Памятка для педагога "15 способов потери времени на занятии"
материал на тему

Валентина Павловна Новикова

Памятка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Важным психологическим аспектом, который влияет на качество занятия, является умение взаимодействовать, сотрудничать. Когда человек работает в команде, он чувствует поддержку, чувствует себя более комфортно и успешно. И, конечно же, можно добиться высоких результатов при командном взаимодействии.

Предлагаю вашему вниманию экспресс-тест, игру «Ковер», цель которой: умение согласовывать свои действия, работать в команде, выявить лидерские качества.

- Вам необходимо на листе бумаги А 4, с помощью набора карандашей у каждой группы нарисовать ковер с помощью следующих геометрических фигур:

  • 4 равнобедренных (равносторонних) треугольников;
  • 4 треугольников с прямым углом;
  • 4 ромба;
  • 5 квадратов;
  • 4 прямоугольника;
  • 4 круга.

- Итак, начали. Работаем 3 минуты. Время пошло.

- Заканчиваем. И вот, что у нас получилось. Совершенно разные ковры у каждой группы. Но, работа оценивается по критериям:

  • наличие центрального рисунка;
  • одинаковое оформление углов;
  • симметричное расположение деталей относительно центра.

 Посмотрите, пожалуйста, на экран. Мультфильм о командном взаимодействии. Он очень хорошо характеризует , что  такое команда

Пятнадцать способов потери времени на занятии

Проблемы, связанные с неумением управлять своим временем, являются одними из наиболее распространённых. Успех во взрослой жизни во многом зависит от того, как мы распоряжаемся временем, поэтому многие люди обращаются к технологиям тайм-менеджмента – управлению временем, чтобы всё успевать и на работе, и дома. Некоторые считают, что детей необходимо учить учить планировать время на приготовление уроков, на организацию полезной деятельности, отдых, так как он привык к тому образу жизни, который ведёт, но человек способен работать над собой и меняться к лучшему в любом возрасте. Тема рационального использования времени актуальна и пользуется популярностью как среди взрослых, так и среди студентов и школьников.

Одной из главных причин низкого качества знаний обучающихся, по мнению педагогов, является недостаток времени, отводимого на занятии на изучение содержания при всё возрастающем его объёме. Так ли это в действительности? Рассмотрим основные причины потери времени и выявим общие условия его экономии.

      Самое первое условие вытекает из определения занятия, как управляемого процесса. Управление в данном случае – это организация взаимодействия педагога и обучающихся по достижению целей занятия. Следовательно, на занятии не должно быть места тому, что не работает на достижение цели. Исходя из этого, обозначим в традиционно сложившейся структуре занятия типичные действия педагога, приводящие к потере времени.
                              Организация начала занятия
1.
Дети входят в кабинет по расписанию. Данная ситуация, объясняемая педагогом необходимостью проветривания кабинета, обеспечения безопасности, подготовки кабинета к занятию и т.п., в действительности является прямым расточительством времени. Достаточно впустить детей за 3 минуты до звонка, тем самым дать им возможность заранее подготовиться , чтобы сэкономить эти минуты.


2.
Поиск дежурных и приведение кабинета в порядок. Данные действия должны осуществляться на перемене и быть в числе общешкольных требований к дежурству. Заметим, что сохранность порядка в кабинете – показатель того, что деятельность детей на занятии педагогом организована.


3.
Выяснение причин опозданий никакой практической пользы для достижения задач занятия не имеет. Кроме того, оправдываться – для ребенка достаточно унизительно.

5. Выяснение причин неготовности обучающихся к занятию  не помогает им обрести необходимые знания. Если у ребенка нет необходимого материала или оборудования, а у вас есть, помогите ребенку, не тратьте время на выяснение причин: Почему ты не принес? Выясните это обязательно, после занятия.

                              Актуализация знаний
6.
Беседы на отвлекающие темы не по содержанию занятия, которые не будут использоваться на текущем занятии. Всё это не работает на достижение его целей. В то же время сопутствующее повторение давно изученного материала повышает эффективность урока.

