Физическое воспитание
учебно-методический материал на тему

Королева Светлана Евгеньевна

«Физическое воспитание ребенка в детском саду и в семье»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fiz_vospitanie.docx34.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида №82 г. Карталы

«Физическое воспитание ребенка в детском саду и в семье»

Инструктор по ФК:

Запускалова Светлана Евгеньевна

Карталы 2015г.

Физическое воспитание ребенка в детском саду.

Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на формирование специальных знаний, умений и навыков, а так же на развитие разносторонних физических качеств человека.

Дошкольный возраст охватывает период жизни от рождения до семи лет. Именно в этом периоде осуществляется активный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладываются основы для всестороннего развития физических и духовных способностей.

Несвоевременность и низкая эффективность использования средств физической культуры в дошкольном возрасте приводит к  нарушению развития детей, отрицательно влияет на их умственную сферу, снижает уровень подготовленности к школе.

Цель физического воспитания в детском саду – формирование у детей основ здорового образа жизни и воспитание всесторонне-гармоничной развитой личности.

Основными задачами для детей раннего и дошкольного возраста являются:

Оздоровительные задачи:

  1. Повышение сопротивляемости организма влияниям внешней среды (закаливание).
  2. Укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование правильной осанки.
  3. Содействие повышению функциональных возможностей различных систем организма (ССС, ДС, ЦНС и вегетативной НС).
  4. Развитие физических способностей (координация, быстрота и т.д.).

Образовательные задачи:

  1. Формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков.
  2. Сообщение элементарных физических занятий, развитие интеллектуальных способностей ребенка.

Воспитательные задачи:

  1. Формирование устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями.
  2. Воспитание морально-волевых качеств (честность, смелость).
  3. Способствовать умственному, нравственному, трудовому и эстетическому воспитанию.

Все эти задачи тесно связаны между собой, и должны решаться в комплексе. Только в этом случае ребенок приобретет необходимую базу для дальнейшего всестороннего развития.

Средства физического воспитания детей раннего дошкольного возраста.

  1. Основное средство – Физические упражнения. Они формируют двигательные умения и навыки, способствуют развитию двигательного аппарата.

Применительно к задачам физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста наиболее широкое распространение получили:

  1. Основная гимнастика (ОРУ с предметами и без, разновидности ходьбы, бега, прыжков, метания и лазания, равновесия; строевые и танцевальные упражнения). Упражнения основной гимнастики характеризуются избирательной направленностью и в наибольшей степени способствуют формированию умений владеть своим телом, согласованно выполнять сложные движения.
  2. Подвижные игры (бессюжетные и сюжетные). В процессе игры происходит комплексное развитие физических качеств и комплексное совершенствование всех систем организма и двигательного аппарата; повышается интерес к занятиям.
  1. Оздоровительные силы природы. Систематическое использование солнечных, воздушных и водных процедур в соответствии с возможностями детского организма способствуют закаливанию, совершенствуют механизмы терморегуляции, нормализуют психические процессы и тем самым улучшают работоспособность и физическое состояние детей. Наибольшего эффекта можно достигнуть сочетая воздействие оздоровительных факторов с физическими упражнениями.
  2. Гигиенические факторы (режим дня, сна, питания, двигательной активности и отдыха). Гигиенические факторы дополняют оздоровительное воздействие физических упражнений. Например, физкультурные занятия лучше содействуют физическому развитию при полноценном сне и питании. Чистота помещения и оборудования способствует профилактике инфекционных заболеваний.

Для успешного решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста необходимо комплексное применение физических упражнений, оздоровительных сил природы и гигиенических факторов.

Формы организации занятий физическими упражнениями с детьми раннего и дошкольного возраста.

Существуют две основные формы организации физического воспитания детей дошкольного возраста: 1) государственная (до 3 лет – ясли; 3-6(7) лет – детский сад); 2) самодеятельная (где физическое воспитание осуществляется, в основном, в семье).

В дошкольных учреждениях занятия проводятся в соответствии с основной образовательной программой. 

Основными формами проведения занятий в дошкольном возрасте являются:

Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ) направлена на активизацию деятельности организма, повышения работоспособности и формирования правильной осанки. Средства: ОРУ в сочетании с водными процедурами, закаливанием, массажем.

