Программа дополнительного образования по развитию эмоциональной сферы у дошкольников (4-6 лет) "ЗНАЙКА"
рабочая программа на тему

Ляхова Наталья Николаевна

Цель данной подпрограммы: развитие эмоциональной сферы у детей  дошкольного возраста (4 - 6 лет).

 Задачи:

-познакомить детей с основными эмоциями;

-способствовать осознанию своих эмоций;

-формировать умение понимать эмоции других людей;

-развивать способность выражать эмоции вербально и невербально;

-формировать умение выражать свои негативные эмоции социально приемлемыми способами;

-обучать приемам регуляции и саморегуляции.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podprogramma.docx44.88 КБ

Предварительный просмотр:

Смоленское областное государственное бюджетное учреждение «Демидовский социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних «Исток»

216240, Смоленская область, Демидовский район, д. Титовщина,

т./факс 8 (48147) 24120, 22137

   «Рассмотрено»  на заседании МС                                    «Утверждаю»

   Протокол № 8 от 14.11.2016 г.                                          Директор СОГБУ СРЦН «Исток»

   Председатель МС  Мищенкова Н.А.                                Степанова Е.В.

   ______________________________                                  ____________________________

Программа дополнительного образования по развитию эмоциональной сферы у дошкольников (4-6 лет)

«ЗНАЙКА»

                 

                                                        Составитель: Ляхова Н.Н.

                                                      (педагог – психолог)

Демидов

2015

Подпрограмма

  «Развитие эмоциональной сферы»

Пояснительная записка

Сегодня, как никогда, широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения, и признается значимость эмоционального развития личности в период дошкольного детства.       Пожалуй, самыми ценными человеческими качествами во все времена и во всех культурах считаются доброта и отзывчивость. Способность поделиться, помочь, уступить, разделить чужую радость и беду – это те  качества, которые все реже встречаются у детей.         Психологическую основу эмоциональной отзывчивости дошкольника составляет складывающаяся в общении и совместной деятельности определенная готовность субъекта чувствовать, переживать, действовать так, как если бы этим другим являлся он сам.

Известно, что детские эмоции характеризуются импульсивностью и лишь со временем перерастают в более устойчивые привязанности, симпатии и антипатии, на основе которых с годами складываются такие чувства, как дружба, взаимопонимание, сочувствие и т.д. В наше время, когда развито телевидение, а воспитательные и образовательные процессы компьютеризированны, задача развития у ребенка социальных эмоций (сопереживания, сочувствия, содействия) приобретает особую актуальность.

Действительно, эмоции помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации, участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей. Они влияют на будущее поведение человека, способствуют социальному и нравственному развитию (Г.М.Бреслав, А.В.Запорожец, А.Д.Кошелева,  И.О.Карелина,  А.Николаева).

В практике современного дошкольного образования, несмотря на наличие методических пособий по эмоционально-нравственному воспитанию (Буре Р.С., Иванова Г.П., Смирнова Е.О., Холмогорова В. и других), развитие у детей эмоциональной ориентации на сверстника осуществляется эпизодически.        

Современные дети живут в эпоху, полную противоречий, насыщенную информацией, постоянными переменами, быстротечностью событий. Живое общение со взрослыми или другими детьми постепенно заменяется для них просмотром телевизионных передач, фильмов, компьютерными играми. Поведение ребенка часто повторяет увиденное на экране. При этом у него не хватает запасов физического, психического здоровья, чтобы справляться с такими нагрузками. Дети становятся импульсивными, им трудно контролировать свои эмоции, понимать собственные переживания и чувства других людей. А без этого невозможно становление гармонично развитой личности.

Академик В.М. Бехтерев подчеркивал необходимость приобретения навыков в трех взаимосвязанных сферах: чувств, ума и воли. Без хотя бы одного из данных компонентов не сформируется основа для творчества и дальнейшего развития личности. Поэтому проведение целенаправленной работы с детьми по развитию их эмоционального мира так же необходимо, как развитие познавательной сферы и морально-волевых качеств ребенка. 

В данном возрасте ребенок уже может подчинять свои желания требованиям коллектива, поэтому несколько занятий в данной программе посвящены этикету.

На занятиях воспитанники проживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников.

