Критерии успешности учителя
материал на тему

Васильева Ирина Владимировна

Педагогические, психологические, личностные критерии успешности педагога.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Критерии успешности учителя Признаки и уровни творчества «Учитель – это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает правом учить», В. М. Лизинский .

Слайд 2

Результатами работы любого учителя являются: знания, умения и навыки; воспитанность; здоровье и тесно с ним связанное психическое состояние наших учащихся.

Слайд 3

Критерии и факторы успешности работы учителя педагогические; психологические; личностные.

Слайд 4

Педагогические критерии успешности учителя уровень обученности наших учеников уровень сформированности общеучебных умений и навыков. состояние исследовательской работы и работы по самообразованию. образование педагогов и nовышение квалификации. способность к самоанализу, рефлексии. 1) размышления, претворенные в действие (то есть придумал и сделал); 2) размышление по поводу совершенных действий (то есть анализ совершенного) – рефлексия. инновационная деятельность.

Слайд 5

Психологические критерии успешности учителя интерес, мотивация сознательное обучение взаимоотношения в системе «учитель – ученик» учет индивидуальных особенностей ученика Одностишие : Я и творить, и натворить умею (В. М. Лизинский ).

Слайд 6

Профессионально-личностные критерии успешности учителя 1. Эмоциональность 2 . Выразительность речи 3. Организаторские способности 4. Чувство юмора 5. Настойчивость, дисциплинированность 6. Творческое начало личности

Слайд 7

Творческий подход учителя к педагогической деятельности Проранжировать высказывания по степени принятия 1-согласен, 2 – скорее «да», 3-скорее «нет», 4 – не согласен: Стереотипы в работе и мышлении могут стать врагами творчества. Творчество – это процесс, которым алгоритмически можно овладеть, нарабатывая опыт. Творчество в педагогической работе можно спланировать. Свобода творчества педагогов усиливает продуктивность труда, вызывает эмоции, помогает с большей избирательностью преодолевать трудности.

Слайд 8

итоги 4-8 баллов – вы умеете нестандартно подходить к работе, создавать новое, т.к. ТВОРЧЕСТВО – ваше кредо! 9-12 баллов – вы человек, склонный к стандартности и стереотипности. ТВОРЧЕСТВО в профессии вам кажется лишним. 13-16 баллов – зачем вы пришли в нашу школу?

Слайд 9

Работа – это лишь часть нашей многогранной жизни. Подходя к ней нестандартно, творчески, мы делаем всю свою жизнь интересной, яркой, уникальной.



Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОГКОУ «ИВАНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР

ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ»

155523 Ивановская область г.Фурманов ул.Тимирязева, д.8

Критерии успешности учителя

Признаки и уровни творчества

Выступление на педагогическом совете

«Новый стандарт педагога»

подготовила Васильева И.В.

педагог-психолог

ноябрь 2018

«Учитель – это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает правом учить», – писал В. М. Лизинский. 
Учителя в формулу «знания – умения – навыки» не загонишь. Инструмента, которым можно измерить благородство души, неповторимые частицы творчества в повторяющемся учебном процессе, озарения, бесконечные диалоги с самим собой, нет. И задача этого педсовета не оценить того или иного учителя, а в процессе обсуждения выявить, что нужно для того, чтобы учитель работал успешно и качественно.

Результатами работы любого учителя являются:

  • знания, умения и навыки;
  • воспитанность;
  • здоровье и тесно с ним связанное психическое состояние наших учащихся.

А материал, с которым учитель работает каждый день (если так можно сказать), – это дети, которые никогда не станут снова детьми. И учителя (как врачи, дающие клятву Гиппократа) не имеют возможности допускать ошибки. Ведь исправить их будет сложно, а порой и невозможно. А чтобы избежать ошибок очень важно регулярно анализировать свою деятельность, выявлять причины успешности и неуспешности работы. В связи  с    этим педагоги должны понять, какие критерии определяют успешность работы учителя и какие факторы влияют на это. Условно все критерии можно разделить на три группы:

  • педагогические;
  • психологические;
  • личностные.

Педагогические критерии успешности учителя

О работе учителя, во-первых, судят по конечному результату, поэтому 

первый критерий – это уровень обученности наших учеников. Уровень обученности отслеживается достаточно часто в течение учебного года: по отдельным темам, в конце учебной четверти (триместра), по итогам окружных, городских контрольных работ. Результаты таких наблюдений регулярно доводятся до сведения учителей, поэтому каждый учитель знаком с предложенным критерием не понаслышке.