Физкультурные занятия урочного типа являются основной формой работы с детьми. Здесь, главным образом, решаются задачи  физического воспитания детей дошкольного возраста. Занятия проводятся 3 раза в неделю (в соответствии с программой), под руководством инструктора.

Подвижные игры (на прогулках) проводятся воспитателем и служат для увеличения двигательной активности детей, вызывают положительные эмоции. В играх совершенствуются основные движения (бег, лазание, прыжки и т.д.), совершенствуется деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Физкультминутки и физкультпаузы служат для предупреждения утомления, повышения умственной работоспособности. Их продолжительность 2-3 минуты. Проводятся воспитателем во время занятий лепкой, счетом, рисованием.

Физкультурные праздники, физкультурные досуги, дни здоровья проводятся регулярно (ежемесячно, ежеквартально). Их назначение в привлечении всех детей к занятиям физическими упражнениями и повышении интереса к ним; в демонстрации детьми результатов, достигнутых в обучении физическими упражнениями.

Самостоятельные занятия физическими упражнениями существенно расширяет двигательный опыт детей, способствует развитию физических качеств. Важно, что ребенок выбирает вид деятельности (дома, на прогулке, в группе) в соответствии со своими интересами (подвижную игру, прыжки на скакалке, катание на велосипеде и прочее).

Физическое воспитание дошкольников раннего возраста:

Основу двигательной активности детей до 2 лет составляет ходьба, лазание, преодоление препятствий, игры с мячом, обручем, скакалкой. Самый эффективный метод – игровой.

На занятиях с детьми 2-3 лет возрастает значение наглядного и словесного методов (что объясняется интенсивным развитием речи и подражательных способностей ребенка).

В 3-4-летнем возрасте превалирующей формой занятий остается игра, но все в большей мере необходимо использовать и классические формы тренировки с многократным повторением, заучиванием элементов движений и их связок. У ребенка в возрасте от 3 до 4 лет необходимо начать целенаправленное развитие физических качеств – ловкости, быстроты, гибкости, силы, выносливости.

Содержание занятий физическими упражнениями обогащается за счет новых движений и упражнений, применяют более сложные виды ходьбы, бега, прыжков, лазания, равновесия. Значительное место в занятиях следует отвести подготовке к освоению базовых элементов движений в спортивных упражнениях (элементов техники).

Возраст 5-го года жизни является критическим для многих параметров физического здоровья ребенка. У детей 4-6 лет отмечается ослабление некоторых звеньев мышечной системы и суставных связок. Следствием этого могут быть плоскостопие и искривление позвоночника. Развивается способность «схватывать» суть и особенности разучиваемых движений, понимать разъяснения взрослого и уметь воплощать образ действия в собственных движениях.

Дети 6-летнего возраста. Отличие этого этапа от предыдущего – в усилении акцента на развитие физических качеств (преимущественно быстроты и выносливости). Большее место займет и силовая тренировка. Однако скоростная и силовая подготовка, равно как и воспитание выносливости не должны бить самоцелью. Важна сама по себе подготовка физиологической организации ребенка, его психики к предстоящему началу учебы в школе. Выносливость понимается как способность длительное время заниматься физическими упражнениями, но не предполагает развитие специальной выносливости в отдельных видах деятельности.

За процессом и результатом физического  воспитания осуществляется педагогический и врачебный контроль.

  • Педагогический контроль включает в себя тестирование уровня физической подготовленности и сопоставление результатов с нормативными данными; педагогические наблюдения и анализ физкультурных занятий.
  • Врачебный контроль включает в себя: - врачебное обследование состояния здоровья и определение функциональных возможностей организма детей; - врачебно-педагогические наблюдения за проведением физкультурных занятий; - санитарный надзор за местами проведения занятий, инвентарем, одеждой и обувью занимающихся; - санитарно-просветительскую работу среди персонала детского сада и родителей.

Физическое воспитание ребенка в семье.

Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению родителей, укладу жизни семьи.

