НАГОРНЮК Александра Алексеевна РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКЕ (выступление на педсовете 2016) УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
методическая разработка на тему

Нагорнюк Александра Алексеевна

      В настоящее время учителю эффективно реализовать ФГОС основного общего образования может помочь технология развития критического мышления, целью которой является развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых для обучения.

   Сегодня в различных научных источниках можно найти разные определения термина “критическое мышление”. При всем разнообразии определений критического мышления можно увидеть в них близкий смысл, который опережает оценочные и рефлексивные свойства мышления.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kriticheskoe_myshlenie_na_uroke_sayt.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

НАГОРНЮК Александра Алексеевна

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКЕ

(выступление на педсовете 2016)

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

      В настоящее время учителю эффективно реализовать ФГОС основного общего образования может помочь технология развития критического мышления, целью которой является развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых для обучения.

   Сегодня в различных научных источниках можно найти разные определения термина “критическое мышление”. При всем разнообразии определений критического мышления можно увидеть в них близкий смысл, который опережает оценочные и рефлексивные свойства мышления.
     Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Критическое мышление – это отправная точка для развития творческого мышления, но и критическое и творческое  мышление развиваются в синтезе, взаимообусловлено.

    Чтобы учащийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему важно развить в себе ряд качеств:      

1. Готовность к планированию.  (Мысли часто хаотичны, важно упорядочить их, выстроить последовательность изложения,  а это признак уверенности).      

2. Гибкость.  (Если ученик не готов воспринимать идеи других, он не сможет стать генератором собственных идей и мыслей).      

3. Настойчивость      

4. Готовность исправлять свои ошибки.      

5. Осознание.  (Важное качество, предполагающие умение наблюдать за собой,  отслеживать ход рассуждений).      

6. Поиск компромиссных решений.  (Важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми

Важное значение имеет критическое мышление при работе с текстами. Существует много технологий.

Один из приемов данной технологии при работе с разными видами текстов это маркировка текста значками по мере его чтения – инсерт (интерактивная размечающая система для эффективного чтения и размышления). «V» - уже знал.       «+» - новое.       «-» - думал иначе.       «?» - не понял, есть вопрос.

Во время чтения текста следует рекомендовать учиться делать на полях пометки, а после этого заполнять таблицу, в которой значки будут заголовками граф. После прочтения их постановки значков можно заполнить таблицу.

Этот прием работает на стадии осмысления содержания.      Технологический прием «ИНСЕРТ» и таблица делают  зримым процесс накопления информации, путь к новому. Важным этапом является обсуждения записей, внесенных в таблицу. Эта форма работ превращает урок в игру, помогает понять, что можно сказать по данной теме, позволяет систематизировать уже имеющиеся знания.       Чтение с остановками – условное название методической стратегии по организации  текста с использованием различных типов вопросов.  Эта стратегия работает как при самостоятельном чтении, так и при восприятии  текста на слух. Данная стратегия учитывает следующее :

- текст не должен быть знаком учащемуся.

- текст делится заранее на три части, но объем может быть разным, делить на части следует исходя из логики построения произведения.

- задания и вопросы к тексту формулируются с учетом познавательной деятельности.

Каков же общий алгоритм работы по стратегии «чтение с остановками»

  • Вывод.  Обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики.
  • Осмысление содержания. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Обязателен вопрос – прогноз «Что будет дальше и почему?»
  • Рефлексия. Важно осмыслить текст. Формы работы разные: творческие письмо, дискуссия, совместный поиск.

Эту стратегию можно использовать с различными темами художественных текстов.
      Например:            
                              И. Бунин «Роман горбуна» 1914 г.

Приемы работы: чтение с остановками; обращение к личному опыту по название; дерево предсказаний; эссе или полемика.

    I. Вызов:

1. Были ли в вашей жизни моменты, когда вами владело желание необычного?

2. Какие чувства вы испытывали в ожидании счастья?

3. А был ли случай? Какой он?

4. Обманывались ли вы в своих надеждах?

5. Почему так в жизни происходит?

6. Кто или что вершит судьбами людей?

