ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
статья

Валиев Амил Тофикович

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Валиев Амил Тофикович., учитель физической культуры

ГБОУ школа №635 Приморского  района

Санкт-Петербурга

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.

С введением ФГОС изменяется подход к содержанию и результатам образовательной деятельности учителя. ФГОС требует развитие у учащихся способности уметь учиться, то есть самостоятельно усваивать новые знания и умения, стремиться к самосовершенствованию. В основе стандарта лежит системно-деятельный подход, который основывается на общих законах теории деятельности. Деятельный подход в обучении – это методологическая основа, на которой строятся различные системы развивающего образования со своими технологиями, способами, приёмами, определяющими теоретическими особенностями.

Стандарт устанавливает требования к предметным, мета предметным и личностным результатам обучения. Предметные результаты частично включают мета предметные и личностные результаты. При определении личностных и мета предметных универсальных учебных действий учителю необходимо отталкиваться от собственного видения и понимания задач, которые он ставит перед учащимися на протяжении всего изучения дисциплины. Поэтому при реализации учебной дисциплины «Физическая культура» в рамках ФГОС учителю необходимо определить доминирующий предметный и личностный результат.

К формам организации занятий по физической культуре в  школе относятся разнообразные уроки физической культуры. Для более полной реализации цели и задач  по физической культуре в школе  уроки физической культуры дополняются внеклассными формами занятий  (физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, физкультминутки, подвижные перемены,  спортивные кружки т. д.)

          

Для более качественного освоения предметного содержания  уроки физической культуры подразделяются на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью:

· уроки образовательно-познавательной направленности  знакомят с учебными знаниями,  обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий, с использованием ранее разученного учебного материала;

· уроки образовательно-предметной направленности используются  для  формирования обучения практическому материалу разделов гимнастики, легкой атлетики, подвижных игр, лыжной подготовки;  

· уроки образовательно-тренировочной направленности используются для преимущественного развития физических качеств и решения соответствующих задач на этих уроках,   формируют представления о физической подготовке и физических качествах, обучают способам регулирования физической нагрузки, способам контроля  ее и влиянии на развитие систем организма.

В процессе обучения  применяются методы физического воспитания:

·        словесный метод (объяснение, указания, команда, убеждение);

·        наглядный метод (демонстрация, наглядные пособия,  и т.д.);

·        метод разучивания нового материала (в целом и по частям);

·        методы развития двигательных качеств (повторный, равномерный, соревновательный, игровой и т.д.)

      

Используются  современные образовательные технологии:

· здоровье сберегающие технологии - привитие гигиенических навыков, навыков правильного дыхания, приемов массажа, игр на свежем воздухе в целях закаливания, использование физических упражнений имеющих лечебно-воспитательный эффект, корригирующих и коррекционных упражнений;

· личностно-ориентированное и дифференцированное обучение -  применение  тестов и заданий с учетом уровня физической подготовленности и группы здоровья.

· информационно-коммуникационные технологии - показ презентаций для улучшения мотивации к занятиям физическими упражнениями и в приобретении знаний основ физической культуры, создание спортивных сайтов, сайта учителя физической культуры, занятия научно- исследовательской работой;

Важной особенностью образовательного процесса физического воспитания является оценивание учащихся. Оценивание учащихся предусмотрено как по окончанию изучения раздела, так и по мере текущего освоения умений и навыков.

В основе ФГОС лежит формирование универсальных учебных действий.

УУД в широком смысле – это «умения учиться», т.е. совокупность способов действия обучающегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Сложность организации работы по формированию УУД заключается в том, что на уроке физической культуры данную работу необходимо выполнять в процессе двигательной активности.

1. Методика формирования УУД на уроках физической культуры направлена на самостоятельный поиск решения двигательной задачи, анализ и оценку двигательных действий, поиск и формулирование цели, а также систематизацию полученных знаний и умений. Повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся возможно при использовании современных педагогических технологий: проблемного обучения, проектное обучение, активных методов, информационно-коммуникационных технологий и др.

2. Содержание УУД определяется с учетом задач физического воспитания, типа урока, личности педагогов и особенности их работы.

 

Виды и содержание УУД, формируемые на уроках физической культуры

Личностные

1.Самоопределение

2.Смыслообразование

 

Регулятивные

1.Соотнесение известного и неизвестного

2.Планирование

3.Оценка

4.Способность к волевому усилию

 

Познавательные

1.Формулирование цели

2.Выделение необходимой информации

3.Структурирование

4.Выбор эффективных способов решения учебной задачи

5.Рефлексия

6.Анализ и синтез

7.Сравнение

8.Классификации

9.Действия постановки и решения проблемы

 

Коммуникативные

1.Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами

2.Постановка вопросов

3.Разрешение конфликтов

 

Структура урока физической культуры должна быть прозрачной для обучающегося. То есть обучающийся должен знать: зачем я это делаю?

Должно быть осмысление урока. Соответственно между частями урока должны быть логические связи:

1.     Актуализация, постановка проблемы, мотивация

2.     План, целеполагание

3.     Критерии оценки в процессе урока, к чему стремиться, к какому результату в зависимости от индивидуальных способностей

4.     Осмысленное выполнение упражнений. Обучающиеся должны знать, зачем они выполняют те или иные упражнения. На какие группы мышц, и зачем им это нужно.

5.     Самооценка при выполнении упражнений. Что получается, а что нет.

6.     Коррекция

7.     Реализация

8.     Рефлексия. Перспективный план на реализацию задач.

Освоение технологии подготовки к уроку, организации урока, урока в котором учитель выполняет роль организатора, позволит ему проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и мета предметных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях введения и реализации ФГОС

Социально-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях введения и реализации ФГОС нового поколения сегодня особенно значимо и актуально. Социальный педагог в условиях р...

Педсовета на тему «Современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализации ФГОС ООО»

Представлены материалы для проведения педсовета на тему «Современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализации ФГОС ООО" (теоретический и пракический материал ). Имеются раздаточны...

Совершенствование методической работы по развитию профессиональной компетенции педагогов в условиях введения и реализации ФГОС ОО

В условиях реализации ФГОС НОО и подготовки введения ФГОС ООО в штатном режиме системно-деятельностный и личностно-ориентированный подход должен стать основой не только образовательного процесса в цел...

Музыкальное воспитание школьников в условиях введения ФГОС

Музыкальное воспитание школьников в условиях введения ФГОС: урок и внеурочная деятельность в системе работы...

Эссе "Духовно-нравственное воспитание школьников в условиях введения ФГОС"

В статье рассматриваются основные аспекты духовно-нравственного воспитания школьников в условиях современной школы. Дается подробное рассмотрение средств формирования духовности и нравственности....

Физическое воспитание школьников в условиях введения и реализации ФГОС

В основе ФГОС лежит формирование универсальных учебных действий....

Организация гражданско-патриотического воспитания школьников в условиях введения ФГОС

Организация гражданско-патриотического воспитания школьников. Из опыта работы школы....