Проект «Развитие технических и творческих способностей учащихся на занятиях технического моделирования и конструирования с помощью личностно-ориентированного обучения»
проект

Проект предусматривает создание условий для развития технических и творческих способностей учащихся: представлен опыт проведения занятий, определены пути обучения детей техническому моделированию на основе личностно-ориентированного обучения, формирующих познавательный интерес учащихся на занятиях в Доме детского творчества, подробно описано применение современных педагогических методик.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Развитие технических и творческих способностей учащихся

на занятиях технического моделирования и конструирования

с помощью личностно-ориентированного обучения»

Автор:

Машакова Кызтаман Баубековна, педагог дополнительного образования

Телефон: 8(3462)730390

М. телефон: 89224040653

Сургутский  район

г.п. Федоровский

2014г.

Краткая аннотация проекта

Проект предусматривает создание условий для развития технических и творческих способностей учащихся: представлен опыт проведения занятий, определены пути обучения детей техническому моделированию на основе личностно-ориентированного обучения, формирующих познавательный интерес учащихся на занятиях в Доме детского творчества, подробно описано применение современных педагогических методик.

В качестве основных направлений повышения качества технических способностей выделены следующие: развитие системы раннего вовлечения детей в мир технического творчества, разработка программы технического моделирования, материально-техническое обеспечение, вовлечение учащихся в научно-исследовательскую работу. В основе реализации проекта лежит образовательная программа «Начальное техническое моделирование»

Обоснование необходимости проекта

Серьезной проблемой российского образования в целом является существенное ослабление научной и технической составляющей школьного образования. Среди молодежи популярность инженерных профессий падает с каждым годом. Усилия, которые предпринимает государство, дают неплохой результат на ступенях среднего и высшего образования. На парламентских слушаниях «Развитие инженерного образования и его роль в технологической модернизации России»12 мая 2011 года в Госдуме РФ подчеркнута необходимость преемственности инженерного образования на разных ступенях обучения, важность пропедевтики технического творчества в школьном образовании, развития технических способностей в технических творческих объединениях. При этом решаются важные государственные задачи военно-патриотического воспитания учащихся. «Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства». Так говорится в президентской инициативе «Наша новая школа».

Анализ передового опыта, как и специальные исследования, говорят о больших  возможностях технического творчества. Ученые и педагоги(A.С.Макаренко, В.П.Бездухов, М.И.Махмутов, С.Я.Батышев, П.Н.Андрианов,B.Д.Путилин) единодушны во мнении, что техническое моделирование – это один из методов познания физических объектов, новый шаг по пути подготовки детей к жизни, творческому труду, сознательному выбору профессии. В соответствии со стратегией инновационного развития РФ одним из важнейших направлений является стимулирование инновационной активности молодёжи, в том числе научно-технического творчества учащихся.

Все блага цивилизации - это результат технического творчества. С древних времен и до сегодняшнего дня технический прогресс обязан людям, создающим новую технику, облегчающую жизнь и деятельность человечества. Это «неуспокоившиеся» люди создали автомобили и самолеты, стиральные машины и холодильники, лазеры и ракеты. Нет дефицита детских товаров, исчез присутствующий мотив «Сделать, чтобы было». У детей исчезает желание изобретать, так как технический прогресс предлагает легкие и доступные «удовольствия». Нужно добиться понимания учащимися того, что громадное количество техники нуждается в регулярном обновлении. Становится ясным, что и людей, способных создавать технику, требуется столь же много. Сегодня наблюдается нехватка инженерных, конструкторских и рабочих кадров. Поэтому велика потребность в воспитании и подготовке молодой технически грамотной рабочей и инженерной смены, способной решать сложнейшие задачи высокотехнологического характера. Поэтому вопрос привлечения детей школьного возраста (особенно мальчиков) в объединения технического моделирования актуален.

Результатом размышлений над всем этим, сопоставления взглядов великих педагогов с собственными суждениями стало определение темы педагогического проекта «Развитие технических и творческих способностей учащихся на занятиях технического моделирования и конструирования с помощью личностно – ориентированного обучения».

Проект ориентирован на выявление и поддержку технических способностей детей. Чем больше детей, занимающихся техническим творчеством, тем больше пользы обществу. Польза эта многогранна, она заключается в увеличении числа будущих изобретателей и инженеров, руководителей объединений технического моделирования, в улучшении профориентации, отвлечении детей от порочных дел, в интересном досуге, в повышении качества отбора абитуриентов для технических вузов. Следовательно, не должно быть никаких ограничений для детей, желающих изучать и творить технику.

 В процессе работы в объединении «Начальное техническое моделирование» возникла проблема, связанная с поиском методов организации наиболее эффективного обучения. Контингент детей – учащиеся, у которых разный уровень знаний. Эта проблема привела к необходимости личностно-ориентированного обучения.

        Проблемой являются и противоречия между потребностями современного общества в сохранении и приумножении национальной культуры, декоративно-прикладного творчества и отсутствием путей совершенствования преподавания технического моделирования в дополнительном образовании с учетом национально-регионального компонента.