Дети – такие непоседы! Но не для того, чтобы усложнять жизнь взрослым, а просто такова физиологическая потребность молодого организма. Противоестественно и недальновидно заставлять детей сидеть на месте – это насилие над растущим организмом. Поэтому родителям надо реже употреблять окрики «не бегай», «не прыгай», «не крутись» и так далее, а направлять энергию  детей в правильное русло с помощью физкультуры для детей.

ЗАРЯДКА – ЭТО ВЕСЕЛО!

Личный пример родителей для ребенка убедительнее всяких аргументов, и лучший способ привить ему любовь к физкультуре – заняться ею вместе с ним!

Дети  обладают удивительным качеством: они подсознательно запоминают слова и поступки взрослых, даже копируют выражение лица. Это можно с успехом использовать для развития у ребенка вкуса к физической культуре. Предлагаемые упражнения не представляют для взрослого человека особой сложности. Если ваши движения поначалу будут не слишком изящны, не комплексуйте, и, поверьте, у вас все получится! А ваш ребенок, ежедневно видя перед собой энергичную и веселую маму, учится верить в себя и быть оптимистом, это уже немало! Очень важен эмоциональный фон занятий. Учтите, что у ребенка свои критерии в оценке любого дела: понравилось или не понравилось, было весело или скучно, получалось или нет. Для него важна и ваша оценка. Если мама сказала: «Молодец, у тебя все получится», – значит, так оно и есть!

Физкультура для детей 2-3 лет

Идеальный вариант - именно с этого возраста начинать приучать детей к физкультуре. В 2-3 года дети импульсивны, легко возбуждаются и утомляются, поэтому длительность занятий должна быть 3-5 минут, включая 4-5 упражнений. Каждое упражнение надо повторять 4-6 раз, большое количество повторений будет утомлять ребёнка. Все упражнения детской физкультуры должны показывать родители и делать вместе с детьми.

"Птички" - ноги слегка расставлены, руки опущенные висят вдоль тела. Развести руки в стороны, помахать ими и опустить.

"Птички пьют" - ноги шире плеч, руки внизу. Наклон вперёд, руки отвести назад, выпрямиться.

"Прыг-скок" - ребёнок стоит произвольно и выполняет подскоки на месте. Можно чередовать с ходьбой.

"Хлопки" - ноги слегка расставлены, руки опущены, висят вдоль тела. Поднять руки вверх, хлопнуть, опустить.

"Пружинки" - ребёнок стоит произвольно. Мягкие пружинистые полуприседания на месте.

Физкультура для детей 3-4 лет

В этом возрасте во время выполнения физкультурных упражнений надо начинать следить за правильной осанкой (особенно положение стоп и позвоночника). Правильное положение стоп - носки разведены немного шире, чем пятки, ребёнок опирается на всю поверхность стопы, а не отдает предпочтение внешнему или внутреннему краю. Для правильного формирования позвоночника надо следить, чтобы плечи были на одном уровне, а туловище не наклонялось влево или вправо без необходимости. Голову ребенок не должен сильно наклонять вперед или запрокидывать назад - взгляд направлен прямо. Тренировка состоит из 5-6 упражнений по 4-6 повторений.

"Ветер качает деревья" - ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклоны в стороны, руки вверх.

"Собираем грибы" - ноги слегка расставлены, руки внизу. Присесть, изобразить собирание грибов, выпрямиться.

"Листочки" - лёжа на спине, руки свободны. Перевернуться на живот, перевернуться на спину.

"Велосипед" - лёжа на спине, руки и ноги выпрямлены. Выполнять сгибание и разгибание ног в коленях - поехали на велосипеде. Опустили ноги.

"Птички" - ноги слегка расставлены, руки внизу. Сесть на корточки, изобразить пальцами руки "как птичка клюет".

"Зайчики" - ноги на ширине плеч, руки перед грудью. Прыжки на месте, можно чередовать с ходьбой.

Физкультура для детей 4-5 лет

В этом возрасте надо обратить особое внимание на развитие стопы, так как при неблагоприятных условиях может начать формироваться плоскостопие. Зарядка должна состоять из 5-6 физкультурных упражнений с 5-6 повторениями. Начинаем тренировку с небольшой разминки - ходьба на носках, а затем на пятках в течение 30 секунд (это хороший способ профилактики плоскостопия), а уже затем переходить к основной части занятий.

