Отчет по теме самообразования "Самостоятельная работа на уроках математики в системе личностно-ориентированного обучения"
материал

Козлова Лариса Викторовна

Правильная организация учебного труда – самый главный фактор успешного развития самостоятельности учащихся.

Совершенствование методики преподавания и методов обучения неразрывно связано с вопросами развития самостоятельности у обучающихся.  В своем отчете рассматриваю виды самостоятельных работ, приовожу примеры использования на разных этапах урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_teme_samoobrazovaniya_2017-2018_uch.god_.docx43.33 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по теме самообразования:

«Самостоятельная работа на уроках математики  в системе личностно-ориентированного обучения» за 2017-2018 учебный год

учителя математики Козловой Л.В.

Проблема самостоятельности у обучающихся в школе не является новой.

Эта проблема актуальна и сейчас. Внимание к ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только при получении среднего образования, но и при продолжении обучения после школы, а так же в дальнейшей трудовой деятельности. Основа любой профессии – это знание.

Но как обучающихся научить учиться, мыслить самостоятельно?

В 2017-2018 учебном году я работала над темой самообразования: «Самостоятельная работа на уроках математики  в системе личностно-ориентированного обучения».

Работая над данной методической темой, я ставила перед собой цель:

- создать условия для самореализации личности обучающегося с учётом возможностей, склонностей, способностей и интересов для раскрытия его нравственного и интеллектуального потенциала, самостоятельности и активности, требующих мобилизации знаний, умений, способности принимать решения, брать на себя ответственность, воспитывающих волю к победе и преодолению трудностей.

Для управления процессом познания были выделены конкретные задачи:

  • обеспечить внедрение современных инновационных технологий для активизации самообразования, самопроверки и самоанализа учащихся;
  • создать условия для развития самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения математики;
  • разнообразить методы обучения с широким внедрением элементов самостоятельной работы учащихся на уроке;

  На начальном этапе работы были проведены индивидуальные консультации, анкетирование с целью выявления отношения обучающихся  к предмету, проанализировано состояние развития мыслительных способностей, выявлен уровень творческого потенциала отдельных ребят.

  На втором этапе была изучена  современная литература по теме самообразования. Проведена работа по  систематизации форм и видов самостоятельной работы.

Формы и виды самостоятельной работы.

Третий этап работы по теме самообразования – реализация цели и задач. Правильная организация учебного труда – самый главный фактор успешного развития самостоятельности учащихся.

Совершенствование методики преподавания и методов обучения неразрывно связано с вопросами развития самостоятельности у обучающихся. На занятиях ориентируюсь на всех обучающихся в целом и на каждого в отдельности, имея в виду общие знания. Считаю, что такой подход побуждает к работе слабого и стимулирует сильного.

Из своего опыта я хочу выделить следующие способы организации самостоятельных работ:

  • По образцу
  • По инструкции и алгоритму
  • По готовым схемам, чертежам, графикам
  • С указанием к решению
  • Вариативные
  • С промежуточными записями
  • Математические диктанты
  • Тестовые опросы
  • Экспресс-диктант
  • Опрос эстафета
  • Работа с учебником и со справочной литературой
  • Работа с взаимопроверкой и самопроверкой
  • Эвристические
  • Проекты
  • Сочинения
  • Рефераты
  • Доклады и т. д.

Все эти виды самостоятельной работы помогают устанавливать связь между новым материалом и ранее изученным. Навыки, полученные обучающимся в процессе самостоятельной работы, используются им в работе с учебником в классе и дома.

Приведу краткие пояснения некоторых из них.

Самостоятельная работа по образцу, заготовленному на доске или на карточке. Учащиеся выполняют аналогичное задание с измененными данными.Цель этой работы: в закреплении изученного материала, например, формул, правил, решение типовых задач.

Вариативная (управляемая) самостоятельная работа.
Обычно состоит из 3-4 последовательных заданий, где решение каждого последующего опирается на результат предыдущего. Обучающийся, решив первый пример, сверяют результат с ответами ко всем примерам. Если ответ не совпадает ни с одним, то учащийся возвращается к решению, исправляет ошибку и только тогда приступает к решению второго примера. Такие работы развивают внимательность и самоконтроль.

Математический диктант.
Давно оправдавшая себя форма самостоятельной работы. Он может носить как контролирующий, так и обучающий характер. Математический диктант предусматривает несколько заданий. Текст вопросов, легко воспринимаемый на слух, требует краткого ответа и несложных вычислений.