Ценность таких занятий заключается в следующем:

- у воспитанников расширяется круг понимаемых эмоций;

- они начинают глубже понимать себя и других;

- у них чаще наблюдается эмпатийные проявления по отношению к окружающим.

Содержание и структура подпрограммы соответствуют «Требованиям к оформлению и содержанию образовательных программ дополнительного образования детей» и ФГОС.

Подпрограмму отличает комплексный характер решаемых задач, последовательность в продвижении от базовых процессов (простейшие способы релаксации и активизации, регуляция двигательной активности) к более «сложным» (называние и регулирование своих эмоциональных состояний, эффективное взаимодействие), разнообразие используемых технологий. В ней активно используются игро- и арт-терапевтические техники, как известные, так и авторские.

Концептуальная основа программы

Содержание подпрограммы строится на идеях развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон ближайшего развития (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин). Рефлексивно-деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту. В своей работе я придерживалась идеи некритичного гуманного отношения к внутреннему миру каждого ребенка (К. Роджерс).

Принцип личностно-ориентированного подхода (Г. А. Цукерман, Ш. А. Амонашвили) предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.

          Цель данной подпрограммы: развитие эмоциональной сферы у детей  дошкольного возраста (4 - 6 лет).

          Задачи:

-познакомить детей с основными эмоциями;

-способствовать осознанию своих эмоций;

-формировать умение понимать эмоции других людей;

-развивать способность выражать эмоции вербально и невербально;

-формировать умение выражать свои негативные эмоции социально приемлемыми способами;

-обучать приемам регуляции и саморегуляции.

          Организация занятий

         Подпрограмма «Развитие эмоциональной сферы» состоит из 48 занятий  

(2 занятия – диагностика).

Занятия проводятся два раза в неделю в течение 6 месяцев по  25 - 30 минут.

          Оснащение занятий

- Аудиовидеотека;

- фонотека и фильмотека;

- настольно-печатные игры;

- предметные игрушки;

- доска;

- цветные мелки;

- пластилин;

- краски, карандаши, фломастеры;

- писчая и цветная бумага;

- строительный материал;

- ковер.

         Принципы проведения занятий

- Системность подачи материала;

- наглядность обучения;

- цикличность построения занятия;

- доступность;

-проблемность;

- развивающий и воспитательный характер учебного материала.

         Каждое занятие содержит в себе следующие этапы

  1. Организационный этап

- Создание эмоционального настроя в группе;

- упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.

  1. Мотивационный этап

- Сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий;

- выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме.

  1. Практический этап

- Подача новой информации на основе имеющихся данных;

- отработка полученных навыков на практике.

  1. Рефлексивный этап

- Обобщение полученных знаний;

- подведение итогов занятия.

         Условия реализации программы

-  Систематическое проведение занятий;

-  создание условий для самостоятельной деятельности детей;

-  сотрудничество педагога – психолога с семьёй.

         Формы проведения занятий

- Занятия в малой группе;
- индивидуальные занятия.

        Основная форма организации образовательной деятельности - игровая, которая обеспечивает устойчивость произвольного внимания и поддержание познавательного интереса на протяжении всей деятельности, даёт возможность каждому ребёнку участвовать в процессе выполнения заданий.

         Используемые методы

- Психогимнастика (мимические и пантомимические этюды);

- релаксационные методы;

- коммуникативные игры и упражнения;

- психомышечная тренировка;

- игровые методы;

- арт – терапия (свободное и тематическое рисование).

         Мониторинг программы проводится по методикам

1) Методика Л.П. Стрелковой, в которой выделены следующие параметры:

 -адекватная реакция на различные явления окружающей среды;

 -дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей;

-широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживания, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане;

-адекватные проявления эмоционального состояния в коммуникативной сфере.

2) (Г. А. Урунтаева и Ю. А. Афонькина).

3) Тест тревожности Р.Темлл, М.Дорки, В. Амен.

4) Страхи в домиках М. Памфиловой.

5) Анкета «Агрессивность».

          Ожидаемые результаты

1. Позитивное психоэмоциональное состояние ребенка.

2. Контактность ребенка, адаптивность в группе сверстников.

3. Зрелое (соответствующее возрасту) поведение в социальных контактах и деятельности.

