Статья "Формы актуализации и трансляции культурного наследия в образовательном процессе средней школы"
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Шагинян Светлана Александровна

В статье автор показывает, как культурное наследие транслируется подрастающему поколению в образовательном процессе средней школы. Раскрывается роль культурно-исторического наследия в формировании духовно-нравственных ценностей молодежи. Автор показывает и проблемы современной системы образования, и существующие формы актуализации и трансляции культурного наследия в средней школе. На основе обобщения имеющегося опыта Шагинян С.А. предлагает пути решения данной проблемы.

Ключевые слова: культурно-историческое наследие, проблемы современной системы образования, духовно-нравственное воспитание школьников, программы в школе по духовно-нравственному воспитанию, внеурочная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_shaginyan_s.a.docx51.61 КБ

Предварительный просмотр:

Шагинян Светлана Александровна

ГБОУ СОШ № 601 Приморского района СПб.

Учитель обществознания и истории

УДК 37.032, 37.034, 372.8

Формы актуализации и трансляции культурного наследия в образовательном процессе средней школы

В статье автор показывает, как культурное наследие транслируется подрастающему поколению в образовательном процессе средней школы. Раскрывается роль культурно-исторического наследия в формировании духовно-нравственных ценностей молодежи. Автор показывает и проблемы современной системы образования, и существующие формы актуализации и трансляции культурного наследия в средней школе. На основе обобщения имеющегося опыта Шагинян С.А. предлагает пути решения данной проблемы.

Ключевые слова: культурно-историческое наследие, проблемы современной системы образования, духовно-нравственное воспитание школьников, программы в школе по духовно-нравственному воспитанию, внеурочная деятельность.

Svetlana A. Shahinyan

Forms of updating and transmission of the cultural heritage in the educational process in a school

The author shows how the cultural heritage is transmitting to the younger generation in the educational process of school  in this article. The author reveals the role of cultural-historical heritage in the formation of spiritual and moral values of young people. The author shows and problems of the modern education system, and the existing forms of updating and transmission of cultural heritage in high school. Shaginyan S.A. offers solutions to this problem on the basis of generalization of experience

Kay words: cultural and historical heritage, problems of modern education system, spiritual and moral education of students, the program at school of spiritual and moral education, extracurricular activities.

Роль культурно-исторического наследия.

Историко-культурное наследие может вовлечь человека в духовный мир, вызвать высокое чувство сопричастности к значимым событиям минувшего времени. Однако эти возможности сегодня реализуются недостаточно, и важнейшая задача заключается в том, чтобы активизировать идентификационный потенциал историко-культурного наследия, разработать и внедрить научно обоснованный механизм его эффективного использования в решении актуальнейшей ныне проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Между тем следует осознавать, что именно на подрастающее поколение направлена такая функция культуры как трансляция культурного наследия. Молодежь сегодняшняя и молодежь будущая несет в себе потенциал как позитивных перемен, так и социальной нестабильности. Примером тому может служить современная ситуация на Украине, где у части молодых людей произошла подмена ценностей, связанных с единой судьбой и культурой русского и украинского народа, на ценности националистические. Огромную роль в этом сыграла система образования. Поэтому неслучайно в современном мире важную роль в трансляции культурного наследия отводят именно системе образования. Предлагаю Вам рассмотреть эту проблему изнутри.

Проблемы современной системы образования.

Современная система образования сложилась в средние века и до сих пор в своей организации сохраняет многие традиционные черты. Несмотря на то, что в ряде школ изменилось техническое оснащение кабинетов: появились компьютеры, мультимедийные доски, проекционные экраны и учителя могут использовать в своей работе презентации, документальные фильмы, в большинстве случаев основными техническими средствами остаются доска, мел, учебник. Даже с учетом использования мультимедийного оборудования пассивное слушание уроков по-прежнему занимает ведущее место в приобретении учениками знаний. Ученику просто необходима не только классическая форма обучения, но и форма активного обучения, предполагающая непосредственный «живой» контакт с культурным наследием. Это должно способствовать не только закреплению знаний, но и приобщению к культурному наследию своей страны. Посещение учреждений культуры, выставочных залов должно быть привычным и нести в себе определенную ценностную значимость.

