Обобщение опыта
материал

Михайлова Нина Александровна

Предварительный просмотр:

                 Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку учителей русского языка и литературы МБОУ «СШ № 6» Михайловой Н.А.

ЕГЭ по русскому языку ставит перед словесниками ряд серьезных задач: обеспечение качественного преподавания предмета, создание условий для серьезной подготовки школьников к сдаче экзаменов.

Чтобы учащиеся добились успеха на экзамене, мы убеждены, что нужна работа в целом всего коллектива школы. Сюда, на наш  взгляд, входят:

  • Отработанная система уроков русского языка и серьёзная подготовка по этому предмету.
  • Качественное проведение уроков литературы, обществознания, истории, МХК.
  • Эффективная  организация научно-исследовательской и проектной деятельности по предмету.
  • Активное участие ребят в творческих конкурсах и олимпиадах;
  • правильная, целенаправленная организация воспитательной работы в школе (взаимодействие с семьёй, классные часы, высокая эффективность всех проводимых школьных мероприятий, дополнительное образование и т.д…).
  • Особую значимость имеет продуманная система мониторинга знаний учащихся по предмету.

Чем лучше в школе будет реализована вся эта программа, тем выше будет уровень сдачи ЕГЭ по русскому языку.

Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Жизнь давно доказала, что успешность человека определяется не объемом знаний, а умением их применять.

Не секрет, что на ЕГЭ по русскому языку даже отличники выполняют правильно (в среднем) 90 -95 % заданий, не добирают 2-5 баллов до 100 баллов. Почему?    Опыт работы показал, что при подготовке к ЕГЭ происходит снижение познавательной активности обучающихся, и причин здесь много. Главная из них - один урок русского языка в неделю (большой разрыв между уроками отрицательно сказывается на активности учащихся и запоминании материала).   Кроме того, есть психологические причины:  выпускники боятся неудач, решается их судьба, упущены знания по некоторым темам курса русского языка, не отработаны должным образом основные умения и навыки. Можно еще долго перечислять то, что мешает выпускнику подготовиться должным образом к ЕГЭ, но мы для себя выявили следующие проблемы:

  1. Отсутствие навыков решения заданий первой части КИМа:;
  2. Ошибочное понимание формулировок вопроса к заданиям ЕГЭ;
  3. Технические ошибки при заполнении бланков ЕГЭ;
  4. При подготовке к ЕГЭ учащимися  не всегда  учитываются структурные особенности КИМ'ов;

5.Неправильное распределение времени выпускниками   на выполнение заданий. (Сочинение пишется в дефиците времени и без учета критериев проверки

Кроме того, в ходе подготовки к ЕГЭ мы сталкнулись с определёнными  трудностями  следующего характера:

1. Недостаточный уровень мотивации к обучению учащихся.

2. Недостаточная  сформированность речи, мышления, низкое общекультурное развитие обучающихся;

3. Незаинтересованность отдельных выпускников  и их родителей в результатах обучения.

Как же мы, учителя русского языка, работаем над решением  этих проблем?

У нас сложилась определенная, отработанная система работы при подготовке к ЕГЭ по русскому языку, направленная на решение данных  проблем:

Опираясь на собственный опыт, подготовку к ЕГЭ мы начинаем с 5 класса,  особое  внимание уделяя  формированию орфографических и пунктуационных навыков (5-9 классы).

Из своего опыта можем  сказать, что у пятиклассников навык распознавания орфограмм развит недостаточно или не развита вообще. Поэтому одна из первых задач, которую мы ставим перед собой  – учить распознавать части речи, научить видеть орфограммы, знать их «в лицо». Этого мы  добиваемся, когда учим   детей работать  графически даже там, где нет пропуска букв, а орфограмма есть. Постепенно работа в таком формате становится привычной практически для всех.

