Доклад "Урок бурятского языка по УМК «Амар мэндэ-э!» в разрезе требований ФГОС". 2019г.
статья

Гынденова Любовь Юрьевна

Выступление на районнм семинаре учителей бурятского языка и литературы в 2019 году

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_seminare_12.02.2019_bulum.docx25.6 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на районном семинаре учителей бурятского языка и литературы на базе Булумской СОШ. 12.02.2019

Тема: «Урок бурятского языка по УМК «Амар мэндэ-э!» в разрезе требований ФГОС»

По требованиям ФГОС, учитель из простого проводника знаний  стал действительным организатором совместной работы со школьниками, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями. В новых стандартах понятие «ЗУНы» уже не используется. Меняется и цель обучения. Теперь мы, учителя всех дисциплин, должны выпускать в жизнь людей, не только усвоивших набор определенных знаний и умений, но и умеющих добывать их самостоятельно. То есть современные дети должны обладать определенными универсальными учебными действиями (УУД).

Развитие универсальных учебных действий на уроках, в частности на уроках бурятского языка,  решающим образом зависит от содержания учебного предмета.  А содержание учебного предмета, методы и формы, используемые учителем на уроке, существенным образом влияют на формирование УУД у учащихся, которые в свою очередь закладываются в основу всей учебно-воспитательной системы образования. 

Если коротко, то овладение УУД в конечном счете ведет к формированию способности самостоятельно усваивать новые знания, т. е. умения учиться.

«Умение учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:

1) познавательные и учебные мотивы;

2) учебную цель;

3) учебную задачу;

4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Используя в своей работе уже несколько лет УМК «Амар мэндэ-э!» (Гунжитовой Г.-Х.Ц., Дашиевой С.А., Цырендоржиевой Б.Д.), можем делать некоторые выводы. Требования к обязательному уровню подготовки учащихся предполагает овладение такими видами компетенций, как коммуникативная, языковая и социокультурная. Данный комплект ориентирован на личностно-развивающее образование младших школьников, развитие у ребенка интереса к познанию, воспитывает любовь к родному краю. УМК формирует прочные знания, умения и навыки учащихся.

На семинаре, посвященном сохранению бурятского языка (27.01.2017), Цырендоржиева Баирма Дамбиевна провела работу по теме «Структура урока бурятского языка как второго с позиций требования ФГОС (урок формирования грамматических навыков)». Рассмотрели требования к содержанию и структуре урока.  Также общедидактические принципы, к которым добавились новые, они теперь выходят на первое место:  

  • принцип когнитивной и социальной направленности обучения
  • принцип межпредметного обучения
  • принцип рефлексии
  • принцип развивающего обучения

Структуры разных типов уроков вы знаете, подробно не будем останавливаться. Просто изложу некоторые моменты, на которые обязательно надо обращать внимание.

1. Логику урока бурятского языка как второго. Она проявляется в соблюдении следующих требований:

  • соотнесённость всех элементов урока с его главной задачей (целенаправленность урока);
  • соразмерность всех элементов урока, их соподчинённость (целостность урока);
  • движение по стадиям усвоения материала (динамика урока);
  • единство и последовательность упражнений (связность урока).

2. Требования, предъявляемые к современному уроку бурятского языка:

  • хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и окончание;
  • учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
  • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять их на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
  • вывод делают сами учащиеся;
  • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
  • здоровье сбережение;
  • в центре внимания урока – учащиеся;
  • учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие  аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
  • планирование обратной связи.

3. Особенности современного урока бурятского языка:

  • Практическая направленность урока.
  • Атмосфера общения.
  • Единство целей.
  • Задания, адекватные главной цели.
  • Строгая последовательность выполняемых упражнений.
  • Комплексность урока.
  • Создание условий для  достижения успеха каждому ученику (индивидуализация обучения) обеспечивает результативность урока.
  • Контроль усвоения материала, рефлексия результатов, оценка проведённого урока и постановка целей на будущее.

Давайте вспомним виды УУД. Это личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.

На примере урока «Сагаалган» (третий год обучения) рассмотрим процесс формирования УУД. Работая по картинкам упражнения 2, с. 81, учащиеся смогут определить тему и цели урока. Регулятивные универсальные учебные действия очень хорошо реализуются в течение всего урока при целеполагании, планировании,  прогнозировании,  контроле, оценке.

Далее выполняя упражнении 7, с. 83 (сказка о 12 животных), формируем у них   личностные универсальные учебные действия, которые обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию, умение соотносить действия с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения. К концу урока ученик должен задасться вопросом: какое значение и какой смысл имели для меня эти знания? — и уметь на него отвечать ( то есть «что я узнал и что я хочу узнать»).

Работая над  текстом сказки, развиваем и познавательные универсальные учебные действия, которые включают:

  • общеучебные, логические учебные действия, постановку и решение проблемы;
  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения;
  • извлечение необходимой информации из прослушанного текста;
  • установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

Рубрика «Мэдэнэ гүш» помогает нам развивать познавательные УУД.

Далее, развивая коммуникативные универсальные учебные действия, мы формируем у детей  социальную компетентность; развиваем умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем.

Не забываем, что процесс формирования УУД у детей должен носить систематический и непрерывный характер.

В заключение хотелось бы сказать, что в данный момент на начальной ступени обучения бурятскому языку выделяется всего лишь один час в неделю. УМК «Амар мэндээ!» отвечает всем требованиям ФГОС, но из-за недостатка часов не в полной мере используется содержание учебного предмета. Многие темы приходится изучать очень сжато.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме Глагол 6 класс в разрезе требований ФГОС

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по «Глагол» Урок обобщения знаний в разрезе требований ФГОС Цели: Обобщить изученное по теме «Глагол» Развивать УУД Развивать речь ...

План-конспект урока французского языка по теме «Учёба в школе» в аспекте требований ФГОС Класс: 3

В рамках требований ФГОС предлагаю план-конспект урока в 3-ем классе по теме учёба в школе, где четко определены цели урока , действия педагога и учащихся на разных этапах урока....

Учебно – методический комплекс дисциплины ОГСЭ.03 Иностранный язык для специальности 180403 Судовождение как одно из требований ФГОС

Статья опубликована в материалах Межрегиональной ярмарки педагогических инноваций "Актуальные вопросы модернизации образования" г. Омск...

Тесты по бурятскому языку. 3 класс "Амар мэндэ-э!"

Тесты по УМК "Амар мэндээ". Второй год обучения. Составлен в 2018 учебном году....

Рабочая программа по предмету бурятский язык по УМК "Амар мэндээ"4 класс

Рабочая программа по бурятскому языку в 4 классе по УМК "Амар мэндэ-э!"...