Театр кукол "Сюжет" для 4 класса
рабочая программа на тему

Разработала рабочую программу по внеурочной деятельности для учащихся 4 классов в соответствии с фГОС. Кружок "Театр кукол "Сюжет". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr_kukol_syuzhet.docx38.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

-лицей №13 п. Краснообск

        

.

 

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ФГОС)

ПО ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

для учащихся 4 классов

Кукольный театр  «Сюжет»

Бурнакова Зинаида Петровна

учитель  музыки и

изобразительного искусства

                                       

2017

1.Пояснительная записка

 

   Художественно-эстетическое воспитание ребенка определяется, как вид деятельности, развивающий способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве, воспитывающий стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, приобщающий к художественной деятельности и развивающий креативность.

Художественно-эстетическое воспитание не является изолированной областью педагогики, а взаимодействует со всеми ее сторонами.

Полноценное умственное и физическое развитие, моральная чистота и активное отношение к жизни и искусству характеризуют целостную, гармонические развитую личность, нравственные совершенствования которой во многом зависят и от эстетического воспитания. Это и есть принцип всестороннего и гармоничного развития личности, к которому мы все так стремимся.

Проблема содержательного досуга детей сегодня очень актуальна. Дети не всегда способны распорядиться своим свободным временем. Общение детей и родителей происходит преимущественно во время телепередач, обсуждение школьных проблем, значительно реже при обсуждении книг и журналов, еще реже в совместных прогулках и играх.

Из всего разнообразия занятий, которые предлагаются детям, одна из наиболее интересных и близких для детей – театр.

Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствуются артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, побуждает их к созданию новых образов.

Для того, чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем богаче опыт ребенка, тем ярче будут творческие проявления. Чем раньше начать развивать детское творчество, тем больших результатов можно достичь. Приобщаясь к театру, ребята начинают мыслить шире, у них появляется интерес к литературе, истории. Возрождение детских народных театров, театров кукол – это поворот к истокам русских традиций. Театральная деятельность помогает заложить основы духовности и нравственности.

  Рабочая программа «Кукольный театр «Сюжет» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы внеурочной деятельности В.А. Горского.

Цель программы: раскрытие творческих способностей посредством кукольного театра; формирование эстетического вкуса, культуры, основ гражданственности, патриотизма через освоение явлений мировой художественной культуры; осмысление этапов развития национальной культуры, символов, образов,  хореографии, праздников, быта, рода занятий.

Задачи:

- развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха  в том или ином виде искусства;

- научить приёмам исполнительского мастерства;

- научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;

- научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемые в опыте мастеров искусства;

- сформировать представление о национальной русской культуре;

- сформировать понимание нравственных категорий: добро и зло, ложь и правда.

2.Общая характеристика

Предлагаемая программа ориентирована на детей младшего школьного возраста и направлена на активизацию интереса детей к искусству театра, к разным его видам, на развитие фантазии, памяти, внимания, восприятия чувства слова, и других психологических составляющих личности. Программа имеет художественную направленность.    В        содержании рабочей программы осуществляются межпредметные связи с учебными предметами: литературное чтение, технология, музыка, изобразительное искусство, окружающий мир.

Курс   введен в часть учебного  плана, формируемого образовательным учреждением в рамках художественно-эстетического направления.            Кукольный театр необходим школе. Это возможность почувствовать себя создателем целого мира, реализовать таланты и фантазии, воспитывать без назидания, постигая добро и зло вместе с героями – куклами.

         Кукла – первое прикосновение ребёнка к искусству театра. Человеческий разум шагнул далеко вперёд, но дети без куклы и игры жить не могут. Кукла  есть «оживление» неживой материи при помощи рук актёра и фантазии. «Ожившие» герои будят у ребёнка воображение, рождают новые образы, которые влияют на ребёнка: в работу включается мыслительный процесс. Прежде чем «оживлять» куклу, рассматривается внешний образ, составляется характеристика, подбирается соответствующая интонация и стиль речи.

         В этом процессе общения проявляется познавательная и предметная деятельность ребёнка. Овладение речью через куклу позволяет ребёнку воспринимать явления более осознанно. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, активнее происходит психическое развитие. Театр кукол – способ пластического мышления в пространстве. При этом главное внимание уделяется развитию ассоциативного мышления.

Актуальность программы обусловлена тем, что театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. Ребёнок, оказавшийся в позиции актёра  - исполнителя, может пройти все этапы художественно-творческого осмысления мира, а это значит – задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни.

       Новизна рабочей программы внеурочной деятельности «Школьный театр «Сюжет» определена содержанием федерального государственного стандарта начального общего образования 2010 года, и реализуется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у обучающихся.

Условия реализации программы

В процессе реализации программы внеурочной деятельности «Кукольный театр «Сюжет» используются нетрадиционные формы занятий: экскурсии в музеи, посещение выставок, концертных залов, театров, творческие вечера, школьные мероприятия.

Итоги каждого года обучения подводятся в форме отчётного спектакля юных артистов с приглашением родителей, детей, друзей, педагогов образовательных учреждений, воспитанников дошкольных учреждений.

