Методическая разработка урока по физической культуре для 8 класса
план-конспект занятия (8 класс)

Тлехас Каплан Нухович

Тема: «Снятие эмоционального напряжения в процессе учебных занятий»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx22.81 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4 им. ХУАДЕ А. И.»

а. ГАТЛУКАЙ г. АДЫГЕЙСК 385271, а ГАТЛУКАЙ ул. Цуга Теучежа, 2.  ТЕЛ. 9-81-39.

Согласовано:                                                                                                                    Утверждено:

заместитель директора                                                                                               директор МБОУ «СОШ № 4»

по УВР МБОУ «СОШ №4»

                         Ф. К. Блягоз                                                                                                                        С. Е. Четав

Конспект урока

по физической культуре в 8 классе

по теме

«Снятие эмоционального напряжения

в процессе учебных занятий»

                                                                         Учитель физической культуры

                                                            Тлехас Каплан Нухович

а. Гатлукай 2018г.

ТЕМА УРОКА: «Снятие эмоционального напряжения в процессе учебных занятий».

ЦЕЛЬ УРОКА: привитие основ здорового образа жизни через укрепление эмоционального самочувствия (здоровья).

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:

1) Ознакомить учащихся с правилами ведения здорового образа жизни;

2) Выявить степень влияния учебных нагрузок на эмоциональное состояние.

3) Выполнить упражнения для снятия эмоционального напряжения.

Место проведения: компьютерный класс.

Время урока: 45 мин.

Инвентарь и оборудование: учебно-методический комплект для показа презентаций.

Урок проводит: учитель физической культуры 1 категории МБОУ «СОШ №4» а. Гатлукай

Тлехас К. Н.

ХОД УРОКА:

1. Подготовительная часть урока (2-3 мин).

1.1. Распределение учащихся по учебным местам.

1.2. Сообщение темы, целей и задач урока.

     Тема урока «Снятие эмоционального напряжения в процессе учебных занятий. (Слайд№1).

     Эпиграфом к занятию подходят слова шведского философа Кристофера Бострёма «Самое действенное лекарство для физического здоровья есть бодрое и весёлое настроение духа» (Слайд №2).

     Цель урока: привитие основ здорового образа жизни через укрепление эмоционального самочувствия (здоровья).

     Задачи:

Изучить литературу по данному вопросу;

Ознакомить учащихся с правилами ведения здорового образа жизни;

Выявить степень влияния учебных нагрузок на состояние эмоционального здоровья;

Подобрать материал, с помощью которого можно снять эмоциональное напряжение и улучшить эмоциональное состояние. (Слайд №3).

2. Основная часть урока (35 мин).

     В нашей школе проводятся много спортивно-массовых мероприятий, где говорится о здоровом образе жизни. К сожалению, мы не до конца понимаем – что же это такое. Многие ребята считают, что бы вести здоровый образ жизни – надо есть много витаминов, делать утреннюю зарядку и заниматься спортом. На самом деле составляющих здорового образа жизни гораздо больше. И одно из направлений – эмоциональное самочувствие. Актуальность этого направления связана с увеличением интереса к проблемам здоровья нации. В настоящее время учённых интересует здоровье людей на всех уровнях. (Физическое, психическое, психологическое). Они говорят, что наблюдается возрастание нарушений эмоционального здоровья современного человека. (Слайд №4).

     От чего же зависит наше здоровье?

-человеческий фактор – 25% (физическое здоровье – 10%, психическое здоровье – 15%);

-экологический фактор – 25% (экзоэкология 10%, эндоэкология-15%);

-социальный фактор – 40% (образ жизни: материальные условия труда и быта – 15%, поведение, режим жизни, привычки – 25%);

-медицинский фактор – 10%. (Слайды №5 и №6).

     Эмоциональное состояние долгое время недооценивалось в развитии ребёнка, поэтому появилась необходимость во введении нового психического термина – «эмоциональное здоровье» как составляющей психологического здоровья.

     Исследования эмоционального благополучия дают следующие содержательные характеристики:

-преобладающий положительный эмоциональный фон;

-доминирующее состояние спокойствия, удовлетворённости и уверенности;

-субъективное переживание счастья;

-толерантное отношение с другими.

Особенности эмоционального развития детей проявляются в лёгкой возбудимости, частой смене настроения. (Слайд №7).

