Представление педагогического опыта учителя математики МОУ «СОШ № 30» го Саранск
статья

Игнатьева Светлана Ивановна

Из опыта педагогической работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_opyt.docx35.46 КБ

Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта

учителя математики МОУ «Средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов № 30» го Саранск

Игнатьевой Светланы Ивановны

Технология проектного обучения как средство совершенствования математической компетенции обучающихся

Скажи мне – и я забуду.

Покажи мне – и я запомню.

Вовлеки меня – и я научусь.

    Китайская пословица

Для того чтобы поддерживать у обучающихся интерес к математическим знаниям необходимо строить обучение на активной основе, через продуктивную деятельность ученика, опираясь на его личный интерес в этих знаниях. Сейчас образование характеризуется повышением важности личностного фактора, поскольку в жизни востребованы специалисты мобильные и инициативные, добивающиеся в сфере своей деятельности максимальных результатов. Такие качества личности должны быть сформированы у человека ещё в школьном возрасте, чтобы обеспечить успешную адаптацию и социализацию молодежи во взрослой жизни, помочь им оптимально построить и реализовать собственную  образовательную траекторию и профессиональную карьеру. Поэтому образовательное пространство и деятельность учителя, должны  развивать у учеников такие качества, как  динамизм, конструктивность, позитивное мышление, дальновидность. Эти качества личности есть не что иное, как ключевые компетенции. Они успешно формируются у школьников при условии систематического включения в самостоятельную познавательную деятельность особого вида учебных заданий - проектных работ, с помощью которых деятельность приобретает характер проблемно-поисковой, а образование ведётся по технологии проектного обучения

Основной идеей опыта моей работы является связь математического образования с практикой, что предполагает организацию такого процесса обучения, который бы обеспечивал возможности для самостоятельного применения теоретических знаний по математике обучающимися в жизни и других науках.  Актуальность состоит в стимулировании положительной мотивации учения, в развитии и саморазвитии каждого ученика на основе его индивидуальных способностей через включение его в различные виды проектной деятельности. Метод учебного проекта - эффективное средство формирования проектного мышления и активной жизненной позиции. Освоение приемов и методов проектирования, овладение способами проектного мышления позволит обучающимся выработать собственное видение будущего, может обеспечить возможность устойчивого движения по выбранной им траектории развития собственной личности.

    В информационном письме Министерства образования Российской Федерации под технологией проектного обучения понимается способ организации познавательно-творческой деятельности обучающихся для проектирования, создания или изготовления реального объекта – продукта интеллектуального труда. Я рассматриваю проект как способ организации учебной, практико-ориентированной работы с обучающимися в определенных временных рамках. Сущность технология проектного обучения – стимулирование интереса детей к обучению через организацию их самостоятельной деятельности, постановку перед ними целей и проблем, решение которых ведет к появлению новых теоретических знаний и практических умений. Метод проектов используется мною для развития индивидуальности, творчества, познавательной активности, самостоятельности, построения индивидуальных образовательных маршрутов каждого ребёнка.

В основе технологии проектного обучения лежит развитие умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Этот метод всегда предполагает решение проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний и умений из различных областей науки и техники, технологии и творчества. И в результате обучающиеся самостоятельно или совместными усилиями решают проблему, применив необходимые знания из разных предметов и получают реальный практический или теоретический результат.

На мой взгляд, технология проектного обучения позволяет стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность показать практическое применение и значимость полученных знаний.

Одна из главных целей этой технологии – развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. В основу метода проектов положена идея направленности на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности и передать другим. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Обучении по технологии проектного обучения помогает мне ориентировать детей на продуктивную деятельность – индивидуальную, парную, групповую, которую обучающиеся выполняют в течение определенного отрезка времени и позволяет гармонично дополнять традиционную классно-урочную систему. Технология проектного обучения тесно связанна с жизнью, практикой, она стимулирует обучающихся самостоятельно познавать окружающий мир, самоутверждаться и самореализоваться в разнообразной учебной и практической деятельности. Ценностью моего опыта работы считаю качественное построение на уроках мини-проектов и творческих проектов,  а во внеурочное время исследовательских проектов. Технология опыта.

