Конспект открытого урока «Разучивание русского народного танца «Калинка»
статья

Николаева Юлия Игоревна

Образовательная цель: приобретение знания по исполнению русского народного танца «Калинка», формирование компетенции в области хореографического искусства.

Развивающая цель: формирование художественного вкуса, развитие, раскрытие индивидуальности ребенка и его потенциальных возможностей.

Воспитательная цель: повышение мотивации к самостоятельным занятиям танцевальными и физическими упражнениями, формирование навыка дружеского и уважительного общения с одноклассниками. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №423 Кронштадтского района
Санкт-Петербурга

Конспект открытого урока

«Разучивание русского народного танца «Калинка» 
по образовательной программе внеурочной деятельности «Хореография»
(игровые технологии, здоровьесберегающие технологии)

Учитель внеурочной деятельности
Николаева Юлия Игоревна

Санкт-Петербург
2019

 Тема

 «Разучивание русского народного танца «Калинка»

Предмет

Хореография

Возраст

7-11 лет

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • Разучивать хореографические термины; Развивать физические данные;
  • Слушать музыкальное произведение, выделять в нем выразительные и изобразительные интонации;
  • Передавать различный ритмический рисунок в исполнении доступных произведений;
  • Понимать термины, связанные с различными перестроениями;
  • Выполнять различные танцевальные  шаги;
  • Начинать и заканчивать движения одновременно с началом и окончанием музыкальной фразы;
  • Выполнять упражнения на развитие гибкости и пластичности;
  • Знакомиться  с музыкальным размером танца «Калинка»;

Коммуникативные УУД: 

  • слушать и слышать друг друга и педагога;
  • формулировать и задавать вопросы, использовать речь для передачи информации, для регуляции своего действия и действий партнера; 
  • стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; 
  • проявлять творческую инициативу в коллективной творческой деятельности. 

Регулятивные УУД: 

  • определять цель познавательной деятельности,  - давать эмоциональную оценку деятельности;
  • выполнять хореографические действия.          

Познавательные УУД: 

  • выполнять упражнения на развитие гибкости и пластичности,  
  • ознакомиться с музыкальным размером танца «Калинка»;
  • развивать музыкальный слух обучающегося;
  • соотносить различные произведения по настроению и форме; - строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки и танца; 
  • обобщать учебный материал; 
  • устанавливать аналогии;  
  • сравнивать средства художественной выразительности в танце и других видах искусства. 

 

  • Развитие этических и эстетических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, сочувствия к  другим людям;
  • Развитие навыка сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях.

Развивать музыкальный слух обучающегося;

 

Ключевые понятия

«ковырялочка», приставной шаг, переменный шаг, боковой шаг на каблук, припадание, релеве, деми плие

Ключевые имена

 

Ларионов И.П., Агренев-Славянский Д.А.

Оборудование

компьютер, фонограмма (разбитая на части/целая), цветные кубики, иллюстрации, зеркала, станок, фортепиано, хореографический зал

Образовательная цель: приобретение знания по исполнению русского народного танца «Калинка», формирование компетенции в области хореографического искусства.

Развивающая цель: формирование художественного вкуса, развитие, раскрытие индивидуальности ребенка и его потенциальных возможностей.

Воспитательная цель: повышение мотивации к самостоятельным занятиям танцевальными и физическими упражнениями, формирование навыка дружеского и уважительного общения с одноклассниками.          

 

Ключевые компетенции

Преподаватель

Обучающиеся

Организационная компетенция

Организация учителем познавательного процесса, управление деятельностью обучающихся.

Умение организовать свою деятельность на внеурочном занятии.

Коммуникативная компетенция

Умение взаимодействовать с детьми младшего школьного возраста в рамках познавательного

процесса.

Развитие умения взаимодействовать в размах учебного процесса.

Личностная компетенция

Накопление педагогического опыта, повышение уровня мастерства, приобретение практических

умений при работе с классом

Интеллектуальное развитие в процессе получения знаний, формирование навыков и

отработка умений обучающегося.

