Парциальная программа "Речевичок"
рабочая программа

Ишметова Валия Мирхафизяновна

В последнее время отмечается значительное увеличение количества детей, имеющих тяжелые нарушения речи (ТНР). Эти дети относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Перспективным направлением коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми с ТНР и ОВЗ является использование инновационных логопедических здоровьесберегающих технологий, которые оптимизируют процесс коррекции речи детей, способствуют оздоровлению всего организма и  создают равные стартовые возможности для успешного обучения ребенка в общеобразовательной школе.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ishmetova_vm_zadanie.docx67.74 КБ

Предварительный просмотр:

Аттестационное задание № 2.25

Проект парциальной развивающей образовательной программы

Выполнила:

Ишметова Валия Мирхафизяновна

Учитель-логопед

МАДОУ города Нижневартовска

ДС №86 «Былинушка»

Пояснительная записка

        Совершенствование системы образования требует внедрения в практику работы образовательных учреждений комплекса мер, направленных на реализацию права каждого ребенка на качественное дошкольное образование, обеспечивающее оптимальную коррекцию отклонений в развитии.

        В последнее время отмечается значительное увеличение количества детей, имеющих тяжелые нарушения речи (ТНР). Эти дети относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Перспективным направлением коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми с ТНР и ОВЗ является использование инновационных логопедических здоровьесберегающих технологий, которые оптимизируют процесс коррекции речи детей, способствуют оздоровлению всего организма и  создают равные стартовые возможности для успешного обучения ребенка в общеобразовательной школе.  

        Право детей с ОВЗ на воспитание и обучение, коррекцию нарушений в условиях специальной коррекционно-развивающей среды определяет Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

Концепция развития системы образования ХМАО-Югры до 2020 года и долгосрочная целевая Программа «Развитие образования города Нижневартовска на 2015-2020г.г.»» ориентируют ДОО на обеспечение доступного и качественного дошкольного образования, максимальную коррекцию нарушенных функций, развитие индивидуальных способностей воспитанников, выравнивание их стартовых возможностей для дальнейшей социализации.

Обучающиеся с ТНР, особенно имеющими органическую природу, как правило, значительно отличаются от своих сверстников. В плане  физического здоровья имеют грубые нарушения общей, мелкой и артикуляционной  моторики, повышенную утомляемость, истощаемость, значительное отставание в развитии основных физических качеств. В плане  нервно-психического здоровья - несформированность основных психических процессов таких как: восприятие, внимание, память, мышление, незрелость эмоционально-волевой сферы. Такие показатели свидетельствует о неблагоприятном состоянии здоровья воспитанников, большинство которых состоят на диспансерном учете у специалистов различного профиля в детской поликлинике. Сочетанные нарушения речевого развития с характерными проблемами в состоянии здоровья обозначили актуальность использования комплекса инновационных логопедических здоровьесберегающих технологий, способствующих достижению  высокого результата в коррекции ТНР у детей–логопатов.

Проблема

Особенностью детей с ТНР с одной стороны является быстрая утомляемость, истощаемость  на логопедических занятиях, а с другой стороны для успешного усвоения учебной программы  необходимо  многократное,  цикличное  повторение учебного материала.  Таким образом,  возникает необходимость проведения    коррекционно-оздоровительной работы с данной категорией детей, усовершенствования традиционных методов коррекционного воздействия, а также использования новых эффективных форм и методов обучения. Средством  решения этой проблемы является разработанная,  с учетом требований ФГОС ДО парциальная Программа инновационных логопедических здоровьесберегающих технологий,

Данную программу могут использовать педагоги  при проведении логопедических занятий и коррекционных часов, а также  родители (законные представители) выполняя рекомендации логопеда в  домашних условиях.

1. Целевой раздел Программы

        Здоровьесберегающие технологии - это специально организованное взаимодействие детей и педагога; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка

        Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике позволяют значительно улучшить результативность коррекционной работы, разнообразить методы логопедического воздействия и способствовать оздоровлению детей.

