Проектная деятельность в 9 классе. Планирование.
календарно-тематическое планирование (9 класс) на тему

Шевцова Надежда Алексеевна

Планирование работы классного коллектива по теме "Проектная деятельность".

Теоретический материал, необходимый для понимания сути пректной деятельности и практические навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проектная деятельность21.72 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность на уроках истории и обществознания.

Длительность работы по теме: 1 год. ,0Количество часов в неделю:1 час.

Класс: 9

Пояснительная записка.

              Мы живём во время реформирования России, неотъемлемой частью которого является модернизация образования. Утверждаются качественно новые принципы организации жизнедеятельности людей, ведется работа по определению путей устойчивого развития общества, а значит, важной является проблема формирования личности, которая способна обеспечить это развитие и успешно адаптироваться в быстро меняющихся социально-экономических условиях общества.

            Кроме этого современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков – на развитие личности подростка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности, как нравственной характеристики личности. В такой педагогической теории обучения, ученик становится центральной фигурой, а его деятельность приобретает активный, познающий характер. Актуальность.

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. В современной школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся - проектной деятельности.

Применение метода проектов связано с большими преимуществами.

Метод проектов способствует успешной социализации школьников благодаря адекватной информационной среде, в которой учащиеся учатся самостоятельно ориентироваться, что приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом.

На всех этапах выполнения проекта есть возможность внедрить системно - деятельностный подход к обучению, что приводит к развитию творческих способностей учащихся.

Выбирая проблему исследования и решая конкретные задачи, школьники исходят из своих интересов и степени подготовленности. Это обеспечивает каждому собственную траекторию обучения и самообучения, позволяет дифференцировать и индивидуализировать образовательный процесс.

Работа в группе формирует личность, способную осуществлять коллективное целеполагание и планирование, распределять задачи и роли между участниками группы, действовать в роли лидера и исполнителя, координировать свои действия с действиями других участников проекта, коллективно подводить итоги, разделяя ответственность.

Система работы с использованием ИКТ и Интернет – технологий имеет действительно ряд преимуществ: изменяется роль учащегося, который вместо пассивного слушателя становится самоуправляемой личностью, способной использовать те средства информации, которые ему доступны;

предполагает дифференциальный подход к учащимся, основанный на признании того факта, что у разных учеников предыдущий опыт и уровень знаний в одной области различны, каждый ученик приходит к процессу овладения новыми знаниями со своим интеллектуальным багажом, который и определяет степень понимания им нового материала и его интерпретацию, т.е. осуществляется поворот от овладения всеми учащимися одного и того же материала к овладению разными учащимися разного материала;

гарантирует непрерывную связь в отношениях "учитель – ученик";

повышает мотивацию учения;

развивает у учащихся продуктивные, творческие функции мышления, интеллектуальные способности, формирует операционный стиль мышления.

Цели проектной деятельности:

  • Организация учебно-воспитательного процесса, при котором каждый ученик имеет возможность овладеть не только базовым уровнем учебного материала, но и развить свои творческие способности;
  • Формирование и развитие познавательного интереса к историческому исследованию, научному поиску, творческой деятельности;
  • Воспитание социально-активной творческой личности, способной  к самоутверждению и самосовершенствованию.

Задачи:

  • выявить степень обученности проектной деятельности, уровень сформированности учебно-познавательного интереса;
  • апробировать методику работы над проектом в условиях  среднего и старшего звена.  

         Тематическое планирование.

Тема.

Теория.

Практика

дата

1

Введение в проектную деятельность.

1

2

Познание. Методы познания.

1

3

Из истории проектной деятельности.

Д.Дьюи. Советская школа. Современная школа.

1

4

Классификация проектов.

1

1

5

Структура проекта. Шесть «П».

1

1

6

Логика проектной деятельности.

1

7

От проблемы к теме. Выбор темы.

1

1

8

От темы к гипотезе. Понятие гипотезы.

1

1

9

Этап планирования.

1

1

10

Этап поиска информации.

Информационная и аналитическая работа.

1

2

11

Работа с источниками информации.

1

1

12

Тезисы. Составление тезисов.

1

1

13

Обобщение и анализ полученных данных и результатов.