Недостаточность образования в области культуры, неглубокое знакомство с культурными ценностями характерна и для многих студентов, которые не получили необходимого культурного образования в школьные годы. Не все из этих молодых людей будут восполнять эти проблемы самообразованием.

В наше время нельзя сбрасывать со счетов и рост социальной информации, которая может привести к возможности подмены ценностей у будущих поколений. Засилие масссовой культуры, навязывание ценностей других культур, стилей поведения и образа мыслей может негативно сказываться на ценностном отношении молодых людей к культурному достоянию свей страны, своего народа. Развитие современного общества выдвигает требования не только сохранения культурного наследия, но и актуализации ценности культурного наследия для молодого поколения.

Актуализация культурного наследия в средней школе.

В последнее время разработано много государственных программ, направленных на формирование духовно-нравственных, патриотических ценностей, приобщению школьников к культурному наследию. Духовно-нравственное, патриотическое воспитание в России является ключевым фактором обеспечения единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Задача усиления воспитательного потенциала системы образования рассматривается в качестве важнейшего целевого ориентира государственной образовательной политики в Российской Федерации, что нашло отражение в ряде стратегически значимых государственных документов последнего времени. Вопросы духовно-нравственного воспитания отражены в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.3)[1]. Определяя основные принципы государственной образовательной политики, закон называет среди них гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, патриотизма, уважения закона, прав и свобод личности, трудолюбия, ответственности, бережного отношения к природе и окружающей среде; защиту и развитие системы образования национальных культур, религиозных культурных традиций и особенностей. Эти принципы, сохраняющие преемственность предыдущего законодательства, непосредственным образом связаны с основами духовно-нравственного воспитания. Закон «Об образовании» указывает, что содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями (ст.12)[2].

В ряде школ с 1 по 4 классы проводятся уроки по «Музейной педагогике», разработанные основывающиеся на музейно- педагогической программе «Здравствуй, музей!», разработанной Российским центром музейной педагогики и детского творчества и Русского музея на основе многолетнего опыта Русского музея и других отечественных и зарубежных музеев в области художественного воспитания и образования. Целью программы «Здравствуй, музей!» является создание научно-обоснованной системы взаимодействия музея и системы образования, что позволяет объединить усилия музейного педагога, воспитателя дошкольного учреждения и школьного учителя в деле воспитания эстетически развитой, обогащенной художественным опытом и знаниями личности.

Раздел программы «Мир музея» включает четыре обучающих курса, которые могут рассматриваться как самостоятельная программа, цель которой- формирование у учащихся основ визуальной грамотности, понимания органической взаимосвязи изобразительного и народного искусства, а также архитектуры с природой и окружающим человека миром.

  1. Курс «Учись смотреть и видеть» для учащихся первого класса ориентирован на формирование навыков визуальной грамотности. Занятия проводятся в школе и музее по специально разработанной методике, использующей систему опорных вопросов и диалоговую форму.

2. Курс «Введение в музей» для учащихся второго класса вводит в пространство музея и, раскрывая его профильную специфику и содержание деятельности, знакомит детей с миром музейных ценностей. Продолжая развивать визуальную грамотность, он формирует навыки музейной культуры и восприятия подлинных произведений искусства.

3. Курс «Введение в изобразительное, народное искусство и архитектуру» для учащихся третьего класса на основе сформированных ранее названных навыков формирует у детей способность к пониманию видовой и жанровой специфики изобразительного искусства, подготавливая переход к следующему курсу.

4. Курс «В мире художественных образов» для учащихся четвертого класса формирует у детей понимание художественного процесса и специфики художественного образа. Он вводит их в многогранное пространство содержания произведения искусства, что способствует углубленному постижению его  выразительных средств и развивает образно- ассоциативное мышление.

Учебные курсы «Мир музея» интегративны, и учитель может успешно сочетать их с дисциплинами «Изобразительное искусство», «Труд», «Окружающий мир», а также уроками русского языка, чтения и математики[3].

