Методический семинар "Формы внеклассной работы по русскому языку и литературе как средство развития творческой личности учащихся"
статья

Влияние форм и видов внеклассной работы по русскому языку и литературе на развитие творческой активности учащихся в учебном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_k_metodicheskomu_seminaru.doc151.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к заданию «Методический семинар»

«Формы внеклассной работы по русскому языку и литературе как средство развития творческой личности учащихся».

Скажи мне – и я забуду,

покажи мне – и я запомню,

вовлеки  меня – и я пойму.

Китайская народная мудрость.

     В современном  мире  перед учителем  в образовательном и воспитательном процессе возникает множество проблем, для решения которых каждый использует свои методы. Передо мной, как учителем-словесником, тоже возникают различные трудности: как повысить грамотность учащихся, как  мотивировать их на изучение той или иной темы, как  вызвать читательский интерес, как научить ребят стройно выражать свои мысли и т.д. Я долго думала, какую проблему осветить в данном конкурсном задании, и решила остановиться на формах и методах внеклассной работы по русскому языку и литературе как средстве развития творческой личности учащихся.

     Внеклассная работа по русскому языку и литературе является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям современного образования и воспитания учащихся.  

    Модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей,  формирует целостную систему универсальных действий, а также развивает самостоятельную деятельность и личную ответственность обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.                      Таким образом, важнейшие задачи воспитания на современном этапе - формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

    Частью комплексной модернизации современного образования является переход на ФГОС, который предполагают использование в педагогике инновационных технологий, форм и методов, в том числе и во внеклассной работе.

   Внеклассная работа по русскому языку помогает в изучении этого предмета. Ведь знание русского языка способствует лучшему усвоению всех учебных предметов, так как является фундаментом общего образования учащихся. Без хорошего владения языком невозможна никакая познавательная работа, потому что язык неразрывно связан с мышлением. Не зря в народе говорят, что «вначале аз да буки, а потом другие науки» и что «без грамматики не выучишь и математики».    

  Внеклассная работа по литературе, прежде всего, предполагает работу с книгой.  Вся совокупность средств внеклассной работы по  этому предмету направлена на нравственное и эстетическое воспитание школьников средствами литературы, на углубление знаний, на расширение их читательского горизонта, на воспитание интереса и любви к чтению.

    Таким образом, внеклассная работа по русскому языку и литературе - своего рода инструмент в руках учителя, с помощью которого он не только формирует знания ученика по предмету, но и развивает его личность, т.е. следит за процессом и результатами социализации, воспитания и саморазвития.  Внеклассная работа имеет следующие возможности:

    Во-первых,  разнообразная внеурочная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке.

    Во-вторых, включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт ученика, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки.

    В-третьих, разнообразная внеклассная воспитательная работа способствует развитию у учеников интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. Если у ребенка сформирован устойчивый интерес к труду в совокупности с определенными практическими навыками, обеспечивающими ему успешность в выполнении заданий, тогда он сможет самостоятельно организовать свою собственную деятельность.

    В-четвертых, в различных формах внеклассной работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр. Причем каждый вид внеурочной   деятельности - творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой - обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект.

   Наши школьники (особенно в последние годы) знакомятся с русской литературой весьма неохотно, и, к сожалению, для более глубокого понимания творчества того или иного автора программного времени не хватает.  Также  отмечается   низкий уровень читательской культуры. Поэтому внеклассные мероприятия призваны не просто знакомить  с биографией и основными этапами творчества писателей, но и помочь ученикам развить в себе новый, творческий взгляд на предмет русской литературы.

     Русская литература является основным предметом, который отражает в современной школе содержание русской духовной культуры. Произведения русской литературной классики имеют огромное воспитательное значение. Они дают юношеству нравственный идеал как жизненный ориентир. Они представляют образцы гуманного отношения ко всему живому на Земле, бескорыстия и гражданственности. Наконец, в целом они создают высокое представление о ценности русской культуры: весь художественный мир  человека - живопись, архитектура, музыка - основан на литературе. Именно русская литература дает возможность сохранить в сознании юношества нравственные и художественные ценности, традиционно объединяющие общество.

      Внеклассная работа по русскому языку - это та ступенька, поднявшись на которую, ученик дальше пойдет сам к постижению тех тайн языка, которые ему еще неведомы.  Она  имеет свое собственное содержание, свою специфику в организации и проведении, свои формы и методы и преследует следующие цели:

   - привить любовь к русскому языку;

   - повысить общую языковую культуру;

   - развить интерес к языку как учебному предмету;

   Указанными целями и определяются задачи:

   - расширить, дополнить и углубить языковые знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках;

   - научить детей самостоятельно работать с книгой и другими пособиями и добиться того, чтобы они полюбили и язык, и книгу как источник знания;

   -  развить творческие способности учащихся.

