Выступление по теме: «Создание школьного информационного пространства в рамках реализации социально-педагогического партнерства «Школа-родители»
материал

Мякишева Ирина Олеговна

Предварительный просмотр:

ТЕМА: "Создание школьного информационного пространства в рамках социально-педагогического партнерства: "школа - родители".

        Как однажды отметил У. Черчиль, «учителя обладают такой властью, о которой министры могут только  мечтать». Но этой властью стоит поделиться с родителями, и от этого только выиграют основные участники образовательного процесса – дети.

            На первом месте во взаимоотношениях школы и семьи должно быть стремление сделать шаг навстречу друг другу, стать единомышленниками.

Сегодня каждый творчески работающий коллектив не мыслит результативности своей работы без содружества семьи и школы.  

           От этого во многом будет зависеть, какими вырастут наши дети.

           

          Но…Все родители очень разные, отношение их к педагогам, школе, своим детям также различное. Крайне необходимо менять это отношение в сторону поддержки, сотрудничества со школой.

         Важное место в этом движении занимает информационная компетенция родителей, законных представителей обучающихся. Для создания комфортного информационного пространства используются как хорошо знакомые пользователям информационные каналы, традиционные (печатные издания, пресса, теле-, радиоканалы), так и новые современные технологии (Интернет, социальные сети, электронные классные журналы, электронные библиотеки и т. д.).

        Необходимость создания единого информационного пространства в системе образования связана с тем, что информация в современных условиях является основой развития системы образования. Отсутствие информации о жизнедеятельности образовательных учреждений приводит к возникновению информационного вакуума и нарушению открытости, целостности системы образования.

        Участие в проекте"   " помогает нам налаживать связь с родителями путем формирования единого информационно-образовательного пространства.

Нами было принято решение о создании  творческой группы педагогов, которая и будет организовывать целенаправленную работу по информатизации школы со всем коллективом педагогов и школьников, родителями.

                Выделяют три основных аспекта информационной среды: одна из сторон деятельности человека; система исторически сложившихся форм коммуникации; информационная инфраструктура.

        Поэтому главной задачей образовательного учреждения явилось создание информационной среды (информационной инфраструктуры). При создании которой необходимо решить следующие задачи:

  1. создать единую для всей школы базу данных, содержащую информацию о различных аспектах учебно-воспитательного процесса:
  2. сведения о сотрудниках, учащихся и родителях, учебный план, электронный классный журнал, расписание, разнообразные отчеты;
  3. сформировать коллектив, обладающий информационной культурой и владеющий информационными технологиями;
  4. предоставить возможность всем участникам образовательного процесса общаться между собой и иметь доступ к общим ресурсам.

        Кто же является пользователем информационной среды? Это все участники образовательного процесса - администрация школы, учителя, ученики, их родители, представители общественности.

ПЛАН РАБОТЫ

проекта:

«Школа – центр образовательных и консультационных услуг»

на 2016 – 2017 учебный год


п/п

Мероприятия

Дата

Ответственный

1.

Изучение потенциала и реальных потребностей развития школы для удовлетворения запросов потребителей образовательных услуг

В течение года

Мякишева И.О.

2.

Создание банка социальных партнеров школы

В течение года

Мякишева И.О.

3.

Работа над созданием банка электронных образовательных ресурсов совместно с социальными партнерами

Декабрь-май

Мякишева И.О.

4.

Итоговое заседание участников проекта

Май

Мякишева И.О.

НАШИ ПАРТНЕРЫ

 

 

 

 

  • ОАО СТОЛОВАЯ «СМОЛЕНСКОЕ БИСТРО», ул. Марины Расковой, д. 11

 

  • МБОУ межшкольный учебный комбинат № 2, ул. Крупской, 37.

 

 

 

 

 

  • Смоленский Фонд "Центр обеспечения социального партнерства правоохранительных органов и населения", ул. Толмачёва, д. 2, кв. 1

 

 

 

  • МОУДОД специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва № 5 по футболу, ул. Воробьёва, 6/7

 

  • МОУДОД специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва № 2, ул. Коненкова, 6

 

  • "Станция юных натуралистов": ул. Шевченко, 75Б

 

 

 

 

 

АНКЕТА

  1. ФИО (по желанию) ____________________________
  2. Возраст ______________________________________

Результаты анкетного исследования по выявлению отношения обучающихся к компьютерным образовательным программам и использованию ИКТ (5-11 кл)