Однако, следует отметить, что данная программа утверждена в Русском музее и Министерстве культуры, а в Министерстве образования не утверждена и нет даже формулировки «рекомендовано». Это создает определенные трудности, так как данная программа не может быть включена в учебный план, а может преподаваться за счет часов выделяемых часов на дополнительное образование. Согласно  закону «Об образовании» дополнительное образование- вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.(ст.2) По закону школа имеет право на 27 часов в неделю на дополнительное образование и должна эти часы распределить между всеми классами на секции и кружки. Многие школы, в том числе и наша, выделяет по 1 часу в неделю на каждый  класс начальной школы для проведения этого курса с первого по четвертый класс. Соответственно, если  по количеству классов в  начальной школе- 11, то это занимает 11 часов из 27 часов, выделенных на дополнительное образование для всей школы. Для учеников этот курс стоит в расписании раз в неделю как «Музейная педагогика».  Понятно, что не все школы пойдут на такое распределение времени, так как у них могут стоять приоритеты спортивные, языковые или физико-математические. Между тем, данный курс является пока единственным, который, вводит учеников в музейный мир, мир духовной культуры и  приобщает детей к культурному наследию. Следует подчеркнуть, что данный курс выбирается по желанию школы, со стороны государства он не поддерживается ни нормативно, ни финансово, ни морально). Но даже, если этот курс есть, то в средней школе он прерывается и не продолжается единой линией, не развивается, а фрагментарно «всплывает» на уроках истории и истории Санкт-Петербурга.

С 2012 года в образовательные программы начальной школы включен комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики».

Цели курса:

Основная цель комплексного учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» заключается в формировании у младших подростков мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Он направлен на развитие у младших школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значение в жизни современного общества и своей сопричастности к ним. Курс «Основы мировых религиозных культур» адресован учащимся начальной школы, поскольку именно в младшем школьном возрасте происходит социализация ребенка, расширяется круг его общения, от него требуется проявление личностной позиции, определяющейся принятыми духовно-нравственными ценностями.

Основные задачи курса:

1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре, морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Курс ОРКСЭ рассчитан на 34  учебных часа и носит  культурологическую  направленность, его преподавание не предусматривает обучения религии, в рамках курса  «Основы религиозных культур и светской этики» речь идет о знакомстве школьников с нравственно-культурологическими основами традиционных для России религий. Это следует постоянно иметь в виду, как в процессе подготовки, так и в ходе проведения учебных занятий, избегая любых намеков на то, что может быть воспринято как признаки навязывания детям любой из религий. Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» имеет комплексный характер и включает шесть модулей:

1) основы православной культуры;

2) основы исламской культуры;

3) основы буддийской культуры;

4) основы иудейской культуры;

5) основы мировых религиозных культур;

6) основы светской этики. 

Преподавание всех модулей курса ОРКСЭ строится на основе принципов толерантности,  уважения к различным религиозным традициям. Приоритетной задачей курса ОРКСЭ является духовно-нравственное воспитание учащихся на основе общечеловеческих гуманистических ценностей, нашедших воплощение во всех мировых религиях и в светской этике. Формы организации учебного процесса, содержание занятий  направлено на воспитание таких качеств, как совесть, долг, ответственность, милосердие, сострадание, гуманизм. Приоритетной является воспитательная составляющая  курса, развитие представлений младшего школьника о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей; обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры.

В старшей школе в обязательный учебный план входит элективный курс «Языки Искусства» (для 9 класса) и «Искусство в современном мире» для (10 класса).

Курс «Языки искусства» предполагает изучение семиотических систем различных видов пространственных искусств- живописи, скульптуры, архитектуры, фотографии, - и помогает научиться понимать их художественный язык. Цель курса: помочь учащимся совершить обоснованный выбор способов самовыражения, используя художественные средства различных видов искусства. Задачи курса: способствовать развитию у учащихся способности понимать и интерпретировать произведения искусства с учетом их художественного языка; создавать условия для формирования личной позиции по отношению к произведениям искусства; стимулировать творческие способности школьников.

