Формирование метапредметных компетенций на уроках химии
материал

Саранчина Наталья Валерьевна

Единый методический день «Метапредметный подход как основа повышения качества образования в социокультурном пространстве училища»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ

Дата: 02.11.17

Место: ФГКОУ «Тюменское президентское училище»

Тема: Формирование метапредметных компетенций на уроках химии

Мероприятие: Единый методический день «Метапредметный подход как основа повышения качества образования в социокультурном пространстве училища»

Докладчик: Саранчина Наталья Валерьевна, преподаватель химии

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. В качестве одного из вариантов решения этой задачи был разработан метапредметный подход.

Термины «метапредмет», «метапредметность» имеют глубокие исторические корни, впервые об этих понятиях речь вел еще Аристотель. В отечественной педагогике метапредметный подход получил развитие в конце XX века, в работах Ю.В. Громыко, А.В. Хуторского, и, наконец, в 2008 году был заявлен как один из ориентиров новых образовательных стандартов.

Метапредмет – учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала.

В качестве метапредметов Громыко Юрий Вячеславович выделяет: «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача».

На уроках химии в рамках метапредмета «Знак»: у кадет формируется способность схематизации на основе выделения главного в материале. За различными графическими изображениями (формулы химических соединений, схемы химических реакций; различные таблицы с данными и т.д.) они учатся мысленно видеть то идеальное содержание, которое в них выражено, поэтому исчезает проблема с заучиванием большого объема учебного материала.

В рамках метапредмета «Знание» у обучающихся формируется способность работать с понятиями как особой формой знания. Изучая строение ключевых научных понятий, воспроизводя их в собственном мышлении, учащиеся осваивают универсальные техники работы с понятием на любом предметном материале. Например, с термином «период» учащиеся встречаются на самых разных уроках: история (исторический период), биология (период развития), химия (периодическая таблица), физика (период колебания математического маятника). Но что делает во всех случаях период «периодом»? Это не просто отрезок времени или «ряд» в таблице Менделеева. Любой «период» имеет инвариантные свойства: нарастание каких-то признаков от начала к концу, а затем скачкообразное качественное изменение (диалектический переход количества в качество). Если дети это понимают, можно проследить, например, какие изменения происходят в Периодической системе химических элементов.

Метапредмет «Проблема» задает образец разрешения проблемы через доведение понятия до набора операций, формул и расчётов. Проблемные ситуации можно создавать на различных этапах процесса обучения: при изучении нового материала, закреплении, контроле.

Проблемную ситуацию необходимо хорошо продумать и подвести к тому, чтобы ученики самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса.

На метапредмете «Задача» учащиеся получают знание о разных типах задач и способах их решения. При этом у школьников формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения.

Осуществление метапредметных связей помогает формированию у учащихся целостного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними, поэтому делает знания практически более значимыми и применимыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование метапредметных компетенций на уроках литературы

Формирование метапредметных компетенций на уроках литературы....

Презентация "Формирование метапредметных компетенций на уроках информатики"

Метопредметные компетенции – это овладение основными универсальными учебными действиями: регулятивными, коммуникативными, познавательными; способами деятельности, применяемыми как в рамках образовате...

Формирование метапредметных компетенций на уроках математики

«Жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать ее такой – задача каждого учителя»...