3. Выявление и развитие у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности
проект

Филимонова Елена Владимировна

Предварительный просмотр:

ДИАГНОСТИКА ЗАДАТКОВ

и СКЛОННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ

(по В.П. Симонову)

1.   Я  часто  испытываю  потребность  в общении  с другими людьми — 1.

2.  У меня хорошо развита наблюдательность — 3.

3.  Я интересуюсь фантастической литературой, а также публикациями об инопланетянах и НЛО — 6.

4.  Я обладаю большим терпением — 2.

5.  Я способен видеть за цифрами реальные объекты, факты и события — 4.

6.  У меня есть склонность к фантазированию — 5.

7.  Я человек коммуникабельный — 1.

8.  У меня хороший глазомер — 5.

9.  Я верю в Высший разум - 6.

10.  Меня трудно чем-нибудь увлечь и заинтересовать — 7.

11.  У меня хорошо развито пространственное мышление — 3.

12.  Мне очень жаль брошенных животных или загубленные растения — 2.

13.  Я охотно помогаю людям — 1.

14.  Я многое умею делать своими руками (моделирую, конструирую и т.п.) — 3.

15.  Меня интересуют космические исследования — 6.

16.   У меня есть художественные, литературные, музыкальные, вокальные и др. способности (любые) — 5.

17.  Меня волнуют в первую очередь проблемы личного отдыха и интересного досуга — 7.

18.  Я интересуюсь литературой по информатике и ЭВТ — 4.

19.  Я умею свободно излагать свои мысли — 5.

20.  Я легко анализирую цифровой материал — 4.

21.  Люблю быть организатором всяческих дел — 1.

22.  Интересуюсь историей религии — 6.

23.  Считаю, что доброжелательность и отзывчивость — главные черты характера человека — 1.

24.  Я легко читаю чертежи и схемы — 3.

25. Люблю природу и животных — 2. 

26.  Зачем чего-то добиваться — это скучно и утомительно — 7.

27.  Я обладаю хорошей физической выносливостью — 2.

28.  Я легко ориентируюсь на местности — 2.

29.  Я интересуюсь гороскопами и астрологией в целом — 6.

30. Люблю играть в шахматы — 4.

31.  Мне нравится некоторая небрежность в одежде или в интерьере жилья — 5.

32.  Иногда я вижу сны, предвосхищающие какие-либо жизненные события — 6.

33.  Я умею ремонтировать домашнюю технику и изобретать всякие приспособления в быту — 3.

34.  У меня дома есть растения, животные — 2.

35. Я умею быстро считать в уме — 4.

36.  Уверен, что не надо суетиться, все и так придет само собой - 7.

37. Я забочусь о хорошем состоянии техники (оборудования) в быту и на работе -3.

38. Я люблю и умею выступать перед аудиторией — 1.

39.  У меня хороший уровень оперативной памяти — 4.

  1. Мне нравится живопись, классическая музыка и другие произведения искусств — 5.

 Результаты тестирования отражают задатки  и  склонности личности в одной из шести сфер:

—  первая характеризует их в системе: «Человек — Человек» -1;

 —  вторая — «Человек — Природа» — 2;

— третья — в системе «Человек — Техника» — 3;

—  четвертая — «Человек — Звуковая система» — 4;

—  пятая — в системе «Человек — Художественный образ» -5;

-     шестая — «Человек — Космос» - 6;

  седьмая, контрольная группа показателей, ( 7)  наличие положительных ответов по которой свидетельствует, что интерес не сформирован и задатки диагностируются слабо. В этом случае рекомендуется работа с данным человеком с помощью других дополнительных тестов и методик. При девяти баллах по этой седьмой группе утверждений можно констатировать раскрытие способностей и интересов у данной личности только на 25%; при шести баллах — о сформированности склонностей и реализации задатков только на 50%; при трех баллах речь может идти о 75%-ом раскрытии и реализации склонностей и задатков, и при нуле мы уже говорим почти о полной сформированности и реализации потенциальных возможностей личности.

Рассмотрим пример использования данной диагностики. Испытуемый по итогам тестирования получил следующие результаты:

—  по первой октанте — пять ответов — 5 х 2 == 10 («2» — общий множитель);

—  по второй — шесть ответов — 6x2= 12;

—  по третьей — три ответа — 3 х 2  = 6;

—  по четвертой — ноль — 0x2 = 0;

—  по пятой — три ответа — 3x2 = 6;

—  по шестой — также три ответа — 3x2 = 6;

  • в седьмой — ноль — 0x3 = 0 (здесь множитель равен «трем»)

 Сведем все эти данные в одну таблицу-график:

 

Направленность задатков 

баллы

Результат 

1. 

Человек — Человек 

10

Ярко выражено 

2. 

Человек — Природа 

12

Ярко выражено 

3. 

Человек — Техника 

6

Умеренно
выражено
 

4. 

Человек—Знаковая
система
 

0

Отсутствуют 

5. 

Человек—Художественный образ 

6

Умеренно
выражено
 

6. 

Человек — Космос 

6

Умеренно
выражено
 

7. 

Несформированность
интересов
 

0

Отсутствуют 

При оценке результатов в данной таблице использованы следующие критерии:

ноль баллов — направленность отсутствует,

до трех баллов — слабо выражено,

до шести баллов — умеренно выражено,

до девяти баллов — хорошо выражено,

10-12 баллов— ярко выражено.

Таким образом, из приведенного примера видно, что данная личность обладает ярко выраженными задатками (способностями) для работы в системе «Человек -— Человек» и в системе «Человек — Природа». У данной личности полностью отсутствуют способности и склонности для работы в системе «Человек —Знаковая система» и можно утверждать, что задатки и склонности данной личности уже сформированы, сложились и проявляются четко, ибо по седьмой позиции результат тестирования показывает «ноль». Остальные результаты говорят об умеренно выраженных задатках.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Методика «Тип мышления»
(методика в модификации Г. Резапкиной)

Инструкция. У каждого человека преобладает определенный тип мышления. Данный опросник поможет вам определить тип своего мышления. Если согласны с высказыванием, в бланке поставьте плюс, если нет – минус.

П-Д

А-С

С-Л

Н-О

К

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

 

 

 

 

 

1.  Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому.

2.    Мне интересно составлять компьютерные программы.

3.    Я люблю читать книги.

4.    Мне нравится живопись, скульптура, архитектура.

5.    Даже в отлаженном деле я стараюсь что-то улучшить.

6.    Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или рисунках.

7.    Я люблю играть в шахматы.

8.    Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.

9.    Когда я читаю книгу, я четко вижу ее героев и описываемые события.

10.  Я предпочитаю самостоятельно планировать свою работу.

11.  Мне нравится  все делать своими руками.

12.  В детстве я создавал (а) свой шифр для переписки с друзьями.

13.  Я придаю большое значение  сказанному слову.

14.  Знакомые мелодии вызывают у меня в голове определенные картины.

15.  Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче.

16.  При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок.

17.  Мне интересно разбираться в природе физических явлений.

18.  Мне интересна  работа ведущего телерадиопрограмм, журналиста.

19.  Мне легко представить предмет или животное, которых нет в природе.

20.  Мне больше нравится процесс деятельности, чем  сам результат.

21.  Мне нравилось в детстве собирать конструктор из деталей, лего.

22.  Я предпочитаю точные науки (математику, физику).

23.  Меня восхищает точность и глубина некоторых стихов.

24.  Знакомый запах   вызывает в моей памяти прошлые события.

25.  Я не хотел (а) бы подчинять свою жизнь определенной системе.

26.  Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать.

27.  Я понимаю красоту математических формул.

28.  Мне легко говорить перед любой аудиторией.

29.  Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты.

30.  Я сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.

31.  Я люблю заниматься рукоделием, что-то мастерить.

32.  Мне интересно было бы расшифровать древние тексты.

33.  Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.

34.  Красота для меня важнее, чем польза.

35.  Не люблю ходить одним и тем же путем.

36.  Истинно только то, что можно потрогать руками.

37.  Я легко запоминаю формулы,  символы, условные обозначения.

38.  Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказываю.

39.  Я легко могу представить в образах содержание рассказа или  фильма.

40.  Я не могу  успокоиться, пока не доведу свою работу до совершенства.

Обработка результатов. Подсчитайте число плюсов в каждой из пяти колонок и запишите полученное число в пустой нижней клетке бланка.

Каждая колонка соответствует определенному типу мышления. Количество баллов в каждой колонке указывает на уровень развития данного типа мышления (0-2 – низкий, 3-5 – средний, 6-8 – высокий).

