Рабочая программа по адаптации 10-х классов
рабочая программа на тему

Наталья Костина

Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Следовательно, учебно-воспитательный процесс становится больше ориентированным на личность ученика, его индивидуальные возможности, способности и интересы.

Целью данной программы является оказание психолого-педагогической поддержки обучающимся 10-х классов в период их адаптации к условиям обучения.  Помочь подросткам лучше узнать себя, свои сильные стороны, развить чувство собственного достоинства, преодолеть неуверенность, тревожность, страх; наиболее успешно и полно реализовать себя в поведении и деятельности, утвердить свои права  и собственную ценность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_adaptatsii_10_klassov.docx36.8 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫГерб Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 города Москвы «Школа №2051»

Юридический адрес: 111674,  г. Москва,  проспект Защитников Москвы д.9, корп. 2

Тел (факс): (499) 588-00-50, e-mail: 2051@edu.mos.ru

Рассмотрено на заседании

Согласовано на заседании

Утверждаю:

Методического объединения

Педагогического Совета

учителей

Протокол №1

Директор ГБОУ Школа №2051

Протокол №1 от

от

Семенова Е.Н.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Адаптации 10 классов

Педагог-психолог: Костина Наталья Владимировна

Москва, 2016 – 2017 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ    ЗАПИСКА

Основой для программы по адаптации  10-х классов является программа «Мой внутренний мир» (автор Сулимова К.П.)

Актуальность
В поисках средств гуманизации школьного образования педагогика ориентируется на самоценность человеческой личности, ее внутренние ресурсы  и саморазвитие.

Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Следовательно, учебно-воспитательный процесс становится больше ориентированным на личность ученика, его индивидуальные возможности, способности и интересы.

 В подростковом возрасте проявляется интерес  к собственному внутреннему миру, возникает  желание понять, лучше узнать себя. Возникшее острое «чувство Я», увеличение значимости проблем, связанных с самооценкой, сопровождаются трудностями думать и говорить о себе, слабым развитием рефлексивного  анализа, что приводит к повышенной тревожности, возникновение чувства неуверенности в себе.

Психолог вынужден решать сложнейшие задачи:  ему необходимо специально организовать ведущую для подросткового возраста деятельность, создать в ходе выполнения этой деятельности атмосферу сотрудничества, взаимного доверия между детьми, оказать помощь подростку в его саморазвитии.

Одно из возможных решений – использование в работе с подростками (данный возрастной период  является благоприятным временем для формирования личности) программы психологического тренинга, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи  и поддержки.  

Цель:

Оказание психолого-педагогической поддержки обучающимся 10-х классов в период их адаптации к условиям обучения.  Помочь подросткам лучше узнать себя, свои сильные стороны, развить чувство собственного достоинства, преодолеть неуверенность, тревожность, страх; наиболее успешно и полно реализовать себя в поведении и деятельности, утвердить свои права  и собственную ценность.

Задачи:

1.Формирование у обучающихся:
· навыков взаимодействия с другими людьми на основе самоприятия, самораскрытия и принятия других;
· адекватного отношения к своим успехам и неудачам в какой-либо деятельности, развитие навыка уверенного поведения;
2. Научить учащихся анализировать свои возможности и преодолевать трудности,  противостоять непредвиденным жизненным ситуациям.

Методы работы : беседа, игра, метод группового обсуждения, самодиагностика, проективные методики рисуночного и вербального типов, психогимнастика, сказкотерапия.

Ожидаемый результат: предотвращение школьной дезадаптации у обучающихся, снижение тревожности; развитие творческого потенциала детей, приобретение ими навыков анализа своих чувств, проблем, отношений, событий;  формирование умения приобретать знания, формирование сплоченности ученического коллектива, формирование уверенности в себе, гармонизация интеллектуальной и эмоциональной сфер.

Организация занятий:
В данной программе представлены 10 тем, по одному занятию в две недели. Организационные моменты:
· на занятии дети сидят на стульях, которые  стоят по кругу

· занятие длится столько же, сколько урок;
· форма занятий соответствует основным этапам урока: вводная часть; основная тема урока; заключительная часть (обратная связь; домашнее задание).

На занятиях не ограничивается самостоятельность и активное участие детей в решении задач. Использование детской гипотезы позволяет раскрыть возможности и способности ребенка через творческую деятельность в учебном процессе.

Тематический план занятий:

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ: 

Дата

                                   Т е м а   з а н я т и я:

Кол-во часов:

1

«Знакомство»

1

2

«Каков я на самом деле? Кто я?»

1

3

«Моя индивидуальность»

1

4

«Мой дневник. Точка опоры»

1

5

«Чувство собственного достоинства. Я в своих глазах и в глазах других»  

1

6

«Уверенность в себе. Уверенное, неуверенное и агрессивное поведение. Саморегуляция» 

1

7

«Общение и его роль в трудных жизненных ситуациях. Навыки общения»  

1

8

«Общение и уважение. Общение с разными людьми»

1

9

«Одиночество – одна из причин жизненных затруднений. Из трудностей в одиночку не выйти»

1

10

Подведение итогов

1

Литература:

  1. Голубева Ю, Григорьева М, Илларионова Т, Расулова О, Семенченко А, Сулимова К.// Тренинги с подростками, Издательство «Учитель» 2012
  2. Коробкина С, Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1,5,10 классы) Система работы с детьми, родителями, педагогами Издательство «Учитель» 2012
  3. И.В. Стишенок «Тренинг уверенности в себе. Развитие и реализация новых возможностей». Спб. Речь, 2012
  4. И.В.Вачков «Групповые методы в работе школьного психолога», М: Ось-89, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АДАПТАЦИИ ПЯТИКЛАССНИКОВ

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения  определяет  личностное развитие и формирование универсальных учебных действий у школьников наряду с предметными резуль...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

ПРОГРАММА ПО АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА «Я ШКОЛЬНИК»

Программа предназначена для работы с учащимися 1 класса в период адаптации к школе. Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей учащихся обучающихся в специальной (коррекци...

Рабочая программа по адаптации для учащихся пятых классов "Пятиклассник". Методическая разработка

Переход учащихся из начальной школы в среднюю справедливо считается кризисным периодом. От пятикласника, только что переступившего порог основной школы, требуется мотивированная активность, способност...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...