Вопросы анкеты

Количество

школьников - 134

%

1. Компьютерные образовательные программы на уроке - это явление:

– положительное

– отрицательное

– не знаю

132

-

2

99%

1%

2.  На Ваш взгляд, компьютерные образовательные программы необходимы для:

– расширения образовательных информационных ресурсов

- индивидуализации обучения

- рационализации приемов и средств обучения

– игровой мотивации

134

78

64

34

100%

58%

48%

25%

3.  На Ваш взгляд, кому (учителю или компьютеру) принадлежит ведущая роль в:

– обучающих технологиях

– консультативной помощи

– контрольно-оценочной деятельности

компьютер

учитель

57%

22%

29%

43%

78%

71%

На основе мониторинга были сделаны выводы, что необходимо создать единое информационное пространство школы, которое делает процесс функционирования образовательного учреждения открытым, доступным для всех его участников – педагогов, обучающихся, родителей, что само по себе является условием достижения нового качества образования. 

Нами было принято решение о создании  творческой группы педагогов, которая и будет организовывать целенаправленную работу по информатизации школы со всем коллективом педагогов и школьников, родителями.

Были сформулированы основные направления работы по созданию ИОС в наших условиях:

Что даст единое информационное пространство школе?

Компьютер становится моделью современного высокотехничного общества, адаптирующей участников образовательного процесса: учителей, руководителей структурных подразделений, школьников и родителей к реалиям современности.

Цели и задачи

Главная цель ИОС - это единство образовательного  пространства  школы, повышение качества  образования,  создание   условий   для  поэтапного перехода к новому  уровню  образования  на  основе информационных технологий, создание  условий   для  предоставления дистанционных образовательных  услуг.

Основные задачи ИОС:

1) Возможность осуществлять в электронной (цифровой) форме следующие виды деятельности:

 планирование  образовательного  процесса;

 размещение и сохранение материалов  образовательного  процесса, в том числе – работ обучающихся и педагогов, используемых участниками  образовательного процесса информационных ресурсов;

 фиксацию хода  образовательного  процесса и результатов освоения основной  образовательной  программы начального общего  образования;

 взаимодействие между участниками  образовательного  процесса, в том числе – дистанционное посредством сети Интернет, возможность использования данных, формируемых в ходе  образовательного  процесса для решения задач управления  образовательной  деятельностью;

 контролируемый доступ участников  образовательного  процесса к информационным  образовательным  ресурсам в сети Интернет (ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся);

 взаимодействие  образовательного   учреждения  с органами, осуществляющими управление в сфере  образования  и с другими  образовательными   учреждениями, организациями.

2) Сокращение бумажного оборота документов и отчетов.

3) Повышение эффективности и скорости принятия управленческих решений за счет использования  новых  возможностей, предоставляемых ИОС.

4) Предоставление возможности быстрого доступа к данным по важнейшим показателям ОУ за любой период времени.

5) Представление данных показателей в удобном для восприятия и анализа виде.

Структура ИОС

Организационная структура ИОС школы:

 центральный выделенный сервер для хранения единой базы данных  образовательного   учреждения  и иных информационных ресурсов общего доступа;

 компьютерные классы для преподавания курса информатики, для компьютерной поддержки общеобразовательных предметов, для организации исследовательской, проектной деятельности, внеклассной работы;

 статичные демонстрационные комплексы;

 автоматизированные рабочие места для административных работников, для сотрудников социально-психологической службы, для библиотеки, для методической работы, в учебных предметных кабинетах;

 медиатека, школьный Интернет-центр.

Техническая инфраструктура ИОС образовательного  учреждения:

 компьютерная техника (компьютерные классы, отдельные компьютеры);

 периферийное и проекционное оборудование (принтеры, сканеры, проекторы и др.);

 локальная вычислительная сеть;

 системное программное обеспечение.

Информационная инфраструктура ИОС образовательного учреждения:

 программное обеспечение общего назначения (текстовые и графические редакторы, электронные таблицы и др.);

 программное обеспечение АСУ РСО для автоматизации деятельности различных служб (для учета обучающихся и родителей, для кадрового учета, для составления расписания, для анализа успеваемости, для автоматизации библиотеки и др.);

 программно-методическое обеспечение для организации учебно-воспитательного процесса (обучающие и развивающие компьютерные программы, электронные справочники, мультимедийные энциклопедии и др.);

 информационные ресурсы образовательного учреждения (единая база данных, учебно-методические банки данных, мультимедийные учебные разработки, хранилище документов, Web-сайт).

