«Воспитание чувства патриотизма у кадет морского военного корпуса»
статья (9 класс) на тему

«Воспитание чувства патриотизма у кадет морского военного корпуса»

 

Е.Иванова, воспитатель

 ФГКОУ «Кронштадтский морской кадетский военный корпус МО РФ»

 

Нравственным ориентиром для подростков в России должен быть патриотизм и любовь к Родине.

В. Путин

 

Военная педагогика отличается от других педагогических отраслей тем, что воспитанники должны быть большими патриотами своей Родины, готовыми действовать в любых условиях, когда станут офицерами. И авторитет  воспитателя – офицера  играет немаловажную роль в его профессиональной деятельности. Поэтому честь, достоинство и долг  должны прививаться сознательно как можно раньше.

Для любого возраста существуют различные возможности для нравственного воспитания, в том числе формирования культуры достоинства. Младший подростковый период характеризуется тем, что в этом возрасте складываются собственные нравственные взгляды и убеждения. Воспитанники стремятся к самостоятельности и взрослости. Отдельные моральные требования становятся убеждениями. Воспитанник еще остается увлекающимся, впечатлительным, склонен менять свои идеалы и цели. В этом возрасте закладываются  основные качества, свойственные взрослому.

В кадетском военном корпусе, который является особым образовательным учреждением, роль воспитателя отличается от роли классного руководителя в обычной школе.  Специфика учреждения накладывает отпечаток на обязанности воспитателя. В каждом кадете воспитатель  должен сформировать понятия достоинства, долга  и   любви к России, которые являются главными у офицера.  Личный пример воспитателя определяет во многом, каким будет наш выпускник. Необходимо использовать опыт прошлого, например, обращаясь к военно-педагогической системе А.В. Суворова.  Личность А.В. Суворова - это ярчайший пример проявления человеческого и профессионального достоинства в любых ситуациях – и с сильными мира сего и с простыми воинами.  Его военно-педагогическая система считает личный пример начальников одним из важнейших средств воспитания подчиненных. Офицеры должны быть «благородного поведения», от них требуется «полное знание службы», они должны являть пример для подчиненных. «Особенно офицер должен был являться примером для подчиненных в овладении военным делом, в строевом обучении (экзерциции)».[1]

Морской кадетский военный  корпус - относительно закрытое и изолированное учебное заведение. Здесь просто необходимо умение расположить к себе воспитанников. Это важно для формирования  в подростке  желания познавать, стремления к поиску, саморазвитию, общению, так как в  основе патриотического воспитания – человек-личность. Отрицательно действует на воспитанника безразличие, грубость и отчуждение воспитателя. Воспитанник, который провинился, нуждается в поддержке воспитателя.  Воспитатель должен стать для него близким человеком, которому можно доверять, чтобы  возникло  желание как-то выразить благодарность и  исправить поведение.

Чтобы достичь высоких результатов в воспитании кадет, необходимо хранить в памяти имена великих людей и героев, «равняться на них и обгонять» - учил Суворов. Поэтому патриотическое воспитание и организация исследовательской работы должны быть приоритетными. «В России не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма», - провозгласил президент России Владимир Путин. «Это и есть национальная идея», — заявил глава государства в ходе встречи с Клубом лидеров в феврале 2016 года. [2]

В этом направлении большая работа была проведена по подготовке к празднованию 70-летия Великой Победы, где были примеры бессмертного подвига дедов и прадедов, отстоявших честь и достоинство своего народа. Ежегодно кадеты  Кронштадта принимают участие в конкурсах научных и творческих работ, участвуют в учебно-исследовательских конференциях, посещают военно-исторические реконструкции, встречаются с ветеранами, посещают музеи и военные корабли, отмечают Дни воинской славы.  Одной из форм работы, позволяющей решать задачи по формированию патриотической личности, является научно-исследовательская работа.  В нашем   корпусе тематика исследований связана с историей России и флота. В течение нескольких лет проводятся «Ушаковские чтения» как заключительный этап научно-исследовательской деятельности.  

