Дневник взаимосвязи воспитателя и логопеда
методическая разработка

Ишметова Валия Мирхафизяновна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dnevnik_postoyannyy.doc318.5 КБ
Microsoft Office document icon dnevnik_smena.doc433 КБ

Предварительный просмотр:

Дневник

взаимодействия учителя-логопеда

 и воспитателя МДОУ №46
__________ группы

учитель – логопед  Ф.И.О.

воспитатели Ф.И.О.

учебный год

                                 Взаимосвязь логопеда и воспитателей

в коррекционно – развивающем процессе

Особенности работы воспитателя в коррекционных группах

Специфика работы воспитателя в группах компенсирующего типа определяется имеющимися  у каждого такого дошкольника

  • речевыми недостатками;
  • неполной сформированность процессов, тесно  связанных с речевой деятельностью (внимания, памяти, словесно – логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики);
  • характерологическими особенностями.

Коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем

  • Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
  • Закрепление произношения поставленных логопедом звуков
  • Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы
  • Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
  • Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале
  • Формирование связной речи
  • Закрепление формирующихся навыков звукослогового анализа  и синтеза

Основные направления коррекционной работы воспитателя

  • Артикуляционная гимнастика  (с элементами дыхательной и голосовой) выполняется в течение дня 3-5 раз.

  • Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной 3-5 раз в день.

  • Корригирующая мини – гимнастика для профилактики нарушений осанки и стопы выполняется ежедневно после сна

  • Вечерние индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда, закрепляющие звукопроизношение.

Работа проводится воспитателем по индивидуальным тетрадям детей. Содержание данных занятий определено программой:

а) проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук;

б) повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов;

в) упражнение в звуко-слоговом анализе и синтезе;

г) повторение лексико-грамматических упражнений;

д) упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.

  • Фронтальные занятия по программе ДОУ (в соответствии с календарным планом логопедической работы.)

Отличительной особенностью фронтальных занятий воспитателя в логогруппе является то, что кроме образовательных и воспитательных задач перед ним стоят и коррекционные, задачи, непосредственно связанные с темой каждого занятия.

  • Коррекционная работа вне занятий во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях.

Особая значимость этой работы в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей.

 

Совместная коррекционная работа учителя-логопеда и воспитателя

Задачи, стоящие

перед учителем-логопедом

Задачи, стоящие перед воспитателем

Коррекционная работа

1. Создание условий для проявления

речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма

1. Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе

2. Обследование речи детей, психических

процессов, связанных с речью, двигательных навыков

2. Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков по программе

предшествующей возрастной группы

3.Заполнение речевой карты, изучение

результатов обследования и определение

уровня речевого развития ребенка

3. Заполнение протокола обследования, изучение результатов его с целью перспективного планирования коррекционной работы

4. Обсуждение результатов обследования. Составление психолого-педагогической характеристики группы в целом

5. Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи

5. Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания

6. Развитие зрительной, слуховой,

вербальной памяти

6. Расширение кругозора детей благодаря использованию экскурсий, целевых про гулок, наблюдений, предметно-практической деятельности, просмотру диафильмов,

мультфильмов и спектаклей, чтению художественной литературы, проведению игр

7. Активизация словарного запаса,

формирование обобщающих понятий

7. Уточнение имеющегося словаря детей, расширение пассивного словарного запаса,

его активизация по лексико- тематическим циклам («Части тела», «Овощи» и т.п.)

8. Обучение детей процессам анализа,

 синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям

8. Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание детей)

9. Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения

9. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей

10. Развитие фонематического восприятия детей

10. Подготовка детей к пред стоящему логопедическому занятию, включая выполнение заданий и рекомендаций логопеда

11. Обучение детей процессам звукослогового анализа и синтеза слов, анализа предложений

11. Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях:

использование их на занятиях, в практической деятельности, в играх, в повседневной жизни

12. Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова

12. Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида

13. Формирование навыков словообразования и словоизменения (начинает логопед)

13. Закрепление навыков словообразования в различных играх ив повседневной жизни

14. Формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации  действий, вопросам, по картине и по ситуации

14. Контроль за речью детей по рекомендации логопеда, тактичное исправление ошибок

15. Подготовка к овладению, а затем и овладение диалогической формой общения

15. Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольно-

печатных игр, сюжетно-ролевых и игр-драматизаций, театрализованной деятельности

детей, поручений в соответствии с уровнем развития детей

16. Развитие умения объединять предложения в короткий рассказ, составлять рассказы-описания, рассказы по картинкам, сериям

картинок, пересказы на основе материала занятий воспитателя для закрепления его работы

16. Формирование навыка составления короткого рассказа, предваряя логопедическую работу в этом направлении

Организация жизни и деятельности детей

1. Распределение детей на подгруппы для занятий

1. Четкое соблюдение режима дня, смены труда и отдыха, достаточного пребывания детей  на свежем воздухе, выполнение оздоровительных мероприятий

2. Составление рационального расписания занятий

2. Составление сетки занятий в соответствии с возрастом детей

3. Использование фронтальных, подгрупповых и индивидуальных форм работы для осуществления поставленных задач

3. Организация педагогической среды для формирования речи детей в коммуникативной ее функции

Создание необходимых условий

1. Оснащение и оборудование логопедического кабинета в соответствии с требованиями к нему

1. Оснащение группы наглядным, дидактическим, игровым материалом в соответствии с требованиями программы

воспитания и коррекционного обучения детей

2. Повышение квалификации через самообразование, методическую работу, курсовую подготовку

3. Привлечение родителей к коррекционной работе, про ведение с ними консультаций, показ для них открытых занятий, практических приемов упражнений для работы с детьми дома по закреплению речевых навыков, полученных в детском саду

4. Направление детей на медицинские консультации (по необходимости)

4. Реализация коррекционной направленности обучения и воспитания дошкольников

на базе типовой программы

Частные задачи коррекционной работы

Решает учитель-логопед

Решают воспитатели

Создание условий для развития у детей речевого общения со взрослыми и сверстниками. Побуждать детей:

  • обращаться ко взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;
  • к речевому общению между собой.

Обследование речи детей, состояния психических процессов, связанных с речевой деятельностью (сентябрь, май).

Заполнение речевой карты

Встреча детей после летних каникул, побуждение их к речевой активности (по летним впечатлениям).

Постоянное активное общение с детьми:

  • отвечать на все вопросы детей;
  • побуждать к познавательному общению во время прогулок;
  • беседовать по поводу прочитанного и т.д. Обследование уровня общего развития детей, их знаний, навыков по программе предыдущего года (сентябрь). Отслеживание динамики развития (январь, май).

Заполнение протокола обследования

Количественный и качественный анализ результатов обследования речевого и общего развития детей. Выявление причин затруднений у детей. Выделение проблемных видов деятельности и основных направлений коррекционно-развивающей работы. Выбор наиболее эффективных методов и приемов работы с детьми, требующих особых условий обучения, особого подхода к усвоению учебного материала

Составление перспективного тематического плана работы. Обеспечение преемственности

в изучении речевого материала  и более углубленной работы        над ним на втором году обучения

Составление перспективного плана воспитательно-образовательной работы. Обеспечение контроля за правильной речью детей с учетом их возможностей

Четкая формулировка заданий по закреплению речевого материала, запись заданий в «Тетради для вечерних занятий воспитателя с детьми»

Освоение с детьми всех видов деятельности, предусмотренных программой воспитания и обучения детей в детском саду, с одновременным решением задач по коррекции речи и психических процессов

Продолжение работы по формированию у детей коммуникативных умений (полноценное речевое общение)

Четкое взаимодействие в решении организационных вопросов

Составление расписания занятий.

Рекомендации по организации в группе  предметно-развивающей среды в соответствии с коррекционными задачами. Использование фронтальных, подгрупповых  и индивидуальных форм работы для осуществления коррекционных задач.

Привлечение родителей к коррекционной работе (консультации и практические советы, показы открытых фронтальных занятий,

демонстрация приемов и упражнений по закреплению речевых навыков детей и т.д.).

Направление детей при необходимости на консультации к специалистам: психологу, невропатологу, детскому психиатру, массажисту и др.

Обеспечение соблюдения режима дня: организация смены деятельности детей, пребывания их на воздухе, оздоровительных

мероприятий, коррекционной работы, досуга и т.д.).

Обновление предметно-развивающей среды в соответствии с очередным этапом коррекционной работы.

