Педагогический проект «Формирование лексико-грамматических средств языка через усвоение синонимии у дошкольников с ОВЗ»
проект

Кузнецова Елена Валерьевна

Педагогический проект «Формирование лексико-грамматических средств языка через усвоение синонимии у дошкольников с ОВЗ» ориентирован на использование инновационных подходов при формировании лексико – грамматических средств языка через усвоение синонимии у дошкольников с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения. Проект раскрывает содержание образовательной работы, основные методические требования к ее организации, в нем обозначены условия реализации образовательного процесса для достижения максимально эффективного результата. Проект предназначен для детей с ОВЗ, в данном случае дошкольников с задержкой психического развития, учителей-дефектологов, учителей-логопедов и других специалистов дошкольных образовательных учреждений. Данный проект способствует достижению положительной динамики в развитии лексико-грамматических средств языка у детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kuznetsova_e.v._proekt.doc811 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Г. Нижневартовска  детский сад №88 «Одуванчик»

Педагогический проект

«Формирование  лексико – грамматических средств  языка  через  усвоение  синонимии

 у дошкольников

с  ОВЗ»

Автор:   учитель-дефектолог

высшей квалификационной категории

Елена Валерьевна Кузнецова

г. Нижневартовск, 2016

Оглавление

1.

Краткая аннотация проекта….……………………………

2

2.

Обоснование необходимости проекта…….……………..

3

3.

Цели и задачи проекта…………………………………….

7

4.

Основное содержание проекта…...………………………

8

5.

Ресурсы…………………………..…………………………

16

6.

Партнеры………………………………………………….

17

7.

Целевая аудитория……………………………………….

17

8.

План  реализации  проекта……………………………….

17

9.

Ожидаемые результаты и социальный эффект…………

19

10.

Перспективы дальнейшего развития проекта…………..

21

Литература

22


Аннотация

       Проект «Формирование лексико-грамматических средств языка через усвоение синонимии у дошкольников с ОВЗ» ориентирован на использование инновационных подходов при формировании лексико – грамматических средств языка через усвоение синонимии   у дошкольников с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения.  Проект раскрывает содержание образовательной работы, основные методические требования к ее организации, в нем обозначены условия реализации образовательного процесса для достижения максимально эффективного результата.

 Проект  предназначен для детей с ОВЗ,  в данном случае с задержкой психического развития, учителей-дефектологов, учителей-логопедов и других специалистов дошкольных образовательных учреждений.  

 Данный проект способствует достижению положительной динамики в развитии  лексико-грамматических средств языка у детей с ОВЗ.

Обоснование необходимости проекта

Последнее десятилетие характеризуется ростом числа детей с задержкой психического развития. Основными причинами, способствующими этому, считаются: увеличение количества детей, рождающихся с признаками перинатальных патологий; ухудшение состояния здоровья детей из-за неблагоприятной экологической обстановки, отрицательного психологического климата в некоторых семьях, равнодушия многих родителей к детям при сохранении заботы о внешнем благополучии.      

     Становление новой системы образования    требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий.  

     Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому современному специалисту необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать речевую активность ребенка. Кроме этого, педагог должен быть готов гибко реагировать на возникающие изменения в содержании образования, адаптировать его с учётом возникающих и постоянно меняющихся   интересов детей. 

     Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса образования. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает.  

      Так как детский сад является одной из ступеней, обеспечивающей вхождение человека в социальный мир,  он  должен  готовить своих выпускников к продолжению обучения,  развивая у них такие качества, как инициативность, уверенность в себе и др.   Современному обществу необходим человек, который   владеет речью как средством общения и культуры, имеющий активный словарь, развитую связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь и т.п.

      В эпоху глобальных проблем и новейших технологий  самой большой ценностью продолжает оставаться человек. Но в современных социально-экономических условиях мы наблюдаем проблемы и противоречия между ними. С одной стороны, период реформации общества характеризуется повышенными требованиями к выпускникам детского сада, с другой стороны, сложившееся   образование ограничивается использованием  традиционных методов обучения, а инновационные подходы только начинают активно интегрироваться в образовательную систему. Сегодняшнему педагогу необходимо создавать в процессе коррекционно-развивающей деятельности атмосферу, способствующею формированию таких качеств, как инициативность, умение находить нестандартное решение поставленных задач и т.п.

