Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся.
рабочая программа (7, 8, 9 класс)

Немченкова Марина Петровна

Тема способностей и их развития очень важна и актуальна в современном мире. Способности формируются и развиваются в процессе обучения, в процессе овладения соответствующей деятельностью, поэтому нужно формировать, развивать, воспитывать, совершенствовать способности детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Программа рассчитана на обучающихся 12-15 лет.

Программа реализуется в течение 3х лет.

     Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897,  на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273ФЗ « Об образовании в Российской Федерации». Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся опирается на основную стратегию нашего образования по ФГОС – формирование всесторонне развитой личности  и обеспечение эффективного диалога культур и цивилизаций. Роль иностранного языка в наши дни неоспорима. Иностранный язык является обязательным компонентом обучения в школе. В то же время повышается актуальность таких процессов, как: воспитание, развитие и социализация личности. Наши дети живут, общаются и развиваются в век новых открытий и динамичного прогресса. И кто, как не мы, преподаватели, должны помочь им обнаружить в себе индивидуальные способности и максимально развить эти  уникальные качества и навыки.

Нельзя не отметить тот факт, что одним из основных направлений общего образования в соответствии с национальной образовательной инициативой « Наша новая школа» является развитие системы поддержки талантливых детей.  В каждом классе есть учащиеся, обладающие особыми способностями к изучению иностранных языков. С этими детьми стоит проводить целенаправленную работу, чтобы развить их способности, как можно более полно. Формы и методы работы с одаренными детьми, как правило, сочетаются учителем с формами и методами работы со всеми учащимися класса и в то же время они должны иметь некоторую особенность.

     Цель программы: выявление и развитие интеллектуальных способностей обучающихся через предмет « Английский язык», реализация творческой, самостоятельной и познавательной активности обучающихся.

     Задачи:

  • Формирование самостоятельности и сотрудничества.;
  • Выявление и поддержка мотивированных обучающихся;
  • Создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
  • Совершенствование системы подготовки учителя, обучение через методическую учебу и самообразование;
  • Повышение ученического рейтинга и самооценки среди сверстников;
  • Создание портфолио обучающихся;
  • Участие в олимпиадах и конкурсах по предмету;
  • Внедрение в учебно-воспитательный процесс всех видов и форм творческой самореализации,  нестандартности художественного мышления учащихся.

     Этапы реализации программы:

  1. 2016-2017 учебный год – проектировочный.

Цель:

Подготовить условия для формирования системы работы с обучающимися, развитию творческих способностей по английскому языку.

Задачи:

  • Изучение нормативной базы, подзаконных актов;
  • Выявление обучающихся, способных к творческому развитию:
  • Разработка программы;
  • Анализ материально технической базы и педагогических условий реализации программы.
  1. 2017-2018 учебный год – экспериментальный.

Цель: апробация системы работы с учащимися, способными к творческой, исследовательской, проектной деятельности.

Задачи: 

  • Диагностика склонностей учащихся;
  • Разработка методических рекомендаций по работе с обучающимися, материалов для проведения викторин, конкурсов, праздников;
  • Адаптация учебных программ.
  1. 2018-2019 учебный год – переход  в режим функционирования.

Цель:

Переход системы работы с обучающимися по развитию творческих способностей по предмету « Английский язык» в режим функционирования.

Задачи:

  • Анализ итогов реализации программы;
  • Достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в школе;
  • Коррекция затруднений педагога в реализации программы;
  • Обобщение результатов работы по программе;
  • Повышение квалификации педагога.

Ожидаемые результаты:

  • Формирование системы работы по реализации творческих способностей обучающихся;
  • Формирование банка технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей;
  • Выработка стратегий и тактики функционального, педагогического. Социально-психологического и научно-методического обеспечения для изучения способных и одаренных детей.
  • Увеличение количества обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах, конкурсах. фестивалях:
  • Повышение показателей успешности детей на олимпиадах. Конкурсах и соревнованиях.
  • Творческая самореализация выпускника школы.

.

Учитель, работающий с одаренными детьми должен обладать следующими качествами:

  • верит в собственную компетентность и способен решать возникающие проблемы;
  • считает окружающих способными решать свои проблемы, верит в их дружелюбие; признает, уважает и оберегает чувство собственного достоинства своих учеников;
  • стремится к самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний. Готов учиться у других. Заниматься самообразованием и саморазвитием.

 

Функции учителя:

  1. Осуществление программы в системе внеклассной работы.
  2. Использование новых педагогических технологий.
  3. Организация исследовательской  деятельности учащихся.
  4. Диагностика.
  5. Обобщение результатов работы.

Основные мероприятия по реализации программы:

I Диагностика:

1.изучение диагностических методик, основанных на валидности, доступности, информативной емкости.

2. Создание банка тестов для определения интеллектуальных способностей обучающихся;

3. Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования;

4. Изучение личностных потребностей одаренных обучающихся путем собеседования;

5. Изучение развивающих программ и методик.

II Развитие творческих и познавательных способностей:

  1. Доступность и широкое привлечение обучающихся к участию в школьных олимпиадах и конкурсах;
  2. Составление или подбор дифференцированных заданий развивающего характера.
  3. Использование в практике с одаренными детьми следующих приемов:

-  выполнение творческих  тематических заданий;

-  выступление в лекторских группах,

-  повышение степени сложности заданий,

-  интеграция учебных и исследовательских заданий.

