Консультация для педагогов "Ваш ребенок идет в школу"
презентация к уроку на тему

Валентина Павловна Новикова

Рекомендации для педагогов

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ваш ребёнок идёт в школу Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников.

Слайд 2

Это не только набор определенных умений и навыков, которые должны быть сформированы у ребенка к 6-7 годам. Готовность к школе включает в себя несколько компонентов. Готовность к школе

Слайд 3

Физическая готовность Здоровье, движения, возраст Психологическая готовность Интеллектуальная, мотивационная, волевая, нравственная, коммуникативная Специальная готовность Чтение, счет, учебные умения

Слайд 4

Физическая готовность: Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам СанПин 2.42.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» В первые классы школ принимаются дети седьмого или восьмого года жизни по усмотрению родителей на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии о готовности ребенка к обучению. Обязательным условием для приема в школу детей седьмого года жизни является достижение ими к 1 сентября возраста не менее шести с половиной лет. Обучение детей, не достигших шести с половиной лет к началу учебного года, проводится в условиях детского сада.

Слайд 5

Состояние здоровья. Физическое развитие. Развитие анализаторных систем. Развитие мелких групп мышц. Координация движений в соответствии с возрастной нормой. Готовность организма ребенка к учебным нагрузкам. Физическая готовность:

Слайд 6

Учет особенностей детей 6-7 лет Особенности Способы их учета Нереализованная потребность в игровой деятельности. Использование игровых методов обучения. Игровые перемены. Страх неудачи Эмоциональная поддержка. Посильность задания. Качественная оценка работы. Самооценивание. Ситуация успеха. Неустойчивое внимание. Управление вниманием с использованием внешних стимуляторов речи, звуковых эффектов. Самоутверждение в общении со сверстниками. Групповые и парные работы. Эмоциональная возбудимость. Постоянные и заранее обсужденные дисциплинарные требования. Использование музыки, рисования, пластического движения. Несформированность костно-мышечной системы. Контроль за посадкой. Пальчиковая гимнастика. Физическая утомляемость. Чередование умственной и физической активности.

Слайд 7

- это твердое желание учиться, получать знания; - понимание важности и необходимости учения; - проявление выраженного интереса к получению новых знаний; - это умение слушать учителя и выполнять его задания (отнюдь не всегда интересные); - умение общаться со сверстниками и взрослыми; (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых); - это определенный уровень развития мышления, памяти, внимания. Необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства. Залог быстрой и безболезненной адаптации в начале учебного года. Успешное усвоение школьного материала. Психологическая готовность:

Слайд 8

Интеллектуальная готовность Развитие речи и мышления в соответствии с возрастной нормой. Ориентировка ребенка в окружающем. Запас знаний, усвоенных в системе. Желание узнавать новое, любознательность. Развитие образных представлений. Смысловое запоминание.

Слайд 9

Интеллектуальная готовность: Наиболее важные показатели — это развитие мышления и речи. Очень полезно учить ребенка строить несложные рассуждения, выводы, используя слова:«потому, что»; «если, то»; «поэтому». Учите ребят задавать вопросы. Это очень полезно. Мышление всегда начинается с вопроса. Нельзя заставить мысль работать, если просто сказать «подумай». Речь является основой, на которой строится учебный процесс. Особенно важно владение монологической речью. Для ребенка это пересказ. После чтения задайте ребенку несколько вопросов по содержанию, попросите пересказать. Особое внимание обратите на ориентировку в пространстве. Правильно ли ваш ребенок понимает и употребляет в речи предлоги и понятия: выше, ниже, на, над, под, снизу, сверху, между, перед., за, спереди от…, сзади от…, ближе, дальше, лево, право, левее, правее, ближе всего к…, дальше всего от… и т.д.

Слайд 10

Развитие школьно-значимых психологических функций: развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами); пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше - ниже, вперед - назад, слева - справа); координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг); развитие логического мышления (способность находить сходства и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам); развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут); развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом /слово - картинка либо слово - ситуация/).

Слайд 11

Важен не объем знаний ребенка, а качество знаний: Важно учить не читать, а развивать речь. Не учить писать, а создавать условия для развития мелкой моторики руки. Для полноценного развития дошкольнику необходимо общаться со сверстниками, взрослыми, играть в развивающие игры слушать чтение книг, рисовать, лепить, фантазировать. Чем больше ребенок будет причастен к подготовке к школе, обсуждению будущего, чем больше он будет знать о школе, о новой жизни, тем легче ему будет личностно в нее включиться. Уже сейчас постарайтесь очень постепенно режим дня вашего малыша соотнести с режимом дня школьника. Чтобы ребёнок умел слышать учителя, обращайте внимание, как он понимает ваши словесные инструкции и требования, которые должны быть чёткими, доброжелательными, немногословными, спокойными. Не пугайте ребёнка будущими трудностями в школе! Перед школой и во время учёбы проверяйте зрение и слух ребёнка.