- При изучении правил орфографии и пунктуации мы    нацеливаем  детей, мотивируем  их на внимательное и глубокое изучение материала, т.е. делаем акцент на то, что этот материал встретится в КИМах ЕГЭ

Начиная с 5 класса, каждый наш ученик заводит тетрадь для опорных конспектов, в которую до 11 класса включительно собирает с помощью учителя весь теоретический материал, необходимый для сдачи ОГЭ и ЕГЭ,  в виде схем, таблиц, алгоритмов, моделей, блоков, правил. В результате логической обработки материала создаем  условия для формирования у учащихся обобщённых знаний, позволяющих успешно готовиться к выполнению первой части в системе подготовки к ЕГЭ

Для системного повторения всех разделов русского языка используем пособия Г.Т. Егораевой, И.В. Цыбулько,  В.Н. Александровых, И.И.Пасичника «ЕГЭ. Русский язык», которое  содержит и обобщающий теоретический материал в виде схемы и таблицы, и тренировочные задания различных видов, и комплексный анализ текста, и контрольные работы. Зная о том, что для успешного выполнения тестовых заданий ЕГЭ необходимы глубокие и прочные знания по теории всего курса русского языка, мы

на каждой стадии урока используем  свои методические приемы. Таблицу «ЗХУ» (Знаю, Хочу узнать, Узнал (а) и таблицу «Инсерт» используем  в начале повторения каждого раздела. В таблице «ЗХУ» имеются три раздела: в первой графе «Знаю» учащиеся записывают кратко, по памяти, имеющиеся знания; во второй графе «Хочу знать» – производится запись того, что ещё интересует ученика по теме – это могут быть  информационные или проблемные вопросы; в третьей графе – после самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, кратко формулируются ответы в виде отдельных теоретических положений.

При работе с таблицей «Инсерт» старшеклассники самостоятельно работают с теоретическим материалом (используя при этом раздаточный материал): вначале они просматривают материал и делают пометки в тексте, затем заполняют таблицу. В первой части таблицы (+) определяется материал, который  ученики хорошо усвоили, то есть понимают теоретический материал, самостоятельно приводят примеры. Во второй части таблицы  конкретизируется материал, который вызывает большие трудности. В третьей части формулируются вопросы по слабо усвоенному или непонятому материалу для работы в группах или в парах сменного состава.

Не менее важным приемом является «Кластер». Суть заключается в том, что информация, касающаяся какого-либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. Заметим, что графическое структурирование текста для многих учеников является необходимым в силу специфики их способа восприятия информации

Большое значение при подготовке к ЕГЭ мы уделяем своевременной корректировке  результатов, организации  контрольно-оценочной деятельности учащихся.  Мы считаем, что от  четкого и правильного «диагноза» состояния уровня обученности учащегося зависит составление его индивидуального маршрута подготовки к ЕГЭ по русскому языку. В основу системы мониторинга положены «Критерии оценивания работы ЕГЭ по русскому языку». Механизм мониторинга прост: ученику нужно выполнить несколько  заданий первой части, выявить явные пробелы по предмету, заполнить «Лист учета ошибок», составить вместе с учителем индивидуальный маршрут. Такую работу проводим несколько раз в течение учебного года, а зачастую постоянно с целью выявления динамики развития. Для каждого учащегося предлагаем картину его успехов и пробелов (после диагностической работы), способы устранения этих пробелов: либо самостоятельно, либо индивидуально с учителем, либо в группе. Ученик, разобравшись в теоретическом материале, тренируется в выполнении разного вида заданий, пока умение применять знания на практике не перейдут в устойчивый навык. Зачет по теории  и контрольные задания по разделу или теме позволяют нам определить качество его усвоения. Промежуточная диагностика, как правило, показывает ученику его продвижение вперёд относительно самого себя, что внушает ему уверенность в своих силах и стимулирует к дальнейшей работе по ликвидации пробелов.

Чтобы выпускники  знали структурные особенности КИМов,  каждый год мы оформляем  информационный стенд сменного состава «Готовимся к ЕГЭ», который знакомит со структурой, типами заданий, а  стенд «Пишем сочинение» помогает при написании сочинения-рассуждения. В нашей творческой лаборатории собран весь необходимый методический материал: памятки, схемы, алгоритмы выполнения заданий, справочная литература, пособия.  Нами составлен электронный банк демонстрационных материалов, включая КИМы прошлых лет, сформированы папки с тестами и заданиями по всем частям ЕГЭ  и  по отдельным видам заданий.