Технология проектного обучения представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного пространства, способствует развитию наблюдательности и стремлению находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов, на основе анализа информации, при проведении экспериментов и исследований и как средство формирования ключевых компетентностей способствует развитию умения самостоятельно выдвигать и обосновывать гипотезу, планировать деятельность, формулировать цель, осуществлять поиск и анализ необходимой информации, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования, осуществлять рефлексию, грамотно выстраивать доклад. Опыт работы показывает, что процесс формирования математических компетенций у обучающихся с помощью проектной деятельности будет протекать успешно при соблюдении следующих условий:

- профессиональной готовности учителя,

- формирование мотивации на проектную деятельность у обучающихся,

- последовательная  организация проектной деятельности в учебной и внеклассной деятельности.

Основные требования к использованию технологии проектного обучения:

  1.  Наличие значимой проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
  2.  Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
  3.  Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность обучающихся.
  4.  Структурирование содержательной части проекта.

Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

  • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
  • выдвижение гипотезы решения задач исследования;
  • обсуждение методов исследования;
  • обсуждение способов оформления конечных результатов;
  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;
  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
  • выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Реализация технологии проектного обучения на практике ведет к изменению моей роли и функции как учителя. Проекты базируются на субъектных взаимоотношениях между всеми участниками образовательного процесса. Учитель при таком подходе выступает консультантом, партнером, он не ведет ученика в обучении, а сопровождает его. Из носителя готовых знаний учитель превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Можно выделить разные подходы к классификации проектов:

1. По виду деятельности:

  • исследовательские;
  • творческие;
  • ролевые, игровые;
  • информационные;
  • практико - ориентированные (прикладные).

2. По предметно-содержательной области:

•        монопроекты;

•  межпредметные;

  • надпредметные.

3.  По количеству участников проекта:

  • индивидуальные;
  • парные;
  • групповые;
  • коллективные;
  • массовые.

4. По продолжительности выполнения:

  • мини – проекты (часть урока);
  •   краткосрочные (1-2 урока);
  • средней продолжительности (до месяца);
  • долгосрочные (1-2 месяца).

Подходы к структурированию учебного проекта следующие:

  1.  Начинать всегда следует с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
  2.  Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются обучюащимися при помощи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью и т. д.). Здесь уместна «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением.
  3.  Важным моментом является распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
  4.  Самостоятельная работа участников проекта.
  5.  Промежуточные обсуждения полученных данных в группах.
  1.  Защита, оппонирование.
  2.  Завершается работа коллективным обсуждением, экспертизой, объявлением результатов внешней оценки, формулировкой выводов.

При работе по методу проектов большое внимание необходимо уделять организации оценки выполненных учащимися проектов, мониторингу их эффективности и своевременной коррекции.

Результативность опыта

     Опыт проектной деятельности бесценные достояние обучающихся, включающее в себя теоретические знания и практические умения, компетенции и ценности, развивая в них стремление к активной практической деятельности на основе приобретённой интеллектуальной базы.  Проектная деятельность позволяет обучающихся выйти за рамки школьных предметов, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, реализовать творческие способности. Таким образом, проект – это продуктивная, осознанная и коммуникативная деятельность школьников с использованием их опыта в различных областях науки, технологии и творчества.

Применение технологии проектного обучения позволяет мне:

•      наполнить уроки новым содержанием;

  • мотивировать обучающихся к проектно-исследовательской деятельности;

•     совершенствовать математические компетенции обучающихся;

•     развивать творческий подход к обучению, любознательность учащихся;

•      формировать элементы информационной культуры;

•      прививать навыки рациональной работы;

•      поддерживать самостоятельность в освоении математических знаний.