Нерешенность данной проблемы ведет к исчезновению национальной культуры и искусства малочисленных народов Крайнего Севера. Отсутствие системы формирования интереса и приобщения учащихся к национальной культуре ханты и манси будет отрицательно сказываться на общекультурном развитии и техническом образовании наших детей. Необходимость преподавания технического моделирования с учетом национально-регионального компонента продиктована тем, что понимание иной культуры возможно только на основе знания своей. Отсутствие знаний, как о той, так и о другой является источником недопонимания, непонимания, конфликтов и кризисов в процессе межкультурной коммуникации.

Развитие технического мышления представляет собой очень сложный процесс, который протекает обычно довольно медленно. Его успех напрямую зависит от общего интеллекта, практических навыков, способностей человека к техническому мышлению и целого ряда других факторов. Следует отметить, что развитые технические способности необходимы всем учащимся, в том числе и тем, которые не собираются связывать свою профессиональную деятельность с техникой и технологиями, поскольку данные способности позволяют решать таким учащимся задачи, возникающие при использовании современной техники в повседневной жизни. Несмотря на актуальность темы, теоретическому обоснованию личностно-ориентированного обучения и его практической реализации в современных методиках и технологиях технического образования не уделяется достаточного внимания. Этот аспект позволил выделить ряд противоречий:

  • между обоснованностью личностно-ориентированного обучения к образованию детей в педагогике и психологии и малой разработанностью в педагогике технического образования;
  • между необходимостью внедрения личностно-ориентированных технологий в обучении детей техническому моделированию и отсутствием конкретных методик и технологий их реализации.

Приведенные противоречия выявляют проблему исследования, которая заключается в поиске и определении путей обучения детей техническому моделированию на основе личностно-ориентированных технологий в учреждениях дополнительного образования детей.

Цель и задачи проекта.

Цель проекта: развитие технических и творческих способностей учащихся через применение личностно-ориентированного обучения в процессе обучения техническому моделированию.

Задачи:

  • включение детей в практику конструирования, сборки технических устройств и управления ими;
  • включение личностно-ориентированного подхода  в учебно-воспитательный процесс;
  • привитие опыта работы в команде;
  • разработка и апробирование целостного, системно применяемого комплекса приемов и методов, направленного на формирование технической культуры и ориентированного на техническое творчество;
  • включение опыта применения теоретических знаний детей к созданию технических устройств;
  • использование дидактических принципов, адаптированных под условия национально-регионального компонента для решения данной проблемы;
  • создание дидактических материалов и методических рекомендаций для педагогических работников, обеспечивающих повышение эффективности обучения техническому моделированию с учетом национально-регионального компонента.

Основными субъектами, вовлеченными в осуществление опыта, и для которых данный опыт предназначен, являются учащиеся объединения «Начальное техническое моделирование» и педагог дополнительного образования МАУДО «ЦДДТ».

Объектом воздействия являются технические и творческие способности учащихся.

Предмет проекта: процесс развития технических и творческих способностей учащихся через применение личностно-ориентированного подхода в процессе обучения техническому моделированию.

Особенности проекта.

Сущность проекта состоит в создании таких психолого-педагогических условий, которые обеспечивали бы активное стимулирование у учащихся самостоятельной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.

Принципиальную новизну проекта составляют методологические аспекты развития научно – технического творчества учащихся. Сложному механизму творческого мышления присущи интуиция и логика. Мышление начинается там, где есть проблемная ситуация, предполагающая поиск решения в условиях неопределенности, дефицита информации. Интуиция имеет материалистическое объяснение и представляет собой быстрое решение, полученное в результате длительного накопления знаний в определенной области. Интуиция приходит как вознаграждение за труд.

Одной из проблем творчества является его мотивационная структура. Мотивации (побуждения) связаны с потребностями человека – биологическими (житейская изобретательность, совершенствование навыков), социальными (стремление к материальному вознаграждению, уважению в обществе), познавательными (потребность в познании окружающего мира в самом широком смысле).

Новизна проекта состоит в том, что на личностно-ориентированном занятии я принимаю на себя роль координатора, организатора самостоятельной работы, гибко распределяя детей по группам с учетом их личностных особенностей, в целях создания максимально благоприятных условий для проявления технических способностей.

Трудностей немало. Проектов много, и они разные. Ведь по большому счету юному изобретателю надо выдвинуть идею и реализовать ее. Это очень сложно. Но как особый этап творческой деятельности нужно выделить защиту проекта. Его легче создать, чем защитить. В качестве экспертов обычно выступают преподаватели вузов, специалисты и успешные люди. Они сразу видят и достоинства, и недостатки разработок. А дети должны уметь объяснять: что и для чего они делают, отстаивать свое мнение, доказывать правильность избранного пути, поэтому надо усиленно развивать личностные качества и ораторские способности.

Одной из тенденций в совершенствовании отечественной системы образования на современном этапе является региональность, отражающая специфику российского общества. В деятельности объединения «Начальное техническое моделирование» большое внимание уделяется построению процесса обучения и воспитания учащихся с учетом специфики региона и местных культурно-исторических традиций, региональных экономических программ, перспектив развития, ресурсного потенциала.

В последнее время ведутся активные исследования сущности и структуры региональных систем образования.

Целью преподавания технического моделирования на современном этапе провозглашается развитие личности ребенка, желающей и способной участвовать в межкультурной коммуникации, т.е. развитие у учащихся желания и способности вступать с другим народом в отношение диалога культур, воспитание в духе восприятия других культур как равноправных, самобытных и самоценных.