7. Акцентирование внимания на детях, которые не подготовились к занятию. Отвечать публично могут те, кто может. Призывать к публичному выступлению неподготовленного, плохо говорящего ребенка – неэффективно. Ребёнок выставляется перед другими детьми не с лучшей стороны, что влияет негативно не только на его самооценку, но и на отношение этого ребенка к педагогу и к занятиям.

8. Отстраненный стиль взаимоотношений (китайская стена). Специфика дополнительного образования такова, что дети приходят к нам не только чему-то научиться, но и отдохнуть, получить удовольствие, удовлетворение от работы. Замечайте темп деятельности каждого ребёнка, и давайте задания в соответствии с этим темпом. Кому-то необходимо больше времени на усвоение материала. Объясните ещё раз индивидуально.


9.
Требования вставать для произнесения реплики в процессе беседы, для ответа на вопрос, предполагающий односложный ответ; выходить к доске, чтобы показать на карте, схеме, картинке один объект. Встать, сказать слово и сесть – это не гимнастика, это напряжение (нужно сидеть на краю стула, не двигать его по полу и т.п.), к тому же весьма расточительное по времени. Стоя произносятся небольшие монологи; выход к доске должен предусматривать задания, оправдывающие перемещения учащихся по классу и связанные с ними затраты времени, например, показ объекта с комментариями.
                        

      Изучение и закрепление нового учебного материала
10.
Включение в содержание занятия отвлекающей  информации. Второстепенный материал поглощает время, необходимое для закрепления знаний и способов деятельности, составляющих обязательную часть образовательной программы. Весь интересный дополнительный материал может стать предметом изучения в рамках внеурочной деятельности


11.
Любые действия педагога  или обучающихся, результат которых не проверяется. В данном случае нарушается элементарное требование дидактики к организации учебной деятельности: задание – деятельность обучающихся – проверка результата выполнения.


12.
Отсутствие чётких, конкретных инструкций к заданиям, которые не требуют самостоятельного составления алгоритмов их выполнения. Например, когда педагог просит обучающихся сделать вывод по итогам работы, но не объясняет, о чём должен быть этот вывод, что затрудняет и отдаляет во времени получение желаемого результата. Чем чётче сформулировано задание, тем меньше времени требуется на его выполнение и тем качественнее результат.


13. Желание педагога сделать, как можно больше, не обращая внимание на качество работы. Экономия времени на качественную отработку обязательного содержания во имя 100%-ного выполнения плана занятия  приводит к пробелам в знаниях обучающихся, что потребует в дальнейшем дополнительных временных затрат на их ликвидацию. Рациональный выход – отработать пусть меньший, по сравнению с запланированным, объём программных знаний и способов деятельности, но сделать это качественно. Задачи, которые не удалось решить на данном занятии, будут решены на следующем.

14. Рисование схем, таблиц, этапов работы  отнимает время, предназначенное на достижение задач занятия. Заранее заготовленные графические формы, предназначенные для заполнения, позволяют значительно экономить время.


      Как видим, основные потери времени занятия приходятся на решение организационных вопросов. В то же время направленность на достижение целей занятия, тщательный отбор содержания, соблюдение дидактических требований к организации учебной деятельности обеспечивают резерв времени, необходимый для получения качественного результата. 

Несколько способов удержать внимание

Мастерство настоящего учителя, умеющего владеть аудиторией, состоит из мелочей. Как удержать внимание класса, правильно сделать замечание, использовать свой голос для поддержания дисциплины, а не наоборот? Многие приходят к этому путем проб и ошибок, однако теперь все педагогические приемы подробно описаны, и их можно изучить. Накануне Дня учителя предлагаем вашему вниманию отрывок из книги, по которой можно научиться эффективно учить других.

Сильный голос

Сильный голос — прием, позволяющий преподавателям (и тренерам) перенять мастерство педагогов, умеющих "руководить классом". Лучшие учителя приходят в самый неуправляемый класс, в котором никто не может навести порядок, заставляют учеников делать то, что нужно, и возвращают к уроку тех, кто не слушает (или не хочет слушать). В рамках данного приема учителя используют пять навыков.

