"Организация системы внутренней накопительной оценки достижений обучающихся" (методическая рекомендация)
учебно-методическое пособие на тему

Пшеничная Екатерина Сергеевна

Практическая ценность  данной работы заключается в том, что ее материалы могут быть использованы в практике преподавания истории и обществознания в современной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ СОШ №7 г. Мичуринска

Организация системы внутренней накопительной оценки достижений обучающихся

(методическая рекомендация)

Автор:

Саюшева Е.С.

Тамбов

2011

Оглавление

Лист

Введение……. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  3

Глава 1. Портфолио как средство накопительной оценки. . . . . . . . . . . . . . . .  7

Глава 2. Накопительная оценка на уроках истории и обществознания. . . . .  13

Приложение (2 урока)

Введение

Более десяти лет в России проводится модернизация системы образования. В настоящее время высшие учебные заведения и современная школа находятся в стадии радикального реформирования. Это связано как с решением накопившихся за последние годы проблем, так и с принятием европейской модели образования в рамках Болонской декларации. За этот период в отрасли произошли существенные изменения: появились частные учебные заведения, развивается система платного образования, увеличилось число людей с высшим образованием. Вместе с тем получили распространение и теневые экономические механизмы – репетиторство и коррупция. В современных условиях особую актуальность приобретает, с одной стороны, изучение опыта проведения институциональных реформ западными странами, а с другой – анализ нововведений и оценка реальных последствий реализуемой концепции модернизации российского образования. Современная российская школа находится в настоящее время на стадии реорганизации: появляются основные образовательные учреждения и их филиалы. В образовательную среду вошли такие понятия, как портфолио, проектная деятельность, компетентность, личностно-ориентированный подход и другие.

Содержание современного образования требует существенных изменений в средствах обучения. Сегодня необходимо использовать личностно-ориентированные образовательные технологии, которые способствуют развитию необходимых в современном обществе ценностно-деятельностных и научно-исследовательских компетенций у школьников. Одной из главных задач образования становится не просто овладение суммой знаний обучающимися, а развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации.

Содержание современного образования требует существенных изменений в средствах и методах обучения. Сегодня необходимо использовать личностно - ориентированные образовательные технологии, которые способствуют развитию необходимых в современном обществе ценностно - деятельностных и научно-исследовательских компетенций у школьников. Одной из главных задач образования становится не просто овладение суммой знаний учащимися, а развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации.

Развитие науки, техники, средств коммуникации не может обойти стороной современное образование: компьютеры, мультимедиа-проекторы, доступ к глобальной информационной сети Интернет.  С появлением компьютеров в школе, возник новый термин «информационная технология обучения». Компьютерные технологии открывают совершенно новые возможности. 

Специфика информационных технологий именно в том, что они представляют пользователю - учителю и обучающимся - громадные возможности: информация в сетях (базовая информация на серверах, разнообразные базы данных ведущих библиотек, научных центров, высших учебных заведений, музеев, архивов), а также информация на дисках (технологии CD - ROM). Использование на уроках истории и обществознания электронных учебников и лекций, контролирующих программ, справочников и баз данных, компьютерных иллюстраций значительно расширяет возможности для лучшего усвоения материала, оптимизируют учебный процесс и конечно усиливают мотивацию к учебной деятельности. Однако ни компьютер сам по себе, ни сеть Интернет, не в состоянии заменить живое слово педагога и непосредственное общение.

Нередко, при подготовке к уроку,  приходится создавать учебные презентации по предметам. Создание и использование презентаций объясняется отсутствием стандартных электронных пособий к предлагаемым учебно-методическим комплексам. Использование имеющихся электронных пособий порой затруднительно или невозможно в зависимости от форм урока, разного уровня подготовленности классов.

Не секрет, что развитие сети Интернет поставило ещё одну серьёзную педагогическую проблему: наиболее посещаемыми сайтами являются те, которые содержат коллекции рефератов, курсовых работ. Учителю необходимо знать и эти ресурсы Интернет, чтобы в состоянии оценить уровень реальных знаний своих учеников. Не следует запрещать ими пользоваться (а это и невозможно), а нужно научить грамотно использовать имеющееся информационное поле.

Основной целью преподавания гуманитарных и общественных предметов в школе сегодня является выработка у обучающихся собственной позиции по отношению к вопросам власти, личной свободы, гражданской ответственности и законности. Они должны помочь школьникам научиться при столкновении с проблемами современного общества, с различными общественно-политическими вопросами, применять полученные знания. Применяемые методы обучения должны помогать развитию у школьников активной жизненной позиции, приобретению навыков коллективной работы по достижению общих целей, умению оценивать ситуацию, принимать решение в спорных вопросах и отстаивать его.

