Педсовет "Здоровьесбережение"
материал на тему

Валентина Павловна Новикова

Педсовет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_zdorovesberezhenie.docx29.83 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Использование здоровьесберегающих технологий – залог успешности учебно-воспитательного процесса

СЛАЙД  1 Название темы

Бесспорно, что успешность обучения в дополнительном образовании определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок приходит в детское объединение. В дальнейшем сохранение и укрепление здоровья детей будет зависеть от правильной организации учебного процесса. От каждого из нас, педагогов, зависит состояние здоровья и душевного состояния учащихся.

Конечно, говоря о здоровье ребенка, здоровьесберегающем обучении, мы должны понимать, что УДО не должно и не может брать на себя медицинские функции и обязанности.

Но при этом,  педагогический коллектив ЦДТ работает в логике такой общей цели: создание максимально благоприятных условий для развития способностей каждого ребёнка, воспитание свободной, интеллектуально-развитой, духовно-богатой, физически здоровой, творчески мыслящей личности, ориентированной на общечеловеческие нравственные ценности, способной к самореализации в условиях современного общества.                                                              

СЛАЙД  2  В.А.Сухомлинский

В этом и состоит суть педагогической заботы о здоровье ребенка. В.А.Сухомлинский писал: «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» (1).

СЛАЙД 3  

Наиболее важными показателями рациональной организации учебно-воспитательного процесса являются:                                                                                                                                        

  • использование на уроках здоровьесберегающих технологий,
  • организация уроков на основе принципов здоровьесбережения.

Современное образование насыщено технологиями, которые помогают осуществлять обучение, воспитание и развитие личности в максимально быстром темпе. Одной из разновидностей  педагогических технологий являются здоровьесберегающие.

СЛАЙД 4

Здоровьесберегающая технология – это:

  • условия обучения ребенка (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
  • рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
  • соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
  • необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

СЛАЙД 5

Здоровьесберегающая образовательная технология - система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:

  1. Использование данных мониторинга состояния здоровья детей, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений педагога в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.

  1. Учет особенностей возрастного развития и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и детей данной возрастной группы.

  1. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.

  1. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности детей, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.

СЛАЙД 6

Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:

•        технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;

От правильной организации занятия, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.

•        технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников.

При использовании этой технологии выделяется четыре основных правила построения занятия.

Правило 1. Правильная организация занятия

Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне.

Во-вторых, главной целью педагога должно быть научить учащегося запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. Для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению.

В-третьих, взаимный интерес, который подавляет утомление.

Каждое занятие должно быть интересно. Скучное обучение приводит к утомлению за значительно более короткое время.

Правило 2. Использование каналов восприятия

Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности – функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Существуют различные типы функциональной организации двух полушарий мозга в зависимости от того какое из них является доминирующим:

левополушарные люди – для них характерен словесно-логический стиль познавательных интересов, склонность к абстрагированию и обобщению;

правополушарные люди – у данного типа развито конкретно-образное мышление и воображение;

равнополушарные люди - у данного типа отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.

На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают:

  • аудиальное восприятие;
  • визуальное восприятие;
  • кинестетическое восприятие.

Знание этих характеристик детей, позволяет педагогу, излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчая процесс его запоминания.

Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся

Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у детей имеет свои пики и спады, как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели.

  • начало учебного года и недели;
  • возникает ежедневно к 11 часам;
  • сначала проявляется слабо, а затем усиливается к концу учебного дня;
  • окончание недели, четверти, учебного года.

Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей.

СЛАЙД 7

Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности

Эффективность усвоения знаний учащихся на занятии такова:

5-25-я минута — 80%;

25-35-я минута — 60-40%;

35—40-я минута — 10%.

Практически все исследователи сходятся во мнении, что учебное занятие, организованное на основе  принципов здоровьесбережения, должно приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение без утомления.

Поэтому мы – педагоги должны контролировать и регулировать процесс работоспособности ребенка, так как от успешности решения этой проблемы зависит, насколько успешно будет осуществляться процесс обучения и развития личности ребенка.

СЛАЙД  8

П.Я. Гальперин пишет: “Известны случаи, когда даже маленькие дети в условиях обучения, построенного на интересе, легко выдерживают 10-12 часов ежедневных занятий без малейшего ущерба для здоровья. Губит здоровье детей тоска зеленая”.

В конце своего выступления еще раз хочется сказать, что каждое образовательное учреждение  может стать «территорией здоровья», а сохранение и укрепление здоровья  детей должно стать приоритетной функцией образовательного учреждения.