Статья "САМОУПРАВЛЕНИЕ В ШКОЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ И САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА»
статья на тему

Статья о влиянии школьного самоуправления на развитие личности школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_stepancheva.docx30.02 КБ

Предварительный просмотр:

«САМОУПРАВЛЕНИЕ В ШКОЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ

КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ И САМОРАЗВИТИЯ

ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА»

Степанчева Татьяна Вячеславовна, заместитель директора по ВР, учитель истории и              

                                                            обществознания МБОУ СОШ №2 г. Серпухова,

Московской области

Благополучие страны, её будущее в немалой степени зависит от  социальной  активности граждан. Это - объективная  потребность  цивилизованного общества. Современная политическая и экономическая ситуация России требует  воспитания человека, для которого характерны стремление к творчеству, чувство личной ответственности перед обществом.

В школьном коллективе такой формой работы, позволяющей детям развивать свои способности, решать непростые задачи, овладевать навыками делового общения, строить страну своей мечты является самоуправление. В нашей школе №2 города Серпухова Московской области с 2001 года действует школьная демократическая республика «Спектр».

Сегодня, спустя столько лет, мы смело можем заявить, что ученическое самоуправление помогает в воспитании творческой личности, в воспитании человека, выходящего в жизнь с осознанием собственной ответственности за совершаемые поступки, подготавливает к выполнению социальных функций.

Мы смоделировали деятельность демократического общества в современном государстве в масштабах нашей школы, решая при этом следующие задачи:

  1. Представление условий для самовыражения и развития творческого потенциала каждого ученика, повышение его общественного и личностного статуса.
  2. Формирование культуры межличностных отношений и совместной деятельности.
  3. Воспитание чувства частного партнерства.
  4. Формирование умения вести здоровый образ жизни.
  5. Приобщение к основным духовным ценностям школы, города, области, Отечества.

Школьная демократическая республика «Спектр»  - разноуровневая система школьного ученического самоуправления , объединяющая учащихся 1-11 классов, состоящая из двух палат:

1-4 классы – «Солнечный город»

5-11 классы – «Спектр»

 «Солнечный город» разделен на улицы-этажи: 1 этаж – ул. Спортивная, 2 этаж – ул. Театральная, 3 этаж –ул. Звездная. Корпус первоклассников – ул. Любознательная.

Каждый класс, в соответствии с направлением имеет свое название и девиз. В классе избирается глава класса и администрация . В состав администрации входят советы, соответствующие основным направлениям работы школьной республики: по образованию, по труду, по досугу, по работе со СМИ, по дисциплине и порядку, по спорту и т.д.

То же самое и в 5-11 классах, но здесь уже появляется совет шефской помощи, совет юстиции. Нами установлена закономерность: если в начальный период в ученическом самоуправлении преобладает деятельность по организации досуга, отдыха и развлечений учащихся , то по мере его развития больше места отводится общественно полезным делам, а также деятельности, направленной на организацию жизни, учебы, труда, поведения школьников, улучшения окружающей среды и пр.

Классные ученические советы занимаются самоуправленческой деятельностью в отдельно взятом классе. При этом задача классного руководителя заключается в правильной организации работы классного ученического совета, с тем, чтобы вовлечь каждого ученика в общее дело. Именно в этом случае создается коллектив, дружный класс, где ребята чувствуют себя спокойно, уверенно, идут в школу с хорошим настроением. Это, несомненно, важный фактор, помогающий не только сохранить здоровье школьника, но и повысить результат успеваемости, осознать подросткам собственную значимость.

Работа органов самоуправления строится на основе Устава и Положения  Школьной республики «Спектр» , принятых на уровне ученической конференции. У школьной республики есть своя Конституция, флаг, гимн, эмблема, СМИ (две газеты «Переменка» и «Большая перемена»). Все это придумывают, разрабатывают и утверждают сами дети.

Органы ученического самоуправления избираются в начале каждого учебного года так, чтобы все учащиеся входили в тот или иной совет. Ребята организуют разнообразные мероприятия, спортивные соревнования, в которых принимают участие учащиеся не только одного класса, но и целой параллели. Также осуществляется шефская помощь. Классы, которые уже не первый год живут по законам самоуправления, помогают младшим ученикам в организации жизнедеятельности.

Во главе школьного ученического самоуправления  стоит президент, который избирается среди учащихся 9-11 классов  по установившейся схеме:

  • выбор кандидатов от классов
  • представление кандидатских программ
  • предвыборная агитация
  • дебаты «Я- лучший президент»
  • выборы
  • инаугурация

Президент вместе с Советом старшеклассников определяет основные направления развития ученического самоуправления, осуществляет контроль за выполнением Правил для учащихся и других нормативных документов, регламентируемых образовательным учреждением,  представляет школу на всех межшкольных мероприятиях.

В школьный Совет старшеклассников, состоящий из министерств, входят представители классных ученических советов:

Рисунок 1 –

Структура Совета старшеклассников

Состав министерств формируется из соответствующих советников каждого класса и инициативной группы. Министерства возглавляют министр и заместитель, выбранные из числа старшеклассников. Каждое министерство имеет своего куратора-педагога. Председатели министерств составляют Совет старшеклассников. Министерства занимаются организацией конкретных мероприятий по различным направлениям.

