Выступление на педагогическом совете.
статья

 «Использование приёмов формирования универсальных учебных действий на уроках химии как средства повышения эффективности образовательного процесса».

17.04.19

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема моего выступления «Использование приёмов формирования универсальных учебных действий на уроках химии как средства повышения эффективности образовательного процесса».

Универсальные учебные действия – это такие формы обучения, которые стимулируют развитие мыслительных способностей учащихся, развитие интереса к учебной деятельности и творчества.

Одна из главных проблем современного обучения – обеспечить деятельностью на протяжении всего урока всех учащихся класса.

Формирование универсальных учебных действий – путь к повышению качества образования, раскрытию способностей учащихся, подготовки к жизни в современном конкурентном мире.

                Существует четыре группы универсальных учебных действий:

- личностные;

-познавательные;

- регулятивные;

- коммуникативные.

1.Личностные универсальные учебные действия - это действия, с помощью которых обучающиеся определяют ценности и смыслы учения.

При выполнении заданий ученик должен отразить личное видение проблемы или раскрыть своё отношение к изучаемому материалу.

 А)Так, например, в 8 классе изучение химии можно начать с домашнего задания составить 5 предложений, раскрывающих применение химических знаний в работе мамы (папы), применение химии на кухне, в ванной, во время ремонта. При этом предложить попросить совета родителей. Это не только покажет прочность химических знаний родителей и сыграет на упрочнение их авторитета для ученика, но и раскроет важность этих знаний в быту, в будущей жизни. У ученика формируется понимание необходимости прочных знаний по химии.

Б)В последующем предлагаются задания на подготовку сообщений на темы: «Химия в быту», «Химия в профессии моих родителей», «Йод и его роль для моего здоровья», «Химия в криминалистике (археологии, медицине и т.д.)».

2.  Регулятивные универсальные учебные действия - действия, с помощью которых обучающиеся организуют учебную деятельность.      

 С целью формирования регулятивного действия возможны следующие виды заданий:

Пример.  Провести небольшой тест. Пара учащихся выполняет тест на отворотах доски и после завершения, вместе со всеми их работа проверяется, обсуждается, исправляется и сразу вырабатывается система оценивания. По этому образцу происходит проверка и работы в парах. 

Второй вариант. Проверку ученики проводят самостоятельно или в парах, обмениваясь листочками с ответами.

Критерии правильного ответа – шаблон проговаривается вслух всем классом, или заранее записывается на отвороте доски.

  Пример. Найди ошибки, допущенные в некоторых химических формулах, и запишите формулы правильно:

 Na3O, SiO5, AIO, PH2, CuO3, Cr2O3

 

      3. Познавательные универсальные учебные действий  - действия, с помощью которых обучающиеся осуществляют процесс познания.                                                          

Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий  в своей практике я использую следующие приемы на уроках химии в 8-м  классе. Рассмотрю некоторые из них.

        Прием «Ассоциативный ряд»

 Тема: «Амфотерные соединения».

Задание: Проанализируйте предложенные примеры и дайте определение химическому понятию «амфотерность»: амфибия – земноводное, ведущее двойной образ жизни: на суше и в воде, а также техническое средство передвижения по воде и по суше; амфора – сосуд, совмещающий кувшин и вазу; амфитеатр – арена и зрительный зал.

Прием «Поиск лишнего»

Тема: «Классы неорганических соединений. Оксиды».

Задание: Докажите, что выбранный вами «лишний» оксид отличается от четырех других: Na2O,  BaO,  CuO, CO2, P2O5

 Приём «Логические операции»

Пример. Экспериментально осуществить следующие превращения:

AlCl3 http://him.1september.ru/2006/07/strpr.gifAl(OH)3 http://him.1september.ru/2006/07/strpr.gifNa[Al(OH)4] http://him.1september.ru/2006/07/strpr.gifAl(OH)3.    

Составь алгоритм  выполнения экспериментальной задачи.

Приём  «Отсроченная отгадка»1 вариант приема. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. 2 вариант приема Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.  Пример.  Я расскажу вам правдивую и удивительную историю! В 1896 году в Екатеринбурге один крестьянин построил большой бревенчатый дом. Потом обставил его деревянной мебелью, обложил со всех сторон поленьями, облил керосином и поджег при большом стечении народа. В результате этой акции он значительно разбогател... К концу сегодняшнего занятия вы попробуете догадаться — что же все-таки произошло?

