпосылкам рождения теории? (к  внешним, так как это – окружение героя, то есть то, что влияет на него извне)

Ребята, также вы анализировали отношения Раскольникова с другими героями. К каким причинам мы отнесем их? (к внутренним)

Почему? (переживания, чувства по отношению к этим героям происходят в душе Раскольникова, то есть внутри него)

Молодцы, ребята. Теперь вы понимаете, что является внешними, а что внутренними причинами рождения теории. Перед вами тексты. Так же, работая с текстом в парах, заполните, пожалуйста, вторую половину доски. 1 группа исследует внешние причины, вторая – внутренние.

Что должна найти 1 группа:

На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, -- всё это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши. – ч.1, гл.1

Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека.  (ч.1, гл.1)

Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. (ч.1, гл.1)

Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. (ч.1, гл.3)

Жалеть! зачем меня жалеть! -- вдруг возопил Мармеладов, вставая с протянутою вперед рукой, в решительном вдохновении, как будто только и ждал этих слов. -- Зачем жалеть, говоришь ты? Да! меня жалеть не за что! Меня распять надо, распять на кресте, а не жалеть! (ч.1, гл.2)

А тут поднялся проливной дождь, и Дуня, оскорбленная и опозоренная, должна была проехать с мужиком целых семнадцать верст в некрытой телеге. (ч.1, гл.3)

: Взгляды революционных демократов, критикующих несправедливость и жестокость окружающего мира; Идеи бонапартизма (в 1865 году была переведена на русский язык книга Наполеона III «История Юлия Цезаря» о предназначении великой личности); (из тетради

Внутренние: Тексты (по тому же принципу). Выводы- Состояние Раскольникова (он унижен, задавлен бедностью, страдает за других, в нем есть стремление действовать); Характер героя — сумрачный, замкнутый, одинокий, болезненно самолюбивый и восприимчивый. Нравственные истоки теории Раскольникова, которая порождена состраданием, но странно, «бредово» понятым героем (Наполеон — сострадание); То, что теория Раскольникова нечеткая, противоречивая, поэтому герой мечется между собой и теорией. В центре урока — наблюдения за развитием идеи Раскольникова в зависимости от его состояния.

 - Итак, мы с вами проанализировали ТЕОРИЮ Раскольникова и ответили на многие важные вопросы по ПРЕСТУПЛЕНИЮ. Скажите, пожалуйста, а что получает человек, совершивший преступление? Наказание. Давайте посмотрим, какое наказание получает Раскольников, преступив через эти три черты, которые вы вывели.

 (Социальное наказание. - лишение свободы; философское наказание. - опровержение теории, её крах; нравственное наказание. - одиночество, утрата всех жизненных ценностей).

 -Хорошо, ребята. Ребята, скажите, пожалуйста, а почему у главного героя романа такая фамилия? (Раскол – происходит внутренний раскол его)

- То есть что происходит с героем в момент совершения преступления и наказания? (Герой раскалывается)

 - А что значит раскалывается? (Значит он теряет гармонию с окружающим миром и с миром внутренним.)

4. Подведение итогов урока

Итак, уважаемые ученики, напоминаю вам о том, что сегодня в начале урока я сказала о глобальной проблеме, которую поднимает Достоевский. Проблеме всех времен и народов. Продолжите эту мысль – (на доске записано – «Можно ли… (учащиеся заканчивают (лишать человека жизни ради идеи?)

- Как бы вы ответили на этот вопрос? Ваши мнения выразите, пожалуйста, в письменной форме.

Учитель читает текст под презентацию.

- Совершенно верно, ребята. Роман Достоевского «Преступление и наказание» - это роман-предупреждение. Человечество постоянно страдает от безумных идей, которые также как и идеи Раскольникова приводят к страданиям и смерти невинных людей. История разных веков доказывает нам это.

Комментарий к слайдам презентации:

-Наполеон Бонапарт хотел завоевать и подчинить себе весь мир. «Осталась одна Россия, но я раздавлю и её.» (конец цитаты)

- В 1917 году, чтобы не дать возможности восстановления монархии, большевики расстреливают всю царскую семью. Во имя этой идеи не один раз покушались и на царя Александра 2.

