Рабочая программа по коррекционному курсу "Логопедические занятия" для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью 5 класс
рабочая программа по теме

Потешкина Лариса Шакуровна

Рабочая программ разработана для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью 5 года обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования и молодежной политики

Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

(Тюменская область)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по коррекционному курсу

«ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ»

5 Б класс

Учитель-логопед: Потешкина Л. Ш.

г. Нефтеюганск - 2017


Содержание

Название раздела

Стр.

1

Календарно-тематическое планирование

1.1

Календарно-тематическое планирование 1 группа

1.2

Календарно-тематическое планирование 2 группа

2

Приложение


1. Нормативное обоснование

Рабочая программа, составленная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), направленная на реализацию системы логопедической помощи обучающимся в освоении адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2), разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной, отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утв. приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599;

3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»;

4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями на 24 ноября 2015 года)»;

5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

6. Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью»;

7. Письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 N 09-3564 "О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ";

8. Методические рекомендации ГБОУ ВПО "Московский городской психолого-педагогический университет" (государственный контракт на выполнение работ для государственных нужд № 07.028.11.0005 от 11 апреля 2014 года).

9. Письмо Министерства образования РФ от 20 июня 2002 г. № 29/2194-6 Рекомендации по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) учреждении VIII вида

10. Локальные акты:

- Устав казенного общеобразовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

- Положение о рабочей программе.

- Положение об индивидуальном образовательном маршруте.

- Положение о коррекционно-развивающем занятии.

  • Положение о логопедической работе.

2. Планируемые результаты освоения коррекционного курса

Итоговые достижения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) принципиально отличаются от требований к итоговым достижениям обучающихся с легкой умственной отсталостью. Они определяются индивидуальными возможностями обучающегося и тем, что его образование нацелено на максимальное развитие жизненной компетенции. Овладение знаниями, умениями и навыками в различных образовательных областях («академический» компонент) регламентируется рамками полезных и необходимых инструментов для решения задач повседневной жизни. Накопление доступных навыков коммуникации, самообслуживания, бытовой и доступной трудовой деятельности, а также перенос сформированных представлений и умений в собственную деятельность (компонент «жизненной» компетенции) готовят обучающегося к использованию приобретенных в процессе образования умений для активной жизни в семье и обществе.

Итогом образования человека с умственной отсталостью, с ТМНР является нормализация его жизни. Под нормализацией понимается такой образ жизни, который является привычным и необходимым для подавляющего большинства людей: жить в семье, решать вопросы повседневной жизнедеятельности, выполнять полезную трудовую деятельность, определять содержание своих увлечений и интересов, иметь возможность самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Общим результатом образования такого обучающегося может стать набор компетенций, позволяющих соразмерно психическим и физическим возможностям максимально самостоятельно решать задачи, направленные на нормализацию его жизни.

Предметные результаты:

  • проявлять положительное эмоциональное отношения к урокам речи и коммуникации
  • действовать совместно с взрослым
  • действовать по подражанию действиям учителя;
  • действовать по образцу, по словесной инструкции;
  • Владеть доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными для удовлетворения своих каждодневных потребностей.

 Понимать обращенную речь, понимать смысл рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков в доступном объеме.

 Пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядами, коммуникативными таблицами, тетрадям.

 Проявлять познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.

 Уметь вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдать общепринятые правила коммуникации.

 Узнавать изображения предметов (целостное восприятие) по отдельным деталям, соотносить с пиктограммами и называть с использованием невербальных и вербальных средств общения.

 Понимать обращенную речь в доступных пределах.

 Выполнять несложные словесные инструкции

Личностные планируемые результаты:

Формирование персональной идентичности

Физические характеристики персональной идентификации:

- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);

- определяет состояние своего здоровья;

Гендерная идентичность

- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);

Возрастная идентификация

- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);

- проявляет уважение к людям старшего возраста.