 Нормативно-организационное обеспечение ИОС образовательного учреждения:

 программа информатизации образовательного учреждения, в которой описываются основные цели, задачи и этапы информатизации, приводится план мероприятий и план развития технической инфраструктуры на текущий учебный год;

 планы реализации тех образовательных проектов, которые образовательное учреждение осуществляет в данный момент;

 распределение функций между сотрудниками образовательного учреждения, в том числе по управлению процессами информатизации, по техническому и методическому сопровождению, по обучению и консультированию, по внедрению информационных технологий в образовательную практику;

 регламентирующие документы, графики работы компьютерного оборудования.

http://vio.uchim.info/Vio_95/cd_site/article_img/sh1.jpg

Приоритетные направления деятельности по созданию единого информационного пространства школы

Единое информационное пространство школы – это система, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебного процесса: администраторы, преподаватели, обучающиеся и их родители: администрация в сфере управления, а преподаватели в области повышения эффективности процесса повышения свое квалификации и процесса обучения школьников. Практически все участники образовательного процесса объединены между собой едиными соответствующими информационными, научно-методическими потоками и учебными ресурсами.

Создание условий для  обеспечения доступного и качественного образования

Комплексная информатизация образования

Создание

единого

информационного

образовательного

пространства

Формирование

информационной

культуры

образовательного

учреждения

Обеспечение

технического

оснащения

учебного и

управленческого

процессов

Внедрение

новых

информационных

технологий

Создание единого информационного образовательного пространства

Комплексная автоматизация управленческого и учебно-воспитательного процессов на основе компьютеризации, современного технического оснащения школы.

Создание модели комплексной информатизации образовательного пространства школы

Объединение при помощи локальной сети всех структур ОУ для обеспечения доступа к информационным ресурсам участников образовательного процесса и организации эффективного информационного обмена между ними.

Формирование информационной культуры образовательного учреждения

Обучение администрации, педагогов, обучающихся к квалифицированному использованию ИТ в своей профессионально- учебной деятельности

Создание внутришкольной системы постоянного повышения квалификации педагогов в области ИКТ.

Создание комплекса мероприятий, направленных на повышение мотивации использования глобальной сети Интернет в образовательной деятельности у обучающихся и педагогов.

Обеспечение технического оснащения учебного и управленческого процессов

Оснащение компьютерной техникой, телекоммуникационным оборудованием, техническими средствами мультимедиа.

Проектирование и монтаж локальной сети с выделенным сервером.

Оснащение программным обеспечением учебного и управленческого характера.

Внедрение новых информационных технологий

Использование ИТ в качестве объекта изучения для учителей и учащихся для формирования пользовательских ИКТ – компетенций

Использование ИТ в качестве средства представления знаний и средства обучения.

Использование ИТ в качестве средства систематизации и распространения передовых педагогических технологий.

Автоматизация процесса обработки, накопления данных для управления организационными структурами образовательного учреждения

Приоритетные направления деятельности участников

образовательного процесса

Приоритетные направления деятельности администрации

1. Автоматизация организационно-распорядительной деятельности.

2. Ведение мониторинга качества обучения.

3. Ведение компьютерного мониторинга обученности в образовательной программе.

4. Организация работы групп "Пользователь ПК",  Электронный документооборот.

5. Проведение семинаров-практикумов по внедрению информационных технологий в образовательный процесс и повышения квалификации и методической поддержки учителей, чтобы обеспечить реальную поддержку процесса информатизации в школе. С помощью системы - обучения школьников и педагогов.

6. Структура переподготовки педагогов включает пять основных процессов.

  • Формирование у педагогов интереса к использованию ИКТ в учебном процессе.
  • Организация "мастерской" для ознакомление учителей с соответствующими способами педагогической работы с использованием ИКТ и специально разработанных учебно-методических материалов. Основной упор делается на поддержку дальнейшей самостоятельной работы педагогов. Например, при ознакомлении с ИКТ демонстрируются не столько основные приемы работы, сколько использование документации, обучающих программ, мастеров и подсказок для самостоятельного освоения соответствующих программных и технических средств.
  • Анализ результатов практической работы и рефлексия процессов саморазвития.

7. Компьютеризация школьной библиотеки, использование хранилища коллекции через Интернет по адресу http://school-collection.edu.ru.