          На занятиях изучаются особенности средств передвижения и декоративно-прикладного искусства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Так как жизнь ханты тесно связана с водой, их трудно представить без лёгкой долбленой лодки. Ряд занятий посвящён изготовлению обласа из кедровых веток, которые легче и не намокают в воде. Дети сами устанавливают размеры в зависимости от назначения. Активное участие принимаем в лыжных соревнованиях. Изучив общие очертания ручных нарт (основного транспорта зимой), коллективно строим уменьшённые копии нарт.                                                                                                    

Дети самостоятельно готовят презентации о жизни и быте коренных жителей, что формирует интерес к национальной культуре.

Перечень мероприятий, которые проводятся ежегодно.

Цель

Задача

Метод

Спортивно-технические соревнования "Модели наши не знают скуки"

Научить устанавливать взаимосвязи, проводить анализ работы деталей, узлов и всего устройства.

Метод манипулятивного конструирования - конструирование объектов  с помощью различного вида "конструкторов".

Изготовление катамаранов

Уменьшить размеры катамарана, изменить изделие путём замены деталей, узлов более эффективными.

Творческие задания

Пилотирование (вождение) моделей самолётов и судов с помощью компьютерных симуляторов

Отработать навыки пилотирования (вождения) моделей самолётов и судов с помощью компьютерных симуляторов.

Эвристический метод.

Поисковый (решение проблемных ситуаций), Инновационный метод

Лабораторная работа по сборке сложных деталей, по способам соединения.

Определение причин неисправностей и нахождения способов их устранения

Мысленный эксперимент  

Проектно-исследовательские исследовательские работы «Особенности технического моделирования велосипедов из подручных материалов по авторскому эскизу»

«Полёт по кругу»,

«Разработка методов и приемов изготовления электрического угря»

Не только изучать технические объекты, но и знакомиться с методами физики, математики, информатики для развития исследовательских навыков: понимание сущности проблемы, формулирование проблемного вопроса, формирование и обоснование гипотезы.

Самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
навыки работы с различными источниками.

Анализ различных схем велосипедов в соответствующих условиях.

Проектная деятельность

Исследовательский метод

Эвристический метод

Применение технической документации (чертёж, схема, технологическая карта) с сокращёнными данными.

Информационные технологии: мультимедийное оборудование, образовательные порталы и сайты общеобразовательных учреждений, материалы Интернет – конференций

Экологическая тропа «Удивительное рядом»,

«Хантыйские лодки»

Сделать из пластиковых бутылок и кедровых веток самолёты, лодки, катамараны и т.д.

 Проявление технического и экономического мышления при организации своей деятельности.

Мысленный эксперимент

Творческие задания  

Выставка научно-технического творчества учащихся «Юные техники -будущее инновационной России»

Владение методами чтения и способами графического представления технической, инструктивной информации, дизайнерское проектирование изделия;

публичная презентация и защита проекта;

Проектная деятельность,

Проблемное обучение,

Применение технической документации (чертёж, схема, технологическая карта) с сокращёнными данными

Интеллектуальная олимпиада школьников  в области инфотелекоммуникаций «Телеком-планета»

Владение алгоритмами и методами решения организационных и задач в области инфотелекоммуникации

Компьютерное тестирование

Международный конкурс для детей и юношества «Космос и я»  

Построить копии космических объектов.

Объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива

Мысленный эксперимент

Творческие задания  

Трудоемкость проекта заключается в недостаточной оснащенности материально-технического оборудования, в определенных трудностях процесса подбора и оформления материала по техническому моделированию.

Основное содержание проекта.

Этапы проектной деятельности:

Достижение цели и решение задач проекта осуществляется в три этапа:

I этап – подготовительный

Цель: изучение научно-популярной литературы, журналов, посвящённых современному состоянию исследуемой проблемы, накопление методического материала, определение цели, задач проекта.

Форма работы: самообразование, самоанализ, знакомство с новыми личностно-ориентированными технологиями, оценка возможности их применения в учебном процессе.

Содержание: определение основных источников информации и необходимых ресурсов для работы; составление индивидуальной карты учащегося, позволяющая максимально использовать субъективный опыт каждого учащегося, увлечь своим предметом, передавать свои знания, определить возрастные особенности восприятия и мышления ребёнка.

На данном этапе изучены и проанализированы: теоретические концепции содержания развития общего, среднего, профессионального образования (М.И.Махмутов, С.Я.Батышев, В.С.Леднев);  психолого-педагогические исследования по проблеме внешкольного образования и современные концепции развития дополнительного образования детей (П.П.Блонский, A.С.Макаренко, О.Е.Лебедев);  исследования по проблемам развития детского технического творчества в системе внешкольных учреждений СССР (П.Н.Андрианов,, B.Д.Путилин) и в системе дополнительного образования России (В.Д.Симоненко, М.Д.Цырлин,  И.К.Божинов). При реализации проекта опираюсь на труды Ю.В. Севрюкова, В. М. Осипенко. Сформулирована цель и определены задачи.

II этап – практический Цель: создание методических разработок, практическая реализация проекта.