1. Предметно-действенное мышление (П-Д) свойственно людям дела. Они усваивают информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Этим мышление важно для спортсменов, танцоров, артистов.

2. Абстрактно-символическим мышлением (А-С) обладают многие ученые – физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Они могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.

3. Словесно-логическое мышление (С-Л) отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат. verbalis - словесный). Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.

4. Наглядно-образным мышлением (Н-О) обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет – художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением.

5. Креативность (К) – это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее людей, талантливых в любой сфере деятельности.

В чистом виде эти типы мышления встречаются редко. Для многих профессий необходимо сочетание разных типов мышления, например, для психолога. Такое мышление называют синтетическим.

Соотнесите свой ведущий тип мышления с выбранным видом деятельности или профилем обучения. Ярко выраженный тип мышления дает некоторые преимущества в освоении соответствующих видов деятельности. Но важнее всего ваши способности и интерес к будущей профессии. Насколько удачен ваш выбор? Если ваши профессиональные планы не вполне соответствуют типу мышления, подумайте, что легче изменить – планы или тип мышления?



Предварительный просмотр:

Методика “Мотивация учебной деятельности: уровни и типы»

 (Домбровская И.С.) (9-11 класс)

Инструкция: «Прочитайте 30 высказываний и оцените, насколько регулярно они соответствуют вам по следующей шкале: 4-всегда 3-почти всегда 2-иногда 1-очень редко 0-никогда.
В бланке ответов рядом с номером вопроса поставьте свою оценку, соответствующую тому, насколько суждение подходит вам»


1. Мне нравится узнавать новые факты
2. Мне нравится самому искать и находить новые знания
3. Мне нравится заниматься развитием своего мировоззрения
4. Я учусь, так как должен учиться для получения профессии
5. Я учусь, так как хочу добиться уважения в обществе
6. Я учусь, чтобы быть полезным другим людям
7. Мне интересно, когда преподаватель рассказывает что-то неизвестное мне
8. Я читаю дополнительную литературу и ищу ее в интернете
9. Я учусь, так как стремлюсь быть всесторонне развитой личностью
10. Я учусь ради своего будущего
11. Я учусь, так как хочу добиться успеха в карьере
12. Мне нравится рассказывать то, что я знаю, другим
13. Мне нравится, когда преподаватель рассказывает научные закономерности известных мне явлений
14. Я использую разные методы для поиска и подтверждения задач
15. Я стараюсь найти смысл в получаемых знаниях
16. Мне нужно учиться
17. Мне приятно, когда мои ответы на занятиях одобряют
18. Я помогаю другим в обучении
19. Мне интересно понимать закономерности явлений
20. Мне нравится самому объяснять новые факты
21. Мне нужны знания для самосовершенствования
22. Я учусь, так как этого требуют
23. Мне нужно учиться, так как образование ценится в обществе
24. Знания помогают мне наладить контакт с окружающими
25. Мне интересно только то, что было ранее неизвестно для меня
26. Я стараюсь самостоятельно найти способ получения нужных мне знаний
27. Я стремлюсь быть высокообразованным человеком
28. Я учусь из чувства ответственности за свой уровень образованности
29. Мне приятно, когда меня хвалят за вопросы к преподавателю
30. Я считаю, что знания важны для общего социального благополучия и прогресса

Бланк ответов:
1 7 13 19 25
2 8 14 20 26
3 9 15 21 27
4 10 16 22 28
5 11 17 23 29
6 12 18 24 30

Обработка полученных данных.
По каждой строчке вычисляют среднее значение.
Первые три строчки определяют уровни развития познавательной мотивации, вторые три – социальной мотивации учебной деятельности. Для определения доминирующего типа мотивации также возможен подсчет среднего. Если среднее познавательных мотивов выше среднего социальных мотивов, то можно говорить о доминировании собственно познавательной мотивации над социальной. И наоборот.
Среднее по первой строке показывает выраженность уровня широких познавательных мотивов (близких потребности в новых впечатлениях по Л.И.Божович), по второй – узко или собственно познавательных мотивов учения, по третьей – мотива саморазвития или личностных мотивов учебной деятельности.
Среднее по четвертой строке показывает выраженность уровня широких социальных мотивов или мотива обязывающего или вынужденного учения, по пятой – узких социальных («позиционных» по А.К.Марковой или «социологических») мотивов, по шестой – сотрудничества или социальности знаний.
Если получаемые показатели больше трех, то можно говорить о высокой степени выраженности уровня или типа, если больше двух, но меньше трех – о средней степени, если показатель ниже двух баллов, то можно предполагать, что отдельный учащийся или группа имеют низкий уровень мотивации учебной деятельности в целом, по типу или уровню.



Предварительный просмотр:

1.18. Школьный  тест  умственного  развития  (ШТУР). К.М.Гуревич, М.К.Акимова, Е.М.Борисова, В.Г.Зархин, В.Т.Козлова, Г.П.Логинова.

ШТУР предназначен для диагностики умственного развития учащихся подросткового и юношеского возраста, контроля за процессами умственного развития в период школьного обучения.

Область применения: профконсультация, контроль обучения, разработка общих и индивидуальных рекомендаций по коррекции  умственного развития учащегося.

Описание  методики. Тест включает шесть наборов заданий (субтестов): "осведомленность" (два субтеста), «аналогии", "классификация", «обобщение", "числовые ряды".

Тест имеет две эквивалентные формы - А и Б.

Для правильного проведения тестирования необходимо строго соблюдать инструкции, контролировать время выполнения теста (с помощью секундомера), не помогать испытуемым при выполнении ими заданий.

Общая инструкция испытуемым по всему тесту дается экспериментатором в устной форме. Для этого он обращается к ним со следую- щими словами: "Сейчас вам будут  предложены задания, которые предназначены для выявления вашего умения рассуждать,  сравнивать предметы и явления окружающего мира, находить в них общее и различное.  Эти задания отличаются от того, что вам приходится выполнять на уроках.

   Для выполнения заданий вам понадобятся ручки и бланки, которые мы вам раздадим.  Вы будете выполнять разные наборы заданий. Перед началом предъявления каждого набора заданий дается описание этого типа заданий и на примерах объясняется способ их решений.

   На выполнение каждого набора заданий отводится ограниченное время. Начинать и заканчивать работу надо по нашей команде. Все задания следует решать строго по  порядку. Не задерживайтесь слишком долго на одном задании, старайтесь работать быстро и без ошибок".

   После прочтения этой инструкции экспериментатор раздает бланки и просит заполнить в них графы, в которых должны содержаться сведения о фамилии учащегося, дате проведения эксперимента, классе и школе, где учится испытуемый. Проконтролировав  правильность заполнения этих граф, экспериментатор просит учащихся отложить в сторону ручки и внимательно его выслушать. Затем экспериментатор зачитывает инструкции первого субтеста и разбирает примеры. Далее он спрашивает, есть ли вопросы. Чтобы условия тестирования были всегда одинаковыми, при ответе на вопрос экспериментатору следует вновь зачитать соответствующее место текста. После этого дается указание  перевернуть страницу и начинать выполнять задание. При этом экспериментатор незаметно включает секундомер, чтобы не фиксировать на этом внимание испытуемых и не  создавать у них чувства напряженности. По истечении времени, отведенного на выполнение первого субтеста, экспериментатор решительно прерывает работу испытуемых, предлагая им положить ручки и начиная читать инструкцию к следующему субтесту.

Время  на  проведение  субтестов

№  субтеста

Число  заданий  в  субтесте

Время  выполнения  (в  мин)

  1. «Осведомлённость  1»
  2. «Осведомлённость  2»
  3. «Аналогии»
  4. «Классификация»
  5. «Обобщение»
  6. «Числовые  ряды»

20

20

25

20

19

15

8

4

10

7

8

7

Коррелирует  при  использовании  батареи  тестов:  используется  как  самостоятельная  методика.

Инструкция  к  набору  заданий  № 1.

В каждом из нижеследующих предложений не хватает одного слова. Из пяти  приведенных слов вы должны подчеркнуть то, которое правильно дополняет данное   предложение. Подчеркнуть можно только одно слово.

Например:

Одинаковыми по смыслу являются слова "биография" и...?

а) случай, б) подвиг, в) жизнеописание, г) книга, д) писатель. Правильным будет слово "жизнеописание". Поэтому оно  подчеркнуто.

Следующий  пример:

   Противоположным к слову "отрицательный" будет слово…

а) неудачный, б) спорный, в) важный, г) случайный, д) положительный. В этом случае правильным ответом является слово "положительный", оно и  подчеркнуто.

Инструкция  к  набору  заданий  № 2.