8. Электронная база педагогических кадров.

9. Электронный банк учебно-методических ресурсов.

10. Электронная база по обучающимся.

11. Поддержание сайта школы, сайтов педагогов, Web- страниц отдельных школьных проектов.

12. Размещение на сайте школы локальных документов образовательного учреждения.

13. В рамках проекта предполагается модернизировать и объединить все компьютеры в локальную сеть (первая очередь).

Приоритетные направления деятельности учителя.

1. Осознание Интернет-технологии как части общей информационной культуры учителя.

2. Использование информационных ресурсов сети Интернет в организации познавательной деятельности школьников на уроке.

3. Использование Интернет – ресурсов в цикле гуманитарных, естественно-математических предметов и в курсе информатики.

4. Дистанционное образование, повышение квалификации.

5. Внедрение информационных технологий и ресурсов сети Интернет в отдельные этапы традиционного урока.

6. Создание Интернет – уроков, интегрированных уроков.

7. Уроки на основе готовых программных продуктов

8. Разработка собственного программного обеспечения, формирование и использование медиатеки.

9. Создание банка данных развития школьников с помощью электронных программ.

http://vio.uchim.info/Vio_95/cd_site/article_img/sh2.jpg

Приоритетные направления деятельности обучающийся

1. Интернет-технологии - часть общей информационной культуры обучающийсяа.

2. Использование информационных ресурсов сети Интернет в ходе самообразования.

3. Интернет–технологии в организации дополнительного образования детей.

4. Обучение по индивидуальным маршрутам.

5. Дистанционное обучение.

6. Компьютерные технологии для подготовки к уроку.

7. Внеклассная деятельность: организация кружковой и факультативной деятельности на основе компьютерной технологии.

8. Тренировочное тестирование по программе ГИА и ЕГЭ.

9. Компьютерные конкурсы.

10. Дистанционные обучающие олимпиады.

11. Обсуждение актуальных проблем на Интернет форуме школьного сайта.   В этом учебном году наша школа стала участником Дистанционного обучения.  Два педагога нашей школы давали дистанционные уроки (по математике для 11 и 9 класса).

Приоритетные направления деятельности родителя

1. Освоение курсов информационной грамотности.

2. Посещение курсов компьютерной грамотности.

3. Получение информации о расписании учебных занятий; о проводимых школьных мероприятиях и их результатах через сайт школы.

4. Интернет общение с руководством школы и учителями на форуме сайта.

5Интернет - знакомство с нормативно-правовым обеспечением образовательного процесса.

6.Электронные журналы.

Правильно организованная информационно – образовательная среда в образовательном учреждении, в частности грамотное использование ИКТ в образовательном  процессе, позволяет на новом  уровне  осуществить дифференциацию обучения, повысить мотивацию обучающихся, обеспечить наглядность представления практически любого материала, обучать современным способам самостоятельного получения знаний, что, безусловно, является условием  достижения   нового    качества    образования.

Каким же я вижу современного учителя в этой среде? Ответ прост:                                                                              

Умным,                                                                                                                              

Человечным,                                                                                                               

Интеллектуальным,                                                                                                                 

Талантливым,                                                                                                     

Единомышленником,                                                                                                            

[Л']юбящим своё дело!   

        В течение 2016-2017 учебного года МБОУ «СШ № 12» было приобретено 16 ноутбуков и 16 лазерных черно-белых принтеров, 1 высокоскоростной поточный сканер, 1 цветной лазерный принтер. На данный момент практически все кабинеты оснащены компьютером и принтером. В кабинете информатике имеется локальная сеть, в состав которой входят 10 компьютеров. По всей школе установлены точки доступа к Wi-Fi, поэтому доступ к сети Интернет есть практически во всех кабинетах.

1.  Создание банка социальных партнеров школы

- ФГБОУ ВО«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

  УНИВЕРСИТЕТ «МЭИ»

- историческим факультетом СмолГУ

- Смоленский зоопарк

- Станция юннатов

- МБОУ ДС зрение, аист, садко,

2. Создание электронной библиотеки

        В апреле 2017 года ученики 10 А класса посетили филиал ФГБОУ ВО
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «МЭИ»
в г. Смоленске. Была проведена обзорная экскурсия по кафедрам университета. Особое внимание было уделено кафедре «Электроэнергетических систем», поскольку с ней идет более тесное сотрудничество.

