ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ В МАССОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ КАК ТРАНСЛЯЦИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ РУССКОГО НАРОДА
статья (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме

Галинская Ангелина Александровна

Образ мыслей народа, характерные национальные черты, совокупность духовных установок постижим для школьника благодаря близкому знакомству с миром литературы. Художественные произведения русских классиков знакомят учащихся не только с культурологическими универсалиями, но и ценностными национальными ориентирами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._russkite_pisateli.docx19.38 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

В МАССОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ

КАК ТРАНСЛЯЦИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ РУССКОГО НАРОДА

Образ мыслей народа, характерные национальные черты, совокупность духовных установок постижим для школьника благодаря близкому знакомству с миром литературы. Художественные произведения русских классиков знакомят учащихся не только с культурологическими универсалиями, но и ценностными национальными ориентирами.

Так постановка спектакля по мотивам произведения Лескова Н. С. «Неразменный рубль» и Достоевского Ф. М. «У Христа на елке» позволяет школьникам-актерам и зрителям младшего и среднего звена вплотную приблизится к морально-ценностным ориентирам русского человека. Воспитательная функция мероприятия реализуется через визуализацию нравственного урока, зритель становится соучастником и молчаливым свидетелем событий.

Спектакль состоит из двух рассказов-частей, главными героями которых становятся дети 8-10 лет. Через призму детского рассказа со счастливым финалом («Неразменный рубль») и абсолютно противоположного по настроению и развязке произведения Достоевского Ф. М. зритель наблюдает две разные судьбы, которые, вполне вероятно, могли пересечься. В театральных реалиях так и происходит: нищий мальчик-сирота, просивший милостыню, чудесным образом попадает на рождественскую ярмарку, где его никто не замечет, он проходит сквозь толпу в белом одеянии, акцентируя на себе внимание, тем самым устанавливая связь между двумя актами спектакля. Воспитательная функция реализуется через демонстрацию бинарности мироустройства: человеческого счастья и горя, повсеместно идущих рядом.

В спектакле по мотивам двух произведений с лаконичным названием «Мальчик» затрагиваются вопросы предназначения таланта, губительной силы тщеславия и гордыни, разрушительного последствия зависти, непостоянства признания, чуда раскаяния и осознания ошибки, безразличия общества к чужому горю, приумножения радости в безвозмездном служении человеку.  

Первая сцена вводит зрителя в атмосферу мистики, народных верований. Рассказчик повествует о таинственном способе, благодаря которому можно добыть «неразменный рубль»:

«<…> надо взять чёрную без одной отметины кошку и нести её продавать рождественскою ночью на перекрёсток четырёх дорог, из которых притом одна непременно должна вести к кладбищу. <…> Здесь надо стать, пожав кошку посильнее, так, чтобы она замяукала, и зажмурить глаза. Всё это надо сделать за несколько минут перед полночью, а в самую полночь придёт кто-то и станет торговать кошку. Покупщик будет давать за бедного зверька очень много денег, но продавец должен требовать непременно только рубль, -- ни больше, ни меньше как один серебряный рубль. Покупщик будет навязывать более, но надо настойчиво требовать рубль, и когда, наконец, этот рубль будет дан, тогда его надо положить в карман и держать рукою, а самому уходить как можно скорее и не оглядываться. Этот рубль и есть неразменный или безрасходный, -- то есть сколько ни отдавайте его в уплату за что-нибудь, -- он всё-таки опять является в кармане.»

Но не все так просто, как может показаться на первый взгляд, – неразменное богатство служит человеку до тех пор, пока ним распоряжаются мудро:

«<…> неразменный рубль не переведётся в твоём кармане до тех пор, пока ты будешь покупать на него вещи, тебе или другим людям нужные или полезные, но раз что ты изведёшь хоть один грош на полную бесполезность –рубль в то же мгновение исчезнет.»

Итак, перед зрителем возникает проблемный вопрос: как же отличить бесполезное приобретение от действительно нужной покупки?

Далее зритель наблюдает за тем, как мальчик, действовавший поначалу осторожно, с появлением купца начинает поступать опрометчиво. Купец как символ библейского искусителя, змея, посеявшего сомнения в предостережениях мудрой няни, возбуждает желание насытиться славой и признанием толпы, и гордыня возобладает над бескорыстными поступками. Таким образом, мальчик совершает «бесполезную» покупку и навсегда теряет неразменный рубль:

«И тут я захотел непременно сделаться больше, чем тот, со стеклянными пуговицами. Мне стало досадно, что те, которые еще недавно шли за мной и благодарили меня, эти люди не обращали больше на меня ни малейшего внимания! Тогда я подошел к человеку в жилете и попросил продать его мне!»

Очевидно, что жилет, надетый поверх полушубка не греет и не имеет ценности, единственное его достоинство – это стеклянные пуговицы, свету которых дивилась толпа. Желание «блистать» подвело неутешительный итог: с покупкой жилета мальчик больше никого не сможет порадовать желанным подарком. Тем самым автор показывает, что насытить человеческое тщеславие невозможно – потребность в подтверждении своего превосходства оставляет человека «у разбитого корыта».

Первый акт спектакля заканчивается прозрением, осознанием тщетности своего поступка. Мудрая няня истолковывает поучительный сон о неразменном рубле:

«Неразменный рубль – это талант, который Провидение даёт человеку при его рождении, это твоя сила, которая может служить на пользу людям, в чём для человека с добрым сердцем и ясным умом заключается самое высшее удовольствие.»