4. Знание детей основных эмоций (радость, страх, гнев, грусть, удивление, отвращение, вина, стыд, презрение).

5. Представление детей о способах выражения собственных эмоциональных состояниях.

6. Умение графически изображать заданную эмоцию.

7. Умение использовать мимику и пантомимику для передачи своих эмоций.

8. Понимание детьми эмоциональных состояний своих и окружающих людей.

         Программа основана на практическом материале педагогов – психологов: С.И. Семенака, Н.Ю.Куражевой , Н.В. Вараевой, А.С. Тузаевой, И.А. Козловой.

          Занятия дополнены и переработаны для детей, находящихся в условиях социально – реабилитационного центра.

Учебно – тематический план

№ п/п

Тема

Количество занятий

Часы (мин)

Теория

Практика

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42

43.

44.

45.

46.

47.

48.

«Знакомство»

«Наша группа. Что мы умеем»

«Правила поведения на занятиях»

«Страна «ПСИХОЛОГиЯ»»

«Наши чувства»

«Радость - 1»

«Радость – 2»

«В гостях у грусти 1»

«В гостях у грусти -2»

«Гнев - 1»

«Гнев 2»

«Удивление»

«Гнев, удивление»

«Защитники отечества»

«Интерес»

«Гордость»

«Испуг»

«Я не боюсь»

«Мамины помощники»

«В гостях у обиды»

«Учим справляться с чувством обиды»

«Зачем человеку чувство стыда?»

«Учимся честно говорить о проступке»

«Почему трудно признать свою вину?»

«Спокойствие»

«Детские жалобы»

«Пренебрежение. Отвращение»

«Учим справляться с чувством протеста»

«Всегда ли мы поступаем правильно?»

«Можно ли справиться со злом?»

«Словарик эмоций»

«Как научиться владеть своими чувствами»

«Страна Вообразилия»

«В гостях у сказки»

«Этикет. Внешний вид»

«Общественный этикет»

«Столовый этикет»

«Подарочный этикет»

«Гостевой этикет»

«Волшебные средства понимания»

«Я и моя семья»

«Я и мои друзья»

«Я и мое имя»

«Кто такой «Я»? Черты характера»

«Я особенный»

«Страна Сказок»

«Итоговая диагностика»

«Итоговая диагностика»

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20

Итого

48

4ч.00ми.

15ч.20мин.




Тематическое планирование занятий для детей 4 – 6 лет

по дополнительному образованию

«Развитие эмоциональной сферы»

Январь

Название занятия

Цель

Материалы

1

Знакомство

Познакомить детей друг с другом, сплотить группу. Развивать невербальное и вербальное общение. Снять телесное и эмоциональное напряжение.

Игрушка Петрушка, клубок ниток, «волшебная» палочка», карандаши, бумага, изображение поляны, музыкальное сопровождение.

2

Наша группа. Что мы умеем.

Продолжать знакомить детей друг с другом, делать группу сплочённой, обогащать знания детей друг о друге. Способствовать осознанию ребёнком своих положительных качеств; совершенствовать умение выступать перед группой. Развивать вербальное и невербальное общение. Формировать отношения доверия, умение сотрудничать. Снять телесное и эмоциональное напряжение. Развивать внимание, память, мышление, воображение. Развивать мелкую и общую моторику. Развивать навыки самосознания.

Игрушка Петрушка, магнитофон, разрезанные картинки, 2 картинки для игры «Найди 10 отличий», указка, игрушки (кегли), карандаши, бумага, платок.

3

Правила поведения на занятиях

Познакомить детей с правилами поведения группе. Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения. Развивать внимание, память, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Развивать мелкую и общую моторику. Снятие эмоционального и телесного напряжения.

Игрушка Петрушка, шкатулка, нарисованные ключи, письмо от Феи, магнитофон, карандаши, рабочие тетради, мяч, картинки со схематическими изображением правил.

4

Страна «ПСИХОЛОГиЯ»

Познакомить детей друг с другом, сплотить группу. Развивать невербальное и вербальное общение. Снять телесное и эмоциональное напряжение.

Игрушка Петрушка, карта страны «ПСИХОЛОГиЯ», смайлики, рабочие тетради, цветные карандаши, демонстрационный материал к заданию «Раскрась коврик», настольно-печатная игра «Театр настроения», 3 пары следов.