Информационная компетенция

Умение обрабатывать информацию и адаптировать ее для учащихся младших классов.

Развитие навыка работы с информацией.

Языковая компетенция

Владение литературной речью, ее выразительностью, четкостью, ясностью, понятностью, разборчивостью.

Развитие устной речи обучающихся: умение грамотно и четко ответить на вопрос,

формулировать свои мысли, доказывать свою точку зрения.

Общекультурная компетенция

Способность работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические,

конфессиональные и культурные различия,

способностью к самоорганизации и самообразованию

Воспитание нравственных и моральных качеств личности, культурного поведения на внеурочном занятии, в социуме.

Здоровье сберегающая компетенция

Создание условий, при которых обучающимся комфортно и безопасно работать на внеурочном занятии,  

соответствие нормам санитарно-гигиенических условий.

 Соблюдение правил техники безопасности во время познавательного процесса.

Профессиональная компетенция

Владение свободным и уверенным использованием профессиональной терминологии, с целью доведения

художественной информации до сознания участников художественно-творческого процесса в доступной форме.

Способностью и готовностью применять полученные знания,

навыки и личный творческий опыт в познавательной деятельности,

План занятия:

  • приглашение детей в зал;
  • представление танцевального зала;
  • танец и его виды: классический, народный, бальный, современный (иллюстрации);
  • танец «Калинка», его происхождение;
  • прослушивание музыкального материала (фонограмма целиком), обращается внимание на музыкальный размер произведения 2/4, темп переменный, три музыкальные фразы (части);
  • расстановка по линиям в шахматном порядке;

Разминка: на середине зала 

  • маршировка на месте;
  • упражнения для улучшения гибкости шеи;
  • упражнения для улучшения эластичности плечевого пояса и подвижности плечевых суставов;
  • упражнения для улучшения подвижности локтевого сустава и эластичности мышц плеча и предплечья;
  • упражнения для увеличения подвижности лучезапястных суставов, развития эластичности мышц кисти и предплечья;
  • упражнения для улучшения подвижности гибкости суставов позвоночника;
  • упражнения для развития гибкости плечевого и поясного суставов;
  • упражнения для улучшения подвижности коленных суставов;
  • упражнения для увеличения подвижности голеностопного сустава и эластичности мышц голени и стопы;

Игра «Калинка» 

 Дети сидят «по-турецки» лицом к центру круга. Перед каждым из них кубик. Хором, в умеренном темпе напевается текст знакомой песни «Калинка-малинка, малинка моя». Одновременно каждый из играющих перемещает лежащий перед ним кубик соседу с права и получает от соседа слева новый кубик. Кубики в такт музыке «путешествуют по кругу» до тех пор, пока не вернутся к своим «хозяевам». Передвижение кубика происходит обязательно на сильную долю, то есть на ударный слог текста. 

Изучение основных движений народного танца «Калинка»:

  • «ковырялочка»;
  • приставные шаги;
  • переменный шаг;
  • боковой шаг на каблук;
  • припадание;
  • шаг на полупальцах;

 

Разучивание  народного танца «Калинка» по частям:

  • 1 часть – танцевальные шаги;
  • 2 часть – «припадание»;
  • 3 часть – « ковырялочка»;
  • 4  часть - постановка детей в рисунок;
  • исполнение танцевальной композиции «Калинка»; 
  • подведение итогов;
  • поклон (благодарим друг друга: аплодисменты).

Основные этапы организации учебной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия

I. Организационный момент/приветствие

(7 мин)

Организация         группы,         проверка готовности обучающихся:

«Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады приветствовать Вас в нашем зале на открытом уроке «Танцуем, играем и всех приглашаем!». Меня зовут Николаева Юлия Игоревна, Я учитель внеурочной деятельности, хореограф. Хочу представить Вам моих воспитанниц, которые с нетерпением ждут выхода, чтобы поприветствовать Вас и начать урок».