    Внеклассные мероприятия по русскому языку и литературе строятся на основе общедидактических принципов. Основным следует считать принцип добровольности. Дети по своему усмотрению выбирают тот или другой вид внеклассной работы.  

   Второй принцип—принцип равного права как сильных, так и слабых школьников на участие во внеклассной работе.

    Принцип учета индивидуальных интересов и способностей учащихся. Согласно этому принципу, содержание внеклассной работы должно составлять в первую очередь то, что интересует учащихся;  задания следует варьировать, чтобы удовлетворить потребности  как сильных, так и слабых учеников. Внеклассная работа тем и отличается от уроков, что содержание определяется с учетом индивидуальных интересов и запросов школьников. Такая работа стимулирует познавательную и речевую активность учащихся: каждый ученик получает задание по вкусу и по своим способностям.

   Принцип развития способностей детей лежит в основе любой внеклассной работы, в том числе и работы по русскому языку и литературе.

   Активность учащихся во внеклассной работе находится в прямой зависимости от того, интересно или неинтересно школьнику на занятиях. Обычно интересно бывает на таких занятиях, которые проводятся учителем живо и эмоционально. Вместе с этим интерес поддерживается использованием занимательных и игровых материалов - игр, шарад, ребусов, загадок, а также путем широкого привлечения средств наглядности  - картин, рисунков, слайдов и т. д. Однако занимательность не следует сводить только к развлекательности. Занимательность - это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность, это увлеченность выполняемой работой.  Таким образом, принцип занимательности - один из главных во внеклассной работе, хотя не следует думать, что вся внеклассная работа основывается только на использование игр и занимательных заданий.

   Основной формой обучения в педагогике является урок. В нем отражаются преимущества классно - урочной системы обучения, она экономически выгодна, а знание учителем индивидуальных особенностей учеников позволяет с наибольшей эффективностью использовать влияние коллектива на результативность каждого ученика. Формы и виды внеклассных мероприятий значительно разнообразнее, они отличаются друг от друга методикой проведения, объемом используемого языкового материала, характером участия школьников в работе. Среди них выделяют устные и письменные, систематические и эпизодические,  индивидуальные, групповые и массовые виды.

    В последнее время благодаря  современным техническим возможностям стали популярны такие формы внеклассной работы как просмотр учебного видео, прослушивание специальных аудиозаписей, специализированные экскурсии, экспедиции, кружки, клубы, олимпиады,  конкурсы,  выставки,  объединения по интересам и другие.

    Рассмотрим для примера одну из дополнительных форм организации обучения.

     Экскурсия — это такая форма организации обучения, которая объединяет учебный процесс  с реальной жизнью и обеспечивает учащимся через их непосредственные наблюдения, знакомство с предметами и явлениями в их естественном окружении. В системе уроков экскурсия выполняет ряд важнейших дидактических функций:

 -   реализуется принцип наглядности обучения;

 -   повышается научность обучения и укрепляется его связь с жизнью, с практикой;

 -   расширяется технологический кругозор учащихся;  

   Что касается наиболее объективных форм внеклассной работы  по литературе, то, конечно же, необходимо подчеркнуть столь интересные виды дополнительных уроков как:

 -   литературная гостиная, при организации которой ученики получают возможность творческого подхода к исполнению произведений, вплоть до театрализованных действий и постановок;

-   семинарское занятие, в котором материал готовят и ученики, и учитель;

 -   литературные вечера с приглашенными гостями – писателями, поэтами- современниками, журналистами;

 -   всевозможные состязательные формы проведения урока – коллоквиум (вопрос-ответ)   брейн – ринг, КВН, «Счастливый случай» и др., которые позволяю т учащимся проявить свои знания, смекалку, эрудицию. 

                                                                 

                                                                 Олимпиада                 

Задачи олимпиады - развитие у школьников интереса к русскому языку, воспитание потребности самостоятельно изучать его, знакомиться с научно-популярной литературой. Учебная олимпиада понимается методистами как «соревнование, в ходе которого учащимися решается целый ряд мыслительных задач с целью определения личного первенства». Вопросы и задания олимпиады не должны выходить за рамки школьной программы для этого класса. Нужно только так их сформулировать, чтобы они не повторяли заданий учебника.

