Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Искусство Югры» разработана для занятий с учащимися 5 классов. Аттестационное задание.
методическая разработка (5 класс) на тему

Ильина Мария Александровна

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Искусство Югры» разработана для занятий с учащимися 5 классов в соответствии с ФГОС основного общего образования 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie_9_vneurochnaya_deyatelnost_.docx62.99 КБ

Предварительный просмотр:

Аттестационное задание № 9

Какие педагогические задачи можно решать через внеурочную деятельность? Предложите проект программы внеурочной деятельности (любой направленности) в рамках реализации образовательной программы основного общего образования.

Выполнила:

Ильина Мария Александровна

учитель технологии

Муниципальное бюджетное общеобразовательное   учреждение средняя общеобразовательная школа  №19

Пояснительная записка

Согласно  ФГОС  внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.  При реализации своих задач, она одновременно направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы образовательного учреждения.  

Целью программы «Искусство Югры»  является достижение обучающимися планируемых результатов в области знаний, умений, навыков; личностных, метапредметных и предметных компетенций; становление и развитие личности учащихся в их самобытности, уникальности, неповторимости.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

  • обеспечение соответствия образовательной программы «Искусство Югры» требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);
  • обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения образовательной программы   всеми учащимися,  в том числе детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ;
  • взаимодействие с социальными партнерами;
  • обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных занятий, взаимодействия всех участников образовательных отношений;
  • усиление воспитательного потенциала школы средствами приобщения детей к культурным ценностям малых народов Севера;
  • выявление и развитие способностей учащихся через реализацию системы кружковой работы в школе;
  • организация проектной деятельности в ходе реализации программы;
  • участие учащихся и их родителей (законных представителей), в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
  • сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья учащихся, обеспечение их безопасности.

Программа курса «Искусство Югры», в соответствии со стратегическими ориентирами развития образования в Российской федерации и ХМАО,   реализуется посредством системно-деятельностного подхода и основных дидактических принципов построения учебного процесса.  

Основная часть

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Искусство Югры» разработана для занятий с учащимися 5 классов соответствии с нормативными документами:

  1. ФГОС основного общего образования (утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года №19644).
  2. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №19 (в ред. от 16.08.2015 года).

Планируемые результаты освоения обучающимися программы «Искусство Югры» представляют собой обобщенные способы действий с учебным материалом в ходе педагогического взаимодействия между участниками образовательной системы, позволяющие успешно решать учебные и учебно-практические задачи, в соответствии с основным содержанием данной программы.

Возросший интерес к духовному наследию России делает актуальным приобщение учащихся к народному искусству, в том числе декоративно-прикладному. Прежде чем ребенок откроет для себя мировую, общечеловеческую, планетарную культуру, необходимо, чтобы он встретился со своей национальной культурой. В нашей многонациональной стране каждый народ через приобщение к культуре творит свой ментальный и предметный мир. Соответственно, знакомство и освоение культурных ценностей происходит более полно и продуктивно, если они непосредственно связаны с реальной жизнью человека, с овладением навыками решения учебных и учебно-практических задач.

           Изучение  духовной и материальной культуры  народов ханты и манси способствует художественно-эстетическому развитию учащихся, позволяет оценить связь времён,  повышает их общий культурный уровень. Изучение   народного творчества и освоение элементов традиционных технологий прикладного творчества коренных народов Севера позволяет сформировать навыки выполнения технологических операций с использованием ручных инструментов.

В процессе освоения курса у учащихся пятого класса формируются знания о традиционных элементах культуры народов ханты и манси: обрядах, обычаях, верованиях, а также одежде, жилище, игрушке, о  применяемых материалах и техниках, а так же трудовые умения и навыки   по   их изготовлению и украшению. Поэтапная реализация поставленной цели и решение задач позволяет достаточно полно реализовать заложенную в данной программе модель компетенций.