5

Наши чувства

Познакомить детей с разными чувствами и состояниями. Развивать умение соотносить цветовую гамму с образом.

Пиктограммы: радость, огорчение, страх, гнев, удивление, стыд.

6

Радость -1

Познакомить детей с чувством радости. Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию. Формирование навыков адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок.(Ребёнок имеет право на любую эмоцию, которая помогает ему обогатить собственный жизненный опыт.) учить детей выражать чувство радости в рисунке.

Магнитофон, аудиозаписи К. Орф «Осень. Гномы»,               Д. Христов «Золотые капельки», сюжетные картины «Радость», муляжи и карточки с изображением разных ягод, радостных и грустных сказочных персонажей и животных цветные карандаши.

7

Радость -2

Продолжать знакомить с эмоцией радость, закрепить полученные навыки, умения на предыдущем занятии.

Цветная бумага, клей.

8

В гостях у грусти -1

Познакомить детей с эмоцией грусть, научить детей отличать эмоцию грусть от других эмоций.

Карточки с изображением эмоций. цветной картон, пластилин.

Февраль

Название занятия

Цель

Материалы

9

В гостях у грусти -2

Продолжать знакомить детей с эмоцией грусть, закрепить полученные навыки, умения на предыдущем занятии.

Музыкальное сопровождение, картинки с заданиями.

10

Гнев-1

Познакомить детей с чувством гнева. Обучение различению эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок. (Ребёнок имеет право на любую эмоцию, которая помогает ему обогатить собственный жизненный опыт.) Учить детей выражать чувство гнева в рисунке.

Аудиозаписи музыки    Е. Ботлярова «Драчун» и      В. Гаврилина «Крот и червяк», сюжетная картина «Гнев», персонажи Веселинка, Грустинка. Злинка, игрушки бибабо, белочка и зайчик, мишень, большая картонная труба наполненная поролоном для погашения звука, два воздушных шарика, мыльные пузыри, мешочек с фасолью или горохом (для каждого ребёнка), набор цветных карандашей.

11

Гнев-2

Продолжать знакомить детей с эмоцией гнев, закрепить полученные навыки, умения на предыдущем занятии.

Аудиозапись музыки из серии «Наедине с природой», сюжетная картина «Гнев».

12

Удивление

Познакомить детей с чувством удивления. Обучить различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию. Формировать навыки адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок. Учить детей выражать чувство удивления на рисунке.

Аудиозапись музыки из серии «Наедине с природой», сюжетная картина «Удивление», коробочки с веществами и предметами, обладающими выраженным запахом, цветные карандаши персонаж Удивлинка.

13

Гнев. Удивление

Стимулировать детей к выполнению заданий по выражению эмоций гнева и удивления для закрепления полученных знаний и расширения представления об эмоциях, предлагая их сравнить.

Альбомные листы, фломастеры по количеству детей.

14

Защитники отечества

Воспитывать любовь и уважение к отцу, дедушке, дяде. Продолжать знакомить детей с праздником 23 февраля. Расширить и уточнить словарь детей по теме «Мужские профессии»

Картинки с изображением транспорта, геометрические фигуры, цветные карточки, обруч, мяч, музыкальное сопровождение, простые и цветные карандаши.

15

Интерес

Учить детей изображать и определять состояние «Интерес».

Аудиозапись музыки из серии «Наедине с природой».

16

Гордость

Учить детей изображать и определять эмоцию «гордость», устранить страхи, сплотить группу.

Аудиозапись музыки из серии «Наедине с природой».

Март

Название занятия

Цель

Материалы

17

Испуг

Познакомить детей с эмоцией испуг. Учить детей узнавать эмоцию «испуг» по его проявлениям. Развивать умение справляться с чувством страха. Учить детей выражать чувство страха в рисунке.

Магнитофон, аудиозапись музыки Э.Грига «Шествие гномов» или «В пещере горного короля» и музыки Ф. Бургмюллера «Баллада», аудиокассеты из серии «Звуки. Глосса. Шумы окружающего мира», «Транспорт. Боевые действия.», картина «страх», набор цветных карандашей и рабочие тетради, персонаж Пуглинка.

18

Я не боюсь

Продолжать знакомить детей с эмоцией «страх», научить детей отличать эмоцию страх от других эмоций.