Курс «Искусство в современном мире» состоит из двух равноценных содержательных модулей «Временные искусства»(современная музыка, театр, танец, кино)  и «Пространственные искусства»(современное изобразительное искусство, скульптура,архитектура). Цель курса: помочь учащимся сформировать собственный взгляд на художественные явления современности через эстетическое восприятие, и определить их место в глобальном процессе формирования мирового художественного наследия. Задача курса: способствовать формированию у каждого учащегося личной позиции по отношению к искусству рубежа ХХ-ХХ вв., осознанию места искусства в современном мире; стимулировать творческие способности учащихся, предоставлять возможности для повышения познавательного уровня учащихся; расширения их эмоционального диапазона.

В ряде школ Санкт-Петербурга открыты виртуальные филиалы Русского музея, которые проводят выставки, мастер-классы, занятия по музейной педагогике, в том числе и с сотрудниками Русского музея.

 «Русский музей: виртуальный филиал» ― это инновационный межрегиональный и международный проект, реализуемый с 2003 года и воплощающий идею доступности крупнейшей в России коллекции русского искусства аудитории Санкт-Петербурга и далеко за его пределами.

Цели проекта:

  • эффективное приобщение современного зрителя к ценностям русской культуры

расширение и углубление знаний об истории русского искусства, коллекциях и деятельности Русского музея на основе свободного доступа к электронно-цифровым материалам

  • создание единого культурно-информационного пространства на территории России и за рубежом.

Информационно-образовательный центр «Русский музей: виртуальный филиал» состоит из мультимедийного кинотеатра и иинформационно-образовательного класса. Содержательным наполнением центра является Медиатека, включающая печатные издания, интерактивные мультимедийные программы и фильмы об истории русского искусства, о Русском музее и его коллекциях, собраниях музеев России.

В информационно-образовательном классе и мультимедийном кинотеатре посетителям предлагаются:

  • виртуальные экскурсии и путешествия;

уроки и занятия с использованием ресурсов медиатеки; обучающие семинары с использованием современных коммуникационных средств и новейших методов дистанционного обучения; мастер-классы и встречи с художниками; конкурсы и олимпиады по русской культуре и искусству;

  • информационное обслуживание индивидуальных посетителей[4].

На базе нашей школы также действует филиал «Русского музея» и его образовательное пространство активно используется учителями школы, при проведении тематических уроков, и учениками как посетителями выставок и мастер- классов.

Однако, посещение учреждений культуры, памятников архитектуры, дворцово-парковых ансамблей, садово-парковых ансамблей, памятников природы, археологических объектов культурного наследия происходит только в рамках внеурочной деятельности в запланированные дни здоровья по рекомендации педагога организатора, по инициативе классного руководителя или родительского комитета. При этом не всегда удается посетить то учреждение культуры, которое планировалось с учетом прохождения программы и важности для данного возраста. А в период прохождения учебного материала, когда так и просится подкрепление теоретических знаний посещением музея, фондохранилища или дворцово- паркового ансамбля такой возможности у педагога просто нет. Существует также финансовая причина, по которой родительские комитеты классов могут отклонить предложенную педагогом- организатором экскурсию из-за ее дороговизны (например, посещение дворцово-паркового ансамбля с экскурсией во дворец и передвижением на заказанном автобусе, т. к. из-за расстояния и большого количества транспортных пересадок доехать до пригорода на общественном транспорте с большим количеством детей не представляется возможным и безопасным).

В современных условиях рыночных отношений государство не может перекладывать всю ответственность на приобщению к культурному наследию на семью. В последнее время увеличилось количество семей, где родители все свое время посвящают работе и зарабатыванию денег, а на духовное воспитание детей времени им катастрофически не хватает. Возросло количество неполных семей со сходными проблемами, где проблема достойного материального обеспечения детей лежит на одном родителе и выступает на первое место.