Лаконичность. Чем меньше слов, тем более сильный эффект они производят. Излишняя болтливость сигнализирует о нервозности и нерешительности, тогда как правильно подобранные слова свидетельствуют о подготовке и прозрачности намерений.

Старайтесь обойтись без лишних слов, особенно если волнуетесь. Используйте простые синтаксические конструкции. В одной фразе должна быть заложена одна простая и понятная мысль. За счет этого важная информация не потеряется в потоке ненужных фраз.

Не говорите одновременно с детьми, в один голос. Покажите, что ваши слова имеют вес: дождитесь полной тишины и только потом говорите. Добившись того, что никто не соревнуется с вами за внимание, вы показываете, что сами будете решать, кого и когда ученики будут слушать. Для достижения этой цели, возможно, потребуется прерваться на самом неожиданном месте, чтобы показать таким образом, что вы не станете продолжать, пока не завладеете всеобщим вниманием.

Допустим, вы собирались сказать: "Ребята, достаньте дневники и запишите домашнее задание". Если вас слушали невнимательно, прервите свою речь на полуслове ("Ребята, достаньте...") и, выдержав паузу, продолжайте. Если мерный гул и бормотание по-прежнему мешают работе, сократите фразу до минимума: "Ребята..." Во время этих пауз не меняйте позы, тем самым давая понять, что, пока не установится тишина, никакого продолжения не будет.

Не позволяйте вовлекать себя в диалог. Заявив некую тему, не отвлекайтесь на посторонние разговоры. Этот принцип особенно важен, когда вы делаете кому-то замечание.

Предположим, Дэвид толкает стул Маргарет. Вы говорите: "Пожалуйста, Дэвид, убери ногу со стула Маргарет". Дэвид отвечает: "Она тоже меня толкает!" или "Она хотела занять мою половину!". У многих учителей появляется искушение продолжить выяснение: "Маргарет, все так и было?" или "Меня не интересует, что там делала Маргарет". Тем самым вы поддерживаете тему, предложенную Дэвидом, вместо того, чтобы вовлечь его в свою. Лучше всего отреагировать так: "Дэвид, я попросила тебя убрать ногу со стула Маргарет" или "Сейчас же выполни мою просьбу и убери ногу со стула Маргарет". В этом случае учитель недвусмысленно дает понять, что он управляет разговором, и все слушают только его.

В этой же ситуации Дэвид может возмутиться: "Но я ничего не делал!" Даже в данном случае не рекомендуется развивать эту тему. В конце концов, вы не стали бы делать замечания, если бы сомневались в его проступке. Поэтому реагируйте так: "Я попросила тебя убрать ногу со стула". К этим словам можно уже ничего не добавлять.

Смотрите в глаза, стойте на месте. О чем бы вы ни говорили, помимо слов вы задействуете невербальную коммуникацию. Даже телом можно показать, что вас должны слушать. Если вы хотите подчеркнуть значимость своих слов, развернитесь всем телом и лицом к человеку, к которому обращаетесь. Смотрите ему в глаза. Стойте прямо или слегка наклонитесь (последний жест свидетельствует, что у вас все под контролем и вас невозможно смутить или напугать).

Стойте на одном месте, когда даете задание, не жестикулируйте и не отвлекайтесь на посторонние дела. Человек, одновременно говорящий что-то и отвлекающийся на какие-то бумажки, показывает, что его слова не столь важны. Поэтому примите официальную позу, сложите руки за спиной и покажите, что ваши слова, как и вы сами, весомы, значительны и отнюдь не случайны.

Сила тишины. Обычно, когда учитель нервничает или боится, что ученики не будут его слушаться, когда чувствует, что перестает управлять классом, он первым делом старается говорить громче и быстрее. Громкая и быстрая речь сигнализирует о волнении, страхе и потере контроля. Ученики, понимая, что взяли верх над вами и вашими эмоциями, способны легко довести вас до истерики, что, конечно, намного интереснее, чем писать контрольную или решать задачу. Громкий голос, как это ни парадоксально, усиливает шум в классе, и ученикам проще переговариваться шепотом.