К слову, которое стоит в левой части бланка, надо подобрать из четырех  предложенных слов такое, которое совпадало бы с ним по  смыслу, т. е. слово-синоним.  Это слово следует подчеркнуть. Выбирать можно только одно слово.

Например:

Век - а) история, б) столетие, в) событие, г) прогресс. Правильный ответ – «СТОЛЕТИЕ».

Следующий  пример:

Прогноз - а) погода, б) донесение, в) предсказание, г) причина. Здесь правильным  ответом будет слово «ПРЕДСКАЗАНИЕ».  Оно  и  должно  быть  подчёркнуто.

Инструкция  к  набору  заданий  № 3.

Вам предлагаются три слова. Между первым и вторым существует определенная  связь. Между третьим и одним из пяти слов, предлагаемых на выбор, существует  аналогичная связь. Это слово вам следует найти  и  подчеркнуть.

Например:

Песня : композитор = самолет: ?

а) аэропорт, б) полет, в) конструктор, г) горючее, д) истребитель.

Правильный ответ – «КОНСТРУКТОР».  Поэтому  это  слово  должно  быть  подчёркнуто.

Следующий  пример:

Добро : зло = день: ?

а) солнце, б) ночь, в) неделя, г) среда, д) сутки, Правильный ответ – «НОЧЬ».  Поэтому  это  слово  должно  быть  подчёркнуто.

Инструкция  к  набору  № 4.

Вам даны 5 слов, 4  из них объединены общим признаком. Пятое слово к ним не  подходит. Его надо найти и подчеркнуть. Лишним может быть только одно слово.

Например:

а) тарелка, б) чашка, в) стол, г) кастрюля, д) чайник.

 а, б, г, д – обозначают  посуду, в - мебель, поэтому оно подчеркнуто.

Следующий  пример:

а) идти; б) прыгать; в) танцевать; г) сидеть; д) бежать.

Четыре  слова  обозначают  состояние  движения, а  слово  «сидеть» - покоя. Поэтому  подчёркнуто  слово  «сидеть».

Инструкция  к  набору  заданий  № 5.

Вам предлагаются два слова. Нужно определить, что между ними общего.  Старайтесь в каждом случае найти наиболее существенные общие признаки  для  обоих  слов. Напишите  свой ответ рядом с предложенной парой слов.

Например:

Ель, сосна.

Правильным ответом будет: «ХВОЙНЫЕ ДЕРЕВЬЯ». Эти слова надо написать  рядом с предложенной парой слов.

Следующий  пример:

 Дождь, град – «ОСАДКИ».

Инструкция  к  набору  заданий  №  6.

Предлагаем вам ряды чисел, расположенных по определенному правилу. Ваша  задача состоит в том, чтобы определить число, которое было бы продолжением  соответствующего ряда, и написать его. Каждый ряд построен по своему правилу. В  некоторых заданиях при нахождении правила построения ряда вам необходимо будет  пользоваться умножением, делением и другими математическими действиями.

Например:

2 4 6 8 10…

В этом ряду каждое последующее число на 2 больше предыдущего, поэтому  следующее число будет 12. Его нужно записать.

Следующий  пример:

9  7  10  8  11  9  12

В  этом  ряду  поочерёдно  отнимается  2  и  прибавляется  3.  Следующее  число  должно  быть  10. Его  вам  и  нужно  написать.

Фамилия  Имя  ___________________________________________

дата _________класс _______школа ____________

Инструкция  к  набору  заданий  № 1:

 В каждом из нижеследующих предложений не хватает одного слова. Из пяти  приведенных слов вы должны подчеркнуть то, которое правильно дополняет данное   предложение. Подчеркнуть можно только одно слово.

Например:  Одинаковыми по смыслу являются слова "биография" и...?

а) случай, б) подвиг, в) жизнеописание, г) книга, д) писатель. Правильным будет слово "жизнеописание". Поэтому оно  подчеркнуто.

Следующий  пример:   Противоположным к слову "отрицательный" будет слово…

а) неудачный, б) спорный, в) важный, г) случайный, д) положительный. Правильный  ответ - слово "положительный", оно и  подчеркнуто.

Набор  заданий  №  1.  Форма  А.

1. Начальные буквы имени и отчества называются…

    а) вензель, б) инициалы, в) автограф, г) индекс, д) анаграмма.

2. Краткая запись, сжатое изложение содержания книги, лекции, доклада - это...

    а) абзац, б) цитата, в) рубрика, г) отрывок, д) конспект.

3. Система взглядов на природу и общество есть...

    а) мечта, б) оценка, в) мировоззрение, г) кругозор, д) иллюзия.

4. Гуманный - это...

    а) общественный, б) человечный, в) профессиональный, г) агрессивный,  д) пренебрежительный.

5. Наука о выведении лучших сортов растений и пород животных называется ...

    а) бионика, б) химия, в) селекция, г) ботаника, д) физиология.

6. Одинаковыми по смыслу являются слова демократия и...

    а) анархия, 6) абсолютизм, в) народовластие, г) династия. д) классы.

7. Свод законов, относящихся к какой-либо области человеческой жизни и  деятельности, называется...

    а) резолюцией, б) постановлением, в) традицией, г) кодексом, д) проектом.

8. Противоположностью понятия "лицемерный" будет...

    а) искренний, б) противоречивый, в) фальшивый, г) вежливый,  д) решительный.

9. Если спор заканчивается взаимными уступками, тогда говорят о...

    а) компромиссе, б) общении, в) объединении, г) переговорах,  д) противоречии.

10. Отсутствие живого активного интереса к окружающему - это...

    а) рациональность, б) пассивность, в) чуткость, г) противоречивость,  д) черствость.

11. Начитанность, глубокие и широкие познания - это...

    а) интеллигентность, б) опытность, в) эрудиция, г) талант, д) самомнение.

12. Этика - это учение о...

    а) психике, б) морали, в) природе, г) обществе, д) искусстве.

13. Противоположностью понятия "идентичный" будет...

    а) тождественный, б) единственный, в) внушительный, г) различный,  д) изолированный.

14. Цивилизация - это...

    а) формация, б) древность, в) производство, г) культура, д) общение.

15. Оппозиция - это...

    а) противодействие, б) согласие, в) мнение, г) политика, д) решение.

16. Человек, который скептически относится к прогрессу, является...

    а) демократом, б) радикалом, в) консерватором, г) либералом,  д) анархистом.

17. Одинаковыми по смыслу являются слова "приоритет" и...

    а) изобретение, б) идея, в) выбор, г) первенство, д) руководство.

18. Коалиция - это...

    а) конкуренция, б) политика, в) вражда, г) разрыв, д) объединение.

19. Одинаковыми по смыслу являются слова "альтруизм" и...

    а) человеколюбие, б) взаимоотношения, в) вежливость, г) эгоизм,  д) нравственность.

20. Освобождение от зависимости, предрассудков, уравнение в правах - это...

    а) закон, б) иммиграция, в) воззрение, г) действие, д) эмансипация.

Инструкция  к  набору  заданий  № 2.

К слову, которое стоит в левой части бланка, надо подобрать из четырех  предложенных слов такое, которое совпадало бы с ним по  смыслу, т. е. слово-синоним.  Это слово следует подчеркнуть. Выбирать можно только одно слово.

Например:

Век - а) история, б) столетие, в) событие, г) прогресс. Правильный ответ – «СТОЛЕТИЕ».

Следующий  пример:

Прогноз - а) погода, б) донесение, в) предсказание, г) причина. Здесь правильным  ответом будет слово «ПРЕДСКАЗАНИЕ».  Оно  и  должно  быть  подчёркнуто.

Набор  заданий  №  2.  Форма  А.

1. Прогрессивный - а) интеллектуальный, б) передовой, в) ловкий, г) отсталый.

2. Аннулирование - а) подписание, б) отмена, в) сообщение, г) отсрочка.

3. Идеал   -    а) фантазия, б) будущее, в) мудрость, г) совершенство.

4. Аргумент   -    а) довод, б) согласование, в) спор, г) фраза.

5. Миф   -    а) древность, 6) творчество, в) предание, г) наука.

6. Аморальный   -    а) устойчивый, б) трудный, в) неприятный, г) безнравственный.

7. Анализ   -    а) факты, б) разбор, в) критика, г) умение.

8. Эталон   -    а) копия, б) форма, в) основа, г) образец.

9. Сферический   -    а) продолговатый, б) шаровидный, в) пустой, г) объемный.

10. Социальный   -    а) принятый, б) свободный, в) запланированный, г) общественный.

11. Гравитация   -    а) притяжение, б) отталкивание, в) невесомость, г) подъем.