Лишь немногие семьи, по сравнению с общим количеством , придают важность духовно-нравственного воспитанию своего ребенка и знакомят его с культурным наследием и лишь немногие учителя со своими учениками, по своей инициативе, бесплатно участвуют в городских  играх, таких как «Большая Регата» или «Один, два, три...». Но и в этом случае- это носит эпизодический характер (1 год  или 2 года) и не все учащиеся вовлечены в данное мероприятие.

Конкурс «Большая Регата» предполагает конкурс команд от 5 до 15 человек разбитых по возрастным категориям. Это могут быть дети из одного класса, друзья или целые семьи. На маршруте с ноября по апрель необходимо посетить 6-8 музеев. Все музеи обязательны для посещения, их последовательность определяется маршрутным листом. В музеях команды выполняют самые разнообразные задания и зарабатывают баллы. Это может быть посещение экскурсии и последующие ответы на вопросы, маршрутный лист и самостоятельный поиск ответов на вопросы, игровая программа и т. п.

В 2013-2014 году партнерами «Океанариума» в конкурсе «Большая Регата» являются 45 музеев и организаций. Среди них: Историко-культурный заповедник «Петропавловская крепость», Кунсткамера, Ленинградский зоопарк, Зоологический музей РАН, Ботанический сад Ботанического института РАН, Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, ГМЗ «Царское село», Музей Истории Кронштадта, Государственный музей истории религии, Центральная городская детская библиотека имени А.С. Пушкина, музей «Нарвская застава», Государственный музей Арктики и Антарктики, Музей политической истории, Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и связи, Российский этнографический музей, комплексный памятник природы «Саблинский», Центральный музей почвоведения имени В.В. Докучаева, музей воды и другие[5].

Посещение данных музеев проходит все-таки в игровой форме и хотя несет в себе познавательную цель, но носит преимущественно развлекательный характер, иногда не акцентируясь и не углубляясь в конкретные темы, а проходит поверхностно по всей экспозиции. И является все-таки формой самообразования в свободное от учебы время.

Пути решения данной проблемы.

В то же время, как замечает А.С. Кармин и Е.С. Новикова , авторы учебника «Культурология»: «Мы живем в пространстве культуры и она объемлет нашу жизнь во всех ее проявлениях. Культура программирует жизнедеятельность людей и определяет ее социализированные (приспособленные к условиям общественного бытия ) способы. Каждая отдельная личность живет и действует, выстраивая свою индивидуальную жизнь и деятельность по программам, которые определяются социальными условиями и усвоенными личностью культурными установками (т. н. культурные сценарии). Такие сценарии обычно представляются лишь в виде некоторых целей, к которым вы будете стремиться, задач, которые вы предполагаете решить, принципов, на которых вы будете строить свою жизнь в процессе решения этих задач»[6]. В нашем случае речь идет о такой цели, которая имеет первостепенное значение для развития общества как формирование духовно-нравственной культуры  и  сохранение культурного наследия. И современному обществу необходимо создавать такой «культурный сценарий», который бы обеспечил наиболее эффективные формы трансляции культурного наследия подрастающему поколению.

Практика последнего времени лишь подтверждает теорию о том, что в условиях рыночных отношений за счет собственных доходов может процветать только массовая культура. «Высокая» культура без спонсорства и государственного финансирования не только развиваться, но и сохранять свои достижения не может. Государство, не выделяющее на это солидных бюджетных средств, обрекают свою культуру на застой и упадок. Недооценка роли культуры в становлении отдельной личности сегодня может нанести угрозу всему человечеству завтра. Как пренебрежительное, так и уважительное отношение к культурному наследию прошлого может быть воспитано у человека семьей, СМИ и государственной политикой государства. В современных условиях рыночных отношений государство не может перекладывать всю ответственность на приобщение к культурному наследию на семью, но и брать за это полную ответственность государству на себя тоже нельзя. Родители должны выполнять свои родительские функции. Согласно Закону «Об образовании», родители (законные представители) несовершеннолетних обучающих имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка»(ст.44)[7]. Между тем, единая государственная программа, предусматривающая как минимум четыре обязательные экскурсии в год для школьников, входящих в учебную программу и закрепляющих пройденный материал, способствовала бы приобщению школьников к культурному наследию в более полном объеме, объединяющем теорию и практику, знания детей и практическое ознакомление с ценностями культуры и искусства непосредственного региона проживания.  