Создание условий для воспитания общего и речевого поведения детей.

Осуществление ежедневной связи с родителями через индивидуальные контакты: беседы, сообщения об успехах или затруднениях детей, ответы на вопросы,

объяснения и т.д.

Осуществление контроля за выполнением рекомендаций специалистов

Соблюдение алгоритма в изучении речевого материала

Начало работы над звукопроизношением. Использование наработанного воспитателями словаря на логопедических занятиях.        

Начало работы над грамматическими темами. Расширение объема высказываний детей, формирование навыка употребления        

сложных предложений, использование выработанного воспитателями навыка связной речи – диалогической и монологической

Продолжение, закрепление, контроль над развитием навыков звукопроизношения.

Начало работы по обогащению  и накоплению словаря по той  или иной лексической теме.

Закрепление на занятиях и в повседневной жизни группы изучаемых грамматических тем.  Начало работы над развитием  связной речи детей.

Предъявление требований к речи сотрудников ДОУ, работающих с детьми; проведение среди них разъяснительной работы:

  • речь взрослых - четкая, ясная, красочная, грамматически правильная;
  • общение с детьми – вежливое и доброжелательное; необходимо отвечать на все их вопросы и просьбы, обсуждать возникающие у них проблемы;
  • тактильный контакт с детьми;

вопросы к детям - конкретные, без лишних слов, поручения - в соответствии с правилами этикета.

Предъявление детям образцов правильной литературной речи:

  • включение в речь разнообразных образцов речевого этикета;
  • обогащение речи пословицами,

поговорками, стихами;

  • прослушивание грампластинок и аудиокассет с записями литературных произведений в исполнении артистов

и профессиональных чтецов;

  • поощрение детского словесного

творчества (составление загадок, сочинение потешек, чистоговорок, изменение форм слов и т.д.);

  • организация и проведение специальных речевых игр;
  • приобщение детей к культуре

чтения;

  • развитие образной стороны речи (уточнение оттенков смысла слов, знакомство с переносным значением слов)

По возможности включение в работу по лексико-тематическим циклам проблемных вопросов, жизненных ситуаций, обсуждение поступков литературных героев и сверстников для формирования жизненной компетенции детей (ОБЖ для дошкольников)

Развитие внимания и памяти (слуховой, зрительной, вербальной):

  • выполнение и отчет о выполнении постепенно увеличивающихся многоступенчатых инструкций;
  • передача с помощью речи последовательности совершаемых действий;
  • использование различных форм

обращений к детям;

  • включение дидактических игр и упражнений во фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия;
  • решение речевых логических задач, создание проблемных ситуаций;
  • заучивание речевого материала разной степени сложности.

Развитие фонематического восприятия:

  • полный звукослоговой анализ и синтез слов типа кот, суп (начало учебного года);

косы, замок, шапка (2-й период обучения); стол, шарф и трехсложных (3-й период

обучения);

  • преобразование слов путем замены, перестановки, добавления звуков;
  • преобразование слогов в слова

(ко - шко - школа);

  • дифференциация звуков по акустическим, артикуляторным и перцептивным свойствам (гласные - согласные, твердые - мягкие, звонкие - глухие);

усвоение терминов: слово - слог - звук, гласный звук, согласный звук, предложение

Систематизация и составление картотеки коррекционных и речевых игр; активное

использование их в работе.

Картотека включает игры:

  • на внимание;
  • тренирующие наблюдательность;
  • на быстроту реакции;
  • приучающие ценить время;
  • развивающие глазомер;
  • воздействующие на эмоции и чувства;
  • на смекалку;
  • на ориентировку в пространстве и на плоскости листа;
  • игры-диалоги, игры-сценки.

Закрепление навыка звукослогового

анализа и синтеза слов в занимательной игровой форме с элементами соревнования

Развитие доступных детям форм словесно - логического мышления:

  • описание предметов (выделение существенных признаков);
  • сравнение предметов (анализ, обобщение);
  • исключение четвертого лишнего

(объяснительная речь);

  • установление причинно-следственных связей во временных и сезонных явлениях;

выявление скрытого смысла, переносных значений слов и т.д.

Обогащение знаний и представлений об окружающем – важнейший источник развития речи детей.

Развитие познавательных интересов, познавательной активности.

Совершенствование словообразования и словоизменения (грамматический строй речи):

  • суффиксальный способ;
  • префиксальный способ;
  • словосложение;
  • омонимия;
  • образование грамматических форм одного и того же слова, выражающих его отношение к другим словам (падежные

  конструкции);

  • сопоставление грамматических форм глагола (число, лицо, род, время);
  • формулирование вопросов и ответов на них;
  • образование однокоренных слов

Обеспечение частого повторения в речи взрослых и детей сложных грамматических форм и грамматических конструкций.

Развитие образной стороны речи:

  • уточнение оттенков смысла различных слов (лес - лесок - лесочек);
  •  толкование фразеологизмов, образных выражений, иносказаний;
  • образование новых слов путем

словосложения (теплоход ,чернозем);

  • включение всевозможных образных слов и выражений в практику речи (в игру,

     предметную деятельность, коммуникацию)

Использование в учебной речевой деятельности словаря, наработанного воспитателями в процессе ознакомления детей с окружающим и предметным миром:

  • овладение названиями предметов, явлений, их свойств и признаков; рассказ о них;
  • включение обобщающих понятий в объяснительную речь;
  • знакомство со словами-омонимами;
  • дифференциация синонимов

(сосуд для питья - стакан, кружка, чашка);

  • подбор эпитетов;
  • использование антонимов в упражнениях на противопоставление;  
  • расширение глагольного словаря;  
  • различение слов, обозначающих часть и целое

Продолжение работы по обогащению и накоплению словаря по лексико-тематическим циклам. Создание условий для активизации словарного запаса детей:

развитие умения использовать в свободной речи синонимы, обобщающие понятия, антонимы, слова разных частей речи точно

по смыслу.

Про ведение словесных игр, направленных на формирование семантических полей

Продолжение работы по развитию

ритмико-слоговой структуры слов

Заучивание скороговорок, проговаривание трудных слов с одновременным отбиванием ритма, использование различных игр – диалогов и т.д.

Закрепление навыков диалогической речи в различных играх (подвижных, речевых, настольно - печатных, сюжетно-ролевых, играх-драматизациях); в пересказах художественных текстов; в общении со взрослыми и сверстниками

Обучение рассказыванию;

активизация речевого высказывания, совершенствование его содержательной и языковой сторон; знакомство с правилами

объединения отдельных предложений в единое связное целое; развитие мотивации

речевой деятельности.

Совершенствование умения

составлять:

  • рассказы-описания;
  • рассказы по серии картинок;
  • рассказы по сюжетным картинкам;
  •  пересказы художественных текстов;
  •  пересказы с разнообразными заданиями     (от первого лица, с изменением времени и т.д.);
  • рассказы с элементами творчества.

Совершенствование умения сочинять сказку

Учить  составлять:

  • рассказы-описания;
  • рассказы по серии картинок;
  • рассказы по сюжетным картинкам;
  •  пересказы художественных текстов;
  •  пересказы с разнообразными заданиями     (от первого лица, с изменением времени и т.д.);
  • рассказы с элементами творчества.

Совершенствование умения сочинять сказку. Опережающая работа по формированию навыков составления рассказов:

  • интонационное выделение первого, центрального и конечного предложения короткого рассказа;
  • заполнение схемы (начало, середина,  конец рассказа) различным содержанием;
  •  уточнение характеристики  персонажей и их действий;
  • включение в рассказ диалогов действующих лиц;
  • использование графического плана, различных таблиц, схем, символов и пособий для наглядного моделирования сюжета

Практические упражнения по распространению предложений путем введения однородных членов, по построению сложных предложений разных видов

Периодическое проведение контрольных занятий (по мере необходимости)

Повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей на каждом этапе коррекционного процесса.

Разграничение функций логопеда и воспитателя в процессе работы по лексической теме

Логопед

Воспитатель

  • На групповых занятиях знакомит детей с каждой новой лексико-грамматической категорией, выявляя тех детей с которыми необходимо закреплять материал, и осуществляет эту работу на индивидуальных логопедических занятиях;
  • Руководит работой воспитателя по расширен ию, уточнению и активизации словарного запаса дошкольников на занятиях и в свободное от занятий время
  • Проводит занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим и с художественной литературой с учетом лексических тем;
  • Пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей в процессе большинства режимных моментов (сборы на прогулку, дежурство, умывание, игры и пр.); систематически контролирует грамматическую правильность речи детей в течении всего времени общения с ними.