         Программа «Искусство Югры» состоит из четырех разделов, рассчитанных на 17 часов (1час в неделю). 

Первый раздел программы познакомит учащихся с особенностями мировоззрения народов ханты и манси через изучение мифов, сказок, праздников, верований и обрядов. Так же школьники познакомятся с местами традиционного проживания и укладом жизни этих народов. Экскурсия в краеведческий музей   наилучшим образом позволит познакомить детей с особенностями организации  жизнедеятельности людей в естественной обстановке.

Второй раздел программы   посвящен знакомству с культурой и искусством народов Севера. Первое занятие этого раздела пройдёт в краеведческом зале центральной библиотеки г.Сургута, а подготовить информацию о праздниках и обрядах в виде сообщений, докладов, презентаций, индивидуально или в паре, предлагается детям самостоятельно.  

Путешествием в историко-культурный центр «Старый Сургут» начинается изучение третьего раздела программы, в котором 75% учебного времени  отводится на практическую работу по  художественной обработке  материалов. В течение этого времени учащиеся знакомятся с различными видами прикладного творчества: бисероплетение и вышивание бисером, аппликация, изготовление куклы и традиционного платья для нее из лоскутов ткани ручными швами, чума.    

В соответствии с целью и задачами, большое внимание в программе уделяется самостоятельной деятельности учащихся. При изучении четвертого раздела наибольшая доля самостоятельной работы приходится на выполнение проектной творческой работы: пятиклассники составляют и оформляют композицию  из   элементов, изготовленных ранее. Завершается курс защитой творческой работы и организацией выставки, на которую целесообразно пригласить родителей, классного руководителя, других учеников школы. Сама возможность участия школьников  в  конкурсе представлениях  проектных работ, в организации и проведении выставки, приглашение учителей и администрации школы, родителей  способствует развитию образовательно-воспитательной среды школы, воспитывает активность, целеустремленность, веру в свои силы у учащихся, помогает родителям лучше понимать своих детей.

Экскурсионная работа в рамках данной программы осуществляется во взаимодействии с социальными партнерами: Сургутским краеведческим музеем,  Историко-культурным центром «Старый Сургут»,  Центральной городской библиотекой им. А.С. Пушкина г.Сургута.

Программа курса «Искусство Югры» реализуется на основе использования как традиционных учебных материалов  (фотоальбомы, чертежи, схемы, книги, пособия, раздаточный материал, образцы готовых изделий и пооперационной обработки и т.д.), так и современных электронных (видеоролики, аудиозаписи,  мультимедийные презентации, ресурсы сети Интернет, электронные пособия), обеспечивающих  полноту, наглядность и  разнообразие информации. Для самостоятельной  работы каждый ученик может самостоятельно подбирать дополнительный учебный материал  и интерпретировать его, в соответствии с поставленной целью.

 Информационно – коммуникационные технологии обучения реализуются в программе через подготовку школьниками сообщений, докладов, презентаций и позволяют индивидуализировать процесс обучения, приучают к самостоятельной работе с источниками информации, активизируют мыслительные способности учеников, позволяют реализовать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы.

Системно-деятельностный подход реализуется через приобретение обучающимися практических навыков преобразовательной и проектной  деятельности,  которые позволяют формировать и развивать у школьника качества, необходимые конкурентоспособному гражданину в соответствии с социально-экономическими потребностями автономного округа. Учет индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса, осуществляется в рамках программы через реализацию дифференцированного подхода к каждому ребенку и проектно-исследовательской технологии обучения. 

При планировании занятий   учитываются возрастные особенности школьников. Возраст учащихся 5-го класса является переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Постепенно меняется ведущая деятельность, главным становится общение, поэтому программой предусмотрена организация групповой работы, где подростки смогут в процессе совместной деятельности научиться общаться, продуктивно решать общие задачи.