В условиях модернизации современной российской школы повышаются требования к качеству подготовки учеников, увеличивается объём знаний. В этих условиях школьник сталкивается с огромным потоком информации, которую он имеет возможность почерпнуть из разных источников. Сложность и объём материала, который должен усвоить современный ученик, существенно затрудняет его целостное восприятие и осмысление. Информационная перенасыщенность  и недостаточное структурирование учебного материала ставят перед школьником проблему запоминания и усвоения теоретических и практических знаний, получаемых в школе.

При правильном выборе содержания и форм обучения и совпадении их с интересами ученика удаётся увеличить интерес к познаваемому предмету. Сочетание темпа, ритма, сложности обучения с возможностями ученика, помогает стать ученику успешным, повышает уровень самооценки, даёт возможность самореализации.

В настоящее время особенный интерес вызывает портфолио учителя и обучающихся, которое представляет собой собрание личных достижений.

Индивидуальная накопительная оценка (портфолио) – это комплект документов, представляющий совокупность сертифицированных или несертифицированных индивидуальных достижений, который является основой для определения образовательного рейтинга выпускника основной школы.

Цель данной работы состоит в многоаспектном описании накопительной оценки достижений обучающихся.

Для достижения поставленной цели выдвигаются следующие задачи:

1) охарактеризовать специфику накопительной оценки;

2) рассмотреть виды оценок в современной образовательной среде;

3) описать состав портфолио;

4) проанализировать средства и методы достижения накопительной оценки;

5) продемонстрировать возможности использования материалов методической разработки в практике преподавания истории и обществознания в школе.

Актуальность данной разработки определяется необходимостью введения новых ФГОС.

Практическая ценность работы заключается в том, что ее материалы могут быть использованы в практике преподавания истории и обществознания в современной школе.

Глава 1. Портфолио как средство накопительной оценки.

В настоящее время много говорится о формировании гражданина, способного к совершению осознанного выбора и ответственного за свои поступки. Роль образования, в том числе высшего, в этом процессе трудно переоценить. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивается, что в современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Среди основных тенденций развития образования в Концепции выделены: необходимость повышения уровня готовности граждан к сознательному выбору; развитие коммуникабельности и толерантности; фор-мирование современного мышления у молодого поколения в связи с возникновением глобальных проблем, которые могут быть решены только в рамках глобального сотрудничества; направленность на рост профессиональной мобильности и постоянное повышение квалификации; опережающее развитие молодежи и взрослых. Анализ современного состояния обучения показывает, что существует противоречие между необходимостью готовить обучающихся к жизни в условиях иного типа социокультурного развития и системой отношений, в частности системой оценивания результатов обучения. Новый тип развития предполагает изменение типа культуры и мышления людей, взаимодействие на принципах гуманизма и новых отношений.

Система оценивания до сих пор базируется на субъект-объектных отношениях, что не позволяет развивать самостоятельность и ответственность обучающихся, внутреннюю мотивацию деятельности и учения, умение планировать деятельность, принимать решения, что значительно замедляет их включение в современное общество.

Существует несколько типологий оценивания. Чаще всего в отечественной и зарубежной научной литературе и практике выделяют оценку в двух формах: качественной (для замеров которой используются методы наблюдения, интервью и др.) и количественной (различные виды тестирования, опросники). Качественную оценку осуществлять сложнее в силу нескольких причин. Во-первых, необходима разработка иных крите-риев оценки, учитывающих не только приобретаемые знания и умения. Во-вторых, словесные формулировки оценивания должны соответствовать требованиям к эффективной обратной связи, что трудно осуществить на практике. В-третьих, качественная оценка требует больше времени на высказывание и дополнительных аргументов. Четвертая, обобщающая причина – качественная оценка предполагает более глубокую, разностороннюю и последовательную оценку деятельности обучающихся. Очевидно, что каждая из указанных сложностей содержит и положительную сторону (глубина, последовательность, точность, аргументированность, систематичность и другие стороны качественного оценивания).

Одной из самых распространенных форм текущей качественной оценки признана диагностическая оценка, направленная на контроль знаний и умений ученика с целью создания для него соответствующей траектории обучения. Она включает самооценку и перспективную оценку.