     Данный проект ориентирован на использование инновационных подходов при формировании лексико – грамматических средств языка через усвоение синонимии у дошкольников с ЗПР в условиях дошкольного образовательного учреждения, раскрывает содержание коррекционной  работы.    Это связано с тем фактом,  что в процессе поиска слова дети с ЗПР часто теряют цель задания, противопоставляют слова по несущественным, ситуативным признакам, и вследствие этого часто воспроизводят слова, не противоположные по значению, а другие, семантически близкие  слову, что свидетельствует о неумении выделить существенный признак исходного слова. Одной из сложных проблем речевого онтогенеза является проблема формирования синонимии. Дети с речевой патологией, как правило, воспроизвести могут только по одному синониму на слово-стимул (боец – солдат, праздничный - красивый), а дети с ЗПР отказываются от задания, т.к. считают недоступным.

Характерной ошибкой детей с ЗПР является воспроизведение слов другой грамматической категории. В ряде случаев на слово-стимул существительное дети воспроизводят прилагательное, а на слово-стимул прилагательное—наречие, что свидетельствует о недостаточной дифференциации категориальных значений слов. Овладение грамматическим строем речи предполагает усвоение как парадигматических, так и синтагматических связей. В процессе формирования грамматического строя речи осуществляется выделение морфем и соотнесение их с лексическим или грамматическим значением. На основании этого и возникают языковые обобщения: морфологические и синтаксические. У дошкольников с речевой патологией имеются особенности в динамике синтагматических ассоциаций (увеличение синтагматических реакций наблюдается к 7 годам; у детей 5—8 лет с речевыми нарушениями происходит как бы параллельное увеличение синтагматических и парадигматических ассоциаций).

      В связи с этим возникают противоречия:

  • между определяющим значением деятельности в развитии личности и пассивной ролью ребенка в образовательном процессе;
  • между потребностью   общества  в полноценном развитии личности ребенка в сфере   речевого развития (в частности необходимостью формирования лексико-грамматических средств языка) и невозможностью её развития при использовании традиционных методов образовательной деятельности;.
  • между требованиями учебной программы в плане подбора слов-синонимов и трудностями ее усвоениями воспитанниками с задержкой психического развития;
  • между востребованностью в области теоретических знаний о проблемах в коррекции речевых нарушений в структуре сложного дефекта у дошкольников и отсутствием таких исследований, касающихся конкретно детей старшего дошкольного возраста.

Модель  формирования  лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОВЗ.

Методика формирования лексических средств языка

Методика формирования грамматических средств языка

Технологический  коррекционный  блок

 

Развитие   лексической  системности

Пути формирования лексической системности

Расширение ассоциативных связей

Работа  с

антонимами

Работа с синонимами

Обучение словообразованию и словоизменению

Формирование семантических  полей

Формирование валентностей слов

Работа с многосложными словами

Приставки

суффиксы

Развитие  грамматических  средств  языка

Образование существительных   во множественном числе

Образование существительных родит. падежа множественного числа

Согласование существительных  с прилагательным

Уменьшит - ласкател-е формы существ -х

Употребление предлогов

Связная речь

Овладение диалогич. формой общения

Овладение навыками составления  простых предложений

Овладение монологическими навыками общения

Пересказ

 

Усвоение навыка  составления  короткого  рассказа

Цели и задачи проекта

Целью проекта является разработка системы   формирования лексико-грамматических средств языка  через усвоение синонимии у дошкольников  с  задержкой психического развития.  

 Задачи проекта:

  • Осуществить анализ нормативной, методической   литературы по проблеме оптимизации коррекционно-образовательной работы по формированию лексико-грамматических средств языка у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
  • Осуществить углубленный анализ уровня речевого развития детей, анализ сформированности лексико-грамматических средств языка у детей с задержкой психического развития.
  • Создать, апробировать и внедрить в содержание непосредственно- образовательной деятельности  учебно-дидактический комплекс пособий по  формированию словаря и грамматических категорий посредством обучения словам-синонимам.  
  • Оценить эффективность использования возможностей современных образовательных технологий по формированию лексико-грамматических средств языка в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

     Объект исследования  возможности усвоения синонимии в развитии лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического  развития.

Предмет исследования - процесс развития лексико-грамматических категорий у детей с задержкой психического  развития  средствами  синонимии.

