Самоанализ открытого урока по предмету «Специальность и чтение с листа» на тему: «Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано» с ученицей 1 класса Фёдоровой Юлией
план-конспект урока на тему

Хилько Оксана Владимировна

Тема: «Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано»

Цель: Развитие технических навыков через художественный образ.

Форма проведения:  индивидуальное занятие

Тип урока: обобщающий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств» пгт. Нижний Одес   

   

Самоанализ открытого  урока по предмету «Специальность и чтение с листа» преподавателя музыкального отделения по классу фортепиано       Хилько О.В.  с обучающейся 1-го класса Фёдоровой Юлией

07.02.2018 г.

Характеристика  обучающейся:

Фёдорова Юля  - ученица 1 класса, 8 лет, обучается с дошкольной группы. Имеет хорошие музыкальные данные: устойчивое, хорошо развитое чувство ритма, развитый внутренний музыкальный слух, отличную музыкальную память, развитое мышление. Эмоционально отзывчива на музыку, темпераментна и заинтересована в обучении. Юля, доброжелательна и легко идёт на контакт с преподавателем, к занятиям относится серьезно, работает за инструментом увлеченно, с полной отдачей. Игровые приемы усваивает легко, не смотря на то, что является левшой,  руки достаточно свободны и хорошо организованы для игры на инструменте,  работоспособна и может объективно оценить свою работу.

Тема: «Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано»

Цель: Развитие технических навыков через художественный образ.

Форма проведения:  индивидуальное занятие

Тип урока: обобщающий

Задачи:

Образовательные:

• Расширение  багажа музыкальных впечатлений

• Продолжить работу  над рациональными приемам игры на фортепиано

• Овладение игры на различные виды техники: non legato, legato, staccato на основе гаммы C - dur;

• Работа над рациональными приемами игры на фортепиано

• Закрепить знание музыкальной терминологии

• Закрепление умения  чтения с листа, с применением  метода «Игры вслепую»;

Развивающие:

• Развитие музыкально-образного мышления, расширение музыкального кругозора

• Развитие двигательно-игровых навыков

• Развитие навыка игры по нотам

• Развитие мелодического, гармонического, звуковысотного слуха

• Развитие чувства ритма

• Развитие навыка подбора по слуху и транспонирования

 Воспитательные:

• Воспитание чувства любви и уважения к классической музыке

• Воспитание чувства ответственности за результаты своей работы

• Воспитание навыков самоконтроля

В соответствии с типом урока была предусмотрена следующая структура урока:

Этапы урока:

1. Организационный этап.                                                                        

• Приветствие. Название темы урока. Вступительное слово педагога.

2 Основной этап.

В начале урока целесообразно было подготовить руки к игре на инструменте, для этого играли несколько упражнений на различные виды техники:    

• позиционные упражнения на мелкую технику

• гаммообразные упражнения на мелкую технику

  • В упражнении «Раз, два, три – ну-ка пальчики беги» играли 2-3 и 3-4 пальцем к.р.о.   – особое внимание уделялось  свободной кисти, округлости  пальцев, опущенным локтям и плечам, и выигрыванию  каждого звука.
  • При работе над упражнением «Дорожка» 1-2; 1-3 пальцем двумя руками в восходящем и нисходящем движении, было дано задание - на ровность исполнения, не акцентировать 2 и 3 палец, играть громко не пережимать руку и был использован  приём «игры в слепую».
  • При работе над расходящейся гаммой До мажор в восходящем и нисходящем движении, была проработана аппликатура в каждой руке отдельно, после чего исполнилась гамма 2 руками, свободной, не зажатой в запястье рукой и не стучащим 1 пальцем.
  • Прежде чем перейти к работе над гаммой Соль мажор, повторили знаки альтерации, назвали знак в гамме, показали его на клавиатуре. Повторили аппликатуру в к.р.о. и исполнили гамму Соль мажор на следующие штрихи: легато, стаккато, маркато, нон легато - в восходящем движении играли крещендо, в нисходящем – диминуэндо.

  • При работе над гаммой До мажор для точности звукоизвлечения использовались следующие ритмические задачи:

играли с опорой на первый звук, проговаривая  слово Мама, с опорой на второй звук Весна Красна, с опорой на третий звук – Гномики.

Учащаяся успешно справилась со всеми задачами, работала вдумчиво, осознанно.

Физминутка - на расслабление мышц спины, шеи и рук.

При работе над закреплением нот были выполнены следующие задания:                                                                                                                                                                                                          

• Повторение нот I;  II и малой октавы. Работа по карточкам.

• Игра: «Раз, два, три – ну-ка нотки назови» - цель: развитие беглого чтения нот.

Работа над чтением нот с листа.   