По другой классификации различают неформальную (наблюдение, каталогизация, технологические карты, рейтинговое шкалирование, портфолио) и формальную (письменные документы) оценки.

Технология портфолио (от латинских корней port – хранилище и folium – лист) первоначально возникла в экономике и мире искусства. В экономике данным термином обозначаются источники, в которых рассредоточена собственность, в мире искусства – набор способов или средств, с помощью которых специалист может показать весь спектр направлений своей работы и свои достижения (например, у архитектора это может быть папка с набором фотографий готовых работ, макетов, инсталляций, планов и т. д.). В сфере образования портфолио впервые стало применяться в Канаде и США в 80-е годы ХХ века для отбора преподавателей университетов и колледжей при приеме на работу. Поскольку технология показала свою эффективность, сферу ее применения быстро расширили. В настоящее время во многих развитых странах портфолио используется преподавателями высших и средних учебных заведений для:

а) мониторинга и рефлексии уровня своего профессионализма;

б) определения направлений профессионального развития;

в) представления своих возможностей при приеме на работу и лицензировании.

Портфолио используется студентами и учащимися школ для:

а) оценки прогресса и успехов по различным предметам или сферам интересов;

б) демонстрации своих возможностей и достижений при поступлении на учебу или приеме на работу.

Портфолио предназначено для того, чтобы систематизировать накапливаемый опыт, знания, четче определить направления своего развития (например, в будущей профессии),облегчить помощь или консультирование со стороны преподавателей или более квалифицированных специалистов в данной сфере, а также сделать более объективной оценку своего уровня (учебного или профессионального). Оно может собираться с различными целями, поэтому единого определения данной технологии не существует.

Определения портфолио (по материалам американских ис-следований):

1. Коллекция работ учащегося, которая демонстрирует усилия, прогресс и достижения в определенной области.

2. Антология работ учащегося, предполагающая его непосредственное участие в выборе работ, представляемых на оценку, а также их самооценку и самоанализ.

3. Форма целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов учащегося.

4. Выставка учебных достижений учащегося по данному предмету за данный период обучения.

5. Систематический и специально организованный сбор доказательств, используемый учителем и учащимися для мониторинга знаний, навыков и отношений обучаемых.

Функции портфолио

Диагностическая – фиксирует изменения и рост за определенный период времени.

Целеполагания – поддерживает учебные цели.

Мотивационная – поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей.

Содержательная – раскрывает весь спектр выполняемых работ.

Развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году.

Рейтинговая – показывает диапазон навыков и умений.

Все приведенные определения различаются в зависимости от вида портфолио. Ниже перечислены виды, которые можно разделить на две группы – портфолио достижений, цель создания которых – показать итог, достигнутый результат в той или иной сфере, и портфолио процесса, которые направлены на фиксацию и последующий анализ процесса работы в той или иной области.

Содержание портфолио будет зависеть от его вида и цели, для достижения которой оно создается. Четкого списка материалов, необходимых для включения в портфолио, не существует. Каждый из людей, использующих данную технологию, самостоятельно отбирает способы показа своих работ и достижений. Если портфолио создается всеми учащимися, то педагогу совместно с ними необходимо определить и зафиксировать перечень материалов, обязательных для представления в портфолио для получения той или иной оценки. Например, к артефактам относятся: копии заданий, контракты, результаты оценки компетентности на разных уровнях и этапах учебы, выполненные тесты и вопросники, примеры регулярной работы обучающегося (рефлексивные дневники). Можно использовать электронные портфолио, разработанные по установленным критериям. При этом приветствуется любая инициатива, расширяющая данный список или предлагающая равноценную замену перечисленным материалам. Все материалы рекомендуется распределять по четырем разделам.

Оценка портфолио может проходить следующим образом:

1. В индивидуальной встрече педагога и обучающихся. В этом случае выделяется время для индивидуальных встреч или встречи организуются на уроке во время выполнения творческих заданий.

2. Учащимися в малых группах. Учитель заранее дает и разъясняет план работы микрогрупп, назначает лидера. Группа должна заслушать и обсудить каждого ученика и дать каждому рекомендации в течение 5–8 минут. Оценки и рекомендации фиксируются и помещаются в портфолио. Учитель в процессе такого урока перемещается из группы в группу. Если портфолио оценивается в баллах, то после такого урока учитель выставляет отметку на основе рекомендаций группы и содержания портфолио.