Основное содержание проекта

       В своей работе по формированию лексико-грамматических средств языка у дошкольников я пользовалась основами коррекционного обучения, разработанные  рядом авторов   (Р.Е. Левина, Б.М. Гриншпун, А.Ф. Спирова, Г.В. Чиркина,  Т.Б. Филичева, А.В. Ястребова, Н.А. Никашина,  и др.).

      Данный проект разработан с опорой    на методические рекомендации Шевченко С.Г. «Умственное и речевое развитие детей с
задержкой психического развития»;   на методические рекомендации по коррекции лексико-грамматической стороны речи у дошкольников (Л.Н.Ефименкова, Н.С.Жукова, Р.Е.Левина, Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелева, Р.И.Лалаева и Н.В.Серебрякова);   на методические рекомендации Т.А.Власовой,     В.И. Лубовского, Е.А. Цыпиной «Дети с задержкой психического развития»  и др.

Формирование речи основывалось на следующих теоретических положения и  принципах:

  • тесная взаимосвязь  развития речи и познавательных процессов.    
  • взаимосвязь развития речи  и моторики.
  • постепенность перехода от наглядно-действенного и наглядно-образного к вербально - логическому мышлению.
  • принцип учета  поэтапности  формирования речевых умений;
  • принцип развития (учета зоны актуального и ближайшего развития);
  • онтогенетический  принцип;
  • комплексный и системный подход;
  • положение об опережающем развитии семантики по отношению к развитию формально-языковых средств;
  • принцип дифференцированного подхода;
  • принцип деятельностного подхода;
  • принцип учета ведущей деятельности.

          Для организации коррекционно-развивающей работы  по  формированию лексико-грамматических средств языка через усвоение синонимии у дошкольников с задержкой психического развития,       мною разработан программно-методический комплекс:  

- «Словарь синонимов по лексическим темам», в котором помимо предметного, глагольного и словаря признаков, тщательно подобраны синонимические ряды к каждой лексической теме, согласно тематического перспективного планирования;

- тематический план взаимосвязи с воспитателями,  включающий задания, упражнения  по подбору слов-синонимов;

- методические рекомендации для педагогов;

- цикл игровых речевых упражнений для  родителей  по формированию словаря и грамматических  категорий.

   Разработанная система использования возможностей синонимии в работе по формированию лексико-грамматических средств языка у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР предусматривает последовательное включение заданий по подбору слов-синонимов в коррекционный процесс, которые вводятся  как  этап  занятия.  

Непосредственно-образовательная деятельность по развитию лексико-грамматических средств языка проводится 2-3 раза в неделю в форме подгрупповой и индивидуальной работы.  Продолжительность занятий для детей 6 лет составляет 25 минут,  для детей 7 лет - 30 минут.

Систематические речевые занятия приучали дошкольников к работе с языковой информацией, воспитывали интерес к решению речевых проблемных задач. Учитывая все особенности дошкольников с ЗПР, сначала речевые игры по обучению синонимам включались в индивидуальные коррекционные занятия, практически в течение всего первого года обучения, а затем вводились в подгрупповые  занятия уже только в подготовительной группе, т.е.на втором году обучения.

   Синонимы к некоторым лексическим темам  рассматривали  на примере различных частей речи, значение которых легко было представить наглядным образом ,т.е. на картинках, картах, слайдах(например: Выбери лишний предмет: Конь - собака - лошадь.  Дом - улица - здание. Мама - тётя - матушка.). Уже позже, на 2 этапе реализации проекта, я составила синонимические ряды к каждой лексической теме и активно стала использовать их в работе.   Самым сложным был подбор прилагательных, легче происходила работа с существительными и глаголами. Поскольку у детей с ЗПР перевод зрительных впечатлений в словесную  форму  нарушен, то каждый раз обращала внимание  на словесный  отчет о выполнении заданий. Сначала я  делала такой отчет сама, затем проделанная работа оречевлялась совместно. Только после такого подготовительного этапа ребенок самостоятельно рассказывал о том, что он  увидел и сделал.

 Первоначально, чтобы донести до понимания понятие «слова – синонима», я объясняла, что это «слова – близнецы», предлагая рассмотреть две одинаковые куклы. Куклы выглядят одинаково, а имена у них разные. Затем   рассказывала, что есть слова-друзья, которые об одном и том же говорят по-разному (например, доктор - врач,  луна -месяц,и т.д.)