Серьезным стимулом в воспитании, считал А. Суворов, является честолюбие. Не зря главным призывом кадет России является лозунг: Жизнь – Отечеству, честь – никому. Только честолюбием, а не тщеславием можно пробудить чувство достоинства и сформировать чувство гражданского долга. Доверительные беседы, разговоры «по душам» являются стимулом к самовоспитанию кадета. Различие в служебном положении, для Суворова, не являлось помехой, чему он сам был достойным примером. Дисциплинарные взыскания больше тронут честолюбивого кадета, если строгость будет сочетаться с милосердием, чем жестокость, приводящая в отчаяние. «При строгости, - отмечал Суворов, - надобна милость, иначе строгость - тиранство».

В военно-педагогической системе A.B. Суворова можно найти принципы воспитания, которые могут быть использованы и сегодня для формирования патриота своей страны.  Обучение и воспитание в комплексе, субординация, метод убеждения должен превалировать над методом принуждения,  - это отечественные воспитательные традиции, где нравственности отводилась значительная роль.   Формирование культуры достоинства в каждом воспитаннике кадетского корпуса при наличии авторитета воспитателя способствуют формированию личности. Ведь  личный авторитет невозможно заменить никакими другими приемами. Отношение к труду и личный пример воспитателя имеют основополагающее значение. А также чувство гордости за принадлежность к профессии военного  моряка, чувство собственного достоинства и уверенность в ее необходимости.

В среде офицеров ВМФ выработалось и сформировалось единство требований по принципиально важным вопросам воспитания, которые необходимо прививать и воспитанникам морских кадетских военных корпусов. Вот правила, по нашему мнению, которые необходимо прививать кадетам с первых дней их пребывания в морском кадетском военном корпусе.

  1. Только честно исполняющий свои обязанности и заслуживающий уважения человек может быть офицером;
  2. Товарищество – это не круговая порука, заступничество и протекция, а высокая разборчивость, взыскательность, строгость друг к другу, основанная на уверенности и неспособности к низким поступкам, взаимной поддержке и взаимной выручке;
  3. Офицер - воин, боец и патриот, которому доверено самое ценное - сохранность и спокойствие государства, его граждан и своей семьи.

 

Сегодня, говоря о патриотическом воспитании кадет морского военного корпуса, стоит вспомнить слова президента В. Путина, сказанные на встрече с победителями Всероссийского конкурса «Учитель года России»: «Нравственным ориентиром для подростков в России должен быть патриотизм… Любовь к Родине нужно развивать».

 

Классный руководитель 7 «Б» класса КМКВК Елена Иванова

 

 

 

 

 



[1] Литвиненко С.В. Теория и практика военно-педагогической деятельности в наследии А. В. Суворова Научная библиотека диссертаций и авторефератов disser Cat http://www.dissercat.com/content/teoriya-i-praktik...

[2]Путин назвал патриотизм национальной идеей России http://sevastopol.su/world.php?id=84289

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zhurnal.docx584.31 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитание чувства патриотизма у кадет морского военного корпуса»

Е.Иванова, воспитатель

 ФГКОУ «Кронштадтский морской кадетский военный корпус МО РФ»

Нравственным ориентиром для подростков в России должен быть патриотизм и любовь к Родине.

В. Путин

Военная педагогика отличается от других педагогических отраслей тем, что воспитанники должны быть большими патриотами своей Родины, готовыми действовать в любых условиях, когда станут офицерами. И авторитет  воспитателя – офицера  играет немаловажную роль в его профессиональной деятельности. Поэтому честь, достоинство и долг  должны прививаться сознательно как можно раньше.