3. На основе выступлений обучающихся на конференции по портфолио. Конференцию целесообразно организовывать в том случае, если портфолио собирались по различным темам (например, в предпрофильной подготовке или портфолио познавательного интереса). Каждый ученик имеет не более двух-трех минут на выступление и столько же – на ответы и на вопросы. В ходе выступления необходимо отразить цели работы, их реализацию, основные достижения. Заранее организованная комиссия оценивает содержание портфолио, выступления и ответы на вопросы (по заранее определенным критериям).

До начала работы над портфолио учащиеся должны знать все критерии его оценки.

До начала работы над портфолио учащиеся должны знать все категории материалов и содержание обязательной категории.

Портфолио целесообразно оценивать не в баллах, а в уровнях. В случае крайней необходимости самый высокий уровень можно привести в соответствие с отметкой 5, высокий – 4, средний – 3, слабый – 2.

Портфолио не сравнивается ни с какими эталонами.

Проводится сравнение прошлых и настоящих результатов работы обучающихся. Учащийся сравнивается только с самим собой.

Таким образом, портфолио как средство оценки отвечает всем требованиям к оцениванию – оно базируется на субъект-субъектном подходе, сочетает самооценку с внешней оценкой, обязательно предполагает не только количественное, но и качественное оценивание. На основе портфолио происходит оценивание не только стандартного набора знаний обучающегося, но и его индивидуализированной карты знания, а также процесса развития обучающегося в соотнесении с его возможностями. Все это способствует не только приобретению знаний и умений, но и становлению личностных и социальных компетенций обучающихся.

Глава 2. Накопительная оценка на уроках истории и обществознания.

Система оценки должна быть дополнена методами, позволяющими получать накопительную оценку, оценивающую суммарный результат наших усилий, который можно определенным образом связать с достижением того или иного уровня компетентности, по крайней мере – в решении учебных задач.

Один из таких методов – проведение итоговых комплексных проверочных работ в конце каждого года обучения.

«Накопительная оценка характеризует динамику индивидуальных образовательных достижений ученика, его продвижение в освоении планируемых результатов».

Проверку планируемых результатов надо вести при проведении трёх итоговых работ:

  • итоговая работа по истории;
  • итоговая работа по обществознанию;
  • итоговая комплексная работа на межпредметной основе.

Методами, служащими цели получения накопительной оценки, являются также портфолио, выставки и презентации крупных целостных законченных работ, отражающие результаты усилий, затраченных детьми на протяжении длительного времени и требующих для своего выполнения активизации различных сторон учебной деятельности – от навыков организации своего процесса учения до отражения уровня освоения формальной системы знаний.

Индивидуальная накопительная оценка (портфолио) – это комплект документов, представляющий совокупность сертифицированных или не- сертифицированных индивидуальных достижений, который является основой для определения образовательного рейтинга выпускника основной школы.

Задачи портфолио:

- поддерживать и поощрять высокую учебную мотивацию школьников;

- развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;

- содействовать дальнейшей успешной социализации обучающихся.

Портфолио состоит из восьми блоков:

 

1блок.  Результаты государственной (итоговой аттестации).

 

2 блок. Результаты всероссийских олимпиад (включая заключительный этап всероссийской олимпиады, этап районной олимпиады и этап школьной олимпиады).

 

3 блок. Результаты конкурсов (выставки, концерты, гастроли, соревнования, конкурсы творческих работ, технического творчества).

 

4блок. Результаты исследовательской деятельности (проекты, исследовательские работы, рефераты).

 

5 блок.   Элективные курсы (курсы по выбору).

 

6 блок.  Изучение программ дополнительного образования (участие обучающихся в работе студий, кружков, секций и т. д.).

 

7 блок.   Дополнительные образовательные курсы.

 

8 блок.   Отчёты и рекомендации.

Итоговый балл образовательного рейтинга выпускника основной школы складывается из суммы баллов 1-7 блоков, вносится в сводную итоговую ведомость портфолио (приложение), заверяется подписью директора школы, школьной печатью и выдаётся выпускнику основной школы.

Основные акценты методики и форм преподавания истории и обществознания в современных условиях ставятся на личностно-ориентированный подход, динамичность процесса изучения программного материала и опору на знания обучающихся.

В современной школе рекомендуют использовать различные формы и методы проведения уроков: нетрадиционные уроки (семинары, зачеты, «мозговая атака», конкурсы, урок-диалог, ролевые игры, диспуты, урок-лекция, интегрированные уроки), активные формы обучения (быстрое генерирование большого количества новых и оригинальных идей – «мозговой штурм», запоминание сложных для усвоения терминов, названий, имен – «исторический снежный ком», развитие гибкости мышления, оперативной памяти – «историческая азбука», терминология – «по одному слову»), проектная деятельность, модульное обучение (лекции – семинары – практика – зачеты), проблемное обучение, использование ИКТ.