Также  при подготовки к экзамену мы используем ИКТ, что  способствует повышению познавательных потребностей учеников. Мы используем  интерактивные презентации как способ контроля знаний и умений обучающихся. Приоритетом использования интерактивной презентации является, во-первых, тестовая форма предлагаемых заданий, во-вторых, доступность и простота создания.

Опыт работы показал, что обучающиеся охотно работают со справочным материалом (электронными словарями, учебниками, справочными пособиями), а также такими информационно-справочными сайтами, как http:// Грамота.ру и «Культура письменной речи» (http://gramma.ru), «Решу.ЕГЭ, По-уши в ЕГЭ». Научность и в то же время доступность материала, обилие увлекательной информации и удобный интерфейс дают возможность использовать эти сайты для работы в классе и дома. Общеизвестны официальный информационный портал ЕГЭ http://www.ege.edu.ru и сайт ФИПИ http://www.fipi.ru, где,  кроме нормативных документов, касающихся ЕГЭ, размещены демоверсии контрольных тестов, а также предоставлена возможность пройти тестирование в режиме реального времени. Они пользуются заслуженной популярностью. Но в рамках урока выполнить большие задания под силу только хорошо подготовленным старшеклассникам, да и для урока чаще требуется менее объемный материал, к примеру, по одной или нескольким темам. Поэтому считаем более удобным применение небольших тематических тестов. Их мы составляем, используя материалы ФИПИ либо находим нужный материал  на сайтах коллег.

. У нас также сложилась определенная система подготовки написания сочинения.  Работу начинаем с ознакомления с критериями оценивания ответа на задание части С, затем продолжаем  обучение правилам построения текста сочинения. Для учеников готовим  памятки в помощь, где пошагово, с примерами рассказываем , как создавать сочинение на основе текста, даем  под запись языковые, речевые стандарты, используемые при рецензировании. Предлагаем в помощь учащимся тексты-образцы. Большим подспорьем является практическая работа по проверке и оцениванию учащимися чужих сочинений-рассуждений. Каждый ученик, имея перед собой критерии оценивая части С, проверяет и выставляет баллы за работу другого ученика,  а затем предлагаем  оценить самого себя.  Для работы с текстами привлекаются материалы Интернет.  К сожалению, желаемых результатов пока ещё не удалось добиться. Почему? Да потому, что узок кругозор  выпускников, низкий уровень начитанности,  владение монологической речью.  А недостаточная  сформированность  мышления и речи, низкое общекультурное развитие не дают возможности учащимся обосновать собственную точку зрения.

Чтобы решить данную проблему, мы проводим   диктанты, содержащие выражения, которые можно использовать при написании развёрнутого сочинения, создали схемы – опоры сочинения -   рассуждения. Внедрили в практику  технологию развития критического мышления.

   Особое место в подготовке к ЕГЭ  мы уделяем  индивидуальной  работе  с каждым выпускником. Она включает в себя консультирование «сильных» учащихся, работу по анализу написанных учащимися сочинений), работу со слабоуспевающими учениками.

     При создании системы подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ, мы пришли к следующим выводам:

  1. Необходимо ознакомление родителей  и детей с ЕГЭ, начиная с 5-го класса.
  2. Проверять теорию русского языка – по зачётной системе с 5-9 класс (устная или письменная форма).
  3. Обязательным условием успешной сдачи ЕГЭ считаем создание методической базы, банка тестовых заданий.
  4. Постоянное использование уроков литературы (анализ текстов с учётом требований в части С), выполнение заданий по русскому языку с извлечением примеров из художественной литературы).
  5. В системе проводить диагностику разного уровня подготовки учащихся.
  6. Убеждены, что необходимы индивидуальные консультации с учащимися, работа в парах, групповая работа.
  7. Кроме того, необходима организация информационной работы при подготовке в формате ЕГЭ по русскому языку.