Форма работы: использование в практике приёмов и способов формирования личностно-ориентированного обучения на занятиях начального технического моделирования; стартовая, промежуточная и итоговая диагностика уровня технических и творческих способностей учащихся, самообразованиепо разделампроектно-исследовательской деятельности; разработка мониторинга результатов, спортивно-технические соревнования «Модели наши не знают скуки» с моделями самолетов, машин, лодок, изготовленныхна занятиях объединения, лабораторные работы по сборке сложных деталей, по способам соединения, коллективный анализ технических моделей с большимколичеством деталей.

Содержание: применение современных педагогических методик (технологии личностно-ориентированного обучения (Приложение 1), здоровье-сберегающие (Приложение 2), игровые, элементы проблемного обучения, метод проектов), сочетание коллективных форм работы с индивидуальными, бесконечный поиск совершенства во всём.

Реализуются основные задачи проекта, организация задачи проекта, организуется проведение запланированных мероприятий с позиции личностно-ориентированного подхода.

На этом этапе проведены существенные изменения образовательной программы "Начальное техническое моделирование". Введены новые технические игры (Приложение 3), в занятие включено личностно-ориентированное обучение, внедрены современные технологии образования. При этом использованы методические разработки: Ю.В. Севрюкова «Техническое моделирование: увлечение - хобби-профессия», В.М. Осипенко «Юный техник», Е.Н. Шиянова и Г.В. Найденко «Развитие технического творчества учащихся в системе дополнительного образования», Е.В. Башлий «Игровая методика как одна из форм активных методов обучения на занятиях начального моделирования».Внесены  изменения и в поурочное планирование с учётом интересов родителей и учащихся, с учетом специфики региона и местных культурно-исторических традиций, региональных экономических программ, перспектив развития, ресурсного потенциала.

Отличительной особенностью программы является то, позволяет в условиях Дома детского творчества расширить возможности образовательной области технического моделирования; она ориентирована на включение в занятия личностно-ориентированного обучения; использование игровых заданий, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность. Основные задачи программы – это научить детей: разрабатывать и читать схемы; составлять и вырабатывать технологическую последовательность изготовления изделия; выполнять основные технологические операции и осуществлять подбор материалов, инструментов и измерительных приборов; изготавливать конструкцию, производить налаживание и диагностику изделия с помощью измерительных приборов.

Принципы педагогического процесса.

На практическом этапе используем приёмы и способы формирования личностно-ориентированного обучения (Приложение 4).

Основные принципы в реализации проекта:

  • Принцип доступности
  • Принцип наглядности
  • Принцип творческой активности
  • Принцип исследовательской позиции
  • Принцип партнерского общения.

При выборе методов опираюсь на уровень технического мышления каждого учащегося, развития его творческих способностей и учитываю имеющийся у него опыт предшествующей творческой работы. Для этого использую шкалу, отражающую пять уровней творческой подготовленности учащихся:

  1. Учащийся может изготовить изделие по предъявленной документации с внесением частичных изменений в чертёж, схему, направленных на совершенствование формы изделия или рациональное  расположение деталей.
  2. Учащемуся доступно изготовление изделий с доконструированием и самостоятельным внесением изменений в предъявленную документацию или отдельную схему.
  3. Учащийся справляется с изготовлением изделий и самостоятельным внесением изменений в технологическую документацию или схему.
  4. Учащемуся посильна самостоятельная технологическая разработка идеи изделия и его изготовление.
  5. Учащийся способен самостоятельно обосновать и сформулировать конструкторскую и рационализаторскую идею изделия, разработать документацию и изготовить изделие.

Эффективны такие методы, как применение технической документации (чертёж, схема, технологическая карта) с сокращёнными данными. Дети научились выбирать рациональный путь изготовления изделия, вносить необходимые изменения в техническую документацию. Выполняют творческие задания частного характера. Например, Караваев Сергей и Шутько Тимофей уменьшили размеры катамарана, изменили изделие путём замены деталей, узлов более эффективными, улучшили внешнее оформление готового катамарана. Мысленный эксперимент - один из наиболее эффективных методов формирования способности к исследованию у учащихся. Так, изучая новые электроды для ионизаторов, юные исследователи Классен Саша и Вадиев Рамазан перемешали различные зёрна между электродами, на которые подавали напряжение. Они выяснили, что зёрна в электрическом поле ведут себя по-разному: одни поднимаются и устанавливаются в определённом направлении при 10 кВ, а другие не реагируют на напряжение даже 50кВ. Зёрна посеяли в ящики. Результат получился интересным: зёрна, которые реагировали на напряжение 50 кВ и более, дружно взошли и дали хорошие ростки уже на третий-четвёртый день, а другие  взошли только на девятый-десятый день, часть же из них не проросла вообще. Из опыта сделали вывод: разные семенав электрическом поле можно сортировать по качеству. Возникла новая задача – создать прибор для сортировки семян.  Мысленный эксперимент  с успехом использует Иванчик Артём при анализе различных схем велосипедов, картинга, багги; при определении причин неисправностей и нахождения способов их устранения.