Функции учителя:

  • атмосфера урока,
  • контроль ЗУН,
  • роль учителя.

Функции ученика:

  • развитие детей,
  • приемы синтеза и анализа,
  • составление логических схем,
  • самостоятельное расширение знаний,
  • высказывание собственного мнения,
  • интерес к предмету.

Проблемное обучение:

  • постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации;
  • выдвижение гипотез;
  • поиск решения проблемы.

Пути выхода из проблемной ситуации:

  • проблемное изложение;
  • противоположные мнения.

Причинно-следственные связи – причины – характер – задачи – объяснение своей позиции.

Результативность:

  • новые знания,
  • новые способы действия,
  • субъект своего обучения.

ИКТ и результативность:

        Исследователь – понимание сути изучаемой проблемы – постановка цели – планирование результата – различные виды и источники информации.

        Познавательные навыки + конструирование знаний + ориентация в информационном пространстве = компетенция.

        Школа – это модель социального мира: освоение законов, по которым живет взрослый мир, вовлечение школьников в разработку и реализацию учебных проектов.

        Цель: формирование социально-активной личности; разнообразить формы и методы организации учебного процесса; проверка знаний, планирование ответов.

        Приемы проверки знаний:

  • ошибки в неправильном рассказе учителя,
  • сочинение с выбором темы,
  • беседа, дискуссия,
  • ответ на вопрос,
  • самостоятельное составление таблиц, схем, планов,
  • разбор обучающимися ответов.

Использование планирования – умение пользоваться планом сделает ответ на уроках более осмысленным, знания по истории улучшаются.

Беседа используется:

  • при изучении нового материала,
  • при закреплении материала,
  • при опросе обучающихся.

Элементы беседы используются:

  • в ходе рассказа,
  • при разборе наглядных пособий,
  • исторических документах.

Работа с текстами способствует развитию мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории.

Сравнение, дидактические игры формируют навыки исследовательской деятельности.

Компоненты исследовательской культуры школьников:

  • мыслительные умения и навыки,
  • умения и навыки работы с книгами и другими источниками информации,
  • умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи.

Организация работы по формированию навыков исследовательской деятельности:

  • работа с различными источниками информации,
  • составление плана текста,
  • работа по памяткам характерных событий, исторических деятелей,
  • чтение и составление таблиц, диаграмм, схем и графиков,
  • систематизация работы с понятиями,
  • составление описания событий от имени исторического персонажа,
  • проведение библиотечных уроков,
  • экскурсии,
  • социальные мини-исследования.

Результаты освоения умений и навыков исследовательской деятельности:

  • усваивается алгоритм научного исследования,
  • приобретаются универсальные способы учебной деятельности,
  • формируются разнообразные умения и навыки работы  с источниками информации,
  • культура речи,
  • формирование социального опыта.

Все перечисленные формы и методы проведения уроков позволяют обучающимся получить так называемую накопительную оценку по предметам гуманитарного цикла.

К каждому из блоков портфолио можно подобрать цикл уроков по истории и обществознанию. Например, по истории России, исходя из данных блоков, можно построить цепь уроков по разделу «Россия при Петре I» (7 класс).

По первому блоку целесообразно предложить ученикам тестирование по теме «Россия при Петре Великом». Оценка за данный тест будет считаться накопительной, так как это тестирование может состоять из нескольких тестов и заданий. По оценкам за несколько тестов будет получен итоговый результат, который заносится в портфолио, также сюда могут входить результаты по ЕГЭ и ГИА.

Второй блок состоит из результатов олимпиад по истории.

Третий блок предполагает проведение различных конкурсов по истории (например, конкурс на лучшую презентацию по теме «Культура Петровской эпохи»).

Исследовательская деятельность предполагает создание ученических проектов и проведение обучающимися различных мини-исследований («Личность Петра Великого», «Роль Полтавской баталии в Северной войне» и другие). Исследовательские проекты могут быть представлены в виде презентаций, рефератов, социальных мини-исследований.

Пятый блок накопительной оценки может складываться из элективных курсов по истории как зарубежной, так и отечественной, в зависимости от значимости темы. Также изучение элективного курса может проходить в рамках уроков исторического краеведения («Влияние политики Петра I на развитие Тамбовской губернии»).

