Анализ работы по теме самообразования «Формирование УУД на уроках биологии через проектную деятельность».
статья

Терезова Татьяна Васильевна

Универсальные учебные действия – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Одним из эффективных методов формирования универсальных учебных действий, является проектный метод обучения, который предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий. В соответствии с целями подготовки проекта разрабатываются план, программа подготовки проекта, которые как минимум должны включать требования по следующим рубрикам:
• организация проектной деятельности;
• содержание и направленность проекта;
• защита проекта;
• критерии оценки проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_teme_samoobrazovaniya.docx17.33 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование УУД на уроках биологии через проектную деятельность»
Выступление учителя биологии Терезовой Т. В. На педагогическом совете школы.

Универсальные учебные действия – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Одним из эффективных методов формирования универсальных учебных действий, является проектный метод обучения, который предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий. В соответствии с целями подготовки проекта разрабатываются план, программа подготовки проекта, которые как минимум должны включать требования по следующим рубрикам:
• организация проектной деятельности;
• содержание и направленность проекта;
• защита проекта;
• критерии оценки проектной деятельности.
Требования к организации проектной деятельности проект должен быть посильным для выполнения;

создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку)

Типология форм организации проектной деятельности (проектов) обучающихся в образовательном учреждении может быть представлена по следующим основаниям:
• видам проектов: информационный (поисковый), исследовательский, творческий, социальный,

• содержанию: монопредметный, метапредметный, относящийся к области знаний (нескольким областям), относящийся к области деятельности и пр.;
• количеству участников: индивидуальный, парный, малогрупповой (до 5 человек), групповой (до 15 человек), коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнёрской сети, в том числе в Интернете);• длительности (продолжительности) проекта: от проекта-урока до многолетнего проекта.

На этапе 5-6-х классов дети впервые по-настоящему сталкиваются с ситуацией свободного выбора, постепенно учатся планировать свои действия и двигаться к осуществлению замысла. Это этап пробы себя в ситуации свободного действия. Оценка проектной деятельности (проектной задачи на этом этапе) носит, скорее, иллюстративный характер. О формировании ответственного проектного действия говорить еще рано. Главный образовательный результат – умение различать виды работ и виды ответственности за них.

На этапе 7-9-х классов ученики приобретают необходимые навыки – планирования, целесообразного действия, оформления проектов, их презентации и защита проекта.

Специфика предмета биологии, её практическая направленность, позволяет и делает необходимым использовать проектную деятельность на уроках. В своей практике я использую проекты различной типологии: исследовательские, творческие, индивидуальные, парные, групповые, краткосрочные, долгосрочные. Начиная с 5 класса, можно включать учащихся в проектную деятельность с подготовки информационных проектов в виде рисунков сообщений, презентаций с которыми они выступают на уроках. Дети проводят фенологические наблюдения, наблюдения за домашними животными, познавательные опыты по некоторым темам, например «Могут ли в живых организмах происходить физические изменения», «Могут ли в живых организма происходить химические изменения», «Условия прорастания семян», «Растения – паразиты», «Светящиеся животные» и т.д

Учащиеся шестых и седьмых классов продолжают совершенствовать свои умения. Уже намного лучше получаются сообщения, презентации. Здесь особое внимание я уделяю правильному оформлению результатов опытов, наблюдений, сообщений. Большое количество работ в шестых классах выполняется по темам: «Значение бактерий», «Значение грибов», «Удивительные растения», «Прорастание семян» и т.д. В седьмых классах: «Домашние питомцы» (составляется общий альбом), «Представители семейств животных», «Самые, самые, самые» (разнообразие животных), «Значение животных для человека» и т.д. Большое количество коллективных, групповых проектов можно провести по биологии в 8 классе по разделу «Человек». Например: «Гигиена сердечнососудистой системы», «Заболевания дыхательной системы», « Изучение влияния факторов окружающей среды на организм человека», «Анализаторы», «Кожа», «Вирусные заболевания» и другие. По теме «Гигиена питания» учащиеся готовят проекты о различных диетах, о правильном питании. 
В результате у учащихся формируются универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные.
Проектная деятельность играет важную роль в формирование регулятивных УУД: в определении целей деятельности, составления плана действий по достижению результата творческого характера; в работе по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом; в  понимании причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации. 
При формировании познавательных УУД, проектная деятельность даёт возможность: предполагать, какая информация нужна; отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники,  сеть Интернет ; сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных. Совместная проектная  деятельность учащихся при работе  в группе способствует формированию коммуникативных УУД: организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами. 
Формирование УУД через проектную деятельность позволит обеспечить учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; создать условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность; обеспечить успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Наше время принесло новое противоречие в образовательный процесс - противоречие между темпом приращения знаний и ограниченными возможностями их усвоения обучаемым, будь то ребёнок или взрослый. Именно...

Формирование технологической культуры личности учащихся через проектную деятельность на уроках технологии

Формирование технологической культуры личности учащихся через проектную деятельность на уроках технологии...

Статья "Формирование информационно-коммуникативной компетентности обучающихся через проектную деятельность на уроках информатики и ИКТ и во внеурочное время в сельской школе"

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ...

Педагогический проект на тему : « Формирование ключевых компетенций у школьников через проектную деятельность на тему: «Общественное сознание и философия »

Цель работы:  показать, что  в настоящее время процесс обучения всё больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Одной из разновидностей такого подхода является...