        Благодаря использованию логопедических здоровьесберегающих технологий у детей происходит:

 - стимулирование общих и артикуляторных двигательных функций;

 - развитие речевого дыхания и стимуляция речевой активности;

 - улучшение восприятия, памяти, внимания, мышления;

 - повышение способности к произвольному контролю;

-  повышение работоспособность, уверенности в себе;

 - улучшение общего эмоционального  и соматического состояния здоровья.

1.1. Цели и задачи Программы

Целью Программы является оптимизация коррекционно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении и достижение более высокого и качественного результата в коррекции ТНР  у детей с ОВЗ через использование комплекса  здоровьесберегающих логопедических технологий.

Для решения поставленной цели сформулированы задачи:

  1. Создать оптимальные условия для повышения качества коррекционного процесса в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР 5-7 лет.
  2. Апробировать и внедрить комплекс инновационных логопедических здоровьесберегающих технологий.
  3. Формировать мотивационную готовность к регулярному применению полученных навыков;
  4. Повышать уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах коррекции речевых нарушений, применяя комплекс инновационных здоровьесберегающих логопедических технологий;
  5. Содействовать повышению уровня психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах реализации коррекционного процесса и их удовлетворенности качеством образовательных услуг.

Основным механизмом достижения цели является целенаправленное дифференцированное воздействие на воспитанников с учетом особенностей структуры речевого дефекта, психофизиологических возможностей детей, динамики всех коррекционных процессов.

Программа реализуется в течение двух лет пребывания ребёнка в ДОО (старшая и подготовительная к школе группы)  через внедрение комплекса здоровьесберегающих логопедических технологий.

1.2. Принципы разработки и реализации Программы

Программа построена на принципах: личностно-ориентированного подхода с учетом  возможностей,  особенностей развития,  потребностей каждого ребенка;  конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований,  методов,  приемов и условии образования возрастным особенностям детей.

Также учтены принципы ФГОС ДО: поддержка разнообразия детства; сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;  создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка,  в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями;  формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды организованной и самостоятельной деятельности.

1.3. Планируемые результаты освоения Программы

Реализация программных задач позволит добиться следующих результатов:

  1. Будут созданы оптимальные условия для повышения качества коррекционного процесса в группе для детей с ТНР через использование комплекса инновационных логопедических здоровьесберегающих технологий;
  2. Внедрение данного комплекса позволит:

- сформировать правильные артикуляционные уклады, повысит точность  и скоординированность выполнения движений органами артикуляции;

- сформировать по возрасту мелкую и общую моторику;

- выработать правильное речевое дыхание;

- освоить приемы массажа и самомассажа;

  1. Будет сформирована мотивационная готовность к регулярному применению полученных знаний и навыков;
  2. Повыситься уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах применения  комплекса здоровьесберегающих логопедических технологий для коррекции тяжелых речевых нарушений;
  3. Увеличится процент удовлетворенности родителей (законных представителей) качеством образовательных услуг ДОУ.

1.4. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе

Реализация Программы предполагает оценку индивидуального развития в рамках педагогической диагностики. Объективная диагностика проводится на индивидуальных логопедических занятиях в игровой форме два раза в год: первичная - в сентябре, итоговая - в мае каждого года обучения. По результатам заполняются диагностические речевые карты, составляются индивидуальные коррекционно-образовательные маршруты. В программе представлены механизмы контроля за исходными и итоговыми результатами на основе специально разработанных диагностических критериев, а также индивидуальный образовательный маршрут сопровождения ребенка с ТНР.

При успешном освоении Программы достигается оптимальный уровень речевого и интеллектуального развития обучающихся.

1.5. Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с ТНР

Общее недоразвитие речи – сложное речевое расстройство, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы: лексико-грамматического строя, связной речи, звукопроизношения, фонематического слуха, просодики (темпа, ритма, интонационной выразительности).

У детей отмечается неустойчивость внимания, трудности с  переключаемостью с одного вида деятельности на другой. Особенно страдает слуховое внимание и память. Наблюдаются и специфические особенности мышления: отстает в развитии словесно-логическое мышление; дети с трудом овладевают операциями анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Все дети с ТНР имеют неразвитую общую, мелкую и  артикуляционную моторику. Их движения  неуклюжие и  неуверенные; снижена скорость, ловкость, переключаемость и скоординированность. Страдает речевое дыхание.