Основные направления работы:

  • Министерство юстиции – изучение прав и обязанностей школьника, корректировка и выработка школьных законов.
  • Министерство печати и информации – оперативное информационное реагирование на события школьной жизни. Выпуск газет «Переменка», «Большая перемена».
  • Министерство культуры – осуществление эстетического развития учащихся, возрождение старых и внедрение новых школьных культурных традиций, обычаев, ритуалов.
  • Министерство образования – создание благополучного климата для развития учебно-познавательного процесса.
  • Министерство труда – воспитание молодежи в духе любви к труду.
  • Министерство физкультуры и спорта – создание условий для здорового образа жизни под лозунгом «Болеть – стыдно!»
  • Министерство экологии- осуществление экологического воспитания учащихся, проведение субботников, работа на пришкольном участке, озеленение школы.
  • Министерство шефской помощи- осуществление старшеклассниками шефской помощи учащимся 1-4 классов.

Основные дела школьной республики:

  • Выборы Президента республики (агитация, дебаты, голосование, инаугурация)
  • Общешкольная конференция
  • Заседания общественно-политического клуба
  • Выпуск газет «Большая перемена» и «Переменка»
  • Акции: «Ветеран», «Георгиевская ленточка», «Письмо ветерану», «Каждой птичке – кормушка»,  по сбору макулатуры, «Свет в окне»
  • Проект «Чтобы помнили…», проектная деятельность в рамках НОУ «Интеллект»
  • Конкурсы: «Класс года»,  «Миг славы», «Город мастеров», инсценированной военной песни, знатоков военной истории, экологических идей и проектов, чтецов, вокалистов, рисунков, сочинений и т.д.
  • Новогодний КВН и сказка для учащихся начальной школы
  • Праздники: «День Знаний», «День учителя», «День самоуправления», «День святого Валентина», День 8 марта, «День героев России», «День Победы», «Последний звонок», «Выпускной вечер»
  • Масленица (конкурсы и народные забавы), «Русские посиделки»
  • «Гагаринские чтения», мероприятия, посвященные Дню космонавтики
  • Туристические слеты, Дни здоровья, спортивные соревнования, эстафеты, «Веселые старты», «Безопасное колесо», «Смотр строя и песни», игры  «Зарница» и «Зарничка»
  • Шефская помощь старшеклассников учащимся 1-4 классов
  • Выступление театрального кружка «Непоседы», агитбригады ЮИД

В конце каждого учебного года парламент собирается для подведения итогов работы. Выступая перед школьной конференцией, министерства отчитываются по своим направлениям, объявляя активистов, классы, достижения, обсуждая удавшиеся и неудавшиеся проекты, подводят рейтинг, итоги конкурса «Класс года»,  объявляют результаты и на празднике чести школы  проводят награждения.

Таким образом, успешно функционирующая система ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении, служит развитию личности школьников.  Смысл её не в управлении одних детей другими, а в обучении всех ребят основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью, умении преодолевать трудности, и что самое главное воспитании чувства ответственности  перед собой и товарищами по общему делу.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. Алымова Н.А., Надточий, Е.И. Школьное самоуправление. – Волгоград, Учитель, 2007.- 134с.
  2. Глебова О.В. Выборы актива – залог успеха ученического самоуправления // Классный руководитель. – 2003 - №8 – с.92-96.
  3. Дик Н.Ф. Ученическое самоуправление в общеобразовательном учреждении.- Ростов-на-Дону, Феникс, 2006.- 281с.
  4. Классный руководитель: научно-методический журнал. – 2006. - №8. – с.5-13.
  5. Смирнова А.А. Педагогические условия развития социальной активности старшеклассников в процессе школьного самоуправления // www.dissercat.com. 2006
  6. Судаков Ю. Нормативные документы, регламентирующие деятельность «Школьной республики» // Воспитание школьника. – 2005. - №9. – с.15-22.
  7. Черешинская О.В. Ученическое самоуправление как средство развития и саморазвития личности школьника //s_gzhat.kuyby.edu.ru. 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация воспитательной работы в школе как средство развития ключевых компетенций школьников

Данный материал можно использовать для проведения педагогических советов. методических мероприятий. В конспекте охарактеризованы основные ключевые компетенции школьников и способы их формирования....

Научная работа "Национально-региональный компонент как средство развития творческих способностей школьников"

Научная работа "Национально-региональный компонент как средство развития творческих способностей школьников" заняла III место во II Всероссийском конкурсе научных работ "Перспектива" в Ишимском Госуда...

Использование методов интерактивного обучения на уроках географии как средство развития коммуникативной компетентности школьников.

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, в которой реализуется традиционная типология методов, ведущая роль отводится развивающим – частично пои...

Компьютерное обучение как средство развития познавательных процессов школьников на уроках изобразительного искусства

Применение компьютерной технологии на уроках изобразительного искусства делает их привлекательным и по-настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов ...