Формирование общих и профессиональных компетенций будущих специалистов и квалифицированных рабочих в процессе реализации ФГОС НПО/СПО нового поколения
статья на тему

Атавова Рупияханум Шарабутдиновна

Научить обучающихся добывать и использовать информацию – одна из важнейших целей современного образования. Достижению этой цели способствует применение компетентностных подходов в обучении. Задача системы образования всегда состояла в формировании у подрастающего поколения тех знаний, поведенческих моделей, ценностей, которые позволят ему быть успешным вне стен учебного заведения. Таким образом, конкурентоспособность обучающегося на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, ориентироваться в гигантских информационных потоках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2014.docx22.08 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ямало-Ненецкого автономного округа  

«Ямальский многопрофильный колледж»

 «Формирование общих и профессиональных компетенций будущих специалистов и квалифицированных рабочих в процессе реализации ФГОС НПО/СПО нового поколения»

Атавова Рупияханум Шарабутдиновна,

преподаватель математики

ГБПОУ ЯНАО  «Ямальский многопрофильный колледж»

Рассмотрено на заседании кафедры ИМД

Протокол №8 от от 21.04.2014 г.

Руководитель кафедры ИМД ___________Осипова Е.С.


Формирование общих и профессиональных компетенций будущих специалистов и квалифицированных рабочих в процессе реализации ФГОС НПО/СПО нового поколения

Научить обучающихся добывать и использовать информацию – одна из важнейших целей современного образования. Достижению этой цели способствует применение компетентностных подходов в обучении. Задача системы образования всегда состояла в формировании у подрастающего поколения тех знаний, поведенческих моделей, ценностей, которые позволят ему быть успешным вне стен учебного заведения. Таким образом, конкурентоспособность обучающегося на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, ориентироваться в гигантских информационных потоках.

В науке нет общего подхода к понятию компетентность, каждый автор понимает его по-своему. Следует отметить, что деление на компетентности условно, поскольку в реальной деятельности одновременно активны несколько сложных умений, вычленить которые в чистом виде невозможно. Понятие «компетенция» в переводе с латинского – «принадлежность по праву», круг полномочий предоставленных законом, уставом или иным актом конкретного органа или должностного лица, знание или опыт в той или иной области. 

В психологии компетентность – психосоциальное качество, означающее силу и уверенность, исходящие от чувства собственной успешности и полезности, что даёт человеку осознание своей способности эффективно взаимодействовать с окружением. 

Согласно И. С. Фишман, «компетентность – результат образования, выражающийся в овладении обучающимся определённым набором (меню) способов деятельности, по отношению к определенному предмету воздействия».

Образовательная компетенция, по мнению А. В. Хуторского, – это совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально-значимую продуктивную деятельность по отношению к реальной действительности.

Под профессиональной компетентностью мы понимаем комплексный ресурс личности, который обеспечивает возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром в той или иной профессиональной сфере и который зависит от необходимого для этого набора профессиональных компетенций.

Итак, компетентность – это знания, умения, опыт. Компетенции – функционал; совокупность качеств личности, способностей к эффективной реализации знаний, умений, опыта. Профессиональная компетентность – способность к эффективному осуществлению профессиональной деятельности.

Требования к профессиональной компетентности могут быть представлены в виде так называемого профессионального профиля будущего специалиста набором профессиональных компетенций, обеспечивающих развитие личности в целом, делая упор на интеллектуальное, личностное, эмоциональное и общественное развитие посредством овладения всеми областями знания. Конкретный набор ключевых компетентностей является предметом запроса работодателей к системе образования, он может варьироваться в связи с актуальной социально-экономической ситуацией в том или ином регионе.

Перечень ключевых образовательных компетенций определяется А.В. Хуторским на основе главных целей общего образования. С данных позиций ключевыми образовательными компетенциями являются следующие:

  • рефлексивная компетентность: готовность организовывать свою деятельность в соответствии с позициями что я делаю (делал, буду делать?), зачем я это делаю (делал, буду делать?), как я это делаю (делал, буду делать?), что я получу (получил) в результате?; 
  • технологическая компетентность: способность и готовность к пониманию инструкции, описания технологии, алгоритма деятельности, к чёткому соблюдению технологии деятельности; 
  • проектная компетентность: готовность анализировать ситуацию, выделять проблемы, выдвигать идеи, способствующие решению проблем, ставить цели и соотносить их с устремлениями других людей, программировать и планировать свою деятельность, оценивать результаты своей деятельности;
  • коммуникативная компетентность: готовность получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей; 
  • информационная компетентность: готовность делать аргументированные выводы, осуществлять информационный поиск и извлекать информацию из различных источников на любых носителях, использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности;
  • социально-трудовая компетентность: способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, продуктивно взаимодействовать с членами команды, решающей общую задачу.