3. Описание  места курса в учебном плане

Курс   введен в часть учебного  плана, формируемого образовательным учреждением в рамках художественно-эстетического направления.            Кукольный театр необходим школе. Это возможность почувствовать себя создателем целого мира, реализовать таланты и фантазии, воспитывать без назидания, постигая добро и зло вместе с героями – куклами.

Программа данного курса представляет систему  занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на 1 год обучения (по 1 часу в неделю).    

4. Личностные, метапредметные и предметные  результаты

 освоения курса

В результате изучения данного курса у выпускников начальной школы будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Личностные:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
  • способность к самооценке;
  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания своего «Я» как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
  • знание основных моральных норм;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой;
  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Метапредметные:

Регулятивные  УУД

         определять и формулировать цель деятельности;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые  задачи;
  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные УУД

         осуществлять поиск необходимой информации для выполнения различных задач;

  • строить речевое высказывание как в устной, так и письменной форме;
  • основам смыслового чтения художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Коммуникативные УУД 

  • допускать возможность существования различных точек зрения, ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

       Предметные

По завершении  года  учащиеся  должны:

  • получить знания об истории происхождения кукол, о видах кукол;
  • овладеть умением распределять дыхание во время произношения текста;
  • научиться сочинять истории в предлагаемых обстоятельствах и при прослушивании музыки;
  • овладеть навыком  вождения планшетной куклой;
  • научиться переносить образ героя в рисунок;
  • овладеть культурой общения со сверстниками и со взрослыми;
  • осознать чувство ответственности перед коллективом во время совместной работы по созданию спектакля;
  • знать фольклор русского народа: сказки, предания, легенды, сказания.

Формы подведения итогов и контроля

Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:

  • текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
  • промежуточный – праздники, занятия-зачеты, конкурсы, проводимые в образовательном учреждении;
  • итоговый – спектакли.

Мероприятия и праздники, проводимые в коллективе, являются промежуточными этапами контроля за развитием каждого ребенка, раскрытием его творческих и духовных устремлений.

Творческие задания, вытекающие из содержания занятия, дают возможность текущего контроля.

Открытые занятия по актерскому мастерству и сценической речи являются одной из форм итогового контроля.

Конечным результатом занятий за год, позволяющим контролировать развитие способностей каждого ребенка, является спектакль или театральное представление.

6. Содержание курса

  1. Вводное занятие. Особенности театральной терминологии

Знакомство детей с историей театра «Петрушка» в России. Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете. Особенности организации работы театра «Петрушка». Понятие «кукловод». Ознакомление детей с принципом управления движения куклы (движение головы, рук куклы). Техника безопасности. Особенности театральной терминологии.

Практическая работа: отработка техники движений куклы на руке.

  1. Устройство ширмы и декораций

Знакомство с понятием «декорация». Ознакомление с элементами оформления (декорации, цвет, свет, шумы и т. п.) спектакля кукольного театра. Первичные навыки работы с ширмой. Понятие о плоскостных, полуплоскостных и объёмных декорациях. Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. д.). Понятие о физико-технических свойствах материалов для изготовления театрального реквизита.

Практическая работа: установка ширмы и изготовление элементов декораций.

  1. Особенности изготовления кукол

Знакомство с технологией разработки выкроек кукол. Выбор материалов         для изготовления различных частей куклы. Порядок изготовления различных частей куклы (куклы-девочки, зайца, волка, медведя и др.). Изготовление одежды кукол. Понятие о технологии изготовления различных кукольных персонажей.

Практическая работа: изготовление различных кукол.

  1. Речевая гимнастика

Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей кукольного спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Голосовые модуляции. Понятие об артикуляции и выразительном чтении различных текстов (диалог, монолог, рассказ о природе, прямая речь, речь автора за кадром и т. п.). Речевая гимнастика (в декорации). Работа со скороговорками. Природные задатки человека, пути их развития. Посещение спектакля кукольного театра.

Практическая работа: отработка (тренинг) сценической речи.

  1. Особенности работы кукловода

Понятие о разнообразии движений различных частей кукол. Отработка навыков движений куклы по передней створке ширмы. Особенности психологической подготовки юного артиста-кукловода.

Закрепление навыков жестикуляции и физических действий. Отработка навыков движения куклы в глубине ширмы. Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, гримёр, осветитель и др.)

Практическая работа: расчёт времени тех или иных сцен, мизансцен и протяжённости всего спектакля.

  1. Выбор пьесы

Выбор пьесы. Чтение сценария. Распределение и пробы ролей (по два состава). Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. Оформление спектакля: изготовление аксессуаров, подбор музыкального оформления. Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей. Отработка музыкальных номеров, репетиции. Посещение кукольных спектаклей в театре. Понятие об актёрском мастерстве и о художественных средствах создания театрального образа. Драматургия, сюжет, роли.

Практическая работа: тренинг по взаимодействию действующих лиц в предполагаемых обстоятельствах на сцене.

  1. Знакомство с произведениями русского народа

Знакомство с разнообразным русским фольклором, героические сказания, герои, богатыри. Русские народные  сказки.