Таким образом, используя систему работы по подготовке к Единому государственному экзамену, мы  скорректировали  уровень знаний, навыков и умений по всем разделам языкознания, по конкретным темам, изученным в курсе общеобразовательной школы. Предложенная система направлена на развитие практических навыков использования правил и исключений из правил.. Постоянная, но разнообразная работа по подготовке к выпускному экзамену по русскому языку помогает нам  и нашим  ученикам  преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний. Самое главное, на наш взгляд, в любой методике, в любой работе – это желание, осознание важности такой работы самим выпускником, кропотливая деятельность вместе с учителем, ведь недаром говорят: «Дорогу осилит идущий»

 

_________________________________________________________________

           



Предварительный просмотр:

 

             Домашняя работа как средство повышения качества знаний.

                                                                        Михайлова Нина Александровна,

                                                                        Учитель русского языка и литературы

                                                                        высшей квалификационной категории

                                                                        МБОУ «СОШ№6»

                                                                        Г. Нижневартовска                                                                                                           \  

В свое время Эммануил Кант писал: « Занятия в школе могут только вдолбить в ребенка все правила, добытые чужим пониманием, но способность правильно пользоваться ими разовьет  только домашний самостоятельный труд».  Современные же психологи установили, что усвоение знаний и способов деятельности намного прочнее, если оно рассредоточено во времени. Первичное восприятие и закрепление знаний на уроке при любой организации учебного процесса должно обязательно подкрепляться последующим обдумыванием, применением нового знания, увязыванием нового со старым, его творческой переработкой. И если первичное восприятие и закрепление знаний может быть фронтальным, то последующая работа должна быть индивидуальной, самостоятельной, в том объеме и темпе, которые необходимы каждому ученику для полго и прочного усвоения материала.  Это возможно только в условиях самостоятельной учебной работы дома. Мои личные наблюдения  исследования качества знаний обучающихся показали, что домашнее задание в повышении качества знаний занимает не последнюю роль.  Каждый новый учебный год я начинаю с того, что во всех классах, где я работаю, провожу анкетирование.

   Анкета:

  1. Сколько времени ты готовишь домашнее задание?
  2. Всегда ли ты его выполняешь?
  3. Если нет, назови причину:

а) не понимаешь материал;

б) не успеваешь выполнить;

в) лень;

г) неинтересные и однотипные задания;

д) другие причины;

4. На каком этапе урока задается домашнее задание чаще всего?

5. Домашнее задание анализируется или нет? Даются рекомендации по его выполнению?

6. Если ты не понимаешь материал домашнего задания, то обращаешься:

а) к учителю;

б) к родителям;

в) к товарищам;

г) к Интернету;

д) не пытаешься разобраться.

Анализ результатов анкеты позволяет сделать выводы, которые помогают в течение учебного года правильно спланировать домашнее задание:

  1. Учитывать нормы продолжительности подготовки обучающимися домашнего задания
  2.  Тщательно продумывать цели, содержание домашнего задания и формы проверки.
  3. Задавать разнообразные домашние задания, так как однообразие деятельности повлечет за собой односторонность развития личности.
  4. Использовать домашнее задание в целях развития любознательности, интереса к учебе, творческих способностей и формированию навыков самостоятельной работы в целях оптимального развития каждого обучающегося.

Поэтому в своей практике использую следующие виды домашней учебной работы:

  • Индивидуальная;
  • Групповая;
  • Творческая;
  • Дифференцированная;
  • Одна на весь класс;
  • Составление домашней работы для соседа по парте.

       Индивидуальную домашнюю работу задаю отдельным ученикам. В этом случае мне легко проверить уровень усвоения знаний конкретного ученика. Такая работа выполняется на карточках или с использованием тетрадей на печатной основе.

    При выполнении групповой учебной домашней работы обучающиеся выполняют какое – то задание, являющееся частью общего классного задания. Домашнее задание в этом случае подготавливает учеников к работе, которая будет проводиться на предстоящем уроке. Такие задания я задаю заранее. Этот вид работы чаще всего использую в старших классах на семинарских занятиях, обобщающих уроках.