Слайд 12

Высокая мотивационная готовность Наличие у ребенка познавательных интересов: любит книги; любит решать задачки и кроссворды и др. интеллектуальные задания; любознателен; задает много вопросов.

Слайд 13

Признаки познавательной активности Ребенок занимается умственной деятельностью. Предпочитает сам найти ответ на загадку, вопрос. Просит почитать книги, дослушивает до конца. Положительно относится к занятиям, связанными с умственным напряжением. Часто задает вопросы, в т.ч. вопросы-цепочки. Дожидается ответа на поставленный вопрос.

Слайд 14

«Социальная позиция школьника» Сформированность «социальной позиции школьника»: Понимание необходимости учения и того, что учеба отличается от игры, она требует ответственности и серьезности. Эмоционально –благополучное отношение к школе. Личностная и социально-психологическая готовность Принятие позиции школьника . Потребность в общении. Умение подчиняться правилам и интересам группы. Способность устанавливать отношения с другими детьми. Способность действовать совместно с другими детьми.

Слайд 15

Волевая готовность - умение сдерживать и контролировать поведение Умение сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия. Умение ориентироваться на заданную систему требований. Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания. Эмоционально-волевая готовность Способность управлять своими эмоциями и поведением. Умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок в нем. Стремление преодолевать трудности. Стремление к достижению результата своей деятельности.

Слайд 16

Нравственная готовность: - умение строить отношения с учителем; - умение общаться со сверстниками; - вежливость, сдержанность, послушание; - отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки); - нельзя сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей; - нельзя принуждать ребенка работать на «оценку»; - надо чаще хвалить своих детей, даже за малейшие успехи.

Слайд 17

Коммуникативная готовность Это умение ребенка строить свои взаимоотношение с другими людьми: играть и общаться с другими ребятами; быть включенным в детский коллектив и уметь жить по его законам; общаться со взрослыми людьми, соблюдая правила культурного обращения; доброжелательность и отсутствие агрессивности. Социальные страхи старших дошкольников Страх ошибки на уроке. Страх насмешки сверстников. Страх наказания и утраты расположения взрослых.

Слайд 18

Специальная готовность Подготовка к письму: Ручку ребёнок должен брать правильно и разогретыми пальцами. Раскраски замените обведением по трафарету и штриховкой . Линия должна быть направлена сверху вниз, справа налево, а если она кривая, то против часовой стрелки. Расстояние между линиями 0,5 см - это основной принцип нашего письменного алфавита. Запомните, дети также устают от этих занятий, как и от чтения. Подготовка к математике: Успешность в этом предмете зависит от освоения и умения двигаться в трёхмерном пространстве. Поэтому помогите ребёнку свободно владеть такими понятиями: "вверх-вниз", "вправо-влево", "прямо, по кругу, наискосок", "больше-меньше", "старше-моложе", "горизонтально-вертикально" и т.д., объединять предметы в группы по одному признаку, сравнивать, владеть счётом в пределах 10.

Слайд 19

ЗАПОМНИТЕ: При подготовке к школе вы должны оставаться для вашего ребёнка любящим и понимающим родителем и не брать на себя роль учителя! Ребёнок охотно делает только то, что у него получается, поэтому он не может быть ленивым. Постарайтесь достижения ребёнка не сравнивать ни со своими, ни с достижениями старшего брата, ни одноклассников (не озвучивайте это при ребёнке, даже если они в его пользу!). Ваша любовь и терпение будут служить гарантом уверенного продвижения в учёбе для вашего малыша.

Слайд 20

В1 класс ребёнок должен знать: Знать свое имя и фамилию, адрес, имена членов семьи. Знать времена года, названия месяцев, дней недели, уметь различать цвета. Уметь пересчитывать группы предметов в пределах 10. Уметь увеличивать или уменьшать группу предметов на заданное количество (решение задач с группами предметов),уравнивать множество предметов. Уметь сравнивать группы предметов - больше, меньше или равно. Уметь объединять предметы в группы: мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т. д.

Слайд 21

В1 класс ребёнок должен знать: Уметь находить в группе предметов лишний (из группы «Одежда» убрать цветок). Уметь высказывать свое мнение, построив законченное предложение. Иметь элементарные представления об окружающем мире, о профессиях, о предметах живой и неживой природы, о правилах поведения в общественных местах. Иметь пространственные представления: право-лево, вверх-вниз, под, над, из-за, из-под чего-либо. Уметь культурно общаться с другими детьми. Слушать старших и выполнять их распоряжения.

