Педагогический опыт
материал на тему

Бутырина Людмила Максимовна

Публичное представление собственного инновационного

педагогического опыта учителя математики

МОУ «Ялгинская СОШ»

Бутырина Людмила Максимовна

 

Тема: «Активизация познавательной деятельности учащихся через использование мультимедийных технологий на уроках математики»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fade96370fbc3c51d3d73e6b0063421e.docx47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного инновационного

педагогического опыта учителя математики

МОУ «Ялгинская СОШ»

Бутырина Людмила Максимовна

Тема: «Активизация познавательной деятельности учащихся через использование мультимедийных технологий на уроках математики»

1.Обоснование актуальности и перспективности опыта.

Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с загадки, проблемы. Чтобы у школьника развивалось творческое мышление, необходимо, воспитывать у него удивление и любопытство, стремление повторить путь человечества в познании, удовлетворить возникшие потребности в знаниях. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества. В современной школе важнейшей задачей обучения становится уже не передача знаний, а приобретение умений, позволяющих самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения технологий, которые формируют и развивают у учащихся способность учиться творчески и самостоятельно.

Имея большой опыт работы, я часто встречаюсь с ситуацией, когда учащиеся не проявляют в достаточной степени самостоятельную познавательную активность. У многих из них исчезло стремление к получению знаний, и я стала искать пути выхода из этого положения.

Все чаще приходится задумываться над тем, как отойти от скучных, шаблонных приёмов преподавания, как найти новые методические приемы обучения и воспитания, побуждающие учащихся к активности, к самостоятельному приобретению знаний.

Изучая теоретические основы различных технологий, я пришла к выводу, что именно при разнообразии форм и методов обучения на первый план выходит ученик, который не пассивно принимает информацию от учителя, а является активной, думающей личностью, умеющей самостоятельно добывать знания.

Познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.

Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

Особую значимость приобретают исследования, способствующие реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе. В нашу жизнь активно входят компьютерные информационные технологии. Применение этих технологий объясняется необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности.

Компьютерные технологии играют важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Анализируя свой педагогический опыт, можно прийти к выводу, что именно системная работа с учащимися в урочное и внеурочное время способствует развитию познавательных интересов учащихся и успешности их деятельности, связанной с учебным предметом математика.

Современное понимание качества образования ставит перед каждым, кто причастен к педагогике, главный вопрос: «Как образование может помочь ребёнку добиться успеха в жизни?» Я считаю, что для думающего, творчески работающего учителя применение современных информационно – коммуникационных  технологий и актуально, и перспективно, поскольку:

  • усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.
  • позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.
  • повышает объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация).
  • расширяет возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.
  • обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам,

А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.

2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Исходным условием становления опыта является социальный заказ общества на обеспечение качества естественнонаучного образования. Математика создает у учащихся научное мировоззрение, особую нравственную ценность, формируют творческие способности, способствуют воспитанию высоконравственной личности, что может быть достигнуто только при условии сформированности у учащихся интереса к получению знаний. Другим важнейшим условием является потребность общества в образованной личности, стремящейся к самоопределению и самореализации. Третьим условием становления данного опыта можно считать требования, предъявляемые к учителю современным обществом, которые обусловили потребность пересмотра и качественного обновления структуры, содержания, форм и методов учебного занятия, разработки и реализации технологий педагогической деятельности.

Ведущей педагогической идеей является применение  современных образовательных информационно – коммуникационных  технологий с целью развития интереса  детей к учебной деятельности. Как учитель я стремлюсь к созданию системы оптимального сочетания элементов современных образовательных технологий и индивидуализации образования с точки зрения здоровьесбережения детей. С каждым годом в школе увеличивается количество единиц современной техники, и стало очевидно, что учитель, действующий в рамках привычной "меловой технологии", существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиа-проектора, электронной доски и компьютера, обеспечивающего выход в Интернет. Поэтому для меня естественным было изучение информационно-коммуникационных технологий и системное внедрение их в преподавание математики.  Изучение методической литературы, опыта коллег позволило мне грамотно и методически точно осуществить отбор педагогических технологий, наиболее приемлемых в условиях моего образовательного учреждения.

Молодому человеку, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть эффективным, конкурентоспособным работником. Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию. Именно поэтому сегодня очень актуальны направления, которые будут способствовать повышению активности учеников, формированию их творческого потенциала. 

 Важным условием становления опыта стал собственный интерес к обозначенной проблеме, обусловленный личным опытом общения со школьниками, с другими педагогами, стремление придать своей деятельности направленный характер.

В нашей школе уровень обученности и подготовки учащихся разный. Таким образом, для того чтобы добиваться качества, необходимо использовать на уроках различные способы и методы активизации познавательной и умственной деятельности.

3.Теоретическая база опыта.

