Системный подход при подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации на уровне основного общего образования по математике
материал

Шалапинина Татьяна Ивановна

Выступление на педсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_pedsovet.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Системный подход при подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации на уровне основного общего образования по математике

Работа образовательного учреждения по подготовке выпускников 9-х классов к государственной итоговой аттестации остается самым актуальным и востребованным направлением в учебно-воспитательном процессе любой школы, потому что готовятся к экзаменам каждый год новые дети, а творческие учителя готовят школьников каждый год по-новому, учитывая плюсы и минусы года минувшего, меняющиеся требования к уровню знаний обучающихся и качества подготовки выпускников основного общего образования.

Государственная итоговая аттестация за курс основного общего образования – это ответственный, важный, по-настоящему первый взрослый шаг каждого ученика, требующий обдуманного выбора своего будущего, формирования общеучебных компетенций, обобщения знаний по предметам учебного плана, умения эффективно организовать свою работу. Подготовка к экзаменам – очень сложный и ответственный период, в котором многое зависит от учителей, от методики преподавания и использования инновационных педагогических технологий в учебном процессе, от активизации работы педагогического коллектива по внедрению в работу электронных образовательных ресурсов и создания разного вида диагностических мероприятий по определению уровня успешности каждого выпускника. Формирование положительной мотивации к учению обучающихся и создание благоприятных условий для успешной сдачи ОГЭ – важнейшие задачи педагогического коллектива школы.

Для реализации данных задач необходимо тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса (администрации, педагогов, общественности, родителей, обучающихся), внедрение в практику разнообразных форм, методов и приемов работы; деловой диалог учителей и обучающихся; индивидуализация и дифференциация обучения, системно - деятельностный подход в обучении и воспитании.

ОГЭ – это форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования. Цель, которую ставит перед собой каждый учитель, это подготовка обучающихся 9-х классов к успешному прохождению ОГЭ. Результат, полученный выпускником при прохождении ОГЭ, это результат освоения им школьной программы по математике. Подготовка к ОГЭ серьёзное мероприятие, к которому нужно отнестись со всей ответственностью.

Обучающиеся одного и того же класса имеют разный уровень подготовки по предмету, различную учебную мотивацию, различный психологический настрой. Не секрет, что у многих обучающихся низкая предметная подготовленность, нет положительной учебной мотивации, есть чувство страха перед ОГЭ, которое может привести к низким результатам даже у обучающихся с высоким уровнем знаний по предмету. И первое, что необходимо сделать учителю, это положительно настроить всех выпускников на подготовку и прохождение ОГЭ. В таких условиях, учителю приходится выстраивать практически индивидуальный подход к каждому ребёнку, использовать разные методики подготовки выпускников к экзамену.

Задачи по подготовке детей к ОГЭ:

1. Начинать подготовку к итоговой аттестации с 5 класса;

2. Создавать учебный материал (по типу ОГЭ) и использовать готовые печатные и электронные пособия;

3. Учить школьников технике сдачи теста;

4. Психологическая подготовка к ОГЭ;

5. Через систему дополнительных занятий повышать интерес к предмету и личную

ответственность школьника за результаты обучения.

Подготовка к ОГЭ по математике в 9 классе начинается в начале учебного года с проведения контрольной диагностической работы, которая поможет выявить не только пробелы в знаниях обучающихся, но и позволит познакомить их со структурой и особенностями экзаменационной работы. Каждому обучающемуся необходимо иметь лист индивидуальных достижений, в котором он будет отслеживать динамику результативности выполнения заданий типовых экзаменационных вариантов.  Занятия по подготовке к ОГЭ должны носить системный характер, быть регулярными, четко спланированными, давать каждому обучающемуся возможность заполнить пробелы в знаниях и  исключить появление новых.

Во многих общеобразовательных учреждениях выделяются дополнительные часы (консультации) по подготовке к экзамену, если таких часов нет, то учителю необходимо предусмотреть время для подготовки на каждом уроке. Во избежание технических ошибок, на занятиях по подготовке к ОГЭ, необходимо научить обучающихся правильному заполнению бланков. Следует обратить внимание выпускников на правильность написания цифр, букв, предложенных в бланках. Репетиционное заполнение бланков необходимо проводить до полного правильного заполнения каждым выпускником. Одним из важных условий успешной сдачи ОГЭ является умение обучающихся осмысленно читать инструкцию по выполнению работы. Данное умение позволит правильно перенести ответ с черновика в бланк и сократит возможные технические ошибки, которые приводят к отрицательному результату прохождения ОГЭ.