Формирование социально – эмоциональной составляющей

«Уверенность в себе»

- осознает, что может, а что ему пока не удается;

«Чувства, желания, взгляды»

- понимает эмоциональные состояния других людей;

- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);

- проявляет собственные чувства;

«Социальные навыки»

- умеет устанавливать и поддерживать контакты;

- умеет кооперироваться и сотрудничать;

- избегает конфликтных ситуаций;

- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов;

- использует элементарные формы речевого этикета;

- участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах

Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь

- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;

Ответственность за собственные вещи

- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;

Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств

- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

- принимает участие в коллективных делах и играх;

- принимает помощь.

Планируемые результаты коррекционной работы:

- умеет рассматривать книги, картинки, предметы, фотографии т.д.;

- умеет фиксировать взгляд на объекте;

- выполняет последовательно организованные движения;

Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- организовывать рабочее место;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Формирование учебного поведения:

1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

- переключает взгляд с одного предмета на другой;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

- фиксирует взгляд на изображении;

- фиксирует взгляд на экране монитора.

2) умение выполнять инструкции педагога:

- понимает жестовую инструкцию;

- понимает инструкцию по инструкционным картам;

- понимает инструкцию по пиктограммам;

- выполняет стереотипную инструкцию (на данном этапе обучения).

3) использование по назначению учебных материалов:

учебники, тетради, канцелярские принадлежности:

4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

- выполняет действие способом рука-в-руке;

- подражает действиям, выполняемым педагогом;

- последовательно выполняет отдельные операции, действия по образцу педагога;

- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.

Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени:

- удерживает произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2) от начала до конца:

- при организующей, направляющей помощи выполняет посильное задание от начала до конца.

3) с заданными качественными параметрами:

- ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы.

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д:

- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;

- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.

В работе с детьми с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности предполагается опираться на его возможность достичь оптимального для него уровня развития. Постоянное сопровождение помогает в решении одной из главнейших проблем, затрудняющих обучение и адаптацию — это дезориентация: в пространстве, времени, непосредственной ситуации, в событиях, в требованиях и правилах поведения.

Конечной целью логопедической работы в школе с детьми с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности является развитие коммуникативных и социальных навыков. Подготовка этих детей к жизни и работе в условиях социума, приобщение к доступному им общественно полезному труду, максимальное овладение ими.


3. Содержание коррекционного курса

Содержание логопедической программы интегрировано с содержанием учебных предметов письмо и развитие речи, чтение, направлено на оказание помощи в освоении адаптированной образовательной программы (коррекцию пробелов в знаниях по данным предметам), в соответствии с рекомендациями ПМПК.

Программа состоит из следующих разделов:

Раздел 1. Диагностика. Изучение медицинских карт, сведений о семье ребенка, данных о раннем речевом развитии. Исследование понимания речи. Обследование фонематического восприятия. Обследование звукопроизносительной стороны речи. Обследование словарного запаса. Обследование связной речи. Обследование грамматического строя речи. Обследование слоговой структуры слов. Исследование мелкой моторики.

Раздел 2. Звуки в буквы.

Слова с гласными е, ё, ю, я в начале слова и после гласных, деление слов на слоги. Различение букв и звуков и-й. Работа с буквами разрезной азбуки.

Раздел 3. Слово.

Слог как часть слова. Перенос части слова на письме (с помощью учителя). Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение различать их по вопросам: «Кто это? Что это?», Закрепление знаний об именах собственных: имена и фамилии людей, клички животных.

Раздел 4. Предложение.

Построение предложений:

1) составление предложений на заданную тему;

2) умение закончить предложение по вопросам: «Кто это? Что это?»;

3) умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса,

по возможности записать ответ с помощью учителя;

4) списывание предложений с классной доски, книги, печатных таблиц;

5) написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце

предложения;

6) написание зрительных и слуховых диктантов.