В основе моего педагогического опыта лежат, в первую очередь, учебно-методические пособия:

1. Все учебники математики входят в Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2018/2019 учебный год (Приказ Минобрнауки РФ № 2885 от 27 декабря 2011г.) г.).

2. Мой опыт базируется на трудах учёных о применении в образовательном процессе в школе ИКТ – Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркиной, Н.А. Лепской, М.В. Моисеевой, Б.Хантер и др. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования», Учебное пособие для студентов пед. ВУЗов и системы повышения квалификации пед. кадров. М.: Академия, 2002. - 272 стр.

3. Наиболее важными в своем опыте считаю принципы ИКТ, изложенные в работе Г. К. Селевко «Педагогические технологии на основе информационно – коммуникативных средств», Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.

4. Беспалов П.В. Компьютерная компетентность в контексте личностно ориентированного обучения // Педагогика. № 4. 2003. с. 41-45.

5. Морев И. А. Образовательные информационные технологии. Часть 1. Обучение: Учеб. пособие – Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004.

4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

Сущность опыта заключается в системе целенаправленного и комплексного подхода к развитию компетентностей учащихся через использование информационно-коммуникационных технологий.

Технология применения средств ИКТ в предметном обучении основывается на использовании возможностей компьютера для создания условий доступности и наглядности  изложения материала; деятельности учителя, управляющего  этими средствами, повышении мотивации и активности обучающихся, вызываемой интерактивными свойствами компьютера. Компьютерная графика позволяет детям незаметно усваивать учебный материал, манипулируя различными объектами на экране дисплея, меняя скорость их движения, размер, цвет и т.д.

 Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива.

Компьютер позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации (текст, звук, видео, цвет), путем ориентации учения на успех (позволяет довести решение любой задачи, опираясь на необходимую помощь), используя игровой фон общения человека с машиной и что немаловажно - выдержкой, спокойствием и дружественностью машины по отношению к ученику.

На уроках математики учитель создаёт условия для формирования следующих ключевых компетенций:

1. Коммуникативных – умение вступать в диалог с целью быть понятым.

2. Информационных – владение информационными технологиями для решения поставленной задачи.

3. Автономизационные – способность к самоопределению и самообразованию.

Возможности компьютера могут использоваться в предметном обучении в следующих вариантах:

1. фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала; использование диагностических и контролирующих материалов;

2. использование презентаций на уроках;

3. выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий; использование компьютера для вычислений, построения графиков, сечений многогранников.

4. формирование информационной компетентности учащихся, т.е. умения получать информацию из различных источников.

Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в обучении оказывается чрезвычайно эффективным. ИКТ в обучении основывается на данных физиологии человека: в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик принимает активное участие в процессе.

Применение информационно-коммуникационных технологий для развития ключевых компетенций можно систематизировать следующим образом:

На этапе актуализации знаний:

- устные упражнения;

- кроссворды.

На этапе изложение нового материала:

- электронный учебник;

- интерактивный плакат слайд;

- цифровые образовательные ресурсы.

На этапе контроля знаний:

- самостоятельная работа;

- интерактивные тесты в программе MyTest;

-демо-версии ГИА по математике и информатике.

На этапе «Домашнее задание»

- составление буклета в программе Microsoft Publisher;

- составление дидактического материала с использованием Microsoft Word и Microsoft Publisher;

- работа на сайте Образовательный портал для подготовки к экзаменам «Решу ОГЭ» по обучающей системе Д.Гущина.

Процесс организации обучения школьников с использованием информационных технологий позволяет сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для учащихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования мультимедийных возможностей современных компьютеров; эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся; раскрепостить учеников при ответе на вопросы, так как компьютер позволяет фиксировать результаты (в том числе без выставления оценки), корректно реагирует на ошибки; самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки, корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля.

 В своей практике я применяю компьютерные технологии на любом этапе урока: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при повторении. С опорой на информационные технологии  самостоятельно разработала и провела ряд уроков  и внеклассных занятий: открытые уроки: «Умножение десятичных дробей», «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями», «Уравнения», «Задачи на проценты», «Компьютерные вирусы».

Для меня компьютер на уроке - это инструмент с широкими возможностями, позволяющий красочно и интересно изложить материал, подготовить дидактические материалы, сопровождающие урок, разработать письменные задания и тесты для учащихся, качественно подготовить выпускников к сдаче ГИА.

5. Анализ результативности.

Результатом применения информационно-коммуникационных технологий могу назвать следующее: повышение качества знаний учащихся, развитие способностей каждого ученика; приобретение навыка самостоятельно организовывать свою учебную деятельность; активизация познавательной деятельности и творческой активности учащихся; формирование личностных качеств ученика; формирование умения организовать сбор информации и правильно ее использовать.