- Владимир Ленин был одержим идеей установления Советской власти. В итоге произошел раскол общества на белых и красных, что привело к братоубийственной гражданской войне.

- Адольф Гитлер создал человеконенавистническую идею о превосходстве арийской нации над другими народами.

- Иосиф Сталин создал культ своего имени, ради чего был уничтожен цвет нации, тысячи жизней ученых и писателей унесли сталинские  лагеря по всей России. Он превратил жизни людей в маленькие винтики огромной бездушной машины.

- Исламские радикалы ежегодно совершают десятки террористических актов по всему миру, бессовестно и неоправданно прикрываясь своей верой.

- Нациналисты совершают преступления против памяти и оскверняют памятники и кладбища. Их идея основана на уникальности одной нации и выраженнной агрессии против всех других.

5. Саморефлексия на уроке.

- Ребята, вам понравился урок?

-Какая работа на уроке была для вас самой сложной?

- Есть ли моменты, которые вы не смогли понять, осмыслить?

-Какой эпитет вы бы могли предложить для определения романа «Преступление и наказание»?

-Оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание на выбор:

  • Проанализируйте речевые портреты героев романа.
  • Составьте хронологию встреч Сонечки и Раскольникова с описанием чувств героев.
  • Напишите эссе на тему «Преступление и наказание» Достоевского и вопрос пользы чтения классической литературы»

        

Приложение 2

Сочинение, занявшее призовое место на республиканском конкурсе сочинений, посвящённого 100-летию со Дня рождения Героя Советского союза М.П. Девятаева

(Кокина Дарья, 8 класс. 2017 г.)

                       

 «К подвигу героя сердцем прикоснемся»  

                                                   «- Раскудрявый,  да клён зелёный, лист резной,

                                              Здесь у клёна мы расстанемся с тобой…

                                Клён зелёный, да клён кудрявый,

                  Да раскудрявый, резной!

- Будем жить!»

                                                    (из кинофильма «В бой идут одни старики»)

                                           
    В нашей жизни бывают моменты, когда судьба будто хочет проверить  человека на прочность. Порой такие испытания влияют не только на собственную жизнь, но и на судьбу всей страны. Таким же тернистым и в то же время счастливым оказался жизненный путь для Михаила Петровича Девятаева – гвардии старшего лейтенанта, лётчика-истребителя, лауреата Нобелевской премии. Человека, у которого несколько раз отнимали самое ценное -  право вернуться в небо. Человека, которого за один и тот же поступок сначала осудили по законам военного времени, а затем наградили орденом Героя Советского Союза. Человека, чьё имя золотыми буквами вписано в мировую историю.

   Слова о героях… Они всегда громкие и звенящие, поэтому мне кажется, что о великих людях очень трудно говорить. Слова подбираются тяжело и несмело. Как выразить свои чувства так, чтобы слово стало живым и настоящим? Может быть, говорить нужно сердцем… Просто, тихо, искренне.

  Он был одним из миллионов советских мальчишек, уходящих на войну. Им ещё многое предстояло испытать.  Мог ли тогда подумать молодой лётчик из глубинки о том, какие страшные и непредсказуемые повороты будут возникать на его жизненной дороге? А если мог, то даже в мыслях не сделал бы и шагу назад!        

    Михаил Петрович Девятаев – это и Петр Гринёв, и Андрей Соколов, и Василий Тёркин, а также многие другие герои русской литературы, которые являются образцом мужественности и нравственной стойкости.

    Что было у юного Михаила, кроме этих духовных ценностей? В речное училище он приехал босым. Он пришёл на экзамены в рубашке, сшитой из флага.  У него не было ничего, кроме горячего желания летать и защищать свою страну в небе. Мы много знаем о подвиге Девятаева - каким невыносимым пыткам он подвергался, как готовился к побегу, как угнал самолёт… А можем ли мы представить, что было в душе у этого великого человека? Страх и решимость,  отчаяние и надежда, слабость тела и сила духа…  Какие противоречивые чувства боролись в  душе Михаила Петровича в то время, когда дни его жизни уже стремительно отсчитывалась в обратную сторону! Он всё выдержал. Этот сильный и смелый человек умел терпеть. Однако мне кажется, что для Михаила Петровича страшнее фашистского плена оказалось презрение и непонимание со стороны своих соотечественников после побега. Ведь неожиданный удар в спину  - больнее всего.