Практическая работа: посещение областного театра кукол в г. Новосибирске, встреча ребят с мастерами по изготовлению кукол, демонстрация различных видов кукол и показ конструкции кукол.

  1. Генеральная репетиция. Спектакль

Подготовка помещения для презентации кукольного спектакля. Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актёров). Звуковое, цветовое и музыкальное оформление спектакля. Установка оборудования для музыкального сопровождения спектакля (имитация различных шумов и звуков). Управление сменой декораций. Разбор итогов генеральной репетиции.

Практическая работа: организация и проведение спектакля; организация и проведение гастролей; показ спектакля учащимся начальной школы, дошкольникам; участие в школьных мероприятиях.

Учебный  план на  год обучения

                

№ п/п

Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Особенности театральной терминологии

2

1

1

2

Устройство ширмы и  декораций

3

1

2

3

Особенности изготовления кукол

6

2

4

4

Речевая гимнастика

4

2

2

5

Особенности работы кукловода

8

2

6

6

Выбор пьесы

2

1

1

7

Знакомство с пьесой

4

1

3

8

Репетиция, спектакль

5

1

4

ВСЕГО:

34

11

23

8. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности

Дидактическое и техническое оснащение занятий: 

  1. Планшетные куклы.
  2. Атрибуты для игр.
  3. Элементы костюмов, шапочки для игр-драматизаций.
  4. Ширма.
  5. Фонотека детских песен, стихов, сказок.
  6. Методическая литература.
  7. Планы и конспекты занятий.
  8. Подборка детских стихов, пьес и сценариев.
  9. Карточки диагностики творческой деятельности детей (см. приложение).
  10. Компьютер, подключенный к интернету.
  11. Мультимедийное оборудование

Наглядный материал:

  • иллюстрации разных видов кукол
  • инструкции по изготовлению кукол

Оборудование для организации образовательного процесса:

  • ширма
  • сценарии спектаклей, этюдов, сценок
  • материал для самостоятельного изготовления кукол
  • краски, цветные карандаши, фломастеры, бумага для рисунков
  • цветная бумага, картон, клей, ножницы для изготовления несложных декораций.

 

        Методическая литература для учителя

  1. Бабин, Ю. Практическая работа с куклой в детском коллективе [Текст] / Ю. Бабин //  Я вхожу в мир искусств.  2001. – №6. – С. 59 – 69.
  2. Горский В.А., Тимофеев А.А., Смирнов Д.В. и др. примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование — М.: Просвещение, 2010. — 111 с. — (Стандарты второго поколения).
  3. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя [Текст] / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М. : Просвещение, 2010. – 223 с.
  4. Давыдова М.А., Агапова И.А. Мягкие игрушки своими руками. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / А. Г. Асмолов [и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 152 с.
  6. Кузнецова, Т. Театр кукол: Программа обучения детей  [Текст] / Т. Кузнецова //  Я вхожу в мир искусств. -  1999. -  №9. - С. 85 - 96.
  7. Михеев Л.Н. Молодежный любительский театр Л.М. Михеева. – М., 2006
  8. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [Текст]  / [В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М. : Просвещение, 2010. – 111 с.  
  9. Речь. Речь, Речь: Книга для учителя / под. ред. Т. А. Ладыженской. – М.: Педагогика, 1990. – 336 с.
  10. Рымалов Э.Л. Бумажный кукольный театр. М.: Мнемозина, 1995.
  11. Театр, где играют дети [Текст]: Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов / Под ред. А.Б.Никитиной. – М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. – 288 с.

Литература для учащихся

1.Бабин, Ю. Практическая работа с куклой в детском коллективе [Текст] / Ю. Бабин //  Я вхожу в мир искусств.  2001. – №6. – С. 59 – 69.

2. Давыдова М.А., Агапова И.А. Мягкие игрушки своими руками. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

3.Рымалов Э.Л. Бумажный кукольный театр. М.: Мнемозина, 1995.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку ИЗО «Театр» 3 класс

1 урок из цикла "Театр ". Материал содержит презентацию "Театр" и текстовый документ с конспектом урока....

Конспект и презентация к уроку ИЗО «Театр» 3 класс

1 урок из цикла "Театр ". Материал содержит презентацию "Театр" и текстовый документ с конспектом урока....

Тест по краеведению «Театры» 8 класс

тестовые задания по "Культуре края" для 8 класса...

Урок немецкого языка "Большой театр", 11 класс

Здесь представлен конспект урока аудирования по теме "Большой театр" для 11 класса с презентацией в программе SMART Notebook....

Урок "Знакомство с музыкальным театром" 2 класс

Краткое описание:  Урок проводится во 2 классе, III четверть. Раздел "В музыкальном театре". Урок посвящен получению новых знаний о музыкальном театре, детской опере. Использу...

Курчак театр 3 класс

Урок марийского(государственного)языка в 3 классе...

Презентация "Детский музыкальный театр" (2 класс)

Данная презентация предназначена для урока музыки 2 класс, раздел "В музыкальном театре"....