Решение специфических задач личностного развития и  появления «чувства взрослости» зачастую приводит к дезадаптации ребенка. Эмоционально комфортная атмосфера внеурочного занятия, реализуемая в процессе сотрудничества с педагогом и детьми,  способствуют облегчению адаптационного периода пятиклассников, делает менее болезненным переход на новую ступень образования, так как позволяют учесть индивидуальные психофизические особенности,  желания и склонности каждого ребенка.

Таким образом, становление и формирование личности на ступени основного общего образования в рамках внеурочной деятельности происходит в специально организованных условиях творческой среды, где каждый ребенок имеет возможность познавать  и развивать  собственные  возможности  и  способности в соответствии  со своими предпочтениями.

Тематический план курса

№ п\п

Разделы и темы

Кол-во часов

Количество практических работ

Экскурсии

Раздел 1.  Народы Среднего Приобья  

2

1

Вводное занятие. Знакомство с курсом. Искусство.

1

Народы Среднего Приобья.  

Жизнь в тайге.

1

1

Раздел 2.  Культура и искусство народов Севера  

2

1

1

Культура и искусство народов Севера.

1

1

Праздники. Обряды  и обычаи.

1

1

Раздел 3. Декоративно-прикладное творчество народов Севера        

7

6

1

Декоративно-прикладное искусство коренных народов Западной Сибири.

1

1

Традиционные игрушки  хантыйских детей.

1

1

Жилище и одежда коренных народов. Западной Сибири.

1

1

Бисер. Бисероплетение.

2

2

Бисер. Вышивание бисером.

2

2

Раздел 4. Творческий проект

6

6

Творческий проект.

Организационно-подготовительный этап.

1

1

Творческий проект.

Технологический этап.

3

3

Заключительный этап

1

1

Защита проекта. Выставка работ.

1

1

Содержание программы курса

Раздел 1.  Народы Среднего Приобья  -  2час.    

Теоретические сведения. Правила безопасной работы;  знакомство с курсом, цели, задачи, содержание курса;  общее понятие об  искусстве,  фольклор,  историческая справка о народах Среднего  Приобья,  география их проживания,    особенности культуры,  группы коренного населения, условия проживания, виды деятельности, уклад жизни (пища, транспорт, утварь, одежда, поселения, образ жизни,  отношение к природе).

Практические работы. Определение мест проживания групп коренного населения; изучение предметов быта народов Среднего Приобья.

Раздел 2.  Культура и искусство народов Севера – 2 час.

Теоретические сведения. Особенности   мировоззрения северных народов; виды искусства; устное народное творчество; верования, боги, духи, шаманы;  мифы, персонажи мифов; представления о космосе, о возникновении земли и жизни на земле, животных и растений;  сказки народов севера, их виды и своеобразие; медвежий праздник, вороний праздник,  их значение и история; обряды  и обычаи, место проведения обрядов, нормы поведения при проведении обрядов; домашние обряды; обряд рождения; обряд погребения; символы и ритуалы обрядов.

Практические работы. Изучение образцов устного народного творчества, сказок, праздников, обрядов народов Севера.

Раздел 3.  Декоративно-прикладное творчество народов Севера – 7час.

Теоретические сведения.  Изобразительные формы искусства, декоративно-прикладное искусство коренных народов Западной Сибири, материалы  и инструменты,  традиционные  игрушки  хантыйских детей; традиционная   кукла - акань:   лицо,   пол,   туловище;   игра  в жизни ребенка; основные типы жилища, материалы для изготовления жилища; основные виды одежды, материалы для изготовления одежды; виды отделки, аппликация из ткани,  вышивка бисером;  изделия  из  бисера,   материалы  для  плетения, традиционные техники нанизывания, низание в одну или несколько нитей; цвет в изделиях; область применения бисерных  техник; способы нашивания бисера.

Практические работы. Освоение традиционных техник плетения бисером, вышивания бисером, лоскутной техники, приемов работы с тканью, ручной обработки материалов.