«Тема нашего урока: «Изучение русского народного танца «Калинка». Но для начала, давайте познакомим наших гостей с нашим любимым залом: представим, что здесь находится и для чего. Внимательно осмотритесь и назовите предметы, которые на ваш взгляд помогают танцорам».

«Совершенно верно. Зеркала помогают нам следить за правильным исполнением движений, контролировать рисунок танца. Станок служит помощником в тренировке и «разогреве» наших мышц, также у станка выполняются различные упражнения. А фортепиано помогает нам ритмично исполнять движения под музыку. Ребята, мы с вами занимаемся танцами. А кто мне скажет, что такое танец?»

«Конечно, танец – это способ выразить свое настроение и чувства при помощи ритмичных

Входят в зал, приветствуют педагога и гостей. Выполняют поклон.

 

 

 

 

 

 

 

Слушают педагога, отвечают на вопросы. Предполагаемые ответы детей:

  1. Зеркала;
  2. Станок;
  3. Фортепиано;
  4. Ритмичное действие под музыку;
  5. Бальный, народный, классический, современный и т.д.

 

Внимательно изучают иллюстрации на доске, слушают педагога.

Личностные:  - самоопределение;

 

Коммуникативные:

- планирование совместного сотрудничества с учителем и сверстниками; - построение речевых

высказываний;

 

Регулятивные:  - целеполагание;

 

 

шагов и движений тела. Танец, неосознанно становится частью жизни человека, ведь с древних времён наши предки сопровождали танцами все события, которые происходили в их жизни. Перед охотой - танцуют, принесли добычу, опять танцуют, радуются. Рождение ребёнка, свадьба и прочие события всегда сопровождаются танцем и до сих пор. А какие виды танца вы знаете?»

«Совершенно верно. Прошу внимание на доску». Демонстрация иллюстраций в презентации с комментированием.  

«Классический» танец – основа всей хореографии. Он является самым трудным танцем, потому, что очень сложно, танцуя только под музыку, исполняя классические движения, передавать смысл, сюжет танца. Обратите внимание на костюмы исполнителей, их обувь. Танец, который сочиняет хореограф. «Народный» танец - выражает характер, отличительные черты каждого народа. Чем севернее народ, тем движения в танцах более сдержанные, потому что на севере холодный климат. Ближе к югу, соответственно движения открытые, широкие, плясовые. Ритмичная работа ног.  Танец, который сочиняет сам народ. «Бальный» танец – танец, который танцевали на балах. «Современный» танец- танец, который родился в 20 веке, изменилась музыка, изменился и танец». (приложение 1,4)

II. Актуализация знаний

(15 мин)

Сейчас мы с вами сделаем разминку, чтобы подготовить наше тело к работе. Для этого я поставлю вас в две линии, в шахматном порядке, чтобы вы не мешали друг другу и видели себя в зеркале».  

Педагог выставляет детей в рисунок для удобства в работе. Выполнение разминочных движений:

  1. марш на месте;
  2. повороты головы в стороны;
  3. наклоны головы;
  4. поднятие плечей;
  5. упражнение для кистей;
  6. наклоны корпуса;
  7. упражнение для ног: деми плие(приседания прямо с поворотом);
  8. упражнение для стоп: релеве (полупальцы – 2 ноги, попеременно).  

Внимательно слушают педагога.

 

 

 

 

 

Выполняют упражнения разминки.

Познавательные: 

  • открытие для себя умения и возможности своего тела;

Коммуникативные: 

  • умение соблюдать правила поведения в зале;

III. Постановка целей урока

(1 мин)

«Закончили нашу разминку. Вы отлично поработали, молодцы! Сегодня мы с вами научимся правильно исполнять движения, которые можно использовать для русского народного танца «Калинка», и познакомимся с автором песни, под которую и ставится этот танец. Но перед этим я предлагаю вам поиграть в игру, которая тоже называется «Калинка». Эта игра поможет нам в изучении основных движений танца, потому что в игре мы будем выделять сильные доли. А как это сделать, сейчас расскажу».