ОНР обычно сочетается с неврологической симптоматикой, которая свидетельствует о задержке созревания центральной нервной системы или о негрубом повреждении мозговых структур. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. ОНР – это системное нарушение экспрессивной и импрессивной речи, требующее комплексной и поэтапной логопедической коррекции.

2. Содержательный раздел Программы

Программа строится с учетом физических и психических возможностей детей, степени отставания от возрастной нормы, динамики всех коррекционных процессов и дополняет содержание образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». При организации коррекционно-образовательного процесса в рамках Программы используются здоровьесберегающие логопедические технологии, логотерапевтический комплекс, медиатека, ИКТ.

2.1. Основные направления коррекционно-образовательной работы

Развитие, коррекция, совершенствование языковой способности и различных компонентов речевой системы являются самым основным в содержании логопедических занятий.

Логопедическая работа в рамках Программы направлена на развитие всех сторон речи:

пассивного словаря, развитие импрессивной речи;

лексики (активизация, уточнение и расширение номинативного, предикативного и адъективного словаря, подбор признаков и действий к предметам, антонимов, синонимов, родственных слов, усвоение многозначных слов, переносного значения слов;

грамматического строя (формирование навыков словообразования, согласования и словоизменения разных частей речи, употребление предложно-падежных конструкций, правильное грамматическое оформление различных видов предложений. Работа по преодолению аграмматизма);

связной речи (составление предложений разных видов, их распространение через введение второстепенных и однородных членов; активное участие в диалоге; пересказ сказок, коротких текстов; составление рассказов по сюжетной картине, по серии сюжетных картинок, описательных и сравнительных рассказов по алгоритму, из личного опыта);

фонематического слуха u восприятия, звуко-слогoвого анализа и синтеза (формирование умения: слышать заданный звук на фоне слова, выделять его из слова, определять его место, а также - количество и последовательность звуков в слове; делить слова на слоги, выделять гласные звуки; узнавать слово по заданному слогу, первому и последнему звукам; восстанавливать правильный порядок слогов и звуков в слове; производить звуко-слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез слова, составлять графическую модель слова);

фонетики, формирование и коррекцию слоговой структуры слова (исправление произношения нарушенных звуков, совершенствование навыка воспроизведения слов различной звуко-слоговой структуры, осознанного использования различных интонационных структур предложений в экспрессивной речи);

подготовка к обучению грамоте (введение и закрепление понятий «звук», «слог», «слово», «предложение» их дифференциация; формирование и совершенствование навыков различения звуков: гласных-согласных, твердых-мягких, звонких-глухих; знакомство с печатными буквами, анализ их оптико-пространственных и графических признаков; развитие графомоторных навыков, навыков написания слогов, слов; обучение послоговому чтению слогов, слов предложений; формирование навыков преобразования слогов, слов с слов с помощью замены, удаления, добавления перестановки букв).

2.2. Содержание коррекционно-образовательной работы в рамках реализации Программы

Эффективность коррекционно-развивающей работы определяется организацией деятельности детей в период их пребывания в детском саду, созданием необходимых условий и преемственностью в работе со специалистами ДОО и родителями.

Парциальная Программа по использованию комплекса здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях является частью наглядно-методического обеспечения коррекционно-образовательного процесса ДОО. Ее содержание определяется Рабочей программой коррекционного образования (комплексным тематическим планированием по образовательной области «Речевое развитие»). (Приложение 1)

Тематическое планирование предусматривает изучение с усложнением одних и тех же лексических тем в течение двух лет обучения (старшая и подготовительная к школе группы); проведение комплексных фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий с использованием комплекса здоровьесберегающих логопедических технологий согласно учебного и перспективного плана, расписания занятий в каждой возрастной группе.

2.3. Интеграция образовательной области «Речевое эффективное развитие»

Осуществляя компенсацию речевых нарушений, учитель-логопед планирует и решает коррекционные задачи на занятиях с детьми, используя специальные коррекционные технологии и методики, а также инновационные  здоровьесберегающие технологии.