Раздел 4.   Творческий проект –  6 час. 

Теоретические сведения.   Творческий проект, организационно-подготовительный

этап проекта: планирование и организация своей деятельности, подбор материалов, распределение работы; технологический этап: ручные швы, виды ручных швов, инструменты, материалы, техника безопасности, аппликация из ткани,  бисерный орнамент, окончательная обработка изделия; заключительный этап проекта: подведение итогов, самооценка деятельности и её результатов, защита проекта, организация выставки.

Практические работы. Поиск информации, выполнение эскизов одежды, изготовление деталей, сборка и отделка изделия; подготовка презентации проекта.

Результатами освоения курса внеурочной деятельности «Искусство Югры» будут личностные результаты: формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной,  творческой и других видов деятельности; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов Севера,  творческой деятельности эстетического характера; знание культуры своего края; 

метапредметные результаты:  выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;  составление плана и последовательности действий;

контроль и оценка процесса и результатов деятельности; выделение необходимой информации;  владение основами самоконтроля, самооценки;

предметные результаты: овладение методами   эстетического оформления изделий, проектной деятельности; формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных  учебных задач; развитие умений применять технологии представления и использования информации.

В ходе освоения программы учащиеся пятых классов научатся:

- изготавливать с помощью ручных инструментов простые по конструкции

модели швейных изделий, пользуясь технической документацией; 

- выполнять несложную художественную отделку в традиционных техниках прикладного искусства народов Севера;

- осуществлять подбор материалов и инструментов с учетом применяемых технологий;

Наиболее способные обучающиеся, демонстрирующие желание  освоить материал сверх программы,  получат возможность научиться: 

- выполнять несложные приемы моделирования швейных изделий в соответствии с традициями Северных народов в одежде;

- выполнять художественную отделку швейных изделий в соответствии с топографией традиционных орнаментов;

- изготовлять изделия декоративно-прикладного искусства региональных народных промыслов;

- готовить проектную документацию;

- организовывать и осуществлять проектную деятельность;

- отбирать, преобразовывать и передавать информацию.

Оценивание деятельности обучающихся

  Оценивание индивидуальных образовательных достижений обучающихся  осуществляется по трем  основным критериям и показателями, разработанным на основе планируемых результатов.

Критерии

Показатели

Средства и методы контроля

Освоение   содержания образовательной программы

(оценивается стикером «Знайка» трех уровней:

«хорошо»,

«очень хорошо», «замечательно»).

  • степень усвоения содержания;
  • степень применения знаний на практике;
  • качество  изделий; стабильность практических достижений

Критерии качества готового изделия, кроссворды, сообщения, доклады, взаимоконтроль,  самоконтроль и самооценка

Становление и развитие личности учащихся в их самобытности, уникальности, неповторимости

(оценивается стикером «Оскар» трех уровней:

«хорошо»,

«очень хорошо», «замечательно»).

  • позиция ребенка в учебной деятельности (желание, удовлетворенность, эмоциональный комфорт, желание освоить материал сверх программы);  
  • владение технологиями творческой деятельности (количество и качество выдвигаемых идей, нестандартных вариантов решений);
  • самостоятельность;
  • культура поведения;

портфолио,  творческие задания, проект, наблюдение

Формирование метапредметных и предметных компетенций

 (оценивается стикером «Фиксики» трех уровней:

«хорошо»,

«очень хорошо», «замечательно»).

  • широкое применение учащимися знаний на практике;
  • планирование своей деятельности;
  • адекватная самооценка своей деятельности;
  • организация и  осуществление проектной деятельности.

наблюдение,

портфолио,

проект,

самоконтроль и самооценка

Оценка достижения  результатов ведётся  в ходе текущего оценивания

«Замечательно»

  • тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;
  • правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа;
  • изделие изготовлено с учетом установленных требований;
  • полностью соблюдались правила техники безопасности.