Рассмотрим еще одну классификацию ключевых компетентностей, которую использовала в своих работах И.А. Зимняя:

  • ценностно-смысловая компетентность – осмысленная организация собственной деятельности. Это тенденция к более ясному пониманию ценностей и установок по отношению к конкретной цели, тенденция контролировать свою деятельность, готовность и способность обучаться самостоятельно;
  • общекультурная компетентность – использование сведений из разных областей знаний, формирование грамотной, логически верной речи, способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры, а так же принятие различий, уважение других и способность жить с людьми других культур, языков и религий;
  • учебно-познавательная компетентность – привитие интереса к обучению, способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни;
  • информационная компетентность – умение добывать нужную информацию, используя доступные источники. Владение этими технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон и способов к критическому суждению в отношении информации, распространяемой массмедийными средствами и рекламой;
  • коммуникативная компетентность – умение работать в группе, умение работать на результат, доказывать собственное мнение и вести диалог, способность действовать в социуме с учётом позиций других людей.

На основе классификации компетенций, при оценивании работ обучающихся полезно иметь ввиду следующие признаки компетентности обучающихся.

Учебно-познавательная компетенция. Совокупность компетенций обучающегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общенаучной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Это знания, умения организации целеполагания, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Обучающийся овладевает креативными навыками продуктивной деятельности, приёмами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Сюда относят функциональную грамотность: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и других методов познания.

Информационно-коммуникативная компетенция. Обращение к примерам из жизни даёт преподавателю возможность формировать у обучающихся информационную компетенцию. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовать, сохранить и передать её. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности обучающегося с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а так же в окружающем мире. Этот вид компетенции не является новой в системе обучения, т.к. её реализация подразумевает использование различных коллективных или коммуникативных приёмов работы, таких, как дискуссия, групповая работа, парная работа и др. Главным при реализации данной компетенции является соблюдение принципа полезности проводимой работы.

Социально-трудовая компетенция. Данный вид компетенции предполагает овладение обучающимся знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, а так же в профессиональном самоопределении. Т.е. данная компетентность подразумевает овладение обучающимися теми предметными знаниями, умениями и навыками, которые они будут использовать непосредственно в своей дальнейшей жизнедеятельности. Причём задания можно давать социально-трудового характера, которые будут вводить обучающегося в нестандартную, но бытовую ситуацию.

Ценностно-смысловая компетентность. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями обучающегося, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения обучающегося в ситуациях учебной или иной деятельности. От неё зависит индивидуальная образовательная траектория обучающегося и программа его жизнедеятельности в целом. 

Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Реальным объектом здесь выступает сам обучающийся. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности.

Среднее профессиональное образование как один из секторов рынка услуг определяет ряд требований к способностям квалифицированного специалиста со стороны работодателей: гибкость и мобильность в использовании знаний и умений в производственных условиях; выполнение профессиональных функций; работа в команде; планирование деятельности; самообразование. В современной экономике конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, ориентироваться в гигантских информационных потоках. Таким образом, идея компетентностно-ориентированного образования стала ответом системы образования на новые запросы мира труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете "Формирование общих и профессиональных компетенций на уроках математики"

В данной разработке представлена статья о формировании общих и профессиональных компетенций на уроках математики, сопровождающаяся примерами из личного опыта....

Формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся через организацию исследовательско-краеведческой деятельности по авторской образовательной программе «Традиции земли Нерехтской» (из опыта работы преподавателя)

Работа включает в себя следующие разделы:Исследовательско-краеведческая деятельность как способ формирования общих и профессиональных компетенций.Практика организации исследовательско-краеведческой де...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЛАТИНСКОМУ ЯЗЫКУ С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРОГРАММЫ «СМТ-ТЕСТ»

Доклад подотовлен к НПК преподавателей средних медицинских образовательных учреждений Республики Бурятия  "Актуальные вопросы интеграции среднего медицинского образования и практического здр...

Презентация "Формирование общих и профессиональных компетенций в процессе обучения латинскому языку с помощью СМТ-тест программы"

Презентация подготовлена к научно-практической конференции преподавателей средних медицинских образовательных учреждений Республики Бурятия "Актуальные вопросы интеграции среднего медицинского об...

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ СПО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Из опыта работы рассматривается организация исследовательской и проектной работы студентов среднего профессионального образования. Приведен конкретный пример созданного проекта в области информационны...

РОЛЬ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

одним из условий решения современных задач в среднем профессиональном образовании является формирование профессиональных компетенций студентов. Задания, имеющие прикладную направленность, формируют у ...