     В жизни человека большое значение имеет эмоциональное состояние. Хорошее настроение, например, активизирует познавательную и волевую деятельность человека. Эмоциональное состояние может зависеть от выполняемой деятельности, совершаемого поступка, от самочувствия, прослушанной песни, прочитанного произведения. Все эмоциональные состояния причинно обусловлены, хотя ребёнок не всегда ясно осознаёт причину своего состояния. К классу эмоциональных состояний относятся настроение, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. И все они сопровождаются эмоциональными переживаниями. (Слайд №8).

     Настроение – это более или менее длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все другие переживания и деятельность человека. Настроение всегда имеет причину. Ею могут быть окружающая природа, события, люди, выполняемая деятельность, состояние здоровья. Настроение накладывает отпечаток на поведение. Если человек находится в хорошем настроении, то даже значительные трудности воспринимаются им как преодолимые, выполняемая работа кажется интересной, люди – добрыми отзывчивыми и приятными. Если же настроение плохое, то та же работа кажется скучной и неинтересной, те же люди – раздражающими и плохо воспитанными, любая трудность – непреодолимой. (Слайд №9).

Физкультурная пауза. (5 мин).

1. На вдохе с силой сжимаем кулак с загнутым внутрь большим пальцем. На выдохе расслабляем. Делаем с закрытыми глазами (5-6 раз).

2. Левой рукой -  за кончик носа, правой – за кончик левого уха. Поменять (5-6 раз).

3. Пальцы в замок. По указанию учителя двигать указанными пальцами(5-6 раз).

4. Встать прямо. Наклониться как можно ниже, руки висят, почти касаясь, пола. Качать головой 10 раз из стороны в сторону и вперед – назад (2-3раза).

5. Закрыть уши ладонями, сблизив кончики пальцев, приложить их к затылку и слегка постучать ими по затылку (5-6 раз).

6. Скрестить пальцы на затылке, поднять голову, смотреть вверх, руками, оказывая сопротивление сгибанию шеи (5-6 раз).

7. Стоя ладони слегка сжать в кулаки, руки согнуть в локтях, раскачиваться вправо и влево 5-8 раз, стараясь соблюдать ритмичность дыхания. Три глубоких вдоха и выдоха после каждого повторения (5-6 раз).

8. Стоя, слегка согнув руки в локтях, ноги в бедрах и коленях, спина и шея прямые. Делать повороты вправо и влево, не отрывая стоп от пола 3-4. Следить, чтобы двигались все суставы, поясница, шея (5-6 раз).

9. Встать прямо, ноги на ширине плеч, поднять руки перед собой, грудь вперед. Сильно потрясти расслабленными кистями. Затем сильно сжать руки в кулаки. Разжать кулаки, раздвигая пальцы, как можно больше (5-6 раз).

     Под аффектом понимается кратковременная, бурно протекающая, эмоциональная реакция. Для аффекта характерна чрезвычайная сила проявления, он захватывает человека целиком. Нередко в состоянии аффекта многое из происходящего воспринимается необычно, в совершенно ином освещении, происходит ломка привычного поведения. Находящийся в состоянии аффекта человек нередко плохо сознаёт, что он делает. Он не может сдержать себя, не предвидит результатов своей реакции, оказывается, настолько поглощён своим состоянием, что плохо оценивает характер и значение содеянного. (Слайд №10).

     Следующее эмоциональное состояние это страсть. Страстью называется сильное, стойкое, длительное чувство, порождающее энергию, направленную на достижение единой цели. Страсти всегда побуждают людей к активной деятельности, через которую страсть удовлетворяется и на основе которой она развивается. (Слайд №11).

     Ещё одно эмоциональное состояние – это стресс. Оно вызывается неожиданной напряжённой обстановкой. Стрессовыми состояниями будут действия в условиях иска, необходимость самостоятельно принимать быстрое решение, мгновенные реакции при опасности, поведение в условиях неожиданно меняющейся обстановки. В стрессовом состоянии может с трудом осуществляется целенаправленная деятельность, переключение и распределение внимания, может наступить даже общее торможение или полная дезорганизация деятельности. При этом навыки и привычки остаются без изменения и могут заменить собой осознанные действия. (Слайд №12).

     Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. С приходом в школу изменяется эмоциональная сфера ребёнка. С одной стороны, у младших школьников, особенно первоклассников, в значительной степени сохраняется свойство бурно реагировать на отдельные, задевающие их, события и ситуации. Дети чувствительны, впечатлены и эмоционально отзывчивы. Ситуация школьной жизни вводит ребёнка в строго нормированный мир отношений, требуя от него организованности, ответственности, дисциплинированности, хорошей успеваемости. Это отражается и на здоровье младших школьников, и на их поведении. Поступление в школу – это такое событие в жизни ребёнка, в котором обязательно приходят в противоречие два определяющих мотива его поведения: мотив желания (хочу) и мотив долженствования (надо). (Слайд №13).

