Круглый стол "Легко ли быть нравственным?"
классный час на тему

Валентина Павловна Новикова

Круглый стол

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol_legko_li_byt_nravstvennym.docx26.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное  учреждение

дополнительного образования детей

«Центр детского творчества»

г. Ярцево Смоленской области

Круглый стол

«ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ НРАВСТВЕННЫМ?»

Автор-составитель:

Новикова Валентина Павловна,

методист, педагог дополнительного образования МБУДО ЦДТ

«Легко ли быть нравственным?»

«Благое вижу, хвалю,

но к дурному влекусь»

Овидий, римский поэт.

Цели круглого стола:

-  познакомить детей с понятием «нравственность» и его «золотым правилом»;

-дать самооценку своему нравственному развитию, заглянуть в глубину своей  души.

Аудитория: обучающиеся 9 класса, одним из которых является Геннадий С.  – субъект ПСВ .

На экране 1 слайд презентации.

Ведущий. Ребята, наш круглый стол посвящён вопросам нравственности. Что понимают под термином «нравственность»? Каково его определение?

(Эвристическая беседа)

Ведущий. Обратимся к словарям и посмотрим, правильное ли определение даём мы термину «нравственность».

Нравственность:

  1. Совокупность норм, определяющих поведение человека.
  2. Само поведение человека. Человек высокой нравственности.
  3. Моральные свойства. Нравственность его побуждений внушает сомнения.

(Большой энциклопедический словарь)

В других словарях:

Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; правила поведения, определяемые этими качествами.

(Толковый словарь Ожегова)

Нравственность – есть принятие на себя ответственности за свои поступки.

(Википедия)

На экране 2 слайд.

Ведущий. В разные времена люди пытались найти такие нравственные нормы взаимоотношений, которые объединяли бы, а не разъединяли человеческое сообщество. Так постепенно в разных культурах формируется «золотое правило» нравственности – одна из древнейших и общепринятых форм морального закона.

Приведём примеры:

На экране 3 слайд.

  1. Древнекитайский мудрец Конфуций (6 век до н. э.): «Не делай другим того, чего не желаешь себе»

На экране 4 слайд.

  1.  В Нагорной проповеди Иисуса Христа (Евангелие от Матфея) Иисус формулирует его следующим образом: «Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

На экране 5 слайд.

  1. У немецкого философа Канта (18 век) это правило выступает в виде повелительного закона: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в тоже время иметь силу принципа всеобщего законодательства».

На экране 6 слайд.

  1. Русская пословица, которую приводит этнограф В. И. Даль (19 век) гласит: «Чего в другом не любишь, того сам не делай!»

Ведущий. Самоутверждение в нравственной сфере – одна из важнейших ступеней развития личности. Человеку необходимо осознание того, что он правильно живёт. Без внутренней опоры он является жертвой ситуации и, в конце концов, деградирует. Как же понять и узнать свою нравственную основу? Об этом мне и хотелось бы поговорить с вами за нашим круглым столом.

Ведущий. Ребята, как вы думаете, почему человек ведёт себя правильно?

(Ответы детей можно фиксировать на доске)

Психологи предложили шкалу оценки уровня нравственного развития, основанную на характере причин, побуждающих человека к действию.

На экране 7 слайд.

  1. уровень. Чтобы избежать наказания и получить награду. (Подделываться).
  2. уровень. Чтобы все обо мне думали хорошо – и другие, и я сам. (Казаться).
  3.  уровень. Таковы общепринятые нормы и ценности моего общества. (Подчиняться).
  4. уровень. Таковы мои моральные принципы, они основаны на общечеловеческих принципах. (Быть самим собой).

(Уровни изображаются в виде лестницы, где первому уровню соответствует нижняя ступенька, четвёртому – верхняя.)

         Ведущий. Приведите примеры поступков и поведения на различных уровнях саморегуляции. Какой уровень преобладает у вас? Какой уровень преобладает в целом по классу?

(Ответы детей)

Ведущий. Существуют ли идеалы нравственности, сложившиеся в веках?

(Ответы детей)

На экране 8 слайд – «Заповеди»

Существует мнение, что многие нравственные идеалы прошлого сегодня не актуальны, несовременны. Может ли нравственность быть современной или несовременной?

(Ответы детей)

Ведущий. Однако, в нашем современном обществе существует много отрицательных явлений: грубость, хамство, преступное поведение. Поэтому следует готовить себя к пониманию сложности мира, к далеко не всегда гуманным и нравственным отношениям в реальном мире.

Ведущий раздает каждому участнику бланк с нравственными качествами для выполнения индивидуального задания.

Индивидуальное упражнение «Загляни в свою душу»

Перед вами список из 16 нравственных качеств. Они представлены шкалой, включающей полярно - противоположные проявления этих качеств. Отметьте выраженность этих качеств у себя. Для этого обведите кружком соответствующую цифру. По окончании вы получите свой «нравственный профиль».