Служение людям как основное предназначение деятельности человека – идея фундаментальная и укоренившаяся в русской литературе. Так старец Зосима в романе Достоевского Ф. М. «Братья Карамазовы» повествует Алеше (младшему брату-послушнику) о своем морально-нравственном открытии:

«И почему я не могу быть слугою слуге моему и так, чтобы он даже видел это, и уж безо всякой гордости с моей стороны, а с его – неверия? Почему не быть слуге моему как бы мне родным, так что приму его наконец в семью свою и возрадуюсь сему? Даже и теперь еще это так исполнимо, но послужит основанием к будущему уже великолепному единению людей, когда не слуг будет искать себе человек и не в слуг пожелает обращать себе подобных людей, как ныне, а, напротив, изо всех сил пожелает стать сам всем слугой.»

Актер, играющий роль рассказчика, также раскрывает зрителю тайну символов, обнажающих глубокую суть, ментальность русского человека, возросшего на плодотворной почве христианских устоев, где во главе угла находится человеколюбие, приумножение радости путем жертвы и усмирения собственных желаний:

«Человек в жилетке сверх тёплого полушубка – это суета, потому что жилет сверх полушубка не нужен, как не нужно и то, чтобы за нами ходили и нас прославляли. Суета затемняет ум. Владея безрасходным рублём, ты уже стал гордиться собою, ты начал хлопотать не о добре для других, а о том, чтобы все на тебя глядели и тебя хвалили. Ты захотел иметь ни на что не нужные стекляшки, и – рубль твой растаял.»

В конце первого акта мальчик, получивший урок во сне, преисполняется «полным счастием», которое он получил благодаря лишениям себя незначительных радостей/, отказу от насыщения собственных желаний:

«В то предрождественское утро я плакал и захотел все мои маленькие деньги извести в этот день не для себя. Даже орехов и сладостей себе не купил! И когда это было мною сделано, то сердце моё исполнилось такой радостью, какой я не испытывал до того ещё ни одного раза. В этом лишении себя маленьких удовольствий для пользы других я впервые испытал то, что люди называют увлекательным словом – полное счастие, при котором ничего больше не хочешь.»

Так заканчивается первый акт спектакля.

Второй акт спектакля начинается с возникновением на сцене нищего мальчика, ходившего «с ручкой». Настроение резко меняется. Появление актеров, идущих в спешке и не замечающих мальчика, символизирует безразличие общества к людям, находящимся «на обочине» жизни. Главный герой ходит по оживленным зимним городским улицам, заглядывая в витрины магазинов, радуясь чужому счастью, но не имея возможности даже поесть.

 Мальчика клонит в сон, изможденный и голодный он засыпает в первом попавшемся сокрытом от людей месте, откуда и начинается его путешествие на елку к Хресту, где и встречает таких же мальчиков и девочек, как и он:

«Девочка: Это "Христова елка". У Христа всегда в этот день елка для маленьких деточек, у которых там (показывает в зал) нет своей елки.

Мама: они все, как мы… и все мы теперь здесь, как ангелы, все у Христа… и сам он посреди нас…И нас благословил, матерей грешных.»

В конце второго действия зрители понимают, что к Христу на елку мальчик попал потому, что замерз в городской подворотне. Ребенок, которого по сути и не существовало ни для кого из живущих в мире своих обывательских забот грешных, попал на праздник для тех, кто и провиниться не успел, влача крест земного страдания.

Тема безразличия накануне новогодних праздников чрезвычайно актуальна, ведь счастье приумножается только тогда, когда есть возможность разделить его с другими.

Таким образом, произведения русских классиков, рассмотренные через театрализацию событий упомянутых рассказов, приближают школьников к осознанию ценностных ориентиров русского народа.

Галинская Ангелина Александровна,

педагог-организатор,

педагог дополнительного образования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Утрата ценностных ориентиров у подростков, ведущая к суициду. Совершенствование деятельности классного руководителя в сфере профилактики суицидального поведения несовершеннолетних

Как правило, в 90 процентах суицидальное поведение подростков – это привлечение к себе внимания, и только в 10 процентах – это уход из жизни.Задача взрослых состоит в том, чтобы помочь сохранить и кул...

Лекторий для родителей "Роль семьи в формировании ценностных ориентиров"

Семья – это фундамент, на котором строится высотный храм духовного мира ребёнка...

Ценностные ориентиры современной молодёжи

Молодежь – это особая социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, положение которой определено социально-экономическим состоянием общества.Социальные особенн...

Ценностные ориентиры нового стандарта математического образования

В данной статье акцентируются ценностные ориентиры математического образования, которые являеются  одними из составляющей новых стандартов основного общего образования....

Ценностные ориентиры подростков

«В воспитании человека важно добиваться,чтобы нравственные и моральные истины былине просто понятны, но и стали бы целью жизникаждого человека, предметом собственныхстремлений и личного счастья...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Русские узоры » Программа ориентирована на детей от 10 до 13 лет. Срок реализации – 3 года.

Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного твор...

Статья "СИСТЕМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ: ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ И ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ"

статья посвящена теме патриотического воспитания школьников России. Автором рассмотрены ценностные ориентиры и воспитательно-образовательные задачи. Ключевые слова: патриотическое воспитание школьнико...