Эвристический метод предполагает самостоятельное открытие фактов в процессе рассмотрения частных случаев. Создаю такую ситуацию, в которой учащийся самостоятельно (или с помощью) приходит к обобщению. Например, требуется соединить две детали из древесины. Это можно сделать различными способами: с помощью шипов, клея, шурупов, гвоздей. Дети продумали вопрос и решили выполнить соединение на гвоздях. Тогда возникает вопрос: какого размера брать гвозди, чтобы соединение было достаточно прочным? Где и сколько забивать их, чтобы не повредить деталь? Так выстраивается целая цепочка вопросов для решения одной практической задачи. Исследовательский метод предполагает самостоятельное прохождение ребёнком всех этапов исследования: выдвижение гипотезы, разработку плана ее проверки, отработку всех этапов эксперимента и его проведение, анализ результатов.

Разработаны исследовательские работы: «Полет по кругу», «Разработка методов и приемов изготовления электрического угря», «Особенности построения воздушного змея». С исследовательской работой «Особенности технического моделирования багги из подручных материалов по авторскому эскизу» Иванчик Артем успешно выступил наXVIII научно-исследовательской конференции «Шаг в будущее» в г. Ханты-Мансийск (занял III место); в VIII Открытой международной научно-исследовательской конференции старшеклассников и студентов «Образование. Наука. Профессия.Шаг в будущее» в г.Отрадный  Самарской области (занял II место).

Чтобы процесс обучения был эффективным, использую различные приёмы. Известный французский математик, физик и философ Ж.А.Пуанкаре отмечал, что «… всякое обучение становится ярче, богаче от каждого соприкосновения с историей изучаемого предмета». На занятиях знакомимся с именами и жизнью людей, которые создавали технику. Чаще всего дети сами готовят доклады, сообщения, рефераты. Исторические экскурсы на занятиях прививают интерес к предмету и развивают детей.

Техника не может существовать сама по себе. С помощью  межпредметных связей (МПС) закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Во время занятий можно выявить связь со следующими школьными дисциплинами: технология– закрепление методов работы с бумагой, ножницами и клеем; изобразительное искусство–навыки раскрашивания разверток моделей;история–небольшие повествовательные элементы по истории развития техники, физика–изучение законов физики (Приложение 5), информатика – информационные компьютерные технологии. Использование на занятии различных дополнительных сведений о технических открытиях, исторических событиях и т.д. в значительной  степени   повышает познавательный   интерес к предмету. Опираясь на связи с другими науками, раскрываются отношения «техника – человек», «техника – общество – труд».

В конце каждого полугодия: защита, обсуждение и оценка творческого задания как автором работы, так и товарищами в группе.

Творческие задания дают возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам учащийся. Так, дети с техническими способностями чаще работают со схемами или таблицами, эскизами, чертежами. Дети «гуманитарии» выбирают более творческую работу со словом и цветом, например: написали сочинения на районный конкурс "Мечта о будущей профессии", где мечтают стать лётчиком, инженером-конструктором (1 место), участвуют в конкурсах рисунков, где иллюстрируют технические объекты (Приложение 6).

Стараюсь учащихся постоянно занимать чем-то новым, пытаюсь разнообразить свои подходы к техническому воспитанию. Для этого на занятиях создаём экологическую тропу «Удивительное рядом» (из пластиковых бутылок изготавливаем катамараны, самолёты и т.д.)

Цель проекта состоит не только в усвоении теории, но и применении  знаний в повседневной жизни. Поэтому используем такой приём, как мотивация к учению. Учащиеся написали сочинение на тему «Техника в профессиях моих родителей». Проанализировали, сделали выводы. На занятиях используется компьютерное тестирование. Оно позволяет проверить знания учащихся быстро и качественно.

 Одно из направлений личностно - ориентированного обучения – это проектная деятельность. Именно работа над проектом развивает, обогащает ребёнка. Мальчики с удовольствием участвуют в работе районных, окружных, международных научно – практических конференций. Проектная деятельность реализуется  не только с помощью традиционных средств: книг, справочников, энциклопедий, аудиозаписей, видеоматериалов, средств массовой информации, но и новых информационных технологий: мультимедийное оборудование, образовательные порталы и сайты общеобразовательных учреждений, материалы Интернет – конференций. Метод проектов способствует формированию критического и творческого мышления учащихся, воспитанию социально активной личности, способной к самоутверждению и самоусовершенствованию. Применяю и проблемное обучение. Для организации продуктивной деятельности учащихся применяются лабораторные и практические работы эвристического характера. Они позволяют не только изучать технические объекты, но и знакомиться с методами физики, математики, информатики, что несомненно способствует развитию исследовательских навыков: понимание сущности проблемы, формулирование проблемного вопроса, формирование и обоснование гипотезы.

Применение здоровьесберегающих технологий позволяет сделать учебный процесс не только увлекательным  и интересным, но и безопасным.

В своей педагогической деятельности использую как традиционные, так и нетрадиционные формы ведения занятий.

В практике уже сложилась система нетрадиционных занятий (Приложение 7), занятие – соревнование; занятие – путешествие; занятие – игра; занятие – сказка; практикум; семинар и др.. Чтобы поддерживать интерес детей, развивать интеллектуальные умения и способности, вызывать желание проявлять себя, возможно использование элементов, приемов, методов нестандартного занятия в традиционном: составление таблиц, опорных схем, конспектов, составление кроссвордов, подготовка и защита реферата, ролевая и дидактическая игра, иллюстрация, использование ТСО. Задания позволяют учащемуся полнее раскрыть собственную индивидуальность и выявить пробелы в знаниях, выявить проблемы в их усвоении.