     Отечественные психологи, изучавшие с помощью проективного теста возрастную динамику тревожности, определили, что младшие школьники наибольшую тревожность обнаружили в общении с посторонними взрослыми людьми, наименьшую – со сверстниками. Подростки наиболее тревожны в отношениях с одноклассниками и учителями. У старших школьников обнаружили самый высокий по сравнению с другими возрастами уровень тревожности во всех сферах общения, но особенно резко вырастает у них тревожность в общении с родителями и теми взрослыми, от которых они в какой-то мере зависят. (Слайд №14).

     Теперь мы выполним упражнения для снятия эмоционального напряжения.

Упр. №1. Сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимайте с усилием кулак, сделайте вдох (5 раз).

Упр. №2. То же самое с закрытыми глазами (5 раз).  

Упр. №3. Улыбнитесь как можно шире, покажите зубы (6 раз).

Упр. №4. Попробуйте медленно написать своё имя головой в воздухе (1-2 раза).

Упр. №5. Помассируйте указательными пальцами обеих рук (до 10 раз) точки на лбу между бровями, на висках и за ушами. (3 раза).

Упр. №6. Пальцем зажмите правую ноздрю. Дышать левой спокойно,

неглубоко (5 раз).

Упр. №7. То же, зажав пальцем левую ноздрю. (5 раз).

3. Заключительная часть (5-7 мин).

     Игра «радость». Изобразите «радость» на лице и передайте это выражение соседу. Сосед должен повторить эмоцию на лице как можно точнее. Передайте это выражение дальше! Сравнить выражение лиц первого ученика и последнего.

     Закрепление, изученного материала: учащиеся отвечают на вопросы.

1. От чего зависит здоровье?

2. Что такое эмоциональное здоровье?

3. Важно ли уделять внимание психологическому здоровью?

4. Эмоциональное самочувствие связано с психологическим благополучием?

5. Каковы основные особенности эмоционального развития детей?

6. Эмоциональные состояния, можем ли мы их контролировать?

(Слайд №15).

     

Домашнее задание: подготовить и разучить упражнения, занятия, которые могут помочь снять эмоциональное напряжение, стресс, полученный учеником в процессе занятий.

     Использованный материал:

1. Л. М. Аболин. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. – Казань 1987г.

2. С. А. Беличева. Сложный мир подростка. – Свердловск 1984г.

3. В. В. Ветрова. Уроки психологического здоровья. – Москва 2000г.

4. Е. И. Изотова. Эмоциональная сфера ребёнка. – Москва 2004г.

5. http://img-fotki.yandex.ru/get/4407/margosha-afrika.80/0_6562e_e03d4115_XL

(Слайд №16).

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по физической культуре по разделу легкая атлетика с юношами 11-го класса.

Тема урока: метание гранаты, бег на короткие дистанции и прыжки в длину.Задачи: совершенствование техники метания гранаты по цели из различных исходных положений.– закрепить навыки бега на 100 м...

Методическая разработка урока по физической культуре по разделу гимнастика для учащихся 5-го класса

Тема урока: висы и упоры на перекладине                          равн...

методическая разработка: урок по физической культуре 1 класс

Методическая разработка:  урок по теме Как устроен человек, прыжки через скакалку...

Методическая разработка урока по физической культуре (10 класс) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья на тему: "Становление современного футбола".

В Россиию футбол привезли во второй половине XIX века английские моряки, поэтому первые команды появились в портовых городах - Одессе, Николаеве, Санкт-Петербурге, затем и в Москве. 1901 год...Тогда б...

Методическая разработка урока по физической культуре 10 класс (юноши)

Гимнастика в старших классах начинает разделяться все сильнее на элементы для девушек и юношей. У девушек гимнастические элементы связаны с гибкостью, а у юношей с силовыми способностями. Важным факто...

Методическая разработка урока по физической культуре по теме: «Применение инновационных педагогических технологий на уроках волейбола как способ повышения мотивации и интереса к занятиям физической культурой».

Данная разработка представляет собой конспект урока физической культуры по ФГОС с использованием инновационных технологий, проведение которых в системе, помогает решить одну из главных задач физическо...