Результаты участия в НПК, конкурсах, олимпиадах

п/п

Фамилия, имя

Класс

Учебный

год

Мероприятие

Результат

Арсланова Эльвира

2018-2019

Научно-практическая конференция «Диалоги в пространстве культуры»

Призер

Козлов Никита

2018-2019

Научно-практическая конференция «Диалоги в пространстве культуры»

Участие

Аширова Эльвина

2018-2019

Всероссийский конкурс проектных и исследовательских работ школьников «Мое научное открытие»

Победитель

Сусляков Виталий

2018-2019

Всероссийский конкурс проектных и исследовательских работ школьников «Мое научное открытие»

Участие

Арсланова Эльвира

2018-2019

Конкурс учебно-исследовательских работ «Ярмарка идей»,

Призер

Аширова Эльвина

2019-2020

Конкурс учебно-исследовательских работ «Ярмарка идей»,

Победитель

Беломоева Валерия

2019-2020

Научно-образовательный форум обучающихся Республики Мордовия

Участие

Кудреватов Андрей

2020-2021

Республиканская олимпиада «Профпроба»

Победитель

Юртаева Татьяна

2020-2021

Республиканская олимпиада «Профпроба»

Призер

Николаева Анна

2020-2021

Республиканская олимпиада «Профпроба»

Призер

Мишечкин Михаил

2021-2022

Республиканский конкурс  «Святыни земли мордовской»

Победитель

Антошина Анна

2021-2022

Конкурс проектных работ на платформе «Подари знание»

Участие

Оценка результативности

Критерии

Показатели

Самооценка личности

Наличие адекватной положительной самооценки, способность к рефлексии, стремление к познанию и проявлению своих возможностей, мотивационная сфера

Удовлетворённость обучающихся

Комфортность, защищённость личности  школьника, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе

  Конкурентоспособность  учащихся

Эффективность и качество подготовки  детей. Участие учащихся олимпиадах, конкурсах. Социальный опыт. Содержание и характер дальнейшей деятельности одарённых выпускников.

Технология проектного обучения успешно сочетается с другими педагогическими методами и формами обучения. Прежде всего, имеется возможность параллельного использования активных методов обучения (например, исследовательского метода, проблемного обучения, игрового обучения). Проектное обучение также способствует интеграции учебной и социально-ориентированной деятельности, дополнительного образования.     Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию ЗУН, а на их применение и приобретение новых. Активное включение обучающихся в создание проекта дает возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Следовательно, проектирование в образовательном пространстве может эффективно использоваться для подготовки школьников к жизненному и профессиональному самоопределению.

Список литературы:

1.     Безрукова В.С. Педагогика. Проектная педагогика. Екатеринбург. – 2006.

2.     Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. Волгоград: Учитель. - 2007.

3. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М., 2000.
4. Дворецкий С. Формирование проектной культуры // Высшее образование в России. 2003. № 4.

5. Ломакина О.Н. Этапы проектирования деятельности // Высшее образование в России. 2003. №3.
6.  Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Е.С. Полат и др. / Под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 1999.

7. Щербакова С.Г., Выткалова Л.А. Организация проектной деятельности в школе. - Волгоград: Учитель. – 2009.

8. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности // Учитель. 2007. № 4.
9.Пахомова Н.Ю. Технология проектного обучения: методология поиска // Учитель. 2008. №1
10. Палецкий С.В. Педагогическая технология освоения учащимися исследовательской деятельности: Учебно-методическое пособие. Омск, 2004.
11. Тарасова И.П. Технология проектного обучения в образовательном учреждении // Приложение к журналу «Профессиональное образование». 2004. № 12. 110 с.
12.
 Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. М. - 2008.

13. Даринская Л.А. Технологии педагогического мастерства: Учебно-методическое пособие. С-Петербург – 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление педагогического опыта учителя математики Внуковой Е.Г.

Общие сведения о педагогическом опыте учителя математики Внуковой Е.Г....

Представление педагогического опыта учителя математики Юдиной Раисы Васильевны

Представление педагогического опытаМатериалы к аттестации:Тема инновационного педагогического опыта  «Активизация познавательной  деятельности учащихся на уроках математики у учащихся с...

ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА учителя математики ГБС (К) ОУ РМ «Саранская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» Кувшиновой Елены Анатольевны

Тема инновационного педагогического опыта«Использование элементов национально-регионального компонента на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида»....

Характеристика- представление учителя географии МОУ "СОШ № 40" г.о. Саранск Ершовой Елены Ивановны

Дана характеристика работы учителя:результаты работы, проблема, над которой работает учитель, достижения и успехи учащихся и др....

Представление педагогического опыта Ершовой Е.И., учителя географии МОУ "СОШ №40" г.о.Саранск.

Обоснованы актуальность и перспективность опыта, условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта. теориетическая база опыта, технология опыта, анализ результативности...