Для того, чтобы реализовать шестой и седьмой блоки портфолио, в образовательном учреждении должны быть созданы различные предметные секции и курсы («История развития оружейного дела в России», «Закон и порядок»).

На завершающем этапе происходит отчет по проделанной работе и суммируется общее количество баллов, тем самым выявляется итоговая накопительная оценка достижений обучающихся по истории.

Приложение

Тема урока: Северная война

Цели урока:

  1. Образовательная: сформировать у обучающихся представление о причинах Северной войны, целях и задачах России в войне, об основных этапах военных действий, о роли реформы армии и флота в достижении победы, историческом значении победы России в Северной войне.
  2. Развивающая: объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории.
  3. Воспитательная: стремление к получению знаний.

Межпредметные и внутрикурсовые связи: новая история: политическая карта Европы и мира в XVIII веке.

Оборудование урока: карты: «Северная война 1700— 1721 гг.»; «Полтавская битва 27 июня 1709 г.»; «Гангутс- кий бой 27 июля 1714 г.» (Градскова Е. П., Самсонов А. И. Школьный атлас по истории России. — М., 1997. — С. 39); демонстрационные таблицы «Развитие России в XVII— XVIII веках»; учебные видеофильмы «Петр Великий» (М., 1999), «Морские сражения» (М., 1992); репродукция картины Г. А. Песиса «Постройка Петербурга при Петре I»; пособие «История России: контрольные и проверочные работы» (М., 1997); контурные карты по истории России.

Персоналии: Петр I; Карл XII; А. Д. Меншиков; Б. П. Шереметев; Н. П. Репнин.

Основные понятия: регулярная армия; рекрутская повинность; военная экономика; военный устав; антихрист; конфузия; виктория.

Даты и события: 

1700—1721 гг. — Северная война;

1701 г. — «Нарвская «конфузия»;

1703 г. — основание Санкт-Петербурга;

27 июня 1709 г. — Полтавская «виктория»;

1714 г. — победа русского флота у мыса Гангут;

1721 г. — Ништадтский мир.

Основные сведения

Преобразования в военной сфере начались еще в 1699 году, накануне Северной войны. Армия формировалась на основе рекрутских наборов и стала регулярной. Служба была практически пожизненной. Стрелецкое войско было распущено. Петр строил армию на основе полков «иноземного строя», или «нового строя», с единообразным стрелковым вооружением, снаряжением, единой формой одежды, системой подготовки и обучения. Царский указ 1705 года завершил формирование новой армии. В итоге к 1708 году вместо едва набиравшихся в прежние годы 40 тысяч солдат армия России имела 113 тысяч хорошо вооруженных и оснащенных воинов.

Не менее важно было создать собственную военную экономику. В 1701—1704 годах по указу Петра на Урале были построены первые в стране крупные металлургические заводы, дававшие для нужд армии железо, чугун, отливавшие пушки, ядра, лафеты. Создавались казенные мануфактуры по выпуску пороха и стрелкового оружия, сукна для нужд армии.

Для обучения офицеров были созданы школы: навигацкая (военно-морская), артиллерийская, инженерная, иностранных языков, хирургическая. Для подготовки унтер-офицеров было открыто 50 гарнизонных школ. Многих дворян направили на обучение военному и морскому делу за границу. По мере их возвращения Петр отказывался от найма иностранных военных специалистов.

В 1716 году царь принял «Устав воинский». Это был первый в русской армии единый свод военных наставлений. Позже появился аналогичный «Устав морской», ставший законом для флотских офицеров и матросов.

Особое внимание Петр уделял строительству военно-морского флота. Оно велось не только на юге и на севере, но и на Балтике. В 1708 году именно здесь был спущен на воду первый 28-пушечный фрегат. Всего же за время царствования Петра было построено около 900 кораблей.

В результате военных реформ, к тому же проведенных в ходе не прекращавшейся войны, Россия превратилась в одну из великих военных и морских держав Европы.

Развитие умений учащихся

Учебная деятельность на уроке позволяет обратить внимание на развитие следующих умений (видов деятельности), предусмотренных требованиями к подготовке выпускников основной школы:

  • называть даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных событий и процессов;
  • называть места, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий;
  • читать историческую карту с опорой на легенду;
  • на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников;
  • соотносить единичные исторические факты и общие явления;
  • определять характерные, существенные черты минувших событий и явлений;
  • группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку;
  • объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;
  • сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различие;
  • излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий;
  • объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории;
  • проводить оценку исторических событий, изложенных в учебной литературе;
  • определять и объяснять свое собственное отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории.