Одна весь класс – самый распространенный вид домашней работы, берущий начало с дореволюционных времен и сохранившийся до наших дней. Постоянное применение таких заданий не ведет к развитию творческих способностей, однако я использую этот вид задания, так как в ходе их выполнения у обучающихся отрабатываются навыки, формируются умения.

  Составление домашней работы для соседа по парте использую следующие задания: « Составь для своего соседа два задания аналогично тем, что рассматривались на уроке», « составь мотогонку на орфограмму Н-НН в прилагательных», подготовь контрольную диктовку на тему « Не с различными частями речи».

   Творческую домашнюю работу я задаю не на следующий день, а на несколько дней вперед. Творческие домашние задания раскрывают индивидуальность и « спрятанные» способности ученика, придают ему самобытность и уникальность.  При составлении творческих домашних заданий, использую следующую классификацию:

     По содержанию                      По виду деятельности:

  • Вопросник                 индивидуальная
  • Кроссворд                  парная
  • Макет, модель              мелкогрупповая (3-7 человек)
  • Ребус                          групповая ( 10-15 человек)
  • Сообщение                  коллективная
  • Доклад
  • Сочинение
  • Реферат
  • Исследование
  • эссе                

Так, например, при изучении темы « Словообразование» мои пятиклассники любят составлять словообразовательные « гнезда» однокоренных слов. При этом я обязательно напомню, что в Словообразовательном словаре русского языка насчитывается слов с корнем «нес» около 480, а с корнем «лет» - 360. Или даю такое задание: « Найдите самое большое слово в русском языке» или слово, в котором есть 7- О, или 6 – Е, или составьте, как можно больше существительных из слова « классификация».  Почти все ученики справляются с этими заданиями: самое большое слово состоит из 55 букв,  7 – О  есть в слове « обороноспособность»,   6 – Е  в слове « всенепременный», а из слова» классификация» можно составить 75 слов.

  При изучении романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», десятиклассники получают такие задания: продолжи предложение: «Вечная Сонечка – это…», напиши мини- сочинение « Как ты понимаешь слова: « Обрести Христа – значит, обрести собственную  душу», « Составьте хронологическую последовательность идеи убийства старухи – процентщицы». Для выполнения  таких заданий нужно хорошо знать текст, поэтому большинство моих учеников легко справляются с этими заданиями.

     Кроссворды, ребусы, вопросники, составление лингвистических сказок, составление поэтических сборников стихотворений, мини – сочинения – это те формы домашнего задания, которые помогают привить любовь к своему предмету, формировать навыки самостоятельной работы, повышать качество знаний.

 В заключение хочется напомнить слова выдающегося педагога В.А. Сухомлинского: « Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства – это первая заповедь воспитания. Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться»

 



Предварительный просмотр:

 Создание системы профилактики неуспеваемости как средство повышения качества знаний

Успеваемость – один из главных показателей качества современной школы. А не успеваемость? Что делать с ней? Многие поколения   пытались решить эту проблему, но увы…  На сегодняшний день она стоит не менее остро.

Слайд 2 Один из психологов дал образное сравнение всей массы детей со стаей птиц, летящих на юг осенью: в середине сплошная туча птиц, впереди и сзади сплошная масса редеет. То же и школьники. Впереди – успевающие, сзади – отстающие, неуспевающие

Так кто же такой  неуспевающий или слобоуспевающий ученик?

Неуспевающий или слабоуспевающий  –это  ученик, который имеет слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых действительно отсутствуют мотивы учения.

Хотелось бы показать возможные пути   предупреждения   и ликвидации пробелов в знаниях учащихся.

  Работу с неуспевающими учащимися я провожу  в несколько этапов.

   Первый этап – диагностический.

Его цель – выявить причины стойкой неуспеваемости, определить   тип неуспевающего школьника, проанализировать ошибки  в работах учащихся. На этом этапе в тесной взаимосвязи работаю с  психологом, социальным педагогом, учителями, классными руководителями.