Аудиозапись музыки из серии «Наедине с природой», альбомные листы, простой и цветные карандаши.

19

Мамины помощники

Воспитывать любовь и уважение к маме, бабушке, тёте. Расширить и уточнить словарь детей по теме «Женские профессии».

Музыкальное сопровождение, картинки с изображением комнаты, в которой есть предметы одежды, обуви, посуды, бланки с заданиями, простые и цветные карандаши, заготовка «Мамино солнышко».

20

В гостях у обиды

Познакомить детей с эмоцией «обида», научить детей отличать эмоцию обида от других эмоций.

Аудиозапись музыки из серии «Наедине с природой», альбомные листы, простой и цветные карандаши.

21

Учим справляться с чувством обиды

Помочь детям осознать чувство обиды и действия, связанные с ним. Формировать адекватную оценку негативных поступков, связанных с проявлением чувства обиды.

Аудиозапись музыки из серии «Наедине с природой», альбомные листы, простой и цветные карандаши.

22

Зачем человеку чувство стыда?

Продолжать обучение детей осознанию травмирующих факторов с целью понижения их значимости. Знакомить со способами релаксации для снятия напряжения.

Аудиозапись музыки из серии «Наедине с природой», альбомные листы, простой и цветные карандаши.

23

Учимся честно говорить о проступке

Развивать волевую саморегуляцию поведения, эмоциональную честность. Продолжать обучать релаксации.

Аудиозапись музыки из серии «наедине с природой», альбомные листы, простой и цветные карандаши.

24

Почему трудно признать свою вину?

Помочь детям осознать чувства страха, вины и действия, которые могут быть связаны с ними. Расширить представления детей о последствиях защитной реакции – перекладывания своей вины на других. Обучить способам снятия напряжения.

Аудиозапись музыки из серии «Наедине с природой», альбомные листы, простой и цветные карандаши. Стихотворение А. Кушнер «Кто разбил большую вазу?»

Апрель

Название занятия

Цель

Материалы

25

Спокойствие

Познакомить детей с чувством спокойствия. Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию. Формирование навыков адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок. Снятие эмоционального напряжения.

Магнитофон, аудиозапись музыки П. Чайковского «Сладкая греза» №21, магнитная доска, сюжетная картинка «Отдых», пиктограмма «Спокойствие», набор цветных карандашей и рабочие тетради, игрушки из кукольного театра.

26

Детские жалобы

Способствовать осознанию ребёнком сути проблемы. Формировать стремление к самостоятельному решению затруднительных ситуаций, в которых ребёнок испытывает дискомфорт.

Рисунок с изображением плачущей девочки, аудиозапись музыки из серии «Наедине с природой», альбомные листы, простой и цветные карандаши.

27

Пренебрежение

Отвращение

Учить распознавать и изображать эмоцию «отвращение», развивать выразительность движений.

Аудиозапись музыки из серии «Наедине с природой».

28

Учим справляться с чувством протеста

Осознавать протест как механизм защиты. Корригировать подсознательную защиту детей за счёт снижения значимости неудачных поступков и действий: «Не очень – то и хотелось.

Аудиозапись музыки из серии «Наедине с природой», иллюстрация с изображением грустного мальчика.

29

Всегда ли мы поступаем правильно?

Формировать осознание последствий реакции замещения в конфликтах или напряжённых ситуациях на примере нейтрализации подсознательной защиты с помощью значимости травмирующего фактора: Теперь я смотрю на это по – другому»

Рассказ В. Осеевой «Кто всех глупее», альбомные листы, краски.

30

Можно ли справиться со злом?

Формировать осознание последствий агрессивных способов защиты. Обучить способам снятия напряжения. Воспитать внимательное и доброжелательное отношение к окружающим людям.

Рассказ Э.Шим «Не смей!»

31

Словарик эмоций

Закрепление и обобщение знаний о чувствах радости, грусти, гнева, удивления, испуга, спокойствия. Развитие способности понимать и выражать эмоциональное состояние другого человека. Обогащение и активизация словаря детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроение, их оттенки.

Магнитная доска, сюжетная картинка «Беспорядок», пиктограммы: «Радость», «Грусть», «Гнев», «Удивление», «Спокойствие» для каждого участника, «кубик настроения», набор цветных карандашей и рабочие тетради, диск «Сказки для самых маленьких. Чижик-пыжик».