«Очень хорошо»

  • допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
  • в основном правильно выполнялись приемы труда;
  • работа выполнялась самостоятельно;
  • изделие изготовлено с незначительными отклонениями;
  • полностью соблюдались правила техники безопасности.

«Хорошо»

  • имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
  • отдельные приемы труда выполнялись неправильно;
  • требовалась помощь;
  • изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;
  • не полностью соблюдались правила техники безопасности.

Список источников

 

  1. Бондаренко, Ф,С, Куклы и игрушки Агана/ Бондаренко, Ф,С, Сидаш, А,Н,, – Типография ЗАО «МВ-ПРИНТ», г, Нижневартовск, 2003,
  2. Горский, В,А, Примерные программы внеурочной деятельности, Начальное и основное образование / В,А, Горский, А,А, Тимофеев, Д,В, Смирнов и др,; под ред, В,А, Горского, - М,: Просвещение, 2010,
  3. Данилюк, А,Я, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А,Я, Данилюк, А,М, Кондаков, В,А, Тишков, - М,: Просвещение, 2011,
  4. Ковылева, Ю, Э, Построение образовательной среды современной школы [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар, науч, конф, (г, Чита, апрель 2014 г,), — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014, —С, 117-119,
  5. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №19 (в ред, от 16,08,2015 года),
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки РФ - М,: Просвещение, 2010,

Электроные ресурсы

  1. www,mon,gov,ru  – Сайт Министерства образования и науки,
  2. http://store,temocenter,ru/res,html?rid=3303 медиатека образовательных ресурсов
  3. http://etnic,ru/books/syazi,pdf  Сязи А,М, Орнамент и вещь в культуре хантов нижнего приобья, Томск: Изд-во Том, ун-та, 2000,-248с,
  4. Сайт «Культура регионов России» http://www,culturemap,ru/?region=104&topic=13&subtopic=45&id=2669 «Одежда северных народов»,

Список литературы  для детей и родителей

1, Денисова Л,Ф, Лоскутное шитье [Текст] /Л,Ф, Денисова, –  Москва:  АСТ-Пресс Книга, 2014, – 32с,

2, Новикова  М, Всё о правилах раскроя изделий на ткани [Электронный ресурс] //  Дизайнерская одежда от кутюрье Марии Новиковой, 2014, 18марта, – Режим доступа:  http://marianovikova,ru/pravila-raskroya-na-tkani,html, свободный,

3,  Одежда северных народов  [Электронный ресурс] // Культура регионов России, 2009,  21 января,  – Режим доступа: 

http://www,culturemap,ru/?region=104&topic=13&subtopic=45&id=2669, свободный,

 4, Савахата, Л, Гармония цвета, Справочник, Сборник упражнений по созданию цветовых комбинаций [Текст] / Л, Савахата;  пер, И, Бочков,  – Москва:  Астрель, 2011, - 192 с,

                    __________________________                                         М.А. Ильина

                                      подпись                                                                                                

                 

   «_____»_____________________20 16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по психологии «Тропинка к своему Я» 5 класс

Целью программы курса внеурочной деятельности является:  развитие социально-личностной сферы  детей  младшего подросткового возраста при переходе в среднее звено, формирование и развити...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Искусство Югры" 7 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Искусство Югры» в 7 классе составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  основног...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Искусство Югры" 6 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Искусство Югры» в 6  классе составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  ос...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Искусство Югры" 5 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Искусство Югры» в 5 классе составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного обще...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Искусство Югры" 8 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Искусство Югры» в 8 классе составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного обще...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Искусство вокала"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Искусство вокала» (направление деятельности – общекультурное для учащихся 5-9-х классов (срок реализации 5 лет)...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Искусство чтения"

Рабочая программа «Искусство чтения» общеинтеллектуальной направленности разработана с целью повышения функциональной читательской грамотности учащихся 9 класса.В структуру программ...