Ответ. Крестьянин изобрел противопожарный раствор. Пропитанное им дерево становилось негорючим. Построил и поджег дом он на торгово-промышленной выставке, сделав тем самым прекрасную рекламу своему изобретению. Попутно еще и выиграл несколько денежных пари у скептиков. А теперь мы будем изучать новую важную тему «Горение и управление его интенсивностью».      

4.  Коммуникативные универсальные учебные действий  - действия, с помощью которых обучающиеся налаживают для решения учебных задач общение с разными людьми.   

Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий: составь задание партнеру; оцени  ответ товарища, групповая работа по выполнению задания (решение задачи, выполнение эксперимента, устный ответ); обоснуй свой ответ; отгадай, о ком говорим, задай вопрос; подготовь выступление, опиши свойства на основании демонстрационного эксперимента,  объясни наблюдаемое явление, диспут.

Для формирования коммуникативных действий (умение работать в парах (группах)) я часто предлагаю ученикам задания, выполнение которых должно обеспечить возможность сотрудничества учеников. Например, при работе в парах я даю задание на проверку усвоения терминов по изучаемой теме, проверку знания латинских названий элементов и т.д. В этом случае, ученики, сидящие за одной партой, отвечают на вопросы друг друга, комментируют и оценивают ответы, ставят друг другу отметки, оспаривают, при необходимости, отметку партнёра.

При изучении темы «Чистые вещества и смеси», я предлагаю ребятам практическую задачу, где в качестве решения они должны предложить и выполнить эксперимент. Задача : однажды Дядя Федор, кот Матроскин и пес Шарик отправились на озеро на рыбалку. Когда они пришли на озеро, наловили рыбу и собрались сварить уху. Разожгли костер и Шарик собрался посолить уху, но неожиданно соль выпала из его лап прямо на песок. Друзья очень расстроились, что теперь не смогут поесть уху, но Дядя Федор сказал, что соль можно почистить. Каким образом можно очистить соль от песка? Предложите план действий. Выполните эксперимент и очистите соль от песка. Подобные задания развивают: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.

А закончить своё выступление я хочу следующими словами: «И один человек может привести табун лошадей к водопою, но и сто не заставят их напиться». Это говорит о том, что когда у детей есть мотивация к обучению, тогда они с удовольствием овладевают знаниями. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность. Такую возможность дают УУД: самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
         Используемая литература:

  1. Руководство для учителя. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012.Загашев И. Умение задавать вопросы. СПб. Изд-во «Питер», 2001.
    Программа КПК. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012.
  2. Андреев А.А. Применение сети Интернет в учебном процессе // Информатика и образование. – 2005. - № 9 – стр.6
  3. Гаммерштмид И.И., Гаммерштмид Д.А. Информационные технологии в сельской школе // Информатика и образование. – 2005. - № 7 – стр. 49
  4. Нечитайлов Е.В. Информационные технологии на уроках химии // Химия в школе. – 2005. - № 4 – стр. 13
  5.  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

6. Г.К Селевко. Энциклопедия образовательных технологий. – М., 2006.

  1. Т.Н. Беркалиев. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы. – Спб,  2007.
  2. Г.А. Цукерман. Виды общения в обучении. – М., 1993.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Использование приёмов формирования универсальных учебных действий на уроках химии как средства повышения эффективности образовательного процесса».

Слайд 2

Универсальные учебные действия – совокупность способов действия обучающихся, которая обеспечивает им способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Слайд 3

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ВИДЫ УУД (Асмолов А.Г.)

Слайд 4

личностные – позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями; формируются при выполнении заданий, в которых ученик должен отразить личное видение проблемы или раскрыть своё отношение к изучаемому материалу.

Слайд 5

На уроках химии развитие личностных УУД возможно через систему заданий: - В 8 классе изучение химии можно начать с домашнего задания составить 5 предложений, раскрывающих применение химических знаний в работе родителей, применение химии на кухне, в ванной, во время ремонта и т.д. - Подготовка сообщений на темы: «Роль растворов в медицине», «Химия в моей будущей профессии», «Химия в пище» и т. д.

Слайд 6

2. регулятивные – обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения

Слайд 7

С целью формирования регулятивного действия - действия контроля - проводятся самопроверки и взаимопроверки теста, обмениваясь листочками с ответами. Критерии правильного ответа – проговариваются вслух всем классом, или заранее записывается на отвороте доски. Возможен другой вариант проверки теста (два ученика выполняют тест на отворотах доски, другие - в тетради). После выполнения работа проверяется, обсуждается, исправл яется и оценивается.