   В кинокартине Григория Чухрая «Чистое небо» («Мосфильм», 1961 г.) кульминационный монолог в военном суде произносит некогда бравый военный лётчик. Вернувшись из фашистского плена, он оказывается вычеркнутым из жизни, покинутым некогда преданными друзьями, потому как считается – он запятнал свою репутацию.    

 «Да, я был в плену.  Виноват. Виноват в том, что меня сбили. Виноват в том, что полумёртвого сдали в плен. Виноват  в том, что я бежал, а меня поймали и с собаками рвали на мне мясо! Виноват в том, что я не подох с голоду… Виноват в том, что меня не пристрелили, не сожгли в печи… Виноват! Виноват! Виноват!»

   Судьба главного героя оказывается удивительно похожей на жизнь легендарного советского истребителя. В конце фильма бомбардировщик разжимает ладонь, в которой блестит государственная награда – золотая звезда Героя. К счастью, для Михаила Петровича Девятаева также закончились годы унизительного забвения. С 1957 года на его груди тоже красовалась звезда, но разве это было важно?

   Я смотрю одно из его последних интервью. Как и все по-настоящему великие люди, он скромный и простой, а ещё очень жизнерадостный.  Рассказывая о жизни в лагере смерти, вдруг с улыбкой произносит: «Когда нас туда привезли, я удивился: у них росли яблоки! Да какие! Красные, румяные, одно к одному!» Как можно было обратить на это внимание среди печей крематориев, немцев, собак, всеобщего ужаса происходящего… Но для Михаила Петровича эти яблоки стали напоминанием о доме с цветущим садом, матери, родной Мордовии.

 Потрясающее жизнелюбие. Несокрушимая воля. Удивительный человек. Смотришь на него и понимаешь - он сам стал яркой, горячей, прекрасной звездой, которая освещает путь всему человечеству!

   

Приложение 3

 Стихотворение, занявшее 1 место на конкурса творческих работ на знание истории государственной символики РФ в номинации «Литературное творчество», призовое место на республиканском конкурсе «Искусство слова» (Акимова Ксения, выпускница 2014 г.)

Два флага

                                  Заплачет ли осень холодным дождём,

                                  Закружит ли ветер-бродяга,

                                  Все беды и радости только вдвоём

                                  Поделят друг с другом два флага.

                                   Два флага! Два брата! Границы веков

                                  Судьба им сплести повелела.

                                  Так вместе они и стоят у основ

                                 За общее, нужное дело!

                                                         Мордовский. Российский. Но мудрый народ

                                 Не делит: кто лучше, кто краше…

                                Он их высоко над собой пронесёт

                                Под гордым названием «Наши!»

                                                       Два флага. Два брата. В них алый рассвет,

                               В них шёпот берёзок осенних,

                              В них запах пшеницы, ромашек букет,

                              В них солнце, весна и Есенин!

                               

                              Ты бережно их через жизнь пронеси,

                              Им ветер с дождём - не преграда!

                             Как ангела два на просторах Руси –

                             Два друга! Два брата! Два флага!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы

Тема педагогического опыта«Формирование познавательной активности  учащихся»....

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Авдонькиной И.П.

Представляемый мной опыт работы в своей основе содержит развитие темы "Проектная деятельность в процессе изучения русского языка и литературы". Целью работы является развитие творческого потенциала шк...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Центр образования» городского округа «город Якутск» Паршинцевой Анастасии Анатольев

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Центр образования&ra...

Представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы

Презентация "Представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы" была подготовлена в рамках аттестации педагогического работника на высшую категорию...

ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МБОУ «Курташкинская средняя общеобразовательная школа» Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия Ипполитовой Татьяны Степановны

Тема  инновационного педагогического опыта:«Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности обучения»....

Представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы МБОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа» Республики Мордовия Урядновой Людмилы Викторовны

Тема педагогического опыта: «Использование  современных  образовательных технологий на уроках русского языка  и литературы как условие формирования творческих способностей учащихс...