12. Аграрный   -    а) местный, б) хозяйственный, в) земельный, г) крестьянский.

13. Экспорт   -    а) продажа, 6) товары, в) вывоз, г) торговля.

14. Эффективный   -    а) необходимый, б) действенный, в) решительный, г) острый.

15. Радикальный   -    а) коренной, б) ответный, в) последний, г) отсталый.

16. Негативный   -    а) неудачный, 6) ложный, в) отрицательный, г) неосторожный.

17. Мораль   -    а) этика, б) развитие, в) способность, г) право.

18. Модифицировать   -    а) работать, б) наблюдать, в) изучать, г) видоизменять.

19. Субъективный   -    а) практический, б) общественный, в) личный, г) скрытый.

20. Сентиментальный   -    а) поэтический, б) чувствительный, в) радостный, г) странный.

Инструкция  к  набору  заданий  № 3.

Вам предлагаются три слова. Между первым и вторым существует определенная  связь. Между третьим и одним из пяти слов, предлагаемых на выбор, существует  аналогичная связь. Это слово вам следует найти  и  подчеркнуть.

Например:

Песня : композитор = самолет: ?

а) аэропорт, б) полет, в) конструктор, г) горючее, д) истребитель.

Правильный ответ – «КОНСТРУКТОР».  Поэтому  это  слово  должно  быть  подчёркнуто.

Следующий  пример:

Добро : зло = день: ?

а) солнце, б) ночь, в) неделя, г) среда, д) сутки, Правильный ответ – «НОЧЬ».  Поэтому  это  слово  должно  быть  подчёркнуто.

Набор  заданий  №  3.  Форма  А.

1. Глагол: спрягать = существительное:

    а) изменять, б) образовывать, в) употреблять, г) склонять, д) писать.

2. Фигура: треугольник = состояние вещества:

    а) жидкость, б) движение, в) температура, г) вода, д) молекула.

3. Тепло: жизнедеятельность = кислород:

    а) газ, б) вода, в) растение, г) развитие, д) дыхание.

4. Роза: цветок = капиталисты:

    а) эксплуатация, б) рабочие, в) капитализм, г) класс, д) фабрика.

5. Холодно: горячо = движение:

    а) инерция, б) покой, в) молекула, г) воздух, д) взаимодействие.

6. Слагаемое: сумма = сомножитель:

    а) разность, 6) делитель, в) произведение, г) умножение, д) число.

7. Числительное: количество = глагол:

    а) идти, б) действие, в) причастие, г) часть речи, д) спрягать.

8. Растение: стебель = клетка:

    а) ядро, б) хромосома, в) белок, г) фермент, д) деление.

9. Молния: свет = явление тяготения:

    а) камень, б) движение, в) сила тяжести, г) вес, д) земля.

10. Стихотворение: поэзия = рассказ:

    а) книга, б) писатель, в) повесть, г) предложение, д) проза.

11. Север: юг = осадки:

    а) пустыня, б) полюс, в) дождь, г) засуха, д) климат.

12. Первобытнообщинный строй: рабовладельческий строй =  рабовладельческий строй:

    а) социализм, б) капитализм, в) рабовладельцы, г) государство,  д) феодализм.

13. Горы: высота = климат:

    а) рельеф, б) температура, в) природа, г) географическая широта,  д) растительность.

14. Старт: финиш = пролог:

    а) заголовок, б) введение, в) кульминация, г) действие, д) эпилог.

15. Война: смерть = частная собственность:

    а) феодалы, б) капитализм, в) неравенство, г) рабы, д) крепостные крестьяне.

16. Диаметр: радиус == окружность:

    а) дуга, б) сегмент, в) отрезок, г) линия, д) круг.

17. Колумб: путешественник = землетрясение:

    а) первооткрыватель, б) образование гор, в) извержение, г) жертвы,  д) природное явление.

18. Папоротник: спора = сосна:

    а) шишка, б) иголка, в) растение, г) семя, д) ель.

19. Понижение атмосферного давления: осадки = антициклон:

    а) ясная погода, б) циклон, в) климат, г) влажность. д) метеослужба.

20. Рабовладельцы: буржуазия = рабы:

    а) рабовладельческий строй, б) буржуазия, в) рабовладельцы,  г) наемные рабочие, д) пленные.

21. Молоток: забивать = генератор:

    а) соединять, б) производить, в) включать, г) изменять, д) нагревать.

22. Прямоугольник: плоскость = куб:

    а) пространство, 6) ребро, в) высота, г) треугольник, д) сторона.

23. Эпителий: ткань = аорта:

    а) сердце, 6) внутренний орган, в) артерия, г) вена, д) кровь.

24. Богатство: бедность = крепостная зависимость:

    а) крепостные крестьяне, б) личная свобода, в) первенство,  г) частная собственность, д) феодальный строй.

25. Роман: глава = стихотворение:

    а) поэма, б) рифма, в) строфа, г) ритм, д) жанр.

    а) эксплуатация, б) рабочие, в) капитализм, г) класс, д) фабрика.

Инструкция  к  набору  № 4.

Вам даны 5 слов, 4  из них объединены общим признаком. Пятое слово к ним не  подходит. Его надо найти и подчеркнуть. Лишним может быть только одно слово.

Например:

а) тарелка, б) чашка, в) стол, г) кастрюля, д) чайник.

 а, б, г, д – обозначают  посуду, в - мебель, поэтому оно подчеркнуто.

Следующий  пример:

а) идти; б) прыгать; в) танцевать; г) сидеть; д) бежать.

Четыре  слова  обозначают  состояние  движения, а  слово  «сидеть» - покоя. Поэтому  подчёркнуто  слово  «сидеть».

Набор  заданий  №  4.  Форма  А.

1. а) приставка, б) предлог, в) суффикс, г) окончание, д) корень.

2. а) прямая, б) ромб, в) прямоугольник, г) квадрат, д) треугольник.

3. а) параллель, б) карта, в) меридиан, г) экватор, д) полюс.

4. а) очерк, б) роман, в) рассказ, г) сюжет, д) повесть.

5. а) рабовладелец, б) раб, в) крестьянин, г) рабочий, д) ремесленник.

6. а) треугольник, б) отрезок, в) длина, г) квадрат, д) круг.

7. а) пролог, б) кульминация, в) информация, г) развязка, д) эпилог.

8. а) литература, б) наука, в) живопись, г) зодчество, д) художественное  ремесло.

9. а) аорта, б) вена, в) сердце, г) артерия, д) капилляр.

10. а) описание, б) сравнение, в) характеристика, г) сказки, д) иносказание.

11. а) пейзаж, б) мозаика, в) икона, г) фреска, д) кисть.

12. а) цитоплазма, б) питание, в) рост, г) раздражимость, д) размножение.

13. а) дождь, б) снег, в) иней, г) град.

14. а) скорость, б) колебание, в) сила, г) вес, д) плотность.

15. а) товар, б) деньги, в) город, г) ярмарка, д) натуральное хозяйство.

16. а) Куба, б) Япония, в) Вьетнам, г) Великобритания, д) Исландия.

17. а) пословица, б) стихотворение, в) поэма, г) рабочий, д) повесть.

18. а) барометр, б) флюгер, в) термометр, г) компас, д) азимут.

19. а) углекислый газ, б) свет, в) вода, г) крахмал, д) хлорофилл.

20. а) длина, б) метр, в) масса, г) объем, д) скорость.

Инструкция  к  набору  заданий  № 5.

Вам предлагаются два слова. Нужно определить, что между ними общего.  Старайтесь в каждом случае найти наиболее существенные общие признаки  для  обоих  слов. Напишите  свой ответ рядом с предложенной парой слов.

Например:

Ель, сосна.

Правильным ответом будет: «ХВОЙНЫЕ ДЕРЕВЬЯ». Эти слова надо написать  рядом с предложенной парой слов.

Следующий  пример:

 Дождь, град – «ОСАДКИ».

Набор  заданий  №  5. Форма  А.

1. Сказка, былина -

2. Атом, молекула -

3. Ботаника, зоология -

4. Мозаика, икона -

5. Азия, Африка –

6. Ампер, вольт -

7. Сердце, артерия -

8. Копенгаген, Манагуа --

9. Феодализм, капитализм –

10. Стойкость, мужество -

11. Канал, плотина –

12. Сумма, произведение -

13. Жиры, белки -

14. Облачность, осадки -

15. Газ, жидкость -

16. Наука, искусство -

17. Цунами, ураган –

18. Классицизм, реализм -

19. Иносказание, описание -

Инструкция  к  набору  заданий  №  6.