32

Как научиться владеть своими чувствами

Развивать у детей выразительные движения. Учить владеть своими чувствами и устранять конфликты.

Аудиозапись музыки из серии «Наедине с природой».

Май

Название занятия

Цель

Материалы

Название занятия

Цель

Материалы

33

Страна Вообразилия

Развивать фантазию и воображение при сравнительном восприятии музыкальных и поэтических произведений. Развивать невербальное и вербальное общение. Формировать интерес к творческим играм.

Зашифрованное послание, игрушка-кукла жителя Вообразилкина, камешки различной формы и цвета, карандаши, мелки, фломастеры, магнитофон, пьесы П.И. Чайковского «Сладкая греза» и А. Лядова «Баба Яга», карточки с изображением «несуществующих» животных, рабочие тетради.

34

В гостях у сказки

Развивать воображение, память, пантомимическую и речевую выразительность. Закрепить знание содержания сказок. Развивать творческое мышление.

Иллюстрации сказочных персонажей: Элли, Страшила, Дровосек, Лев, Буратино, Дед из сказки «Репка», карандаши, рабочие тетради, мячик, магнитофон.

35

Этикет. Внешний вид

Познакомить детей с правилами личной гигиены. Сформировать представления о внешнем виде культурного и опрятного человека и желание выполнять правила личной гигиены. Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения. Развивать логические операции посредствам речевого общения: внимание (концентрацию, переключение), память. Воспитывать у детей нравственные качества и чувства.

Игрушка кот, картонные ботинки для шнуровки, раздаточный материал для каждого ребёнка, наложенные контуры одежды, тени одежды и обуви, магнитофон, цветные карандаши, рабочие тетради.

36

Общественный этикет

Познакомить детей с общественным этикетом. Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения. Развивать слуховое и зрительное  внимание (устойчивость, распределение), слуховую память, мышление, тонкую и общую моторику. Воспитывать у детей нравственные качества и чувства. Формировать навыки культурного, этически грамотного поведения. Развитие самосознания и навыков саморегуляции.

Игрушки для сценок, лото «Пассажирский транспорт», простые и цветные карандаши, рабочие тетради, памятки.

37

Столовый этикет

Познакомить детей со столовым этикетом. Сформировать представления о культуре поведения за столом и желание следовать столовому этикету. Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения. Развивать логические операции посредствам речевого общения. Развивать внимание (концентрацию, переключение), память. Воспитывать у детей нравственные качества и чувства. Формировать навыки культурного, этически грамотного поведения.

Сюжетные картинки с изображением правил поведения за столом, картинки с изображением съедобного и несъедобного, набор пластиковой посуды для каждого ребёнка, цветные карандаши, рабочие тетради, музыкальное сопровождение.

38

Подарочный этикет

Познакомить детей с подарочным этикетом. Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения. Развивать слуховое и зрительное внимание (устойчивость), зрительную память, мышление (умозаключения, обобщения), воображение, тонкую и общую моторику. Воспитывать у детей нравственные качества и чувства. Формировать навыки культурного, этически грамотного поведения. Развивать навыки самосознания и саморегуляции.

Сюжетные картинки с изображением правил подарочного этикета, музыка с разными настроениями, рабочие тетради, цветные карандаши, задание «Разложи подарки».

39

Гостевой этикет

Познакомить детей с гостевым этикетом. Закрепить представления о культуре внешнего вида и навыки правильного поведения за столом. Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого общения. Развивать слуховое и зрительное внимание (устойчивость), слуховую память, мышление, тонкую и общую моторику. Воспитывать у детей нравственные качества и чувства. Формировать навыки культурного, этически грамотного поведения. Развивать навыки самосознания и саморегуляции.

Сюжетные картинки с изображением правил гостевого этикета, картинки с изображением времени дня, цветные карандаши, рабочие тетради, памятки с правилами.

40

Волшебные средства понимания

Сплотить группу. Развивать вербальное и невербальное общение. Формировать отношения доверия, умение сотрудничать

Магнитофон, разрезные картинки с изображением животных, мяч, мел, доска, пустой, тканевый мешочек, карандаши, рабочие тетради.