Внимательно слушают педагога, выполняют его указания.

 

 

 

 

 

 

Личностные:

- постановка вопросов;

 

Познавательные:  общеучебные – самостоятельное выделение (формулирование) познавательной цели;

 

Регулятивные:  целеполагание – постановка учебной задачи;

 

IV. Усвоение новых знаний и способов действий (15 мин)

«Мы должны сесть «по-турецки» лицом к центру круга. Перед каждым из вас кубик. Хором, в умеренном темпе нужно напеть текст песни «Калинка-малинка, малинка моя. В саду ягода калинка-малинка моя». Одновременно каждый из вас должен перемещать лежащий перед вами кубик соседу справа и получать от соседа слева новый кубик. Кубики в такт музыке

«путешествуют по кругу» до тех пор, пока не вернутся к своим «хозяевам». Передвижение кубика происходит обязательно на сильную долю, то есть на ударный слог текста. Правила понятны?». 

«Но перед началом игры давайте прохлопаем в ладоши музыкальный размер песни. Музыкальный размер нашей песни «Калинка» -

2/4».                  

   Прохлопывает музыкальный размер, просит детей повторить то же самое.

«Спасибо! А теперь начнем нашу игру».

«Какие вы молодцы! Справились с этим заданием очень хорошо! Теперь я поделюсь с вами историей о танце и нашей песенки. «Калинка» - русский народный танец, основанный на русских народных движениях. Обычно танцуется под традиционную мелодию песни того же названия. Танцевать можно по одному, а можно парами или группой. Темп этого танца переменный, есть и медленная часть и быстрая. Долгое время «Калинка» считалась русской народной песней. На самом деле текст песни и музыка были написаны в 1860 году композитором, литератором и фольклористом Иваном Петровичем Ларионовым. А вскоре Ларионов, по просьбе известного в то время певца и создателя хора народной песни Агренева-Славянского, с которым он был в приятельских отношениях, отдал эту песню в его репертуар. С хора Славянского и началась популярность «Калинки».

Сейчас я включу эту песню, ведь под нее мы сегодня будем ставить танец». 

«Вам понравилась песня? Будем под нее задорно танцевать?  

Внимательно слушают педагога, выполняют его указания. Участвуют в диалоге с преподавателем.

Повторяют за педагогом.  

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопрос педагога. Играют в предложенную игру вместе с преподавателем.

 

 

 

 

 

 Слушают музыкальный материал.

 

Отвечают на вопросы преподавателя.

 

Личностные: 

  • способность к самооценке в процессе познавательной деятельности;
  • умение визуально воспринимать информацию;

 

Познавательные:

  • получение/закрепление знаний о музыкальном ритме;
  • развитие операций мышления, построение логической цепи рассуждения;

 

Коммуникативные:  

  • планирование учебного

сотрудничества со сверстниками;

 

V. Изучение нового материала

(17 мин)  

«Наберемся терпения,

  Перейдем к изучению движений,   Движения танца просты,    Посмотри и повтори!

Первое движение: переменный шаг и боковой шаг на каблук». Отработка движения под музыку (музыкальная фраза №1). 

«Следующее наше движение: припадание  и шаги на полупальцах». Отработка движения под музыку (музыкальная фраза №2). 

«Далее: «ковырялочка» + приставные шаги.

Соединяем все движения вместе:  переменный шаг, боковой шаг на каблук, припадание, «ковырялочка» и приставной шаг». Отработка движения под музыку (музыкальная фраза №3). «Вот и основные движения нашего танца. Давайте закрепим их еще раз для лучшего усвоения». Отработка         движений         под музыкальные фрагменты.

Внимательно наблюдают за действиями педагога, повторяют выполнение движений.