Предлагаем вам ряды чисел, расположенных по определенному правилу. Ваша  задача состоит в том, чтобы определить число, которое было бы продолжением  соответствующего ряда, и написать его. Каждый ряд построен по своему правилу. В  некоторых заданиях при нахождении правила построения ряда вам необходимо будет  пользоваться умножением, делением и другими математическими действиями.

Например:

2 4 6 8 10…

В этом ряду каждое последующее число на 2 больше предыдущего, поэтому  следующее число будет 12. Его нужно записать.

Следующий  пример:

9  7  10  8  11  9  12

В  этом  ряду  поочерёдно  отнимается  2  и  прибавляется  3.  Следующее  число  должно  быть  10. Его  вам  и  нужно  написать.

Набор  заданий  №  6.  Форма  А.

1.         6            9        12        15        18        21...

2.         9            1          7          1          5          1...

3.         2            3          5          6          8          9...

4.       10          12          9        11          8        10...

5.         1            3          6          8        16        18...

6.         3            4          6          9        13        18...

7.       15          13        16        12        17        11...

8.         1            2          4          8        16        32...

9.         1            2          5        10        17        26...

10.       1            4          9        16        25        36...

11.       1            2          6        15        31        56...

12.     31          24        18        13          9          6...

13.   174        171        57        54        18        15...

14.     54          19        18        14          6          9...

15.   301        294        49        44        11          8..

Фамилия  Имя ________________________________________________

дата __________класс________школа ________

Инструкция  к  набору  заданий  № 1:

 В каждом из нижеследующих предложений не хватает одного слова. Из пяти  приведенных слов вы должны подчеркнуть то, которое правильно дополняет данное   предложение. Подчеркнуть можно только одно слово.

Например:  Одинаковыми по смыслу являются слова "биография" и...?

а) случай, б) подвиг, в) жизнеописание, г) книга, д) писатель. Правильным будет слово "жизнеописание". Поэтому оно  подчеркнуто.

Следующий  пример:   Противоположным к слову "отрицательный" будет слово…

а) неудачный, б) спорный, в) важный, г) случайный, д) положительный. Правильный  ответ - слово "положительный", оно и  подчеркнуто.

Набор  заданий  №  !.  Форма  Б.

1. Эволюция это...

    а) порядок, б) время, в) постоянство, г) случайность, д) развитие.

2. Бодрое и радостное восприятие мира - это...

    а) грусть, б) стойкость, в) оптимизм, г) сентиментальность, д) равнодушие.

3. Одинаковыми по смыслу являются слова "антипатия" и...

    а) окружение, б) симпатия, в) отношение, г) расположение, д) неприязнь.

4. Государство, не находящееся в зависимости от других государств, является...

    а) суверенным, б) малоразвитым, в) миролюбивым, г) процветающим,  д) единым.

5. Систематизированный перечень каких-либо предметов - это...

    а) аннотация, б) словарь, в) пособие, г) каталог, д) абонемент.

6. Предельно краткий и четкий ответ называется...

    а) красноречивым, б) лаконичным, в) детальным, г) многословным,  д) спонтанным.

7. Миграция - это...

    а) развитие, б) условия, в) изменения, г) переселение, д) жизнь.

8. Человек, который обладает чувством меры умением вести себя подобающим  образом, называется...

    а) общительным, б) объективным, в) тактичным, г) компетентным,  д) скромным.

9. Интересная или законченная мысль, выраженная коротко и метко, называется...

    а) афоризм, б) отрывок, в) рассказ, г) эпос, д) диалог.

10. Универсальный - это...

    а) целенаправленный, б) единый, в) распространенный, г) полезный,  д) разносторонний.

11. Противоположностью понятия "уникальный" будет..,

    а) прозрачный, б) распространенный, в) хрупкий, г) редкий, д) точный.

12. Отрезок времени, равный 10 дням, называется...

    а) декада, б) каникулы, в) неделя, г) семестр, д) квартал.

13. Одинаковыми по смыслу являются слова "самоуправление" и  …

    а) автономия, б) закон, а) право" г) прогресс, д) зависимость.

14. Противоположностью понятия "стабильный" будет...

    а) постоянный, б) знающий, в) непрерывный, г) изменчивый, д) редкий.

15. Совокупность наук, изучающих язык и литературу, это...

    а) логика, б) социология, в) филология, г) эстетика, д) философия.

16. Высказывание, которое еще не полностью проверено, обозначается как...

    а) парадоксальное, б) правдивое, в) двусмысленное, г) гипотетическое,  д) ошибочное.

17. Одинаковыми по смыслу являются слова "гегемония" и...

    а) равноправие, б) господство, в) революция, г) союз, д) отставание.

18. Тотальный - это...

    а) частичный, б) редкий, в) всеохватывающий, г) победоносный, д) быстрый.

19. Равноценный заменитель чего-либо - это...

    а) сырье, б) эквивалент, в) ценность, г) суррогат, д) подделка.

20. Конфронтация - это...

    а) солидарность, б) переговоры, в) сотрудничество, г) агрессия,  д)  противоборство.

Инструкция  к  набору  заданий  № 2.

К слову, которое стоит в левой части бланка, надо подобрать из четырех  предложенных слов такое, которое совпадало бы с ним по  смыслу, т. е. слово-синоним.  Это слово следует подчеркнуть. Выбирать можно только одно слово.

Например:

Век - а) история, б) столетие, в) событие, г) прогресс. Правильный ответ – «СТОЛЕТИЕ».

Следующий  пример:

Прогноз - а) погода, б) донесение, в) предсказание, г) причина. Здесь правильным  ответом будет слово «ПРЕДСКАЗАНИЕ».  Оно  и  должно  быть  подчёркнуто.

Набор  заданий  №  2.  Форма  Б.

1. Аналогия   -    а) случай, б) явления, в) свойства, г) сходство.

2. Интернациональный   -    а) многочисленный, б) международный, в) нерушимый, г) известный.

3. Адаптироваться   -    а) приспосабливаться, б) научиться, в) двигаться, г) присмотреться.

4. Ироничный   -    а) мягкий, б) насмешливый, в) веселый, г) настоящий.

5. Симптом   -    а) характер, б) система, в) желание, г) признак.

6. Импорт   -    а) собственность, б) товары, в) ввоз, г) фирма.

7. Компенсировать   -    а) терять, б) истратить, в) увеличить, г) возместить.

8. Надменность   -   а) чуткость, б) скрытность, в) высокомерность, г) торжественность.

9. Антагонистический   -    а) враждебный, б) убежденный, в) деловой, г) хороший.

10. Интеллектуальный   -    а) опытный, б) умственный, в) деловой, г) хороший.

11. Абсолютный   -    а) властный, б) спорный, в) раздельный, г) неограниченный,

12. Порицание   -    а) равнодушие, б) осуждение, в) внушение, г) преступление,

13. Дискуссия   -    а) мнение, б) спор, в) убеждение, г) беседа.

14. Утопический   -    а) невыполнимый, б) идеальный, в) жизненный, г) неопытный.

15. Консерватизм   -    а) косность, б) самостоятельность, в) героизм, г) повседневность.

16. Интерпретация   -    а) толкование, б) чтение, в) беседа, г) сообщение.

17. Нюанс   -   а) образ, б) чувство, в) оттенок, г) слух.

18. Сентиментальный   -    а) поэтический, б) радостный, в) чувствительный, г) странный.

19. Абстрактный   -    а) практический, б) опытный, в) несущественный, г) отвлеченный.

20. Объективный   -    а) беспристрастный, б) полезный, в) сознательный, г) нервный.

Инструкция  к  набору  заданий  № 3.

Вам предлагаются три слова. Между первым и вторым существует определенная  связь. Между третьим и одним из пяти слов, предлагаемых на выбор, существует  аналогичная связь. Это слово вам следует найти  и  подчеркнуть.

Например:

Песня : композитор = самолет: ?

а) аэропорт, б) полет, в) конструктор, г) горючее, д) истребитель.

Правильный ответ – «КОНСТРУКТОР».  Поэтому  это  слово  должно  быть  подчёркнуто.

Следующий  пример:

Добро : зло = день: ?

а) солнце, б) ночь, в) неделя, г) среда, д) сутки, Правильный ответ – «НОЧЬ».  Поэтому  это  слово  должно  быть  подчёркнуто.

а) соединять, б) производить, в) включать, г) изменять, д) нагревать.

Набор  заданий  №  3.  Форма  Б.

1. Светло: темно = притяжение:

    а) металл, б) молекула, в) отталкивание, г) взаимодействие, д) движение.

2. Крепостные крестьяне: рабы = феодалы:

    а) король, 6) рабовладельцы, в) церковь, г) сеньоры, д) дворяне.