III этап - заключительный

Цель: исследование результатов практической деятельности.  

Форма работы: создание методических рекомендаций и пособий.         Содержание: этап обобщения, анализа и коррекции проекта, публикации материалов по итогам реализации проекта (Приложение 8).Результативность деятельности учащихся рассматриваю не только по отношению к конечному "продукту", но и применительно к каждому этапу выполнения творческого задания. Разработанный алгоритм выполнения задания по техническому моделированию состоит из четырёх основных этапов:

  1. Осознание и обоснование идеи;
  2.  Техническая разработка задания;
  3. Практическая работа над заданием (объектом);
  4. Апробирование объекта в работе и оценка результата творческого решения

Немаловажным моментом в системе работы по развитию технических и творческих способностей учащихся является возможность участия в разнообразных мероприятиях по техническому творчеству. Успешные результаты придают детям чувство уверенности в собственных силах, создают ощущение самодостаточности, востребованности в обществе. Очень эффективно проходит неделя технического творчества. Создали серию моделей катамаранов, самолётов, велосипедов. Юные конструкторы готовили чертежи, металлообработчики делали ходовую часть и привод в гаражах родителей, дизайнеры занимались корпусами, электрики - светильники. Консультантами было организовано чтение лекций на тему «Пути преодоления технических противоречий». Очень активны были родители, заинтересованы в личностно-ориентированном подходе к изготовлению моделей технических объектов сыновьями.

Учащиеся ежегодно участвуют в конкурсах и выставках различного уровня, где занимают призовые места.

Для мониторинга творческого продвижения каждого учащегося и дифференцированного подхода к использованию имеющихся методов и приёмов включения в творческий процесс проводится промежуточная и итоговая диагностика уровня технических и творческих способностей учащихся («Психологический тест Беннета на понимание техники»). Это позволяет теоретически проанализировать и изучить главные компоненты технических способностей: склонность к технике и техническому творчеству, техническое мышление, пространственное воображение, техническая наблюдательность, ярко выраженную зрительную и моторнуюпамять, точность глазомера, ручную умелость(ловкость).

Диагностика уровня технических и творческих способностей учащихся. Определение уровня технических и творческих способностей учащихся осуществлялось через изучение статистических данных об уровне технического мышления и пространственного воображения учащихся. В диаграммепоказывается динамика изменения за три года.

Техническое мышление                                            Пространственное воображение

Вывод: исследование показывает, что в течение трёх лет уровень технических и творческих способностей учащихся повысился примерно с 20% до 67% (т.е. на 47%).

Эффективно решить задачи проекта можно только в тесном сотрудничестве с учащимися, коллегами, родителями.

Свое отражение моей эффективной педагогической деятельности находят:

  • в сохранении и увеличении контингента детей в объединении;
  • в сплочении детского коллектива, оказании взаимопомощи;
  • результативности участия в различных мероприятиях, конкурсах;
  • в динамике предметных, метапредметных, личностных (таблицы 1, 3)и творческих достижений учащихся (таблица 2).

Предметные, метапредметные и личностныерезультаты учащихся

Таблица 3

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

• проявление познавательных интересов и активности в данной области деятельности;
• развитие трудолюбия и ответственности за качество;

• осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
• проявление технического и экономического мышления при организации своей деятельности

• проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия;
• самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
• навыки работы с различными источниками;  

• объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
• соблюдение норм и правил безопасности познавательной деятельности.

• рациональное использование учебной и дополнительной технической информации;
• оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
• владение алгоритмами и методами решения организационных и технических задач;

• владение методами чтения и способами графического представления технической, инструктивной информации, дизайнерское проектирование изделия;

• публичная презентация и защита проекта;
• расчет себестоимости продукта труда.

        «Мало бороться со своими недостатками. Нужно бороться и со своими талантами, чтобы они росли». (М. Каплан).  Поэтому систематически повышаю уровень профессионального мастерства через курсы повышения квалификации, посещение занятий и мероприятий, участие в деятельности методического объединения, оценку качества образовательного процесса, определение динамики роста учащихся, определение перспективы развития как отдельного ребенка, так и всего детского коллектива, активное участие в конкурсах (Приложение 9).

        С целью распространения информации о проекте и перспективного внедрения разработанного методического материала по личностно-ориентированному обучению в практику работы с учащимися предусматривается активное использование взаимодействия педагогов.

Для повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах использования личностно-ориентированного обучения и использовании информационных технологий в трансляции педагогического проекта предусмотрен комплекс мероприятий: проведение мастер-класса; подготовка мультимедийной презентации и информационной методической продукции, публикации на веб-ресурсах педагогических сообществ.

        Итоги реализации проекта: через включение в учебный процесс личностно-ориентированного обучения на занятиях технического моделирования:

- дети уводятся от негативных влияний улицы, от компьютерной зависимости, а вместо этого формируются команды, которые участвуют и побеждают в соревнованиях различного уровня;

-воспитываются социально адаптированные коммуникабельные дети;

-анализ показывает, что 72% выпускников поступили на инженерно-технические специальности;

-наличие эмоционально благоприятной атмосферы между детьми, детьми и родителями;

- увеличение количества учащихся – участников научно-практической конференции муниципального уровня;

- совершенствование и повышение уровня активизации деятельности и развитие профессионально-творческого потенциала педагогических работников, приобщение их к социально значимым инициативам в сфере педагогической деятельности, внедрение в практику современных информационных технологий, оперативный обмен информацией и распространение педагогического опыта.