Отбор содержания коррекционно-развивающей работы происходит на основе комплексного изучения психоречевого развития ребенка, в соответствии с результатами  которого составляется индивидуальная программа речевого развития для каждого ребенка, что позволяет осуществлять  обучение и воспитание детей с нарушениями речи с позиции индивидуально-дифференцированного подхода. При этом учитываются как индивидуальные особенности и образовательные потребности каждого ребенка,  так и с другой стороны  — группы в целом,  что позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс.

Многие задачи коррекционно-развивающей работы решаются в процессе традиционных для дошкольного воспитания форм и видов деятельности детей за счет применения специальных технологий и упражнений. В то же время в структуре педагогического процесса выделяются специальные коррекционные занятия (групповые и индивидуальные).

Коррекционные занятия с оздоровительной направленностью, проводимые по единому сюжету, способствуют решению следующих задач:

- сохранению и укреплению здоровья детей;

- развитию сенсорных и моторных функций;

- формированию потребности в двигательной активности;

- профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, простуды ;

- приобретению навыка правильного дыхания;

- привитию навыков элементарного самомассажа;

-развитию интеллектуальных функций (мышления, памяти, внимания,    восприятия, ориентировки в пространстве);

- развитию эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;

В процессе образовательной деятельности по развитию речи следует обращать внимание на одновременное решение задач других образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».(Приложение 2)

2.4. Взаимодействие взрослых с детьми

Взаимодействие взрослых с детьми - важнейший фактор развития ребенка, пронизывающий все направления образовательной деятельности.

Построение коррекционно-образовательного процесса основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми, выбор которых осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности и специфики ДОО, от собственного опыта и творческого подхода.

Программа реализуется в рамках ООД, осуществляемой учителем-логопедом и воспитателем, в совместной деятельности в режиме дня, во время коррекционного часа воспитателя через разнообразные виды детской деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, предполагая тесное взаимодействие педагога и детей на позициях партнеров.

2.4.1. Формы и методы коррекционной работы с детьми

Средствами реализации Программы являются комплекс инновационных здоровьесберегающих логопедических технологий, которые проводятся в разных формах деятельности (индивидуальной, подгрупповой и фронтальной).

При проектировании ООД используются различные методы и приемы:

наглядные (прежде всего наглядный показ способов выполнения артикуляционных, дыхательных  упражнений, приемов самомассажа и релаксации; работа по образцу),

словесные (беседа, рассказ, чтение и рассказывание), практические (речевые, сюжетно-ролевые игры и упражнения, игры-драматизации, инсценировки), поисковые (создание и разрешение проблемных ситуаций, требующих изложения различных точек зрения; побуждающих делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты), использование компьютерных технологий (показ презентаций), игровая мотивация.

Структура занятия предполагает комплексность его построения, т.е. использование релаксационных моментов, упражнений для развития артикуляционной, мелкой и общей моторики, речевого дыхания, процессов познавательной сферы (восприятия, внимания, памяти, мышления), координации речи с движением, скоординированности движения со звучащим словом, зрительно-пространственной ориентации, лексико-грамматического строя и связной речи, фонетико-фонематических процессов.

2.5. Взаимодействие учителя-логопеда с семьями воспитанников

ФЗ (Об образовании в РФ) и ФГОС ДО ориентируют ДОО на взаимодействие с родителями с целью создания условий для полноценного развития воспитанников и своевременной коррекции нарушенных функций.

Решение задач всестороннего развития дошкольников с ТНР возможно лишь при наличии в процессе воспитания единства педагогических требований, осуществляемых всеми специалистами ДОО и семьёй. Одним из важнейших путей оптимизации работы по преодолению ТНР у детей является создание системы сотрудничества педагогического коллектива с семьёй. В группах для детей с ТНР организованное взаимодействие логопеда и родителей осуществляется поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей. Решающим условием положительного взаимодействия являются доверительные отношения между логопедом и родителями.

