Формирование внутренней мотивации на уроках истории и обществознания
опыты и эксперименты

Яковлева Юлия Вячеславовна

Диагностика процесса формирования внутренней мотивации на уроках истории и обществознания у учащихся 8 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rost_motivatsii_k_izucheniyu_predmeta.docx17.86 КБ

Предварительный просмотр:

Рост мотивации к изучению предмета

       Считаю, что вопрос о мотивации учения – это центральный вопрос в системе образования, т.к. мотив является источником деятельности. Часто, на уроках истории и обществознания я сталкиваюсь с отсутствием интереса к своим предметам. С сентября 2016 года стала работать над методической темой «Формирование внутренней мотивации на уроках истории как средство повышения качества обучения».

      От своей работы я ждала следующие результаты: повышение качества знаний на уроках истории и обществознания; осознание учащимися, что исторические знания важны для формирования гражданской позиции; снижение тревожности в учебном процессе.

      Первоначально я провела в 2-ух классах (пилотном – 7 «а» и контрольном – 7 «б») диагностику мотивации обучения. Был использован тест М.В. Матюхиной «Изучение мотивационной сферы учащихся» [Матюхина М.В. Изучение мотивационной сферы учащихся. / Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. – Улан-Удэ, 2004, С.139-141.]  Цель: определить тип мотивации смысл учения для учащихся.

      Методика М.В.Матюхиной позволяет выявить ведущие, доминирующие мотивы в мотивационной сфере учащихся. Все мотивы, обозначенные в данной методике, можно разделить на:

• широкие социальные (мотивы долга и ответственности, самоопределения и самосовершенствования), 
•узколичностные (благополучия и престижа), 
•учебно-познавательные (связанные с содержанием и процессом учения), 
•мотивы избегания неприятностей.

      Результаты:

Пилотный  класс 7 «а»

Контрольный класс 7 «б»

43%

Социальные мотивы учения, не касающиеся познавательных потребностей

49%

Социальные мотивы

6%

Учебно-познавательные мотивы. (они связанны с содержанием процесса учения) 

3%

Учебно-познавательные мотивы

41%

Узколичные мотивы учения

33%

Узколичные мотивы

10%

Отрицательные мотивы (т.е. учиться не хотят)

15%

Отрицательные мотивы

        Далее, используя метод наблюдения за поведением учащихся во время своих уроков, я определила причины спада школьной мотивации. Причины предоставлены в порядке значимости:

  1. Личная значимость предмета
  2. Непонимание целей учения
  3. Отношение ученика к учителю
  4. Продуктивность учебной деятельности
  5. Интеллектуальное развитие школьника
  6. Страх перед школой.

       На базе «пилотного» 7 «а» класса стала продумывать организацию деятельности учащегося на уроке, чтобы она стала для него не просто обязанностью, а радостью. Были подобраны педагогические приемы, обеспечивающие развитие мотивации к изучению истории:

  1. Вовлечение учащегося в процесс самостоятельного поиска. Для этого я предлагала вопросы проблемного характера.

Акцентирование внимания на актуализацию. Придерживаюсь схемы: хочу – надо – могу.

  1. Использование исторического материала, который был бы посильным для учащихся.
  2. Частое проведение оценивания, чтобы школьник видел результат своей деятельности.
  3. Регулярное использование на уроках наглядности.
  4. Применение групповых и парных форм работы.
  5. Создание на уроках ситуации успеха.

       В декабре 2016 года я провела текущее диагностическое тестирование

как «пилотном» 7 «а» классе, так и в «контрольном» 7 «б», в котором работала без новаций. Был использован так же тест М.В. Матюхиной «Изучение мотивационной сферы учащихся».

Результаты роста мотивации представлены в таблице:

Пилотный  класс 7 «а»

Контрольный класс 7 «б»

43%

Социальные мотивы учения, не касающиеся познавательных потребностей

49%

Социальные мотивы

11%

Учебно-познавательные мотивы. (они связанны с содержанием процесса учения) 

3%

Учебно-познавательные мотивы

38%

Узколичные мотивы учения

33%

Узколичные мотивы

8%

Отрицательные мотивы (т.е. учиться не хотят)

15%

Отрицательные мотивы

        Вывод: Я привела лишь фрагмент деятельности в рамках своей методической темы. Но результаты диагностики таковы, что уже на протяжении 1- го триместра 2016-2017 учебного года, учебно - познавательная мотивация в «пилотном» 7 «а» классе увеличилась на 4 процента. А учащихся, которые не хотели учиться стало меньше на 2%. Сократилось количество учащихся, которые учатся ради узколичных мотивов на 3%. Конечно, всегда остаются учащиеся, которые учатся ради каких-то социальных целей, не касающихся познавательных потребностей.  В «контрольном» 7 «б» классе ситуация за текущий период не изменилась. Если мы сравним сводную таблицу качественных показателей по предмету «история» по итогам 2016-2017 учебного года, то увидим, что в «пилотном» 7 «а» классе и средний балл, и качество обучения выше, чем в «контрольном  7«б» классе.

Наименование учебной дисциплины

Класс

2016/2017 учебный. год

Средний балл

Качественный показатель, %

Показатель успеваемости

история

7 а

4

85,7

100

история

7 б

3,8

70,3

100

        Перспектива: Продолжить работать над повышением внутренней мотивации учащихся по изучению истории, т.к. проведенные итоговые диагностики показывают, что сохраняется положительная динамика участия школьников по личному желанию и в предметных олимпиадах, и повышается их желание самостоятельно добывать знания, отстаивать свою точку зрения. Я и в настоящее время внедряю свою методическую систему в практику. Я констатирую повышение уровня сформированности познавательных интересов учащихся, снижение тревожности и повышение метапредметных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

• интегрированный урок по теме «Формирование учебной мотивации на уроках истории и обществознания»

Путь воспитания мотивации через учебную деятельность является очень эффективным и недостаточно используется в школе. Многочисленные психологические исследования показали, что характер мотивации можно ...

Формирование учебной мотивации на уроках истории и обществознания

Путь воспитания мотивации через учебную деятельность является очень эффективным и недостаточно используется в школе. Многочисленные психологические исследования показали, что характер мотивации можно ...

Проблема формирования учебно-познавательной мотивации на уроках истории и обществознания.

«Все наши замыслы,все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться».В.А. Сухомлинский...

Статья "Формирование внутренней мотивации на уроках истории и обществознания"

Данная статья поможет в организации учебного процесса основанного на внутренне мотивированной деятельности обучающихся....

Формирование положительной мотивация на уроках истории и обществознания.

Материал содержит примеры форм и методов работы....

Свидетельство о публикации в образовательном СМИ "Педагогический альманах" собственный педагогический опыт на тему: "Средства развития учебной мотивации на уроках истории и обществознания"

Свидетельство  о публикации в образовательном СМИ "Педагогический альманах"собственный педагогический опыт на тему: "Средства развития учебной мотивации на уроках   истор...

Свидетельство о публикации в образовательном СМИ «Педагогический альманах» собственный педагогический опыт на тему: «Средства развития учебной мотивации на уроках истории и обществознания»

Свидетельство  о  публикации  в образовательном СМИ «Педагогический альманах» собственный педагогический опыт на тему:  «Средства развития учебной моти...