Второй критерий – уровень сформированности общеучебных умений и навыков.

Это:

  • учебно-информационные умения (работа с письменными и устными текстами, с источниками информации);
  • учебно-логические умения (умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать и т.п.);
  • учебно-управленческие умения (понимать поставленную задачу, вырабатывать алгоритм действий, владеть различными средствами самоконтроля и т. п.).

Третий критерий – состояние исследовательской работы и работы по самообразованию. «Учитель – это человек, который учится всю жизнь». Поэтому важным критерием успешности работы учителя становится его самообразование, целью которого является овладение учителями теоретических сведений о различных методах и формах преподавания. Исследовательская работа дает возможность проследить эффективность применения тех или иных теоретических знаний.

Четвертый критерий – образование педагогов и nовышение квалификации. Это одно из важнейших условий для повышения и сохранения качества преподавания.

Пятый критерий – способность к самоанализу, рефлексии. Учителя, безусловно, всегда размышляют по поводу того, что они делают. Эти размышления можно разделить на два вида:

1) размышления, претворенные в действие (то есть придумал и сделал); 
2) размышление по поводу совершенных действий (то есть анализ совершенного) – рефлексия.

Эти два процесса очень важны, поскольку они дают возможность быть занятым поиском новых идей, импровизировать, используя новшества, соответствующие современным направлениям работы в образовании.

Шестой критерий – инновационная деятельность.

Эта деятельность позволяет осуществлять образовательный процесс на более высоком, современном уровне, способствует развитию школы.

Психологические критерии успешности учителя

«Настоящее образование, – писал в свое время Добролюбов, это такое образование, которое заставляет определить свое отношение ко всему окружающему».

Ушинский писал, что «недостаточно понять слова, недостаточно понять даже мысли и чувства, в них заключенные; нужно, чтобы эти мысли и эти чувства стали внутренне определяющими личность».

Рассмотрим вопрос об успешности учения, его зависимости от того смысла, который имеет для ребенка изучаемое им.

Первый критерий – интерес,  мотивация.

Чем интереснее для ребенка учебный материал, тем легче он усваивается им и тем лучше запоминается. Если успешность зависит от интереса, то чем же определяется самый интерес? Нередко интересы связывают с эмоциями. 
«Что интересует моих учеников? Возможно, я ошибаюсь, но думаю, что узнать, чем более всего интересуется ученик, не так уж трудно. Это можно сделать и прямо, спросив его, и косвенно. Но лучше всего – создать такую атмосферу доверия и творчества, в которой интересы проявятся естественным образом. 
Как сохранить и поддержать любознательность ребенка? Всем хорошо известно, что по мере школьного обучения дети теряют любопытство, становятся менее любознательными. Это один из самых тревожных показателей школьного неблагополучия. 
Я часто думаю о том, что из-за некоторых странных обстоятельств школа делает все возможное, чтобы забить в детях живое, естественное любопытство, поиск необычного в мире, в котором они живут».

Второй критерий – сознательное обучение.

Принцип сознательного обучения включает в себя требование ясного понимания ребенком того, почему, зачем надо учиться. Нужно, чтобы ребенок понимал, что учиться надо для того, чтобы стать полноценным членом общества, что учиться – долг ребенка. Конечно, первоклассник или второклассник знает, зачем он учится. Но разве это заставляет его внимательно слушать учителя и тщательно выполнять домашние задания? 
Реально его побуждают учиться другие мотивы: может быть, он просто хочет научиться читать, писать и считать; может, он хочет получать пятерки; может быть, он хочет поддержать свою репутацию в семье, в классе, в глазах учителя. Значит, недостаточно, чтобы ребенок усвоил объективное значение данного учебного предмета, нужно, чтобы он соответственным образом и внутренне отнесся к изучаемому: нужно воспитать у него требуемое отношение к учению. 
Формальное преподавание – это и есть такое преподавание, при котором учитель не заботится о том, какой смысл для его учеников имеют те знания, которые он им сообщает, и не воспитывает надлежащего отношения к этим знаниям. 
«Науку, – писал Герцен, – надобно 
прожить, чтобы не формально усвоить ее». И в учении то же; чтобы не формально усвоить, нужно не «отбыть» обучение, а «прожить» его: нужно, чтобы обучение вошло в жизнь, чтобы оно имело жизненный смысл для учащегося.