Поэтапная работа учителя – логопеда и воспитателя по лексической теме

Этапы

Содержание работы

Исполнитель

1.

Изучение по данной теме соответствующих понятий, названий предметов, действий и признаков.

Экскурсии, целевые прогулки, продуктивная деятельность детей (рисование, аппликация, лепка, конструирование), непосредственно связанная с изучаемой темой.

воспитатель,

учитель -  логопед

воспитатель

2.

Предметные занятия, беседы; подробное рассматривание предметов, выделение их основных частей, признаков, действий, выполняемых с ними, функций предметов.

Упражнения в практическом словоизменении (на лексическом материале изучаемой темы); сравнение однородных предметов и – этой основе – составление соответствующих высказываний (ответы на вопросы, короткие описания и др.). Целенаправленная работа над предложением

воспитатель

учитель – логопед,

воспитатель под руководством логопеда

3.

Продолжение работы над предложением; отработка различных моделей словоизменения.

Разучивание стихотворений, загадок, коротких текстов по теме.

учитель – логопед,

воспитатель

воспитатель

4

Пересказ текстов по изучаемой теме, составление рассказов по картинкам, из опыта; описание предметов и др.

Драматизация сказок (рассказов) – «инсценирование», театр кукол, театр «теней» и др.

учитель – логопед,

воспитатель

воспитатель,

учитель -  логопед


Работа воспитателя и логопеда при коррекции звукопроизношения

ЦЕЛЬ:

ЦЕЛЬ:

Логопед исправляет нарушения речи: готовит артикуляционный уклад дефектных звуков, ставит их, автоматизирует.

Воспитатель под руководством логопеда активно участвует в коррекционной работе: автоматизирует поставленные звуки в словах, словосочетаниях, фразах

Подготовительный этап

Логопед в зависимости от характера нарушения звука вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали.

Воспитатель по заданию логопеда в игровой форме закрепляет у детей движения и положения органов артикуляционного аппарата «Сказки о веселом язычке»

Этап появления звука

Логопед ставит звуки, предварительно обрабатывая артикуляционный уклад нужного звука, при этом использует специальные приемы и отработанные на предыдущем этапе движения органов артикуляционного аппарата.

Воспитатель закрепляет произнесение поставленного логопедом звука, фиксируя внимание ребенка на его звучании и артикуляции, используя картинки – символы и звукоподражания.

Этап усвоения звука (правильное произнесение звука в речи)

Логопед автоматизирует поставленные звуки, первично дифференцирует  на слух и в произношении последовательно вводит его в речь (в слог, слово, предложение, потешки, стихотворение, рассказы, в самостоятельную речь).

Воспитатель по заданию логопеда с отдельными детьми закрепляет поставленный логопедом звук, дифференцирует со смешиваемыми фонемами на слух и в произношении, используя речевой материал, рекомендуемый логопедом.

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

1-я и 2-я

неделя

Обследование детей

Логопед

  1. Обследование состояния речи и неречевых психологических функций
  2. Выявление структуры и механизмов речевых нарушений.
  3. Заполнение речевых и диагностических карт

Воспитатель

  1. Обследование умений и навыков детей по всем видам деятельности.
  2. Выявление уровня знаний и умений.
  3. Заполнение схемы обследования и диагностических карт
  1. Анализ результата диагностики.
  2. Определение направлений коррекционной работы.
  3. Составление индивидуальной программы по результатам диагностики

Прогностическая модель речевого развития

Звуковая сторона речи

Смысловая сторона речи

Связная речь

Психологические особенности

Звукопроизношение

Фонематические процессы

Лексический запас

Грамматический строй речи

Правильное произношение оппозиционных звуков, нескольких групп. Четко усвоенное произношение сложных по артикуляции звуков при стечении согласных

Сформированный навык анализа и синтеза звукового состава слова:

  • Умение выделять на слух заданный звук из звукового, слогового и ряда слов.
  • Умение различать на слух сходные звуки в парах слогов и слов.
  • Умение воспроизводить звуковой, слоговой ряды и ряд слов, умение выделять первый ударный гласный; первый и последний согласные.

Расширяется тематический запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков.

Словообразование умение образовывать существительные с суффиксами, глаголы с приставками, сравнительную, превосходную степень прилагательных. Совершенствуются умения образовывать однокоренные слова.

Правильное использование в речи синонимов, антонимов, существительных с обобщающим значением, наречий и предлогов.

Морфология:

Умение согласовывать существительное со всеми частями речи.

Синтаксис:

Использовать предложения различных видов и конструкций:

  • Простые предложения (нераспространенные и распространенные однородными существительными, прилагательными, глаголами) – сложные (с противительными союзами: а, но; со сложноподчиненным союзом: потому что)

Совершенствуется диалогическая и монологическая речь. Умение отвечать на вопросы, задавать их. Формируется культура речевого общения. Самостоятельная, выразительная без повторов передача содержания литературных текстов. Умение использовать выразительные средства для передачи информации. Дальнейшее развитие умения составлять рассказы по плану, по картине, по серии картин. Умение составлять небольшие рассказы из личного опыта, небольшие сказки.

  1. Внимание имеет устойчивый характер: может удерживать объекты деятельности, сознательно переключать внимание с одного объекта на другой.
  2. Повышается наблюдательность по отношению к языковым средствам.
  3. Достаточно сформированы предпосылки развития словесно-логического мышления.
  4. Достаточная способность к запоминанию, воспринятый материал прочно удерживается в памяти.
  5. Сформированность учебных навыков.

Сформированность речевой функции и психологических предпосылок к овладению учебной деятельностью.

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЕМ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ДЕТЕЙ

ПО ВСЕМ ВИДАМ УЧЕБНОЙ И НЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(предложена Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной)

1.        Развитие элементарных математических представлений:

а)        счет в пределах 5-10;

б)        сравнивание предметов;

в)        отбор предметов по заданному числу;

г)        понятие о величине предметов (узкий - широкий, толстый - тонкий, высокий - низкий, длинный — короткий);

д)        различение геометрических форм;        

е)        ориентировка в пространстве.

2.        Рисование. Проверка знаний цветов. Проверка умений:

а)        держать карандаш;

б)        провести горизонтальную линию;

в)        провести вертикальную линию;

г)        нарисовать круг;

д)        нарисовать овал.

3.        Лепка различных фигур (с образцом или без него):

а)        шарик;

б)        колбаска;

в)        баранка.

4.        Аппликация. Проверка умений:

а)        правильно держать ножницы;

б)        резать бумагу вдоль и поперек;

в)        вырезать круг, овал;

г) расположить узоры из геометрических форм.

5.        Конструирование (по образцу или без него):

а)        складывание  целого из частей (картинки, кубики);

б)        конструкция из спичек,  палочек, полосок,  плоских кубиков.

6.        Моторные навыки:

а)        прыжки па одной ноге, на двух ногах, на двух ногах с передвижением вперед,  назад,   перепрыгивание;

б)        удар мяча о землю, умение его подбросить вверх и поймать, перебрасывать мячи друг другу,  прокатывать их в ворота,  попадать в цель;

в)        лазанье по гимнастической лесенке вверх и вниз, с одной лесенки на другую;

г)        равновесие (ходьба по доске прямо, боком, по наклонной доске, стояние на одной ноге).

7.        Самообслуживание и хозяйственно-бытовой труд. Проверка умений:

а)        застегивать и расстегивать пуговицы,  зашнуровывать ботинки;

б)        мыть руки,  пользоваться полотенцем;

в)        пользоваться столовыми приборами;

г)        правильно есть, пользоваться салфеткой;

д)        накрыть на стол, убрать постель, игрушки.

8.        Обследование сформированности игровой деятельности:

а)        участие в разных играх;

б)        целенаправленность игрового процесса

СХЕМА СОСТАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ

 ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

1.        Общие сведения о ребенке (Ф. И., возраст, адрес; состав семьи: полная, неполная;  материальные и жилищные условия):

  • характеристика условий воспитания (социальная среда, особенности речевой среды, культурно-бытовые условия,  психологический климат в семье);
  • жалобы родителей;
  • обращались ли раннее к логопеду.

