 Занятие-игра «Поверь в мечту»
классный час

Валентина Павловна Новикова
  • Занятие-игра «Поверь в мечту»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл put_k_mechte.docx24.87 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ-ИГРА «ПОВЕРЬ В МЕЧТУ»

в творческом объединении учреждения дополнительного образования

Цель: разработка перспективной карты  развития личности обучающегося.

Задачи:

Обучающие:

  • формирование  навыков определения собственной цели и выстраивания  плана её достижения;
  • формирование навыков самоанализа;
  • формирование способностей к самопознанию, саморазвитию и самореализации

 Развивающие:

- развитие мотивации к достижению позитивных жизненных целей;

- развитие  творческого мышления: беглость, гибкость и оригинальность мышления, воображения;

- совершенствование ассоциативных механизмов мышления;

- развитие способности выхода за сформировавшиеся стереотипы мышления;

- развитие навыков презентации своего мнения;

- развитие навыков самоконтроля;

Воспитательные:

- осознание своих жизненных целей, ценностей и ресурсов, которые могут помочь в достижении цели;

- формирование личной ответственности за свое будущее;

- побудить интерес к самоанализу,

-укрепление желания заниматься  саморазвитием.

Форма проведения: групповая (возможно и индивидуальная).

Продолжительность: 40 – 50 минут.

Целевая  аудитория: учащиеся 5-9 классов.

Оборудование: листы бумаги формата А3-А2, карандаши, цветные карандаши, фломастеры, стимульный раздаточный  материал: картинки с изображением кораблей, маяков, чудовищ (приложение №1), ножницы, клей, презентация с пояснениями, материалами для рефлексии в конце занятия (приложение № 2)

Аннотация занятия-игры « Путь к мечте»

Развивающее занятие для подростков, направленное на  формирование мотивации и навыков постановки жизненных целей. Актуальность темы обусловлена возрастными задачами данного возраста,  такими как формирование временной перспективы, закладывание основ самоопределения и личностного и профессионального,  и требованиями социума к личности человека (активность, инициативность).

Для работы над таким серьезным вопросом, как целеполагание была выбрана игровая форма занятия, своеобразный «настольный квест», где участник игры является и автором и главным героем одновременно, что позволяет строить игру по своему личному плану, дает возможность раскрыть личностный потенциал, максимально самовыразиться и получить результат своей деятельности.  Тема «путешествий и приключений» делает занятие  привлекательным  для подростков.

Ход занятия

Педагог. Часто мы мечтаем об интересной счастливой жизни и ждем какого-то необыкновенного случая для ее начала, а когда этот момент настает, то можем  пройти мимо. Например, верите ли Вы,  что сегодня, здесь  на нашем занятии каждый из Вас сможет совершить необычное, фантастическое путешествие. Попробуем? (педагог показывает слайд №1 «Старинная карта»)

У человека была красивая большая  мечта, но она имела нечеткие очертания как облачный замок Фата-Морганы, и  как все ускользающее и призрачное,  довольно измучила своего хозяина настолько, что человек был уже готов отказаться от мечты, он не знал, как к ней приблизиться. И однажды наш герой получил таинственный конверт. Вот что он прочитал:

«Здравствуй. Сегодня ты получил это письмо. Оно было написано в день твоего рождения и ждало именно этого часа. Не важно, что сейчас за окном, пасмурно или ясно, где ты, на юге или севере, сколько тебе лет и даже, что ты сейчас чувствуешь радость или печаль. Важно другое, сегодня ты должен отправиться в путь, откладывать нельзя. Брать вещи в дорогу не нужно. Все что понадобиться у тебя внутри, это качества твоего характера. Выйди на пристань, среди множества судов можешь выбрать  для себя любое от простой лодки до лайнера. Знай, во время путешествия могут возникнуть опасности, бури, водовороты, морские чудовища встанут на пути, но каким бы безвыходным не казалось положение, какие бы черные тучи тебя не окружали, ищи свет маяка. Маяки помощи стоят на протяжении всего пути. И главное, то ради чего было написано это письмо. В конце плавания тебя ждет удивительная страна, прекрасный  город, а может и просто тихий уютный  дом, но именно там исполнится твое заветное желание, воплотится самая смелая мечта. Поверь, что сейчас кажется трудным и невозможным  обязательно получится. Не сомневайся,  для победы у тебя есть сила, упорство, ум, и раскроется все это во время пути. Нужно только решиться на этот шаг. Я жду тебя в городе твоей мечты!»