Слайд 5 Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него причинам:

 

  • Пропуск занятий.
  • Отсутствие желания изучать предмет..
  • Сложность материала.
  • Недостаточные способности ребенка.
  • Пробелы в воспитании.
  • Отсутствие элементарных организационных навыков.
  • Чересчур объемные домашние задания.
  • Ученик не уделяет должного внимание работе дома.
  • Низкая активность во время занятий.
  • Отсутствие условий для успешного обучения (дети из асоциальных семей).

После диагностики    на выявление уровня усвоения программного материала обучающимися по русскому языку  составляю  индивидуальную  «Карту контроля», которая помогает  увидеть истинную картину общеучебных умений   и навыков  учащихся (ПРИМЕР КАРТЫ на слайд)

В «Карте контроля» перечисляются номера орфограмм, в которых были допущены ошибки,

Данная «Карта контроля » позволяет отследить относительную успешность школьника и выстроить индивидуальную образовательную траекторию.(показать индивидуальные маршруты)

Второй этап – методико – отборочный.

Цель – отбор методов, приемов, средств, направленных на повышение мотивации учебного труда, познавательной активности и ликвидацию пробелов в знаниях учащихся. На этом этапе работы формирую разнообразный дидактический материал по темам, составляю различного рода тексты, разрабатываю  памятки, правила – алгоритмы, схемы, таблицы

  Каждый ученик  ведет   листок «Мои ошибки». Он находится на последней странице «книжечки-помощницы», которую ученики ведут с 5- 11 класс.  Выписывает  ошибки из контрольных диктантов, проверочных работ, с их объяснением, выделяя орфограммы. После того как дети осмысленно усвоят правило и изучат слова, в которых они делали ошибки, даётся самостоятельное задание: написать творческий диктант или сочинение, используя слова и предложения с ошибками или  провожу взаимопроверку «Проверь своего соседа по парте»

При работе с листом «Мои ошибки»  я систематически  проверяю его заполнение.

 Третий этап – тренировочно   - технологический.

Цель данного этапа заключается в том, чтобы неуспевающие ученики научились грамотно и осознанно писать, безошибочно находили в слове «ошибкоопасное место», умели объяснить и доказывали свой выбор.

На данном этапе могут быть эффективными, на мой взгляд, следующие задания, представленные на слайде:

​ Карточки для индивидуальной работы.

​ Задания с выбором ответа.

​ Деформированные задания.

​ Разноуровневые задания.

​ Перфокарты.

​ Карточки - тренажеры.

​ Творческие задания.

​  “карточки-информаторы”,

​ “карточки-с образцами решения”,

​  “карточки-конспекты”.

Также различные  виды диктантов вы можете их увидеть на слайд

Слайд 11 Различные виды диктантов:

  • «шепчущие»,
  • Графические,
  • зрительные,
  • диктант-точка
  • диктант-вопрос
  • проверь себя
  • найди слово
  • диктант с взаимопроверкой

Большую роль играет индивидуальная работа с учащимися во время объяснения материала. Она может принимать самые разные формы: к одним учащимся я  обращаюсь с вопросами, другим предлагаю привести примеры, третьих привлекаю к анализу иллюстраций. Это активизирует учебный процесс, вовлекает в работу всех учащихся и помогает отстающим усвоить материал. Вопрос о том, кому из учащихся какое задание предложить, решаю тоже с учётом их индивидуальных особенностей

Чтобы подбодрить особо «тихих» и несловоохотливых:

-задаю им простые, лёгкие вопросы;

- вовлекаю их в работу по парам, чтобы им приходилось делиться ответственностью за ответ в группе;

-стараюсь избегать негативных оценок;

-всегда обращаюсь к ним по имени;

- сравниваю их  результаты  только с его собственными результатами (неделю, месяц назад);

Поддерживаю, подбадриваю  неуверенных в себе учащихся и не просто говорю «Молодец», а обязательно объясню, за  что конкретно его хвалю: «Ты всё-таки добился успеха! Ты две недели учил правила и, наконец, получил «5» по русскому языку».
 Слайд 12.