Ресурсы.

Человеческие (кадровые). В реализации проекта могут быть задействованы педагоги, заинтересованные развитием творческих способностей учащихся через вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность, с привлечением: педагога-психолога, социальных партнеров. Методику личностно-ориентированного обучения могут использовать и используют как педагоги с опытом, так и молодые педагоги.

Временные - проект может являться как краткосрочным так и долгосрочным, в зависимости от запроса учащихся и их родителей.

Информационные – сбор, обработка, анализ и синтез информации, его трансляция в учебном заведении  и  за его пределами; веб – ресурсы педагогических сообществ.

Организационные (административный ресурс) - творческие группы, методическая  и психоло – педагогическая служба.

Материально - технические - данный педагогический проект позволит получить устойчивые положительные результаты при условии: возможности образовательного учреждения удовлетворяют образовательным потребностям учащегося; наличие материально-технической базы: технические конструкторы, проектор; компьютер, средства телекоммуникации(выход в Интернет); раздаточный дидактический материал (тексты, инструкции и комментарии к компьютерной обучающей программе Пшеничнер Б.Г.),«Занимательная астрономия» Кочарян А.А., карты созвездий, дидактические разработки, инструкционные и технологические  карты, инструменты для черчения; записи аудио, видео выступлений, конкурсов, предметно-развивающая среда (занятия, экскурсии); педагогом будет создана система дидактических материалов и средств обучения, прививающих интерес к изучаемому предмету.

Информационно-методическая среда: теоретико-практические, учебно-методические семинары, мастер-классы, конкурсы.

Информационные ресурсы: набор методической литературы, копилка методических разработок, учебно-методические комплексы по предмету, набор обучающих и развивающих программ на дисках;  освоение Интернет-ресурсов.

Нормативно-правовые ресурсы: документы регламентирующего характера.

Партнеры: педагоги дополнительного образования МБОУДОД «Федоровский дом детского творчества», учителя технологии, администрация учреждения, учителя начальных классов.Социальные партнеры: родители, разные организации, которыеоказывают  активное содействие в деле обучения, воспитания и социализации детей. Это и оказание спонсорской помощи, и совместные тематические мероприятия (праздники, совместные походы, соревнования, профориентационные экскурсии).

Целевая аудитория

Данный педагогический проект предназначен для субъектов, вовлеченных в образовательный процесс: дети среднего и старшего возраста объединения «Начальное техническое моделирование», учащиеся других творческих объединений «Федоровского дома детского творчества», педагоги дополнительного образования, родители, с которыми сотрудничают  педагоги в вопросах обучения и воспитания детей. Одно из главных условий реализации проекта – заинтересованность учащихся, родителей и педагогов в личностно-ориентированном обучении с  целью позитивной динамики в интеллектуальном, личностном развитии и социализации учащихся.

Ожидаемые результаты и социальный эффект:

Результаты реализации проекта:

  • включение детей в практику конструирования, сборки технических устройств и управления ими;
  • включение личностно-ориентированного подхода  в учебно-воспитательный процесс;
  • привитие опыта работы в команде;
  • разработка и апробирование методического материала:целостного, системно применяемого комплекса приемов и методов, направленного на формирование технической культуры и ориентированного на техническое творчество;
  • включение опыта применения теоретических знаний детей к созданию технических устройств;
  • выявление одаренных учащихся и вовлечение их в научно-исследовательскую деятельность, изобретательскую работу. Лучшие работы представлены на научно-исследовательской конференции «Шаг в будущее» на муниципальном, окружном уровне;
  • взаимодействие «учащийся-учащийся», «педагог-учащийся», «учащийся-родитель» приведет к реализации потенциала ребенка и достижению успехов;
  • разработанная программа по воспитанию и социализации учащихся, корректировка образовательной программы «Начальное техническое моделирование».

Ожидаемые результаты.

Учащиеся объединения: повышение уровня учебной мотивации; повышение интереса к обучению; профессиональная ориентация, повышение качества знаний; результативное участиевконкурсах и конференциях различного уровня.

Родители:повысилась заинтересованность членов семьи к увлечению ребенка моделированием и конструированием технических моделей.

Педагог – дополнительного образования: профессиональный рост; обобщение опыта на муниципальном, окружном и всероссийском уровне, распространение педагогического опыта на веб-ресурсах педагогических сообществ; повышение квалификации, педагогической компетентности, уровня качества знаний учащихся и мотивации к обучению, результативное участие в конкурсах педагогического мастерства; увеличение количества учащихся-победителей творческих конкурсов, мероприятий и конференций.

Оценка результатов проекта

Методы диагностики в ходе проекта:

1. Наблюдение и регистрация данных о продвижениях ребенка (дневниковые записи).

2. Интервью и беседы. Помогают составить представления о том, как ребенок включается в ту или иную деятельность, чем он интересуется больше всего, какие у него предпочтения.