1

Общительность, открытость, коллективизм

1

Замкнутость, скрытность, индивидуализм

2

Доброта, альтруизм

2

Злоба, эгоизм, чувство собственности

3

Твердость, самостоятельность

3

Уступчивость, покорность

4

Восторженность, импульсивность, азартность

4

Сдержанность, рассудительность, серьёзность

5

Честность, высокая нормативность поведения

5

Недобросовестность, игнорирование общественных норм.

6

Раскованность, склонность к риску, смелость

6

Скромность, стыдливость, застенчивость

7

Мягкость, сострадание, милосердие

7

Жестокость, суровость, безжалостность

8

Бдительность

8

Доверчивость

9

Доверие к людям, непрактичность

9

Практичность, цинизм, недоверие

10

Эмоциональная устойчивость, ровность, постоянство

10

Эмоциональная неустойчивость, влюбчивость, разнообразие

11

Прямолинейность, правдивость

11

Дипломатичность, расчетливость

12

Спокойствие, уверенность в себе

12

Тревожность, неуверенность

13

Независимость от мнения окружающих

13

Зависимость от группы

14

Самоконтроль, дисциплина, безгрешность

14

Недисциплинированность, нарушения

15

Склонность к новому

15

Склонность к традиционному

16

Собранность, возбужденность, вызванная большим стремлением к успеху

16

Расслабленность, отсутствие стремления выделиться

Каждый делает выводы для себя, коллективно не обсуждается.

Ситуации – пробы

«Разрешение нравственных дилемм»

Ведущий. Предлагаю вашему вниманию ситуации, содержащие сложные проблемы морального порядка. Нужно дать оценку поступкам участников и обосновать свои суждения.

«Наказание и преступление»

Одна известная особа известна как сплетница. Большинство ваших одноклассников договорились проучить её – побить. Как вы поступите? Вы присоединитесь;  не будете вмешиваться; расскажите об этом кому-нибудь?

«Уличная мораль»

В вашем классе произошёл случай. Жестоко избили хорошего, но слабого физически мальчишку за то, что он не поддержал предложение сбежать с урока. Вы видели кто бил, но в ответ на предложение выдать хулиганов, вы промолчали. Как вы поступите дальше?

(Обсуждение)

Ведущий. Хочется поделиться с вами интересными фактами. Оказывается, такое качество как нравственность присуще не только людям, но и насекомым. Количество крыс на земле превышает количество живущих на ней людей. И  это несмотря на то, что люди ни одну сотню лет пытаются их истребить. Почему? Ведь на земле исчезает каждый день несколько видов животных.

Секрет выживания крыс прост. Они ощущают себя единым организмом. За счет этого происходит быстрая передача информации и взаимное обучение.

Ведущий.  Легко ли быть нравственными, ребята?

(Ответы детей)

Рефлексия

По форме деятельности: фронтальная

По содержанию: устная

Прием: «облако тегов» (ребята выбирают по одному предложению и заканчивают их)

  • сегодня я узнал...
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • я научился…
  • я смог…
  • было интересно узнать, что…
  • меня удивило…
  • мне захотелось…

Ведущий. Нашему миру присуща двойственность: добро – зло. Прекрасное – безобразное, истина – ложь и т. д. Между этими противоположностями идет постоянная борьба и мы должны быть готовы к этому всегда. Поэтому надо сориентировать себя на нахождение «золотой середины»: уметь не ожесточаясь, не унижая других, противостоять негативному, сохраняя при этом верность высоким идеалам.

Источники:

  1. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М., Просвещение, 1989.
  2. Селевко Г. К.  Управляй собой. Изд. 2. М., Народное образование, НИИ школьных технологий, 2006.
  3. Селевко Г. К. Утверждай себя. Изд. 2. М., Народное образование, НИИ школьных технологий, 2006.
  4.  Интернет - ресурсы  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА проведения круглого стола «Что значит быть успешным человеком?» для учащихся 7 - 9-х классов

Успех очень значим для каждого из нас. И многие люди желают добиться успеха в том или ином деле. Но для того, чтобы его добиться, необходимо понимание того, что же это такое. Наш круглый стол поможет ...

Анализ круглого стола "Какой должна быть современная девушка"

Одной из форм работы, по нравственному воспитанию обучающихся является круглый стол. Его назначение – включить молодых людей в ситуацию нравственного выбора на основе внутреннего диалога с самим ...

Круглый стол "Здоровым быть здорово!"

Круглый стол "Здоровым быть здорово!" разработан для учащихся 8-х классов. Содержит сценарий проведения данного мероприятия....

Круглый стол "Быть здоровым-модно!"(8 класс)

Цели данного мероприятия: создать условия для первичной оценки учащимися своего здоровья, раскрыть понятие здорового образа жизни, показать морально-нравственные аспекты здорового образа жизни, ...

Круглый стол "Если хочешь быть здоров..."

Круглый стол для обучающихся 9 класса...