План изучения нового материала

  1. Начало войны. «Нарвская конфузия».
  2. Реорганизация армии.
  3. Полтавская битва.
  4. Прутский поход.
  5. Морские сражения.
  6. Ништадтский мир.

Начать урок целесообразно с повторительной беседы учителя с учащимися.

Вопросы на повторение и обобщение изученного ранее материала: почему России был необходим выход в Балтийское море? Вспомните, было ли раньше восточное побережье Балтики в составе русских земель?

1. Учитель, оперируя картой, кратко раскрывает учащимся сущность международной ситуации вокруг Балтики в конце XVII — начале XVIII века.

Перед классом ставятся вопросы: какие страны региона объективно могли стать союзниками России в борьбе со Швецией?

Что затрудняло союзническое взаимодействие в начальный период войны? К каким выводам пришел Петр после поражения под Нарвой? Что, на ваш взгляд, следовало сделать, чтобы последующие сражения со шведами принесли русским успех?

Рассказ об основании Санкт-Петербурга можно построить с опорой на репродукцию картины Г. А. Песиса «Постройка Петербурга при Петре I».

2. Тема раскрывается в форме рассказа учителя. Часть времени можно отвести для анализа фрагмента «Устава воинского» или «Устава морского», результатом которого должен стать ответ учеников на вопрос: как повлияли принятие уставов, реорганизация армии на успехи на полях сражений?

3. О Полтавской битве учитель рассказывает, опираясь на карту и схему сражения. Для показа народного характера борьбы желательно привести свидетельство шведского историка, описывающего изменение ситуации для шведов после форсирования Вислы, когда армия Карла XII обнаружила пустые дома в городах и селах, в то время как леса были полны враждебно настроенного населения. Карл попытался сначала привлечь население добром, но это был совершенно напрасный труд. Скрываясь за деревьями и кустами, подстерегали они шведских солдат и в замеченных стреляли. И один раз даже король подвергся большой опасности встречи с коварной пулей.

Говоря об измене Мазепы, учитель может задать вопрос: в чем вы видите причины этого шага?

Рассказывая о самой Полтавской битве, стоит включить в свое повествование документ «Приказ Петра I перед Полтавской битвой», предлагая учащимся прокомментировать его. Следует остановиться на личностях А. Д. Меншикова, Б. П. Шереметева, Н. П. Репнина, показав их вклад в победу.

Отметив решающее значение Полтавской битвы для исхода всей войны, учитель делает акцент на переломном характере события, несмотря на то что война после этого шла еще долгие годы.

  1. Говоря о Прутском походе, следует отметить вклад не только армии, но и российской дипломатии (П. П. Шафиров) в обеспечение победы в войне.
  2. Рассказ о морских сражениях сопровождается работой с картой, где показаны места решающих морских сражений, и просмотром фрагментов видеофильма «Морские сражения» о победах русского флота при мысе Гангут (Ханко) и острове Гренгам. В конце учитель спрашивает аудиторию: почему так важны были для победы в Северной войне успешные действия русского флота в этих сражениях?
  3. Тему Ништадтского мира учитель раскрывает на основе материала параграфа учебника с опорой на карту.

Выводы. Ценой значительных усилий народа по строительству флота и крепостей, оснащению армии новым оружием, созданию военной промышленности России удалось одержать победу в Северной войне и войти в число ведущих европейских держав.

Домашнее задание: § 14, вопросы и задания после параграфа.


Конспект урока по истории России

7 класс

Тема: Культурное наследие Петровской эпохи

Цели:

  1. Образовательная: раскрыть содержание государственной политики в области образования, науки и культуры; показать характер перемен в быту; определить значение культурного наследия Петровской эпохи в истории России.
  2. Развивающая: описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные исторические эпохи; составлять описания исторических памятников, объектов.
  3. Воспитательная: определять и объяснять свое отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории; стремление к получению знаний; повышение эстетического вкуса.

План:

I.

Оргмомент.

II.

Проверка д/з.

III.

Объяснение нового материала.

IV.

Закрепление.

V.

Подведение итогов урока.

VI.

Д/з, выставление отметок.

План изучения нового материала:

  1. Образование.
  2. Наука.
  3. Художественная культура.
  4. Перемены в быту.
  5. Значение культурного наследия Петровской эпохи.