Третий критерий – взаимоотношения в системе «учитель – ученик».

В процессе становления учебной деятельности формируются не только познавательные действия, но и система взаимодействия отношений, общения. Учебные взаимодействия учителя с учеником являются ведущей переменной процесса обучения и обусловливают как характер мотиваций учебной деятельности, так и эффективность формирования познавательных действий учащихся. 
Ситуация сотрудничества ученика с учителем и другими учащимися обеспечивает реализацию всего богатства межличностных отношений по мере того, как ученик усваивает новое предметное содержание. Формы сотрудничества: от совместного, разделенного с учителем действия, далее – к подражанию и самообучению. 
С первых этапов обучения взаимодействие и сотрудничество учителя с учеником должно быть построено на уровне смыслополагающих и целеполагающих действий. Только такой порядок поможет преодолеть объектную логику освоения деятельности, принуждающую ученика к рутине зубрежки, к нетворческому учебному труду, обусловленному движением от элементарного, операционно-технического уровня ко все более высоким уровням функционирования деятельности.

Четвертый критерий – учет индивидуальных особенностей ученика.

Учет особенностей внимания, памяти, мышления при построении урока и организации учебной деятельности. Воспитание внимания, как и воспитание вообще, в решающей степени зависит от личных качеств учителя. К числу наиболее важных качеств учителя относят внимательность и наблюдательность учителя. Учитель не должен спрашивать учеников – поняли его или нет, а должен читать это по их лицам и понимать:

  • как на уроке создана установка быть внимательным;
  • как использованы внешние особенности наглядного материала для привлечения внимания учащихся (яркость, новизна, структурирование и пр.);
  • как организована смена видов деятельности на уроке;
  • как учитываются возрастные особенности внимания школьников;
  • как организована активность учащихся на уроке;
  • как организована деятельность детей, у которых наблюдаются стойкие недостатки внимания.

Известно, что между учениками существуют значительные различия в показателях продуктивности отдельных видов памяти: одни легко запоминают образный материал, другие – эмоциональный, третьи – вербальный, четвертые – движения. Эти различия проявляются в успешности учебной деятельности, и учитель должен учитывать их в своей работе. Так, нельзя подходить с одними требованиями к оценке успехов учеников по разным дисциплинам. Высокие вербальные способности помогают в заучивании текстов (стихотворений, иностранных слов, географических названий и т. д.).

Если урок предполагает заучивание какого-либо материала, то время, отводимое на заучивание какого-либо материала, должно быть индивидуальным. Нужно ориентироваться на детей с более низкими способностями, а для учеников с высокими способностями должны быть предусмотрены дополнительные задания. В противном случае мы сталкиваемся с ситуацией, когда часть учеников выключаются из активной работы, у них возникает чувство неудовлетворенности, теряется интерес к уроку.

Установлено, что объем запоминания не связан линейной зависимостью с прочностью сохранения. Как известно, все люди делятся на 4 группы:

  1. быстро запоминающие и медленно забывающие;
  2. быстро запоминающие и быстро забывающие;
  3. медленно запоминающие и медленно забывающие;
  4. медленно запоминающие и быстро забывающие.

Например, учитель после объяснения материала очень часто переходит к повторению и опросу по этому материалу. За активную работу ученики получают отметки. Кто будет в этой ситуации находиться в более выгодных условиях? Нетрудно ответить – ученики, способные быстро запоминать материал. Но хорошо, если они его прочно усвоили, а если он скоро забудется?

Профессионально-личностные критерии успешности учителя

Специфической чертой деятельности учителя является высокая включенность в нее личности педагога. Это значит, что личностные особенности учителя выступают как инструмент его профессиональной деятельности. Объектом оценивания выступает не вся совокупность личностных характеристик учителя, а только та часть личностных качеств, которая профессионально значима.

Такие качества структурировались в работах Ю. К. Бабанского, В. А. Сластенина, Н. В. Кузьминой и др.

Из многочисленных существующих диагностических методик мы выделили такие качества личности учителя, которые, на наш взгляд, оказывают существенное влияние на педагогическую деятельность учителя.

1. Эмоциональность

В состав этого качества входит:

– интенсивность эмоций, их устойчивость, глубина чувств; 
– адекватность эмоционального состояния учителя на деятельность учащихся; 
– доброжелательность реакции учителя на возбуждение; 
– уверенность в своих педагогических мыслях и действиях, 
– удовлетворенность от результата своего труда.