Человек несколько раз перечитал письмо, взволнованный он вышел на набережную.  У причала стояли суда: парусники и теплоходы, военные корабли и яхты.  Внимательно  все осмотрел наш герой  и выбрал быстроходную шхуну.  Поднявшись на корабль, нарисовал  карту своего путешествия. Без карты его путь превратился бы в бесцельное блуждание. Он дал названия землям, островам, морям и океанам, предвидя трудности,  расставил на карте маяки помощи и обозначил место исполнения мечты. Он понимал, что чему-то  должен научиться в пути, а  от чего-то необходимо  будет избавиться. Стоя на капитанском мостике, наш герой отдал команду: «Поднять якорь!». Вдыхая морской воздух, слушая песню парусов, капитан думал, как был прав тот, кто прислал ему письмо.  

Я не знаю, сколько времени он был в пути, что ему пришлось испытать, но цель была достигнута, корабль пришел в порт заветной страны.

А если бы Вам сегодня пришло такое письмо, какую бы карту нарисовали Вы?  

Знаете ли  Вы, чего хотите в жизни?  За какой мечтой отправились? Какую бы цель Вы перед собой поставили: по времени (долгосрочную на годы или на ближайшее время месяцы), по направлению (примеры: материальное благополучие, карьера, успешно сданные экзамены, дружба, любовь, семья и т.д.)?  

(Здесь  возможен диалог, но это часто  зависит от возраста участников, от степени открытости и доверительности отношений в группе. Старшие подростки бывают достаточно сдержаны в своих высказываниях на этом этапе работы, не считаю нужным настаивать на ответах, вопросы могут звучать фоном к внутренней мыслительной работе ребят.)  

Какие препятствия попытались преодолеть ( море лени, буря страха, отчаяния.  победить чудовищ  зависти, гордыни и т.д.)?

На чью или какую помощь рассчитывали (маяк дружбы, родительской любви, терпения, смирения, и т.д.)?

Предлагаю Вам попробовать себя в роли капитана и нарисовать  каждому из вас свою карту «Путь к мечте». Заполните Вашу карту морями, островами, материками. Дайте им названия.  Откуда лежит ваш путь и куда, обозначьте его пунктиром на карте. Точка окончания пути это и есть Ваша цель. Не записанная цель – всего лишь доброе намерение или элемент фантазии, она лишена энергии. Поэтому обязательно запишите цель. Помните,  конкретные реальные позитивно сформированные цели являются ступеньками к мечте. Например,  «Хорошо учиться» - это мечта, а получить пятерку на уроке - это цель. Нарисуйте свой корабль или воспользуйтесь  предложенными заготовками.

 (Педагог показывает стимульный материал, приложение №1) 

Также вы можете выбрать изображения  маяков,  а если понадобится и морских чудищ, они символизируют трудности.

Цель данного упражнения - представить свой будущий жизненный путь, подойдя к этому процессу творчески, найти и выделить для себя главные цели в жизни, желания, устремления.  В помощь вам подготовлены два слайда на одном из них перечень возможных трудностей, а на другом названия маяков помощи, к использованию они не обязательны, но могут подсказать вам направление мысли. Если во время работы возникнут вопросы или  затруднения, я обязательно вам помогу. Хочу узнать: задача ясна, все ли вам понятно?

(Педагог ждет ответы детей, при необходимости дает дополнительные пояснения)  

Счастливого пути, капитаны!

(Педагог раздает необходимые материалы, и учащиеся начинают работу над  картой. Во время самостоятельной работы учащихся, педагог оказывает помощь по запросу ребят  или, видя затруднения,  наводящими вопросами помогает в  формулировках и т.д., дает необходимые пояснения.)