Раздел 5. Глобальное чтение (узнавание) распространенных знаков безопасности и информации (стоп, опасно, яд, переход, магазин, аптека и т.п.).

Раздел 6. Ролевая игра. «Поездка на транспорте», «Поход в продуктовый магазин», «Семья», «Вызов врача на дом», «Аптека».

Параллельно с основными разделами учащиеся расширяют словарный запас по лексическим темам:

Овощи (редис). Название. Распознавание. Растения огорода.

Ягоды (клубника и малина). Сравнение по окраске, форме и вкусу. Обобщающее слово «ягоды».

Деревья (ель, сосна). Распознавание. Сравнение по листочкам (хвоинкам). Сравнение по шишкам. Сравнение по семенам.

Грибы (белый, подосиновик, сыроежка, мухомор). Части гриба. Сравнение. Грибы съедобные и несъедобные.

Комнатные растения (герань душистая). Название. Распознавание.

Цветы (незабудка, колокольчик). Различие по внешнему виду.

Домашние животные (кролик). Внешний вид. Чем питается, какую пользу приносит человеку.

Дикие животные. Подготовка диких животных к зиме.

Птицы (сорока, синица). Описание с помощью вопросов учителя. Подкормка птиц.

Насекомые (жуки), название, внешний вид, где живут?

Раздел 7. Итоговая диагностика.

Итоговый раздел посвящен диагностике уровня приобретенных знаний и умений обучающихся.



4. Тематическое планирование

п/п

Раздел

Количество часов

Планируемые образовательные результаты обучающихся

Формирование базовых учебных действий

предметные

личностные

I четверть

1

Диагностика

9

Выполнять задания по инструкции

Результаты должны отражать: осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению

умеет рассматривать книги, картинки, предметы, фотографии т.д.;

- умеет фиксировать взгляд на объекте;

- выполняет последовательно организованные движения;

2

Звуки и буквы

9

Работа с букварем, разрезной азбукой, прописями.

Прописи: строчная и заглавная буквы в тетради.

- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов;

- удерживает произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин;

- последовательно выполняет отдельные операции, действия по образцу педагога;

- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.

3

Слово

14

Осуществлять перенос слова на письме (с помощью учителя); различать слова, обозначающие названия предметов, соотносить с картинкой.

- умеет рассматривать книги, картинки, предметы, фотографии т.д.;

- умеет фиксировать взгляд на объекте;

- выполняет последовательно организованные движения;

- ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы;

- последовательно выполняет отдельные операции, действия по образцу педагога;

- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.

4

Предложение

6

Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце

предложения.

- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов;

- последовательно выполняет отдельные операции, действия по образцу педагога;

- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.

5

Глобальное чтение

14

(узнавание) распространенных знаков безопасности и информации .

- способность к пониманию смыслового значения изученных слов , включению новых слов в активный словарный запас.

адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- организовывать рабочее место;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

- следовать предложенному плану и работать в общем темпе

6

Ролевая игра

6

Участие в ролевых играх

  • участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.); - воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;- принимает участие в коллективных делах и играх;

адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- организовывать рабочее место;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

7

Итоговая диагностика

10



1.2. Календарно-тематическое планирование 5 Б класс 2 группа

п/п

Раздел

Тема

Кол-во

часов

Дата

поведения

1 четверть (18 часов)

1

Диагностика

Изучение медицинских карт, сведений о семье ребенка, данных о раннем речевом развитии.

1

2

Исследование понимания речи.

1

3

Обследование фонематического восприятия.

1

4

Обследование звукопроизносительной стороны речи.

1

5

Обследование словарного запаса.

1

6

Обследование связной речи.

1

7

Обследование грамматического строя речи.

1

8

Обследование слоговой структуры слов.

1

9

Исследование мелкой моторики.

1

10

Звуки и буквы

Слова с согласными е, ё, ю, я в начале слова и после гласных

1

11

Слова с согласными е, ё, ю, я в начале слова и после гласных

1

12

Деление слов на слоги.