Слайд 8

Напишите формулы всех оксидов, которые можно составить из записей в приведенных карточках. Ва О С О 2 О О 5 Р 2 С О Н 2 К 2 О Al 2 О 3 О 5 N 2 Fe 2 О 3 О Fe 10 оксидов

Слайд 9

ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЮ Ва О С О 2 О О 5 Р 2 С О Н 2 К 2 О Al 2 О 3 О 5 N 2 Fe 2 О 3 О Fe

Слайд 10

Найди ошибки, допущенные в некоторых химических формулах, и запишите формулы правильно: Na 3 O , SiO 5 , AIO , PH 2 , CuO 3 , Cr 2 O 3

Слайд 11

3. познавательные – включают действия исследования, поиска, отбора необходимой информации, моделирование изучаемого содержания ;

Слайд 12

Прием «Ассоциативный ряд» Тема: «Амфотерные соединения». Задание: Проанализируйте предложенные примеры и дайте определение химическому понятию «амфотерность»: амфибия – земноводное, ведущее двойной образ жизни: на суше и в воде, а также техническое средство передвижения по воде и по суше; амфора – сосуд, совмещающий кувшин и вазу; амфитеатр – арена и зрительный зал.

Слайд 13

Прием «Поиск лишнего» Тема: «Классы неорганических соединений. Оксиды». Задание. Докажите, что выбранный вами «лишний» оксид отличается от четырех других: Na 2 O , BaO , CuO , FeO , P 2 O 5

Слайд 14

Прием «Логические операции» Выберите вещества с ионной химической связью NH 3 C Н 4 MgCl 2 H 2 O KCl O 2 Na 2 O SO 2 О F 2

Слайд 15

Выберите вещества с ковалентной полярной химической связью CaO NH 3 CL 2 HBr KCL CH 4

Слайд 16

Экспериментально осуществить следующие превращения: AlCl 3 Al(OH) 3 Na[Al(OH) 4 ] Al(OH) 3 .

Слайд 17

Прием «Отсроченная отгадка» Пример. Я расскажу вам правдивую и удивительную историю! В 1896 году в Екатеринбурге один крестьянин построил большой бревенчатый дом. Потом обставил его деревянной мебелью, обложил со всех сторон поленьями, облил керосином и поджег при большом стечении народа. В результате этой акции он значительно разбогател... К концу сегодняшнего занятия вы попробуете догадаться — что же все-таки произошло?

Слайд 18

4. коммуникативные – обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя и т.д.

Слайд 19

Для формирования коммуникативных действий: - сдача мини зачёта (проверка усвоения терминов по изучаемой теме, проверка знаний латинских названий элементов и т. д.) В этом случае, ученики, сидящие за одной партой, отвечают на вопросы друг друга, комментируют и оценивают ответы, ставят друг другу отметки. Подобные задания развивают: умение слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать друг друга и уметь договариваться.

Слайд 20

Тема«Чистые вещества и смеси» Задача : однажды Дядя Федор, кот Матроскин и пес Шарик отправились на озеро на рыбалку. Когда они пришли на озеро, наловили рыбу и собрались сварить уху. Разожгли костер и Шарик собрался посолить уху, но неожиданно соль выпала из его лап прямо на песок. Друзья очень расстроились, что теперь не смогут поесть уху, но Дядя Федор сказал, что соль можно почистить. Каким образом можно очистить соль от песка? Предложите план действий. Выполните эксперимент и очистите соль от песка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование педагогических технологий в обучении вокалу" - выступление на педагогическом совете

Сегодня педагогических технологий применяется много. И, практически, перед каждым педагогом стоит ряд определенных вопросов: Как среди них выбрать свою? Как перенести выбранную технологию в условия до...

Выступление на педагогическом совете "Модель психолого педагогической помощи детям с нарушениями развития"

В материале даны рекомендации по сопровождению детей с нарушениями в развитии в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Выступление на педагогическом совете "Современные педагогические технологии в процессе обучения: методы, формы и приемы"

Выступление на педагогическом совете "Современные педагогические технологии в процессе обучения: методы, формы и приемы"...

Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах.

Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах, НПК стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации....

Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: «Повышение учебной мотивации и познавательного интереса к предмету с помощью проектно- исследовательской деятельности на уроках письма и развития речи»

Положительное проявление и реализация возможностей учащихся в проектной деятельности. Актуальность и перспективы активных форм обучения в школе для детей с интеллектуальными нарушениями. Возникающие т...