Учет и систематизация инновационной деятельности.
материал

Валентина Павловна Новикова

Учет и систематизация инновационной деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

В реализации основных идей образования педагог является ключевой фигурой, так как от качества подготовленности педагога зависит качество знаний учащихся. Современная образовательная система ищет пути реализации своих функций, одним из которых является инновационная деятельность. Инновация – нововведение, новшество. Инновационная деятельность направлена на преобразование существующих форм и методов образования, создание новых целей и средств их реализации. Можно выделить следующие критерии инновационной деятельности педагога:

- актуальность,

- новизна,

- образовательная значимость,

- общественная значимость,

- полезность,

- реализуемость.

Опираясь на данные критерии, можно провести оценку инновационной деятельности педагога, а также использовать их для создания механизмов управления инновационной деятельностью в образовательном учреждении.

Инновационная деятельность, как и любая деятельность человека вообще, имеет свою структуру. Знание основных структурных компонентов позволяет: определить цель, своевременно внести коррективы и получить желаемый результат наиболее рациональным и эффективным путем.

Современная педагогическая наука выделяет следующие структурные компоненты инновационной педагогической деятельности: -

- мотивационный компонент – отношение педагога к инновациям, при этом определяющую роль играет мотив самосовершенствования, а также осознание педагогом недостаточности достигнутых результатов и желание их улучшить;

- креативный компонент – творческие способности педагога, которые обеспечивают адаптацию, репродукцию, воспроизведение и преобразование существующего опыта, приспособление к педагогической ситуации;

- технологический компонент – способности и умения педагога разрабатывать программу введения новшества в педагогический процесс; прогнозировать его результат; реализовывать, диагностировать и корректировать инновационные действия;

- рефлексивный компонент – способность педагога критически осмысливать свою деятельность.;

- когнитивный компонент – знания педагога о технологиях обучения и уровень его педагогического мышления.

Главное отличие инновационного образовательного учреждения от традиционного состоит в создании условий для развития всего потенциала личности, чтобы быть готовой к любому, даже непредвиденному будущему, и способной адаптироваться к новым ситуациям.

Источниками зарождения инновационных процессов в практике образовательного учреждения являются:

- интуиция творческого руководителя, педагога;

- опыт, рождённый в ЦДТ;

- педагогический опыт, рождённый в других учреждениях ДОД;

- нормативные документы;

- мнение потребителя образовательных услуг;

- потребности педагогического коллектива работать по новому.

Инновации выступают в педагогической деятельности как способ решения проблем, возникающих в нестандартных (нетрадиционных) ситуациях практики функционирования и развития образовательных процессов. В основе мотивов, то есть побуждений личности педагога к нововведениям, лежат самые разные потребности:

- желание сделать процесс обучения более интересным, действенным, привлекательным, и тем самым активизировать обучение;

- повышение статуса в коллективе, достижение большего признания, большая конкурентоспособность педагога;

- профессиональное самоутверждение и самореализация, повышение категории и т.д.

Под готовностью педагога к инновационной деятельности принято понимать сформированность необходимых для этой деятельности личностных (большая работоспособность, умение выдерживать действие сильных раздражителей; высокий эмоциональный статус; готовность к творчеству) и специальных качеств (знание новых технологий; овладение новыми методами обучения; умение разрабатывать проекты; умение анализировать и выявлять причины недостатков).

Инновационная деятельность педагога зависит от понимания им смысла употребления тех или иных новшеств, умений осуществлять их поиск, выбор и применение.

Важным в деле подготовки педагога к инновационной деятельности является участие в семинарах – практикумах, профессиональных конкурсах, посещение открытых занятий. Инновационная деятельность стимулирует к глубокому аналитическому подходу в методической работе.

Рассмотрим содержание, формы и методы по управлению инновационной деятельностью.

Под управлением (сопровождением) инновационным процессом понимается целеустремлённая деятельность, направленная на обеспечение становления, стабилизации, оптимального функционирования и обязательного развития образовательного учреждения.

Оптимальным вариантом сопровождения инновационной деятельности является программа комплексных действий в рамках единой методической темы. Составляющие управления:

  1. Учёт и систематизация инновационной деятельности.
  2. Разработка проектов, программ, положений по реализации инновационных процессов.
  3. Разработка системы контроля за ходом и результатами экспертизы и внедрения педагогических инноваций.
  4. Организация мероприятий, направленных на повышение профессиональной компетентности участников инновационной деятельности.
  5. Систематизация и обобщение опыта инновационной деятельности.
  6. Проблемно-ориентированный анализ результатов инноваций. Рассмотрим каждое направление управленческой деятельности более подробно.

Учет и систематизация инновационной деятельности.

Стартовая экспертная оценка опыта учителей. Это может быть опрос-беседа (приложение Форма № 1).

Вместо опрос-беседы можно предложить педагогу сделать письменный самоанализ работы над самообразованием. На основе самоанализов можно создать банк данных опыта учителей.

Форма № 1

Опрос-беседа по следующим вопросам:

• Назовите проблему, над которой Вы работаете?

• В течение какого срока Вы работаете над ней? Чем она Вас привлекает?

• Разработан ли Вами план работы над данной проблемой?

• Какую литературу Вы изучили, работая над проблемой?

• Какие идеи Вы внедряли в образовательный процесс за этот период?

• Что изменилось в результате Вашей работы?

• Подтвердите данными анализа.

• Ваше мнение об эффективности проводимой работы.

• Продолжите ли Вы работу над данной темой?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Методический семинар: "Самообразование и инновационный поиск, ориентация педагога на инновационную деятельность"

Цель: выявить влияние самообразования на педагогическое мастерство и профессиональный рост педагогаЗадачи: 1. Раскрыть теоретические аспекты проблемы развития способности педагога к са...

ОПЫТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЦЕЯ Сборник материалов экспериментальной работы по реализации концепции программы развития «Совершенствование системы лицейского образования на основе реализации инновационной технологии обогащающего обучения»

В сборнике включены статьи членов администрации, зав. кафедрами лицея, учителей и социальных партнеров общеобразовательного учреждения по проблеме реализации программы развития по теме: «Совершенствов...

Управление развитием образовательных учреждений - инновационных площадок в условиях сетевого взаимодействия. Обобщение опыта работы учителя в рамках инновационной деятельности

Данный материал позволяет представить содержание работы учителя в инновационных условиях, увидеть возможности для достижения нового качества образования. В материале обобщается опыт работы по вопросу ...

"Комплекс развивающих упражнений с учетом возрастных особенностей". "Инновационные формы и методы работы учителя физической культуры с учетом современных требований в образовании: при проведение третьего развивающего час".

Современные формы проведения уроков физической культуры. В условиях модернизации образования возникла необходимость поиска новых форм и подходов к организации проведения уроков физической культуры. По...