Программа работы с одаренными детьми
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Дампилова Лидия Нимаевна

Программа работы с одаренными детьми во внеурочной деятельности и на уроках истории и обществознания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа работы с одарёнными и талантливыми детьми во внеурочной деятельности и на уроках истории и обществознания

Автор:

учитель истории и обществознания

 первой квалификационной категории

Дампилова Лидия Нимаевна.

Паспорт программы

Наименование

Программа работы с одарёнными и талантливыми детьми во внеурочной деятельности и на уроках истории и обществознания.

Разработчик программы

учитель истории и обществознания первой квалификационной категории Дампилова Лидия Нимаевна

Этапы реализации программы

  1. диагностико- прогностический  
  2. деятельностный
  3. констатирующий).

Цель программы

выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одарённых и талантливых детей; создание условий для оптимального развития одарённых и талантливых детей

Задачи программы

  • разработка  инструментария выявления одарённых и талантливых детей
  • создание  банка данных «Одаренные и талантливые  дети»;
  • создание оптимальных условий для поддержки и развития одаренных и талантливых детей;
  • внедрение в учебно-воспитательный процесс всех видов и форм творческой самореализации, нестандартности научного и художественного мышления учащихся;
  • создание портфолио одарённых и талантливых детей.

Принципы педагогической деятельности

  • принцип личностно-ориентированного подхода;
  • максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения.

Формы работы одарённых и талантливых детей во внеурочной деятельности

  1. олимпиады;
  2. конкурсы различных уровней (школьный, городской, областной, всероссийский);
  3. научно-практические конференции различного уровня.
  • традиционные школьные мероприятия (декада гуманитарных наук);
  • экскурсии;

Формы работы одарённых и талантливых детей в урочное время

  • урок обобщения и систематизации знаний (обучающиеся в роли консультантов);
  • урок-семинар (выступление учащихся с самостоятельными сообщениями, ведение дискуссии, отстаивание своих суждений);
  • урок-зачёт (обучающиеся в роли экспертов);
  • урок-практикум (работа с документами, фотоархивами, плакатами, картами, схемами, таблицами, цифровыми образовательными ресурсами);
  • урок-игра (составление кроссвордов, ребусов, викторин,  дидактических игр, составление и организация ролевых игр – интервью с историческими героями, политическими лидерами);
  • урок-дискуссия (круглый стол) - дискуссия по различным темам исторического и обществоведческого характера.

Работа с родителями

  1. Анкетирование.
  2. Психолого-педагогическое просвещение родителей одаренных и талантливых детей:

2.1. Лектории:

  • Одаренность как сложное явление;
  • Личностные и возрастные особенности одаренных детей.

     2.2. Родительские собрания:

  • Способности и одарённость. Проблема диагностики и развития способностей;
  • Семейный микроклимат в повышении образовательного уровня ребенка.
  1. Организационные аспекты развития одаренных детей и реализации программы:
  • участие  родителей к подготовке мероприятий различного направления;
  • организация экскурсий, классно-семейных проектов.

Предполагаемые результаты

  • Функционирование  системы работы с одаренными и талантливыми детьми.
  • Творческая самореализация одарённых и талантливых детей.
  • Обеспечение преемственности в работе начальной и  средней  школы.
  • Развитие интеллектуальных и творческих способностей одарённых и талантливых детей с учётом индивидуального и дифференцированного подхода.

Концепция программы

Выявление одарённых и талантливых  детей должно начинаться уже в начальной школе и продолжаться в среднем звене на основе наблюдения за учеником, изучения его психологических особенностей, памяти, логического мышления. Работа с одарёнными и талантливыми детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности учителя. Программа работы с одарёнными и талантливыми детьми разработана на основе программы развития школы на период с 2016-2020 гг.

Актуальность программы обусловлена тем, что создание системы работы с одаренными и талантливыми детьми является одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», поэтому обеспечение условий для выявления и развития одаренных и талантливых детей и реализация их потенциальных возможностей являются одними из приоритетов в сфере образования.

Целью программы является выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одарённых и талантливых детей; создание условий для оптимального развития одарённых и талантливых детей.

