Современные формы работы с выпускниками при подготовке к Государственной итоговой аттестации по математике.
статья

Быкова Елена Александровна

Для жизненной самореализации, возможности продуктивной деятельности в информационном мире требуется достаточно прочная математическая подготовка.

Введение государственной итоговой аттестации по  математике в новой форме (ОГЭ) в 9 классе вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя.  Данная необходимость обусловлена тем, что изменились требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в материалах экзамена по математике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_doklad_okonchatelnyy_variant.docx31.36 КБ

Предварительный просмотр:

Современные формы работы с выпускниками при подготовке к Государственной итоговой аттестации по математике.

Учитель математики Е.А. Быкова,

МБОУ «СШ №5» г. Нижневартовск

Овладение практически любой современной профессией требует определенных математических знаний. Представление о роли математики в современном мире и математические знания стали необходимым компонентом общей культуры. Для жизненной самореализации, возможности продуктивной деятельности в информационном мире требуется достаточно прочная математическая подготовка.

Введение государственной итоговой аттестации по  математике в новой форме (ОГЭ) в 9 классе вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя.  Данная необходимость обусловлена тем, что изменились требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в материалах экзамена по математике.

Работа по введению новой формы итоговой аттестации выпускников основной школы ведется министерством науки и образования РФ с 2004 года. Что греха таить результаты по математике оставляют желать лучшего. Объективно математика – одна из самых сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих учащихся. В тоже время есть дети, которые имеют явно выраженные способности к этому предмету. Как сделать так, чтобы каждый ребенок наиболее полно раскрыл свой потенциал и был успешен на государственной итоговой аттестации по математике?

В процессе подготовки школьников к ОГЭ по математике учитель встречается с определенными проблемами. Так, одной из проблем является насыщенность программного материала в 9 классе, что  не предоставляет возможности планомерно и в системе вести работу по подготовке к экзамену в течение учебного года.

Многообразие формулировок заданий в вариантах ОГЭ – также одна из проблем экзамена. В школьных учебниках, как правило, используются стандартные формулировки.

Выпускники общеобразовательной школы и школы с углубленным изучением математики имеют неравные возможности получить хорошую оценку по результатам  ОГЭ, так как программы и количество часов на изучение математики в этих школах не совпадают. Кроме того содержание задач изобилует математическими тонкостями, на отработку которых в общеобразовательной программе не отводится достаточное количество часов. В обязательную часть включаются задачи, которые либо изучались давно, либо на их изучение отводилось малое количество времени (проценты, стандартный вид числа, свойства числовых неравенств,  чтение графиков функций).

Вот уже несколько лет я готовлю детей к сдаче итоговой аттестации по математике. Хотелось бы поделиться опытом своей работы, а именно с современными формами работы с выпускниками при подготовке к ОГЭ по математике.

Чтобы максимально устранить обозначенные проблемы, в своей деятельности по подготовке учащихся к ОГЭ и обучению работы с экзаменационным текстом придерживаюсь определенных позиций:

1.  Важно, чтобы каждый ученик  определил для себя планируемый результат обучения,  на какую оценку он должен сдать экзамен. Это не значит, что «потолок» должен занижаться,  или оставаться неизменным,  но на него нужно ориентироваться  как ученику, так и учителю. Учителю необходимо ставить опережающую цель: дать «на выходе» для ребёнка результат выше, чем планировалось.    

2.  Уровень  сложности заданий в некоторых случаях следует объявлять заранее, а в некоторых – только после его выполнения. Такой подход при спланированном подборе заданий приводит к значительному сдвигу как в самооценке школьника,  в его чувстве уверенности в себе, так и  в его умении  без ошибок  выполнять тест.    

3. Следует учить школьника «технике сдачи теста». Эта техника включает в себя следующие моменты:

Обучение постоянному жёсткому контролю времени. На консультациях,  пробных и репетиционных тестированиях необходимо постоянно обращать внимание учащихся на то, сколько времени необходимо тратить на то или иное задание. Таким образом, если ученик не укладывается в  этот временной промежуток, то ему  целесообразно перейти к другому заданию, а к этому заданию можно вернуться  после выполнения всей 1 части. Отсутствие  привычки «напрягаться» в математике несколько часов подряд – одна из причин низкого качеств выполнения работы. Интеллект, как и мышцы нужно постоянно тренировать - от этого он только сильнее становится. Поэтому нужно постоянно повышать нагрузки и скорость выполнения заданий.

Обучение оценке объективной и субъективной трудности заданий. Ученики обычно сами знают,  какие  задания для них являются наиболее  сложными. Таких «слабых» мест следует избегать при выполнении теста. Сначала нужно выполнять задания, в которых школьник ориентируется хорошо. Задача учителя  состоит в том, чтобы школьник самостоятельно сумел набрать максимально возможное для него количество баллов,  поэтому изречение «лучше меньше, да лучше» здесь  оказывается  вполне справедливым.