Помимо подбора синонимических рядов, разработала   игры, которые использовала в занятиях, предлагала для  закрепления воспитателям в процессе совместной и индивидуальной работы с детьми.  Игры на подбор синонимичных рядов предлагала для использования дома родителям. Чтобы привлечь родителей к правильному выполнению заданиям,   организовала мастер-класс по обучению словам-синонимам в первый год обучения,  семинар-практикум во второй год обучения.   Для воспитателей группы провела цикл консультаций  «Особенности речевого развития детей с ЗПР», «Обогащение словарного запаса дошкольников словами-синонимами».

         Словарный запас детей с ЗПР существенно пополнялся в ходе коррекционных занятий.   Сочетала работу по развитию познавательной деятельности с занятиями по развитию речи, используя игры и упражнения для обучения детей синонимам.   Параллельно проводилась  работа по другим направлениям:

- расширение объема словаря параллельно  с расширением представлений об окружающем, формированием познавательной деятельности;  

-уточнение значений слов; работа над многозначностью  слов;

-активизация словаря, перевод слова из пассивного в активный;

-закрепление грамматических категорий.

         В   работе использовала  следующие речевые  упражнения: «Поищите слова-друзья в стихотворениях», «Найдите слова-друзья в рассказе»,   «Отыщите слова-друзья в пословицах и поговорках, объясните их смысл»,   «Подберите слово-друга к последнему слову стихотворения так, чтобы оно звучало «складно», «Подберите к выделенному слову дружащее с  ним слово (сравните словосочетания по смыслу)»,   «Подберите несколько сходных слов (друзей) к словам, которые даны. Так вы узнаете, каким должен быть хороший человек» и др.

    Из всех предложенных игр и упражнений наиболее затруднительными для детей были слова-синонимы о временах года в пословицах и поговорках, поэтому работая над синонимами, нельзя было не уделить внимания многозначности слова.   Ребенку следовало показать, что, кроме собственного, прямого значения, слово может иметь переносный смысл. Чтобы понять переносное значение того или иного словосочетания, необходимо было подобрать синоним.  Для этого активно использовала стихотворные тексты, пословицы и поговорки.

         Только после такой  подготовки можно было переходить к  подбору синонимов в текстах (в связной речи): при пересказе, составлении рассказов. Сначала обязательно проводила обучающее занятие, в процессе которого    нацеливала детей и говорила о том, что рассказ (пересказ) будет составлен удачно, если из ряда слов-друзей выбрано  точное слово. Работа с текстами оказалась самой сложной, например, на из  подгрупповых занятиях по усвоению синонимов   просила детей  найти в рассказе и назвать сходные по смыслу слова, которыми пользовались герои  рассказа, а затем объяснить тем веселым человечкам, в чем же их особенность.  Детей спрашивала, понравился ли им рассказ, может что-то не понятно, нет ли повторов. Когда дети  замечали повторы одних и тех же слов, я предлагала изменить рассказ, подобрав другие, но передающие тот же смысл слова. Работа шла над каждым предложением (читала и спрашивала, стоит ли здесь что-либо изменить).   Личные наблюдения ребенка над лексической стороной слова дали ему возможность понять, как  живет слово в тексте. В результате совместной работы с детьми, у нас получался интересный рассказ, в котором использовались многочисленные синонимы.  

          Далее весь систематизированный лексический материал  старалась излагать в занимательной форме, например – в виде сказки, что позволяло все активнее заинтересовать дошкольников. Внимание детей во время чтения сказки сосредотачивалось на движениях сюжета, которые тесно связаны  с лексическими понятиями и грамматическими правилами. Те слова, на усвоение которых направлено задание, неоднократно повторялись  на протяжении сказки и активно включались в сюжетные ситуации, что  облегчало их восприятие и запоминание.  

           Перед началом чтения сказки напоминала детям о «словах-близнецах» и приводила в пример синонимические группы (например, грустный — печальный, тоскливый   и т. п.) Предварительно  предлагала   дошкольникам самостоятельно продолжить синонимический ряд, например: «Если книжка очень хорошая, то мы можем сказать, что она замечательная, отличная. А как еще можно сказать?», не всегда   попытки были удачными, если ребенок отказывался, предлагала выполнить вместе.

