Обобщения опыта классного руководителя
статья

Мацкевич Мария Васильевна

Обобщение опыта классного руководителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_raboty_klassnogo_rukovoditelya.docx22.58 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы классного руководителя Мацкевич Марии Васильевны: «Создание в классе атмосферы доброты, доверия, взаимопомощи».

Будьте добры к недобрым людям – они нуждаются в этом больше всего.
                                                                                                                                    Эшли Бриллиант.

       Каждый из нас, наверное, хотел бы, чтобы в его семье, коллективе, классе была благополучная психологическая атмосфера. Для этого необходимо, чтобы выполнялись следующие условия:
- Каждый член коллектива должен чувствовать себя в безопасности (имеется в виду физическая, психологическая и эмоциональная безопасность).
- У каждого должно быть сформировано положительное отношение к самому себе, чувство собственной уникальности, ценности.
Каждый должен уметь заводить дружбу и поддерживать дружеские отношения.

- Все члены коллектива должны быть способны ставить определённые цели, быть компетентным при решении поставленных задач, а также уметь разрешать конфликтные ситуации.

Важнейшая задача воспитателя, учителя - целенаправленное формирование в детском коллективе таких отношений, такого морально – психологического климата, который был бы максимально благоприятен для развития лучших качеств каждого ребенка, выявление его творческого потенциала. В атмосфере товарищества, взаимопомощи, взаимной требовательности расширяются возможности для разностороннего проявления, гармоничного развития личности.
    Для создания в детском коллективе атмосферы доброты, доверия, взаимовыручки мы должны развивать положительные эмоции у детей, а также управлять отрицательными эмоциями. В развитии эмоциональной сферы мы должны научить детей умениям вызывать у себя одни эмоции и избавляться от других.

       Какие умения необходимо научить у детей вызывать в себе?

       * Умение прощать. Прощать своим друзьям и недругам, не таить в себе обиду на кого бы то ни было, не растить в себе желание отомстить, наказать.

        * Умение управлять страхом. Одно из главных проявлений страха – это страх потерпеть неудачу. Получить двойку, оскорбительное замечание, стойкий ярлык, от которого трудно избавиться в течение многих школьных лет и т.д.

       Кроме обучения умениям управлять своими эмоциями, дети должны научиться с помощью  воспитателя, классного руководителя создавать вокруг себя, в себе ситуации, способствующие возникновению определенных эмоций. Еще одним аспектом атмосферы доброты, доверия, взаимовыручки в детском коллективе является создание условий для уважения чужого мнения учащимися. Воспитательные мероприятия должны формировать у детей культуру общения, развивать коммуникативные умения. Ребята должны учиться формулировать и высказывать свое мнение, не боясь быть одиноким в своем мнении, учиться отстаивать его, а также признавать свою неправоту и ошибочность своих суждений. Каждый человек, и ребенок в том числе, имеет право на ошибку. Однако значение воспитательной работы воспитателя,  классного руководителя в этом вопросе состоит в том, чтобы научить ребенка принимать свои неизбежные ошибки как должное, не обвиняя в этих ошибках других людей и не формируя в нем комплекс вины. Важный момент, на который надо обращать внимание в воспитательной работе, это воспитание терпимого отношения к разным людям, вещам и взглядам.   Никогда не говорите человеку прямо, что он не прав. Если вы хотите, чтобы человек был с вами одного мнения, прежде всего вы должны доказать ему, что вы его искренний друг. Именно эта «капля меда» обеспечит вам его расположение, а этого уже достаточно, чтобы вы могли убедить его согласиться с вашей точкой зрения. Часто мы сталкиваемся с такими ситуациями, когда неправильно сказанное слово, незнание каких-то элементарных вещей, неловкость в маневрах и поведении могут стать детонатором взрывоопасной ситуации. Поэтому воспитатель должен сделать все возможное для того, чтобы детский коллектив жил интересной, увлекательной и захватывающий жизнью, которая сплотит всех учащихся для большого дела, поможет им преодолеть трудности совместного общения.

          Для достижения поставленных целей можно использовать следующие формы работы с детским коллективом:

1. Тематические классные часы по нравственной тематике;

2. Изучение нравственного наследия мира;

3. Организация циклов бесед «Уроки нравственности»;

4. Занятия в клубах «Азбука нравственности», «Нравственные истины»;

5. Праздники, сюрпризы, конкурсы;

6. Экскурсии, поездки.

7. Игры и др.

        Для сплочения коллектива было проведено много бесед,  семейных праздников: «Праздник вежливости и доброты», «Без труда нет плода», «Русские посиделки». Особенно сплачивают детей различные коллективные игры. Интересно и увлеченно провели  игры – путешествия: «Россия – Родина моя!», «Тайник Вселенной», «По лесным тропинкам». Практика показывает, что эффективнее использовать для беседы, мероприятия послеобеденное или вечернее время. В уютной и неформальной обстановке откровеннее будет идти дискуссионная беседа,  интереснее пройдет вечер «Посиделки», активнее примут участие в конкурсах. А чтобы не замыкаться в кругу узких интересов коллектива, нужно расширить социальные контакты, полезно на некоторые мероприятия приглашать знакомых ребят: бывших выпускников (учащихся профтехучилищ, студентов вузов), интересных людей. Подобные встречи окажут помощь в формировании активной жизненной позиции, в сплочении коллектива, дадут детям возможность принести добро и радость другим людям, самоутвердиться, показать свои способности.
       
 В каждом ребенке заложены начала творческой силы, его творческий потенциал неисчерпаем, надо лишь создать условия для этого проявления. Только благожелательные отношения могут разбудить активность детей. Вот почему психологический климат - решающее условие формирования психологически здоровой и нравственно-активной личности ребенка.
   
Мой опыт работы позволяет сделать вывод о том, что классный руководитель, воспитатель является архитектором детского коллектива, где комфортно каждому. Свою цель вижу в создании атмосферы защищенности в коллективе, целенаправленному планированию ситуаций, ведущих к изменению положения ребенка в детской среде и в дальнейшем развитии индивидуальности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые проблемы методики организации внеклассных мероприятий (из опыта классного руководителя)

В этой небольшой статье я попытался обобщить свой 23-х летний опыт классного руководства. Для анализа взята только одна проблема - спортивные состязания внутри класса. Чтобы Вы могли убедится в...

Обобщение опыта класного руководителя

В презентации показаны цели и задачи воспитательной работы с учащимися и их родителями, предоставлены материалы и фотографии с проведенных мероприятий, схемы воспитательной деятельности и  работы...

описание личного опыта классного руководителя

ФОРМИРОВАНИЕ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА - ПЕРВОСТЕПЕННАЯ ЗАДАЧА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В НАЧАЛЕ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА В ЖИЗНИ ПЯТИКЛАССНИКА....

Обобщение опыта классного руководителя

Обобщение опыта классного руководителя...

«Обмен опытом классного руководителя 5 в класса Чаплыгиной Ж.В. о проведении классных часов, различных форм работы с классом»

Одной из основных форм внеклассной воспитательной работы был и остаётся классный час. ...

Обобщение опыта классного руководителя.

Обобщение педагогического опыта в роли классного руководителя....

Обобщение опыта классного руководителя

Обобщение опыта работыклассного руководителя 7 «в» классаШойдоковой Долгор Юндуновны Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жи...