3. Специальные методы (деятельность психолога: тестовые задания, проективные методы, анкетирование родителей, педагогов).

4. Коллекции работ (достижения ребенка в проектной деятельности, практической деятельности).

5. Регулярное отслеживание результатов деятельности педагогов (промежуточный, итоговый контроль).

6. Творческие отчеты, презентации проектов.

7. Конкурсы, выставки.

Оценка качества реализации проекта:

1. Сравнительный анализ первичной и итоговой диагностики уровня развития ребенка.

2. Анализ документации педагога(планы работы объединений технического направления).

3. Анкетирование родителей.

4. Презентации.  

Перспективы дальнейшего развития проекта

        Дальнейшее развитие проекта возможно при расширении территории контингента учащихся, которые показывают заинтересованность в своем интеллектуальном и социальном развитии.

Реализация личностно-ориентированного обучения учащихся позволит сохранить и развить их потенциал, успешно адаптироваться им как личностям в социуме и одновременно стать социально востребованными. Базовый уровень знаний, умений, навыков превращается из цели обучения в средство актуализации познавательных творческих и личностных возможностей учащихся.

        Методический комплекс «Использование личностно-ориентированного обучения на занятиях технического моделирования», составляющие основу проекта, может быть использован на учебных занятиях педагогами дополнительного образования, учителями технологии, преподавателями технических дисциплин. На основе полученных данных планирую осуществить корректировку и  дополнение образовательной программы «Начальное техническое моделирование», получить статус «авторская программа», повысить результативность участия в конкурсах проектов на всероссийском уровне.


Литература

  1. А. И. Фишман; А. И. Скворцов, Р. В. Даминов, «Видеозадачник по физике» [Электронный ресурс]: Обучающие программы нового поколения. Часть 3/ . – М.: ООО "New Media Generation. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM ).
  2. Выготский Л. С., «Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк». – М., 1991. – 96 с.
  3. Курилева Н. Л., «Развитие технических способностей учащихся при обучении физике в основной школе». – М., 2007. – 260 с.
  4. Тест Беннета механической понятливости//URL:  ttp://sakhitti.ru/itti/web/odaren/4.1.2.html, http://electrohobby.ru
  5. «Физика, химия и техника, делимся опытом и выкладываем поделки!» URL:http://fizikafizika.3dn.ru/news/transformator_tesla_na_odnom_tranzistore_ili_kacher_brovina/2012-07-15-24
  6. Фишман А. И., Скворцов А.И., Кавтрев А.Ф. и др., «Экспериментальные задачи по механике» [Электронный ресурс] / МО и науки РФ; Национальный фонд подготовки кадров; Проект "Информатизация системы образования". – М.: ООО " КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ ", 2008. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
  7. «ЭлектроХобби В мире электричества» // URL: http://electrohobby.ru
  8. Якиманская И. С., «Развитие пространственного мышления школьников». – М.: Просвещение, 1980. – 240 с.  Рецензенты: Мухаметшин А. Г., доктор педагогических наук, профессор, декан факультета педагогики и методики начального образования Набережночелнинского института социально - педагогических технологий и ресурсов, г. Набережные Челны, Ахметов Л. Г., доктор педагогических наук, профессор.
  9. Байбородова Л.В., Серебрянников Л.Н., Обучение технологии в средней школе. Методическое пособие. М. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОСС.
  10. Касьянов В.П., Дизайн. От идеи до патента. Методическое пособие.
  11. ЛопановаЕ.В, Рабочих Т.Б. Личностно - деятельностные технологии обучения.
  12. Технология. Обслуживающий труд: 7класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Под ред. И. А. Сасовой. – 2-е  изд., с уточ. – М.: Вентана Граф, 2008.
  13. Полынская И.Н., Обучение и воспитание учащихся на материалах региональной культуры  - Изд-во Нижневарт. Гуманит. ун-та, 2008.
  14. Полынская И.Н., Национальная культура народов ханты и манси как составная часть регионализации художественного образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: «Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в условиях школы-интерната»

Педагогический проект «Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в условиях школы-интерната»...

Использование технологии личностно ориентированного обучения с целью развития познавательных и творческих способностей учащихся

Современный  этап   педагогической   практики -   это   переход   к   деятельностно  развивающей,   л...

Развитие творческих способностей учащихся на занятиях студии "Мастерица"

Прокудина Ирина Михайловна         Учитель технологииВысшая квалификационная категория Развитие творческих способностей учащихсяна занятиях в ...

"Развитие творческих способностей учащихся на занятиях творческого объединения"Мягкая игрушка"

В этой работе я делюсь опытом работы по развитию творческих способностей детей младшего и среднего школьного возраста на занятиях творческого объединения "Мягкая игрушка"....

Тема педагогического опыта: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы при помощи современных образовательных технологий»

Обобщение педагогического опыта по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы при помощи  современных образовательных технологий»...

Исследовательский проект "Развитие памяти и творческих способностей учащихся с помощью приемов мнемотехники на уроках биологии"

АннотацияАвтор проекта: Никифорова Марина ЮрьевнаТема проекта: «Развитие памяти и творческих способностей учащихся с помощью приемов мнемотехники на уроках биологии».Исследуемая предметная...