Межпредметные и внутрикурсовые связи: новая история: материальный и духовный мир человека XVIII века; история России: культура XVII века.

Персоналии: Петр I; Я.В. Брюс; Л.Ф. Магницкий; А.К. Нартов; Д. Трезини; Б. Растрелли.

Основные понятия: ассамблеи, гравюра, кант, политес, кунсткамера, клавикорды, петровское барокко.

Даты и события:

1710 г. - введение гражданского алфавита.

1703 г. - начало выпуска первой официальной печатной газеты в России.

1719 г. - открытие первого российского музея.

1714 г. - открытие первой в стране научной библиотеки.

1724 г. - указ об учреждении Академии наук.

1700 г. - введение нового летоисчисления.

Оборудование:

Презентация «Культура Петровской России», видеофильм «Кунсткамера» (С.-Пб., 1993), альбом «Санкт-Петербург», художественный фильм «Петр Первый».

Ход урока:

Объяснение нового материала сопровождается показом презентации, фильмов и альбома. Урок представлен в краткой форме.

При Петре I впервые сложились предпосылки для зарождения собственно российской науки и ее развития.

Необходимость развития научных знаний объяснялась практическими потребностями государства и была связана с освоением огромных сибирских и дальневосточных просторов страны, поиском залежей полезных ископаемых, строительством новых городов, ростом мануфактурного производства и торговли.

Выдающееся значение имел выход в свет в 1703 году «Арифметики» Л.Ф. Магницкого - энциклопедии математических знаний того времени.

Научные и технические знания применялись при сооружении каналов и плотин, механизмов на мануфактурах, корабельных верфей и строительстве зданий и крепостей.

В России стала формироваться система образования.

Школы вначале были бессословными: в них могли учиться дети из разных слоев общества. Однако вскоре во многие специальные учебные заведения, где готовили офицеров-специалистов, стали принимать только детей дворян. Дети крепостных крестьян в государственных школах учиться не имели права.

Большое значение для повышения уровня грамотности населения имела реформа алфавита.

Начала издаваться первая официальная русская печатная газета - «Ведомости».

Венцом петровских преобразований в сфере просвещения явился указ 1724 года об учреждении Академии наук. Открылась она уже после смерти царя в 1725 году.

При Петре I художественная культура заняла прочное место в духовной жизни. Она стала светской, более разнообразной в жанровом отношении, получила активную поддержку государства. Однако в целом культура носила переходный характер, ибо во многом еще сохраняла черты прежней эпохи.

По обилию новых явлений в повседневной жизни населения первая четверть XVIII века не имеет аналогов в отечественной истории.

Вывод: Главными чертами развития культуры в эпоху Петра I стало усиление ее светских начал и активное проникновение и даже насаждение западноевропейской культуры. Зарождалась и развивалась отечественная наука, оформилась система образования, переживала период расцвета художественная культура. Однако нововведения стали достоянием лишь высших слоев населения. Основная часть народа воспринимала новые черты жизни, появившиеся при Петре, не более как чудачества самого царя и своих господ.

Культура Петровской эпохи носила переходный характер. Она соединяла в себе новации Петра и традиции патриархальной Руси.

Д/З: § 18-19, вопросы и задания после параграфа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете "Новая форма накопительной оценки - портфолио личностных достижений ученика".

Портфолио - современная эффективная форма оценивания, способ фиксирования , накопления и оценки индивидуальных достижений школьника....

Методические рекомендации "Система оценки достижения планируемых результатов освоения содержания учебного курса «Основы религиозной культуры и светской этики»

Во всех школах Российской Федерации с 1 сентября 2012 года появился новый учебный курс – "Основы религиозных культур и светской этики" ("ОРКСЭ"). Введение данного предмета продиктовано новой государст...

Система накопительной оценки в 5 классе по информатике

В статье рассматривается система накопительной оценки, которая применяется для текущей  аттестации учащихся 5 класса по информатике. Описан механизм подсчета баллов, перевод в оценку....

Система критериальной накопительной оценки (д.п.н.Чудинский Р.М.)

Содержит интересный для учителя-практика материал о структуре накопительной оценки,проблемах оценивания компетенции обучающихся....

Накопительная система оценивания – новая система оценки достижений результатов обучающихся

ФГОС содержит чёткие требования к системе оценки достижений результатов обучающихся. Материал будет полезен учителям русского языка и литературы....

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

Система оценкидостижения планируемых результатовосвоения основной образовательной программыначального общего образованияв «Школе 2100»(технология оценивания образовательных достижений (уче...