   При чтении сказки старалась привлекать особое внимание ребенка к словам-синонимам, показывая соответствующие иллюстрации, компьютерные презентации. В подготовительной группе, когда   ребенок уже знал все буквы и бегло читал, предлагали ему подобрать другие синонимы к выделенным словам.    

После прочтения сказки выполняли с детьми упражнения с усложненным заданием.

 Разработала  ряд упражнений, которые помогали закрепить усвоенную лексику:  

  • упражнение № 1. Выбор синонимов из текста сказки  и составление предложений с ними.
  •   упражнение№2.Усвоение различий в значении и словоупотреблении  синонимов.
  •   упражнение № 3. Подбор синонимичных рифмующихся слов.
  • упражнение № 4. Самостоятельный подбор синонимов к заданным словам в контексте.
  • упражнение№5.Поиск синонимов в текстах других сказок.
    Задание: для углубленного изучения синонимических отношений  предлагали ребенку найти синонимы в других сказках.
  • упражнение№6.Подбор синонимичных предлогов и глаголов с   синонимичными приставками.

 В коррекционно-развивающем процессе   активно использовала   ИКТ.      

 Разработанные компьютерные презентации использовала во время непосредственной образовательной деятельности с детьми в индивидуальной и  подгрупповой   формах работы.  

      Для оптимизации работы использовала также технологию дидактического  синквейна, который  направлен на повышение  эффективности работы по коррекции речевых нарушений у детей.  Эта технология не требует особых условий его применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий, дает возможность оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, носит характер комплексного воздействия, не только развивая речь, но способствуя развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления), позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса. Дидактический синквейн нельзя рассматривать как самостоятельную технологию – она лишь часть, включаемая в логопедические технологии, способствующая внести в работу новые способы взаимодействия педагога и ребенка, дающая новые стимулы, служащая созданию благоприятного эмоционального фона, включения в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

      В процессе коррекционной работы с использованием составленного программно-методического комплекса по формированию лексико-грамматических средств языка через усвоение синонимии   применялись следующие методы:

  • наглядные – наглядно-дидактический материал (комплект пособий) по развитию лексико-грамматических средств языка;    рассматривание картин и   иллюстраций.
  •  практические – упражнения, практические работы; игровые; словесные, создание игровой ситуации, сюрпризные моменты; пальчиковые гимнастики, специальные тренировочные упражнения, способствующие развитию мелкой моторики, музыкальное сопровождение.
  • словесные - объяснения, рассказ,   замечания, методические указания, распоряжения, речевые игры по обучению синонимам, словесный  отчет о выполнении заданий, художественные произведения  различного жанра (пословицы, поговорки, стихи, загадки).

Механизм реализации проекта

 1 этап - организационно-мотивационный (сентябрь - октябрь 2014г).

Цель:

  • формирование мотивационной готовности ребенка к участию в коррекционно-воспитательном процессе;
  • создание условий, необходимых для реализации проекта, а так же стартовый мониторинг.

2 этап –  коррекционный (ноябрь 2014 –март - 2016г).

Цель:

  • формирование лексико – грамматических средств языка;
  • реализация основных видов деятельности в данном направлении.

3 этап заключительный (апрель-май 2016г.)

Цель: 

  • закрепление сформированных лексико-грамматических категорий,
  • развитие самоконтроля у детей за собственной речью;
  • сбор и обработка методических, практических материалов,
  • проведение итогового мониторинга,

анализ полученных данных и сопоставление с намеченными результатами.         

     Результативность проекта оценивалась по следующим критериям:

  • показатели уровня развития лексико-грамматической стороны речи детей с ЗПР (методика  И.Д.Коненковой «Обследование речи детей с ЗПР»,  основывающаяся  на работах Р.Е.Левиной, Л.С.Цветковой, Г.В.Чиркиной);  
  • показатели уровня компетентности педагогов (анкетирование)
  •  показатели уровня компетентности родителей (анкетирование).

  Оценка результатов проекта представлена 3 этапами:

1.Первоначальная диагностика (в соответствии с критериями оценки, которые будут использоваться в ходе всего проекта)  - сентябрь 2014 года.

2. Промежуточная диагностика  деятельности в соответствии с критериями - май 2015г.; сентябрь 2015г., май 2016 года)

3. Итоговая диагностика -  май 2016 года.  