Самостоятельная работа с выборочной системой ответа.
Заключается в том, что предлагаемым вопросам или примерам дают несколько вариантов ответа, из которых учащиеся выбирают верный. Для уменьшения вероятности угадывания ответа применяются некоторые методы усовершенствования системы: введение дополнительных пунктов ответа «не знаю», «правильного ответа нет»

Опрос-эстафета.
Проводится как соревнование команд. По указанию учителя учащиеся выходят по одному из команды, выполняют часть примера своего варианта и передают «эстафету» следующему по команде.
При оценке учитывается не только скорость выполнения задания, но и качество решения. Такие работы вызывают интерес и активизируют работу учащихся.
Творческие самостоятельные работы.

Включающие возможность решения задач несколькими способами, составление задач и примеров самими учащимися и т.п. наиболее важны из всех видов самостоятельных работ.

Развивающие самостоятельные работы.

Заключаются в том, что обучающемуся необходимо  найти и исправить ошибки в каждой строчке, например:  Делимое, делитель, произведение; в числе 34546 - 34 сотни; длина прямоугольника 9 см, ширина 7 см, площадь равна – 63 см; в пяти упаковках 40 банок сока, а в семи 50 банок. Такие работы развивают внимательность и умение анализировать.

Регулярное использование разнообразных видов самостоятельных работ позволило добиться высокой успеваемости по математике. Обучающиеся 9 «В» и «Б» классов на итоговой аттестации по математике показали следующие результаты: обученность 100 %, качество 83 %, у обучающихся 5 «Г» класса  качество знаний по результатам ВПР выросло с 50 %( 4 класс) до 68 % ( 5 класс)

Процесс обучения – всегда процесс творческий. Опыт моей работы позволяет сделать следующие выводы:

  1. Одним  из путей развития творческой активности учащихся, совершенствования процесса обучения математике является организованная система работ.
  2. Систематическое проведение самостоятельных работ и повышение их учебно-познавательной роли в учебном процессе содействует значительному улучшению качества математической подготовки школьников.
  3. Самостоятельные работы дают возможность учащимся самим ликвидировать пробелы, расширять знания, творчески применять их в решении различных задач.
  4. Контроль за выполнением таких работ содействует организации тематического учета знаний помогает мобилизовать деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированное обучение на уроках математики, как личностно-ориентированный подход к процессу обучения и воспитания.

Разработка системы дифференцированных заданий по математике для повышения уровня развития личности учащихся. Функции 7 класс....

Доклад "Урок в системе личностно- ориентированного обучения"

Урок в системе личностно-ориентированного обучения, какой он? Современные требования к уроку....

Доклад "Урок в системе личностно-ориентированного обучения"

Создание на уроке ситуаций проблемного обучения, ситуаций, способствующих самовыражению учащихся....

Доклад на тему : Самостоятельная работа на уроках математики как одна из форм развивающего обучения

Доклад на тему : Самостоятельная работа на уроках математики  как одна из форм развивающего обучения...

Творческий отчет по теме «Влияние игрового проектирования урока математики на уровень учебной мотивации школьников в образовательном процессе»

Актуальность темы:žВ создании на уроке атмосферы, позволяющей каждому ученику занять активную личностную позицию и выразить свою индивидуальность.žžВ формировании опыта работы по применению игровых те...

УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В 6 КЛАССЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ «ПРОФЕССИИ. СЛОВА, ОТВЕЧАЮЩИЕ НА ВОПРОСЫ «ЧТО ДЕЛАТЬ?», «ЧТО ДЕЛАЕТ?», «ЧТО ДЕЛАЛ?»

Цель урока:ü расширять представления о профессиях, отрабатывать умения делить слова на слоги, определять место ударения в словах.Задачи урока:Образовательные:ü знакомить со словами, отвечающими на воп...

УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В 7 КЛАССЕ ПО МАТЕМАТИКЕ ПО ТЕМЕ «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА УВЕЛИЧЕНИЕ ИЛИ УМЕНЬШЕНИЕ ВЕЛИЧИН «НА» И «В НЕСКОЛЬКО РАЗ»

Цель урока:ü формирование общего представления о решении задач на увеличение или уменьшение  величин «на» и «в несколько раз.Задачи урока:Образовательные:ü закреплять умения и н...