Обучение прикидке границ результатов, анализу ответа на предмет соответствия  действительности, минимальной подстановке как приёму проверки ответа. Следует учить школьников простым  для проверки результатов сразу,  а не «если останется время». Необходимо  после решения  задания  приучать учеников внимательно перечитывать  условие и вопрос (что нужно было найти?). Поскольку в учебниках дополнительных действий с ответами (например, найти сумму корней, а не сами корни) практически не встречается, многие школьники не обращают на них внимания, записывая при верно решённом задании неправильный ответ.  Необходимо  учить технике выбора ответа  методом «исключения»  явно неверного ответа. Особое внимание следует уделять заданиям, в которых формулировка звучит как «Выберите из данных выражений те, которые можно (или нельзя)   преобразовать к виду…..». Самое главное здесь обратить внимание на ключевые слова   «можно» или «нельзя», иначе ответ может получиться  совершенно противоположным.

Обучение приёму «спирального движения» по тесту. Ученик, просматривая тест от начала до конца,  отмечает для себя задания, которые кажутся ему простыми и понятными и выполняются сходу, без особых раздумий. Именно их школьник выполняет первыми. Затем можно вновь просмотреть 1 часть работы и попробовать выполнить задания, которые  не «поддались» сразу. Так необходимо делать несколько раз «по спирали» и делать то, что «созрело» к данному моменту.

Исходя из содержания и спецификации экзаменационной работы, я выделила следующие 9 тем для повторения:

  • числа и вычисления;
  • алгебраические выражения;
  • задачи на проценты;
  • чтение графиков реальных зависимостей, таблиц и диаграмм;
  • функции и их графики;
  • уравнения, системы уравнений;
  • неравенства, системы неравенств;
  • текстовые задачи;
  • вероятность и статистика.

На повторение каждой темы планирую 2 часа, всего 18 часов, то есть тематическое повторение должно быть завершено к концу первого полугодия. Повторение каждой темы выстраиваю по следующему алгоритму:

На первом занятии через фронтальную работу повторяем основные понятия, формулы и алгоритмы, разбираем различные типы заданий по теме, акцентируя внимание на те из них, где чаще всего допускаются ошибки.

Затем учащиеся выполняют тренировочный тест, работая в парах или группах. Все ученики получают один и тот же вариант из 8-9 заданий, содержащий разные типы задач по теме. При выполнении тренировочного теста возможна помощь учителя, так как целью его проведения является не проверка знаний учащихся, а анализ их собственной деятельности, результатом которой должен быть ответ на вопрос: “Умею я решать задачи по этой теме или есть нерешенные проблемы, и какие именно?”.

После завершения работы идет проверка ответов. Далее работа выстраивается по индивидуальным траекториям. Учащиеся, не допустившие ошибок в тесте, уходят с занятия. С остальными выясняем возникшие затруднения, как правило, это одни и те же задания, и разбираем ошибки. При наличии времени предлагаю детям еще один вариант тренировочного теста по теме, в котором они выполняют только те задания, с которыми не справились в первый раз. Если времени на занятии не остается, то даю варианты тренировочных тестов на дом. Правильность их выполнения ребята могут проверить в любой день (в течение недели) до следующего занятия и получить индивидуальную консультацию.

На втором занятии по теме все учащиеся приступают к выполнению контрольного теста. Контрольные тесты даю на 4–6 вариантов. По типу заданий они схожи с тренировочными тестами. При выполнении теста все задания требую прорешивать, без решения работы не принимаю. Задания и тестовые работы на этапе тематического повторения беру из Открытого банка заданий ОГЭ ФИПИ и сборника тематических тестов Лысенко Ф.Ф.

Результаты выполнения тематических тестов отражаются в листе текущего контроля в виде отметки. Родители должны быть информированы о подготовке детей к экзамену, поэтому их нужно обязательно знакомить с листом текущего контроля. Если ученик получил неудовлетворительную отметку, ему предоставляется возможность отработать свои ошибки, самостоятельно разбирая подобные задания или с помощью индивидуальной консультации учителя во внеурочное время. По мере готовности, учащийся пересдает тематический тест. Анализ ошибок, допущенных при решении контрольного теста, проводится индивидуально.

На следующем занятии приступаем к повторению очередной темы по этому же алгоритму. Так простраивается вся работа по тематическому повторению.

Следующий этап подготовки к ОГЭ – это переход к комплексному решению заданий первой части экзаменационной работы. Этот переход лучше осуществлять, когда отработаны все темы курса в отдельности, и у обучающихся уже накоплен опыт способов и приемов решения основных типов задач. Обычно это происходит во втором полугодии.