Одним из основных условий эффективной коррекции недостатков речевого развития детей является осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс и обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию.

Сотрудничество с родителями осуществляется в разных формах:

  • Индивидуальные формы (беседы, индивидуальные занятия с детьми для родителей, практические советы и рекомендации, домашняя игротека, еженедельные рекомендации по закреплению пройденного материала);
  • Групповые формы с (групповые родительские собрания в начале, середине и конце учебного года, семинары-практикумы, круглые столы, открытые занятия для родителей, Праздник Красивой речи, консультации, «талоны» с обратной связью);
  • Наглядная пропаганда (информационные стенды, папки-передвижки, статьи в уголках для родителей, выпуск «Логопедической газеты»,  презентация педагогической библиотеки, тематические выставки книги и пособий, памятки, образцы выполненных заданий). Использование ИКТ (электронные пособия, цифровые образовательные ресурсы, ссылки на тематические сайты).

Критериями готовности родителей к коррекционно-ориентированному воспитанию детей с нарушениями речи являются: педагогическая компетентность родителей, высокая активность участия их в воспитательном процессе, ценностное отношение к ребенку.

3. Организационный раздел Программы

3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка

Программа предполагает создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами: личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, создание развивающей образовательной среды как важнейших факторов развития ребенка, участие семьи в образовательном процессе, профессиональное развитие педагогов.

3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды

Для успешной реализации Программы с учетом требований Стандарта и с опорой на личностно-ориентированную модель создана развивающая предметно-пространственная среда (РППС), которая стимулирует речевую активность, способствует коррекции нарушенных функций через использование комплексаздоровьесберегающих логопедических технологий.

Пространство помещений условно разделено на специально организованные центры: подвижных игр и релаксации, дидактических игр и пособий, развития и обучения, индивидуальной и групповой коррекционной работы. Разнообразные базовые компоненты РППС дают возможность избежать рутины и способствовать формированию психических новообразований и возникновению мотивов новых видов деятельности.

Кабинет оснащен магнитно-маркерной доской, интерактивной приставкой, видеопроектором, компьютером (ноутбуком), программно-методическим обеспечением, включающим медиатеку презентаций, игр по здоровьесбережению  (набором презентаций с комплексом артикуляционной гимнастики на постановку разных групп звуков, дыхательных упражнений, тематической подборкой массажа и самомассажа кистей рук и стоп с предметами: су-джок шарики, ребристые карандаши, коврикам с пуговицами, эпликатором Кузнецова, иглболами,  физминуток с музыкальным сопровождением и.т.д).

Классические и интегрированные занятия в сопровождении мультимедийных презентаций и программных продуктов благодаря наглядности и интерактивности, позволяют вовлекать в активную работу всю группу детей. Обостряется восприятие, повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала

Учебно-методическое обеспечение:

Для реализации Программы разработан апробирован УМК: который включает в себя комплекс здоровьесберегающих логопедических технологий, состоящий из специально подобранных игр и упражнений: (Приложение 3)

  1. Дыхательная гимнастика. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Дыхательная гимнастика – ритмичные шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, психо-эмоциональное состояние, выводят из стресса, повышают иммунитет.
  2. Артикуляционная гимнастика (с биоэнергопластикой)– выработка правильных движений и определенных положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков. Биоэнергопластика это соединение движений артикуляционного аппарата с движением кисти руки. Использование данного метода ускорит исправление дефектных звуков у детей со сниженными или нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы , идущие к коре головного мозга от языка.

Регулярное использование артикуляционной гимнастики:

  • Улучшит кровоснабжение артикуляционных органов, их иннервацию;
  • Укрепит мышечную систему языка, губ, щек;
  • Научит удерживать определенную артикуляционную позу;
  • Увеличит амплитуду движений;
  • Уменьшит спастичность (напряженность артикуляционных органов);
  • Подготовит ребенка к правильному произношению звуков.
  1. Развитие мелкой моторики. Упражнения на развитие мелкой моторики являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Зона, отвечающая за движение рук в коре головного мозга, находится рядом с речевыми центрами. Таким образом, развивая тонкие движения рук, мы стимулирует развитие речи ребенка.
  2. Су-Джок терапия.  Методика Су-Джок диагностики заключается в поиске на кисти и стопе в определенных зонах, являющихся отраженными рефлекторными проекциями внутренних органов, мышц, позвоночника, болезненных точек соответствия (су-джок точки соответствия), указывающих на ту или иную патологию. Обладая большим количеством рецепторных полей, кисть и стопа связана с различными частями человеческого тела. При возникновении болезненного процесса в органах тела, на кистях и стопах возникают болезненные точки «соответствия» - связанные с этими органами.