Если хотите удержать внимание, говорите медленнее и тише, хотя это и противоречит первому порыву. Понижайте голос. В буквальном смысле слова заставьте учеников прислушиваться к себе. Будьте воплощением уравновешенности и невозмутимости.

На сегодняшний день учащиеся старших классов ведут активную учебную и творческую жизнь: уроки, элективные курсы, подготовки к итоговым экзаменам, посещение различных секций во внеурочное время. Многие старшеклассники утверждают, что зачастую не успевают выполнить поставленные на день задачи. Проблемы, связанные с неумением управлять своим временем, являются одними из наиболее распространённых. Успех во взрослой жизни во многом зависит от того, как мы распоряжаемся временем, поэтому многие люди обращаются к технологиям тайм-менеджмента – управлению временем, чтобы всё успевать и на работе, и дома. Некоторые считают, что подростка поздновато учить планировать время на приготовление уроков, на организацию полезной деятельности, отдых, так как он привык к тому образу жизни, который ведёт, но человек способен работать над собой и меняться к лучшему в любом возрасте. Тема рационального использования времени актуальна и пользуется популярностью как среди взрослых, так и среди студентов и школьников.

В цикле занятий для старшеклассников по психологической подготовке к экзаменам, проводимой педагогом-психологом в МАОУ «Ягринская гимназия», было разработано занятие по обучению способам успешной организации своей работы и отдыха « Тайм-менеджмент или умение управлять своим временем».

Цель занятия: проанализировать эффективность использования времени и познакомить учащихся со способами успешной организации своей работы.

Занятие построено в виде беседы, с элементами социально-психологического тренинга, самодиагностики и самоанализа.

На занятии используются такие формы работы, как психологические игры, беседа с учащимися, интерактивные упражнения и самодиагностика.

В качестве диагностических материалов используются разработанная нами анкета «Как я использую свое время» (см. Приложение 1) и методика «Хронометраж» (см. Приложение 2).

Так же для учащихся предлагается Памятка «Способы успешного использования времени» (см. Приложение 3).

Продолжительность занятия 45 минут.

Ожидаемые результаты:

  • развитие навыков самоанализа и самоорганизации;
  • приобретение учащимися навыков успешного управления своим учебным и свободным временем;
  • снижение у учащихся уровня личностной тревожности, возникающей в период подготовки к экзаменам;

Необходимое оборудование:

помещение со свободно перемещающейся мебелью, техника для демонстрации презентации, доска для записей, бланки анкеты и «хронометраж», раздаточный материал Памятка «Способы успешного использования времени».

Основная часть.

Содержание занятия.

«Тайм – менеджмент или умение управлять своим временем»

Цель: проанализировать эффективность использования времени и познакомить учащихся со способами успешной организации своей работы.

  1. Разминка «Ассоциации».

Учащимся предлагается по цепочке назвать свои ассоциации на слово «Время». Ответы фиксируются ведущим на доске.

Затем ведущий знакомит старшеклассников с темой и целью данного занятия.

  1. Беседа «Искусство успевать».

«Время это жизнь. Растратить свое время – значит растратить свою жизнь. Взять свое время под контроль – значит овладеть своей жизнью и использовать ее наилучшим образом» Алан Лакейн.

Последний год в школе, год перед институтом посвященный зубрежке, подготовительным курсам и репетиторам, часто оказывается самым трудным в жизни школьников, даже труднее, чем само поступление в институт.

Если проанализировать все то, чем вы занимаетесь, можно выписать целый список. Кроме уроков и выполнения дом.задания что вы можете назвать? (домашние обязанности, тренировки, общение с друзьями и подругами)

На каждое из этих дел уходит определенное количество времени. Кто может сказать, что успевает сделать все, что нужно за день? Очень мало людей могут похвалиться этим.

Если есть такие, можете ли сказать, поделиться с остальными своим секретом?

Есть специальные техники, которые помогают людям в этом – «Тайм-менеджмент».

Эффективность означает выбор наилучшего варианта из имеющихся возможностей и выполнение его наилучшим образом.