Ты очень постарался! 
Это достижение! Я ценю то, что ты сделал!
Ты сегодня сделал лучше, чем вчера!
Ты меня порадовал!
Уже намного лучше!
Продолжай также хорошо работать.

Я считаю, что самое главное – это снятие страха.

- Ничего страшного, если ошибешься, даже взрослые люди иногда ошибаются. 
Можно проавансировать успешность результата, сказав: - У тебя обязательно получится…
- Я даже не сомневаюсь в успешном результате.

При затруднении в выполнении задания путем намека, так сказать подсказки, подойдут слова:
- Может быть лучше всего начать с …
- Выполняя работу, не забудь о …

Как показывает опыт, часто даже незначительное продвижение вперёд окрыляет учащихся, возбуждает работать их интенсивнее и повышает интерес к занятиям, а это обеспечивает им успешное усвоение материала и в этом мне помогает Лестница успеха», на которой  я с учениками фиксирую все положительные результаты выполнения домашних, контрольных, проверочных работ, и раз в неделю подвожу итог, что получилось, а где и над чем нужно еще поработать.

Положительное воздействие на отстающих учеников также оказывает одобрительная оценка одноклассников. Стараюсь закреплять за каждым сильным учеником 1-2 слабоуспевающих, чтобы повторить правило перед уроком , а вовремя зачета консультантам разрешаю  принять у них  устный зачет.

   Четвертый этап – итогово – контрольный .

Его цель – проверить уровень ликвидации пробелов в знаниях учащихся.

Целью работы с неуспевающими признается не только восполнение пробелов в их учебной подготовке, но одновременно и развитие их познавательной самостоятельности. Это важно потому, что, догнав своих товарищей, ученик не должен в дальнейшем от них отставать.

 Чтобы « не потерять»,  «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями  я систематически веду отслеживания  уровня усвоения знаний, веду мониторинг успешности на каждого неуспевающего ученика составляю маршрутный лист по ликвидации пробелов знаний, веду дополнительные тетради «Радости» , даю маленькие задания, которые ученик обязательно выполнит на пять, тем самым стараюсь внушить ему уверенность в том, что при желании и он сможет преодолеть любые трудности.

 А вот в 9 классах работу со слабоуспевающими учениками я провожу  немного иначе. В начале года по итогам первого пробного экзамена определяю для себя группу «риска», составляю каждому ученику индивидуально-образовательный маршрут, где прописываю все темы, в которых ученик испытывает затруднения, составляю график сдачи зачета по этой теме, провожу индивидуальные консультации, час коррекции знаний. Веду систематическое отслеживание результатов, что помогает мне увидеть пробелы в знаниях моих учеников. Составляю индивидуальные задания, для этого использую тексты на печатной основе, тесты ФИПИ, всевозможные схемы, алгоритмы, таблицы. Если вижу, что результатов нет, то работаю с таким учеником  индивидуально.

Только ежедневная, кропотливая работа, доброжелательность, заинтересованность в положительных успехах, помогают добиться результатов, пусть небольших, но результатов.

      Все наши дети очень разные: одни яркие, талантливые, другие не очень. Но каждый ребенок должен самореализоваться. Важно понять, что пробелы в знаниях – это не вина, а беда многих наших учеников, а моя задача – помочь ученикам понять, что надо делать, чтобы в знаниях не было белых пятен, увенчанных двойкой в журнале.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта педагога.

Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы....

обобщение опыта работы"Развитие творческих способностей на уроках физики"

обощение опыта по теме "Развитие творческих способностей на уроках физики". Приведены работы детей, которые можно использовать на уроках....

Обобщение опыта

Обобщение опыта работы учителя музыки Корякиной Н. А. по теме: «Развитие эстетического восприятия и познавательной деятельности учащихся на уроках музыки» Идея опыта:Обеспечение успешного развития тв...

Обобщение опыта работы по теме "Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка"

Представлен опыт работы по применению метода интеллект-карт на разных типах и формах уроков русского языка: изучение нового материала закрепление материала обобщение материала  написание до...

обобщение опыта работы

Повышение вычислительной культуры учащихся - презентация и описание слайдов...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...