2.        Характерологические особенности ребенка:

  • спокойный — беспокойный; легко вступает в контакт или нет; задирист, нападает на товарищей или добрый, ласковый; аккуратный или неряшливый;
  • реакция на замечание или одобрение и факторы, способствующие изменению эмоционального состояния.

3.        Особенности усвоения учебных умений и навыков в процессе изучения
программы детского сада:

  • справляется ли с программными задачами;
  • насколько ребенок проявляет интерес к занятию;
  • какие виды работ вызывают наибольшие трудности;
  • насколько ребенок усидчив во время занятий;
  • как быстро переключается с одного вида деятельности на другой;
  • насколько ребенок критичен в оценке своих результатов при выполнении заданий;
  • как принимает помощь взрослых в случае возникновения затруднений;
  • какова степень самостоятельной активности при решении учебных задач.,

4.        Игровая деятельность ребенка:

  • может ли ребенок, организовать сюжетно-ролевую игру, игру-драматизацию и т. д.;
  • какую роль при этом отводит себе;
  • может ли регулировать игровые отношения вербалыю (т. е. с помощью речи);
  • в какой степени необходима помощь со стороны взрослых;
  • каким играм уделяет больше внимания (подвижным,  настольным, дидактическим и пр.);
  • использует ли  предметы-заместители;
  • предпочитает играть один или с товарищами;
  • играет молча  или оречевляет выполняемые действия;
  • каким образом решает конфликтные ситуации в игре: плачет, жалуется взрослому,  прибегает к. силовым методам и пр.

5. Выполнение режимных моментов:

  • активен ли ребенок на прогулке;
  • какова степень сформированности  навыков самообслуживания (умение самостоятельно одеться, раздеться, застегнуть пуговицы и т. д.) и желание содержать свою одежду в чистоте и порядке;
  • особенности ребенка в процессе приема пищи (затрудненность процессов жевания и глотания, не поперхивается ли во время еды, тщательно ли ее прожевывает, не наблюдаются ли трудности при пользовании столовыми приборами и пр.);
  • насколько спокойно ребенок засыпает, не тревожен ли его сон.


Коррекционный блок

Карточки с комплексами артикуляционной гимнастики

№1 Упражнения для органов артикуляции

  1. Удерживание губ в улыбке, верхние и нижние зубы обнажены (вспомогательные средства – указательные пальцы ставятся в уголки рта и растягивают губы)
  2. Вытягивание губ вперед трубочкой, зубы сомкнуты (аналогично упр. 1 или прикусить конфету «чупа – чупс»).
  3. Чередование положения губ в улыбке и трубочкой.
  4. Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки.
  5. Язык широкий, на нижней губе (счет до 10).
  6. Язык узкий, напряженный, высунут вперед.
  7. Чередование широкого и узкого языка.
  8. Движение языка вправо – влево.
  9. Движение языка вверх – вниз (снаружи, внутри).

№ 2 Артикуляционные упражнения для шипящих

  1. Для развития силы и направления воздушной струи:

округлить губы и, вздохнув, равномерно, с силой выдохнуть воздух.

  1. Упражнения для губ:

Сомкнуть зубы, губы округлены и вытянуты вперед ( «О» ).

  1. Упражнения для языка:

а) «Наказать непослушный язычок», «Сделай язык широким», «Кошка лакает молоко». Цель: укрепить мышцы языка.

б)«Приклей конфетку», «Грибок», «Парус», «Вкусное варенье», «Гармошка», «Кто дальше загонит мяч ?» Цель: выработать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку.

в) «Лопатка» - высунуть широкий кончик языка, поднять вверх и опустить. «Чашечка» - снаружи, в полости рта. Цель: выработать подъем языка вверх, умение придавать языку форму чашечки и направлять воздушную струю посередине рта.

№ 3 Артикуляционные упражнения для свистящих

  1. Для развития силы и направленности воздушной струи:

а) набрать воздух, с силой подуть на ватку, султанчик, бумагу.

б) высунуть язык, положить на нижнюю губу. Вдоль языка, на его середину положить спичку и надавить до образования канавки. Губы слегка округлены, но ненапряженны, зубы разомкнуты. С силой выдувать воздух. Контроль – ладонь, ватка;

в) то же, но без спички;

г) упражнение «Загони мяч в ворота» - плавно, длительно, непрерывно дуть вперед.

  1. Упражнение для губ: «Покажи зубки» - губы в улыбке, видны зубы. Удержать в таком положении на счет 3 – 4, не напрягаясь.
  2. Упражнение для языка:

а) «Сделай язык широким» - положить язык на нижнюю губу. Цель: выработать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном состоянии.

б) «Наказать непослушный язычок» - скажи: па – па – па, пя – пя – пя (губами шлепать по языку). Цель: расслабление мышц языка;

в) «Покусываем язычок» - от кончика языка до середины покусываем выдвигаемый вперед язык. Цель: расслабление мышц языка;

г) «Мостик». Цель: удерживание широкого кончика языка за нижними резцами;

д) «Почистим зубки». Цель: удерживание широкого кончика языка за нижними резцами;

е) язык «желобком» - дуть воздух по языку в бутылочку (бутылочку приложив к подбородку, край ее горлышка у нижней губы) «Ветерок шумит, пузырек гудит»;

ж) язык за нижними резцами, дуть в маленькую бутылочку, чтобы она «пела» (свист). Бутылочку держать, как в предыдущем упражнении;

з)«Киска» - выгибание и продвижение вперед спинки языка, кончик языка прижимается к нижним зубам.

№4. АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ  ЗВУКА «Л» ДЛЯ РАЗВИТИЯ  СИЛЫ И НАПРЯЖЕНИЯ ВОЗДУШНОЙ СТРУИ

1. Для развития силы и направленности воздушной струи:

а) «Сдуй ватку». Цель: выработка направленной воздушной струм;

б) «Пропеллер» -  губы сближены, струя воздуха направлена через узкую щель. Ребенок рассекает движениями указательного пальца струю из стороны в сторону;

в) «Кто дальше загонит мяч?», «Фокус». Цель: выработка сильной направленной воздушной струи.

2.Упражнения для губ:

а) широко открыть рот, губы и челюсти неподвижны. Зубы открыты на ширину 1,5 пальца. Язык на дне рта. Подержать так па счёт  3,  5,  10.  Закрыть рот;

б) «Покажи зубки» - губы в улыбке, видны верхние и нижние зубы;

в) произносить «ы-а» - оскал — широко открыть рот, облизать верхнюю  и  нижнюю  губу;

г) Облизать языком  зубы спереди,  сзади,  губы  в  улыбке.

3. Упражнения для языка:

а) «Наказать непослушный язык», «Вкусное варенье».Цель: подъём  кончика  языка кверху;

б) «Пароход»  -  язык, между зубами,  произносить  «ыыы»;

в) «Индюк»,   «Болтушка»,  «Качели»,   «Приклей конфетку»;

г) пощёлкать кончиком языка, пощёлкать копчиком языка беззвучно;

д) «Чашечка» — язык высунуть, кончик языка поднять вверх. Цель:  подъём  задней части языка  вверх;

е) «Дразнилка» — зубы на расстоянии ширины пальца, ребёнок показывает язык, оттягивает его в глубь рта. Упражнение вначале выполняется  беззвучно,  затем  с голосом.

№5. АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЗВУКА  «И»

Кончик языка упереть в нижние резцы, причем выгибать, кверху переднюю часть спинки языка, если дотронуться до выгиба языка, он должен быть твердым,  напряженным.  Затем напряжение расслабляется.

№6.  АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЗВУКА  «Р»

1. Для развития силы и напряжения воздушной струи:

а) Набрать в лёгкие воздух, с силой дуть (не просто выдыхать), заставляя вибрировать губы. Воздух выдувать с включением голоса (губное тттппррр);

б) кончиком языка ударять в нёбо за зубами и говорить: ДДД, подставляя пузырёк или полоску бумаги, выдох попадает в пузырёк, или бумага отклоняется в сторону;

в) «Фокус» положить ватку на кончик носа, язык на нижнюю губу, кончиком вверх, сдувать ватку с носа. (Положить бумажку на кончик языка - сдувать бумажку с языка);

г) «Кто дальше загонит мяч?»

2.Упражнения для губ:

а)         «Кучер»   — останови лошадку губами;

б)         положить широкий распластанный язык на нижнюю губу и тоже останавливать лошадку губами (делать при открытом рте).

З.Упражнения для языка:

а)        сделай  язык широким   «наказать непослушный  язык»;

б) «Вкусное варенье»,   «Маляр» (широкий язык).