Информация о проекте представлена:

  • на заседании городского методического объединения учителей-дефектологов дошкольных образовательных учреждений в 2015-2016гг;
  • статья с материалами учебно-дидактического комплекса по теме «Формирование  лексико – грамматических  средств языка через усвоение синонимии у дошкольников с задержкой психического развития» опубликована в материалах Общероссийского Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» 2014/2015уч.года.,
  • на веб-сайте Международного русскоязычного социального образовательного проекта Maam. Ru.

Ресурсы

Реализация проекта рассчитана на 2 года  (продолжительность  коррекционного обучения в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития).

    В  работу включены субъекты образовательного процесса: учитель-дефектолог, педагог-психолог, 2 воспитателя группы компенсирующей направленности, дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет), родители.

Организационные ресурсы (разработка нового содержания, методов, подходов и т.д.).

Информационные ресурсы (сбор, обработка, анализ информации нужной для реализации проекта, его трансляция в образовательном учреждении, инструктирование кадров по реализации технологии).

 Материально-технические ресурсы:

-методические и дидактические пособия, литература:  рабочая программа коррекционного обучения детей с задержкой психического развития; перспективный план работы, карты развития ребенка с ЗПР, индивидуальные планы коррекции на каждого ребенка, тематический план взаимосвязи с профильными специалистами и воспитателями.

  -инвентарь и оборудование:   детская мебель; комплекты развивающих игр, игрушек, дидактических материалов.

-технические средства обучения: аудиозаписи, магнитофон, фотоаппарат, компьютер, принтер,   компьютерные игры.

Кадровые ресурсы (подбор, расстановка и подготовка педагогических работников, призванных обеспечить внедрение проекта): уровень собственной квалификации: высшее образование, Московский государственный открытый педагогический университет им. М.А. Шолохова, 2007,  учитель-логопед; курсы повышения квалификации: «Современные аспекты логопедии. Логопедический массаж» ФГБОУ ВПО«ТГУ», г.Тюмень, удостоверение № 15220 от 27.10.2012 года., 72 часа. «Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ» СурГПУ г. Сургут, удостоверение № 5282 от 29.05.2015 год.  

 Партнерами в реализации настоящего педагогического проекта являются воспитатели (2 человека), педагог-психолог, родители (законные представители)  детей группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР.

Целевой аудиторией являются воспитанники МАДОУ ДС №88 «Одуванчик», посещающие детский сад на основании заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии г.Нижневартовска с диагнозами, соответствующими профилю групп компенсирующей направленности ДОУ.

План реализации проекта:

Мероприятия

Сроки

Итоговый продукт

 1 этап - организационно-мотивационный (сентябрь - октябрь 2014г).

Анализ проблемы и определение стратегических целей проекта  

Задачи этапа: детальная и комплексная оценка ситуации, выработка концепции;  

диагностика уровня развития детей

1.1. Изучение   методической и специальной литературы по проблеме формирования лексико-грамматических средств языка средствами синонимии в коррекционно-образовательном процессе с детьми  с ЗПР. 

Сентябрь 2014г.

выводы о степени разработанности и об особенностях применения в коррекционной работе

1.2. Изучение нормативно-правовой документации.

Сентябрь 2014г.

пакет нормативных документов

1.3. Использование возможностей синонимии как средства оптимизации работы по развитию лексико-грамматических средств языка у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Сентябрь 2014г.

педагогический проект

1.4. Анализ условий реализации проекта

Сентябрь 2014г.

Ресурсная база проекта

1.5. Определение критериев оценки и способов мониторинга

Сентябрь 2014г.

Механизм мониторинга реализации проекта

1.6. Полное   исследование лексико-грамматических средств языка у дошкольников с задержкой психического развития

Октябрь 2014г.

результаты обследования

1.7. Определение количественных показателей сформированности лексико-грамматических средств языка у дошкольников с задержкой психического развития на основе бальной оценки

Октябрь 2014г.

профиль состояния речи ребенка

2 этап –  коррекционный (ноябрь 2014 –март - 2016г).

Цель: формирование лексико – грамматических средств языка; реализация основных видов деятельности в данном направлении.

2.1. Отбор содержания и материала игровых упражнений.

Ноябрь 2014г.

Подборка материалов

2.2. Внедрение в коррекционный процесс

Ноябрь

2014г. – март 2016г.