Для любого возраста существуют различные возможности для нравственного воспитания, в том числе формирования культуры достоинства. Младший подростковый период характеризуется тем, что в этом возрасте складываются собственные нравственные взгляды и убеждения. Воспитанники стремятся к самостоятельности и взрослости. Отдельные моральные требования становятся убеждениями. Воспитанник еще остается увлекающимся, впечатлительным, склонен менять свои идеалы и цели. В этом возрасте закладываются  основные качества, свойственные взрослому.

В кадетском военном корпусе, который является особым образовательным учреждением, роль воспитателя отличается от роли классного руководителя в обычной школе.  Специфика учреждения накладывает отпечаток на обязанности воспитателя. В каждом кадете воспитатель  должен сформировать понятия достоинства, долга  и   любви к России, которые являются главными у офицера.  Личный пример воспитателя определяет во многом, каким будет наш выпускник. Необходимо использовать опыт прошлого, например, обращаясь к военно-педагогической системе А.В. Суворова.  Личность А.В. Суворова - это ярчайший пример проявления человеческого и профессионального достоинства в любых ситуациях – и с сильными мира сего и с простыми воинами.  Его военно-педагогическая система считает личный пример начальников одним из важнейших средств воспитания подчиненных. Офицеры должны быть «благородного поведения», от них требуется «полное знание службы», они должны являть пример для подчиненных. «Особенно офицер должен был являться примером для подчиненных в овладении военным делом, в строевом обучении (экзерциции)».[1] 

Морской кадетский военный  корпус - относительно закрытое и изолированное учебное заведение. Здесь просто необходимо умение расположить к себе воспитанников. Это важно для формирования  в подростке  желания познавать, стремления к поиску, саморазвитию, общению, так как в  основе патриотического воспитания – человек-личность. Отрицательно действует на воспитанника безразличие, грубость и отчуждение воспитателя. Воспитанник, который провинился, нуждается в поддержке воспитателя.  Воспитатель должен стать для него близким человеком, которому можно доверять, чтобы  возникло  желание как-то выразить благодарность и  исправить поведение.

Чтобы достичь высоких результатов в воспитании кадет, необходимо хранить в памяти имена великих людей и героев, «равняться на них и обгонять» - учил Суворов. Поэтому патриотическое воспитание и организация исследовательской работы должны быть приоритетными. «В России не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма», - провозгласил президент России Владимир Путин. «Это и есть национальная идея», — заявил глава государства в ходе встречи с Клубом лидеров в феврале 2016 года. [2] 

В этом направлении большая работа была проведена по подготовке к празднованию 70-летия Великой Победы, где были примеры бессмертного подвига дедов и прадедов, отстоявших честь и достоинство своего народа. Ежегодно кадеты  Кронштадта принимают участие в конкурсах научных и творческих работ, участвуют в учебно-исследовательских конференциях, посещают военно-исторические реконструкции, встречаются с ветеранами, посещают музеи и военные корабли, отмечают Дни воинской славы.  Одной из форм работы, позволяющей решать задачи по формированию патриотической личности, является научно-исследовательская работа.  В нашем   корпусе тематика исследований связана с историей России и флота. В течение нескольких лет проводятся «Ушаковские чтения» как заключительный этап научно-исследовательской деятельности.  

Серьезным стимулом в воспитании, считал А. Суворов, является честолюбие. Не зря главным призывом кадет России является лозунг: Жизнь – Отечеству, честь – никому. Только честолюбием, а не тщеславием можно пробудить чувство достоинства и сформировать чувство гражданского долга. Доверительные беседы, разговоры «по душам» являются стимулом к самовоспитанию кадета. Различие в служебном положении, для Суворова, не являлось помехой, чему он сам был достойным примером. Дисциплинарные взыскания больше тронут честолюбивого кадета, если строгость будет сочетаться с милосердием, чем жестокость, приводящая в отчаяние. «При строгости, - отмечал Суворов, - надобна милость, иначе строгость - тиранство».