                                                     Клуб весёлых и находчивых

          Играть в КВН любят и хотят в основном старшеклассники, учащиеся младших и средних классов выбирают игры, в которых для победы нужно дать правильный ответ. В КВН высший балл можно получить за более остроумный, веселый ответ. В этой игре требуется в большей степени не знание (как на олимпиаде), а умение «подать» материал и «подать» себя.  Основная причина популярности КВН состоит в том, что он интересен, привлекает своей необычностью, контрастностью по сравнению с буднями школы.

           Играя на сцене, школьники чувствуют себя гораздо свободнее, чем просто отвечая на вопросы. В процессе игры основная цель - победа. Здесь же главным становится именно процесс, т. е. сама игра. Все хотят не просто победить, но хорошо выступить.

Сочинения на лингвистические темы и лингвистические                         миниатюры во внеклассной работе

      Процесс обучения русскому языку, если он осуществляется в системе, является и процессом воспитания учащихся, их интеллектуального, духовно-нравственного, эстетического, гражданского развития. Богатые возможности для воспитания личности ученика предоставляются на занятиях по развитию связной письменной речи. Подобные занятия могут проводиться и как внеклассная работа школьников по русскому языку.

         Сочинения на лингвистические темы и лингвистические миниатюры можно включать в качестве элемента в разнообразные формы внеклассной работы.

                                                      Стенная газета 

         Одна из основных задач газеты - привлечение интереса учащихся к вопросам русского языка, повышение культуры речи, речевого этикета, успеваемости учеников. Газета выходит раз в месяц или раз в четверть, а также в рамках Недели русского языка. Отдел газеты, посвященный сочинениям на лингвистические темы, можно озаглавить: «Мои мысли о родном языке», «Размышляем о языке и речи» и т.д.

    Многие из этих форм к настоящему времени перестали считаться пригодными лишь для внеклассной работы, и в практике преподавания русского языка все чаще учителя проводят уроки - игры, уроки - путешествия, уроки - конференции, уроки-сказки и т. д., апробированные сначала во внеклассной работе по предмету.

   В своей педагогической практике я использую  различные формы внеклассной деятельности: игровые  - брейн-ринг, КВН, литературные викторины, олимпиады, беседы, литературные вечера, виртуальные экскурсии, вечер сценического мастерства «Театральные подмостки». Учащиеся с удовольствием участвуют в этих мероприятиях, проявляя свои знания, эрудицию, актёрское мастерство.

    Традиционно в школе проводится Неделя русского языка, в рамках которой используются такие виды работ как конкурс на лучшую тетрадь, на лучшую письменную работу, конкурс на лучшего чтеца. Ребята пишут творческие работы на лингвистические темы. Это способствует развитию творческих способностей учащихся, формированию  связной письменной и устной речи, помогает в подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

    Ребята принимают участие в творческих конкурсах и олимпиадах муниципального и республиканского уровня, занимают  призовые места.

    Внеклассная работа по предмету – важнейшее средство комплексного подхода к обучению и воспитанию учащихся. Именно такая целенаправленная работа позволяет учителю выявить способных, талантливых детей, а им в свою очередь раскрыть свои творческие способности, окунуться в мир словесности вне школьной программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта "Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательной активности учащихся"

Проетно-исследовательская деятельность на уроках языка и литературы позволяет гармонично дополнять традиционную классно- урочную систему,   более тесно связана  с жизнью, практикой, сти...

Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка и литературы с целью развития творческих способностей учащихся

Интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения....

"Кейс-метод на уроках русского языка и литературы как средство развития творческих способностй учащихся с девиантным поведением"

В передовом опыте представлен материал  урочной и внеурочной деятельности. Используя кейс-технологии на уроках русского языка и литературы и во внеклассной работе, я развиваю творческие спос...

Обобщение опыта «Творческие задания на уроках русского языка и литературы как средство развития творческих способностей учащихся»

Как почувствовать вкус родного слова? Как помочь ученику успешно развивать своё речевое творчество? Как побудить к созданию стихотворений, сказок, рассказов? Эти вопросы постоянно задаёт себе современ...

Применение технологии интерактивного обучения на уроках русского языка и литературы с целью развития творческих способностей учащихся

Применение в работе интерактивных технологий позволяет повысить мотивацию учащихся к учебной деятельности, в  процессе этой деятельности у обучающихся развивается самостоятельность,  г...

Образовательный проект "Использование элементов театрализации на уроках русского языка и литературы как средство развития творческого мышления обучающихся»

Образовательный проект "Использование элементов театрализации на уроках русского языка и литературы как средство развития творческого мышления обучающихся»...