 Перед игрой пьесы с листа был сделан краткий анализ нотного текста: определены музыкальный размер, тональность, ритмические и штриховые особенности. Затем в среднем темпе пьеса была исполнена.                

Н. Баева и Т. Зебряк  учебник Сольфеджио для 1-2 классов ДМШ

№ 53 РНП «Да во городе»  

Работа над этюдами.                                                                                  

Работа над этюдами проходила с опорой на художественные образы. При исполнении перед учащейся ставились различные практические задачи:  

• А. Гедики «Этюд» C – dur, показать хорошую пальцевую артикуляцию и беглость в гаммообразных пассажах, владение крещендо, диминуэндо.

• А. Гедике «Этюд» G – dur, отработать стаккато, добиваясь лёгкости и колкости исполнения, отработать окончание каждой фразы, после чего было предложено исполнить Этюд в быстром темпе.

• Л. Шитте «Этюд» G – dur,  работать над верной аппликатурой в арпеджио, исполнять в умеренном темпе, добиваясь плавности и ровности  звучания.

Юля с заданием справилась успешно, работала увлечённо с интересом.

Учащийся были показаны портреты композиторов и предложено прослушивание «Этюда» Л. Шитте в видеозаписи.

Работа над исполнением произведения  в сопровождении     симфонического оркестра  пьесы  Е. Алёрской «Радость»

Юле была предложена репродукция и дано задание, определить какое чувство передаёт картина, затем повторили произведение и исполнили его под фонограмму. Учащаяся постаралась передать настроение, воспринятое ею и эмоционально исполнила пьесу в сопровождении симфонического оркестра. Игра была эмоционально окрашена, убедительна, образна, но были допущены  неточности в нотном тексте.

Игра в ансамбле с педагогом    

 Игра в ансамбле  мобилизует  внимание учащегося, не дает расслабляться и останавливаться, звучание при этом более яркое и насыщенное, чем при сольном исполнении. Такая форма работы очень нравится ученикам и хорошо развивает гармонический слух.  

При игре в ансамбле с преподавателем был сделан краткий анализ нотного текста, проработаны штрихи, динамика, звук, характер, после чего произведение было исполнено.                                                                                                                                                          

• К. Лонгшамп - Друшкевичова «Полька»

Работа над закреплением средств музыкальной выразительности. 

Был поставлен вопрос, для чего в музыкальной речи применяются средства музыкальной выразительности, после чего повторили динамические оттенки.

  • Игра «Цветик - семи цветик»

3.Заключительный этап        

 • Подведение итогов

• Оценивание работы учащейся.  

Работа оценена  положительно, ученица получила отличную оценку за урок, со всеми заданиями справилась.

• Домашнее задание: продолжать работу над «Этюдами», обратить внимание  и проработать отдельно трудные места. Работать над гаммами и упражнениями.

На протяжении всего урока применялись следующие методы: словесный, наглядный, практический, метод активизации логического мышления, метод сравнения и обобщения, метод развития творческих способностей, метод стимулирования, игровой, была применена технология развивающего и здоровьесберегающего обучения.

 В процессе урока учащаяся была активна, внимательна, заинтересована. Практические задачи,  поставленные преподавателем выполнялись творчески, осмысленно.

Тема: «Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано» - раскрыта.

Цель: Развитие технических навыков через художественный образ, считаю достигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие навыка чтения нот с листа в начальный период обучения игре на фортепиано

Автор методической разработки ставит скромную задачу поделиться своими знаниями и опытом обучения маленьких детей чтению нот с листа, полученными в процессе анализа специальной литературы, передового ...

Программа учебного предмета «Специальность и чтение с листа» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано», 8 лет обучения

Программа учебного предмета «Специальность и чтение с листа» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано», 8...

Программа учебного предмета "Специальность и чтение с листа (фортепиано)"

Программа учебного предмета «Специальность и чтение с листа» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной про...

Открытый урок по предмету «Специальность и чтение с листа» с обучающейся 1 класса Фёдоровой Ксенией

Формирование осознанного отношения к работе во время занятий в классе фортепиано.Осуществление более глубокого усвоения и систематизации знаний, умений и навыков....

Открытый урок по предмету "Специальность и чтение с листа" на тему«Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано»

Тема: «Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано»Цель: Развитие технических навыков через художественный образ.Форма проведения:  индивид...

Технологическая карта открытого урока по предмету «Специальность и чтение с листа» на тему «Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано»

Планируемые  результаты:1. Предметные: Учащаяся должна знать приемы  помогающие преодолеть трудности в техническом исполнении, уметь применять их в самостоятельной работе, слушать себя и оце...

домашние задания для дистанционного обучения по предмету специальность и чтение с листа по программе ДПОП "Фортепиано"

в данном материале учащимся предложены ряд заданий для дистанционного обучения...