        В июне 2016 и в июне 2017 года обучающиеся 10 классов смогли побывать на практических занятиях, которые были организованы кафедрой «Электроэнергетических систем». На данной летней практике школьники познакомились с особенностями обучения в энергоинституте, смогли сами выполнить несложные практические работы.

В рамках проекта "Школа-центр образовательных  консультационных услуг" в течение 2016-2017 учебного года было достигнуто сотрудничество с историческим факультетом СмолГУ. Сотрудничество длится с 2012 года. Учащиеся школы регулярно участвуют в мероприятиях для школьников, встречались с молодыми учеными, студентами и аспирантами, преподавателями СмолГУ. В 2016 году доказательством сотрудничества стало посещение мероприятия, проводившегося факультетом в августе 2017 года "Защитникам Отечества посвящается..."

Организация встреч выпускников 11А класса со студентами исторического факультета. В 2017 году обучающаяся школы поступила на бюджетное отделение исторического факультета (Калинина Екатерина).

Также в рамках сотрудничества осуществляется прохождение педагогической практики студентов исторического факультета в МБОУ "СШ №12" (2017год - Караваев Максим)

        

        Наша школа на первоначальном этапе создания электронной библиотеки. Вся основная информация, документация находится на официальном сайте школы в разделах «Родителям», «Обучающимся» и т.д.

Что же такое электронная библиотека?

Электро́нная библиоте́ка — упорядоченная коллекция разнородных электронных документов (в том числе книг, журналов), снабжённых средствами навигации и поиска.

Электронная библиотека - распределенная информационная система, позволяющая надежно сохранять и эффективно использовать разнородные коллекции электронных документов через глобальные сети передачи данных в удобном для конечного пользователя виде.

Электронная библиотека — это ещё и упорядоченная коллекция разнородных электронных документов, снабженных средствами навигации и поиска. Может быть веб-сайтом, где постепенно накапливаются различные тексты (чаще литературные, но также и любые другие, вплоть до компьютерных программ) и медиа-файлы, каждый из которых самодостаточен и в любой момент может быть востребован читателем.

Электронные библиотеки могут быть универсальными, стремящимися к наиболее широкому выбору материала (как Библиотека Максима Мошкова), и более специализированными, как Фундаментальная электронная библиотека или проект Сетевая Словесность, нацеленный на собирание авторов и типов текста, наиболее ярко заявляющих о себе именно в Интернете. Происхождение термина: «Электронная библиотека». Сразу следует заметить, что термин «электронная библиотека» имеет отечественное происхождение. Он стал широко использоваться в нашей стране как эквивалент англоязычного термина Digital Library. Употребление этого термина в русскоязычной литературе быстро устоялось, хотя он не совсем точно отражает смысл англоязычного источника («цифровые библиотеки»), авторы которого стремились подчеркнуть в нем определяющую роль цифровых технологий в информационных системах такого рода.

В перспективе развития школы - совершенствование информационной среды школы: создание информационного библиотечного центра с доступом в Интернет; установка и использование административных программ для школы; укрепление материально-технической базы; пополнение школьной медиатеки; постоянное повышение квалификации педагогов в области ИКТ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему:"Создание в процессе обучения творческой среды, обеспечивающей возможность самореализации учащихся"

Задатки творческих способностей присущи любому ребенку. Нужно суметь раскрыть и развивать их. Это возможно только в рзультате педагогической деятельности,создающей условия для творческого развития уча...

Практическая работа. Создание собственного информационного пространства (8 класс).

Практическая работа № 4. Создание собственного информационного пространства. Данный материал содержит побробную инструкцию по созданию папок, именование, сохранение, перенос, удаление объектов, органи...

Реализация социально-педагогической работы среди подростков и взаимодействие школы и семьи

Школьный возраст – это период активного социального развития, приобретения личного опыта взаимодействия с миром, освоения культурных ценностей. На этом жизненном этапе происходит интенсивная ориентиро...

Выступление на тему «Взаимодействие с родительской общественностью в рамках реализации новых образовательных стандартов »

         Сегодня одна из главных задач школы – создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов к...

Выступление на метод.обединении Мотивация учебной деятельности в рамках реализации ФГОС

Выступление на метод.обединении Мотивация учебной деятельности в рамках реализации ФГОС...

План работы по реализации социально-педагогического проекта «Вдохновленные детством» на 2018-2019 уч.год

План работы по реализации социально-педагогического проекта«Вдохновленные детством»на 2018-2019 уч.год...