Пожалуйста, запомните: дефицита времени нет! У нас много времени, чтобы сделать все, что мы по-настоящему хотим. Если вы, как многие люди, "слишком заняты", чтобы успешно работать, то имейте в виду, что есть множество людей, которые гораздо более заняты, чем вы, но успевают сделать больше, чем вы. У них не больше времени, чем у вас. Они просто гораздо лучше используют время!

  1. Самодиагностика: «Хронометраж» и анкетирование.

Учащимся предлагается зафиксировать на специальных бланках (см. Приложение 2) все события от подъема до отбоя в течение одного рабочего и одного выходного дня.

После этого, проанализировав самостоятельно результаты, ученикам предлагается заполнить анкету «Как я использую свое время»( см. Приложение 1).

А затем, поделившись на группы по 4-5 человек, проанализировать и обобщить результаты, и представить другим, на каком временном этапе происходит потеря времени и определить, на что конкретно было оно потрачено у членов каждой группы.

Ведущий обобщает данные всех групп, фиксируя основные тезисы на доске.

  1. Беседа «Возможные причины неэффективного использования времени»

Причины неэффективного использования времени можно разделить на две группы: внешние и внутренние.

Помехи извне — это плоды нашего рабочего окружения; события, отвлекающие внимание и лишающие контроля над временем. Эти убийцы времени бывают следующими:

  • задержки при выходе из дому (Ключи забывали дома?);
  • задержки в дороге (Очередь на маршрутку);
  • болтовня с друзьями (типа коммуникации, Однокласники.ру и Вконтакте.ру (и др. социальные сети));
  • неполадки с компьютером и доступом в Интернет;
  • электронная почта (спам);
  • поиск папок, ручек и т. д.;
  • телефонные звонки;

Кроме внешних пожирателей времени существуют и внутренние, которые съедают ваше время изнутри: ваши черты характера и личные качества, вызывающие простои в работе, а в результате стресс и осознание того, что ничего не успеваете. Избавляться от них нужно, но это будет более проблематично, чем избавление от внешних убийц. Внутренние помехи являются частью нашей жизни и от привычек очень тяжело избавляться.

Среди внутренних помех можно отметить:

  1. Памятка «Способы успешного использования времени»

Учащимся в малых группах по 4-5 чел. предлагается самостоятельно, с помощью «мозгового штурма», исходя из проанализированных причин потери времени, найти способы управления временем и выбрать самые эффективные.

Затем выслушивается каждая группа, предложенные способы фиксируются на доске ведущим.

Далее ведущий обобщает предложенные способы, дополняет не названными, предлагая учащимся подготовленные памятки (см. Приложение 3).

Из приведённых в памятке советов учащимся достаточно для начала выбрать всего 3, которым они готовы следовать с этого момента.

  1. Рефлексия

- что удивило на сегодняшнем занятии?

- чему вы сегодня научились?

- что узнали нового о себе, о своих товарищах?

- чем довольны, какие вопросы остались неразрешенными?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская практическая работа "Способы измерения времени"

Текст работы, представленной на школьной конференции...

Памятка для родителей о ночном времени

Нередко можно встретить компанию подростков после 22 часов. А это нарушение законодательства......

Памятка для учеников по выбору времени

Как выбрать подходящее время...

Статья "Способы выражения временных отношений в романах И.С. Тургенева "Новь", "Дворянское гнездо", "Отцы и дети"

Работа содержит анализ способов выражения временных отношений в прозе И.С. Тургенева. Система способов выражения временных отношений полностью сложиласть в языке уже в девятнадцатом веке, но до сих по...

Презентация к исследовательской работе "Способы выражения временных отношений в романах И.С. Тургенева "Новь", "Дворянское гнездо", "Отцы и дети"

Работа содержит анализ способов выражения временных отношений в прозе И.С. Тургенева. Система способов выражения временных отношений полностью сложиласть в языке уже в девятнадцатом веке, но до сих по...

10 Способов потерять голос. Памятка начинающему вокалисту (советы наоборот)

Пение должно быть удобным, доставлять детям удовольствие. В противном случае, при неправильном режиме голосообразования, нарушении гигиенических норм ребёнок испытывает напряжение гортани, у него &laq...