 На коррекционных логопедических занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики Су-Джок, массажные колючие мячики –иглболы, грецкие орехи, колючие валики, коврики «травка»). Используются также система упражнений японского ученого Йосиро  Цуцуми. В нее вошло растирание подушечек пальцев, массаж ладонных поверхностей разными предметами: стеклянными разноцветными шариками «марблс», шестигранными карандашами. При выполнении этих упражнений в системе проявляются и расширяются границы возможностей его мозга.

Эффективен также и ручной массаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, который повышает активность мозга. Такая работа предшествует заданиям, связанным с развитием графических навыков (рисованием и письмом). 

Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами, эпликатором Кузнецова и т.д.

  1. Массаж и самомассаж.

Массаж – это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека. Механическое воздействие изменяет состояние мышц, создает положительные кинестезии, необходимые для нормализации произносительной стороны речи.

В комплексной системе коррекционных мероприятий логопедический массаж предваряет артикуляционную, дыхательную гимнастику. Правильный подбор массажных комплексов способствует коррекции произносительной стороны речи. При системном проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами.

Виды массажа, используемые в логопедической практике:

  • Массаж и самомассаж лицевых мышц;
  • Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;
  • Плантарный массаж (массаж стоп);
  • Аурикулярный массаж (массаж ушных раковин);
  • Массаж язычной мускулатуры.

Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребенком, имеющим речевые нарушения. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребенок сам выполняет приемы самомассажа, которые показывает ему взрослый.

  1. Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют развитию памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.

С этой целью на логопедических занятиях используются упражнения «Кулак-ребро-ладонь», «Колечко» и др. А также упражнения, направленные на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое.

  1. Динамические паузы. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. Сочетание речи с определенными движениями под музыку (логоритмика), дает ряд преимуществ детям с речевыми нарушениями, развивая чувства ритма и координацию. Комплексы для динамических пауз - физминуток подобраны согласно лексической теме недели.

3.3. Кадровое обеспечение программы

Ф. И. О.

педагога

Образование

(заведение, год окончания)

Квалификационная категория

Трудовой стаж

Курсы повышения квалификации (профессиональная переподготовка)

за 3 года

Общий

Педагогический

В данном учреждении

Ишметова Валия Мирхафизяновна

Образование:

  • Нижневартовское высшее педагогическое училище,  дошколный факультет,1994г
  • Нижневартовский государственный педагогический институт, факультет «Педагогика и психология»,1997г.
  • Уральский государственный педагогический университет, факультет «Логопедия»,2002г.
  • Нижневартовский государственный гуманитарный университет, степень магистра педагогики, 2012г.

первая

20

20

1

Удостоверение № 6611 «ИРО» ХМАО-ЮГРА, «Организация инклюзивного образования детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях» 72 ч., 2016г.

-Удостоверение №862403025777 «БУ ВО «Сургутский государственный университет», Компьютерная графика в практике педагогов образовательных учреждений в соответствии с требованиями ФГОС» 72 ч., 2016г.

-Удостоверение №62074 "Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС», Москва, 2019 г

3.4. Планирование образовательной деятельности

ООД (фронтальное занятие) по развитию лексико-грамматического строя и связной речи и формированию фонетико-фонематических представлений проводятся согласно годовому календарному учебному графику, учебному плану, расписанию занятий, утвержденному руководителем ДОУ. Подгрупповые и индивидуальные формы ООД проводятся в соответствии с циклограммой рабочего времени учителя-логопеда и расписанием индивидуальных занятий.