Июнь

Название занятия

Цель

Материалы

Название занятия

Цель

Материалы

41

Я и моя семья

Воспитывать любовь и уважение к семье. Расширить представление детей о семье, об обязанностях членов семьи. Развить слуховое и зрительное внимание, зрительную память, мышление, речь, воображение, общую и мелкую моторику, зрительно-двигательную координацию. Развивать вербальное и невербальное общение, умение действовать по правилам.

Альбомы с семейными фотографиями, музыкальное сопровождение, картинка с изображением членов семьи, мяч, цветные карандаши, рабочие тетради, рисунки с изображением заячьей семьи, заготовки бланков для родителей, «строительный» материал.

42

Я и мои друзья

Расширить и углубить представления детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям. Раскрыть значимость моральной поддержки друзей. Воспитывать доброе отношение детей друг к другу.

Музыкальное сопровождение, цветные карандаши, рабочие тетради, наборы пиктограмм в двух экземплярах, картинка-схема и к ней набор геометрических фигур, повязка на глаза.

43

Я и мое имя

Идентификация ребенка со своим именем. Формирование позитивного отношения ребенка к своему Я. Стимулирование творческого самовыражения.

Рабочие тетради, простые и цветные карандаши.

44

Кто такой «Я»? Черты характера

Формирование умения различать индивидуальные особенности своей внешности. Развития представления о себе, качествах своего характера.

Рабочие тетради, простые и цветные карандаши, мяч, зеркало, карточки с изображением сказочных персонажей, бусины и нитка.

45

Я особенный

Способствовать осознанию ребенком своих положительных качеств, самовыражению, совершенствовать умение выступать перед группой. Учить детей понимать себя, свои желания, чувства, положительные качества. Развивать самосознание. Развивать вербальное и невербальное общение. Формировать отношения доверия, умение сотрудничать. Снять телесное и эмоциональное напряжение.

Игрушка Незнайка, музыкальное сопровождение для релаксации, волшебный сундучок со шляпой Незнайки, заготовка волшебное дерево, цветные карандаши, волшебный стул.

46

Страна сказок

Закрепить знания детей об эмоциях.

Домики с пиктограммами, картина В.М.Васнецова «Алёнушка», музыкальные произведения:С.Рахманинов «Полька»(радость), Л.Бетховен «К Элизе» (печаль), «Сюита доминор» (гнев).

47

Итоговая диагностика-1

Диагностика эмоциональной сферы (страхи, тревожность, агрессивность)

Бланки с заданиями, простые и цветные карандаши.

48

Итоговая диагностика-2

Диагностика эмоциональной сферы.

Бланки с заданиями, простые и цветные карандаши.

Список литературы

1.  Крюкова С.В., Слободняк Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. — М., 2006.

2. Куражева Н.Ю, Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик – семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5 – 6 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. – 218 с.

3. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников / Занятия и игры. – М.: изд. «Аркти», 1999.

4. Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. — М., 2005.

5.«Психологическая помощь дошкольнику», Н.Я. Яковлева, Санкт-Петербург «Валери СПД»,2002г.

6.Семенака С.И. социально – психологическая адаптация ребёнка в обществе. Коррекционно – развивающие занятия. – 7 – е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2015. – 72 с.

7.Чистякова М.И. Психогимнастика. — М., 1990.

8. Эмоциональное развитие дошкольника. /Под ред. А.Д. Кошелевой. — М., 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по развитию вокальных данных "Росинка"

Данная программа поможет организовать занятия вокальной студии или кружка для детей старшего дошкольного или младшего школьного возраста. В ней содержатся основные разделы подобного рода работ - введе...

Сказка как средство развития эмоциональной сферы у дошкольников с нарушениями поведения

консультация для родителей : Сказка как средство развития эмоциональной сферы у дошкольников с нарушениями поведения...

Программа дополнительного образования в области хореографического искусства для дошкольников

Данная программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального образования. Программа разработана для физического и эмоционального развития обучающихся дошкольников, ...

Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики «Послушные пальчики»

Программа курса “Послушные пальчики” предназначена для детей дошкольного возраста. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обыч...

Программа дополнительного образования по развитию музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста «Весёлые нотки».

Программа дополнительного образования по  развитию музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста «Весёлые нотки»....