Примерами таких экскурсии могли бы быть для 5-ых классов:

  1. Экскурсия в Запасники Государственного Эрмитажа- по предмету история по теме «Исторические источники».

2) Экскурсия в Государственный Эрмитаж- «Культура и искусство Древней Греции»- по истории Древнего мира.

3) Автобусная экскурсия « Мифы Древней Греции и Древнего Рима в Петербурге»- по истории Санкт-Петербурга.

4) Автобусная экскурсия в Саблинские пещеры- по предмету Природоведение.

Для 6-х классов:

  1. Экскурсия в Государственный Эрмитаж «Искусство Средневековой Европы»- по истории Средних веков.

2) Автобусная экскурсия «Иноверческие храмы Петербурга»- по истории Санкт-Петербурга.

3) Метеостанция по географии.

4) Автобусная экскурсия «Старая Ладога»- по истории Древней Руси и т. д.

Данная государственная программа требует дополнительного финансирования, но она обеспечит более качественную трансляцию ценностей культуры и искусства в расширенном объеме и обеспечит доступ к музейным экспозициям всем детям в образовательном процессе средней школы.

В заключении хотелось бы привести слова Д.С. Лихачева, которые он опубликовал в «Декларации прав культуры»: «Ответственность за сохранность культурных ценностей и культуры, как таковой, лежит на государстве. Государство, в частности, отвечает за самовозобновляемость культуры в стране, за образование, за свободу творчества при полном невмешательстве государства в творческую жизнь»[8].


[1] Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Законы и кодексы. Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2014 год. М.: «Эксмо», 2014. С. 6.

[2] Там же. С. 17.

[3] Столяров Б.А. Мир музея: образовательная программа: методические рекомендации / Б.А.Столяров, Н.Д.Соколова, Т.А. Барышева, О.Р.Лузе, Л.А. Гольтикова; науч. рук. Б.А. Столяров; науч. ред. Н.Д. Соколова; Министерство образования и науки РФ, РАО, РГПУ им. А.И. Герцена, Министерство культуры РФ, ФГУК «Государственный Русский музей».- СПб.: ГРМ, 2009. - 480с.

[4] Русский музей: виртуальный филиал: официальный сайт. 23.04.2014. URL: http://www.rusmuseum.ru/museum/projects/kibermuseum/ 

[5] Океанариум ТРК Планета: официальный сайт. 23.04.2014. URL:  http://www.planeta-neptun.ru/ocean/study/konkursy/ 

[6] Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология.- СПб.,: «Питер», 2006. С. 137.

[7] Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Законы и кодексы. Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2014 год. М.: «Эксмо», 2014. С.49.

[8] Лихачев Д.С. Раздумья о России. 2-е изд., исправленное. СПб.: «Логос», 2004. С. 635.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация личностно-ориентированного подхода к организации образовательного процесса в школе адаптивной модели

Актуальность исследования определяется следующим:1. Объективной необходимостью перехода общего образования к модели адаптивной школы в процессе его  модернизации (1.1. неодинаковость степени сост...

Использование цифровых образовательных ресурсов в коррекционно – развивающее обучении с целью повышения качества образовательного процесса в школе. Проект "Помогай-ка".

Проблема оказания помощи неуспевающим детям многие годы является актуальной в педагогике. Классы выравнивания, компенсирующего обучения, коррекции, педагогической поддержки, адаптации, здоровья,...

Мониторинг образовательного процесса средняя группа

Таблица составлена на основе программы "От раждения до школы"...

Мониторинг образовательного процесса средняя группа

Таблица составлена на основе программы "От раждения до школы"...

Статья: " Современные образовательные технологии в образовательном процессе в школе".

Использование современных образовательных технологий в образовательном процессе — это норма жизни современного учителя и ученика. Сегодня общество заинтересовано в выпускниках с развит...