Проведение дополнительных занятий по подготовке к ОГЭ:

- консультации для слабых обучающихся (решение 1 части);

- консультации для сильных ребят (решение заданий 2 части);

- индивидуальные консультации

На первых занятиях надо познакомить обучающихся с нормативно-правовыми документами, провести инструктаж по правилам выполнения Кимов. Познакомить обучающихся с содержанием работ, их особенностями. На нескольких занятиях задания можно выполнять коллективно, с полным объяснением и записью на доске, прорешать несколько тестов (1 часть). При этом надо знакомить с тем, как правильно читать задания, несколько раз прочитать вопрос задания. Систематически включать в устную работу задания из ОГЭ открытого банка задач части 1. Включение в изучение текущего учебного материала заданий, соответствующих экзаменационным заданиям. На каждом уроке решать и разбирать задания не только из учебника, но и задания, соответствующие теме задания из КИМов. На протяжении первого полугодия домашнее задание задавать из сборника типовых экзаменационных вариантов  (под ред. И.В. Ященко) и открытого банка заданий КИМов: 4- 5 заданий из варианта. Те задания, которые вызвали затруднения, разбирать на доске.

Подготовка к экзамену – это изучение программного материала с использованием заданий в формах, применяемых при прохождении ОГЭ. При правильной организации подготовки обучающихся удается диагностировать пробелы в знаниях выпускников, помочь им  овладеть общими навыками решения заданий различных типов, качественно подготовить их  к сдаче ОГЭ.

Педагогу необходимо научить обучающегося технике сдачи государственной итоговой аттестации  в форме ОГЭ. Следует заострить внимание выпускника на следующие важные моменты:

- Внимательно заполнять бланк, при заполнении использовать образцы написания цифр и букв, данных в бланке.

- Внимательно читать инструкцию к работе. При выполнении заданий и записи ответов помнить об инструкции.

- Следить за временем. Помнить, что время экзамена ограничено. Если не получается решить задание, не надо тратить на него время, следует перейти к решению следующего задания. После завершения всей работы в оставшееся время можно вернуться к пропущенным заданиям и постараться их решить.

- Прочитать полностью всю работу, оценить её сложность. Выбрать те задания, которые являются самыми простыми, не требующими больших усилий. Выполнение работы начинать с этих заданий.

- При решении заданий внимательно читать условие, анализировать, спрашивая себя: «Что нужно найти?»; «Что требуется записать в ответ?».

- Выполнять задание только на черновике. Прежде чем перенести ответ в бланк, проверить своё решение. Обратиться к инструкции, к условию задания, если все в порядке, аккуратно перенеси ответ в бланк.

- Не спешить.

Итак, успешная сдача экзамена зависит от многих факторов, в том числе и от предварительной подготовки обучающихся, которая осуществляется учителем в рамках учебного процесса на уроках математики. Все выше перечисленные рекомендации в комплексе призваны помочь минимизировать те трудности, которые могут возникнуть у школьников во время сдачи ОГЭ.

При подготовке обучающихся к ОГЭ учителю необходимо:

- формировать у обучающихся навыки самоконтроля;

- формировать умения проверять ответ на правдоподобие;

- систематически отрабатывать вычислительные навыки;

- формировать умение переходить от словесной формулировки соотношений между величинами к математической;

- учить проводить доказательные рассуждения при решении задач;

- учить выстраивать аргументацию при проведении доказательства;

- учить записывать математические рассуждения, доказательства, обращая внимание на точность и полноту проводимых обоснований.

Предлагается несколько приёмов: 

- Обязательные устные упражнения и правила быстрого счёта

- Применение групповой работы на уроках математики при подготовке к ОГЭ

- Авторитет учителя

- Работа с родителями.