г) язык широко распластать и просунуть его между зубами, сильно выдувать воздух с включением голоса, заставляя вибрировать язык. Язык и губы при этом не напряжены. Контроль - ладонь руки - резкая холодная струя;

л) «Цоканье» прищёлкивание языком с переменным  темпом;

е) поднять язык к нёбу до предела, растянув уздечку. Расстояние между зубами 1,5-2 пальца. Удержать язык в таком положении, пока не набежит слюна;

ж) «Почистим зубки»;

з) «Барабанщики»  (песенка на ддд...).

№7. АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЗВУКА «Ц»

1.Для развития силы и направленности воздушной струи:

я) Просунуть кончик языка между зубами и разжав зубы с силой отдёрнуть кончик языка внутрь, не слишком далеко, одновременно с. выдохом  воздуха толчком.  Слышится  межзубный,  твёрдый  «Т».

2.Упражнение для губ: губы растянуты в улыбке, напряжены. На счёт до 5-10 удержать улыбку.

3.Упражнение для языка: открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние передние зубы (резцы), язык приподнять и выгнуть так, чтобы передняя часть прижималась к нёбу, язык касается  верхних зубов спинкой. Без включения голоса произносить звук, имитирующий «Т» - кончик языка упирается в передние нижние резцы. Затем отскакивает под напором сильной струи выдыхаемого воздуха - контроль - ладонь руки.

№8.  АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЗВУКОВ «К, Г, X»

Чтобы добиться подъёма языка (задней его части), поднять его к небу и дать ребенку  почувствовать.

Для этого  предлагается ряд упражнений:

1.        « Кто сильнее? ».

У ребенка губы в улыбке, рот открыт. .Логопед кладет чисто вымытый и обернутый марлей палец на кончик языка, находящийся за нижними резцами, и отодвигает весь язык назад. Ребенок старается языком вытолкнуть палец, при этом у пего высоко поднимается задняя часть языка. Повторяя упражнение логопед кладет чистый указательный палец ребенка на переднюю чатсь спинки языка, благодаря чему он сможет сам, нажимая на язык и отодвигая его назад, поднимать  заднюю спинку языка.

2.        «Сделаем горку».

Губы в улыбке, рот открыт, кончик языка оттянут от нижних резцов, а задняя часть языка высоко поднята вверх и касается мягкого неба. Ребенок при широко открытом рте высоко поднимает заднюю часть языка,  прижимает ее к небу,  подержит так  и опустит.

3.        «Прятки».

Упереть с напряжением копчик языка в десны нижних резцов, отодвинув его спинку в  глубь рта.

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК (ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА)

1. Кончик большого пальца правой руки поочерёдно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца («пальчики здороваются»).

То же упражнение выполняется пальцами левой руки.

Усложнение: 

Те же движения производить одновременно пальцами правой и левой руки.

2.        Пальцы правой руки «здороваются» (хлопают кончиками пальцев) по очереди с пальцами левой руки, сначала  большой палец с большим, затем указательный с   указательным и т.д.

Усложнение:    

Пальцы  правой руки одновременно   «здороваются»  с   пальцами левой руки.

3.        «Шагать»  на месте указательным и средним пальцами - сначала одной, затем другой  рукой,  после овладения упражнением - двумя руками сразу,  одновременно.

Вариант:   

 «шагать»  по  столу,  продвигаясь  вперёд,   «переступая»  через  разложенные на столе предметы (ластик, ручка),  «взбираясь»  на них.

Усложнение:'

а) то же самое, но «шагают» три пальца: сначала делает шаг средний,  затем  одновременно - указательный  и безымянный.

б) то же,  но без контроля зрения.

4. Несколько раз с силой сжать кулак.

Вариант

обеими руками одновременно, затем левой и правой рукой по очереди; меняя теми счёта; сжимая кулачки под ритмический рисунок  (например: //    /// //,    ////    / /// /)

Усложнение: сжимание резиновой игрушки или детского эспандера.

5.  «Колечки».   Ребёнок поочерёдно соединяет  пальцы  в  колечки: большой с  указательным,  большой со средним и  т.д.

Вариант: 

правой,  левой  рукой поочерёдно, затем одновременно обеими.

Усложнение: 

без зрительного контроля.

6.

  • Поочерёдно сгибать пальцы правой руки, начиная с большого.
  • Выполнить то же упражнение,  начиная с  мизинца.
  • Поочерёдное сгибание пальцев левой руки, начиная с большого.
  • Поочерёдное сгибание пальцев левой руки,  начиная с мизинца.

Усложнение:

а)        совместное  поочерёдное сгибание  пальцев  обеих  рук,  начиная  с большого пальца;

б)        совместное  поочерёдное сгибание  пальцев  правой  и левой  руки, начиная  с мизинца.

7.

  • Одновременно согнуть пальцы правой руки в кулак, поочерёдно выпрямляя их,   начиняя  с большого пальца.
  • Выполнить то же упражнение, только выпрямлять пальцы, начина я с мизинца.
  • Одновременно согнуть пальцы левой руки в кулак,  поочерёдно выпрямлять их,  начиная  с большого пальца.
  • Выполнить то же упражнение, только выпрямлять пальцы, начиная  с  мизинца.

Усложнение:

а)         одновременно согнуть пальцы правой и левой руки в кулак, поочередно выпрямляя их,  начиная с большого пальца;

б) одновременно согнуть пальцы правой и левой руки в кулак, поочерёдно  выпрямляя  их,  начиная с  мизинца.

8.         Правая рука лежит на столе.

  • Попеременное поднимание (отрывание от стола) пальцев, начиная с большого.        
  • Выполнить то же упражнение, только начиная с мизинца.

 Левая рука лежит на столе.

  • Попеременное поднимание пальцев от стола начиная с большого.        
  • Выполнить то же упражнение, только начиная с мизинца.        

Усложнение:

 Одновременно положить пальцы правой и левой руки на стол.        

 Попеременное    поднимание пальцев правой и левой руки:        

  • начиная с мизинца и заканчивая мизинцем;        
  • одновременно поднимать пальцы правой и левой руки, начиная с  мизинца и заканчивая большим пальцем;
  • выполнить то же упражнение, только начиная с больших пальцев и заканчивая мизинцами.        

9.        «Отжимание от стенки». Пальцы рук стоят на вертикальной поверхности, на подушечках (как будто в руке держит мячик). Отжимание на подушечках пальцев от вертикальной поверхности.

Усложнение: 

отжимание одной рукой.

10.        Ладонь параллельно столу, между пальцами вложены карандаши. Надо уронить на стол один карандаш, не роняя других.        

Вариант: 

если играть с цветными карандашами, то управлять выполнением задания легче — урони синий, урони - жёлтый...        

11.         Для развития мелкой моторики пальцев детям предлагается перебрать крупу.  Начинать работу необходимо  с  крупного.  Например, перемешать фасоль и горох.        

Далее предлагается перебрать горох и рис, рис и гречку.        

12.        Вложить шестигранный карандаш между выпрямленными указательным, средним и безымянным пальцами. По сигналу закрутите карандаш, передвигая его с пальца на палец. Старайтесь не придерживать его большим пальцем.

13. Зажать карандаш в руке таким образом, чтобы большой палец дотягивался до его верхнего конца. Большим пальцем, нажимая на верхнюю плоскость карандаша, протолкнуть его через кулак («вбить гвоздь»).

Вариант:

  • слабо сжать кисть, чтобы карандаш скользил легко;
  • сжать кисть сильно, чтобы карандаш проходил с трудом.

14.  Чередование положения руки:

  •  кулак - ладонь правой рукой, затем левой. Далее объединить движения правой и левой руки вначале одноимённо кулак-кулак, ладонь-ладонь; потом разноимённо; кулак-ладонь — чередуя движения;
  • ладонь-ребро (выполнение задания  аналогично предыдущему).

Воспроизводить  различные  положения   руки  (кулак-ладонь-ребро) вначале  правой,  затем левой.

Воспроизводить различные положения пальцев (колечко-цепь, щепоть).

15. На листе бумаги нарисованы различные фигуры: яблоко, груша, вишня и др. - каждая последующая сложнее предыдущей по контуру. У всех детей одинаковые рисунки. По команде все одновременно начинают обводить одну из фигур, не отрывая руки и стараясь не отклониться от линии контура. Выигрывает тот, кто раньше всех закончит работу и сделает меньшее число ошибок (пересечений линий контура, пробелов). Для  игры удобно использовать картинки для закрашивания.