1

13

Деление слов на слоги.

1

14

Различение букв и звуков и - й

1

15

Работа с буквами разрезной азбуки

1

16

Работа с буквами разрезной азбуки

1

17

Печатные и прописные буквы

1

18

Заглавные и строчные буквы

1

2 четверть (14 часов)

1

Слово

Слог как часть слова.

1

2

Слог как часть слова.

1

3

Слог как часть слова.

1

4

Чтение и письмо слогов

1

5

Чтение и письмо слогов

1

6

Чтение и письмо слогов

1

7

Перенос части слова на письме

1

8

Перенос части слова на письме

1

9

Перенос части слова на письме

1

10

Различение названий предметов по вопросам «кто это?», «что это?»

1

11

Различение названий предметов по вопросам «кто это?», «что это?»

1

12

Различение названий предметов по вопросам «кто это?», «что это?»

1

13

Имена и фамилии людей, клички животных

1

14

Имена и фамилии людей, клички животных

1

3 четверть (20 часов)

1

Предложение

Составление предложений

1

2

Списывание предложений с классной доски, книги, печатных таблиц

1

3

Списывание предложений с классной доски, книги, печатных таблиц

1

4

Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце

1

5

Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце

1

6

Диктант

1

7

Глобальное чтение

Обучение глобальному чтению.

1

8

Глобальное чтение. Комнатные растения

1

9

Глобальное чтение. Распознавание комнатных растений.

1

10

Глобальное чтение. Цветы.

1

11

Глобальное чтение. Различие цветов по внешнему виду.

1

12

Глобальное чтение. Домашние животные.

1

13

Глобальное чтение. Дикие животные.

1

14

Глобальное чтение. Дикие животные зимой.

1

15

Глобальное чтение. Птицы.

1

16

Глобальное чтение. Насекомые.

1

17

Узнавание распространенных знаков безопасности

1

18

Узнавание распространенных знаков безопасности

1

19

Узнавание распространенных знаков информации

1

20

Узнавание распространенных знаков информации

1

4 четверть (16 часов)

1

Ролевая игра

Ролевая игра «Поездка в транспорте»

1

2

Ролевая игра «Поход в продуктовый магазин»

1

3

Ролевая игра «Семья»

1

4

Ролевая игра «Режим дня»

1

5

Ролевая игра «Вызов врача на дом»

1

6

Ролевая игра «Аптека»

1

7

Итоговая диагностика

Итоговая диагностика

1

8

Итоговая диагностика

1

9

Итоговая диагностика

1

10

Итоговая диагностика

1

11

Итоговая диагностика

1

12

Итоговая диагностика

1

13

Итоговая диагностика

1

14

Итоговая диагностика

1

15

Итоговая диагностика

1

16

Итоговая диагностика

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принципы подготовки образовательных электронных презентаций для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

В настоящее время в системе образования происходят значительные изменения. В первую очередь это выражается в стремлении перейти от традиционной формы обучения к интерактивной модели преподнесения учеб...

Презентация к уроку "Знакомство с понятием "чай" по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)» 7 класс (II вариант) для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

Презентация  к уроку "Знакомство с понятием "чай"  по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)» 7 класс  (II вариант) для обучающихся ...

Особенности формирования представлений о величине предметов у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

Обучающиеся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью характеризуются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний.Внимание крайне неустойчив...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

Рабочая программа для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью...

Рабочая тетрадь к учебному предмету "Окружающий социальный мир" для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

Рабочая тетрадь по учебному предмету «Окружающий социальный мир» составлена для  работы с обучающимися,   в классах  с умеренной и тяжелой умственной отсталостью....

Инструкции по ТБ для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (ножницы, клей, пластилин)

Инструкции по технике безопасности разработаны  для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Используются инструкции на уроках и внеклассных занятиях с детьми,  перед практи...