Для достижения правильности и беглости устных вычислений, преобразований, решения задач в течение всех лет обучения на каждом уроке необходимо отводить 5-7 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса. Устные упражнения соответствуют теме и цели урока и помогают усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала. Чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались, необходимо установить правильное соотношение в применении устных и письменных приёмов вычислений, а именно: вычислять письменно только тогда, когда устно вычислить трудно. Задания при проведении экзамена по математике составлены в тестовой форме, значит обучающиеся должны хорошо освоить технику работы с тестами. Поэтому, начиная с 5 класса, стремиться организовать работу с тестовыми заданиями, а также знакомить с имеющимися сборниками  тестовых заданий. Особое внимание на уроках стараться уделять повторению, которое должно проводиться постоянно, как сопутствующее новому материалу, так и тематическое. Необходим и постоянный контроль по ликвидации пробелов знаний при проведении групповых и индивидуальных консультаций.

Начиная с 7-8 класса, следует предлагать обучающимся тренировочные задания, тесты и зачеты. Работу обучающихся необходимо контролировать, консультируя их по заданиям, в решении которых они испытывают трудности.

В течение всего учебного года в самостоятельные работы обучающего характера включать различные формы заданий: задания с выбором ответа, с кратким ответом, а также стандартные для математики задания, в которых необходимо дать развернутое решение с полным объяснением.  Можно дать домашнее задания из 2 части.

Как я строю свою работу по подготовке обучающихся к сдаче экзамена по математике в форме ОГЭ?

1) провожу исследование демо-версий ОГЭ по математике последних лет, взятые на сайте www. fipi. ru. Анализирую результаты прошлых лет, делаю выводы.

2) соотношу своё календарно-тематическое планирование в данных классах с темами, используемыми в КИМах. Затем произвожу отбор тех заданий, работу над которыми уже можно начинать в 7-8 классах.

3) осуществляю подбор необходимой литературы: дидактические материалы, тесты и др.

4) Рекомендую использование Интернет-ресурсов для самостоятельной домашней подготовки к экзамену.

5. Один раз в месяц провожу тестирование в форме ОГЭ и делаю анализ.

 Эти меры необходимы, для преодоления ими «нижнего порога» на  ОГЭ.

Глобальные темы, которые нельзя запускать:

5 класс – обыкновенные дроби

6 класс – положительные и отрицательные числа.

7 класс – формулы сокращенного умножения.

8 класс – решение квадратных уравнений

9 класс – неравенства и прогрессии.

Конечно, подготовка к урокам, консультациям, проведение дополнительных занятий занимают много времени и сил, но, если правильно организовать свою деятельность и заинтересовать обучающихся в получении положительной оценки, то вся проведенная работа принесёт    результат. Лёгких путей в науку нет. Но необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны математики, её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей и успешно сдали экзамен.

Успех во многом определяется тем, насколько эффективна подготовительная работа. Принципиально важно наличие единой позиции у всех участников образовательного процесса – учителей, учеников, родителей – по отношению к самой итоговой аттестации и к готовности выпускников.

И все же успех экзамена в первую очередь зависит от педагога, от его профессиональной готовности к новой форме государственной итоговой аттестации обучающихся.

Другое непременное условие хорошей результативности экзамена – стремление самого школьника к успеху.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка контрольно-измерительного материала для проведения государственной итоговой аттестации за курс основного общего образования по предмету: "Физическая культура"

Методическая разработка направлена на определение сформированности у учащихся предметных знаний и умений, а также диагностику уровня предметной успешности учащихся 9-х классов....

Статья "Использование личностно-ориентированного обучения и ИКТ-технологии для качественной подготовки обучающихся к государственной (итоговой) аттестации по математике"

Для создания системы подготовки обучающихся к итоговой аттестации, обеспечивающей высокое качество знаний школьников на основе личностно-ориентированного обучения и информационно-коммуникационных техн...

Дифференцированный подход в подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации по математике

Выступление на районном методическом объединении учителей математики...

«Системный подход в подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации по биологии»

Маштакова Галина Геннадьевна;МАОУ «СОШ № 27 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Балаково; учитель биологии. Итоговая аттестация учащихся в формате ГИА и ЕГЭ сего...

Презентация Родительское собрание " О проведение государственной итоговой аттестации по программам основного общего образования в 2021 году"

Презентация Родительское собрание "О проведении государственной итоговой аттестации по программам основного общего образования в 2021 году"...