7. Почему так называется рассказ?

8. Краткий рассказ об авторе.

  II. Чтение текста.  (I часть)

Первая остановка.

1. В чем необычность ситуации?

2. Опишите героя? Почему нет имени?

3. Кто написал письмо?

4. Где должна состояться встреча? Почему?

5. Какова проблема рассказа?

  III. Чтение текста.  (II часть)

Вторая остановка.

1. Как бы вы себя чувствовали в подобной ситуации?

2. Передайте чувства героя через музыку, цветовую гамму.

3. Какие цветы будут доминировать ? Почему?

4.  Случаен ли выбор горбуна?

5. Что он ожидает от свидания?

6. Будет ли развязка счастливой?

7. Какова проблема рассказа?

8. Что должно произойти дальше?

 IV. Чтение текста. (III часть)

Рефлексия: письменная работа:

1. Ответное письмо горбуна;

2. Описание сбора горбуньи на свидание в стиле И. Бунина;

3. Эссе по впечатлениям от рассказа;

4. Сочинение-рассуждение “Ох, уж это вдруг”.

 (Слова А. Чепова о таких рассказах)

Ещё один прием, который позволяет развивать критическое мышление это бортовые журналы. Они могут стать ведущим приемом на стадии осмысления содержания.

      Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов обучающегося письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли.

Форма журнала

Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал из текста?

Вопрос для дискуссии должен быть стержневым, то есть бинарным, требующим либо положительного, либо отрицательного ответа.

Аргументы «за»

Вопросы для дискуссии

Согласны ли вы, что…

Аргументы против

Работают в парах; записывают 2-3 аргумента;  

Во второй графе может быть несколько вопросов.

В процессе прекращения дискуссии каждый должен прийти к выводу.
Для развития критического мышления можно использовать такой прием как дневники
.
Интересным приемом является двухчастный дневник. Этот прием дает возможность читателю увязать содержание текста со своим личным опытом. Дневники могут использоваться при чтении текста на уроке, но особенно продуктивна эта работа, когда учащиеся получают задание прочитать текс большого объема дома.
                              Форма двухчастного дневника

Цитата

Комментарий

 Уч-ся записывают моменты из текста, которые произвели впечатление, вызвали воспоминания, протест, восторг, удивление, т.е. моменты, на которых они «споткнулись».

Дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату.

Трехчастный дневник

Цитата

Почему эта цитата привлекла внимание?

Вопрос (письма) к учителю

Такой прием как  перекрестная дискуссия,  дает возможность работать с текстом в целом - на уровне его идеи и проблематики. Это столкновение противоположных точек зрения. Подобная дискуссия уместна, если по вопросу возможно возникновение противоположных мнений:

Например: "хорошо - плохо""будет - не будет" "возможно - не возможно"

     Рефлексия – это третья стадия в модели обучения: Вывод – осмысление содержания рефлексия, во время которой учащиеся вновь обращаются к пройденному материалу, к смыслу узнанного подвергает к проверке, пытаются толковать его, применять, оспаривать, а также  пробуют новые знания. Это может быть и Эссе, бортовые журналы, разные виды дневников, письменные интервью, стихотворные формы, синквейны,  пятистишья.
Это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценивать изученное понятие, процесс или явление.

Синквейн (5 строк)

1. Тема, предмет - 1 существительное
2. Описание предмета - 2 прилагательных или 2 причастия
3. Характеризует действие - 3 глагола
4. Отношение к предмету - 4 значимых слова
5. Синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета - 1 слово

Синквейн - быстый, но мощный инстумент для рефлексии, дает возможность резюмировать информацию, излагать идеи, чувства и представления в нескольких словах, что отнюдь не просто.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы по теме:"Формирование коммуникативной компетентности и творческого Мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы".

Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы по теме:"Формирование коммуникативной компетентности и творческого мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы...

Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы по теме: " Из опыта работы по организации внеурочной проектной деятельности обучающихся по русскому языку и литературе"

Опыт работы  учителя русского языка и литературы Евгении Фёдоровны Платоновой по организации внеурочной проектной деятельности обучающихся....