Слайд 22

ПАМЯТКА ДЛЯ БУДУЩИХ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКА Первые месяцы пролетят почти незаметно. Ребенок с удовольствием ходит в школу, рассказывает о своих успехах. Но, к сожалению, иногда бывает и так: столкнувшись с трудностями, ребенок теряет интерес к учебе, быстро устает, становится раздражительным… Чтобы избежать этого, родителям необходимо поддержать первоклассника. Представьте, что Вам – взрослому человеку – с определенного дня нужно изменить весь уклад жизни, режим дня, отказаться от многих привычек, попасть в новую незнакомую среду, где каждый день мелькают сотни незнакомых лиц. Вас еще не знают и не ценят, но уже дают много указаний, которые необходимо выполнять с каждым днем все лучше и лучше… Такая перспектива испугает любого. И Вашему маленькому первокласснику сейчас тоже нелегко. Из привычного мира семьи или детского сада он попадает в совершенно иные условия, где вместо беззаботных и веселых игр – уроки, на которых нужно трудиться. Первые 2-3 месяца – самые важные. Помогите ребенку адаптироваться к школе. Постарайтесь уделять ему как можно больше времени. Важно понять его настроение и уметь сопереживать. Не предъявляйте к нему непосильных требований и не ожидайте от него полной самостоятельности. Не стремитесь во что бы то ни стало настаивать на своем, если ребенок вдруг закапризничает. В это же время не стоит потакать детским слабостям и чрезмерно опекать ребенка. Если первоклассник не просит о помощи, не вмешивайтесь в дело, которым он занят. Если Вы заметили, что учеба у Вашего ребенка не заладилась, и он ходит в школу из-под палки, не торопитесь ругать первоклассника. Не давите на него. Иначе у ребенка с первых дней выработается стойкое отвращение к учебе. Постарайтесь выяснить, в чем причина, и помогите ему справиться с трудностями. С Вашей помощью он обретет уверенность в себе и будет с удовольствием ходить в школу. В семилетнем возрасте начинает формироваться самооценка ребенка. И родители в этом процессе играют едва ли не первостепенную роль. Постарайтесь не сравнивать своего сына или дочку с одноклассниками. Не забывайте, что у разных детей свои способности и неодинаковый темперамент. Сравнивайте ребенка только с ним самим, ставьте его нынешние успехи рядом с прошлым опытом. Хвалите его как можно чаще, замечая даже самые незначительные, с Вашей точки зрения, достижения. При этом и на успехи, и на неудачи ребенка старайтесь реагировать сдержанно, ровно, но обязательно доброжелательно. Встречая малыша из школы, в первую очередь спрашивайте его о том, что нового он узнал на уроках, с кем играл на перемене, как прошел день и только потом поинтересуйтесь его оценками. Чтобы у первоклассника было больше поводов гордиться собой, выдели в доме место, где он мог бы, например, развесить рисунки и поставить сделанные на уроках труда поделки. Но самое главное – принимать ребенка таким, как он есть, любить его не за то, что он умный, способный, а просто таким, какой он есть.

Слайд 24

Спасибо за внимание! Презентацию подготовила: Педагог – психолог Малина М.В. МУ ДОД «Центр детского творчества»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Ваш ребенок идет в школу!"

Поступление ребенка в школу-очень важный и ответственный момент. Многие родители сталкиваются с многочисленными проблемами. Важно правильно подготовить будущего первоклассника к школе....

Ребенок идет в первый класс.

Выступление педагога-психолога на родительском собрании....

Презентация "Ваш ребенок идет в школу"

В данной презентации освещены основные моменты адаптации первоклассников к школе, даны рекомендации родителям по подготовке детей к школе.  Данная тема актуальна для выступлений на собраниях роди...

Ваш ребенок идет в школу

Рекомендации для родителей по подготовке их детей  к школьному обучению...

Памятка для родителей "Ваш ребенок идет в школу"

ребенок взрослеет, у него начинается новый этап в жизни! Счастье иметь детей, радость видеть, как они растут! Поможем своей поддержкой нашим детям стать успешными, уверенными в себе счастливыми людьми...

Деловая игра "Ребенок идет в школу. Психологическая готовность родителей"

Деловая игра для родителей детей подготовительной к школе группы....

Антистресс для родителей: ваш ребенок идет в школу

Антистресс для родителей: ваш ребенок идет в школу(материал подготовлен на основе книги Н. Царенко педагогом-психологом МОБУ Струговская ООШ Вештемовой Е.Н.)  Материал подготовлен...