Личностные: 

  • умение проводить самоанализ и самооценку действий;
  • умение воспитывать доверие к себе и веру в себя;
  • умение визуально воспринимать

информацию;

  • развитие пластичности, координации тела и мышечной

памяти;

  • формирование  умения контролировать и

нивать свои  действия, вносить

соответствующие коррективы в их выполнение;

 

Коммуникативные: 

  • умение соблюдать правила поведения в зале;

VI. Закрепление новых знаний и способов действий

(10 мин)

«Сейчас мы с вами с переменным и боковым шагом на каблук выйдем на середину  зала и встанем в две линии друг за другом. У нас с вами получатся ровные колонки.  Это мы сделаем очень просто. Для этого необходимо смотреть в затылок впереди стоящего, соблюдая интервалы.  Затем на одном месте (вокруг себя), мы сделаем поворот, используя движение «припадание», которое плавно перетекает в «шаг на полупальцах», где мы нарисуем два  круга. После круга по ходу движения мы опять приходим на свои места, только слегка линии сместятся, и получится шахматный рисунок. И  этот рисунок  мы заканчиваем «ковырялочкой» с приставным шагом. Все передвижения педагог показывает и проговаривает. Ставит детей в исходное положение. Отмечает место остановки.

«Ребята, а сейчас мы повторим все движения с остановками в следующем порядке:

  1. часть – переменный шаг и боковой шаг на каблук;
  2. часть – «припадание»;
  3. часть – проходка по кругу; 4 часть – «ковырялочка»; 5 часть – приставной шаг.

Давайте проверим, насколько хорошо и грамотно мы освоили данные движения. Начали.»

«А теперь соединяем все наши движения в танец и исполняем его полностью сначала под счет, а затем под музыку». (приложение 3) 

Внимательно слушают педагога.

Выполняют ранее изученные упражнения.

Исполняют танец под счет, затем в сопровождении музыки.  

Личностные:

  • формирование  умения контролировать и оценивать свои  действия, вносить

соответствующие коррективы в их выполнение;

  • контроль и оценка процесса и результата своей деятельности; - адекватное восприятие оценки учителя.

 

Регулятивные:

  • планирование своего  действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;  
  • осуществление итогового и пошагового контроля по

результату;  

  • умение повторить разученные связки, повторить и закрепить пройденный материал; - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

VII. Подведение итогов урока, рефлексия.  

(2 мин)

«Вот и подошло к концу наше занятие. Вы сегодня замечательно работали, я очень вами довольна. Спасибо! Давайте сделаем поклон и подведем итоги нашего занятия».

Что вам сегодня больше всего запомнилось? В чем вы испытали трудность? Если вам понравилось, как вы сегодня потрудились, то похлопайте себе и друг другу. Вы можете быть свободны».

Выполняют поклон.

 

 

Оценивают свою работу на уроке. Отвечают на вопросы.

Прощаются с преподавателем.

Личностные:  

-умение проводить самоанализ и самооценку действий;  

 

Коммуникативные:  

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Истоки русской народной песни"

В системе внеурочных комплексных мероприятий  познакомить детей и подростков с русскими  старинными праздниками, с русскими народными песнями  и  играми. Развитие ...

Открытый урок «Изучение русских народных движений» в рамках семинара практикума «Организация внеурочной деятельности в МБОУ «РНГ» г. Элисты

Дата проведения:  24.04.2014. Класс: сборные классы Предмет: хореография. Ф.И.О. преподавателя: Семиглазова Альбина Васильевна. Тема урока: Изучение русских народных движений....

План - конспект открытого урока занятия по бальному танцу

План - конспект открытого урока занятия по бальному танцу...

Конспект учебного занятия "Жанры русского народного танца: движения и манера исполнения"

Конспект учебного занятия "Жанры русского народного танца: движения и манера исполнения"...

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого урока по предмету "Народно-сценический танец" на тему : Развитие танцевальности у станка и на середине зала на основе элементов движений русского и белорусского танцев"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждениедополнительного образования«Детская школа искусств №7» г. Курска   ПЛАН-КОНСПЕКТоткрытого урока по предмету «Народно-...

План-конспект открытого урока по "Историко-бытовому танцу"

Шедевр - уникальное, непревзодённое творение. Высшее достижение искусства, мастерства....