3. Глагол: спрягать = существительное:

    а) понятие, б) склонять, в) название, г) обозначение, д) образовать.

4. Гольфстрим: течение = цунами:

    а) Япония, б) катастрофа, в) шторм, г) Куросава, д) волна.

5. Глаз: зрение = нос:

    а) осязание, б) обоняние, в) лицо, г) рот, д) запах.

6. Запад: восток = обмеление:

    а) фарватер, б) засуха, в) юг, г) паводок, д) пороги.

7. Существительное: предмет = глагол:

    а) бежать, 6) деепричастие, в) спряжение, г) действие, д) признак.

8. Квадрат: площадь = куб:

    а) сторона, б) перпендикуляр, в) ребро, г) периметр, д) объем.

9. Жара: жажда = классы:

    а) крестьяне, б) капитализм, в) рабовладельцы, г) государство,  д) неравенство.

10. Лучи: угол = отрезки:

    а) диагональ, б) точка, в) прямоугольник, г) хорда, д) линия.

11. Стихотворение: поэзия = былина:

    а) сказка, б) богатырь, в) лирика, г) эпос, д) драма.

12. Нагревание: расширение == сила упругости:

    а) пружина, б) взаимодействие, в) деформация, г) тело, д) вес.

13. Береза: дерево = рабовладельцы:

    а) рабы, б) рабовладельческий строй, в) класс, г) эксплуатация,  д) буржуазия.

14. Начало: конец = гармония:

    а) беспорядок, б) мораль, в) антоним, г) гротеск, д) понятие.

15. Число: дробь = состояние вещества:

    а) объем, б) молекула, в) железо, г) газ, д) температура.

16. Птицы: воробьиные = млекопитающее:

    а) кенгуру, б) лошадь, в) теленок, г) насекомое, д) грызуны.

17. Круг: окружность = шар:

    а) сфера, б) пространство, в) дуга, г) радиус, д) сегмент.

18. Слова: буква = предложение:

    а) союз, б) фраза, в) слово, г) запятая, д) тетрадь.

19. Феодализм: капитализм = капитализм:

    а) социализм, б) феодализм, в) капиталисты, г) общественный строй,  д) классы.

20. Повышение атмосферного давления: ясная погода = циклон:

    а) осадки, б) солнце, в) антициклон, г) погода, д) метеослужба.

21. Дыхание: углекислый газ = фотосинтез:

    а) воздух, б) кислород, в) хлорофилл, г) свет д) лист.

22. Пила: пилить = аккумулятор:

    а) включать, б) проводить, в) нагревать, г) превращать, д) накапливать

23. Человек: толпа = клетка:

    а) растение, б) плод, в) микроскоп, г) ядро, д) ткань.

24. Океан: глубина = климат:

    а) географическая долгота, б) влажность, в) растительность, г) местность,  д) рельеф.

25. Абсолютизм: демократия = товарно-денежные отношения:

    а) натуральное хозяйство, б) торговля, в) ремесло, г) товар,  д) промышленность.

Инструкция  к  набору  № 4.

Вам даны 5 слов, 4  из них объединены общим признаком. Пятое слово к ним не  подходит. Его надо найти и подчеркнуть. Лишним может быть только одно слово.

Например:

а) тарелка, б) чашка, в) стол, г) кастрюля, д) чайник.

 а, б, г, д – обозначают  посуду, в - мебель, поэтому оно подчеркнуто.

Следующий  пример:

а) идти; б) прыгать; в) танцевать; г) сидеть; д) бежать.

Четыре  слова  обозначают  состояние  движения, а  слово  «сидеть» - покоя. Поэтому  подчёркнуто  слово  «сидеть».

Набор  заданий  №  4.  Форма  Б.

1. а) запятая, б) точка, в) двоеточие, г) тире, д) союз.

2. а) глобус, б) меридиан, в) полюс, г) параллель, д) экватор.

3. а) морфология, б) синтаксис, в) пунктуация, г) орфография, д) терминология.

4. а) движение, б) инерция, в) вес, г) колебание, д) деформация.

5. а) круг, б) треугольник, в) трапеция, г) квадрат, д) прямоугольник.

6. а) картина, б) мозаика, в) икона, г) скульптура, д) фреска.

7. а) рабочий, б) крестьянин, в) раб, г) феодал, д) ремесленник.

8. а) легенда, б) драма, в) комедия, г) трагедия, д) пьеса.

9. а) аорта, б) пищевод, в) вена, г) сердце, д) артерия.

10. а) Канада, б) Бразилия, в) Вьетнам, г) Испания, д) Норвегия.

11. а) тело, б) площадь, в) объем, г) вес, д) скорость.

12. а) направление, б) курс, в) маршрут, г) азимут, д) компас.

13. а) корень, б) стебель, в) лист, г) тычинка, д) цветок.

14. а) землетрясение, б) цунами, в) стихия, г) ураган, д) смерч.

15. а) метафора, б) монолог, в) эпитет, г) аллегория, д) преувеличение"

16. а) товар, б) город, в) ярмарка, г) натуральное хозяйство, д) деньги.

17. а) цилиндр, б) куб, в) многоугольник, г) шар, д) деньги.

18. а) пословица, б) басня, в) поговорка, г) сказка, д) былина.

19. а) история, б) астрология, в) раздражимость, г) рост, д) сознание.

20. а) питание, б) дыхание, в) раздражимость, г) рост, д) сознание.

Инструкция  к  набору  заданий  № 5.

Вам предлагаются два слова. Нужно определить, что между ними общего.  Старайтесь в каждом случае найти наиболее существенные общие признаки  для  обоих  слов. Напишите  свой ответ рядом с предложенной парой слов.

Например:

Ель, сосна.

Правильным ответом будет: «ХВОЙНЫЕ ДЕРЕВЬЯ». Эти слова надо написать  рядом с предложенной парой слов.

Следующий  пример:

 Дождь, град – «ОСАДКИ».

Набор  заданий  № 5.  Форма  Б.

1. Европа, Австралия -

2. Жидкость, твердое тело -

3. Почки, желудок -

4. Деление, вычитание -

5. Лиссабон, Лондон -

6. Феодализм, социализм -

7. Hoc, глаз -

8. Алгебра, геометрия -

9. Сила тока, напряжение -

10. Предательство, трусость -

11. Государство, церковь -

12. Землетрясение, смерч -

13. Мастерская, мануфактура -

14. Водохранилище, арык -

15. Роман, рассказ -

16. Температура, атмосферное давление -

17. Реформа, революция -

18. Спора, семя -

19. Метафора, аллегория –

Инструкция  к  набору  заданий  №  6.

Предлагаем вам ряды чисел, расположенных по определенному правилу. Ваша  задача состоит в том, чтобы определить число, которое было бы продолжением  соответствующего ряда, и написать его. Каждый ряд построен по своему правилу. В  некоторых заданиях при нахождении правила построения ряда вам необходимо будет  пользоваться умножением, делением и другими математическими действиями.

Например:

2 4 6 8 10…

В этом ряду каждое последующее число на 2 больше предыдущего, поэтому  следующее число будет 12. Его нужно записать.

Следующий  пример:

9  7  10  8  11  9  12

В  этом  ряду  поочерёдно  отнимается  2  и  прибавляется  3.  Следующее  число  должно  быть  10. Его  вам  и  нужно  написать.

Набор  заданий  №  6.  Форма  Б.

1.        5            9           13            17           21           25...

2.        3            7             6             7              9             7...

3.        1            4             3             6              5             8...

4.        6            8           11           13            16           18...

5.        2            4             6           12            14           28...

6.        1            4             8           13            19           26...

7.      11          12           10           13              9           14...

8.    128          64           32           16              8             4...

9.        1            3             7           13            21            31...

10.  255        127           63           31            15              7...

11.      3            4             8           17            33            58...

12.    47          39           32           26            21            17...

13.    92          46           44           22            20            10...

