МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Методический портфель педагога»
методическая разработка

Валентина Павловна Новикова

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Методический портфель педагога»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

«Методический портфель педагога»

Методический портфель педагога часто является составной частью оценивания качества профессионализма педагога при аттестации и проведении различных профессиональных конкурсов для педагогов.

Безусловно, существует много путей создания портфелей, структура, содержание и параметры оценивания которых будут варьироваться. Предлагаемая здесь структура и содержание методического портфеля апробированы на факультете профессиональной переподготовки Московского института открытого образования. Портфель содержит инвариантные и вариативные (по меченные звездочкой) пункты. Некоторые пункты рассчитаны на педагога высшей категории.

Цели и задачи методического портфеля

  • Развитие  рефлексии  и  критического мышления педагога.
  • Мониторинг динамики развития профессионализма педагога.
  • Систематизация учебного материала.
  • Выявление зон трудностей для педагога и учащихся.
  • Мотивация учителя к постоянному повышению квалификации.
  • Раскрытие  творческого  потенциала педагога.

Структура методического портфеля

1. Информационная часть (Мой педагогический портрет)

2. Информационно-аналитическая часть (Мой Центр детского творчества)

3. Методическая часть (Методическая мозаика)

а) Учебно-методическая деятельность.

б) Научно-методическая деятельность.

в) Организационно методическая деятельность.

г) Экспертиза и диагностика.

4.  Программа языкового и методического образования на ближайшее время (Мои педагогические перспективы).

Содержание методического портфеля

1. Информационная часть (Мой педагогический портрет)

  • Информация о личности владельца методического портфеля (возраст, специальность, образование, педагогический стаж, стаж работы в данной школе, родной язык, владение ино странными языками и их уровень, повышение квалификации, интересы и потребности владельца).
  • Копии документов об образовании, повышении квалифика ции.
  • Характеристики, отзывы методистов и учителей об уроках учителя.
  • Концепция (эссе) «Мое педагогическое кредо» / «Мои основные педагогические ценности» / «Мой педагогический портрет».

2. Информационно-аналитическая часть (Моя школа)

  • Анализ педагогической среды.
  • Анализ психолого-педагогического портрета одного из творческого объединения, где работает педагог (количество учащихся, этап обучения, общая учебная нагрузка, уровень владения предметом, склонности, интересы, способности учащихся, трудности в обучении и т.д.).
  • Анализ портрета сильного и слабого учащегося (возраст, уровень владения предметами, способности, склонности и интересы, взаимоотношения с другими учащимися. Что дается легко, трудности в обучении, умения самоконтроля, степень автономности и др.).
  • Краткая характеристика учебного плана и учебной программы, которыми пользуются в творческом объединении (вариант рабочей программы, тип, вид программы, количество учебных часов по программе).
  • Краткая характеристика УМК по программе, используемых в учебном процессе в качестве: а) основных, б) дополнительных.

3. Методическая часть (методическая мозаика)

а) Учебно-методическая деятельность

  • Учебно-тематическое планирование (технологические карты, графики прохождения учебного материала, графики контрольных мероприятий).
  • Развернутые планы собственных (открытых;) занятий и их самоанализ.
  • Фотографии посещенных уроков коллег и их анализ (не менее четырех).
  • Рефлексия педагога на свою профессиональную деятельность.
  • Перечень аудио-, видео- и других материалов для аудиторной и самостоятельной работы учащихся.
  • Описание  и краткая  характеристика  созданных педагогом учебно-методических разработок (в том числе аудио-, видео-, компьютерных).
  • Банк обучающих памяток для учащихся (примеры памяток усвоения учебного материала).
  • Банк обучающих заданий (примеры формулировок заданий для развития навыков и умений деятельности).
  • Игротека (примеры игр для развития умений и навыков).
  • Банк контролирующих заданий (примеры формулировок заданий для контроля умений и навыков).
  • Банк учебно-методической  литературы.

б) Научно-методическая деятельность

  • Научно-методическая концепция обучения.
  • Сообщения и доклады на заседаниях методических объединений, семинарах, конференциях.
  • Планы научного руководства проектами и рефератами учащихся.
  • Доклады на конференциях по обобщению собственного опыта или результатов работы инновационной площадки.
  • Научно-методические статьи по проблемам исследования.
  • Автореферат кандидатской диссертации.
  • Глоссарий методических терминов.
  • Глоссарий филологических терминов.

в) Организационно-методическая деятельность

  • Планы организации и проведения воспитательных часов.
  • Планы заседания методических объединений.
  • Планы внеурочной деятельности.
  • Сценарии проведенных досуговых мероприятий.