Коррекционно-образовательная работа логопеда планируется в тесной взаимосвязи с работой воспитателей и других профильных специалистов. Все педагоги работают по единому комплексному тематическому плану, преломляя лексическую тему на занятиях в своем направлении и создавая у детей целостное представление о тех или иных явлениях, предметах, а также развивая психические процессы и способности детей в соответствии со своим профилем деятельности. Взаимодействие педагогов осуществляется согласно планам взаимоработы. (Приложение 2)

3.5. Выводы по реализации Программы

В результате реализации Программы повысится качество коррекционно-образовательного процесса в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР, что будет способствовать удовлетворению образовательных потребностей детей с нарушениями речи.

Высокая результативность будет достигнута за счет целенаправленного, дифференцированного коррекционного воздействия на дошкольников с учетом структуры речевого дефекта и уровня сформированности речевых и неречевых процессов. Это будет способствовать выравниванию стартовых возможностей воспитанников, нормализации их социальных контактов с окружающими людьми и улучшению адаптации в обществе, а также - сохранению и укреплению здоровья, качественному формированию интегративных качеств личности выпускников детского сада, предусмотренных ФГОС ДО.

Обобщающим результатом применения парциальной Программы по использованию комплекса инновационных здоровьесберегающих  технологий на логопедических занятиях на практике станет создание системы коррекционно-педагогической помощи ребенку с речевой патологией в условиях групп компенсирующей направленности для детей с ТНР на основе личностно-ориентированного подхода путем повышения качества образования, создания адаптивной образовательной среды для комплексной коррекции недостатков речи, создания адаптивной образовательной среды для комплексной коррекции недостатков развития, содействия адаптации выпускников при переходе из дошкольного в начальное школьное звено.

«____»____________2019г.                                                 ___________/__________

Матрица для эксперта

Параметры анализа

Да

Нет

  1. Содержит основные требования ФГОС ДО

2

0

  1. Учитывает основные задачи развития образования в регионе

2

0

  1. Разработан в логике требований основной образовательной программы ДОУ

2

0

  1. Основан на научных педагогических теориях и педагогических принципах

2

0

  1. Учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей

2

0

  1. Предусматривает формы организации и различные виды образовательной деятельности детей

2

0

  1. Предусматривает использование определенного УМК

2

0

  1. Предусматривает использование современных учебных материалов

2

0

  1. Предусматривает использование современных образовательных технологий в организации педпроцесса

2

0

  1. Предусматривает использование современных оценочных средств в педагогической диагностике

2

0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парциальная программа "Танцевальная ритмика"

Парциальная программа "Танцевальная ритмика" рассчитана для детей и подростков 6-17 лет. Срок реализации - 3 месяца.   Пояснительная записка Известно, что эффективность образования детей во м...

ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА краеведческого направления «МОЙ КРАЙ» для детей 4 - 8 лет

Праздник стихийЦель; Способствовать разностороннему развитию творческих способностей детей.Задачи:- Развивать у детей творческое мышление....

Парциальная программа "Разноцветный мир танца"

Главной целью программы является приобщение детей к миру прекрасного и миру красоты, которые развивают в ребенке способность видеть, чувствовать, понимать гармонию жизни и искусства, формируют потребн...

« Эмоционально - личностное развитие ребенка в контексте парциальной программы « Живое знание о театре».

В соответствии с  ФГОС, среди интегративных качеств, которые ребенок приобретает в результате освоения  Программы, есть такие, как эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения и сп...

Семинар-практикум «Развитие художественного творчества в условиях внедрения парциальных программ И.А. Лыковой «Цветные ладошки» и «Художественный труд»»

Знакомство педагогов ДОУ с парциальной программой И.А. Лыковой, с методическими пособиями. Рассказать о приумуществах использования программы в своей педагогической практике....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации примерной парциальной программы музыкального развития «Ладушки» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» на 2017-2018 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ№ п/пРаздел Страница 1.Целевой раздел  1.1Пояснительная записка31.2Цель программы51.3Методические принципы построения программы51.4Условия реализации программы61.5Целевые ориентиры72.Ор...