Представленный педагогический опыт считаю результативным, поскольку проводимая работа помогает успешно преодолевать разнообразные трудности в обучении детей, принося высокие результаты, а также развивает творческие способности и раскрывает индивидуальные возможности учеников.

Последние пять лет  в моих классах наблюдается устойчивое качество знаний по математике и информатике – 60-90%; обученность по предмету составляет 100%.

Применение информационно – коммуникационных технологий положительно влияет на внеурочную деятельность. Учащиеся принимают активное участие в олимпиадах и конкурсах и добиваются хороших результатов:

2017г. Второй Всероссийский  этап олимпиады (муниципальный) –  призер

2017 г. Всероссийская заочная олимпиада Учи.ру по математике – 2 победителя.

2017 г. Ярмарка идей (муниципальный) – участие.

2018г. Международная заочная олимпиада по математике «Осень 2018»  - призер 3 степени.

6.Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Мне бы хотелось отметить следующие трудности в использовании информационно-коммуникационных технологий.  Педагогу, работающему по данной проблеме, необходимо владеть информационными технологиями. Опыт требует постоянного личностного и профессионального роста учителя, тщательной подготовки к урокам. Учитель должен помнить, что чрезмерное общение с компьютером может не только привести к ухудшению зрения ребенка, но и отрицательно сказаться на его психическом здоровье. При этом нельзя забывать о санитарно-гигиенических нормах работы в классе компьютерной техники, о проведении физкультминуток. Таким образом, применение ИТК на уроках должно носить щадящий характер. Поэтому при работе с компьютером, я соблюдаю нормы организации учебного процесса с использованием ИКТ и использование здоровьесберегающих технологий. Компьютер на занятиях является не самоцелью, а средством для общего развития школьников, инструментом, позволяющим решать задачи развития языковых, познавательных и коммуникативных способностей ребенка. И все же, как бы ни было заманчиво постоянно применять компьютер и мультимедийные технологии на уроках, ничто не может заменить самого учителя. Ведь только разумное комплексное сочетание всех имеющихся в его распоряжении методических приемов и технических средств может дать желаемый результат.

7. Адресные рекомендации по использованию опыта

По-моему, проблема формирования учебной деятельности обучающихся на основе информационных технологий обучения волнует не только меня, но и других учителей работающих в инновационном режиме. Процесс обучения – это всегда тяжелая, упорная работа, преодоление трудностей, решение проблем и, в конечном счете, успех, формирующий реальную мотивацию к обучению. Чудеса творят не компьютеры и интерактивные доски, чудеса творят учителя, в чьих умелых руках эти инструменты дарят детям радость познания. Своим педагогическим опытом работы я охотно делюсь с коллегами, выступаю на уровне школы, участвую в работе семинаров и секций, провожу открытые уроки.

Материалы из опыта работы размещены на сайтах: 

http://yalgsar.schoolrm.ru/sveden/employees/10829/182420/

Адрес моего сайта: 

https://nsportal.ru/butyrina-lyudmila-maksimovna


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Передовой педагогический опыт"

В работе собран и проанализирован, просистематизирован весь материал по передовому педагогическому опыту и его использованию учителем технологии...

Актуальный педагогический опыт

Работа с текстом на уроках русского языка как средство интеллектуального и речевого развития учащихся...

ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ по теме: ««Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушение слуха, по формированию межличностных отношений посредством дидактических игр».

У детей с нарушенным слухом недостаточно сформированы межличностные отношения по сравнению с нормально слышащими детьми. Использование дидактических игр поможет формированию и развитию межличностных о...

Фестиваль педагогического мастерства 2020 год. "Мой педагогический опыт работы ", "Влияние хорового пения в развитии творческих способностей ребенка" Владимирова Р.Т.

quot;МКОУД" ДШИ с. Сафакулево 2020.тема : "Влияние хорового пения на развитие детей"Цель: Показать важность хоровго пения в развитии творческих способностей  ребенка...

Педагогический опыт по социально-педагогическому сопровождению ребенка в замещающую семью

Социальное сиротство - одна из наболевших проблем современной России, и нужно многое сделать, чтобы понятие "сирота" ушло из нашей жизни, поскольку каждый ребенок имеет право жить и воспитыв...

Свидетельство о публикации в образовательном СМИ "Педагогический альманах" собственный педагогический опыт на тему: "Средства развития учебной мотивации на уроках истории и обществознания"

Свидетельство  о публикации в образовательном СМИ "Педагогический альманах"собственный педагогический опыт на тему: "Средства развития учебной мотивации на уроках   истор...

Свидетельство о публикации в образовательном СМИ «Педагогический альманах» собственный педагогический опыт на тему: «Средства развития учебной мотивации на уроках истории и обществознания»

Свидетельство  о  публикации  в образовательном СМИ «Педагогический альманах» собственный педагогический опыт на тему:  «Средства развития учебной моти...