16. Теневой театр.

Комната, в которой проводится теневая игра, затеняется. Источник света (торшер, настольная лампа) освещает экран (светлую стенку) на расстоянии 3—4 метра. Между экраном и источником света (на расстоянии 1,5-2 метра от экрана) производятся движения руками, от которых падает тень на освещенный экран. Правильное размещение рук между стенкой и источником света зависит от силы источника света. Теневая игра сопровождается короткими диалогами, сценками. Исполнители должны располагаться так, чтобы тень, падающая на экран, отражала только положение кисти и предплечья. Большой эффект в теневой игре достигается благодаря изменению расстояния руки от источника света. Это даёт возможность увеличить или уменьшить размеры теневых  фигур.

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Усвоение терминов:

Звуки мы слышим и произносим.

Звуки бывают:        

Гласные - эти звуки произносятся легко и свободно. Воздух, выходящий изо рта, не встречает никакой преграды. Гласный звук обозначаем красным квадратом.

Характеристика гласных:

А, О, У, Ы, Э - обозначают твёрдость согласных;

Я, Е, Ю, И, Е - обозначают мягкость согласных, или два звука, когда стоят после гласной, или в начале слова.

Согласные - эти звуки произносятся с шумом, при произнесении согласных звуков воздух, выходящий изо рта, встречает преграды в виде языка, зубов, губ.  Согласный звук может быть:

а) - твёрдый, если после него стоит  а, о, у, ы, э  или в конце слова.

ш, ж, ц - всегда твёрдые. Твёрдый звук обозначаем синим квадратом.

- мягкий, если его смягчает гласная я, е, ю, и, е или Ь (мягкий знак).
й, ч, щ - всегда мягкие. Мягкий согласный звук обозначаем зелёным
квадратом.

б) - глухой согласный - обозначаем зачёркнутым ухом или колокольчиком.

-        звонкий согласный — обозначаем ухом или колокольчиком

План-характеристика звука:

К

С    З

С

З

Буквы мы видим и пишем (фотография звука).

Слог - это когда два звука сложились вместе – согласный и гласный.

Слог - это часть слова. Обозначается прямоугольником.

Слово - состоит из звуков и слогов, обозначает предметы, их признаки и действия. Слово обозначается полоской. Предлог - ■

Каждый предмет обозначается (называется) словом -  слова-предметы,

обозначаются           .  Каждое действие обозначается словом - слова-действия, обозначаются          .

Слово

Слоги

Ударный

Гласные

Согласные

Твёрдые

Мягкие

Глухие

Звонкие

ЛАСТОЧКА

3

1

АО А

Л СТК

Ч

СТЧК

Л

 

Схема фонетического разбора слова:  Количество звуков, букв, слогов, ударный слог, согласные, гласные, звонкие согласные, глухие согласные, твёрдые согласные, мягкие согласные. Смотреть пример:

Предложение - состоит из слов. В предложении может быть одно слово или несколько. Предложение обозначается длинной полоской. Сколько в предложении слов, столько и коротких полосок.

Схема анализа предложения:

1. На клумбе растут красивые цветы.

______________________________________

■ _____              ______  ________.

2. Птицы улетают.

__________             .  

ПРАВИЛА:

1. Сколько в слове гласных, столько и слогов.

2. Если последний согласный в слове произносится мягко, после него ставится мягкий знак (Ь).

Правила грамматики:

  1. Большая буква пишется в начале предложения, в именах людей, названиях городов, улиц, рек.
  2. Раздельное написание. Слова в предложении пишутся раздельно.
  3. В конце предложения ставится точка.

Правила орфографии:

ЖИ, ШИ - пиши с буквой И.

ЧА, ЩА – пиши с буквой А.

ЧУ, ЩУ – пиши с буквой У.

терминологический словарь

АВТОМАТИЗАЦИЯ превращение сознательных действий при многократном их повторении в автоматические (совершаемые без участия сознания).

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА - этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующий после постановки нового звука; направлен на формирование правильного произношения звука в связной речи; заключается в постепенном, последовательном введении поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь.

АГРАММАТИЗМ -  нарушение психофизиологических процессов, обеспечивающих грамматическую упорядоченность речевой деятельности. При А. наблюдается опускание предлогов, неправильное согласование слов в роде, числе,  «телеграфный стиль» и пр.

АКУСТИЧЕСКИЙ - слуховой.

АЛАЛИЯ отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.

АМБИ ДЕКСТРИН - умение одинаково владеть правой  и левой    рукой.

АМИМИЯ - отсутствие мимических движений, наблюдается при  нарезах, параличах.

АНАМНЕЗ - сообщение больного (родных, сотрудников и др.) о его жизни, об истории болезни. Используется для установления диагноза и выбора необходимого лечения. АНОМАЛИЯ - патологическое отклонение от нормы в функциях организма и ого частей.

АРТИКУЛЯЦИЯ - деятельность органов речи (губ, языка, мягкого неба, голосовых складок), необходимая для произнесения отдельных звуков речи и их комплексов.

АСТЕНИЧЕСКИЙ - бессильный, слабый, вялый. Астенический синдром — состояние нервно-психической слабости, нарушение тонуса нервных процессов.

АСФИКСИЯ отсутствие пульса, удушье; отсутствие дыхания вследствие; полного или частичного прекращения деятельности сердца.

БИЛИНГВИЗМ {двуязычие) - одинаково совершенное владение двумя языками.

ВЕРБАЛЬНЫЙ - словесный, или глагольный.

ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ - обучение, направленное на восстановление функций, нарушенных в результате какого-либо заболевания.

ГЕМИПАРЕЗ - парез мышц одной половины тела.

ГЕМИПЛЕГИЯ -  паралич мышц одной половины тела.

ГЕНЕЗИС — происхождение,' возникновение, начало.

ГИМНАСТИКА РЕЧИ - система упражнений для речевых органов по инструкции логопеда.

ГИПЕРКИНЕЗ - автоматические насильственные движения вследствие непроизвольных сокращений мыто..

ГИПЕРСАЛИВАЦИЯ - увеличение выделения слюны.

ГИПЕРТЕПЗИОННО-ГИДРОЦЕФАЛЬПЫЙ СИНДРОМ — синдром повышенного внутричерепного давления, при котором имеют место увеличение размерив головы, выступающие лобные бугры, расширение венозной сети в области висков. Проявляется к нарушении умственной работоспособности, произвольной деятельности и поведении детей. Для таких дошкольников характерны быстрая утомляемость и пресыщаем ость любым видом деятельности, повышенная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность.

ГИПОКСИЯ - кислородное голодание организма.

ГНОЗИС - узнавание.

ГОЛОС - совокупность различных по высоте, силе и тембру звуков, издаваемых посредством голосового аппарата.

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ - строение слова и предложения, присущее данному языку.

ГУЛЕНИЕ — голосовые реакции ребенка в первые 2-3 месяца жизни.

ДИАГНОЗ — медицинское заключение о состоянии здоровья обследуемого, об имеющемся заболевании.

ДИЗАРТРИЯ — нарушение произношения, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата.

ДИСЛАЛИЯ — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата  

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ этап в коррекционной работе по формированию правильного звукопроизношения; направленный на развитие умения отличать данный звук от близких по звучанию или по месту и способу образования.

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ - временное отставание развития психики или ее отдельных функций.

ЗАИКАНИЕ - нарушение томно-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

ИМПРЕССИВТТАЯ РЕЧЬ - восприятие, понимание речи.

ИННЕРВАЦИЯ - снабжение органов и тканей нервами.

ИТЕРАЦИЯ - повторение; запинки, повторы в речи.

КАТАМНЕЗ - сведения о больном после выздоровления.

КИНЕСТЕЗИИ РЕЧЕВЫЕ - ощущение положения и перемещения органов, участвующих в речеобразовании.

КОМПЕНСАЦИЯ — возмещение нарушенной функции, функциональная перестройка.

КОРРЕКЦИЯ ( корригирование) - исправление

ЛЕПЕТ - голосовые реакции ребенка на раздражители положительного характера.

ЛОГОПАТ — человек с дефектной речью.

ЛОГОПЕДИЯ - паука об изучении, обучении и воспитании лиц г, нарушенной речью.

ЛОКАЛИЗАЦИЯ - место развития болезненных процессов.