 

 Педагог в конце занятия: Вижу, карты уже готовы. Ребята сегодня вы проделали на малом листе бумаги большой путь. Было трудно? Что было самым сложным для вас? (Ответы ребят). Согласна с вами, задание не простое, но открою вам важную тайну, о вас самих. Если вы не побоялись достать из морских глубин  чудовищ, значит вы готовы с ними сразиться и у вас есть все шансы на победу. Сегодня вы это доказали:  вы анализировали, думали, определяли цели и  разрабатывали стратегии их достижения, оценивали риски и находили пути решения проблем, проделали большую аналитическую работу. Надеюсь,  вам было интересно. Возможно, вы узнали что-то новое о себе, и карта помогла вам понять что-то важное. Пожалуйста, поделитесь своими мыслями впечатлениями о проделанной работе, можно вслух (слушаем комментарии ребят, если есть таковые), или же записать на обратной стороне вашей карты. Для этого выберите  начало  одной или нескольких фраз на экране  (слайд № 4). Закончите предложения:



сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…



В заключение хочу пожелать вам  интересных дорог, успехов в достижении ваших целей.  Помните, что дорогу осилит идущий! Спасибо за участие!

Ключ для педагога в прочтении карты

Игра предполагает использование стимульного материала (приложение №1), через который проецируются особенности личности  участников. Насыщенность карты объектами может рассказать о степени закрытости или открытости, (чем больше объектов, тем больше герой готов рассказать о себе).

Выбор корабля  может характеризовать  самоощущение главного героя:

Военный корабль – агрессия, или чувство опасности

Спущенные паруса -  нежелание, неготовность к действиям

Лодка – неуверенность, чувство беззащитности

Большой, мощный корабль – уверенность в себе

Катер – мобильность подвижность

Размер корабля пропорциональный масштабу карты – нормальная самооценка, маленький или  большой корабль – заниженная или завышенная самооценка. Отправление корабля от  берега - уверенность, чувство защищенность, поддержка близких.

Морские чудовища символизируют препятствия, трудности страхи. Если карта ими насыщена, то можно предположить повышенную тревожность, стресс, чувство собственной слабости. Чудовище больше  корабля - неуверенность в своей силе, способностях преодолевать трудности. Сами названия чудовищ могут характеризовать проблемы автора карты.

Маяки помощи указывают на внутренние и внешние резервы автора для преодоления трудностей, на его готовность к сотрудничеству, умению находить выход в  сложных ситуациях.

Опыт  проведения (приложение №3) этой игры показал, что часто  создание карты выступает как арт-терапевтическое средство. Младшие подростки,  презентуя свою работу (по желанию)  с увлечением рассказывают, как проходят испытания и побеждают морских чудищ. Некоторые ребята рисуют еще карты с новыми приключениями и победами. Старшие ребята с интересом изучают карты товарищей (по согласию), находят общие проблемы, обсуждают способы их  решения. Создание  подобной карты позволяет ребенку извлечь наружу свои переживания, тревоги, а значит,  получить и психологическую помощь, поддержку.

Также, анализируя  внутренние и внешние резервы для преодоления трудностей, ребенок учится искать выход из проблемных ситуаций. В большинстве случаев авторы, даже в  самых сложных ситуациях, находят выход  и говорят, что это оказалось неожиданностью для них. Моделирование игрового пространства  развивает навыки адаптации обучающихся к различным жизненным ситуациям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие-игра. Драматизация сказки "Репка" Тема: «Слоговой анализ и синтез»

Вашему вниманию представляется театрализованная деятельность как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у школьников с нарушениями речи. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании в...

Методическая разработка занятия-игры «Мы журналисты»

Школьную газету можно сейчас рассматривать как средство создания в школе настоящего крепкого творческого коллектива, как средство формирования обществе...

Занятие - игра " Волшебное путешествие"

" Волшебное путешествие"...

Занятие - игра " Волшебное путешествие"

" Волшебное путешествие"...

Урок литературы в 8 классе "Поверь в мечту"

Данный урок предназначен для того, чтобы обобщить пройденный материал, разобраться в мыслях, чувствах, мечтах Мцыри,развивать умение рассуждать на заданную тему, анализировать и делать выводы,...

Сценарий общешкольного мероприятия "Поверь в мечту"

Данный сценарий поможет организовать и провести выпускной вечер в 11 классах. Этот материал поможет сделать прощальный бал ярким и запоминающимся....

Конспект занятия «ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ» групповое занятие (средняя группа)

Конспект занятия«ИГРЫ  НА  РАЗВИТИЕ  КООРДИНАЦИИ  ДВИЖЕНИЙ»групповое занятие (средняя группа)...