14.  256          37           64           31            16            25…

15.      1            2             4             7            28            33…

Обработка  и  интерпретация  данных:

  1. Индивидуальные  показатели  по  каждому  набору  заданий (за  исключением  №5)  выводятся  путём  подсчёта  количества  правильно  выполненных  заданий. Пример:  если  испытуемый  А  в  наборе  № 3  правильно  решил  13  заданий, то  его  балл  по  этому  субтесту  будет  равен  13.
  2. Результаты  набора  заданий  № 5  оцениваются  в  зависимости  от  качества  обобщения  2  баллами, 1  баллом  и  0.  Оценку  2  балла  получают  обобщения, приведённые  в  таблице  правильных  ответов (возможны  синонимические  замены  понятий). Более  широкие, по  сравнению  с  приведёнными  в  таблице, категориальные  обобщения  оцениваются  в  1  балл.  Например, если  испытуемый  А  в  задании  2-А  дал  ответ  «наука», то  он  получает  оценку  1  балл.  Оценкой  в  1  балл  оцениваются  также  правильные, но  более  узкие, частные  обобщения, чем  те, которые  приведены  в  таблице. Например, ответ  в  задании  18 А  «литературные  направления».  Нулевую  оценку  получают  неправильные  ответы. Максимальное  количество  баллов, которое  может  получить  испытуемый  при  выполнении  этого  субтеста, равно  38.  эта  цифра  соответствует  100%  выполнения  пятого  набора  заданий.
  3. Индивидуальным  показателем  выполнения  теста  в  целом  является  сумма  баллов, полученных  при  сложении  результатов  решения  всех  наборов  заданий.
  4. Если  предполагается  сравнение  групп  испытуемых  между  собой, то  групповыми  показателями  по  каждому  набору  заданий  могут  служить  значения  среднего  арифметического.  Для  анализа  групповых  данных  относительно  их  близости  к  социально-психологическому  нормативу, условно  рассматриваемому  как  100%  выполнения  каждого  субтеста,  испытуемые  по  результатам  тестирования  подразделяются  на  5  подгрупп:
  1. наиболее  успешные – 10%  всех  испытуемых;
  2. близкие  к  успешным – 20%  всех  испытуемых;
  3. средние  по  успешности – 40%  всех  испытуемых
  4. малоуспешные – 20%  всех  испытуемых
  5. наименее  успешные – 10%  всех  испытуемых.

            Для  каждой  из  подгрупп  подсчитывается  средний  процент  правильно  выполненных  заданий. Строится  система  координат,        

            где  по  оси  абсцисс  идут  номера  групп, по  оси  ординат – процент  выполненных  каждой  группой  заданий. После  нанесения

            соответствующих  точек  вычерчивается  график, отражающий  приближение  подгрупп  к  социально-психологическому     нормативу.

  1. Качественный  анализ  тестовых  результатов (как  индивидуальных, так  и  групповых)  и  наиболее  трудные  типы  логических  связей  проводится  по  следующим  направлениям:

А.  Для  набора  заданий  3  выявляются :

 а) самый  отработанный (лёгкий)  и  наиболее  трудный  типы  логических  связей  из  следующих  заложенных  в  тест: вид – род, причина – следствие, часть – целое, противоположность, функциональные  связи;

б)  типичные  ошибки  при  установлении  логических  связей;

в)  наиболее  усвоенные  и  наименее  усвоенные  области  содержания  теста (литература, история, математика, физика, биология)  и  цикла  школьных  дисциплин (общественно-гуманитарный, естественно-научный, физико-математический).

Б.   Для  набора  4  устанавливаются:

а)  задания   какого  содержания  выполняются  лучше, а  какого  хуже;

б)  задания  какого  типа – с  конкретными  или  абстрактными  понятиями  выполняются  хуже, провоцируют  большее  количество  ошибок.

В.  В  наборе  5  выявляются:

а)  характер  типичных  обобщений (по  конкретному, видовому, категориальному  признакам);

б)  характер  типичных  ошибок  и  на  каких  понятиях (абстрактных  или  конкретных), а  также  на  каком  содержании  они  возникают.

Форма  А

Правильные  ответы

Наборы  заданий

№1

№2

№3

№4

№6

1.   б

2.   д

3.   в

4.   б

5.   в

6.   в

7.   г

8.   а

9.   а

10. б

11. в

12. б

13. г

14. г

15. а

16. в

17. г

18. д

19. а

20. д

1.   б

2.   б

3.   г

4.   а

5.   в

6.   г

7.   б

8.   г

9.   б

10. г

11. а

12. в

13. в

14. б

15. а

16. в

17. а

18. г

19. в

20. б

1.   г

2.   а

3.   д

4.   г

5.   б

6.   в

7.   б

8.   а

9.   в

10. д

11. г

12. д

13. б

14. д

15. в

16. а

17. д

18. г

19. а

20. г

21. б

22. а

23. в

24. б

25. в

1.   б

2.   а

3.   б

4.   г

5.  а

6.   в

7.   в

8.   б

9.   в

10. г

11. д

12. а

13. в

14. б

15. г

16. в

17. а

18. д

19. г

20 .б

1.    24

2.     3

3.    11

4.     7

5.    36

6.    24

7.    18

8.    64

9.    37

10.   49

11.   92

12.    4

         13.    5

14.    2

15.   4

Правильные  ответы. Набор  заданий  №5

  1. Устное  народное  творчество.
  2. Мельчайшие  частицы  вещества,  состав  веществ,  составные  части  вещества.
  3. Биология: наука  о  живой  природе.
  4. Изобразительное  искусство,  произведения  изобразительного  искусства.
  5. Части  света.
  6. Электрические  единицы  измерения.
  7. Органы  кровообращения,  кровообращение.
  8. Столицы.
  9. Общественный  строй,  строй,  социально-экономическая  формация.
  10. Положительные  черты  характера.
  11. Искусственные  водные  сооружения,  водные  сооружения.
  12. Результаты  математических  действий.
  13. Органические  вещества.
  14. Атмосферные явления,  климатические  (погодные)  явления.
  15. Агрегатное  состояние  вещества,  состояние  вещества.
  16. Культура.
  17. Стихийное  бедствие.
  18. Направление  в  искусстве,  художественный  стиль.
  19. Литературные  приёмы.

Форма  Б

Правильные  ответы

Наборы  заданий

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 6

  1. д
  2. в
  3. д
  4. а
  5. г
  6. б
  7. г
  8. в
  9. а
  10. д
  11. б
  12. а
  13. а
  14. г
  15. в
  16. г
  17. б
  18. в
  19. б
  20. д
  1. г
  2. б
  3. а
  4. б
  5. г
  6. в
  7. г
  8. в
  9. а
  10. б
  11. г
  12. б
  13. б
  14. а
  15. а
  16. а
  17. в
  18. в
  19. г
  20. а

  1. в
  2. б
  3. б
  4. д
  5. б
  6. г
  7. г
  8. д
  9. г
  10. в
  11. г
  12. в
  13. в
  14. а
  15. г
  16. д
  17. а
  18. в
  19. а
  20. а
  21. б
  22. д
  23. д
  24. б
  25. а

  1. д
  2. а
  3. д
  4. в
  5. а
  6. г
  7. г
  8. а
  9. б
  10. в
  11. а
  12. д
  13. г
  14. в
  15. б
  16. г
  17. в
  18. б
  19. б
  20. д

  1. 29
  2. 12
  3. 7
  4. 21
  5. 30
  6. 34
  7. 8
  8. 2
  9. 43
  10. 3
  11. 94
  12. 14
  13. 8
  14. 4
  15. 198

Правильные  ответы. Набор  заданий № 5.

№  задания

Оценки, баллы

2

1

0

1.

Части  света

Материки, континенты

Страны, Восточное  полушарие

2.

Состояние  вещества

Вещества, состояние

Числа, физика

3.

Внутренние  органы

Органы, части  органов

Человек, части  тела

4.

Математические  действия

Действия, арифметические  действия

Уменьшение, математика

5.

Столицы

Города

Страны,  Острова

6.

Социальный  строй, общественно-экономическая  формация, строй

Эпохи  развития  государства

Классы

7.

Органы  чувств

Органы, органы  головы

Описание  лица, лицо

8.

Разделы  математики, математические  науки, математика

Науки, школьные  предметы

Школа

9.

Характеристики  электрического  тока

Физические  величины, электричество

Физика, зависят  одно  от  другого

10.

Отрицательные  черты  характера

Черты  человека, черты  характера, характер

Измена, вред, чувства

11.

Средства  угнетения, орудия  угнетения

Власть, управление

Религия, отделены  друг  от  друга

12.

Стихийное  бедствие

Стихия, бедствие, природные  явления

Разрушение, смерть

13.

Ручное  производство, способы  производства  с  ручным  трудом

Производство, предприятие

Завод, фабрика

14.

Искусственные  водные  сооружения, водные  сооружения

Хранилища  воды, водоснабжение

Вода, канал

15.

Проза, прозаические  произведения

Литература, литературные  произведения

Сказание, повесть

16.

Характеристики  погоды

Погода, явления  погоды

Прогноз, циклон

17.

Социальные  изменения, социальные  преобразования

Изменение, обновление, переворот

Исправление, событие, история

18.

Способы  размножения

Размножение, растение

Зерновые  культуры, семена

19.