III Стимулирование – поощрение дальнейшей творческой деятельности:

  1. Своевременно поощрять обучающихся за их успехи и достижения.
  2. Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях, на итоговых школьных конференциях.

Формы работы с одаренными учащимися:

  • Организация и осуществление комплексного мониторинга по выявлению талантливых и одаренных детей.
  • Работа с портфолио учащихся с целью выявления их способностей и приоритетов в учебе, отражения их успехов.
  • Расширение олимпиадного движения школьников:

-  подготовка учащихся к предметным олимпиадам муниципального, областного уровня;

-  организация участия школьников в олимпиадах, конкурсах, интеллектуальных играх регионального и федерального уровня.

  • Создание презентаций на английском языке; участие в районном конкурсе презентаций.
  • Участие во внеурочной и кружковой деятельности по предмету.
  • Участие во внеклассных и общешкольных мероприятиях.
  • Создание проектов на уроках английского языка.
  • Вовлечение учащихся в программы исследовательского направления.
  • Дистанционное обучение талантливых и одаренных детей по различным образовательным программам.
  • Создание группы тьюторского сопровождения талантливых детей.

Особое место в работе по выявлению и развитию способностей обучающихся отводится методу проектов. Будучи по природе своей исследователями, дети охотно участвуют в самой разной исследовательской работе. Метод проектов позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, расширять их знания по предмету. Современный проект учащихся  развивает креативность и формирует личностные качества. В процессе работы над проектом учащийся проживает конкретные ситуации, постигает реальные процессы.

Нельзя не отметить и целесообразность использования  во всех сферах образовательного процесса информационно-коммуникационных технологий. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером. Формируется более высокий уровень самообразовательных навыков. Умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможности новых компьютерных технологий. Так, например, подготовка домашнего задания в виде выполнения презентации развивает у учащегося логическое мышление, формирует общеучебные умения и навыки.

Подтверждает свою эффективность и использование так называемого проблемного  метода обучения, который ненавязчиво мотивирует учащихся работать на занятиях активно и творчески, т. е. создает условия, побуждающие учащихся самостоятельно искать, анализировать, сопоставлять и обобщать необходимую информацию на иностранном языке. А с помощью технологии критического мышления ребята учатся не просто запоминать информацию, а анализировать прочитанное, выбирая полезное и нужное для себя. Наиболее эффективны, на мой взгляд, следующие приемы критического мышления: технология Фишбоун и ментальные или интеллектуальные карты, которые учат ребят работать в группе, анализировать текст, выделять основные события и искать их причины, обобщать и  делать выводы.

Диагностический инструментарий:

  1. Тесты Торренса.
  2. Методика Н. П. Капустиной « Определение уровня воспитанности обучающихся».
  3. Тест исследования интеллекта Р. Амтхауэра.
  4. Н. А. Бельская « Особенности эмоционально-мотивационной сферы личности высококреативного подростка».
  5. И. И. Седых « Исследовательская деятельность учащихся как одно из условий развития личности одаренных учащихся».
  6.  Проведенные мониторинги позволили выявить следующие интеллектуальные и творческие способности6

Уч  год

2016-2017

2017-2018

2018-2019

Диагностика способностей

первичная

итоговая

первичная

итоговая

первичная

итоговая

Интеллектуальной деятельности

В  - 10%

С – 64%

Н – 26%

В – 15

С – 64

Н - 21

В – 15%

С – 64%

Н – 21%

В -   20%

С – 63%

Н – 17%

В – 20%

С – 63%

Н – 17%

В – 25%

С – 62%

Н  - 13%

Творческой деятельности

В – 12%

С – 65%

Н – 23%

В – 17%

С – 63%

Н – 20%

В- 17%

С – 63%

Н – 20%

В – 22%

С – 63%

Н – 15%

В – 22%

С – 63%

Н – 15%

В – 30%

С – 58%

Н – 12%

 Литература:

  1. Выготский Л. С. « Воображение и творчество в детском возрасте» педагогический очерк. Книга для учителя. М. просвещение. 1991.
  2. Г. Ильбух Ю. З. « Внимание: одаренные дети». М. Знание. 1991.
  3. Н. Лейтес « Легко ли быть одаренным?» Ж. « Семья и школа». № 6. 1990.
  4. Н. А. Бельская « Особенности эмоционально-мотивационной сферы личности высококреативного подростка». Одаренный ребенок. 2011. № 2
  5. И. И. Седых « Исследовательская деятельность учащихся как одно из условий развития личности одаренных учащихся». Одаренный ребенок. 2011 № 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся "Вектор"

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся "Вектор"...

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся на уроках математики и во внеурочное время

Программа предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследоательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых детей, внедрения новых образовательных...

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся по русскому языку и литературе.

В программе представлены педагогические методики по выявлению способностей обучающихся по русскому языку и литературе. Предлагаются методы по развитию способностей обучающихся....

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся учителя русского языка и литературы Овчинниковой Валентины Григорьевны

Проблема детской одаренности становится все более актуальной. Задача учителя состоит не только в том, чтобы дать детям глубокие знания, но и развивать творческие способности каждого ребенка....

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся «Мои способности»

моделирование такой учебной деятельности, которая позволит через предмет Информатика выявить и развить  интеллектуальные и творческие способности обучающихся для их самореализации....

ПРОГРАММА по выявлению и развитию способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы «Мир моих способностей»

Выяление способностей  и развития у обучающихся  к творческой и познавательной деятельности...