г) Экспертиза и диагностика

  • Материалы оценивания: критерии' и шкалы оценивания раз личных продуктов (проектов, сочинений и т.д.).
  • Анализ материалов входного (диагностического) тестирования, промежуточного и итогового контроля.
  • Анализ пилотирования экспериментальных программ и материалов.
  • Рецензии на учебники и учебные пособия, проектные задания учащихся.
  • Анализ типичных ошибок учащихся в разных видах деятельности.
  • Примеры оцененных работ учащихся.

4. Программа языкового и методического образования на ближайшее время (Мои педагогические перспективы)

  • Повышение квалификации (чтение специальной литературы, курсовая или модульная подготовка, участие в семинарах и т.д. с указанием конкретных сроков и тем).
  • Повышение квалификации (чтение специальной литературы, курсовая или модульная подготовка, участие в семинарах и т.д. с указанием конкретных сроков).

Оценивание методического портфеля

Методический портфель может оцениваться по следующим критериям:

  • Психолого-педагогическая компетенция.
  • Методическая компетенция.
  • Коммуникативная компетенция.
  • Творчество и академизм.
  • Культура презентации материала.
  • Культура устной презентации методического портфеля.

Портфель относится к аутентичным средствам оценивания и может быть использован, чтобы документально подтвердить про веденные мероприятия, показать динамику развития профессионализма педагога, дать возможность педагогу самостоятельно оценить свою деятельность. Методический портфель облегчает процесс внешнего оценивания и служит важным инструментом для аттестации качества труда педагога.

Другой вариант организации методического портфеля учителя

РАЗДЕЛ 1. «Общие сведения об учителе»

  • Личные данные
  • Копия диплома о высшем образовании
  • Копия удостоверения о повышении квалификации
  • Копии удостоверений к наградам (медали, ордена)
  • Копии грамот

РАЗДЕЛ 2. «Результаты педагогической деятельности».

  • Самоанализ педагогической деятельности
  • Итоговые результаты по предмету за 3 года
  • Результаты административных срезовых контрольных работ по предмету с указанием классов
  • Результаты окружных и городских контрольных работ по предмету с указанием классов
  • Результаты сдачи выпускных экзаменов
  • Список медалистов за 3 года
  • Списки победителей интеллектуальных марафонов за 3 года
  • Списки победителей окружных и городских олимпиад за 3 года
  • Список учащихся, поступивших в ВУЗы по предмету

РАЗДЕЛ 3. «Научно-методическая деятельность».

  • Пояснительная записка к программам.
  • Список учебно-методического обеспечения.
  • Перечень проведенных семинаров, «круглых столов», «мастер - классов».
  • Доклады на конференциях, педагогических советах, семинарах.
  • Результаты участия в профессиональных и творческих педагогических конкурсах.
  • Тема самообразования, список литературы, изученной по данной теме, отчет по теме самообразования.
  • Перечень публикаций с их приложением.
  • Проведение научных исследований и развернутый план исследования в рамках творческой группы.
  • Разработка авторских программ (участие, программа)

РАЗДЕЛ 4. «Внеурочная деятельность»

  • Перечень творческих работ учащихся.
  • Список проведенных классных мероприятий с фотографиями.
  • Сценарии вечеров, КВН, конкурсов.
  • Победители олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов (за три года).

РАЗДЕЛ 5. «Учебно-материальная база»

  • Перечень оборудования учебного кабинета
  • Перечень нового оборудования.
  • Список учебных фильмов.
  • Перечень наглядных пособий
  • Список аудиозаписей.
  • Перечень справочной литературы и дидактических материалов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации в помощь педагогам при подготовке школьных команд для участия в творческих конкурсах различного уровня

Полезный материал при подготовке ребят к участию творческих конкурсах: начало работы, разновидности творческих конкурсных испытаний, репетиции, работа с микрофоном, возможные ошибки на выступление и с...

Методические рекомендации в помощь педагогам туристско-краеведческой направленности "ОРГАНИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ"

Рекомендации по оформлению документации школьных музеев и комнат славы:примерное положение о музее образовательного учрежденияучёт и хранение экспонатовсобирательская карточкаэкспозиционная работа...

Методические рекомендации в помощь педагогам-организаторам «Праздничный мир игры как основы социализации ребёнка»

Теория игры (методологическая основа). Социальная природа игры.Классификация игр.Игры детей дошкольного возраста..  Игры детей младшего школьного возраста. Организация сюжетно-ролевых игр в услов...

Методические рекомендации Анализ занятия педагога

Данные методические рекомендации служат помощью в анализе занятия педагогов отделения дополнительного образования детей....

Методические рекомендации "Работа социального педагога по формированию толерантных отношений у обучающихся"

Данные методические рекомендации могут быть использованы педагогами, классными руководителями и социальными педагогами для воспитания культуры общения обучающихся в духе «толерантности»...

Методические рекомендации для социального педагога

Предложенные  материалы  преднозначены социальным педагогам ОУ, специалистам по социально-педагогических служб. ...

[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств

[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность Автоматизация технологических процессов и производств...