Литературные  приёмы

Литературные  термины, литература

Предположение, иносказание

Качественный  анализ  субтестов

   Субтест  1. Осведомлённость.

   Отнесённость  заданий  к  разным  областям  знаний:

Общественно-политическая - №№ 2, 4, 7, 13, 17, 18, 20.

Научно-культурная - №№ 1, 3, 5, 6, 8, 9, 11, 12, 14, 15, 16, 19.

   Субтест  2. Осведомлённость.   

   Отнесённость  заданий  к  разным  областям  знаний:

Общественно-политическая - №№ 2, 3, 9, 11, 13, 14, 15.

Научно-культурная - №№ 1, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 16, 17, 18, 19, 20.

   Субтест  3.  Аналогия.

   Отнесённость  заданий  к  разным  школьным  предметам:

Литература, русский  язык - №№ 3, 7, 11, 14, 18.

Математика, физика – №№ 1, 8, 10, 12, 15, 17, 22.

История - №№ 2, 9, 13, 19, 25.

Биология - №№ 5, 16, 21, 23.

География - №№ 4, 6, 19, 24.

   Отнесённость  заданий  к  разным  типам  логических  связей:

Род – вид - №№ 4, 11, 13, 15, 16.

Часть – целое - №№ 10, 18, 23.

Причина – следствие - №№ 9, 12, 20, 21.

Противоположность – №№ 1, 6, 14, 25.

Порядок  следования - № 19.

Рядоположенность – № 2.

Функциональные  отношения - №№ 3, 5, 7, 8, 17, 22, 24.

   Субтест 4. Классификация.

   Отнесённость  заданий  к  разным  школьным  предметам:

Литература, русский  язык - №№ 1, 3, 8, 15, 19.

Математика, физика - №№ 4, 5, 11, 18.

История - №№ 6, 7, 16, 20.

Биология - №№ 9, 13, 21.

География - №№ 2, 10, 12, 14.

Задания  с  абстрактными  понятиями - №№ 3, 4, 8, 15, 20, 21.

Смешанные  задания - №№ 2, 11, 12, 14, 16.

Задания  с  конкретными  понятиями - №№ 1, 5, 6, 7, 9, 10, 13, 18, 19.

   Субтест 5. Обобщение.  

   Отнесённость  заданий  к  разным  школьным  предметам:

Литература, русский  язык - №№ 10, 15, 19.

Математика, физика - №№ 2, 4, 8, 9.

История - №№ 6, 11, 13, 17.

Биология - №№ 3, 7, 18.

География - №№ 1, 5, 12, 14, 16.

Средние  значения  интеллектуальных  показателей  в  группах  подростков  11 – 14  лет (получены Ж. Балакшиной).

Субтест

Возраст

11  лет

12  лет

13  лет

14  лет

I

II

III
IV

V

VI

23, 06

23,35

30,64

40,53

18,05

28,93

28,07

27,64

40,67

47,98

22,80

34,46

50,30

55,30

50,27

54,18

35,25

51,25

52,65

56,13

50,78

54,79

29,68

47,31



Предварительный просмотр:

Методика оценки общей одаренности


Общая характеристика. Методика разработана Савенковым А.И. и адресована родителям (может также применяться педагогами). Ее задача - оценка общей одаренности ребенка его родителями.

Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов (психологов и педагогов).

Инструкция

Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей.

Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

5 - оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;

4 - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко;

3 - оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

2 - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;
1 - четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;
0 - сведений для оценки данного качества нет (не имею).

Любознательность (познавательная потребность). Жажду интеллектуальной стимуляции и новизны обычно называют любознательностью. Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного.
Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской активности (желание разбирать игрушки, исследовать строение предметов, растений, поведение людей, животных и др.).
Сверхчувствительность к проблемам. «Познание начинается с удивления тому, что обыденно» (Платон). Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают, - важная характеристика творчески мыслящего человека. Она проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы.

Способность к прогнозированию - способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления.

Выявляется не только при решении учебных задач, но и распространяется на самые разнообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования последствий, не отдаленных во времени относительно элементарных событий, до возможностей прогноза развития социальных явлений.

Словарный запас. Большой словарный запас - результат и критерий развития умственных способностей ребенка.

Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении (стремлении) строить сложные синтаксические конструкции, в характерном для одаренных детей придумывании новых слов для обозначения новых, введенных ими понятий или воображаемых событий.

Способность к оценке - прежде всего результат критического мышления. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей.
Проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки людей, события и явления.

Изобретательность - способность находить оригинальные, неожиданные решения в поведении и различных видах деятельности.

Проявляется в поведении ребенка, в играх и самых разных видах деятельности.

Способность рассуждать и мыслить логически - способность к анализу, синтезу, классификации явлений и событий, процессов, умение стройно излагать свои мысли.
Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать собственные суждения.
Настойчивость (целеустремленность) - способность и стремление упорно двигаться к намеченной цели, умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности, несмотря на наличие помех.

Проявляется в поведении и во всех видах деятельности ребенка.

Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм) - стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям.

Проявляется в том, что ребенок не успокаивается до тех пор, пока не доведет свою работу до самого высокого уровня.

Обработка результатов

Отметки внесите в таблицу. Естественно, что результат будет более объективен, если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка.

Поставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, вычисленные по результатам оценок нескольких взрослых) отложим на графике. 1

Идеальный результат – правильный девятиугольник. Но у реального ребенка при объективной оценке обычно получается «звездочка» сложной конфигурации. Этот график дает наглядное представление о том, в каком направлении нам следует вести дальнейшую воспитательную работу.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ТЕСТ-АНКЕТА АМЕРИКАНСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ (Ф. ТАТЛ И Л. БЕККЕР)

На каждый вопрос необходимо отвечать «да» или «нет». Авторы советуют изолированно провести анкетирование с двумя родителями.

1.Мой ребенок живой, инициативный, подвижный.

2.Его интересы и увлечения достаточно постоянны.

3.Его заинтересованность уравновешенная.

4.В сравнении со сверстниками проявляет интерес (активно выраженный) к искусству, литературе, спорту, природе, моделированию, технике (подчеркнуть или дописать).

5.Имеет не больше двух друзей (постоянных), причем старше себя.

6.Его интересует все загадочное, таинственное и даже совсем непонятное.

7.Любит много спрашивать, настойчив в достижении подробных ответов.

8.Речь ребенка развита. Он имеет большой запас слов, хорошо использует его.

9.Преимущественно старается найти самостоятельное решение в различных ситуациях.

10.Не успокаивается поверхностными пояснениями и такими же ответами на свои вопросы.

11.Старается придерживаться личного взгляда на те или другие действия, явления, не взирая ни на какие обстоятельства или обещания.

12.Обязательно (всегда) реагирует на все новое.

13.Начатое дело всегда старается довести до конца.

14.В общении отстаивает личное мнение, не хочет признавать общепринятые взгляды.

15.В непредвиденных и сложных ситуациях берет на себя роль лидера.

16.Имеет заметную склонность к какому-нибудь виду деятельности или предмету (группе предметов: игрушкам, книжкам и пр.).

17.Настойчивый, упрямый, решительный в достижении желанной цели.

18.Проявляет неприкрытую потребность в поддержке взрослых.

19.Легко находит и всегда имеет достаточно много друзей.

20.Задает много вопросов, преимущественно из круга своих интересов.

21.Для посторонних кажется старше своих лет.

22.Нередко проявляет черты эгоизма и даже беспричинной агрессии.

23.Знает себе цену (в рамках возрастных особенностей).

24.Легко ли и часто отвлекается и оставляет начатое дело (занятия, игру).

25.Почти одинаково интересуется гуманитарными и техническими вопросами.

ИТОГ: Если на вопросы 1, 6, 18, 24 вы ответили «да», ваш ребенок в основном способный. При условии негативных ответов на вопросы 18, 24 запишите ответы на вопросы 2, 3, 7, 10, 11, 13, 16, 17, 19, 20, 22. Если везде будет «да», есть серьезные основания предполагать, что ребенок по-настоящему одаренный. Если на остальные вопросы – 4, 5, 8, 9, 14, 15, 21, 23, 25 – ответы положительные, это может свидетельствовать о наличии яркой одаренности, даже таланта.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2 форма «Результативность профессиональной деятельности по выявлению и развитию у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности»

1. Результаты участия обучающихся в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, научно-исследовательской, научно-практической и проектной деятельности (п. 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5)...

Аттестация 2020. Форма №2. Результативность профессиональной деятельности по выявлению и развитию у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности

quot;Результативность профессиональной деятельности по выявлению и развитию у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности"...