"Повороты" - стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Поворот вправо, развести руки в стороны, вернуться в исходное положение. То же в левую сторону.

"Наклоны" - сидя, ноги скрестить "по-турецки", прямые руки в упоре сзади. Выполнить наклон вперед, хлопнуть ладонями по полу перед ногами, хлопнуть ладонями как можно дальше, хлопнуть ладонями перед ногами и вернуться в исходное положение.

"Неваляшка" - лежа на спине, руки на затылке, локти выставлены вперед. Повернуться на бок, а затем вернуться в исходное положение. Затем поворот на другой бок и возвращение в исходное положение.

"Приседание с мячом" - ноги параллельны, мяч удерживаем двумя руками внизу. Присесть - мяч в прямых руках перед собой, спину держать прямо, взгляд не опускать. Вернуться в исходное положение.

"Переложи мяч" - ноги на ширине плеч, обе руки опущены вниз, в правой руке мяч. Поднять обе руки вперед, переложить мяч в левую руку, вернуться в исходное положение. Поднять обе руки и переложить мяч в правую руку, вернуться в исходное положение. 

"Подпрыгивание с поворотом" - ноги слегка расставлены, руки на поясе. Выполнить 6-8 подпрыгиваний с поворотом вокруг себя.

Физкультура для детей 5-7 лет

В этом возрасте имеет смысл начинать обращать внимание на дыхание ребёнка - во время выполнения упражнений делать выдох, при возвращении в исходное положение - вдох. А также не забывать о формировании стопы и позвоночника.

"Достань до пятки" - стоя, ноги на ширине плеч, руки висят. Прогибаясь назад, слегка согнув колени, стараться правой рукой дотянуться до пятки правой ноги. Вернуться в исходное положение. Выполнить такое же движение для левой руки и ноги. Вернуться в исходное положение. Повторить 3-5 раз для каждой руки.

"Лошадки" - ноги на ширине плеч, прямые руки вперед. Поднять правую ногу, согнутую в колене, оттянув носок вниз, с одновременным махом обеих прямых рук назад. Вернуться в исходное положение. Выполнить такое же движение для левой ноги. Повторить 3-5 раз для каждой ноги.

"Шагаем руками по стене" - ноги на ширине плеч, стоять лицом к стене на расстоянии шага, руки касаются стены на уровне груди. Перебирая руками по стене, наклониться до пола - выдох, тоже движение, но выпрямляясь - вдох. Повторить 4-6 раз.

"Следы" - ноги на ширине плеч, лицом к стене, руки на поясе. Поднять ногу, согнутую в колене, коснуться ступней стены - выдох. Вернуться в исходное положение - вдох. Выполнить такое же движение другой ногой. Повторить 3-5 раз для каждой ноги.

"Ножницы" - ноги на ширине плеч, спиной к стене, руки в стороны, касаться ладонями стены. Прямые руки скрестить перед грудью - выдох. Вернуться в исходное положение, касаясь ладонями стены - вдох.

"Шагаем ногами по стене" - сидя лицом к стене, ноги согнуты, ступни прижаты к стене, руки в упоре сзади. Переставляя ноги по стене, выпрямить их. Вернуться в исходное положение. Дыхание в произвольном ритме. Выполнить 4-6 раз.

Благодаря детской физкультуре есть шанс, что в будущем ребенок самостоятельно будет заниматься физкультурой, а так же снижается вероятность развития проблем с опорно-двигательным аппаратом – плоскостопие, сколиоз и так далее. Ведь большинство взрослых болячек родом из детства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ С ЭСТЕТИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ  С ЭСТЕТИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА физического воспитания учащихся 1-11 классов физического воспитания учащихся 1-11 классов

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 201...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА физического воспитания учащихся 1-11 классов физического воспитания учащихся 1-11 классов

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 201...

Научно-методические подходы к оптимизации специальных оздоровительных форм физической культуры. Методическая деятельность в области физической культуры, спорта, физического воспитания.

В сфере физической культуры и спорта научно-методическая деятельность выделена как одна из основных. Каждый специалист должен иметь представление о процессах «наука - производство», «...