МОТОРИКА — система двигательных реакций человека.

НАВЫКИ — автоматизированные действия.

НАЗАЛЬНЫЙ - носовой (звук).

НЕГАТИВИЗМ -  немотивированное сопротивление воздействию окружающих.

ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (ОНР) - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к. звуковой и смысловой стороне.

ПАРЕЗ — неполный паралич, ослабление функции какой-либо мышцы или группы мыши вследствие поражения нервной системы.

ПАТОГЕНЕЗ - происхождение болезненного процесса и его развитие.

ПЕРСЕВЕРАЦИЯ — навязчивое многократное повторение одних и тех же слов или слогов.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА - вызывание правильного звука, начальное формирование звуко-произносительпых навыков.

ПРАКСИС — способность к выполнению целенаправленных автоматизированных двигательных навыков.

ПРОГЕНИЯ - выступание нижней челюсти вперед.

ПРОГНАТИЯ — выступание верхней челюсти вперед, дефект строения артикуляционного аппарата.

РИТМИКА - система физических упражнений, построенных на основе связи движения с музыкой.

САЛИВАЦИЯ - обильное слюноотделение.

СИМПТОМ — признак заболевания или какого-нибудь явления.

СИНКИНЕЗИЯ — дополнительные движения, непроизвольно присоединяющиеся к произвольным.

УЗДЕЧКА КОРОТКАЯ - врожденный дефект, заключающийся в укорочении так называемой уздечки языка (подъязычной связки). При этом дефекте движения языка могут быть затруднены.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ - способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка..

ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефекта восприятия и произношения фонем.

ЦЕРЕБРАСТЕНИЧЕСКИЙ СИНДРОМ - проявляется в виде повышенной нервно-психической истощи с мости и эмоциональной неустойчивости. У таких детей выражены нарушении активного внимания, памяти и восприятия учебного материала.

ЧТЕНИЕ — сложный навык, усвоение которого происходит в процессе обучения; представляет узнавание и воспроизведение звуков речи, обозначенных буквами.

ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ - внешняя форма речи.

ЗНДОГЕННЫЙ — возникающий, развивающийся в организме вследствие внутренних причин.

ЭТИОЛОГИЯ — причина возникновения болезни или патологического состояния.



Предварительный просмотр:

Дневник

взаимодействия    учителя -логопеда  

 и воспитателя МДОУ № 46
__________ группы

учитель – логопед  Ф.И.О.

воспитатели Ф.И.О.

учебный год

Информационная карта

Списки  детей

на 2008 – 2009 учебный год

МДОУ № 46

_______________  группа  «    »  

№ п/п

Фамилия имя ребенка

Год рождения

№ путевки

№ заключения ПМПК

Диагноз

Срок пребывания в ДОУ

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

 

Список детей по подгруппам

1 подгруппа

2 подгруппа

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

5.

5.

6.

6.

7.

7.

Сетка фронтальных и подгрупповых занятий

I период

День недели

Специально организованная деятельность

Совместная деятельность

II период

День недели

Специально организованная деятельность

Совместная деятельность

Качественные критерии выполнения коррекционной программы

 СРЕДНЯЯ ГРУППА

Словарь

  1. Называть 4-6 предметов (по логическим .группам).
  2. Выделять и называть части предметов.
  3. Подбирать по 4-5 признаков и действий к предмету; предметы к признакам или действию.
  4. Употреблять обобщающие слова .
  5. Подбирать антонимы к некоторым прилагательным и наречиям.

Грамматический строй

Словообразование

  1. Образовать существительные с помощью суффиксов.
  2. Образовывать глаголы с помощью приставок (за, вы, у, на).
  3. Образовывать некоторые относительные прилагательные.

Словоизменение

  1. Употреблять существительные в им.п. и Род. п. мн.ч.
  2. Употреблять глаголы в повелительном наклонении

Согласование

  1. Уметь согласовывать слова во фразе.,
  2. Уметь согласовать прилагательные, притяжательные местоимения с существительными в роде, числе.
  3. Употреблять предложно-падежные конструкции (в, на, под, над, за, около)

Фразовая речь

  1. Употреблять простые распространенные предложения.
  2.  Употреблять простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
  3. Составлять предложения с заданным словом.

Связная речь

  1. Активно участвовать в диалоге.
  2. Уметь описывать предмет с опорой на образец.
  3. Составлять короткие рассказы по сюжетной картинке (с помощью. взрослого).

Артикуляционная моторика

Звукопроизношение

  1. Точно и в полном объеме выполнять основные артикуляционные упражнения для губ и языка (улыбка, трубочка, лопата, жало, качели, маятники, широко открыть рот).
  2. Закреплять правильное произношение гласных, согласных: п, б, м, н, т, д, к, г, х, ф, в; свистящих, шипящих, соноров (в зависимости от индивидуальных возможностей детей).

Слоговая структура

1. Употреблять слова с 1, 2, 3 слогами с одним стечением согласных; 4 сложные слова с открытыми слогами.

Фонематический слух и восприятие

  1. Уметь различать длинные, короткие слова; делить 1-2-3 сложные слова на слоги.
  2. Выделять слова с заданными звуком из ряда слов, уметь интонировать звук в слове.
  3. Выделять 1-й звук в слове.

Просодическая сторона речи

  1. Иметь правильный длительный речевой выдох (на одном выдохе – фраза из 4-5 слов).
  2. Уметь отчетливо произносить слова и словосочетания.
  3. Уметь произносить фразы шепотом – громко; ласково -  сердито; низко - высоко

Качественные критерии выполнения коррекционной программы

СТАРШАЯ ГРУППА

Словарь

  1. Называть 5- 7 предметов (по логическим .группам)
  2. выделять и называть части предметов.
  3. Подбирать 5-6 слов признаков и действий к предмету; предметов  к признаку, действию.
  4. Знать и употреблять обобщающие слова (10-12)
  5. Подбирать антонимы и синонимы к некоторым словам, родственные слова.

Грамматический строй

Словообразование

  1. Образовывать существительные с помощью суффиксов (-онок, -иц, -тель, -ик).
  2. Образовывать относительные и притяжательные прилагательные;
  3. сравнительную степень прилагательных и наречий;
  4. Образовывать глаголы с помощью приставок.

Словоизменение

  1. Употреблять существительные в им.п. и Род. п. Ед.ч. и мн.ч.и в других косвенных. падежах.
  2. Употреблять глаголы в повелительном наклонении
  3. Несклоняемые существительные.

Согласование

  1. Уметь правильно согласовывать слова во фразе.
  2. Уметь согласовать прилагательные, местоимения с существительными в роде, числе.
  3. Употреблять предложно -падежные конструкции (см. ср.группу+ к, от, по, с, из)

Фразовая речь

  1. Употреблять простые распространенные предложения, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
  2. Распространять предложения второстепенными, однородными членами.

Связная речь

  1. Вступать в диалог и поддерживать его; объяснять правила игры;  выражать свое мнение, отношение к чему-либо.
  2. Связно, последовательно, выразительно пересказывать небольшие сказки.
  3. Пытаться по плану и образцу рассказывать о предмете; составлять рассказ по демонстрируемому действию, сюжетной картине;
  4. Рассказывать по образцу о событиях из личного опыта.

Артикуляционная моторика

Звукопроизношение

  1. Уметь точно, в полном объеме выполнять артикуляционные упражнения.
  2. Правильно, отчетливо произносить все звуки (в зависимости от индивидуальных возможностей детей).
  3. Уметь различать на слух и в произношении твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные, свистящие и шипящие, сонорные звуки.

Слоговая структура

  1. Правильно произносить слова с 2,3,4 слогами со стечениями согласных изолированно и во фразе.

Фонематический слух и восприятие

  1. Уметь делить слова на слоги.
  2. Выделять слова с заданным звуком из фразы, стихотворения.
  3. Выделять заданный звук в слове голосом.
  4. Выделять 1-й, последний звук; определять место звука в слове (начало, середина, конец).
  5. Определять количество и последовательность звуков в слоге, в 3-4 звуковом слове, составлять графическую модель.
  6. Различать гласные – согласные звуки, твердые – мягкие.

Просодическая сторона речи

  1. Иметь правильный длительный речевой выдох.
  2. Отчетливо произносить слова и фразы с разной высотой, громкостью и интонацией.