Эффективная коррекция

2.3. Разработка методических рекомендаций по применению   средств  синонимии в формировании лексико-грамматических средств языка у детей дошкольного возраста с ЗПР

2015г.

Методические рекомендации

2.4. Проектирование работы по проблеме повышения компетентности педагогов в вопросах формирования лексико-грамматических средств языка средствами синонимии у детей

Декабрь 2014

Программа Мастер-класса и семинара-практикума «Развитие лексико-грамматических средств языка у детей среднего и старшего дошкольного возраста средствами синонимии»

2.5. Проектирование работы по повышению компетентности родителей (законных представителей) в вопросах формирования лексико-грамматических средств языка средствами синонимии у детей

Январь 2015г

2.6. Организация преемственности в работе с воспитателями групп компенсирующей и общеразвивающей направленности

Ноябрь-май 2015г

перспективный план взаимосвязи  с воспитателями

2.7.Семинар–практикум «Формирование лексико-грамматических средств языка у детей дошкольного возраста. Взаимосвязь в работе воспитателя и логопеда»

Март 2015

Повышение компетентности воспитателей

2.8.Знакомство родителей (законных представителей) с особенностями коррекционной работы по формированию лексико-грамматических средств языка

- выступления на родительских собраниях,

- организация открытых просмотров занятий

- проведение речевого тренинга(мастер-класса), семинара-практикума

- консультации

- беседы

В течение учебного года

Повышение компетентности родителей (законных представителей)

3 этап – заключительный (апрель-май 2016г.)

Цель: закрепление сформированных лексико-грамматических категорий, развитие самоконтроля у детей за собственной речью; сбор и обработка методических, практических материалов, проведение итогового мониторинга, анализ полученных данных и сопоставление с намеченными результатами.  

Задачи этапа: произвести анализ, систематизацию и теоретическое осмысление полученных результатов

3.1. Мониторинг результатов реализации хода проекта

Сентябрь 2014г

Май 2015г

Сентябрь 2015г

Май 2016г

Результаты обследования  

3.2. Итоговое оценивание

Май 2016г., окончание 2-го года обучения

3.3 Анализ полученных данных, их систематизация, сопоставление с прогностическими результатами теоретическое осмысление полученных результатов

 Сентябрь 2014г

Май 2015г

Сентябрь 2015г

Май 2016г

Аналитическая справка.

Педагогический проект.

 

Ожидаемые результаты: 

  • будет обеспечена положительная динамика качественных показателей высокого уровня развития лексико-грамматических средств языка у детей с ЗПР до 93%;
  • будет сформирована система практического применения цикла  игровых речевых упражнений для  участников коррекционно-образовательного процесса  по формированию словаря и грамматических   категорий посредством слов-синонимов, которая позволит организовать коррекционный  процесс на более высоком уровне в соответствии с современными  требованиями;
  • повысится педагогическая компетентность субъектов коррекционно-образовательного процесса, качество совместной работы учителя-дефектолога и воспитателей групп компенсирующей    направленности в вопросах развития лексико-грамматических категорий на этапе закрепления материала;
  • будет обеспечена преемственность между семьей и образовательным учреждением в вопросах  коррекции и развития  речи детей с ЗПР;
  •  Информация о проекте будет представлена на заседаниях ГМО, в средствах массовой информации, интернет - ресурсах.

      В результате работы над проектом   у дошкольников с ЗПР выявлен уровень речевого развития, степень сформированности лексико-грамматических средств языка. Стартовая диагностика выявила у большинства детей с ЗПР   бедность словарного запаса, своеобразие лексики, проявляющееся в неточности употребления слов, в несформированности обобщающих понятий и родовидовых соотношений, в недоразвитии антонимических и синонимических средств языка.

         Коррекционно-развивающая деятельность в процессе реализации проекта доказала эффективность использования игровых методов и приемов на речевом материале со словами-синонимами в формировании системной лексики у дошкольников с ЗПР, что свидетельствует о положительной динамике в  их речевом развитии.  Выполнение подобных упражнений, речевых игр развивает у ребенка представление о синонимических отношениях, помогает усвоить необходимую лексику, расширяет словарный запас, следовательно, является решением  одной из   наших задач – развития системной лексики, что создает основу для спонтанного развития речи дошкольника в целом. И Чем раньше мы начнем развивать у ребенка чувство языка, тем легче ему будет соотнести слово с понятием, заключенным в нем. Использование синонимов, с их разнообразием смысловых оттенков, в дельнейшей работе, сделает речь ребенка  выразительнее и богаче. 