1

3

14

Работа с портфолио.

1

1

15

Презентация проекта.

Подготовка презентации.

1

3

16

Дискуссия, диспут.

Методика 6 шляп.

Полемика. Ведение полемики.

1

2

Результат проектной деятельности:

В ходе проектной деятельности у школьников развиваются следующие способности:

Коммуникативные (обсуждение проекта, консультации учителя, импровизация).

Личностные (самобытность, фантазия, любознательность, адаптивность, гибкость мышления, ответственность).

Социальные (коллективная деятельность, самодисциплина, терпимость к мнению других).

Литературно-лингвистические (описание идеи, импровизация в процессе защиты).

Технологические (наглядно-образная память, абстрактно-логическое мышление).

            Выполнение проектных заданий и участие в проекте позволяет учащимся видеть практическую пользу от изучения истории обществознания, следствием чего является повышение интереса к учебному предмету, исследовательской работе в процессе «добывания знаний» и их сознательного применения в различных ситуациях, а значит, способствует возрастанию коммуникативной компетенции учащихся, развитию их личности, высокой мотивированности обучаемых. Правильно организованная проектная работа оказывает положительное обучающее воздействие на учащихся, способствует самостоятельному добыванию знаний и опыта обучаемыми из непосредственного личного общения с реальной жизнью, развивая у них независимость, самостоятельность, критическое мышление, инициативу и рефлексию.

Творческие работы, поисково-исследовательские и презентационные проекты выполняются учениками как индивидуально, так и в творческих группах. Результат работы представляется на уроках истории обществознания, тематических классных часах, на научно-практических конференциях и конкурсах в школе,  районе, крае. Благодаря этой работе у школьников формируется компетенция в сфере социальной деятельности и преемственности поколений: понимание необходимости заботы о сохранении и приумножении общественных информационных ресурсов; готовность и способность нести личную ответственность за достоверность распространяемой информации; уважение прав других и умение отстаивать свои права в вопросах информационной безопасности личности.

Творческая деятельность в ходе проектной  работы доставляет школьникам истинную радость познания и общения. При выполнении проектной  работы необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

Во-первых,проектная работа дает возможность учащимся выражать собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать школьников, желательно поощрять их самостоятельность;

Во-вторых, проектные работы являются главным образом открытыми, поэтому не может быть четкого плана их выполнения. В процессе выполнения проектных заданий можно вводить и некоторый дополнительный материал.

В-третьих, большинство проектов может выполняться отдельными учащимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах. Это еще раз подчеркивает важность и эффективность учебного сотрудничества.

Список литературы:

Клименко А.В., Подколзина О.А. Проектная деятельность учащихся.//Преподавание истории и  обществознания в школе. – 2002. - №9. – С.69-75.

 Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр "Академия", 1999.

Полат Е.С. Как рождается проект. – М.,1995 – 233с.

Гольденберг М.Л. Технология метода проектов при обучении истории // Преподавание истории в школе. -  2001. -  №4. С.71–72.

Саплина Е.В, Шевченко Н.И. Проектная деятельность. Современные образовательные технологии в изучении и преподавании предметов социально-гуманитарного цикла. - М.: Русское слово, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС

Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...

Календарно-тематическое планирование по проектной деятельности 5 класс

Календарно-тематическое планирование по ФГОС по проектной деятельности.http://nsportal.ru/sites/default/files/2015/11/14/ktp_5_klass_proekt.deyat_._fgos.docx...

Учебная программа курса внеурочной деятельности: "Основы исследовательской и проектной деятельности" 6 класс

Учебная программа курса внеурочной деятельности: "Основы исследовательской и проектной деятельности" 6 класс...

Учебная программа курса внеурочной деятельности: "Основы исследовательской и проектной деятельности" 6 класс

Учебная программа курса внеурочной деятельности: "Основы исследовательской и проектной деятельности" 6 класс...

Программа внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 4 класс

    Данная программа  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколени...

Календарно тематическое планирование. Проектная деятельность 7 класс.

Календарно тематическое планирование. Проектная деятельность 7 класс....

Календарно- тематическое планирование. Проектная деятельность 8 класс.

Календарно- тематическое планирование. Проектная деятельность 8 класс....