На занятиях учащиеся пишут тесты в классе. Использую тесты из сборника заданий для подготовки к ОГЭ в 9 классе различных авторов, генератор вариантов ОГЭ-2015 с сайта alexlarin.net, а так же онлайн тесты http//ege.yandex.ru (в этом случае использую возможности мобильного класса). Работу следует проводить с жестким ограничением времени и в условиях близких к экзамену. На выполнение первой части экзаменационной работы отвожу 1 урок (45 минут), на партах только тест, ручка и лист бумаги. На первых порах учащимся сложно выдержать этот режим, но, привыкнув к нему, они затем чувствуют себя на экзамене намного спокойнее и собраннее. К тому же, как показывает практика, через несколько занятий сильным учащимся достаточно 15-20 минут для безошибочного выполнения всех заданий первой части. Полезно 2-3 раза выполнить такую работу с заполнением бланков.

При проверке тестов заполняю таблицу с результатами выполнения работы по каждому заданию. Обязательно фиксирую вариант, который выполнял ребенок. Имея такую таблицу, легко найти задания, вызвавшие у учеников наибольшее затруднение. На следующем занятии выдаю проверенные работы, текст теста и фронтально разбираем сначала массовые ошибки, а затем единичные по индивидуальным вопросам учащихся. На очередном занятии даю другие тесты, опять на 4 варианта и далее проводится аналогичная работа. Зная, какие варианты учащийся уже писал, по желанию для дополнительной подготовки могу предложить им те, которых у них не было.

За основу критериев оценивания результатов выполнения первой части тестов беру критерии с экзамена и оцениваю работы следующим образом:

0–7 баллов - отметка “2”;

8–12 баллов - отметка “3”;

13–15 баллов - отметка “4”;

16–18 баллов - отметка “5”, причем все три блока должны присутствовать.

Таким образом мы подходим к завершающему этапу подготовки к ОГЭ. Его начинаю обычно в 4-ой четверти. Как правило, к этому времени заканчивается изучение нового программного материала, поэтому подготовка к экзамену идет уже непосредственно на каждом уроке. После отработки заданий первой части у учащихся сформирована база для более сложных заданий, и можно приступать ко второй части экзаменационной работы. Задания второй части различаются по уровням сложности от двух до четырех баллов. Задания в два-три балла (21, 22, 24, 25) разбираю со всеми учащимися на уроках. А задания 23, 26 прорешиваем на консультациях с наиболее успешными учениками и желающими.

Конечно же, данная система требует большого количества времени учителя на подготовку к занятиям, проверку и анализа работ, проведение индивидуальных консультаций. Но, чтобы результаты обученности выпускников основной школы были объективными при новой форме итоговой аттестации, нам необходимо работать в ключе новых подходов к ОГЭ.

Моя цель – привести детей к успеху, и если ребенок шаг за шагом успешно добивается успеха и ощущает его, то это способствует не только овладению базовым уровнем знаний, но и формирует у ребенка интерес к учебе, развивает его математические способности, повышает чувство собственного достоинства и раскрывает его интеллектуально-творческий потенциал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система подготовки к государственной итоговой аттестации по математике в 9-м классе в новой форме (ГИА) .

В чём же заключается подготовка к государственной итоговой аттестации и как эффективнее её провести? В нашей школе    подготовка к итоговой аттестации реализуется в рамках программы, ко...

Система подготовки к государственной итоговой аттестации по математике в 9-м классе в новой форме (ГИА)

Введение государственной итоговой аттестации по  математике в новой форме (ГИА) в 9 классе вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя.Данная необходимость обусловлен...

Система подготовки к государственной итоговой аттестации по математике в 9-м классе в новой форме (ГИА).

Введение государственной итоговой аттестации по  математике в новой форме (ГИА) в 9 классе вызвала  необходимость изменения в методах и формах работы учителя.Данная необходимость обусл...

Особенности подготовки к государственной итоговой аттестации по математике в 9-м классе в новой форме (ГИА)

Введение государственной итоговой аттестации по  математике в новой форме (ГИА) в 9 классе вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя....

Доклад: Проблемы подготовки к государственной итоговой аттестации по математике в 9-м классе в новой форме и методы их решения (ГИА).

Сообщение по теме «Проблемы подготовки к государственной итоговой аттестации по математике в 9-м классе в новой форме и методы их решения (ГИА)» на районном семинаре "Технология и методология учащихся...

«Система подготовки к государственной итоговой аттестации по математике в 9-м классе в форме ОГЭ»

Введение государственной итоговой аттестации по  математике в форме ОГЭ в 9 классе вызвало  необходимость изменения в методах и формах работы учителя....

Программа элективного курса по математике 9 класс «Подготовка к государственной итоговой аттестации по математике в форме ОГЭ»

Данная программа элективного курса своим содержанием рассчитана для учащихся 9 классов. На занятиях этого курса  есть возможность устранить пробелы ученика по тем или иным  изученным темам. ...


 

Комментарии