Данная цель реализуется через следующие задачи:

  • разработка  инструментария выявления одарённых и талантливых детей, учитывая специфику школы (удалённость от города, информационных центров, средних и высших учебных заведений);
  • создание  банка данных «Одаренные и талантливые  дети»;
  • создание оптимальных условий для поддержки и развития одаренных и талантливых детей;
  • внедрение в учебно-воспитательный процесс всех видов и форм творческой самореализации, нестандартности научного и художественного мышления учащихся;
  • создание портфолио одарённых и талантливых детей.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

  • принцип личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании детей с повышенным уровнем обучаемости, активизация их интеллектуальных качеств в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;
  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

Работа с одаренными и талантливыми детьми

Формы работы с одарёнными и талантливыми детьми во внеурочное время

Форма

Задачи

Школьное научное общество

  1. олимпиады;
  2. конкурсы различных уровней (школьный, республиканский, всероссийский);
  3. научно-практические конференции различного уровня.

  • развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой;
  • обобщение и систематизация знаний по учебным предметам;
  • формирование информационной культуры учащихся;
  • привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности;
  • формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.

Традиционные школьные мероприятия (декада гуманитарных наук)

  • представление широкого спектра форм внеурочной деятельности;
  • повышение мотивации обучающихся к изучению образовательной области;
  • развитие творческих способностей учащихся.

Экскурсии

  • расширение кругозора обучающихся;
  • формирование потребности в получении новой информации.

Формы работы с одарёнными  и талантливыми детьми в урочное время

Тип урока

Виды  деятельности

Урок обобщения и систематизации знаний.

Обобщение, повторение, закрепление знаний (обучающиеся в роли консультантов)

Урок-семинар.

Выступление учащихся с самостоятельными сообщениями, ведение дискуссии, отстаивание своих суждений.

Урок-зачет.

Организация проверки знаний, умений, навыков (обучающиеся в роли экспертов)

Урок-практикум.

Работа с документами, фотоархивами, плакатами, картами, схемами, таблицами, цифровыми образовательными ресурсами.

Урок-игра.

Составление кроссвордов, ребусов, викторин,  дидактических игр: «Экскурсия», «Восхождение на пик Знаний», путешествие «По семи чудесам света».

Составление и организация ролевых игр – интервью с историческими героями, политическими лидерами.

Урок-дискуссия (круглый стол).


Дискуссия по различным темам исторического и обществоведческого характера: «Реформы и реформаторы в России», «Участие в выборах – дело каждого».

Используемые технологии и приёмы в работе с одарёнными и талантливыми детьми

Технологии:

  1. личностно-ориентированного обучения;
  2. проектного обучения;
  3. технология моделирования;
  4. технология критического мышления;
  5. информационные технологии;
  6. технология дистанционного обучения;
  7. технология индивидуальных  образовательных траекторий;
  8. технология коучинг (организация самообучения);
  9. технология коллективно-творческих дел (экскурсии).

Приемы:

  1. «Аквариум» - форма диалога, когда детям предлагается обсудить проблему перед всем классом.
  2.  «Мозговой штурм» - используется тогда, когда можно предложить наибольшее количество вариантов разрешения проблемы. Например: «Как снизить уровень преступности? (Право).
  3. «Синквейн» - работа с понятиями.
  4. Дидактические игры, учебные ситуации.
  5. Тренинги, дискуссии.

Работа с родителями

  1. Анкетирование ;
  2. Психолого-педагогическое просвещение родителей одаренных и талантливых детей:

2.1. Лектории:

  • Одаренность как сложное явление;
  • Личностные и возрастные особенности одаренных детей.

     2.2. Родительское собрание:

  • Способности и одарённость. Проблема диагностики и развития способностей.
  • Семейный микроклимат в повышении образовательного уровня ребенка.
  1. Организационные аспекты развития одаренных детей и реализации программы:
  • участие  родителей к подготовке мероприятий различного направления;
  • организация экскурсий, классно-семейных проектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы с одаренными детьми в МОУ Ильичевская ООШ на 2010-2013 гг.

Создание системы работы с одаренными и талантливыми детьми является одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», поэтому обеспечение условий для выявления и развити...

программа работы с одаренными детьми

программа. одаренные дети...

Программа работы с одаренными детьми

Таланты надо воспитать,Их надо развивать, в них надо верить!...

программа работы с одаренными детьми

программа разработана  с 2011 по2014 год...

Программа работы с одаренными детьми

В программе раскрывается значимость в современное время работы с одаренными детьми. Раскрываются формы, принципы и методы работы....

Программа работы с одаренными детьми

В данной программе обозначены основные направления работы с одаренными детьми в основной школе. Предлагается примерный календарно-тематический план. Программа рассчитана на 3 учебных года....

Программа работы с одаренными детьми

Программа работы школы с одаренными детьми. Программа работы учителя русского языка с одаренными детьми....