В военно-педагогической системе A.B. Суворова можно найти принципы воспитания, которые могут быть использованы и сегодня для формирования патриота своей страны.  Обучение и воспитание в комплексе, субординация, метод убеждения должен превалировать над методом принуждения,  - это отечественные воспитательные традиции, где нравственности отводилась значительная роль.   Формирование культуры достоинства в каждом воспитаннике кадетского корпуса при наличии авторитета воспитателя способствуют формированию личности. Ведь  личный авторитет невозможно заменить никакими другими приемами. Отношение к труду и личный пример воспитателя имеют основополагающее значение. А также чувство гордости за принадлежность к профессии военного  моряка, чувство собственного достоинства и уверенность в ее необходимости.

В среде офицеров ВМФ выработалось и сформировалось единство требований по принципиально важным вопросам воспитания, которые необходимо прививать и воспитанникам морских кадетских военных корпусов. Вот правила, по нашему мнению, которые необходимо прививать кадетам с первых дней их пребывания в морском кадетском военном корпусе.

  1. Только честно исполняющий свои обязанности и заслуживающий уважения человек может быть офицером;
  2. Товарищество – это не круговая порука, заступничество и протекция, а высокая разборчивость, взыскательность, строгость друг к другу, основанная на уверенности и неспособности к низким поступкам, взаимной поддержке и взаимной выручке;
  3. Офицер - воин, боец и патриот, которому доверено самое ценное - сохранность и спокойствие государства, его граждан и своей семьи.

Сегодня, говоря о патриотическом воспитании кадет морского военного корпуса, стоит вспомнить слова президента В. Путина, сказанные на встрече с победителями Всероссийского конкурса «Учитель года России»: «Нравственным ориентиром для подростков в России должен быть патриотизм… Любовь к Родине нужно развивать».

Классный руководитель 7 «Б» класса КМКВК Елена Иванова

C:\Users\gvsobko\Desktop\Р\НА Сайт\На сайт 06. 04.16г\P1060052.JPG

C:\Users\gvsobko\Desktop\Р\НА Сайт\На сайт 06. 04.16г\P1060056.JPG


[1] Литвиненко С.В. Теория и практика военно-педагогической деятельности в наследии А. В. Суворова Научная библиотека диссертаций и авторефератов disser Cat http://www.dissercat.com/content/teoriya-i-praktika-voenno-pedagogicheskoi-deyatelnosti-v-nasledii-v-suvorova#ixzz43G0mmkeO

[2]Путин назвал патриотизм национальной идеей России http://sevastopol.su/world.php?id=84289


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ НА ПРИМЕРЕ СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В данной статье автор делится опытом работы по воспитанию гражданско-патриотических чувств на примере славянской культуры....

Воспитание чувств патриотизма и героизма у обучающихся кадетских классов МОУ "СОШ№42" через взаимодействие и личный опыт ветеранов труда и ВОВ.

Работа была представлена на регианальной научно-практической конференции в Братском государственном университете (апрель 2011г.), посвященной 66 - годовщине со Дня Победы в Великой Отечественной Войне...

Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине в современном мире и в современном воспитании детей.

Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине в современном мире и в современном воспитании детей является одной из наиболее актуальных и важных проблем современного общества....

Статья "Воспитание чувства патриотизма на уроках русского языка и литературы."

     Вопрос о патриотизме становятся сегодня особенно актуальным, ибо без патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления личности.  Вряд ли можно считать нр...

Использование метапредметного подхода на групповых занятиях по РСВ и ФП в 11 классе школ 2 вида на материале текстов о федеральных светских и религиозных праздниках РФ с целью воспитания чувства патриотизма, толерантности и повышения уровня культурно-ист

Использование метапредметного подхода на групповых занятиях по РСВ и ФП в 11 классе школ 2 вида на материале текстов о федеральных светских и религиозных праздниках РФ с целью воспитания чувства патри...