2. Выразительность речи

Это качество характеризует содержательность, яркость, образность и убедительность речи учителя.

За счет образности, стройности, логичности речи можно решить целый ряд важных педагогических задач.

К сожалению, почти все учителя приобретают «профессиональную» окраску голоса: нервная монотонность с элементами металла. Это учительское свойство, как установлено психологами, раздражает, угнетает учащихся.

Для постановки голоса, владения средствами внешней выразительности необходимо использовать рефлексию своего поведения и специальные упражнения для ораторского искусства, а для обогащения лексики, образности действует правило «ТРИ О»:

Общение – с хорошей литературой, искусством, природой. 
Общение – с интересными людьми, любовь, дружба. 
Общение – с самим собой – саморазвитие – время печали, творчества, размышлений.

3. Организаторские способности

Необходимы как для обеспечения работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива.

Одностишие: Я горы вмиг с ребятами сверну (еще бы знать, зачем). Планировать могу, могу и делать (В. М. Лизинский).

4. Чувство юмора

Дети любят разных учителей, но более всего веселых – таких, кто за словом в карман не полезет и из всякого затруднения найдет выход. 
В. А. Сухомлинский утверждал: «Отсутствие у учителя чувства юмора воздвигает стену взаимного непонимания: учитель не понимает детей, дети не понимают учителя. Сознание того, что дети тебя не понимают, раздражает, и это раздражение – то состояние, из которого учитель часто не находит выхода». Значительную часть конфликтов между учениками и учителями можно было бы предотвратить, умей учитель с юмором относиться к причине противостояния, обращать все в шутку.

Одностишие: Мне юмор в детстве подмешали в молоко (В. М. Лизинский).

5. Настойчивость, дисциплинированность

Два эти качества характеризуют развитие воли учителя. 
Под настойчивостью мы понимаем способность достигать поставленные цели и доводить принятые решения до конца. 
Дисциплинированность – это сознательное подчинение своего поведения общественным правилам. 
Не менее значимы и факторы, влияющие на успешную работу учителя: это и организация труда, и отношения с администрацией, родителями и учащимися, и возможность проявления и реализации своих профессиональных качеств.

6. Творческое начало личности

Учитель, как и писатель, должен строить свою «внешнюю» и «внутреннюю» биографию. Вроде бы просто: думать, писать, читать, заучивать, решать, делать самому, экспериментировать ежедневно. Но если это выполнять без творческого подхода, без остроумия души, то не будет ни оригинальных суждений, ни замечательных уроков, ни остроумных шуток, ни вне предметных интересов. В результате ученикам с учителем неинтересно, быть с ним не хочется. И приговор: «На уроке скучно!»

Одностишие: Я и творить, и натворить умею (В. М. Лизинский).

Творческий подход учителя к педагогической деятельности

Проранжировать высказывания:

  1. Стереотипы в работе и мышлении могут стать врагами творчества.
  2. Творчество – это процесс, которым алгоритмически можно овладеть, нарабатывая опыт.
  3. Творчество в педагогической работе можно спланировать.
  4. Свобода творчества педагогов усиливает продуктивность труда, вызывает эмоции, помогает с большей избирательностью преодолевать трудности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет по теме "Критерии успешности учителя"

В этом педсовете использовались интернет ресурсы. К сожалению не могу вспомнить все сайты, которые были использованы в подборе материала....

Критерии успешности учителя.

Все уроки нужные и неглавных нет. Важно все, что ученик получит. ...

«Критерии успешной профессиональной деятельности учителя»

В настоящее время школы переходят на новые образовательные стандарты. А значит, перед школой ставятся новые задачи по адаптации образования к требованиям нового документа....

Педагогические критерии успешности воспитателя, учителя, воспитанника.

Качества общения, которые больше всего ценят педагоги и родители учащихся:Þ специально планирует коммуникативные задачи;Þ создаёт в классе обстановку доверия, психологической безопасности, дети открыт...

Доклад по теме "Критерии успешной профессиональной деятельности учителя"

Доклад по теме "Критерии успешной профессиональной деятельности учителя"...

Материал к заседанию педагогического совета на тему "Критерии успешности учителя".

Цель данного педсовета: определение наиболее значимых критериев успешности педагогической деятельности....

Интерес к предмету как критерий успешности учителя

В статье рассматриваются способы развития интереса к предмету химии. Эта тема особенно актуальна в связи с введением ФГОС. Приводятся примеры тестовых заданий....