      Сравнительный анализ результатов мониторинга за 2014-2016 учебные годы наглядно показывает результативность работы по по формированию словаря и грамматических   категорий.

Перспективы дальнейшего развития проекта

В перспективе  предполагаю продолжить коррекционную работу с детьми с ЗПР используя средства  синонимии   как за счет  готовых продуктов, так и разработки собственного программно-методического материала.

Планирую обновлять практический материал в собственном  блоге, где будет представлен обобщенный и систематизированный опыт работы по проблеме развития лексико-грамматических средств языка в коррекционно-развивающей работе с детьми;  продолжать данную методику и расширение ее тематических вариантов; регулярно обновлять на сайте рекомендации и консультации для родителей по данному вопросу.


Литература

  1. Виноградов В.В. Основные типы лексических значений слова  Набранные труды: Лексикология и лексикография! М., 1977. С.182.
  2. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: в 6 т. Т.2. Москва., 1982. -357с.
  3. Гаргуша Ю.Ф. Черлина Н.А. Новые информационные технологии в логопедической работе. Журнал «Логопед» №2 2004г.
  4. Дробинская А.О «Ребенок с ЗПР: понять, чтобы помочь.» М.,  «Школьная пресса», 2005, с. 8-70
  5. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А.
    Власовой,В.И. Лубовского. Е.А. Цыпиной. М., 1984.
  6. Е.И.Диброва, Л.Л.Касаткин, И.И.Щеболева  Современный Русский Язык. ТЕОРИЯ. АНАЛИЗ ЯЗЫКОВЫХ ЕДИНИЦ.
  7.  ИвановаЕ.В. Повышение ИКТ – компетентности педагогов. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения». №12 2009
  8.   Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах:  Кн. для логопеда. М., 1998.
  9.  Ларионова Н.Я., Осуществление взаимосвязи в работе логопеда и воспитателя (Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи). – М., 1987.
  10. Лопатина Л.В. Серебрякова.II.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. СПб.1994.
  11. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности: Некоторые
    проблемы общей теории речевой деятельности. М., 1965.
  12.  Лурия А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е.Д. Хомской.М.,  1979.
  13.   Методы обследования речи у детей / Под ред. И. Г. Власенко, Г.В. Чиркиной. М., 1992.
  14.  Синонимы русского языка и их особенности / Под ред. А.П. Евгеньевой. Л., 1972.
  15.         Соботович Е.Ф. Психолого-педагогические основы коррекции нарушений формирования грамматического строя
    речи у детей:  Автореф. дис... докт. пед. наук. М., 1984.
  16.          Тригер Р.Д. Подготовка к обучению грамоте: Пособие
    для учителя. Смоленск, 1998.
  17.          Ульенкова У.В. Шестилетние дети с ЗПР. М., 1990.
  18.          Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов.М., 2002.
  19.          Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М.,1998.
  20.          Шевченко С.Г. Умственное и речевое развитие детей с
    задержкой психического развития.   Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения.   Под ред., С.Г. Шевченко. М.,2001.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико- грамматических средств языка для дошкольников старшего возраста с ОНР. Тема «В гостях у Зимушки-зимы».

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических  средств языка  для дошкольников старшего возраста с ОНР....

Педагогический проект "Формирование гуманного отношения к природе через ознакомление с художественной литературой"

Формирование гуманного отношения к природе через ознакомление с художественной  литературой...

Формирование лексико – грамматических средств языка через усвоение синонимии у дошкольников и обучающихся с ОВЗ.

В статье подчеркивается важность обучения старших дошкольников и обучающихся НОО с нарушением речи употреблению синонимов. Приведен материал, способствующий усвоению синонимов детьми. ...

Модель формирования лексико-грамматических средств языка у дошкольников и обучающихся НОО с ОВЗ.

Наглядно представлено, как  по схематичному алгоритму строить работу над самой важной трудной частью речевого развития....

Педагогический проект «Формирование активной гражданской позиции подростков через включение их в проектную деятельность»

Актуальность проекта обусловлена тем, что в последние годы приоритетным направлением современной российской школы является воспитание патриотизма у школьников. Гражданско-нравственное направление план...