Качественные критерии выполнения коррекционной программы

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Словарь

  1. Подбирать 7-8 предметов к обобщающему  слову.
  2. Называть части предмета.
  3. Уметь подбирать 6-8 слов-признаков и действий к предмету, предметы к признаку или действию.
  4. Употреблять обобщающие слова (15) ,классифицировать предметы внутри одной логической группы и подбирать к ним  обобщающие слова (продукты: мясные, молочные…).
  5. Подбирать антонимы, синонимы, родственные слова.
  6. Использовать все части речи в точном соответствии с их значением.

Грамматический строй

Словообразование

Уметь образовывать:

  • существительные и прилагательные с помощью суффиксов уменьшительного значения;
  • существительные с помощью суффиксов увеличительного значения;
  • существительные с помощью суффиксов, обозначающих профессию человека (-тель, -ист  -иц);
  • относительные и притяжательные прилагательные;
  • сравнительную и превосходную степень качественных прилагательных;
  • глаголы с помощью приставок (у, вы, за, от, подо, пере, об);
  • возвратные глаголы с помощью суффиксов (сь, ся);
  • сложные слова (существительные, прилагательные)

Словоизменение

  1. Уметь употреблять существительные в И.п. и косвенных падежах в ед. и мн. числе.
  2. Уметь изменять глаголы по лицам, числам, временам, по родам (в прошедшем времени)
  3. Изменять прилагательные по родам.  

Согласование

  1. Уметь правильно согласовывать слова во фразе.
  2. Уметь согласовать прилагательные, местоимения , числительные с существительными в роде, числе, падеже.
  3. Употреблять предложно -падежные конструкции (см. ср.группу, ст.гр.  + между, через, из-за, из-под)

Фразовая речь

  1. Уметь распространять предложения:
  2. Однородными членами;
  3. Второстепенными членами (по вопросам).
  4. Употреблять сложносочиненные предложения.
  5. Правильно строить сложноподчиненные предложения, используя разные союзы.

Связная речь

  1. Уметь вести диалог, самостоятельно ставить вопросы, быстро и правильно подбирая нужное слово для ответа; высказывать свою точку зрения.
  2. Составлять рассказ:
  3. По сюжетной картине;
  4. По серии сюжетных картинок;
  5. По алгоритму;
  6. Из личного опыта.
  7. Уметь последовательно и полно, логично пересказывать знакомые сказки,  короткие рассказы.

Артикуляционная моторика

Звукопроизношение

  1. Уметь правильно, в полном объеме по речевой инструкции  выполнять все статические и динамические упражнения, быстро переключаться с одного движения на другое.
  2. Правильно, отчетливо произносить все звуки (в зависимости от индивидуальных возможностей детей).
  3. Дифференцировать на слух и в произношении  смешиваемые звуки.

Слоговая структура

Четко произносить слова различной слоговой структуры и звуконаполняемости как изолированно, так и в словосочетании и во фразе (в зависимости от индивидуальных возможностей детей).

Фонематический слух и восприятие

  1. Уметь воспринимать и произносить слоговые цепочки из 3-4 элементов.
  2. Четко различать на слух звуки:
  3. Гласные и согласные;
  4. Твердые – мягкие, звонкие- глухие;
  5. Свистящие – шипящие, соноры.
  6. Уметь произносить слова с оппозиционными звуками, подбирать рифмующиеся слова.
  7. Уметь определять место, количество, последовательность звуков в слове и составлять графические модели слов.
  8. Уметь придумывать слова с заданным звуком, слогом.
  9. Знать печатные буквы русского алфавита. Уметь составлять слова из букв, прочитывать их, печатать.

Звуко-слоговый анализ слова.

Предложение.

  1. Уметь делить слова на слоги, определять их количество и последовательность. Подбирать слова с заданным количеством слогов.
  2. иметь представление о том, что:
  3. речь состоит из предложений;
  4. предложения из слов;
  5. слова состоят из звуков и делятся на слоги. Различать «термины», «предложение», слово», «слог», «звук».
  6. Уметь определять количество, последовательность слов в предложении. Составлять правильное предложение по деформированной фразе, по схеме.

Просодическая сторона речи

  1. Ребенок должен иметь длительный плавный ротовой выдох (или: сформированное речевое дыхание).
  2. Внятно и отчетливо произносить слова и фразы с естественной интонацией.
  3. Выразительно читать стихи.  

Сводная характеристика проявлений общего недоразвития речи у детей старшей логопедической группы

(начало года)

Звуковая сторона речи

Лексический запас

Грамматический строй

Психологические особенности

Звукопроизношение

Фонематические процессы

Дефектное произношение оппозиционных звуков нескольких групп.

Преобладают замены и смешения (нередко искаженных звуков)

с=ш; р=л; б=п

и т.д. до 15 звуков

Недостаточная сформированность (несформированность в более тяжелых случаях)

с=ш; р=л; б=п

и т.д. до 18 звуков

Ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно не полноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешение по смыслу и по акустическому сходству).

Недостаточно сформирован:

  1. отсутствие сложных синтаксических конструкций;
  2. аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.
  1. Недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения.
  2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
  3. Недостаточное развитие предпосылок словесно-логического мышления.
  4. Запоминание и воспроизведение нового материала затруднено.
  5. Недостаточный уровень развития самоконтроля.

Следствие недостаточной сформированности звуковой стороны речи:

Следствие недостаточной сформированности лексико-грамматических средств языка:

Следствие:

Недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению  полноценными навыками  учебной деятельности.

Трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе)

Недостаточная сформированность  (отсутствие предпосылок) к  спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;

Недостаточная сформированность (отсутствие предпосылок) к успешному овладению грамотой.

Недостаточное понимание заданий, указаний, двух- трехступенчатых инструкций;

Трудности овладения понятиями, терминами;

Трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе работы;

Недостаточное развитие связной речи

Недостаточная сформированность (отсутствие) предпосылок к продуктивному овладению родного языка и математике

Трудности освоения программы детского сада вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению учебной деятельностью.


Мониторинг речевого развития детей __________________________________ группы

Логопед______________________________                 учебный год_________________________________________

№ п/п

Ф.И. ребенка

арт.мот.

звукопроизношение

просодика

слоговая структура

фонематический слух

звуковой анализ и синтез

словарь

грамматический строй

связная речь

речевое заключение

гласные

свистящие

шипящие

соноры

другие звуки

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

показатели речевого развития:

в - высокий уровень развития

с - средний уровень развития

н - низкий уровень развития 

Индивидуально - коррекционная работа воспитателя с детьми ___________ группы МДОУ № 46   200_ - 200_ уч. год

Фамилия имя ребенка

Артикуляция

Моторика

Звукопроизношение

Фонематика

Слоговая структура

Лексика

Грамматический строй

Связная речь

1 нед.

2 нед.

1 нед.

2 нед.

1 нед.

2 нед.

1 нед.

2 нед.

1 нед.

2 нед.

1 нед.

2 нед.

Зад.

Рез.

Зад.

Рез.

Зад.

Рез.

Зад.

Рез.

Зад.

Рез.

Зад.

Рез.

Зад.

Рез.

Зад.

Рез.

Зад.

Рез.

Зад.

Рез.

Зад.

Рез.

Зад.

Рез.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя в коррекционной работе

Статья рассказывает об использовании материалов мобильной коррекции в работе воспитателя по закреплению поставленных звуков....

"Взаимосвязь в работе логопеда и учителя начальной школы."

семинар-практикум для учителей начальной школы...

Взаимосвязь воспитателя и учителя-логопеда в работе с детьми с ОВЗ.

В представленной статье содержится собственный опыт работы по взаимосвязи воспитателей и логопеда в логопункте....

Консультация для родителей "Взаимосвязь работы учителя-логопеда с родителями дошкольников с ОНР"

В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии. Поэтому вопрос комплексного подхода к коррекции речевого и психического развития является наиболее актуальным....

«ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И ЛОГОПЕДА В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ»

В деятельности людей нет области, где не употреблялась бы речь. Она нужна везде. И особенно на этапе обучения. От качества речи ребенка зависит успешность его обучения, поэтому главной задачей родител...

Взаимосвязь работы учителя-логопеда с родителями дошкольников с ОНР (методическая разработка)

Семья – это первая ступень овладения ребенком родным языком – средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирования его гарм...

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ: ВЗАИМОСВЯЗЬ РОДИТЕЛЕЙ И ЛОГОПЕДА

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ:ВЗАИМОСВЯЗЬ РОДИТЕЛЕЙ И ЛОГОПЕДА...